Что такое фытыр у мусульман
Фитр садака: его значение и правила раздачи
«Фитр» означает разговение, воздержание от поста. Поэтому праздник после поста месяца Рамадана называется Ид-уль-фитр (Праздник разговения, Ураза-байрам), так как это день радости после завершения поста. В этот счастливый день в качестве знака благодарности необходимо раздать определенное количество милостыни, называемой фитр-садака (садакат-уль-фитр, закятуль-фитр).
Ибн Аббас (радиаллаху анху) рассказывал, что пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал фитр-садаку обязательной в качестве очищения поста от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных. (Абу Дауд)
Поэтому данная милостыня с целью очищения поста необходима (ваджиб). Другой ее целью является помощь бедным и нуждающимся, чтобы они могли порадоваться этому счастливому дню вместе со своими более богатыми собратьями.
В сборнике имама Тирмизи приводится рассказ о том, как пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) послал глашатая, чтобы объявить по всей Мекке:
Внимание! Фитр-садака– ваджиб для каждого мусульманина: мужчины и женщины, свободного и раба, молодого и старого. Она составляет два мудда пшеницы или эквивалент этого, или один саа пищевых культур!
Раздать беднякам определенное исламом количество денег, ячменя, фиников или др. в Праздник разговения – ваджиб. Такая милостыня в этот знаменательный день и называется «садакат-уль-фитр» (закятуль-фитр). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал раздавать фитр-садаку в тот же год (2-й год хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц Рамадан. Причинами ее раздачи являются следующие:
1. Для принятия поста.
2. Благодарность Всевышнему за дарование нам достаточной силы, чтобы поститься в Рамадан.
3. Очищение поста и получение всех благ от него.
4. Празднование завершения поста.
5. Демонстрация величия праздничного дня.
6. Поспособствовать тому, чтобы бедные тоже почувствовали праздничную атмосферу.
Садакат-уль-фитр – обязательная милостыня, которую необходимо уплатить до Праздник разговения. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Праздника.
Правила раздачи фитр-садаки
Фитр-садака (или закятуль-фитр) – ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, – которые в день Праздника разговения обладают нисабом закята.
Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если же ребенок родился после рассвета (в Праздник разговения), фитра за него не является ваджибом.
Отец должен заплатить фитру за всех своих неполовозрелых детей.
Муж не обязан выплачивать фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать фитру сама.
Если у неполовозрелого ребенка имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.
Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Праздника). Но если она не была роздана в день Праздника или ранее, то обязательство сохраняется, и фитру необходимо раздать.
Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца Рамадана. Фитру можно раздать даже до Рамадана. Садакат-уль-фитр – ваджиб как для всех постившихся, так и для тех, кто по той или иной причине не постился.
Фитру можно отдать только бедным, т. е. тем, кто может принимать закят.
Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как раздачи бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра»
Данные слова иллюстрируют важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Всевышним, только когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильно используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.
Выплата фитр-садака является обязанностью каждого мусульманина, мужчины или женщины, в ведении которого есть 613,35 грамма серебра или его денежный эквивалент, который находится в свободном обращении. Каждый человек, которому принадлежит такая сумма, должен заплатить фитр-садака (милостыня разговения) не только от своего имени, но и от имени своих несовершеннолетних детей.
Фитр-садака запрещено давать следующим категориям родственников: родителям, родителям родителей (и далее), детям, детям детей (и далее), своей семье. Тем не менее, мусульманин имеет право дать садака-фитр своему брату или сестре.
Фитр-садака в 2021 году
Фитр — садака является одним из условий принятия поста в месяц Рамадан. Выплачивается от всех членов семьи (в том числе грудных детей) до начала праздничной молитвы Ураза-байрам.
Закятуль-фитр, или садакатуль-фитр
Аудио версия настоящей статьи:
Закятуль-фитр и садакатуль-фитр — это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.
Закятуль-фитр — налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам) [1], а точнее — до праздничной молитвы [2]. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.
Ибн ‘Умар передал: «Посланник Всевышнего сделал обязательным закятуль-фитр. Данный налог-милостыня равен 1 са‘ фиников или 1 са‘ ячменя. Это обязательно абсолютно для всех. Как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. [От имени детей выплачивается их родителями [3].] Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы» [4].
