Что такое футбольная секция
Статья по физической культуре «Описание секции футбол»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
В программу обучения входят :
общая и специальная физическая подготовка
воспитание морально-волевых качеств
Футбол известен людям уже более 2000 лет. Ещё в древней Греции, Китае, Японии, на Руси и в странах Ближнего Востока играли в эту игру. Однако, современный футбол, который привыкли видеть мы с вами, зародился сравнительно недавно – в 1863 году на территории Англии. Именно в этом году были проведены первые официальные состязания по правилам. Англичанам удалось открыть другим нациям все достоинства футбола.
Благодаря увлечению футболом британских моряков, служащих и эмигрантов, Южная Америка и вся Европа узнали об этой замечательной игре. Уже в 1902 году на континенте Европа состоялся первый международный матч по футболу. В этот год сражались за победу команды Австрии и Венгрии, Аргентины и Уругвая.
В 1904 году была основана Международная федерация футбола – это и есть FIFA, ну или на русском всем знакомое слово “ФИФА”. В принципе, не удивительно, что инициаторами её создания стали именно европейские страны. Однако сама Англия вошла в состав ФИФА лишь в 1946 году, когда некоторые страны Латинской Америки – в 1912 году. Сегодня, ФИФА включает в себя более 140 стран, и по праву считается самой крупной спортивной организацией.
Программа Олимпийских игр стала включать в себя футбол, как спортивную дисциплину, с 1908 года. На первом турнире участвовало 7 стран, точнее 7 команд из 7 стран. Победителем стала сборная Англии. В 1912 году на Олимпийских играх Англия повторила результат, опять вырвавшись в лидеры. Однако в 1920 году, удача изменила Английской сборной, и победа досталась команде из Бельгии. Начиная с 1924 года на Олимпийских играх по футболу стали участвовать не только команды из Европы, но и команды из Южной Америки. Таким образом, в 1928 году Олимпийским чемпионом становится сборная Уругвая.
С 1927 года получили место быть чемпионаты, в которых смогли показывать себя клубные команды. А с 1955 года международные клубные турниры достигли континентальной значимости. Так и зародилась традиция проведения чемпионатов Европы.
Что же касается чемпионатов мира по футболу, то Международный конгресс, главное здание которого, кстати, расположено в Амстердаме, в 1928 году принял решение о том, что такие масштабные турниры можно будет проводить 1 раз в 4 года. Состоялся первый чемпионат мира в 1930 году, хозяином которого стал Уругвай.
Футбол все же принадлежит к тем видам спорта, в которых самым престижным состязанием является Чемпионаты мира, а не Олимпийские игры.
Футбольная игра носит название “матч”, состоящий из двух таймов длительностью по 45 минут. Перерыв между таймами длится 15 минут. В это время команды отдыхают, а потом снова выходят на поле, поменявшись воротами. Футбольное поле может иметь, как травяное, так и синтетическое покрытие. Футбольная команда, как правило, состоит из 11 человек, но бывает такое, что и из 7, однако, это уже не большой футбол. В эти 11 человек входит 1 вратарь и 10 полевых игроков. Вратарь – это единственный человек в игре, конечно, если не брать случаи, когда мяч вводится в игру (например, аут), который может в штрафной зоне трогать мяч руками. Задача вратаря защитить свои ворота. Остальные 10 человек делятся на защитников, полузащитников и нападающих (форвардов). Каждая позиция требует от игроков определённых знаний и умений.
Как было сказано выше, главное для каждой команды – это забить мяч в чужие ворота и защитить от этого свои. Выигрывает матч та команда, которая по истечению игрового времени ведёт в счёте.
Вот это и есть футбол – любимая игра миллионов.
Как выбрать футбольную секцию для ребёнка: критерии, стоимость, советы тренера
Разбираем основные критерии выбора и считаем расходы вместе с тренером.
