Что такое функциональная стратегия

Функциональные стратегии предприятия

Понятие функциональных стратегий. Виды функциональных стратегий. Взаимосвязь общей стратегии и функциональных стратегий компании. Стратегии производства: TQM, модель шести сигм (Six Sigma), система «точно-в-срок». Стратегия маркетинга. Финансовая стратегия. Стратегия управления персоналом. Стратегия инноваций.

Функциональные стратегии –стратегии функциональных подразделений компании.

Стратегия деятельности предприятия разрабатывается и реализуется как единым целым субъектом рыночной экономики. Однако каждое предприятие является сложной многофункциональной системой, поэтому стратегию деятельности предприятия, которую иначе можно назвать корпоративной стратегией, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами. Иначе эти стратегии можно назвать рабочими стратегиями. Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена.

Финансовая стратегия представляет собой общее направление и способ использования средств для достижения поставленных целей управления финансами предприятия. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив другие варианты.

Основой разработки финансовой стратегии служат анализ факторов эффективного использования финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе и поставленные цели. Целями в данном случае могут быть: максимизация прибыли при минимизации расходов, оптимизация структуры активов предприятия, обеспечение финансовой стабильности предприятия в обозримом будущем.

Стратегия управления персоналом— это разработанное руко­водством организации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосроч­ных целей по созданию высокопрофессионального, ответствен­ного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.

Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управ­ления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию.

Основные черты стратегии управления персоналом:

– долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, моти­вации, структуры персонала, всей системы управления пер­соналом или ее отдельных элементов, причем такие измене­ния, как правило, требуют длительного времени;

– связь со стратегией организации в целом, учет многочис­ленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену или корректировку страте­гии организации и требует своевременных изменений струк­туры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.

Стратегия управления персоналом как функциональная стратегия может разрабатываться на двух уровнях: для организации в целом в соответствии с ее общей страте­гией; для отдельных сфер деятельности (бизнес).

Стратегия инноваций. Инновационную стратегию можно определить как взаимосвязанный комплекс технических, технологических и организационных действий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивое его развитие.Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

Стратегия организационных изменений (развития) – многоуровневая система преобразований нацеленных на средне и долгосрочную перспективу и предусмотренных изменений организационной структуры, методов работы и корпоративной культуры.

Стратегии производства:

Основная философия TQM базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – ноль дефектов, к затратам – ноль непроизводительных затрат, к поставкам – точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах.

Источник

Понятие, сущность и виды функциональных стратегий

Функциональная стратегия является более узкой по сравнению с деловой стратегией и конкретизирует отдельные детали в общем плане развития организации путем определения подходов и практических шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями или функциями бизнеса.

Роль функциональной стратегии состоит в поддержке деловой стратегии и конкурентоспособности организации.

Значение функциональной стратегии заключается в создании управленческих ориентиров для достижения намеченных функциональных целей организации. Например, функциональная стратегия в производстве представляет собой план производства, содержащий необходимые мероприятия для поддержки деловой стратегии и достижения производственных целей и миссии организации.

Ответственность за формирование функциональной стратегии обычно возлагается на руководителей функциональных подразделений. При выполнении стратегии руководитель подразделения работает в тесном контакте со своими заместителями и зачастую обсуждает основные вопросы с главами других подразделений. Если руководители функциональных направлений проводят свою стратегию независимо друг от друга, это провоцирует создание нескоординированных или конфликтных стратегий. Координацию функциональных стратегий лучше осуществлять на стадии обсуждения. Таким образом, все функциональные стратегии должны быть взаимоувязанными между собой, а не только преследовать свои достаточно узкие цели.

Между деловой стратегией и функциональной осуществляется двустороннее взаимодействие. С одной стороны, осуществляется координация функциональных стратегий, чтобы не допускать ориентации только на свои достаточно узкие цели. В то же время более узкая, по сравнению с деловой, функциональная стратегия позволяет детализировать отдельные положения деловой стратегии. Стратегическое единство и координация действий различных функциональных направлений усиливают деловую стратегию.

