Что такое характер человека определение для детей
Что такое мой характер?
Презентация к уроку
Цель: дать учащимся представление о характере.
Дидактические средства: карточки для индивидуальных работ, для каждого: красные и зелёные лепесточки, 20 горошин.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, я рада приветствовать Вас на уроке. А как гласит восточная мудрость: “Приветствие – это ключи, которые могут открыть любой замок”. Я надеюсь, что мы сумеем подобрать ключи друг к другу, и пусть на этом пути нам сопутствует успех.
2. Активизация внимания.
Слайд 1. (Положить в ладошки детям по горошине.)
— Внимательно рассмотрите горошину и скажите, на что она похожа? (Учитель выслушивает ответы детей.)
— Спасибо. Мне кажется, что горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса.
— Поразмышляйте, что можно увидеть из космоса на нашей планете? (Учитель выслушивает ответы детей.)
— На Земле 7 миллиардов жителей. Каждый человек – это целый мир. Мы не найдём двух совершенно одинаковых людей, каждый человек интересен по-своему. В каждом есть что-то хорошее, нужно только научиться видеть хорошее в себе и в окружающих людях.
Многие просто не задумываются над вопросом – а какой я; чем я отличаюсь от других? Математику изучаем, русский язык изучаем, а себя, свой внутренний мир нет! Несправедливо! Каждый образованный, культурный человек должен уметь разбираться в себе, в том, что с ним происходит.
3. Сообщение темы урока. Слайд 3.
— Догадайтесь, какая тема урока.
Это внутреннее свойство человека; есть у каждого из нас; у всех он разный. Формируется с младенчества и в течение всей жизни под воздействием обстоятельств жизни самого человека.
4. Работа над темой урока.
1. Что такое характер?
— Как вы объясните, что такое характер? (Учитель выслушивает ответы детей.)
— Поможет нам понять, что такое характер, чем похожи характеры и чем отличаются – “Сказка о деревьях-характерах”.
Слайд 4. “Сказка о деревьях-характерах”.
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли “Деревья-характеры”. Это были необычайные растения. Они своим внешним видом отражали характеры людей, живущих далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-характера от ствола отходили главные ветви и множество маленьких. Главные ветви имели свои названия: отношения к людям; отношение к делу; отношение к себе. У каждого Дерева эти ветви имели свою, непохожую на других форму, свою особенность. На одном дереве ветки были вытянуты, потому что несли черту правдивости, а на другом были скручены кольцом лжи. Где-то ветки вызывающе торчали самовлюблённостью, где-то опускались почти до земли от своей приниженности, а где-то спокойно поднимались к солнцу среди других, как воплощение скромности. Ветви на некоторых деревьях, скрючились от жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою щедрость.
Очень разные Деревья-характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми характерами трескалась земля. Они были покрыты иголками и поэтому были очень колючими (неуживчивыми). А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это прямые, честные характеры.
— Выскажите своё мнение. Что выражали деревья? (Учитель выслушивает ответы детей.)
Вывод: деревья выражали внутреннее свойство человека; у всех он разный.
— А под какими деревьями вы с удовольствием бы отдыхали?
(Под деревьями с прямыми ветками, которые тянутся к солнцу, богатые листвой.)
2. Выявление положительных черт характера и отрицательных.
Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-характер. Но попасть в этот лес не может никто, и знать, какой у тебя характер, можно, только изучая себя и свои поступки.
– Ребята, правдивость, скромность, жадность. Как одним словом можно назвать? (черты характера).
Подумайте, какие черты характера есть у героев сказок.
1) Заяц 1. хитрость 2) Лиса 2. смелость 3) Колобок 3.простодушие 4) Буратино 4. находчивость 5) И. Муромец 5. весёлость 6) Бармалей 6. злобность 7) Кот в сапогах 7. трусливость
4. Достоинства и недостатки.
– Как вы уже заметили, у каждого человека есть черты характера. Одни из них мы считаем достоинствами, а другие – недостатками. Какие черты характера являются достоинством, а какие недостатком?
Недостатки – от которых всем людям, да и самому человеку неприятности.
Работа с карточками. Напишите 3 черты характера человека, которые вас привлекают и какие отталкивают.
Какие черты характера меня привлекают, какие отталкивают. Привлекают Отталкивают 1. 1. 2. 2. 3. 3.