Футбол – отличный выбор вида спорта для ребёнка. На тренировках можно научиться взаимодействовать с командой и быть внимательным, проявлять лидерские качества, правильно реагировать на поражения, да и просто растратить лишнюю энергию. Но зачастую перед родителями встаёт много вопросов: куда отдать заниматься мальчика и где найти подходящую школу для девочки, как выбрать хорошего тренера, какая форма понадобится для занятий и самое главное – как не потратить на это весь семейный бюджет. Разбираемся в основных моментах в специальном проекте «Чемпионата» и ПСБ — официального банка-партнёра профессионального футбольного клуба ЦСКА. А помогает нам в этом профессиональный тренер Дмитрий Карпов.
Как выбрать футбольную секцию
Одно из преимуществ мегаполиса – разнообразие школ, секций и кружков на любой вкус и кошелёк. С другой стороны, чем больше вариантов, тем сложнее сделать выбор. Ведь первый шаг станет самым важным и определяющим на пути в большой спорт. Попробуем выяснить, с чего нужно начать и как не ошибиться с выбором.
В каком возрасте нужно отдавать ребёнка в футбол?
Современные частные секции начинают работу с малышами от трёх лет. Уже в этом возрасте можно понять предпочтения ребёнка, определить, насколько он активен, и выбрать для него подходящее по характеру занятие. Футбол подходит подвижным мальчикам и девочкам. Тренировки будут способствовать развитию реакции, координации и ловкости.
Конечно, трёхлетку никто не отправит на турниры и чемпионаты. Ребёнок будет выполнять простейшие задания, учиться взаимодействовать с тренером и проводить время со сверстниками. Но уже через три года он составит отличную конкуренцию ребятам 6-7 лет, которые только пришли знакомиться с этим видом спорта в 6-7 лет.
А вот уже с 6-7 лет детей принимают в профессиональные академии. О них чуть подробнее.
На что обращать внимание при выборе школы?
В первую очередь, для того чтобы узнать, в какую футбольную школу отдать ребёнка, родитель должен понять: он хочет, чтобы ребёнок социально развивался или играл профессионально. Отвечая на этот вопрос, можно определить, в каком направлении двигаться.
Существуют профессиональные академии и частный сектор. Во втором случае школы имеют чуть менее профессиональных тренеров. Задача академий – воспитывать футболистов, которые потенциально в будущем будут играть на высоком уровне. Для этого предусмотрена специальная методика, работают специалисты с лицензией, всё держится под строжайшим контролем.
Кроме того, в России футбольные секции существуют и как дополнительное образование в государственных школах. Уровень тренерского состава там чуть менее высокий, но для развития ребёнка такой опыт может быть большим плюсом.
Все футбольные школы отличаются методиками, по которым они тренируют детей, месторасположением и, конечно же, ценой. В первую очередь, опираться следует именно на эти три определяющих фактора. Кроме того, важно обратить внимание на тренерский состав, но к этому вопросу мы перейдём чуть позже.
На российском рынке футбольных школ одинаковой популярностью пользуются как российские, так и европейские методики. В первом случае на передний план выходит развитие команды, во втором — больший акцент делается на индивидуальные качества начинающего футболиста.
Чтобы выбрать методику обучения, стоит посмотреть на уровень школы. Изучите историю – сколько игроков, которые достигли профессионального уровня, выпустила академия. Но в целом можно обратить внимание на испанскую, французскую и немецкую методики.
С этим пунктом, кажется, всё максимально понятно. Чем удобнее расположена школа, тем реже вы будете пропускать занятия и опаздывать на них. Ведь регулярность – залог успеха в любых тренировках.
В первую очередь, следует определить, какой бюджет вы готовы вкладывать в занятия ребёнка. Безусловно, какой бы сильной ни была ваша любовь, рассчитывать следует максимально рационально. Чадо не скажет вам спасибо, если из-за тренировок ему придётся жертвовать новыми игрушками и походами в игровые центры.
