Что такое функционал сайта
Функционал сайта
Опубликовано: 26.07.2020 в категории: Сайтострой
Функционал сайта — это набор различных опций, которые решают определенные задачи пользователей для удобной работы с веб-ресурсом. Сегодня мы поговорим о том, на что стоит обратить внимание при разработке функционала сайта и на ряд важных моментов, которые могут негативно повлиять на состояние вашего ресурса.
Функционал сайта и его виды
Базовый функционал как правило определен разработчиком CMS. Он содержит все базовые возможности, которые должны присутствовать на каждом проекте.
Для обычных посетителей это:
Для администраторов:
Расширенный функционал сайта
Расширенный функционал основан на различных дополнениях, которые расширяют базовые возможности сайта и CMS. Как правило, расширяют за счет отдельных скриптов, плагинов или аддонов.
Для посетителей ресурса:
Для администраторов и залогиненных пользователей:
Как определить, какие функции необходимы сайту?
Многие могут ломать голову, а какие же функции сайта мне необходимо задействовать. Все зависит от того, какого вида у вас проект. И каковы его основные функции.
Если это одностраничник, то форма поиска тут явно будет лишней.
Для интернет-магазина, форума или инфо-сайта однозначно стоит использовать практически весь базовый функционал. Без него люди просто не смогут нормально работать.
Далее уже выписываете дополнительные задачи, которые должен решать сайт.
Для начала, подумайте, какие расширенные функции важны для данного проекта. Обязательно поищите в интернете похожие проекты. Посмотрите, какие опции реализованы на этих сайтах.
Важное условие!
Функционал сайта должен быть не просто полезным. Он должен быть необходимым для ваших посетителей, они обязательно должны им пользоваться!
Если в аналитике вы видите, что посетители какой-то функционал используют очень редко, то возможно, его стоит вообще убрать, чтобы не перезагружать сайт ненужными функциями..
Разработка функционала сайта
Когда вы точно определились с поставленными задачами, то начинаем проводить разработку функционала сайта. Если вы используете CMS (системой управления сайтом) вам будет легче решить этот вопрос.
Расширить функции сайта можно с помощью уже готовых плагинов и модулей. Для различных CMS существует различное множество как платных, так и бесплатных вариантов. Для движка WordPress например имеется более 40 000 бесплатных плагинов способных решать практически любые задачи.
Если же у вас самописная CMS, то тут будет намного сложнее!
Во-первых, вам однозначно нужно платить деньги за разработку новой функции. Во-вторых, придется обращаться именно к тем, кто эту CMS разрабатывал.
Дело в том, что не каждый специалист сможет толково расширить чужой самописный движок. Поэтому, если вы не владелец Роснефти или Газпрома, лучше использовать только готовые варианты. Например, WordPress, Joomla, Битрикс, OpenCart.
Для определенных видов сайтов существуют специализированные CMS. Функционал у них может быть разный. Какие-то заточены под интернет-магазин, другие под доску объявлений, третьи под сайт знакомств и т.д..
Существуют и универсальные CMS. Например, WordPress с плагином WooCommerce вполне подойдет для создания полноценного интернет-магазина.
Если вы хотите прикрутить доску объявлений, интернет-магазин или форум к уже существующему ресурсу, можно сделать это отдельным проектом. Например, установить специализированную CMS на отдельный поддомен. Это хорошо для безопасности. Даже простые форумы или интернет-магазины имеют большое количество функций, А это дополнительная уязвимость для взлома. Поэтому такие проекты лучше размещать изолированно.
Поэтому всем своим клиентам рекомендую использовать недорогой и надежный хостинг SpaceWeb, где уже предусмотрены соответствующие меры безопасности!
Функционал интернет-магазина
При разработке функционала интернет-магазина существует ряд важных моментов пренебрегать которыми крайне нежелательно. Это может привести к самым серьезным последствиям.
И так, что необходимо учитывать при разработке функционал интернет-магазина.
Несовместимость функций
Нельзя забывать, что любые полезные функции для сайта могут работать с ошибками. Нередко бывают ситуации, когда в одной части сайта что-то доработали и улучшили, а в другом месте перестало работать.
