Что такое футбольная академия
Футбольные академии России: как они выглядят сегодня (часть 1)
Академия «Спартак» Москва
Дата образования: 1934 год
В 1976 году ДЮСШ «Спартак» преобразовали в Специализированную детско-юношескую школу олимпийского резерва (СДЮШОР).
В 1992 году по настоянию начальника команды Николая Старостина и главного тренера Олега Романцева школа была передана на баланс футбольного клуба Спартак. Раньше она принадлежала Московскому городскому совету общества «Спартак», а после его ликвидации некоторое время находилась в ведении профсоюзов.
Чуть позже при школе заработал интернат. Число учеников в нем ограничено, а потому места достаются обычно самым одаренным юным футболистам. Среди них есть и иногородние ребята, приехавшие в столицу из разных уголков России.
В январе 2010 года спартаковская СДЮШОР получила новый, более высокий статус – теперь она именуется «Академия «Спартак» по футболу имени Ф. Ф. Черенкова», также ФК «Спартак» совместно с ЛУКОЙЛом открыли в Сокольниках новый уникальный футбольный комплекс. Для юных игроков сделаны три новых поля, два из них — с подогревом. Произведена полная реконструкция служебного здания: обустроены семь раздевалок, помещение для администрации школы, тренажерный зал, баня, зал для проведения теоретических занятий и другие помещения. Проведена замена покрытия в крытом манеже ЦУСК «Спартак».
Футбольная школа «Чертаново»
Основана: 1976 год
Спортивная школа ГБНОУ «Спортивный Интернат «Чертаново» уже более четырех десятков лет ведет успешную подготовку резерва для профессионального футбола. На данный момент открыто три футбольных отделения: два мужских и женское. Наиболее перспективные мальчики и девочки совмещают занятия спортом с обучением в специализированных спортивных классах средней школы Спортивного Интерната.
С юными спортсменами СШОР работают квалифицированные тренеры. Более трети наставников получили лицензии УЕФА A и B. Два тренера «Чертаново» имеют почётные звания «Заслуженный тренер России».
Обучение бесплатное. Все футболисты старших возрастов первого отделения получают стипендию, а кандидаты в сборные Москвы и России — повышенные стипендии.
Кроме того, игроки первого отделения команд начиная с 13-летнего возраста обеспечиваются спортивной экипировкой и бутсами.
Академия «Зенит»
Основана: 1968 год
Спортивная школа ДЮСШ «Смена» была образованана базе Центральной ДЮСШ ГОРОНО. Причиной решения об образовании школы, стало неудачное выступление Зенита в сезоне 1967 года, когда клуб оказался на последнем месте. Организатором и первым директором «Смены» был Дмитрий Николаевич Бесов. В 1975 году для школы был построен современный спортивный комплекс.
1 июля 2009 года в связи со сменой владельца «Смена» была переименована в АНО ДОД ДЮСШ «Смена-Зенит», учредителем школы вместо Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга, стал ФК «Зенит», а позже переименована в Академию «Зенит», директором которой в настоящее время является Андрей Аршавин.
Академия «Краснодар»
Основана: 2010 год
В интернат Академии попадают самые способные мальчики из всех филиалов. Молодые футболисты занимаются в общеобразовательной школе, тренируются два раза в день, участвуют в футбольных соревнованиях. Обучение и проживание полностью бесплатно.
На территории находятся воздухоопорные манежи с искусственной травой для занятий зимой, 12 полей с натуральным газоном и еще три — с синтетическим. Здесь же расположен стадион на 3 тысячи мест с крытой трибуной — на нем проводит свои домашние встречи молодежные команды.
Главный корпус состоит из образовательной и спортивной частей. Первая представляет собой полноценную общеобразовательную школу, обучение в которой проходят ребята с 6 по 11 класс. Также там расположены столовая, актовый зал, офисные помещения и гостиничные номера для родителей, приезжающих навестить сыновей.
В спортивную часть входят медико-восстановительный центр, бассейн, сауны, тренажерный и спортивный залы, зал для прыжков на батуте. В Академии построено десять коттеджей, каждый из которых рассчитан на 34 человека.