«Са‘ », упоминаемый в хадисе, — это мера сыпучих тел, равная 3261,5 г, по мнению ученых ханафитского мазхаба, и — 2172 г, по утверждению остальных мусульманских ученых [5]. Расхождение в данном вопросе появилось в результате того, что в разных местностях использовались различающиеся по объему мерные посудины при продаже сыпучих масс [6].
Суть и смысл закятуль-фитр изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату закятуль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это — принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это — милостыня из числа милостыней» [7].
Кто платит
По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов, исламские богословы оговорили два мнения. Первое. Кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день и при этом у него остается возможность выплатить (или передать продуктами) закятуль-фитр, тот обязан это сделать. Так считало большинство ученых. Второе. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальной опекой. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между закятуль-фитр и ежегодным обязательным закятом.
Кто получает
Исламские ученые единодушны в том, что закятуль-фитр выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закят [8]. Обычно верующие передают свой закятуль-фитр в местные мечети. Важно отметить, что данная форма милостыни не может передаваться людям, далеким от понятий веры [9].
Сроки выплат
Выплатить закятуль-фитр возможно с начала месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, среди которых ученые шафиитского и ханафитского мазхабов. Более целесообразным будет выплата (или передача продуктами) за день или два до праздника завершения поста (‘Идуль-фитр). Самым правильным будет выплатить закятуль-фитр в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы. Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно [11].
Денежный эквивалент одного са‘ закятуль-фитр
В 2020 году размер фитр-садака:
Здесь полезно будет процитировать слова современного богослова Юсуфа аль-Кардави: «Данная форма закята (закятуль-фитр) имеет определенный размер, установленный Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) — один са‘. И мне кажется, что мудрость этого состоит в следующем. (1) В те времена деньги были редкостью [был распространен в основном товарный обмен. — Ш. А.], особенно у тех, кто жил в пустыне, вдали от городов. И наиболее распространенной формой оплаты было то, что выращивалось, например финики, ячмень и т. д. (2) Стоимость и ценность определенных денежных единиц, валют часто меняется, а порой они вообще выходят из обихода. Поэтому когда в месяц Рамадан объявляют о том, каков размер закятуль-фитр в этом году в денежных единицах того или иного арабского государства, нет ничего удивительного в том, что эта цифра может отличаться от прошлогодней. Как раз через меру сыпучих тел — са‘ — (переводя ее в известные единицы веса) можно получить то количество продуктов или денежных средств, которых будет вполне достаточно для того, чтобы накормить одну семью. Исламские ученые говорили, что форма выплаты закятуль-фитр не ограничивается продуктами, упомянутыми в хадисах (финики, ячмень, пшеница или изюм), а определяется теми продуктами, что наиболее распространены в данной местности. Ученые ханафитского мазхаба также говорили о возможности выплаты закятуль-фитр в денежном эквиваленте. Если человек, выплачивающий такую форму обязательной милостыни, является достаточно имущим, то лучше дать больше, чем один са‘» [12].
Во многих странах, в том числе и арабских, где в религиозной практике преобладает мазхаб имама аш-Шафи‘и, на государственном или местном уровне определяется размер закятуль-фитр в денежных единицах, об эквиваленте которого заблаговременно объявляется людям в мечетях и через СМИ. Верующие в последующем относят закятуль-фитр в мечети или самостоятельно передают нуждающимся. Также существует практика, когда денежный эквивалент передается в специальные министерства и ведомства, реализующие эти средства на нужды и чаяния бедных и сирот в той форме, которая для них наиболее полезна и необходима.
«Налог разговения является заключительным условием для принятия Всевышним соблюденного поста. Выплачивается в пользу бедных и неимущих мусульман». Я живу в маленьком провинциальном российском городке, где мусульман не так много. Будет ли правильным, если я помогу бедным людям иной религии? Нармин.
Намереваясь выплатить эту обязательную милостыню, найдите малоимущих, неимущих именно среди мусульман. Так как они есть и их немало, такая реализация данной милостыни остается первоочередной.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 3. С. 430–441; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2035–2050 и др.
[2] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 233.
[3] Самое главное, чтобы глава семьи выплатил за свою жену и маленьких детей. Если жена желает выплатить закятуль-фитр самостоятельно из своих сбережений, то такое возможно. Что касается остальных родственников, то здесь все определяется по обстановке и договоренности. Подробнее см.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. В 1 т., 5 ч. Стамбул: Чагрэ, 1980. Ч. 1. С. 123; аш-Ширази И. Аль-мухаззаб. В 3 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 302.