Вы даже можете не сразу это заметить и понять! Поэтому после внедрения нового функционала всегда проводите анализ юзабилити сайта. Посмотрите, все ли нормально работает.
К примеру, вы поставили или обновили модуль для анти-спама. Но после этого действия посетители теперь не могут оставить комментарий на сайте потому что имеется конфликт скриптов.
Или после обновления отдельных модулей или плагинов, проект на десктопах работает хорошо, а в мобильной версии появляются серьезные ошибки.
Проблемы с поиском на сайте.
Бывают не очевидные ошибки, которые могут возникать в нестандартных ситуациях. Вам очень важно отслеживать, каким функционалом пользуются посетители. Необходимо понимать, есть ли разница в конверсии среди тех, кто этим функционалом пользовался или нет. К примеру, те, кто пользовался поиском на сайте, у них конверсия была в 2 раза ниже чем у тех, кто не использовал поиск.
Одна из распространенных проблем, это ситуация, когда посетитель заходит на сайт, на котором есть интересующий его товар. Он начинает набирать его в поиске, но не находит. В таком случае он просто уйдет с сайта!
Отслеживание ошибок в веб-аналитике
Если у вас на сайте выводятся какие-то сообщения об ошибках (что-то человек неправильно ввел, начал вводить номер телефона, но ввел не в том формате, какое-то поле не заполнил и так далее), то обязательно все это отслеживайте в веб-аналитике.
Распространенные ошибки в форме заявки на сайте. Сообщение о неправильном вводе формата данных в форме заявки. К сожалению, редко кто смотрит, какой процент посетителей сталкивается с этими сообщениями об ошибке. Если настроите аналитику для отслеживания, то вы все поймете.
И если человек совершает какое-то ошибочное действие, вы сможете информировать его, какие действия необходимо произвести, чтобы избежать ошибки.
Сейчас системы аналитики позволяют фиксировать любые события (всплыло какое-то окно или посетитель не туда нажал) прописать отдельной целью. Ваша задача — видеть все эти проблемы.
Вывод
Используйте только тот функционал сайта, который действительно необходим!
Старайтесь отбирать только хорошие продукты. Какую-нибудь функцию можно реализовать различными плагинами и скриптами. Но проблема в том, что эти дополнения могут работать по-разному (конфликтовать с другими функциями или нагружать сайт). Поэтому всегда всесторонне тестируйте устанавливаемый функционал.
Функционал сайта: польза и излишки
Функционал
Андрей Батурин
Посмотрим на любой типовой сайт. Увидим там информацию о компании, о ее услугах, раздел с контактами, новостями, блог, если это интернет-магазин — то каталог, корзину, форму заказа. Это все основа. Но есть дополнительные инструменты, которые призваны сделать сайт полезным. В связи с этим часто возникает вопрос: где польза, а где излишки? Как создавать сайты, максимально функциональные, но при этом не перегруженные лишними опциями?
Какие возможности нужно заложить в функционал сайта
Есть основные законы, по которым строится любой сайт. Соответственно, есть некий общий функционал, отступать от которого не стоит.
Каждый гость ресурса должен получить информацию о деятельности компании, ее возможностях, услугах и их стоимости. Должны быть наглядно представлены способы связи для обсуждения деталей сотрудничества. Любой посетитель при переходе на страницы сайта оценивает, иногда подсознательно:
Все это, безусловно, не должно идти в разрез с интересами компании. Если есть возможность онлайн-покупки, то должна быть корзина и система расчетов. Удобство навигации, логика перемещения по разделам, поиск значимой информации — это то, что обязательно должно быть реализовано. Но тут важно не перестараться!
Первое, на что нужно обратить внимание, это тип ресурса. Информационному порталу не нужна корзина для покупок. Интернет-магазин одежды не заинтересован в форме онлайн-заказа еды. На лендинг не получится внедрить каталог с системой фильтров. То есть, изначально функционал связан и зависит от разновидности сайта.