(Выслушиваются варианты ответов.)
Работа со интерактивной доской.
Игра “Душевные богатства”.
честность
доброта
отзывчивость
чуткость
внимание к окружающим людям
аккуратность
нерешительный
милосердие
грусть
наглость
трусливыйжадность
мудрость
лукавство
жалость
щедрость
нежность
храбрость
терпеливость
трудолюбие
весёлый нрав
упрямство
Работа с карточками.
Напиши, какие черты твоего характера тебе мешают (недостатки), а какие – помогают (достоинства).
Достоинства Недостатки
— Какой столбик оказался больше?
Слайд 7. Вывод. Чем раньше мы узнаем себя, тем меньше совершим ошибок в жизни. А для этого нужно уже сейчас задумываться: “Какой я сейчас? Что во мне хорошего? Каким я хочу стать? Что мне нужно изменить в себе? Что для этого я должен делать?”
4. Рефлексия. Слайд 8.
— Поделитесь своими впечатлениями, закончите предложения:
Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”
— Закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. Откройте глаза и глядя соседям в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.
Учитель:
Рождается ребёнок. Ангелок.
Душа его – прозрачное стекло.
И от того, чем мир его наполнит.
Зависит роль, какую он исполнит.
Наполнит светом, нежностью, теплом –
Душа его откликнется добром,
И будет человек тот много лет.
Свечой любви и мира на Земле.
— Спасибо за урок. Я желаю вам мира и добра.
Характер человека
Цель: расширить знания о психологии человека, мотивировать школьников к использованию психологических знаний в собственной жизни.
Оборудование: мячик, карточки для групповой и индивидуальной работы, плакат “Дерево-характер”, фломастеры, 3 веселые игрушки (для приветствия).
Организация пространства: 3 стола (дети сидят по группам вокруг столов), в другой половине класса пространство для формирования круга.
I. Организационный момент.
Психолог: Здравствуйте ребята. Рад(а) вас видеть. Сегодня очередное занятие. Я хочу, чтобы оно было не только интересным (о чем вы всегда говорите), но и полезным. Настраиваемся на серьезную и активную работу.
Психолог: “Любую встречу мы начинаем с приветствия. Для того, чтобы наше общение прошло в дружеской атмосфере. Вы сидите по группам, передавая мяч соседу слева, называете его имя, говорите приятные приветственные слова, улыбаетесь и передаете мячик по кругу. Теперь улыбнитесь друг другу. Почувствовали, какое хорошее настроение в классе, и мы готовы работать.
Психолог: Сейчас (подготовленный заранее ребенок) прочитает рассказ. Вам необходимо понять, о чем пойдет речь, и ответить на следующие вопросы (записаны на доске).
Предполагаемые ответы детей. (Олег – невнимательный, Денис – доброжелательный, внимательный, чуткий, отзывчивый.)
Предполагаемые ответы детей. (Они проявили разное отношение, по поступкам.)
Предполагаемые ответы детей. (Симпатичнее Денис.)
Предполагаемые ответы дете. (У них разный характер.)
IV. Основная часть занятия.
Психолог: Итак, тема занятия “характер” (тема и план занятия написаны на доске).
Психолог: Вы, верно, отметили, что характер у всех людей разный, судим мы о характере человека по поступкам, которые он совершает. И Характер – это некое отношение.
Ответы детей: к людям, животным, вещам.
2. Что такое характер.
Давайте узнаем определение понятия “характер” (на доске записано определение. Психолог его озвучивает).
Характер – это индивидуальные особенности человека, которые определяют его отношение (от греческого – черта, печать, признак)
Психолог: “Ребята, а как можно относиться, к примеру, к другим”?
Ответы детей: внимательно, вежливо, с сочувствием, жестоко, равнодушно.
Психолог: Правильно. Характер состоит из черт. Посмотрите еще раз на определение. То, что вы сейчас перечислили, это и есть определение черты характера. Давайте познакомимся с многообразием черт характера”.
Психолог раздает карточки с перечнем черт характера. (Приложение 2)
Ребенок читает. (Выяснить, значение всех ли черт характера понятно.)
3. Упражнение “Черты характера”.
Психолог: Вы знаете, что черты характера бывают положительные и отрицательные (желательные и нежелательные).