Виды функциональных областей

Функциональная

область

Основная стратегическая ориентация
12
МаркетингПривлечение и сохранение лояльной группы потребителей посредством уникального сочетания товара, сбыта, продвижения и цены
ПроизводствоПолное использование производственных возможностей, снижение относительных издержек производства и максимизация контроля качества
ФинансыФункционирование в пределах установленного бюджета, упор на прибыльную продукцию, контроль кредита и минимизация стоимости займов

12
УчетСтандартизация отчетности, тщательная детализация издержек, стандартизация сделок
Т ехнические службыРазработка и соблюдение конкретных спецификаций, ограничение числа моделей и вариантов, концентрация на улучшении качества
СнабжениеПриобретение материалов большими однородными партиями по низким ценам и поддержание небольших запасов
НИОКРПоиск технологических прорывов, улучшение качества продукции, выявление нововведений

Функциональные стратегии конкретизируют выбранную траекторию развития предприятия в рамках функциональной области и разрабатываются соответствующими подразделениями предприятия (организации). В силу их предназначения и специфики деятельности различные службы предприятия имеют свое собственное видение достижения поставленных ориентиров. Поэтому разрабатываемые ими стратегии не всегда стыкуются, а иногда и просто противоречат друг другу. Искусство руководства предприятием заключается в том, чтобы заставить функциональные подразделения сбалансировать и скоординировать разрабатываемые ими стратегии. Достигаться это может двумя основными путями: во-первых, руководители функциональных служб предприятия (организации) участвуют в обосновании и разработке базовой стратегии предприятия; во-вторых, процесс разработки окончательной стратегии развития предприятия должен быть многоступенчатым, включая этап согласования и координации. Как правило, предприятие должно разрабатывать следующие основные виды функциональных стратегий:

— стратегию организационных изменений;

— стратегия (внешнеэкономической) международной деятельности.

Источник

Что такое функциональная стратегия

Функциональная стратегия

Идеальное функциональное подразделение должно быть и производительным, и эффективным. Оно должно выполнять ту работу, с которой способно хорошо справляться, и располагать продуманной функциональной стратегией, увязанной с деловой стратегией компании.

Функциональная стратегия нацелена на деятельность той или иной функциональной службы (или отдела) в рамках общей стратегии данного хозяйственного подразделения.

Распространение сферы принятия стратегических решений на более низкие функциональные уровни (маркетинг, производство, финансы, исследования и разработки, персонал, электронная обработка данных и др.) способствует формированию в компании совершенно нового подхода к бизнесу и расширению возможностей выбора для назначения на должности исполнителей, которые также требуют знаний в области бизнеса. Разработка функциональной стратегии подразумевает активное поведение менеджеров в рамках заданной функции. Таким образом, функциональная стратегия сводится к такой ориентации того или иного функционального подразделения (отдела) в соответствии с общей деловой стратегией, которую каждый имеющий к ней отношение работник воспринимает как логическое продолжение своей деятельности.

Главная ответственность за формирование стратегии обычно возлагается на руководителей функциональных подразделений.

При разработке функциональной стратегии необходимо:

— определить роль и конкретное содержание функциональной подсистемы;

— заручиться уверенностью в том, что соответствующему менеджеру ясна корпоративная миссия;

— уточнить, как данная функциональная подсистема способствует развитию бизнеса;

— четко провести разграничения между функциональными областями;

— если это возможно, провести одновременную ревизию всех функциональных подразделений;

— направить энергию исполнителей всех функциональных подразделений в единое русло корпоративной миссии, чтобы избежать угрозы «местнического» подхода;

— сбалансировать тенденции, связанные с профессиональной компетентностью, профессиональной этикой и предпринимательством таким образом, чтобы не допустить возникновения конфликтов.

Операционная стратегия относится к еще более конкретным стратегическим инициативам и подходам в руководстве ключевыми оперативными единицами при решении ежедневных оперативных задач, имеющих стратегическую важность (рекламные кампании, закупка сырья, управление запасами, профилактический ремонт, транспортировка). Операционные стратегии, несмотря на меньший масштаб по сравнению со стратегиями более высокого уровня, дополняют и завершают общий бизнесплан работы компании. Главная ответственность за разработку операционных стратегий ложится на руководителей среднего звена, предложения которых должны быть рассмотрены и приняты вышестоящим руководством.

Выходные данные:

Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 384 с.