Второе, что обязательно учитывается, это специфика бизнеса и цели владельца сайта. Его можно сколько угодно убеждать в полезности формы обратной связи для мгновенной онлайн-консультации. Но если бизнес молодой, и пока просто некому всегда находиться за компьютером, онлайн-консультант действительно не нужен. Его «молчание» вызовет недовольство посетителей.
Как реализовать функционал сайта
Возможности ресурса и CMS определены имеющейся базой. Ее можно расширять с помощью разработки и установки необходимых расширений или внедрения уже созданных компонентов.
В базовые опции обычно включают: редактор страниц, новости, форму контактов, слайдеры событий или услуг, фото и другое. А дополнительный функционал создается на заказ, так как представляет собой расширенные возможности. В зависимости от сложности различаются и цены на такие услуги.
Для создания и внедрения потребуется время. Разработчикам необходимо собрать нужные сведения, подготовить актуальные методы решения вопроса, написать программу (плагин, расширение), затем интегрировать ее в CMS.
Что может стать дополнительным функционалом:
Прежде чем заказывать подобные доработки функционала, надо тщательно проанализировать все их плюсы и минусы. Лучше получить рекомендации профессионалов.
Что делать, если вы поняли, что функционал сайта устарел?
Если сайт перестал быть удобен пользователям и по своим возможностям сильно проигрывает конкурентам, важно переработать его функционал и сделать его более полезным.
Что здесь нужно учитывать
Или получите от нас бесплатную консультацию
Или получите от нас бесплатную консультацию
— Сайт должен продавать и помогать посетителю решать его проблему, а собственнику – получать прибыль. Сделать его надо простым и удобным, понятным и современным, но не перегруженным. Создавать сайты именно с таким функционалом – наша работа.
Функционал и функциональность: в чём разница? Часть первая
(«Южный парк», сезон 2, серия 1)
В общем, да, это ещё одна публикация на тему «функционала» и «функциональности». Чтобы максимально полно её раскрыть, я залезаю в английский и сталкиваю functional с functionality, рассматриваю слова в разных контекстах, ищу неправых среди и прочее, и прочее.
Не то чтобы в Лайв Тайпинг в этом смысле все были праведниками. И мы грешим ошибками: в письменной речи, в устной речи, в кейсах, в статьях, в общении с клиентами — что ни мобильное приложение или сайт, то с программным функционалом. Но стоило гендиру Лайв Тайпинг обратить на это наше внимание, как мы получили ту же проблему, что и с : одни говорят по привычке или без всякой задней мысли, другие поправляют и шикают. Однажды в качестве компромисса было предложено слово «функцион». Об этом никто не подумал всерьёз, разумеется, но процесс пошёл.
Исследование начинается с банального: с помощью ещё большего числа аргументов я провожу черту между «функциональностью» и «функционалом» и объясняю, почему их нельзя путать.
Определения
Что такое функциональность программы или сайта? В общем смысле функциональность — это:
В первом и втором случае определение функциональности обозначает количественное понятие: у человека, предмета или приложения есть одна или более возможностей, и их совокупность называется функциональностью. В третьем и четвёртом случае о функциональности говорится с качественной точки зрения: человек, предмет или приложение способны решать определённую задачу, и чем лучше они это делают, тем они функциональнее.
Смартфон унаследовал от классического телефона только одну функцию: обеспечивать телефонную связь между абонентами. Кроме этого он умеет выходить в интернет, будить, быть записной книжкой, снимать фото и видео, проигрывать музыку, оплачивать покупки в магазине и много чего ещё. Всё это складывается в функциональность телефона в количественном смысле слова.
Unité d’habitation («Жилая единица», или «Марсельский блок») Ле Корбюзье — пример функциональной архитектуры, возникшей в первой половине XX века в Европе и США. Этот стиль был призван решить задачу создания практически полезных и удобных построек для работы и жизни. Архитектурный функционализм отразился на советских «хрущёвках», ставших результатом проведения в жизнь постановления ЦК КПСС «Об устранении излишеств в планировании и строительстве». Поскольку к функциональной архитектуре вообще и к Unité d’habitation в частности предъявляется одно ясно сформулированное требование, это позволяет говорить об их функциональности как о качественном понятии.