[4] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 3. С. 430, хадис № 1503, а также смотрите хадисы № 1508, 1510.
[5] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 270.
[6] Вы можете встретить цифры, немного отличающиеся от упомянутых. Те, что приведены мной в тексте, взяты из авторитетного словаря богословских терминов.
[7] См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. В 4 т. Египет: ас-Са‘ада, 1950 (1369 г. по хиджре). Т. 2. С. 149, 150, хадис № 1609; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 10 т. Т. 5. С. 243; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 173.
[8] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2048.
[9] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2048.
[10] Под словами «на пути Господа» подразумеваются все действия, способствующие распространению Слова Господа и Ислама вообще.
[11] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2047.
[12] См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 3 т. Т. 1. С. 336, 337. Также см.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 2044, 2045.
Новое в блогах
Что такое Фитр (пытыр) садака и как его давать
Ассаляму алейкум, братья и сёстры!
Позвольте сперва поздравить Вас со священным месяцем Рамазан. Думаю в этот месяц актуально было бы поговорить об этом виде садаки, который возложен на нас Аллахом. И чтоб не быть скучным попробую вкратце и по сути допускаемых ошибок в этой области.
Ураза байрам по-арабски называют «иъд аль-фитр». И вот фитр садака не есть ничто иное, как праздничная садака.
Именно потому, есть время, когда необходимо дать это самое садака. И это время начинается с последнего разговения (ифтар/аузашар/агызачар и т.д.) до фаджр намаза. То есть как только наступил праздник (а он наступает с заката Солнца) до утреннего намаза.
Почему так? А потому, что иначе никак. Дайте Вы садака раньше времени, то нуждающийся может его просто израсходовать и не дотянуть до праздника. Дайте Вы деньгами, то у бедняка сотни «дыр залатать надо» и ему не до праздничного стола будет. Вот почему имам Ахмад порицал дачу этого садака деньгами и обосновывал её нелегитимность тем, что во время нашего любимого пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, тоже были деньги, но никто из сахабов не переводил этот вид садаки на деньги.
Мало того, что учат приносить пораньше, но ещё и на деньги всё перевели. Мало того, что на деньги перевели, но ещё и присваивают себе эти самые деньги, которые по праву от Аллаха определены были для бедняков. Когда я спросил у имама мечети г. Рудного, Костанайской области Казахстана, не боится ли он, присвоив себе деньги бедняков, так тот ответил: «А чем я зимой за коммуналку платить буду?! Ты даже не хочешь знать сколько набегается особенно зимой.»
То есть отвергнуто будет, не принято будет.
Не буду Вам приводить то огромное количество аятов и хадисов на этот счёт, в виду того, что тут нет спорного вопроса, всё очевидно. Однако при желании могу добавит ой-ой-ой сколько. Только попросите. Скажу коротко и ясно резюмируя:
Братья и сёстры, давайте зарабатывать довольство Аллаха, соблюдая Его предписания в чистом виде, а не в том, как выгодно некоторым сословиям.
Фитр — Садака
Фитр — садака (закятуль-фитр или закят аль-фитр) является одним из условий принятия поста в месяц Рамадан. Выплачивается от всех членов семьи (в том числе грудных детей) до начала праздничной молитвы Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) 13 мая 2021 до 07:00 утра. Суть и смысл закятуль-фитр изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом:
«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату закятуль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это — принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это — милостыня из числа милостыней».
Размер фитр-садака на 2021 год
Сумма закятуль-фитр (в зависимости от благосостояния семьи): 100 руб. — для малоимущих; 300 руб. — людей среднего достатка; от 500 руб. и выше — для состоятельных.
Как выплатить фитр-садака
Самым простым способом выплаты фитр — садака (закятуль-фитр или закят аль-фитр) является перевод милостыни в благотворительный фонд любым удобным способом — онлайн на странице программы «Накорми постящегося», банковским переводом или отправив СМС на короткий номер. На собранные средства Благотворительный фонд «Закят» Духовного Управления мусульман РФ ежедневно организует раздачу продуктовых набора на ифтары-разговения для нуждающихся и обездоленных.
Перейти на страницу пожертвования «Накорми постящегося»
Внести Закятуль-Фитр (Фитр-Садака) за пост в месяц Рамадан в 2021 году нужно до 13 мая до 7:00 утра по МСК.