По окончании Академии ребята играют в молодежном составе клуба, в командах «Краснодар-2» и «Краснодар-3», уходят в аренду в другие клубы, главная задача — попасть в основной состав «Краснодара».
Академия ПФК «ЦСКА»
Основана: 1954 год
С 2001 года группа входит в структуру профессионального футбольного клуба ЦСКА и стала именоваться ДЮСШ ПФК ЦСКА.
2012 — школа заняла первое место в клубном зачете летнего первенства Москвы. ДЮСШ ПФК ЦСКА стала лучшей школой Клубной Лиги в футбольном сезоне 2012 года.
В ДЮСШ занимаются юные спортсмены в 12-ти возрастных категориях, общее число учащихся составляет около 400 человек. Основные группы:
• Группа начальной подготовки.
• Группы спортивного совершенствования.
Начиная с категории групп начальной подготовки, команды участвуют в различных соревнованиях и турнирах, кроме того, команды различных возрастных категорий выступают в различных международных турнирах.
При стадионе «Октябрь», где в распоряжении ребят натуральное и искусственное поле, есть фитнес-центр, медико-реабилитационный центр, игровой зал для зимних тренировок и бассейн. В зимний период занятия могут проводиться в манеже ЛФК ЦСКА. Медицинским обслуживанием всех учеников ДЮСШ занимаются ведущие клиники Москвы, в которых проходят обследование футболисты первой и молодежной команд ПФК ЦСКА.
Если вам понравилась публикация, подписывайтесь и ставьте плюсы
Академия футбола, создающая лучших игроков в мире – Какая она должна быть на самом деле
Доброго времени суток Уважаемый читатель! К настоящему моменту, в странах СНГ образовалось очень большое количество детских футбольных академий. Точное количество сказать затрудняюсь, но то, что их больше ста это факт. И каждая академия футбола имеет свою цель, свои амбиции, свой взгляд и, самое главное, они имеют свою философию и методику.
Все желают, чтобы многолетний труд людей не испарялся в воздухе, как капли пота, а надежды действительно оправдывались и плоды работы заставляли гордиться собою. Чтобы ребята, в течении всего периода обучения, достойно конкурировали со сверстниками из Европы и к восемнадцати годам за ними выстраивалась очередь.
Чтобы клуб зарабатывал на продаже своих игроков и сам добивался новых для себя рубежей. Но как показывает практика и твердит статистика, нам до этого уровня ещё далеко. Пока он недосягаем.
Дремучая футбольная наука
Чтобы понимать эту проблему, не нужно быть профессиональным футбольным специалистом. Не нужно иметь доступ к секретной, тайной информации. Необходимо лишь просто посмотреть на уровень футбола, с точки зрения логики и трезвого, здравомыслящего человека, и всё станет ясно.
Так как сам родился и живу в Казахстане, и желаю, процветания нашему футболу, на примере моей страны, и сделаю свои выводы:
Что станет с уровнем Премьер-лиги в моей стране, если она пройдёт без легионеров?Уровень и так низкий, а в этом случае он упадёт на нижайший уровень. Это случится за счёт слабых игровых кондиций местных футболистов. Но разве можно винить футболистов, за их слабую игру? Они ведь, с малых лет, не сами себя тренировали.
Тот футбол, который демонстрирует сборная моей страны, он действительно доставляет удовольствие болельщикам? Каждая игра нашей сборной напоминает мне рычание бумажного тигра, не более. Об эстетическом удовольствии зрителей можно лишь только мечтать.
У нас много ребят, уехавших играть в топ-5 европейских чемпионатов?Ниодного игрока за всю историю футбола. Скажу больше, не было даже и намёков на это.
Интересно ли смотреть матчи первой лиги?Первая лига – это как забытые груши в погребе. На чём она держится, мне понять не дано. О её уровне, лучше не заводить речи вообще.
Удовлетворительные ли результаты у сборных U-16, U-17, U-18, U-19?Это подобно полёту на соседнюю галактику Андромеду, то есть никогда! Единственный раз, сборная U-19, в 1999 году выступала на молодежном чемпионате мира. Но это было очень давно и неубедительно, и были мы, на тот момент, представителями Азии.