Источник

Функциональные стратегии

Что такое функциональная стратегия. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что такое функциональная стратегия фото. Что такое функциональная стратегия-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что такое функциональная стратегия. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Понятие функциональных стратегий. Виды функциональных стратегий. Взаимосвязь общей стратегии и функциональных стратегий компании. Стратегии производства: TQM, модель шести сигм (Six Sigma), система «точно-в-срок». Стратегия маркетинга. Финансовая стратегия. Стратегия управления персоналом. Стратегия инноваций. Что такое функциональная стратегия. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что такое функциональная стратегия фото. Что такое функциональная стратегия-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что такое функциональная стратегия. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Понятие функциональных стратегий. Виды функциональных стратегий. Взаимосвязь общей стратегии и функциональных стратегий компании. Стратегии производства: TQM, модель шести сигм (Six Sigma), система «точно-в-срок». Стратегия маркетинга. Финансовая стратегия. Стратегия управления персоналом. Стратегия инноваций. Что такое функциональная стратегия. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что такое функциональная стратегия фото. Что такое функциональная стратегия-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что такое функциональная стратегия. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Понятие функциональных стратегий. Виды функциональных стратегий. Взаимосвязь общей стратегии и функциональных стратегий компании. Стратегии производства: TQM, модель шести сигм (Six Sigma), система «точно-в-срок». Стратегия маркетинга. Финансовая стратегия. Стратегия управления персоналом. Стратегия инноваций. Что такое функциональная стратегия. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что такое функциональная стратегия фото. Что такое функциональная стратегия-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что такое функциональная стратегия. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Понятие функциональных стратегий. Виды функциональных стратегий. Взаимосвязь общей стратегии и функциональных стратегий компании. Стратегии производства: TQM, модель шести сигм (Six Sigma), система «точно-в-срок». Стратегия маркетинга. Финансовая стратегия. Стратегия управления персоналом. Стратегия инноваций.

Что такое функциональная стратегия. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что такое функциональная стратегия фото. Что такое функциональная стратегия-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что такое функциональная стратегия. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Понятие функциональных стратегий. Виды функциональных стратегий. Взаимосвязь общей стратегии и функциональных стратегий компании. Стратегии производства: TQM, модель шести сигм (Six Sigma), система «точно-в-срок». Стратегия маркетинга. Финансовая стратегия. Стратегия управления персоналом. Стратегия инноваций.

Что такое функциональная стратегия. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что такое функциональная стратегия фото. Что такое функциональная стратегия-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что такое функциональная стратегия. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Понятие функциональных стратегий. Виды функциональных стратегий. Взаимосвязь общей стратегии и функциональных стратегий компании. Стратегии производства: TQM, модель шести сигм (Six Sigma), система «точно-в-срок». Стратегия маркетинга. Финансовая стратегия. Стратегия управления персоналом. Стратегия инноваций.

Что такое функциональная стратегия. image005. Что такое функциональная стратегия фото. Что такое функциональная стратегия-image005. картинка Что такое функциональная стратегия. картинка image005. Понятие функциональных стратегий. Виды функциональных стратегий. Взаимосвязь общей стратегии и функциональных стратегий компании. Стратегии производства: TQM, модель шести сигм (Six Sigma), система «точно-в-срок». Стратегия маркетинга. Финансовая стратегия. Стратегия управления персоналом. Стратегия инноваций.

Стратегия деятельности предприятия разрабатывается и реализуется как единым целым субъектом рыночной экономики. Однако каждое предприятие является сложной многофункциональной системой, поэтому стратегию деятельности предприятия, которую иначе можно назвать генеральной стратегией, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами. Иначе эти стратегии можно назвать рабочими стратегиями. Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. В этой связи могут разрабатываться следующие функциональные стратегии:

стратегия организационных изменений и др.

Набор функциональных стратегий на том или ином конкретном предприятии определяется составом специфических целей, которые ставит перед собой руководство предприятия.

Рассмотрим кратко основные функциональные стратегии предприятия.

Финансовая стратегия представляет собой общее направление и способ использования средств для достижения поставленных целей управления финансами предприятия. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив другие варианты.

Основой разработки финансовой стратегии служат анализ факторов эффективного использования финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе и поставленные цели. Целями в данном случае могут быть: максимизация прибыли при минимизации расходов, оптимизация структуры активов предприятия, обеспечение финансовой стабильности предприятия в обозримом будущем.