Существуют бесплатные и коммерческие секции. Цена в последних может сильно отличаться. Стоимость московских школ можно определить в разбеге от 3 до 10 тыс. руб. в месяц. Сумма зависит от всех вышеперечисленных факторов, а также от количества занятий в месяц. Дополнительно будут оплачиваться футбольные сборы – от 20 тыс. руб.
Нашли для себя несколько подходящих вариантов и не можете выбрать? Сходите на пробное занятие сразу в несколько учреждений. Так вы сможете лично оценить саму школу, работу тренера, посмотреть на реакцию ребёнка и понять, где ему нравится больше всего.
Как выбрать тренера
Здесь снова обращаемся к цели поступления в школу.
Бывают случаи, когда в неполных семьях по разным причинам отсутствует отец. В таком случае футбол можно рассматривать как способ социального развития. Мама может выбрать определённую модель поведения тренера, чтобы он участвовал в воспитании ребёнка.
Главная задача тренера – это образование. Но, кроме того, важно, чтобы он относился к ребёнку так, как хотел бы, чтобы относились к его сыну, или дочери, или к нему самому в детстве. Нужно, чтобы эмоциональный фон вокруг ребёнка был положительным.
Отметьте основные качества специалиста и проследите за его взаимодействием с ребёнком. Важным фактором является коммуникация: ребёнок должен быть сконцентрирован, должен уважать тренера, быть заинтересованным. Главное, чтобы и вы, и тренер понимали, что ошибки ребёнка – это норма, потому что именно через них спортсмен начинает прогрессировать и двигаться вперёд.
Какие лицензии действуют в России?
Как правильно выбрать форму
Ещё один важнейший пункт в подготовке ребёнка к занятиям и, конечно, тоже финансово затратный. К счастью, специалисты уверяют, что футбол – один из самых бюджетных видов спорта. Проверим.
Что понадобится для тренировок?
Самое главное – это комфорт во время занятий. В обязательный минимум входят:
Очень важный момент – правильно подобранная обувь, чтобы ребёнок не испытывал дискомфорт. По всей Москве есть искусственные газоны, и они разного качества (резиновые, асфальтовые). Чем жёстче покрытие, тем мягче должна быть обувь. Использовать шипы в раннем возрасте очень опасно – есть вероятность получить травму. Поэтому, в первую очередь, нужно выбирать обувь в зависимости от покрытия. Когда вы пойдёте на просмотр или в академию, обязательно задайте этот вопрос тренеру и администрации команды.
Дополнительно могут понадобиться:
Итого: минимум 47 900 руб. в год (36 000 – обучение + 11 900 — за экипировку).
Для того, чтобы собрать ребёнка в секцию, предлагаем оформить карту болельщика ПФК ЦСКА и ПСБ — так вы сможете гарантированно обеспечить себе кешбэк до 7% в баллах, которые потом можно обменять на уникальные призы из каталога лояльности профессионального футбольного клуба ЦСКА или на рубли. А ещё получить приоритет при приобретении билетов на матчи команды. Заказать карту можно здесь.
Покупайте футбольную экипировку для детей, используя карту болельщика, и рассказывайте свои истории о том, почему вы выбрали именно этот спорт, в социальных сетях с хештегом #футболспсб. 10 случайно выбранных участников получат мяч с подписями всех игроков профессионального футбольного клуба ЦСКА. Главному герою самой яркой истории приз вручит футболист на стадионе ВЭБ Арена. А родители получат на карту болельщика баллы, эквивалентные стоимости года обучения их ребёнка в секции.
С правилами участия в конкурсе можно ознакомиться по ссылке.
Что ещё должны знать родители футболистов?
Тренировки — серьёзный труд. Причём не только для самого ребёнка, но и для его родителей. Скорее всего, вам придётся возить сына или дочь на тренировки, следить за тем, чтобы юный спортсмен не пропускал занятий, а главное – самим не поддаваться соблазну это сделать. Тренировки могут проходить по несколько раз в неделю.