Слово «функционал» значений имеет несколько. Функционал — это:
Простое сопоставление определений «функционал» и «функциональность» показывает, что синонимами они не являются. Кроме того, словосочетания «функционал сайта» или «функционал приложения» — это примеры некорректного использования данного понятия. Спорить с этим тем более сложно, если читаешь самые гневные публикации на эту тему. В 2015 году в одном из популярнейших постов в своём блоге об этом ругался Павел Фёдоров. Ровно о том же за шесть лет до Фёдорова желчно, а потому очень остроумно, ругался автор украинского журнала «Компьютерное обозрение» Андрей Зубинский. Цитату последнего мы, ввиду её остроумности, возьмём за правило (орфография сохранена):
«Пожалуйста, никогда не употребляйте слово «функционал», если вы не математик! И особенно пожалуйста, — никогда не употребляйте его во всяких чудовищных сравнительных степенях! Не потому, что это коробит слух. А потому что бессмысленно употребляющий непонятные ему слова выставляет свою глупость напоказ. И когда тысячи их выставляют свою глупость напоказ, у сотен тысяч разрушается вера в светлое будущее человечества.»
Итак, семантически функционал и функциональность — это разные вещи.
Трудности перевода
Как вообще слово «функционал» стало описывать набор возможностей? Виталий Филатов полагает, что под видом функционала в русском языке освоилось английское слово functional. Его перевели как «функциональный», простодушно сократили до «функционала» и столь же простодушно стали использовать как и где захочется — например, в качестве синонима функциональности.
Только переводчики или исполняющие их обязанности не учли, что в словообразовании английского языка есть такой приём, как конверсия. Это способность слова быть и существительным, и прилагательным, и глаголом, не меняя при этом внешнего вида.
love — любовь, to love — любить
hate — ненависть, to hate — ненавидеть
face — лицо, to face — столкнуться лицом к лицу
water — вода, to water — полить водой
brave — смелый, the brave — смельчак
functional — функциональный, functional — функционал
В английском языке слово functional может быть и прилагательным, и существительным, но в последнем случае — только как математический или it термин.
если вы не математик и не говорите о личной жизни гомосексуала — не употребляйте слово «функционал».
В следующих публикациях я покажу, как разделены качественная и количественная функциональность в английском языке, подумаю, можно ли подобрать для функциональности достойный синоним, чтобы не попадать в эту ловушку, определюсь, как себя вести в формальной письменной, неформальной письменной и устной речи и загляну в блоги коллег по отрасли.
Что такое функционал сайта
От автора : Как написать техническое задание на разработку сайта? Тема достаточно обширная, и в рамках одной статьи ее сложно разобрать на все 100% (если вообще это возможно). Но общие положения, то, что нужно учесть, на что следует обратить внимание при составлении ТЗ, я постараюсь достаточно подробно изложить в данной статье.
Итак, ТЗ
Техническое задание составляется для разработчика сайта. На ТЗ нужно ссылаться при составлении договора между заказчиком и исполнителем. Должна быть оговорена ответственность за невыполнение или некорректное выполнение пунктов и сроков ТЗ с обеих сторон. Но самое главное (на мой взгляд), для чего создается ТЗ, так это для ускорения процесса разработки сайта.
Давайте проанализируем такой пример:
Предположим, что Вам на сайте, где-нибудь с боку нужен календарь. Казалось мелочь. Но чем подробнее вы опишите функционал этого календаря, тем быстрее получите результат.
Тут немного поясню. Календарь календарю рознь. Есть календарь, который просто показывает числа по дням недели текущего месяца. Есть календарь с возможностью перелистывать месяцы. Есть календарь с возможностью перелистывать месяцы и года.
Предположим, вам нужен последний вариант календаря (с возможностью перелистывать месяцы и годы) с подсветкой текущей даты. Вы в ТЗ указали: «в боковой панели нужен календарь». Заказчик вам делает первый вариант календаря (просто показывает числа по дням недели текущего месяца).