Если какая-нибудь из команд любой академии и добивается неплохих результатов, этих ребят видно через несколько лет на профессиональном уровне? Реальные шансы у парня, пробраться в Премьер-лигу, ничтожно малы. Из 25 игроков, в лучшем случае, будут играть двое. Чаще всего один или ни одного.
Есть ли какая-нибудь академия, которая достойно конкурирует с топ-клубами Европы, не только в младших возрастах, но и в старших?У нас всё настолько печально, что не конкурируют даже и в младших возрастах. То, что касается возрастов постарше, там уже тьма беспросветная.
Если у кого-то крутится в голове клуб с России или Украины, которые можно назвать подходящими под эти критерии, не соглашусь однозначно, даже не дав Вам слово. Посмотрите игру возраста U-18 у воспитанников Аякса, Бенфики, Барселоны, Эспаньола, Партизана и т.д., а затем сравните.
Глядя на эту картину, которую подтверждают многолетние факты и статистика, нужно давным-давно признаться самим себе, что наши взгляды на футбол, мягко говоря, не актуальны. Мы отстали в развитии во всех аспектах и большой вопрос, были ли вообще когда-нибудь на одном уровне?
Если судить по результатам, наша футбольная наука больше напоминает дремучий лес, нежели современный футбол. Многие возможно возмутятся, ведь в наших странах есть такие современные базы, условия, многомиллионные вложения в развитие какой-либо академии.
Но речь не идет об инфраструктуре, условиях и так далее. Я имею в виду сам взгляд на футбол. А если конкретно, то взгляд на детско-юношеский тренировочный процесс. Он настолько старозаветный и отживший своё время, что уже ни в какие ворота не лезет.
Такие понятия, как философия и методика, рассматриваются исключительно, как обязательные термины в лексиконах каждого уважающего себя тренера. А понимать, что это такое по-настоящему, в глубоком значении, увы, практически никому не приходится.
Да, и лишний раз не хочется в этом разбираться. Но, ведь именно в них дело. Именно они и отвечают за результат ребят, после десяти лет обучения. Устал уже повторять, что дети в шесть лет приходят одинаковыми, и вся разница в классе появляется с годами.
Посмотрите, пожалуйста, на салон Нивы 2020 года выпуска. Глядя на эту фотографию, можно ощутить: прикосновение к дверной ручке, гидравлику руля, переключение коробки передач.
До меня не доходит, как можно выпускать такую Ниву, в 2020 году? Если сравнивать эти два автомобиля, то между ними, по-моему, целые эпохи. Так вот Нива друзья, как бы это не было печально – это наш современный взгляд на футбол. И это бесполезно отвергать или оспаривать. С этим нужно просто смириться.
Академия футбола недалекого будущего
Дела в нашем футболе пойдут в гору только тогда, когда будут внесены необходимые изменения и пересмотрены взгляды на многие вещи. Когда наши руководители и специалисты, наконец-то, зададут себе вопрос – «Почему так происходит?» и «Что нужно предпринимать для решения этого вопроса?». Как средняя, современная, футбольная академия на сегодняшний день, видится мне:
Как средняя, современная, футбольная академия на сегодняшний день, видится мне:
Методика и Философия недалёкого будущего
В наших странах, первые места и выигранные медали в турнирах – это потрясающее развитие морально-волевых качеств и бойцовского духа, но никак не главнейших футбольных качеств. Творческое игровое мышление и безупречная техника, способна проявляться на официальных матчах, только при сформированной в первую очередь смелой психологии.
Надеюсь в ближайшее время, кто-нибудь, всё-таки, плюнет на клубный шкаф с многочисленными кубками и поймёт, наконец, что каждый выигранный трофей, на самом деле, отдалял их и ребят от цели. От мечты и истинных результатов, к которым нужно стремиться.
И тогда мы увидим с Вами первый лучик света и в нашем футболе. Первый росток новой футбольной идеологии, на пространствах бывшего Советского Союза, который будет служить примером для всех. И именно эта академия, начнёт писать новую историю своего отечественного футбола и постигать новые вершины, с собственными воспитанниками!
Именно этой академии футбола будет дана возможность, разрушить все мифы, образовавшиеся за многие годы и касающиеся наших детей. Очень надеюсь дожить до этих времён, стать свидетелем этого поистине великого футбольного события и искренне порадоваться этому!