Стоит понимать, что профессиональными футболистами и тем более звёздами мировой величины станут не все дети. Поэтому важно не переусердствовать и не путать тот самый «мотивационный пинок» с давлением на ребёнка. Запаситесь терпением и помните, что занятия должны приносить ребенку радость и удовольствие. Всё остальное – неважно.
Благодарим за помощь в организации и проведении съёмки магазин «Спортмастер PRO» в ТЦ Авиапарк.
Андрей Коломеец: Мифы стереотипы в детском футболе
Интервью с руководителем футбольной школы “Юниор” Красноярск – Андреем Коломейцем. Мы обсудили мифы и стереотипы в коммерческих и государственных футбольных школах.
– Что лучше коммерческая или государственная футбольная школа?
Андрей: Первое, что я хочу сказать: все мы, и Кимберли, и Юниор, и государственные школы, в том числе и наши конкуренты-партнеры («Чемпионика», «Футболика») – это огромная футбольная индустрия. До последнего можно рассматривать друг друга, как конкурентов, но, я уверен, что ни к чему хорошему это не приведет. У нас одна большая миссия: чтобы все маленькие спортсмены превратились, как минимум, в успешных людей, в людей, которым нравится спорт, нравится футбол. Ну, и как максимум, чего мы все очень хотим – чтобы они попадали в лучшие команды, клубы. Чтобы наша сборная играла хорошо. Это те киты, на которых в принципе должен базироваться футбол. Поэтому, я уверен, что среди моих подписчиков, среди подписчиков Кимберли есть те дети, которым лучше играть и заниматься в коммерческой школе, а есть те, кому лучше в государственной. Здесь все зависит от тех приоритетов, которые ставят родители и, самое главное, внутреннего состояния ребенка. Предлагаю сегодня рассмотреть, где же лучше заниматься: в коммерческой или государственной школе. Обе стези обросли мифами, мол, частные – это только деньги, а государственные – только результат, победы. Но это некие стереотипы, которые хотелось бы развеять, чтобы и родители, и тренеры понимали, как обстоят дела на самом деле и чего предстоит ждать ближайший год.
– Расскажи про мифы в детском футболе
Андрей: Во-первых, государственный и частный футбол. Мне кажется, каждый должен работать в своей сфере. Но речь не идет о какой-то конкретной школе – самарской или саратовской. Бывают, конечно, исключения – Локомотив, ЦСКА, Спартак – где все кардинально по-другому. Что касается вещей, которые происходят сейчас. Первое – вовлечение, как ребенок в принципе попадает в спорт. В государственной школе, безусловно, направленность больше спортивно-конкурентная, там коллеги позиционируют себя с точки зрения игры в футбол, результата. Они концентрируются на тренировочном процессе, все остальное отбрасывают. В то же время коммерческая школа видит миссию в привлечении детей. Можно даже провести эксперимент: позвонить в частную и государственную школу, чтобы записать ребенка. В воскресенье в государственной школе никто не возьмет трубку. В понедельник в лучшем случае скажут: просмотр в октябре, тогда и звоните. В лучшем случае можно попасть на просмотр. Конечно, хотелось бы, чтобы система работала по-другому. Если вы позвоните в коммерческую школу, там точно возьмут трубку, а также еще перезвонят 5 раз, чтобы спросить, как дела. Я не говорю про навязчивость, я говорю про то, что каждый ребенок должен попробовать. Задача коммерческих школ – показать ребенку, познакомить его с футболом, чтобы ему показалась комфортной эта среда. С точки зрения привлечения детей в футбол, у частных школ есть определенные преимущества.
Теперь к мифам. Многие говорят про ДЮСШ, спортивные школы. Сразу скажу: когда 3 года назад у нас был выпуск 2008-2009 года, родители, которые у нас были, подходили и говорили, мол, нашему ребенку 7 лет, пора уходить в ДЮСШ. Мы тогда объективно понимали, что не можем сейчас дать ребенку то, что он получит в спортивной школе. Поэтому адекватно говорили: мы уважаем ваш выбор, любим ваших детей, сейчас лучше действительно уйти. За исключением тех, кто сам приходил обратно, практически все дети ушли.