Сейчас вы поработаете группой. Перед вами карточка с перечнем черт характера и карточка с определением характера (как на доске).
На доске заранее готовится перечень черт характера. (Приложение 3)
Задание: Вписать черты (приложение 2) в карточку (где дано определение характера), распределить по колонкам. Пояснить.
Психолог: Впрочем, проявление характера является комплексным образованием. И есть такие черты, которые трудно отнести к разряду отношений к кому или чему-либо (например, высокомерие, аккуратность, подозрительность).
4. Упражнение “Узнай черту характера”.
Три ребенка (заранее подготовленные) читают небольшое описание вымышленного человека. Остальные должны понять, о какой черте характера идет речь. (Приложение 4)
Психолог: “Молодцы, ребята. Вы верно назвали черты характера. Еще раз давайте скажем, как мы узнаем о чертах характера?”
Ответы детей: по поступкам, по отношению человека к окружающим.
Психолог: Мы познакомились с некоторыми чертами характера. И когда мы произносим, например, целеустремленность, настойчивость, отзывчивость, жадность – мы говорим о чертах характера. Это их название. Но у каждого человека свой набор черт характера. Дружим мы, как правило, с людьми, у которых схожи с нами черты характера. Если человеку присуще, например, трудолюбие, то про него говорят, он (какой?) трудолюбивый. Если присуща доброжелательность: он (какой?) доброжелательный. Используют уже прилагательные в речи. Люди дают описание человеку – характеристику, где и отражаются его индивидуальные особенности, его черты. Таким образом, есть название черт характера и есть свойства, особенности человека. Давайте познакомимся со своими характерами. Попробуем ответить на вопрос: “Какой я?”
5. Упражнение “Скажи о себе”.
Психолог раздает карточки. Дети их подписывают. Работа индивидуальная. (Приложение 5)
Дальше детям предлагается встать из-за парт и образовать круг. Передавая мяч по кругу, дети называют свою выбранную положительную черту. Когда ребенок ее произносит, все остальные аплодируют.
После выполнения задания дети садятся за парты.
Психолог: Что вы чувствовали, когда вам аплодировали?
Ответы детей: Уверенность, силу, хорошее настроение, приятно.
Психолог: Аплодисменты – это такая форма поддержки. Человек действительно чувствует себя более увереннее, радостнее, когда он не одинок, когда у него есть друзья, когда его поддерживают, признают, замечают, хвалят. Человеку хочется быть еще лучше. Но ведь и окружающим приятно поддерживать, замечать хорошее, доброе. Нас поддерживают улыбкой, добрыми словами, но ведь и мы можем и должны поступать также, чтобы другие испытывали ту же радость, уверенность, то, что каждый из вас сейчас почувствовал, испытал, получил от одноклассников”.
Неприятно, страшно, стыдно услышать осуждение, обидно, когда игнорируют, обзывают.
А что чувствуют люди, когда мы демонстрируем им свои плохие черты: сплетничаем, грубим, бьем, игнорируем?
6. Упражнение “Мои поступки” (работа индивидуальная).
Психолог: “Мы с вами выяснили, что характер проявляется в поступках. О чертах характера мы может узнать, анализируя, как человек себя ведет, какое он проявляет отношение к людям, к себе, к труду. Поработаем с “солнышками”.
Задание: В середину веселого солнышка написать любую из своих положительных черт характера, в грустное – отрицательную. Лучики – это поступки,, в которых проявляется такая черта характера. Например: Ответственность проявляется в поступках: вовремя и самостоятельно делаю уроки, возвращаю вовремя и в хорошем состоянии чужие вещи, храню тайны, если обещал – выполняю без напоминания, есть домашняя обязанность. Неуверенность: боюсь выступать перед людьми, стесняюсь спросить что-то у прохожих, не могу отстоять свою точку зрения.
Внимание! Задание может вызвать затруднения, т.к. достаточно серьезное и непростое. Поэтому психолог должен предупредить ребят, что над этим они будут работать еще несколько занятий. Если у кого-то не получится, этот ребенок будет иметь возможность послушать других и начать думать о своей работе, анализировать свои поступки. Так как предполагается дальнейшая работа, карточки необходимо подписать.
После выполнения задания – небольшое обсуждение.
Ребята по желанию делятся результатами своей работы, поясняя при этом, как помогают положительные черты характера в жизни и как мешают отрицательные.