Буду рад, если сегодня был интересен и полезен для Вас, до новых встреч друзья!
Футбольные академии: эффективные инвестиции
Владельцы футбольных клубов все больше задумываются о развитии детско-юношеского футбола. Мы видим, что в ведущих европейских клубах не так много собственных воспитанников, регулярно выступающих за основную команду. Но в настоящее время руководство многих клубов начинает осознавать потенциальные выгоды, которые сулит успешная реализация программы развития футбола для подрастающего поколения.
Это, прежде всего, региональная идентичность футбольного клуба — включение в состав команды определенного количества местных игроков позволяет сохранить уникальное лицо клуба и его связь с местным сообществом.
Второе по очереди, но не по значимости — финансовая эффективность: с точки зрения бухгалтерского учета воспитанники собственной футбольной академии не признаются в качестве актива на балансе клуба. Поэтому, в случае перехода игрока в другой клуб, весь доход от его продажи оказывается в отчетности в качестве прибыли.
Возможность продажи доморощенных игроков делает воспитание талантливых игроков весьма прибыльной стратегией.
И наконец, третье — расходы на содержание футбольных академий не входят в состав релевантных расходов по правилам FFP (Financial Fair Play), а вот прибыль от продажи выпускников академий может быть включена в доходы. Кроме того, воспитанники собственных академий, как правило, имеют более низкие ожидания по заработной плате по сравнению со звездными игроками, перешедшими из других клубов.
Все эти факторы в совокупности подводят к выводу: успешные программы по развитию детско-юношеского футбола способны помочь клубам соответствовать строгим требованиям безубыточности, изложенным в FFP. Так, ФК «Манчестер Сити» недавно инвестировал 120 млн евро в создание новой академии и учебно-тренировочного комплекса, и это позволяет говорить о том, что даже ведущие мировые клубы, обладающие мощной финансовой базой, рассматривают программы детско-юношеского футбола как часть долгосрочной стратегии устойчивого развития, согласующейся с правилами FFP.
Тренировочный процесс и селекция
Основная задача в воспитании молодых футболистов разных возрастных групп заключается в нахождении правильного баланса между технической и тактической подготовкой игроков. С возрастающими скоростями в футболе все более важным становится технический аспект подготовки, независимо от возраста игроков: в младшей возрастной группе индивидуальное мастерство может развиваться без вмешательства со стороны, в средних возрастных группах вводится специальная техническая подготовка для позиций в защите, середине поля и атаке, старшие группы фокусируются на более тактических моментах игры.
Опыт и профессионализм директора академии и тренерского штата являются ключевым фактором успеха. Важно найти правильный баланс между тренерами, которые в прошлом являлись профессиональными футболистами, и тренерами с общеакадемическим образованием.
В дополнение к этому организуются индивидуальные занятия для наиболее перспективных ребят. Баланс между индивидуальными занятиями и командными тренировками различается от клуба к клубу: в одних индивидуальных тренировок нет в принципе, в других основной акцент сделан именно на них.
В основном клубы имеют согласованную игровую систему: 4–3–3 или 4–4–2, а 75% европейских клубов используют видеоанализ и учебно-тренировочные планы. Фитнес-тренировки в большинстве клубов начинаются с 14 лет.
В основе успешной футбольной академии лежит правильный набор молодых талантов, и для этих целей необходим современный, хорошо организованный селекционный департамент, в функции которого входит поиск молодых талантов до того, как они будут замечены скаутами из других клубов.
Селекционный отдел должен тесно взаимодействовать как со спортивным и научным отделами, так и со вспомогательными отделами клуба для поиска молодых игроков не только по их техническим навыкам, но и с учетом образовательных и психосоциальных требований, предъявляемых к кандидату. Конкурировать с другими клубами в поиске талантливых игроков весьма непросто, но основной фокус всегда направлен на качественный уровень, а не на количество молодых игроков.
Регламент для воспитанников
С 1990-х гг. УЕФА стремится управлять ростом количества иностранных игроков, играющих в европейских лигах, чтобы помочь клубам сохранить свою национальную идентичность и обеспечить благополучие несовершеннолетних игроков (в возрасте до 18 лет) путем внедрения различных норм и правил в от- ношении минимального числа доморощенных игроков в команде клуба.