МИФ №1 – В государственной школе всегда бесплатно
Многие родители считают и говорят: в государственной школе всегда бесплатно. Но все мы понимаем, что это неправда. На самом деле везде платно, просто в частной школе деньги идут непосредственно с кармана родителей, а в государственной – тоже из кармана родителей, но за счет налогов. Это некие бюджетные костыли. Плохо это или нет, я бы не сказал, потому что ДЮСШ действительно решает глобальные проблемы. Мы недавно примерно подсчитывали, что в среднем у государственной школы бюджет может разниться от 10 до 50 млн. в год. Возьмем, например, 30 млн. Мы знаем примерно наши затраты и понимаем, что начинается каждый новый сезон. Государственная школа начинает с бюджетом плюс 30 млн., а мы – минус 20 млн. Разбег – 50 млн. – это та компенсация, которую нам приходится все время догонять. Догонять за счет сервиса, за счет общения с родителями, индивидуальной работы с каждым футболистом, а также других показателей, в которых мы должны быть сильнее, чем спортивная школа. Но есть те, которых достичь тяжело. Например, ребенку 11-12 лет, ему мало 2-3 тренировки. Ему нужно 5 плюс тренажерный зал, большое поле, сборы, лагерь, еще что-то. В таком случае мы говорим родителям: если есть возможность уехать и заниматься там, лучше это делать. Более того, можно даже посчитать, сколько бы стоил абонемент в государственной школе в конкретном городе. Например, мы посчитали в своем, он бы стоил более 5000 руб. Получается, что в государственной школе заниматься даже дороже, чем в частной.
МИФ №2 – Если пошел в ДЮСШ, то в ней начнешь профессиональную карьеру
Многие говорят, если ты пошел в государственную школу, которая под каким-то клубом, есть стереотип, что ты в нем и окажешься. Все футбольные общественности понимают, что это далеко не так. Если ваш ребенок занимается в Костроме или Ярославле, то даже пройдя всю школу «Шинника», не факт, что он там заиграет. Это миф. Воспитанников в клубе крайне мало – их 2-3, не более. За скобках «Чертаново», «Краснодар-2», где все воспитанники, по крайней мере, в большей части, есть.
МИФ №3 – Большой конкурс
Говорят, что в государственных спортивных школах много людей, поэтому туда тяжело пробраться. Здесь несколько моментов. По моему мнению, попасть в государственную школу не так уж тяжело, особенно в больших городах. Если раньше там мог действительно быть конкурс, то сейчас все равно дети начинают оставаться в частных школах, где-то по одному-два, а где-то по 10. Те дети, которые уже позанимались футболом, конечно, там оказываются. У меня работает тренер, у которого такая история случилась. Он пришел чуть поздно на футбол, в 9 лет. Один из топовых тренеров ему сказал: ты не совсем подходишь. Поэтому он не попал в состав той ФШ. Следовательно, не всегда отбор, который есть в спортивных школах, может быть адекватным, особенно на ранних этапах. По моему субъективному мнению, у ребенка всегда должна быть некоторая возможность дозреть. Нужно ли отдавать ребенка в ДЮСШ в принципе, я своего ребенка, возможно, и буду отдавать после 11-12 лет, когда ему это реально потребуется. Как правило, я говорю о том, что в спортивных школах, когда ребенка окружает один тренер, у него всегда одна жизнь. Он, например, через 3 года поругался с тренером – его могут отчислисть от состава, посадить на лавку. Может быть, во взрослом футболе эта дисциплина и жесткость не плохо. Но когда ребенку 9-10 лет, это не очень хорошо. В то же время мы говорили по поводу «Спартака» и «Баварии». В своих странах это ведущие академии, клубы. С этого года они отказываются от набора детей в раннем возрасте. Т.е. 7 и 8 лет – нет. Только тогда, когда ребенку 12, и он может быть зачислен в основную академию. Почему, потому что неважно, коммерческий или государственный клуб выбирают родители и дети, они выбирают крутой клуб, возят в другой конец города. На протяжении 5-6 лет родители не задумываются поначалу, а потом становится тяжело. Одно дело, когда это неизбежность и нет другой ФШ и другое дело, когда есть 2-3 на выбор. Это не всегда хорошо для ребенка возить в клуб №1. «Спартак» и «Бавария» хотят сконцентрироваться полностью на наборе детей только после 12 лет. Они будут в этом профессионалы: выберут лучших специалистов по этим возрастам. У них будут и клубы-спутники – их партнеры, которые будут им поставлять лучших детей. Ребята из регионов становятся фундаментом академий. Тот тренд, который задают ведущие клубы страны, может очень хорошо сработать.