Психолог: Да, ребята, это трудная работа. Работа над собой. И наши поступки – это наше лицо, наша гордость или противоположное – наш стыд. В каждом есть и положительное, и отрицательное.
Психолог: “Себя познать не просто. Познавая себя, человек учится понимать себя, понимать свои чувства, поступки, анализируя ошибки, учится их предвидеть и не совершать больше. Человек может научиться решать свои проблемы, строить хорошие отношения с окружающими.
Знание себя (и сильные, и слабые стороны) позволяет человеку нести ответственность за свое поведение, воспитывать себя (улучшать себя или что-то исправлять)”.
Психолог: “Знание людей поможет вам лучше строить отношения, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими. А знаете ли вы своих одноклассников? Кроме плохого, что вы знаете о них хорошее? Вы посмотрите, сколько хороших и интересных ребят рядом с вами!”
Как вы думаете, ребята, характер дается при рождении или формируется в течение жизни?
Кто или что формирует характер?
б) Работа с плакатом “Дерево-характер”. (Приложение 6)
Психолог: Человека можно образно представить в виде дерева.
Многое человеку дается от предков (родителей, бабушек, дедушек и др.) в наследство: здоровье, цвет глаз, волос, строение тела и многое другое, особенности поведения (одни очень подвижные, другие – менее).
Возможно, какие-нибудь свойства человека, его поведенческие особенности передаются по наследству, но все же характер воспитывают. Влияют: семья, друзья, взрослые. Ребенок может вырасти в детском доме или в подвале. Воспитывать могут по-разному: любят, заботятся, уделяют много внимания развитию ума, прививают навыки общения либо пускают все на самотек. И вы как будущие родите-
Воля, ответственность. Дети все хором могут повторить эти слова.
“Посеешь поступок – пожнешь привычку.
Посеешь привычку – пожнешь характер.
Посеешь характер – пожнешь судьбу”.
(М.В. Ломоносов, А. Суворов, герой романа В. Катаева “Два капитана” и др.)
Психолог: Но, ребята! Я хочу обратить ваше внимание еще вот на что! Стать знаменитым или прожить яркую жизнь можно и по-другому, проявив другие особенности личности. Например, Герострат, стремясь к известности и власти, сжег Храм Артемиды (одно из семи чудес света); Адольф Гитлер уничтожал народы, развязал такую страшную мировую войну и другие примеры. А ведь и здесь проявилась и настойчивость и целеустремленность, и хитрость ума, и сила воли – положительные черты характера наряду с жестокостью, высокомерием, завистливостью, злобой. Отсюда следует, что одних черт характера, даже самых положительных – недостаточно. Нужно иметь высокие цели, нравственные ценности! Мы убедились, что к одной и той же цели можно устремляться разными способами”.
а) Обсуждение стихотворения Г.Р. Державина:
“Живи и жить давай другим,
Но только не за счет другого
Всегда доволен будь своим!
Не трогай ничего чужого!
Вот правило, стезя прямая
Для счастья каждого и всех”.
Психолог: “Каждый из нас хочет быть счастливым. Когда мы приносим счастье и другим людям, мы и сами себя чувствуем счастливыми”.
б) Упражнение “Продолжи фразу”
“Сегодня на занятии я узнал(а). ”
“Сегодня на занятии я понял(а). ”
Дети записывают свои мысли в карточке и по желанию высказывают свои мнения.
Дети стоят в кругу.
Психолог: Каким может быть домашнее задание?
(Сама жизнь и те люди, которые будут нас окружать.)
Все хором повторяют фразу:
“Я хочу быть хорошим человеком
Я могу быть хорошим человеком
Я стану хорошим человеком”
Психолог: До свидания!
P.S. Изучение данной темы можно продолжить, работая индивидуально с детьми, нуждающимися в коррекции поведения. Можно использовать в работе различные диагностические методики для выявления черт характера.
Приложение 7. Конспект занятий “Мой характер.”
Приложение 8. О чем говорят твои принципы.
Что такое характер человека — черты, виды, типы и сила характера
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Вот это характер!» – говорим мы о человеке жестком в своих суждениях, целеустремленном по жизни и несгибаемом под ударами судьбы.
Как правило, это реплика произносится с долей зависти и восхищения. В то время как «бесхарактерные» люди не вызывают у окружающих уважения.