Инновационную стратегию можно определить как взаимосвязанный комплекс технических, технологических и организационных действий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивое его развитие.

Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика1.

Стратегия производства представляет собой комплекс взаимосвязанных мер по выбору продукции (услуг), технологии и организации производства, позволяющих обеспечить устойчивое эффективное развитие предприятия. Для того, чтобы реализовать цели предприятия, обеспечить конкурентоспособность продукции (услуг) и тем самым добиться успеха, необходимо организовать высокоэффективное производство.

Глава 10. Планирование деятельности предприятия

Что такое функциональная стратегия. image005. Что такое функциональная стратегия фото. Что такое функциональная стратегия-image005. картинка Что такое функциональная стратегия. картинка image005. Понятие функциональных стратегий. Виды функциональных стратегий. Взаимосвязь общей стратегии и функциональных стратегий компании. Стратегии производства: TQM, модель шести сигм (Six Sigma), система «точно-в-срок». Стратегия маркетинга. Финансовая стратегия. Стратегия управления персоналом. Стратегия инноваций.

10.1. Сущность и принципы планирования

Эффективность функционирования предприятия определяется многими обстоятельствами. Среди них: правильность установления «что, сколько, какого качества и к какому времени производить продукцию или оказывать услуги» с учетом спроса и предложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспечение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и пр.

Что такое функциональная стратегия. 640 1. Что такое функциональная стратегия фото. Что такое функциональная стратегия-640 1. картинка Что такое функциональная стратегия. картинка 640 1. Понятие функциональных стратегий. Виды функциональных стратегий. Взаимосвязь общей стратегии и функциональных стратегий компании. Стратегии производства: TQM, модель шести сигм (Six Sigma), система «точно-в-срок». Стратегия маркетинга. Финансовая стратегия. Стратегия управления персоналом. Стратегия инноваций.

В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон использования этих факторов чрезвычайно большой. Поэтому каждое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочетанию.

Это предполагает необходимость применения соответствующих форм и методов их внутренней увязки. Такой формой является планирование производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Опыт многих преуспевающих компаний промышленно развитых стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализации принятой стратегии развития предприятия. И в самом деле, если стратегия предприятия является принципиальной установкой его развития на будущее, то планирование представляет собой определение оптимальных путей производства и реализации продукции, поскольку в нем осуществляется как увязка ресурсов, потенциала предприятия с целями его развития во временном периоде, так и со способами их достижения. Более того, в условиях неопределенности экономического развития, наличия рисков и жесткой конкуренции, присущей рыночной системе хозяйствования, оно становится практически единственным условием, вносящим определенную устойчивость при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Именно оно позволяет предприятию на основе имеющихся внутренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, происходящих в хозяйственной среде.

Вместе с тем планирование будет действенным только в том случае, если оно будет отвечать следующим требованиям:

Во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что, когда и как может произойти?

Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, принимаемых сегодня.

В-третьих, планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по времени цели и задачи развития предприятия в связи с изменениями, происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для их выполнения.

В-четвертых, планирование следует осуществлять по принципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия группы лиц (собственников, учредителей, коллективов акционеров, государство и т.п.).

В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобретением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рассматривать на краткосрочный период.

Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам. Это:

гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования <например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);

коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р.Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия;

адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;

комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

В нашем случае планирование будет рассмотрено только с точки зрения его роли и значения в деле развития экономики предприятия в условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия со спросом и предложением на товары или услуги, производимые им.

10.2. Виды планирования

Что такое функциональная стратегия. image005. Что такое функциональная стратегия фото. Что такое функциональная стратегия-image005. картинка Что такое функциональная стратегия. картинка image005. Понятие функциональных стратегий. Виды функциональных стратегий. Взаимосвязь общей стратегии и функциональных стратегий компании. Стратегии производства: TQM, модель шести сигм (Six Sigma), система «точно-в-срок». Стратегия маркетинга. Финансовая стратегия. Стратегия управления персоналом. Стратегия инноваций.