До завершения судебных процессов (в частности, связанных с Босманом и Симутенковым) многие европейские лиги имели квоты на количество иностранных игроков, которым разрешено играть в каждой команде, но согласно этому правилу данные квоты были признаны дискриминацией граждан ЕС и стали применяться только для иностранных игроков из стран, не входящих в состав ЕС.
Английская премьер-лига, например, не имеет правил, касающихся максимального количества зарубежных игроков или минимального числа воспитанников клуба, одновременно находящихся на поле во время матча. Большинство игроков ФК «Арсенал», ФК «Челси» и ФК «Манчестер Юнайтед» не имеют английского паспорта.
В 2006–2007 гг. клубы, соревнующиеся в Лиге чемпионов УЕФА или Кубке УЕФА, должны были включать по крайней мере 4 воспитанника клуба* в команду из 25 человек, причем только 2 из 4 могли быть воспитанниками другого клуба в отечественной футбольной лиге**. Эта норма была увеличена до 6 воспитанников клуба в 2007– 2008 гг. и до 8 в 2008–2009 гг.
* Воспитанник клуба (locally trained player) — это игрок клуба или ассоциации в возрасте от 15 лет (или, если это начало сезона, то в течение которого ему исполнится 15 лет) до 21 года (или, если это окончание сезона, то в течение которого ему исполнится 21 год), независимо от его национальности зарегистрированный в текущем клубе на период, непрерывно или с перерывами, трех полных сезонов (т. е. периодов, начиная с первого официального матча в соответствующем национальном чемпионате и заканчивая последним официальным матчем этого национального чемпионата) или 36 месяцев.
**Воспитанник отечественной футбольной лиги (association trained player) — игрок в возрасте от 15 лет (или, если это начало сезона, то в течение которого ему исполнится 15 лет) до 21 года (или, если это окончание сезона, то в течение которого ему исполнится 21 год), независимо от его национальности, зарегистрированный в клубе или нескольких клубах, относящихся к той же национальной ассоциации, в которую входит текущий клуб игрока, на период, непрерывно или с перерывами, трех полных сезонов или 36 месяцев.
В 2008 г. ФИФА стремилась восстановить национальную идентичность футбольных клубов, предложив правило «6 + 5», т.е. каждый клуб должен был выставить по крайней мере 6 игроков, имеющих право играть за национальную сборную страны данного клуба. Также считалось, что это правило поможет уменьшить растущую разницу между крупными и небольшими клубами. Однако оно не было внедрено в практику, т.к. нарушало законы о труде в ЕС.
Неудивиительно, что испанские клубы утвердились как самые успешные клубы в Европе на молодежном уровне, выиграв больше молодежных футбольных соревнований с 1993 г., чем какая-либо другая страна. Успешное развитие детско-юношеского футбола в таких клубах, как «Барселона», было ключевым фактором на пути к подобным достижениям.
Успех футбольной академии ФК «Барселона» демонстрирует, что 65% из числа игроков в текущем основном составе являются воспитанниками академии ФК «Барселона».
Почему же Испания более успешна в развитии детско-юношеского футбола, чем другие страны? Вот некоторые факты:
1. В Испании существует системный подход в части организации региональной и возрастной структуры, которая была внедрена Королевской испанской футбольной федерацией.
2. В стране имеется хорошо структурированная по возрастам национальная молодежная команда (U15, U16, U17, U18, U19, U20 и U21). У каждой возрастной группы есть преданный тренер и помощник.
3. Все испанские тренеры молодежных команд следуют одному и тому же игровому стилю (акцент на удержание мяча, использование контроля за мячом в ограничен- ном пространстве, установление скорости игры и техника возврата мяча).
4. Отчет УЕФА 2008 г. показал, что в Испании было почти в 2 раза больше тренеров (15 тыс. человек), чем в любой другой европейской стране. И это, несмотря на тот факт, что процесс получения тренерской лицензии в Испании может занять примерно в 3 раза больше времени, чем в Англии.
5. В соответствии с концепцией развития молодежного футбола в Испании чрезвычайно важным считаются не только способности игрока, но и его характер.