Что мы имеем. Исполнитель пункт ТЗ выполнил, а вы хотели совсем другой календарь. Вроде все в соответствии с ТЗ, никто не виноват, до конфликта не дошло, но самое главное потеряны время и деньги.
Это пример всего-то банального календаря.
А если придется переделывать что-то серьезнее, на переработку чего времени требуется не полдня, как в случае с календарем? И у вас сайта нет, и заказчик возится с вами, хотя мог бы завершить ваш проект и начать новый.
Поэтому, чем подробнее вы опишите функционал каждого модуля сайта, тем быстрее получите результат. В этом должны быть заинтересованы обе стороны.
Из каких пунктов обычно состоит ТЗ?
Давайте представим, что вы владелец некоторой компании или фирмы. Ваша компания занимается выпуском какой-либо продукции, и ее реализацией. У Вас есть покупатели. Вы сотрудничаете с продавцами (магазинами и интернет магазинами), сервисными центрами, потребителями продукции. Или же Вы делаете сайт для такой компании и Вам нужно написать ТЗ.
Независимо от того в какой роли Вы выступаете, первое, чем нужно заняться – это изучить структуру организации, то чем она занимается, номенклатуру, характеристики и вообще все, что связно с продукцией и с компанией. От того, насколько глубоко заказчик вникнет в суть происходящего на предприятии, зависит и то, что будет происходить на сайте. Поэтому тут задача обоюдная: заказчик должен как можно подробнее рассказать о предприятии, а исполнитель хорошенько вникнуть в суть происходящего.
Даже если вы сами пишете ТЗ для фирмы, которая будет делать сайт, неплохо это все прикинуть на листе бумаги.
Поехали по пунктам.
Описание сайта
Здесь можно в пару предложений написать о предприятии, чем занимается. Что – то типа вступление сделать.
Далее тут указываем:
для кого – целевую аудиторию сайта:
Для чего нужен сайт:
Тип сайта:
Языковые версии:
Сайт должен решать какие-то задачи. Соответственно далее двигаемся по целям и задачам сайта.
Цели и задачи сайта
В этом разделе ТЗ мы проходимся по всей целевой аудитории и описываем круг задач, которые должен для них решать сайт.
Потенциальные покупатели продукции.
Цель: привлечь больше покупателей и убедить сделать первую покупку, помочь сделать выбор.
Необходимо решить задачи:
Таким образом, проходимся по всей целевой аудитории. Если следовать нашему сайту, то описываем цели и задачи для продавцов продукции (магазины, интернет-магазины), сервисных центров, партнерам (фирмы), потребителям продукции. То есть то, что должен выполнять сайт конкретно для каждого из них.
Теперь перечисляем модули сайта.
Функционал сайта
Для того чтобы перечислить функционал сайта, нужно решить что ему необходимо:
После того, как все это описали, мы подбираемся к самому главному и интересному. Конечно, вся проделанная выше работа очень важна, но теперь становиться еще «жарче».
Описание функционала сайта
На данный момент мы знаем для кого сайт, какие цели и задачи он должен выполнять, его дополнительные функциональные возможности.
Настало то время, когда нужно всю собранную информацию привести в систему и красиво уложить в сайт. Чтобы облегчить задачу и не изобретать велосипед, можно посмотреть сайты схожей тематики. Что-то перенять у них, посмотреть и опробовать их функционал и то, что показалось неудобным, попытаться улучшить на своем сайте. В принципе, посмотреть сайты схожей тематики можно (а если нет опыта, то даже и нужно) в самом начале составления ТЗ.
Предлагаю начать с пунктов меню. В нем нужно отобразить основные страницы сайта и позаботиться о том, чтобы каждый из посетителей быстро нашел информацию для себя. А посетители – это наша целевая аудитория. Меню будет включать много пунктов, поэтому будет в виде выпадающего списка.
Для начала нужно рассказать о компании. Тут могут быть страницы о компании, история компании, контакты, отзывы.
Далее может идти вкладка «новости». Подпункты могут быть «события», «акции», «новое на сайте».
Естественно должен быть пункт меню «продукция», с подпунктами «каталог продукции», «релизы», «отзывы о продукции».
В общем как расписывать надеюсь понятно. Представлю конечный вариант возможного меню для нашего сайта:
О компании
Новости
Продукция
Сервис
Потребителю
Магазинам и интернет магазинам
Сервисным центрам
Партнерам
С меню вроде разобрались. Теперь нужно расписать, что будет на каждой странице и как это все в целом работает. Плюс предоставить приблизительный макет сайта. Его можно нарисовать на листке бумаги карандашом, отсканировать и прикрепить к ТЗ. Единственное, что скажу – не ограничивайте фантазию дизайнера, набросайте в самом общем виде.
Эта часть меняется в зависимости от того, как вы хотите видеть вашу страницу. Может вверху не нужно столько баннеров, возможно вверху нужно указать контакты (адрес, телефон, факс), может в виде иконок «карта сайта», «главная», «контакты». Может, новости Вам слева не нужны, а «акции и релизы» показывать слева.
Главное теперь описать логику работы.
Логика работы
Я описывать буду исходя из рисунка выше.
Верхняя часть сайта остается неизменной на каждой странице сайта. Новостная лента видна только на главной странице. На второстепенных страницах слева показываем подпункты меню того пункта, в котором в данный момент находимся (например если мы на странице «служба сервиса», то показываем ссылки на «гарантийное обслуживание», «послегарантийное обслуживание»). Соответственно и переходы по этим ссылкам ведут на соответствующие страницы. Здесь же, под подпунктами слева отображаем данные для связи с он-лайн консультантами (Skype, ICQ). Блок акции и релизы остаются на каждой странице. Подвал сайта отображается один и тот же на каждой странице.
Примерно так описывается общая логика работы.
Теперь подробно описываем каждый блок. Например «Новостная лента».
«Новостная лента» из 10-ти последних новостей. Каждая новость должна состоять из заголовка новости, даты публикации, краткого начала новости (4-5 строк) и ссылки «читать полностью». При нажатии на ссылку «читать полностью» попадаем на страницу новостей. Новость, на которую попали, отображается на месте основного содержимого. Включает также заголовок новости, дату публикации. Слева так же отображается новостная лента. Новости за прошлые месяцы и года попадают в архив. То есть под новостями за текущий месяц отображаем «архив за (такой-то месяц или год)». При нажатии на ссылку «архив за (такой-то месяц или год)» вниз выпадает список новостей за соответствующий месяц/год.
Примерно так описываем работу каждого блока. Не забываем про случай с календарем. И самое главное нужно расписать работу каталога товара. Здесь я даю вам задание: попробуйте продумать и описать, как будет работать каталог. Свои варианты присылайте на e-mail. Лучший мы опубликуем.
Что еще должно быть? Неплохо было бы указать совместимость.
Совместимость
В этом пункте указываем, на каких операционных системах и в каких браузерах сайт должен одинаково хорошо смотреться. На какой версии, какого языка должен быть написан. Какая CMS используется. Это стоит указать, если Вы действительно понимаете, о чем говорите.
Если не владеете этими вопросами, то просто укажите браузеры, в которых сайт должен правильно отображаться. В остальном рассчитывайте на совесть исполнителя.
Заключение
В данной статье я не стремился показать, что именно так составляется ТЗ и никак иначе. Делайте так и проблем не будет. Составить качественное ТЗ – это скорее вопрос опыта. На первых парах составить грамотное ТЗ получиться далеко не у всех.
В этой статье я хотел показать принципы, по которым строится техническое задание, основные моменты на которые стоит обратить внимание. На сколько, мне это удалось, надеюсь узнать из ваших комментариев.
И не забывайте про задание!
Андрей Бернацкий,
Один из авторов проекта «Основы Самостоятельного Сайтостроения». Данный проект представляет собой подборку качественных материалов: обучающих статей, книг, курсов, видеоуроков — как зарубежных, так и отечественных специалистов в области сайтостроения.
Бернацкий Андрей свободно владеет такими техниками как: HTML, CSS, JavaScript, jQuery, AJAX, PHP&MySQL.
«Киберсант-вебмастер» – самый полный курс по сайтостроению в рунете!