Пожертвование с телефона
Отправьте SMS на короткий номер 3434 со словом:
— «ФИТР 100» (или «FITR 100») — для малообеспеченных семей,
— «ФИТР 300» (или «FITR 300») — для семей со средним достатком,
— «ФИТР» (или «FITR») пробел и любая сумма от 500 рублей — для состоятельных семей.
Садака фитр и закят надо успеть выплатить до завершения Рамадана
Садака фитр в Рамадан
Объем и мера садака фитр, закята и фидии определены в свое время самим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословление Всевышнего)
Считанное время остается до окончания Священного Рамадана, завершается ураза – один главных столпов Ислама. Праздник Ид аль-Фитр (праздник Уразы) наступает сразу же после окончания месяца рамадан и приходится на 4 июня. В этот день по обычаю состоятельные люди раздают малоимущим, нуждающимся и сиротам милостыню, так называемую садака фитр. Кстати, можно ее раздавать и не дожидаясь праздничного дня, в любой день Рамадана.
Смысл ее, как описывается в хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословление Всевышнего), заключается в том, что садака фитр устраняет те недочеты и шероховатости, которые могут иметь место во время уразы у постящегося, и увеличивают надежду человека, что она будет воспринята Всевышним в полном объеме. Глава семьи обычно раздает садаку фитр за свою супругу и детей. Если в семье до начала месяца Рамадан появился младенец, садака выделяется и от его имени. Если дети уже взрослые и имеют возможность самостоятельно зарабатывать средства или живут со своими семьями отдельно от родителей, то они выплачивают садаку фитр самостоятельно.
В этом году минимальный размер фитр-садака (милостыня разговения) равна 100 рублям. Для тех же, кто выплачивает закят, то это сумма составляет 600 рублей. Эти суммы устанавливаются из расчёта стоимости перловой и пшеничной крупы, фиников и изюма. Нисаб для выплаты закята по золоту – 230 тысяч.
В хадисе от Анаса бин Малика говорится: “Ураза, которую соблюдал правоверный в Священный Рамадан, повисает как бы между небом и землей и только после раздачи садака фитр она возносится на небеса”. (Имам Дайлами)
Как заявляют богословы: “Мусульмане выделяют часть своего состояния страждущим, и это деяние воспитывает в них милосердие”. Считается предпочтительным раздавать садака фитрза два-три дня до наступления Ураза-байрама. Таким образом между людьми в некоторой степени достигается социальное равенство. Как считают правоверные, пусть и они возрадуются так, как это делаем мы. Сумма и объем садака фитр не зависит от прихоти религиозных деятелей или улемов, а привязаны они к средним расценкам фиников и ячменя на тот период в данной местности. Садака фитр раздается бедным и нуждающимся людям, а также тем, тем у кого нет жилья или кто голодает. Те же кто неизлечимо болен или не имеет возможности соблюдать уразу, обязаны кормить ежедневно в течение Рамадана какого-нибудь нищего. Садака-фидия относится именно к этим категориям лиц и ее сумма в этом году определена в размере 200 рублей.
Советом улемов сумма закята определена в размере нисаба (минимальной суммы) 230 тысяч рублей, которая зависит от стоимости унции золота на мировом рынке. Отправной точкой служат объем золота весом 84 грамма. Иными словами выводится сумма стоимости 84 граммов золота в денежном выражении и устанавливается сумма нисаба.
В том случае, если у лица имеется в наличии драгоценные металлы, ценные бумаги или товары, находящиеся в обороте и общая сумма всего этого состояния превышает 230 тысяч рублей, то сумма закята равна одной сороковой этого показателя, то есть 2,5 процента. Если же такой суммы нет, выплата не производится. Если сумма имеющейся дома наличности и сбережения на счете в банке не дотягивают до 230 тысячи рублей, платить закят не надо.
Закят выплачивается бедным (тем, у кого низкий прожиточный минимум, и не имеется нисаб), тем, кто не имеет места жительства, пищи, тем, кто занимается сбором закята, кто не имеет возможности расплатиться с долгами и путникам. По канонам шариата на средства, полученные в форме закята, мосты, мечети, медресе не возводятся. Все эти деньги выплачиваются только конкретным физическим лицам.
В средствах массовой информации представителями общественности порой высказываются различные мнения и толкования по поводу объема и суммы садака, выделяемых в месяц Рамадан. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что объем и мера садака фитр, закята и фидии определены в свое время самим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословление Всевышнего). Надо помнить и то, что все это направляется на нужды бедных и страждущих.