“Говорили, эти аниматоры – на что они способны?”
– Часто тренеров коммерческих школ называют аниматорами. Давай немного объясним, что такое тренер коммерческой школы.
Андрей: Если взять 5 лет назад, это было массово. Говорили, эти аниматоры – на что они способны? Хотя многие ведущие европейские методисты говорили, что самый лучший тренер – это тот, у которого все хорошо с техникой и общением с детьми, их вовлечением. Нужно понимать, что многие частные школы нацелены на то, чтобы вовлечь ребенка в спорт, в первую очередь. Не сделать из него спортсмена сегодня и завтра, а зажечь его. Прошло время. Я знаю очень много тренеров в своем и других городах. Есть очень сильные тренеры в государственных школах – настоящие гении. Но в то же время я вижу и своих ребят с горящими глазами, которые поедают паблики, смотрят видео, делятся какими-то вещами. Например, в нашей школе за последнее время тренер ездил в «Зенит», несколько в «Спартак», почти все получили тренерскую категорию, кто-то закончил скаутские курсы. Большая часть персонала получила педагогическое образование. ДЮСШ разные бывают: кто-то больше, кто-то меньше этим занимается. С точки зрения обучения за 5 лет можно получить крутого специалиста в любой сфере. А когда уже была база, конечно, с этим проще. Поэтому миф про тренера-аниматора – это категорически нет, особенно в начальном возрасте. А что касается 10-11 лет, здесь в чем-то я соглашусь. Действительно, там больше специфики нужно, понимания футбола, специальных знаний и опыта игры.
Отношение родителей к карьере ребенка
– Давай обсудим родителей
Андрей: Что касается родителей, этому можно посвятить даже 10 эфиров. Очень много с ними нужно общаться. Подавляющее большинство – это люди, которые адекватно понимают многие вещи, всегда рвутся в бой. Когда я учился в бизнес-школе, рассказывали про то, как пациенты оценивают качество работы врача. Большое маркетинговое исследование выявило, что самый квалифицированный определяется по цвету халата, чистоте халата, наличие стетоскопа и побочных вещей. Когда обращаешься к врачу, очень сложно разобраться в специфике. В футболе все кажется понятным и простым, но это иллюзия. Я уверен, что и государственный, и частный футбол – это два больших института, которые должны очень много работать с родителями, должны правильно их оценивать, расставлять приоритеты, чтобы не было гонки вооружений. Ведь примерно две сотые процента детей, которые приходят в ФШ в России потом становятся профессионалами. Это очень мало, поэтому задача и коммерческих школ, и ДЮСШ – привить спорт. Мы все должны работать и стараться. Но говорить о том, что важно здесь и сейчас – конечно, нет. К сожалению, у меня есть один из примеров. Ребенок занимался пару лет назад, хороший парнишка, 2009 или 2010 г.р. Быстрый, хороший, но не лучший. Просто пацан, который очень любит играть. Постоянно приходит и абсолютно искренне, по-детски, радуется каждому голу. Каждый раз хвастается маме: смотри, я забил – улыбка до ушей, все круто. Но в какой-то момент по третьим причинам ему пришлось перейти в другую школу. Прошло полгода, я случайно оказался на чемпионате города, где играла команда, в которую он перешел. Играет первая четверка – он сидит, выпускают вторую – сидит. Выпускают опять первую – он снова сидит и даже не смотрит на поле. Не знаю, может, его тренер полгода тренирует определенным навыкам, чтобы он стал суперзвездой. Но у него пропал огонек и не факт, что он когда-то зажжется вновь. Дай Бог, чтоб я попал просто на неудачный матч. Самое главное, нам в футбольной среде исключить такие вещи до 10-12 лет вообще, от слова совсем. Все дети должны играть, вовлекаться – без исключений. По той же Голландии всегда хорошие примеры. В России народу приходит в наборы не так много, как хотелось бы. Но задача каждого клуба – и государственного, и коммерческого – как можно больше ребятишек вовлекать в занятия футболом.