конкуренция, присущая рыночной системе хозяйствования, обусловливающая необходимость выработки соответствующей направленности развития экономики предприятия. Это достигается путем принятия стратегических установок развития предприятия, а само стратегическое планирование направлено на увязку ресурсов со стратегическими установками и определением путей их реализации. Последнее позволяет предприятию не только избежать рисков или, по крайней мере, ослабить их негативные последствия, но и обеспечить дальнейший рост;

динамичное развитие научно-технического прогресса, приводящее к коренным преобразованиям производства и способствующее усилению его влияния на конкурентоспособность предприятия. Оно требует предвидеть его результаты и заблаговременно осуществлять мероприятия по их использованию или переориентированию деятельности предприятия.

Поскольку стратегия развития определяется каждым предприятием, то принимаемый стратегический план в ходе планирования придает предприятию определенность и в то же время индивидуальность. При этом определенность не может быть неизменной, поскольку она вытекает из стратегической установки. Она может быть скорректирована в связи с изменением хозяйственной среды.

Стратегическое планирование целиком и полностью является прерогативой высшего руководства предприятия. Продолжительность планового периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и прежде всего тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых видов продуктов и услуг и т.д.

На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет.

В силу динамичности процессов, происходящих в деятельности предприятия и страны, необходимо осуществлять текущее планирование. Его результатом являются краткосрочные планы (как правило, на год) с учетом и текущих тенденций спроса и предложения. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, т.е. на первые 3 месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют по мере изменения ситуации. По сравнению с краткосрочными планами они являются более детальными, особенно в части движения производства и запасов товарно-материальных ценностей, ценообразования, издержек производства и т.д. По сути, в них увязываются задачи различных служб предприятия. Но более тесная координация различных служб предприятия имеет место в календарном планировании, период действия которого составляет, как правило, 10 дней. Это, по существу, программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

Источник

Где начинается функциональная стратегия

Итак, где заканчивается «фантазия» — там заканчивается стратегия компании. Интересное заявление. Я бы продолжил. Где заканчивается стратегия, там начинается построение практической деятельности, направленной на реальные шаги по достижению той самой стратегии компании. Эти шаги делаются по так называемой функциональной стратегии. Это основа работы функциональных направлений компании.

HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по проведению и обучению (офлайн и онлайн) фасилитации и стратегических сессий.
За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Александровичу Логинову +7 921 334 67 62 | [email protected]

В процессе планирования мы выделяем иерархию построения стратегий, а именно:

Иногда выделяют еще корпоративную стратегию. Возможно, позже, мы вернемся, в другой статье, к размышлению о различии стратегий верхнего уровня. Но — это позже. Оставим на текущий момент эти рассуждения и перейдем к практике формирования функциональных стратегий.

Функциональная стратегия. Два варианта построения

При формировании функциональных стратегий мы, чаще всего, определяем период планирования — год с разбивкой по квартальным планам. Первый плюс такого подхода — легко оценить прогресс движения к достижению стратегических целей компании (или достижения целей функциональных подразделений). Второй плюс – этот подход позволяет четко и понятно каскадировать цели компании в подразделения.

Используя систему построения планов, описанную выше, процесс ознакомления сотрудников со стратегией компании становится простым и понятным. Это важно, так как создает дополнительную мотивацию у сотрудников к работе над целями. Сотрудники понимают, что они должны делать, чтобы в конечном итоге компания достигла своих стратегических целей.

Прежде, чем мы перейдем к методологии, давайте определимся с термином «Функциональная стратегия». С нашей точки зрения — это план работы направления бизнеса, выраженный через цели и задачи, которые необходимо выполнить для достижения стратегических целей компании.

С чего мы начинаем написание функциональной стратегии? Прежде всего, знакомимся со стратегией, которая была заявлена на уровне компании.

Далее, мы в своей практике используем следующие инструменты:

Анализ конкурентной стратегии компании.

Нас интересует: как ценности нашей компании, которые мы предлагаем потребителю и «внешней среде (бизнес-среде)», контрастно выделяют нашу компанию. Мы строим кривую ценности (yellowtail). Рассматриваем вопрос о развитии ценностей или формируем дополнительные ценности, которые будут интересны рынку. Нам необходимо определиться с ключевыми факторами конкуренции. Данная технология нами взята из практики формирования стратегий «Голубого океана». При этом мы пользуемся классической решеткой: Упразднить – Снизить — Повысить – Создать.