Английский вариант
С момента возникновения английской премьер-лиги в 1992 г. программа развития детско-юношеского футбола идет быстрыми темпами. В 1998 г. была запущена система футбольных академий.
Следующие вопросы входят в компетенцию Департамента по развитию детско-юношеского футбола премьер-лиги:
1. Регистрация игроков и организация программ матчей в течение сезона;
2. Создание платформы для проведения регулярных встреч сотрудников академий для обмена мнениями и опытом;
3. Программа профессионального развития для работников сферы социального обеспечения молодых игроков, а также тренеров;
4. Контроль за тем, чтобы размеры полей и форматы матчей соответствовали возрасту игроков.
В премьер-лиге существует департамент образования, который реализует программу по развитию игроков академий в части техники, тактики, физических аспектов, умственного развития, образа жизни и социального обеспечения.
Премьер-лига также составляет официальные программы обучения для всех учащихся в возрасте от 16 до 19 лет, подписавших договор на обучение в академии клуба премьер-лиги.
Клубы могут набирать до 30 игроков в каждую возрастную группу начиная с U9 до U14; до 20 игроков в группы от U15 до U16; до 15 игроков в группы от U17 до U21. Тем не менее учитывая, что в составе основных команд футбольных клубов премьер-лиги не более 25 игроков, многие из которых являются иностранцами, у игроков из академий не так много шансов пробиться в основную команду.
Департаменты развития молодых игроков профессиональных футбольных клубов в настоящее время функционируют:
Правила, регулирующие деятельность этих двух видов учреждений, очень похожи. На территории Англии в настоящий момент распо- ложено 40 академий и 35 центров мастерства. Футбольные академии рекомендуется создавать всем клубам английской премьер-лиги. В то же время более 90% молодых игроков, являющихся воспитанниками академий клубов премьер-лиги, в будущем не войдут в основной состав своих клубов, и всего лишь 1% ребят, зачисленных в академию в возрасте примерно 9 лет, в итоге начнут выступление на профессиональном уровне.
В Англии сейчас осуществляется очередной этап программы по развитию детско-юношеского футбола. Премьер-лига разработала план развития элитных игроков (EPPP), который клубы внедряют с 2012 года. Заявленная цель этого плана — увеличить до 50% количество игроков премьер-лиги, имеющих право выступать за сборную Англии. В настоящее время этот показатель составляет 39%. План преследует цель создания ведущей в мире системы футбольных академий для подготовки большего количества доморощенных игроков высокого уровня.
В рамках программы EPPP в Англии была создана лига для игроков U21. Ее основное предназначение — дать возможность игрокам получать игровой опыт и сократить разрыв между академиями и взрослым футболом. Команды из 23 клубов категории «А» (17 команд премьер-лиги и 6 клубов второго по силе английского чемпионата) делятся на 3 группы — первая, вторая и третья национальные группы.
План EPPP и новая лига U21 — это инициативы премьер-лиги. Функция премьер-лиги — подготовка тренеров для академий. Команды крупнейших английских футбольных академий также принимают участие в европейском турнире для игроков U19 «Серия нового поколения», в рамках которого молодые игроки соревнуются в формате Лиги чемпионов. Предназначение этого чемпионата — дать молодым игрокам воз- можность принять участие в турнире европейского масштаба.
Академическая прибыль
Опираясь на информацию, представленную на диаграммах, можно выделить следующие основные аспекты финансирования футбольных академий в Европе:
Можно выделить следующие тенденции в части финансовой эффективности футбольных академий:
Инвестиции в футбольные академии являются эффективными для клубов с финансовой точки зрения, так как тем самым клубы имеют возможность экономить деньги на трансферах и заработных платах доморощенных игроков. Действительно, средние расходы на футбольные академии в Европе составляют всего 6% от бюджета клуба, но 60% клубов, выбранных ассоциацией европейских клубов (ECA) для исследований, считают, что их молодежные академии являются источником дохода и не являются убыточными. Более половины футбольных академий в Европе имеют своей целью создание добавленной стоимости. Подобные инвестиции решают еще одну важную задачу — повышают лояльность игроков и болельщиков к собственному клубу.