Чем отличается первый тип людей от второго? И правда ли, что у человека характер может отсутствовать?
Что такое характер
На самом деле характер есть у всех. В переводе с древнегреческого языка этот термин буквально означает «знак», «черту», «отличительную примету».
Если расширить определение, то получится, что характер – это совокупность устойчивых черт личности, свойств ее психики, которые определяют поведение, реакции и другие проявления человека.
Например, в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному: одинокий, маленький котенок у кого-то вызовет жалость и желание накормить, согреть. Другие останутся равнодушными к беззащитному созданию.
В первом случае человек наделен мягкосердечностью, добротой, способностью сострадать чужому несчастью – это его отличительные черты. Во втором случае они отсутствуют.
Каждый человек наделен своим, уникальным набором характерных особенностей, поэтому не существует двух абсолютно одинаковых по характеру индивида. Даже очень похожие на первый взгляд личности все равно найдут между собой различия.
Черты характера человека
Черты характера представляют собой огромный список личностных качеств, среди которых доброта, жестокость, уступчивость, упрямство, ответственность и безответственность, мнительность, храбрость и многие другие.
Они могут быть как желательными или позитивными, так и негативными – от которых люди часто хотят избавиться (стать смелее, увереннее).
Всю совокупность черт принято делить на 4 большие группы, каждая из которых объединяет в себе определённые свойства психики:
Все эти черты находятся у разных людей в разных пропорциях, образуя, таким образом, разные типы характера, которые будут описаны ниже.
Тип характера
Ученые так и не пришли к единому мнению о том, какие есть типы характера. Разные деятели вывели свои авторские классификации, самыми популярными из которых являются следующие:
Э.Кречмер связал характер и телосложение человека. Таким образом, у него получилось 3 типа:
По акцентуациям – ведущим чертам:
К.Юнг выделили всего два типа характера – по направлению стремлений психики:
Какой бывает характер, по мнению психоаналитика А.Лоуэена:
Формирование характера человека
Характер начинает формироваться уже с первых дней после рождения. К 4-5 годам уже видна общая структура личности, а к 10 годам характер уже полностью «укомплектован».
Какие факторы будут влиять на особенности характера:
Изначально малыш смотрит, как к нему относятся родители. Далее, это с этим отношением он пойдет в большой мир. То есть если его любили, окружали теплом и заботой, говорили о его ценности, то именно так он и будет ощущать себя среди других – значимым, важным, ценным. Именно так он и будет относиться к людям. И, наоборот.
Какие бывают виды темперамента
Что такое характер, мы разобрались. Это личностные особенности человека, которые формируются с самого рождения. Часто его путают с темпераментом, хотя эти понятия – далеко не одно и то же.
Темперамент – это свойство нервной системы: ее подвижность, отзывчивость, устойчивость. Это качество индивида является врожденным и изменениям, в отличие от характера, не подлежит.
Темперамент можно представить в виде основы, на которой впоследствии будет формироваться характер, при этом первый заметно влияет на второй. О видах темперамента писал еще Гиппократ, его классификации психология придерживается и по сей день:
Сила характера
Здесь же уместно отметить, что такое сила характера. Это устойчивость черт, способность к их развитию и трансформации.
Сильный характер еще называют волевым, что предполагает умение человека «брать себя в руки», идти к намеченной цели, достигать желаемого, соблюдать дисциплину и выполнять данные себе и окружающим обещания.
Эта сила связана с темпераментом личности. Например, сангвиник имеет более сильный характер в отличие от тревожного меланхолика.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Спасибо больше. Очень помогло для реферата
Спасибо. Очень интересно.давнл знала за эти типы, но не могла понять кто я. А блогадаря вашей статье поняла. Спасибо ещё раз
Главное не путать черты характера с избалованностью и нездоровым эгоизмом. А то сейчас стало очень модно называть любую блажь, в том числе лень и самовлюбленность особенностями личности.
А что такое сила характера? Такое понятие весьма субъективно, это всего лишь чья-то оценка основанная на неточном восприятии окружающей нас действительности.
Если бы когда-то жили люди со слабым характером, то они бы все вымерли так и не оставив потомства, но, как видим, меланхолики и сейчас живее всех живых, значит и они проходят естественный отбор и умеют найти своё место под Солнцем.