– Давай подведем итоги.
Андрей: Мы говорили про минусы разных школ. Хотелось бы затронуть некоторые моменты. Везде бывают исключения. У нас есть замечательный тренер в городе, Борис Емельянов, который работает в ДЮСШ. Он делает все с точки зрения вовлечения. Подводя итоги, следует сказать, как должно быть. Через 2 или 10 лет, система будет двигаться, идти вперед – и футбольный мир будет развиваться. Вне зависимости от того, государственная или коммерческая школа, до 10-12 лет, в первую очередь, должны заниматься удержанием детей, чтобы их было как можно больше. Речь идет о том, чтобы в городах, вне зависимости от их величины, была не одна топ-команда, которой не с кем играть, поэтому приходится ехать в другой город или регион, а чтобы команд было несколько. Коммерческим клубам нужно не стесняться предлагать своих детей после 10-11 лет. Если у вас нет возможности дать им большее поле, или времени больше, дать существенную скидку ребенку – ничего страшного, если вы их отпустите. Самое главное, подобрать хорошего тренера. Первый и второй шаг до 12 лет – чтобы клубы были примерно одинаковыми, чтобы была постоянная конкуренция между ними. После 12 лет – абсолютная свобода действий. Важно сделать так, чтобы ребенок зацепился в коллективе профессиональном, чтобы у него была комфортная среда. Чтобы он за 5 лет подошел к профессиональному уровню и там либо заиграл, либо стал успешным человеком, который любит спорт.
– Давай тезисно разберем частную и государственную ФШ.
Андрей: Частная школа – это вовлечение, мероприятия большие, внутренняя культурная жизнь, которая способствует удержанию детей в системе, чтобы они занимались футболом больше. Это постоянное администрирование, например, если в государственной тренер работает один, то он и психолог, он и администратор, он и староста – кто угодно. В коммерческой ФШ всегда есть администратор, номер телефона руководителя, контакты в соцсетях. Кроме того, там достаточно много заинтересованности ребенка отдать. Потому что есть имя школы – и это то, ради чего мы работаем. Что касается государственных футбольных школ, там тоже есть ряд преимуществ. С 12 лет база, которая есть, инфраструктурная, существенно выше. Второе (для каких-то семей это важно) – бюджетные места. Если у вас на самом деле тяжелое финансовое положение, то меньше средств тратится. Третье – на данном этапе наши тренеры действительно очень сильно прогрессировали за последние 5 лет. Но так или иначе, какой-то пробел, особенно в старших возрастах, еще не заполнен. Думаю, буквально за 2-3 года тренеры сравняются. А пока в государственных школах на старших возрастах тренеры выигрывают. И, самое главное преимущество – это то, что в старшем возрасте есть очень классный ресурс: они имеют право выступать на различных официальных чемпионатах. Коммерческие школы пока до этого не дошли, и довести команду туда тяжело. По части всех вещей, которые связаны с общим развитием, я повторюсь, если раньше у нас было 1-3 спортивных школы, которые могли между собой конкурировать, то сейчас уже 6-7 только в нашем городе. Конкуренция растет. Если у нас такие будут возраста, которые будут конкурировать – это будет круто.