Анализ ценностного предложения позволяет нам принять для себя решение о расстановке приоритетов между ценностями, отвечая на вопрос: с какими ценностями мы будем работать в текущем периоде или какие новые ценности будем создавать. Под данные решения мы формируем проекты.

При анализе мы обязательно НЕ забываем, что необходимо учитывать три дополнительных качества нашей стратегии: фокус, дивергенцию, привлекательный девиз.

Фокус. На какие ценности делает упор компания в текущий период при построении своей стратегии. Инвестирование во все ценности сразу приводит чаще всего к высоким издержкам бизнес-моделей (о анализе и моделировании бизнес процессов здесь)

Дивергенция. Если компания, при построение своей стратегии, просто реагирует на действия своих конкурентов, то стратегия компании утрачивает свою уникальность. Мы стараемся выстроить функциональные стратегии, направленные на развитие ценностей, отличных от других компаний данного сектора экономики. При этом стараемся получить не похожую на другие компании кривую ценностей. Мы используем довольно простые действия, а именно: упразднение, снижение, повышение и создание. При этом нужно быть аккуратными, так как максимализм, который встречается при этих действиях со стороны менеджеров, может привести к потере ранее достигнутых конкурентных преимуществ.

Привлекательный девиз. Девиз должен не только понятно донести до потребителя наши ценности, но и содержать правдивую информацию, — в противном случае потребитель потеряет доверие к компании.

SWOT анализ

К данной работе привлекаются не только ТОП менеджеры, но и их подчиненные, которые совместно с ТОП менеджерами проводят сбор информации для анализа и привлекаются к самому анализу. Это позволяет затем упростить процедуру каскадирования целей из функциональных стратегий на нижележащие уровни.

После составления SWOT анализа начинается самое интересное. Это первый этап формирования самой функциональной стратегии. Проводя попарное сравнение между нашими сильными сторонами и возможностями, мы определяемся чего мы можем достичь, используя сильные стороны. Формируем таблицы попарного сравнения. А дальше начинается аналитика того, что мы создали в результате сравнения сильных сторон и возможностей.

Из материала, который мы получили после попарного сравнения между сильными и слабыми сторонами, формируем основные цели и действия, которые необходимо выполнить, чтобы достичь наших возможностей. При этом оцениваем, как эти действия повлияют на слабые стороны компании и снизят влияние угроз.

Формирование целей и действий проводится ТОП менеджерами компании. В этом процессе можно использовать внешнего или внутреннего эксперта, который является фасилитатором процесса создания целей в индивидуальных встречах с ТОП менеджерами.

Цепочка логических рассуждений Формирование предварительной функциональной стратегии.

При формировании функциональной стратегии ТОП менеджеры используют следующую цепочку логических рассуждений, которые позволяют структурировать «хаос» и направить все усилия для достижения целей компании:

Утверждение и корректировка функциональной стратегии

Дальнейшие корректировки функциональной стратегии проводят, исходя из ресурсов (время, финансы и т.д.).

После утверждения функциональной стратегии мы проводим каскадирование стратегии. Обычно мы проводим рабочие группы, где знакомим сотрудников с анализом ценностей (кривой ценностей), SWOT анализом, утвержденными стратегиями.

Далее, в режиме командной работы по выработке управленческих решений, мы выделяем основные проекты и этапы проектов, которые необходимо выполнить для достижения целей функциональных стратегий.

Корректировка функциональных стратегий проводится раз в квартал или полугодие. На корректировку влияет наличие ресурсов в компании по достижению целей, финансовых ресурсов, изменение бизнес-окружения и др. Контроль достижения целей проектов, созданных для достижения целей функциональной стратегии проводится на регулярной основе. В случае необходимости проводится корректировка проектов (цели, мероприятия и д.). В нашей практике это происходит через 3-4 месяца от начала старта проектов.

К этому надо относится спокойно, так как невозможно сразу создать идеальную «форму и содержание» функциональной стратегии. Она живая и требует внимательного сопровождения, чтобы вся выполненная работа не превратилась в «фикцию».

HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по проведению и обучению (офлайн и онлайн) фасилитации и стратегических сессий.
За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Александровичу Логинову +7 921 334 67 62 | [email protected]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *