Что такое фуникулер фото краткий ответ
Что такое фуникулер и какова его роль в современном мире
В начале шестнадцатого века в живописной Австрии соорудили новое транспортное средство на канатной тяге. С его помощью в замок, расположенный на крутой горе (как и полагается всякому уважающему себя замку), поднимали свежие продукты. И хотя эта конструкция подходит для использования только на весьма специфических отрезках пути, изобретение было настолько удачным, что его стали использовать и в других местах. Так появился первый в мире фуникулер. С тех пор прошло более пяти столетий. А в замке Хоэнзальцбург продолжает бессменно функционировать тот самый первый фуникулер. Что такое фуникулер? Где сегодня его можно увидеть? Чем практична его конструкция? Почему его используют и сегодня? Но почему фуникулеров сравнительно немного?
Что такое фуникулер
Фуникулер – это небольшая рельсовая дорога, расположенная на крутом склоне. Ее принципиальное отличие от железной дороги в принципе работы. На железной дороге движущей силой выступает локомотив, в котором расположен двигатель. Работа фуникулера основана на канатной тяге. От этого и произошло его название – funiculus по-латыни веревка или канат.
Канат жестко крепится к вагону, а на вершине подъема устанавливается лебедка, которая и служит подъемным механизмом. Однако только человек, не имеющий ни малейшего представления о том, что такое фуникулер, может спутать с ним канатную дорогу. Самое явное различие – способ передвижения. Фуникулер едет по рельсам. А вагонетки канатной дороги висят на канате.
Практичность конструкции
Чтобы вытянуть вагон с пассажирами или грузом на крутой склон, надо приложить большую силу. Для облегчения задачи конструкторы прикрепили второй вагон в роли противовеса. То есть пока один вагон поднимается, второй – опускается. А так как склон крутой, это в некоторой степени компенсирует усилие на подъем первого вагона. По сути, лебедка тратит силу на то, чтобы превозмочь силу трения, торможения и разницу в грузе между вагонами. Поэтому фуникулер – очень экономичный вид транспорта. Однако практичен он исключительно на крутых участках дороги. Там, где нецелесообразно прокладывать обычную железную дорогу.
Привлекательная достопримечательность
Кроме своей практичности, фуникулеры неизменно привлекают туристов. И это не удивительно. Маленькие аккуратные вагончики движутся медленно, позволяя сполна насладиться открывающимися с высоты пейзажами. В границах города длина фуникулерных линий, как правило, не превышает нескольких сотен метров. А в горах фуникулерная дорога может раскинуться на пару километров.
В столице Венгрии Будапеште находится один из самых популярных среди туристов фуникулеров. Он протянулся от набережной Дуная до Будайского замка. Построили его еще в 1870 году, а реконструировали уже после Второй мировой войны. Однако при реконструкции было решено оставить вагончикам их старинный вид. Правда, паровой двигатель все же поменяли на электрический. Подняться к замку недолго и пешком, но во время работы фуникулера нет отбоя от пассажиров. Хотя часто в очереди надо провести больше времени, чем ушло бы на подъем и спуск пешком.
Фуникулер во Владивостоке
Владивостокский фуникулер является одной из самых знаменитых достопримечательностей города. Этому немало поспособствовало то, что он – единственный в своем роде на Дальнем Востоке. В шестидесятых годах прошлого столетия Никита Хрущев, вдохновленный посещением Сан-Франциско, решил превратить Владивосток в город еще более красивый и современный. Начал он с постройки фуникулера. К сожалению, дальше этого дело не пошло. Зато фуникулер исправно функционирует и по сей день. Кроме эстетического удовольствия, он приносит и весьма ощутимую практическую пользу, поднимая за раз до 40 человек меньше, чем за две минуты на 180 метров. Это не кажется таким уж достижением, если не учитывать перепад высот, который на этом коротком промежутке достигает полных семидесяти метров.
Чтобы понять, сколько сил это экономит пешеходам, представьте крутую лестницу на 368 ступенек. Именно такое их количество приходится преодолевать для того, чтобы подняться на вершину сопки, на которой находится верхняя станция фуникулера. Но, видимо, по ощущениям цифра эта весьма значительно увеличивается, так как местные жители прозвали это место лестницей 1001 ступеньки.
Красота крутизны
Поездка на швейцарском фуникулере Гельмербан – приключение не для слабонервных. Преодоление крутых склонов, когда буквально смотришь в раскинувшуюся рядом пропасть, дарит незабываемые впечатления. Те туристы, которые там побывали, могут с гордостью заявлять, что знают, что такое фуникулер. Изначально он был сконструирован исключительно для технических нужд. С его помощью доставляли людей и грузы на местную ГЭС. Но в 2001 году его решили использовать и для туристических нужд. Поездка в один конец занимает приблизительно 10 минут. А угол наклона на некоторых участках достигает 106 градусов.
Фуникулёр
Фуникулёр является специализированным транспортом, применяемым в условиях тяжёлого рельефа местности.
Содержание
Устройство фуникулёра
Существует несколько типов фуникулёров.
Наиболее распространённой является схема с двумя вагонами, жёстко соединёнными канатом, перекинутым через двигатель, размещённый на верхней станции. В такой схеме двигатель расположен не на самом вагоне, а на специальной станции. Двигатель приводит в движение перекинутый через него и уложенный между опорными рельсами канат, на концах которого жёстко закреплены вагоны. Вагоны, таким образом, разъезжаются в середине линии. Примером является киевский фуникулёр.
Существуют и другие схемы устройства фуникулёра.
Для фуникулёров типичными являются относительно короткие (несколько сотен метров) трассы с очень крутым уклоном, достигающим в среднем 70 % (35°). Рекордсменом является расположенный неподалёку от австралийского города Катумба фуникулёр, уклон трассы которого достигает 122 % (50,7°). Уклон на трассе обычно постоянен, но иногда незначительно варьируется на разных участках.
Фуникулёры обычно имеют только две станции (верхнюю и нижнюю). В этом случае вагон движется по трассе без остановки от начала до конца. При наличии у фуникулёра промежуточных станций остановка вагончика у промежуточной станции может быть предусмотрена графиком движения (Пражский фуникулёр) либо делаться по дополнительной заявке пассажиров (Карловарский фуникулёр «Диана»).
Вагоны фуникулёра проектируются индивидуально под каждую трассу, с учётом её крутизны. Таким образом, будучи поставлены на горизонтальную поверхность, они выглядели бы «скособоченными».
Фуникулёры довольно распространены в Европе (имеются в Париже, Барселоне, Праге, Киеве и других городах). Линии фуникулёра, исполняя транспортную работу, одновременно часто становятся аттракционом, предметом внимания туристов.
Кармелит в Хайфе и Тюнель в Стамбуле являются примерами фуникулёров с подземным размещением трасс (в частности, Кармелит, из-за наличия промежуточных станций и достаточно большой протяжённости, часто называют метрополитеном).
Сравнение с другими видами транспорта
По устройству к фуникулёру близка канатная дорога или трамвай на канатной тяге (англ. cable car — «канатный вагон»; устоявшегося русского термина не существует). Отличия фуникулёра от рельсового трамвая следующие:
По функции к фуникулёру близок эскалатор. Отличия фуникулёра от эскалатора следующие:
Существуют судоподъёмники, конструктивно устроенные по принципу фуникулёра, например судоподъёмник Сен-Луи — Арзвиллер (Франция).
Что может быть интересного в фуникулерах?
Привет, друзья! По всему земному шару существуют сотни фуникулёров, которые перевозят людей по склонам и горам нашего мира. Сегодня мы посмотрим интересные факты о фуникулере и узнаем его историю.
Что такое фуникулер?
Фуникулер – это транспортная система, специально предназначенная для перемещения людей и грузов на очень крутые и высокие склоны. Он долгое время был отличным решением проблем для людей поселившись в горах или других недоступных местах. В то время это было очень практично со стороны безопасности, но очень неудобно с точки зрения логистики.
Как устроен фуникулер?
Если сильно не вдаваться в подробности как едет фуникулер, то простыми словами можно сказать, что это два вагона жестко закрепленные стальным тросом, который в пунктах А и Б намотан на лебедку, а функционирует это все при помощи электродвигателя.
Обычный поезд никогда не сможет двигаться по такому крутому склону, потому что его колеса не имеют достаточного сцепления с рельсами. Оригинальность фуникулера в том, что он использует две машины одновременно, в любой момент одна машина уравновешивает вес другой.
Слово фуникулер происходит от латинского слова funiculus или уменьшительное funis, что в переводе означает «веревка».
Первый фуникулер в мире
Фуникулер родился в Зальцбурге, Австрия. Кто был автором изобретения достоверно неизвестно, а вот первые упоминания о нем были датированы 1515 годом и сделаны кардиналом Маттеусом Лангом, а вот датой открытия считается или 1495 или 1504. Фуникулер Reisszug все еще используется сегодня! Он был разработан для того, чтобы поднимать людей и грузы по крутому уклону через дверные проемы крепости.
Поскольку такие технологии как сейчас не были доступны 500 лет назад, то фуникулер использовал систему противовеса, чтобы справиться с гравитацией. К сожалению, этого было недостаточно, чтобы доставить тяжелые грузы наверх, поэтому для работ привлекались обычные заключенные или животные. Но с 1910 года в эксплуатацию был введен электрический двигатель и все стало значительно проще.
Самый длинный фуникулер в мире
Низенбан — Это чудо инженерной мысли, проходящее через крутые альпийские склоны, является одним из самых длинных и высоких фуникулеров в мире.
Трасса общей длиной 3500 метров и высотой 1642 метра делают Niesenbahn, как по статистике, так и по субъективному визуальному анализу, одним из самых поразительных и экстремальных фуникулеров в мире. Одним из интересных фактов о нем является то, что его конструкция предшествует кранам и вертолетам.
Строительство Niesenbahn началось в 1906 году, а линия была официально открыта в 1910 году. Состоящая из двух секций, разделенных промежуточной станцией, Niesenbahn перевозит пассажиров от железнодорожной станции Mülenen до вершины горы Нисен.
Верхняя станция находится на высоте 2336 метров над уровнем моря. Чтобы достичь этой вершины, треки проходят по суровым и головокружительным склонам, достигая максимального уклона 68% и на их прохождение потребуется около 30 минут.
Кстати, еще один факт: здесь находится самая длинная лестница в мире, которая имеет 11 674 ступеньки!
Самый крутой фуникулер в мире
Итак, самый крутым фуникулером признан – Stoosbahn, он находится кантоне Швиц (Швейцария). Его строительство закончилось в 2017 году и теперь это чудо техники способно преодолевать наклон в 110% (47,7 °).
Самый высокий фуникулер
Самый высокий фуникулёр в мире — Metro Alpin. Его построили на горнолыжном курорте Зас-Фе в одном из кантонов в Швейцарии (1800 метров над уровнем моря). Он полностью проложен в туннеле длиной 1749 метров и соединяет станцию канатной дороги Felskinn (2980 м) и самый высокий в мире вращающийся ресторан «Аллалин» (3457 м), расположенный на горе Миттелаллалин в Швейцарии.
Вулканический фуникулер
Фуникулеры можно использовать для покорения любого крутого уклона, включая вулканы. Когда в 1880 году на вулкан был установлен первый фуникулер, эта идея была новой и безумной. Фуникулер стал чрезвычайно популярен среди туристов и на него всегда был спрос. Но в 1944 году произошло мощное извержение и конструкция была разрушена. Теперь подняться на вулкан можно только по пешеходной тропе.
galik_123
Наводы
2. В итальянском курортном городке Монтекатини тоже есть двухрельсовый фуникулёр с канатной тягой, который был построен в 1898 году.
3. Как считают местные жители, он является самым старинным в мире действующим фуникулером подобной конструкции. С его помощью, любуясь открывающимися панорамами, можно добраться в исторический центр Монтекатини Альто. Вот так выглядела нижняя станция этого фуникулёра в начале XX века.
5. Раритетный вагончик позапрошлого века выглядит довольно колоритно, и фуникулёр стоит посетить хотя бы для того, чтобы хорошо рассмотреть этот шедевр технической мысли снаружи и внутри. Для остроты впечатлений при подъёме можно воспользоваться открытой платформой перед вагончиком.
6. Одновременно в одном вагончике могут разместиться не более 40 человек.
8. Фуникулёр передвигается неспешно, но со скрежетом.
10. Вагончики выкрашены в ярко-красный цвет. Посередине пути вагончики разъезжаются.
11. За работой фуникулёра и состоянием трассы внимательно следят. По пути встречаются рабочие, проверяющие или ремонтирующие путь.
Схемы четырёхрельсового (слева), трёхрельсового (в центре) и двухрельсового (справа) фуникулёров.
Рельсы, обозначенные зелёным цветом, используются обоими вагонами (рис. из Википедии).
На видео можно увидеть, как разъезжаются вагончики двухрельсового фуникулёра.
14. За 7 евро «туда-обратно» можно, во-первых, добраться до Монтекатини Альто, а во-вторых, просто получить удовольствие от захватывающих видов. На такси это удовольствие будет стоить 40 евро «туда-обратно».
17. Вот уже видна верхняя станция. Расстояние между станциями Терме и Альто фуникулёр преодолевает всего за 10 минут.
18. Операторы внимательно следят за передвижением фуникулёра и управляют процессом прибытия на станцию.
19. Шкив и двигатель, вращающий его, расположены на верхней станции фуникулёра. Двигатель приводит в движение перекинутый через шкив и уложенный между опорными рельсами канат, на концах которого жёстко закреплены вагоны.
20. Теперь вагончик готов отправиться вниз, очередная порция желающих спуститься уже поджидает на станции монтекатини Альто.
23. Билетная касса на верхней станции.
24. А прибывшие в Альто отправляются на прогулку или в рестораны.
25. Терраса, где летом располагается кафе, находится рядом с верхней станцией фуникулёра.
26. Но самое главное, что с высоты Монтекатини Альто открывается, как говорил Верди, «самая красивая панорама в мире».
27. После такой экзотической поездки в дребезжащем вагончике, можно побродить по улочкам Монтекатини Альто, воспользовавшись старой картой, чтобы не заблудиться. Ведь в этом городе ничего не изменилось с позапрошлого века.
Фуникулер
Фуникулёр является специализированным транспортом, применяемым в условиях тяжёлого рельефа местности.
Содержание
Устройство фуникулёра
Существует несколько типов фуникулёров.
Наиболее распространённой является схема с двумя вагонами, жёстко соединёнными канатом, перекинутым через двигатель, размещённый на верхней станции. В такой схеме двигатель расположен не на самом вагоне, а на специальной станции. Двигатель приводит в движение перекинутый через него и уложенный между опорными рельсами канат, на концах которого жёстко закреплены вагоны. Вагоны, таким образом, разъезжаются в середине линии. Примером является киевский фуникулёр.
Существуют и другие схемы устройства фуникулёра.
Для фуникулёров типичными являются короткие трассы с очень крутым уклоном, достигающим в среднем 70 % (35°). Рекордсменом является расположенный неподалёку от австралийского города Катумба фуникулёр, уклон трассы которого достигает 122 % (50,7°). Уклон на трассе обычно постоянен, но иногда незначительно варьируется на разных участках.
Фуникулёры обычно имеют только две станции (верхнюю и нижнюю). Вагоны проектируются индивидуально под каждую трассу, с учётом её крутизны. Таким образом, будучи поставлены на горизонтальную поверхность, они выглядели бы «скособоченными».
Фуникулёры довольно распространены в Европе (имеются в Париже, Барселоне, Праге, Киеве и других городах). Линии фуникулёра, исполняя транспортную работу, одновременно часто становятся аттракционом, предметом внимания туристов.
Кармелит в Хайфе и Тюнель в Стамбуле являются примерами фуникулёров с подземным размещением трасс (в частности, Кармелит, из-за наличия промежуточных станций и достаточно большой протяжённости, часто называют метрополитеном).
Сравнение с другими видами транспорта
По устройству к фуникулёру близка железная дорога или трамвай на канатной тяге (англ. cable car — «канатный вагон»; устоявшегося русского термина не существует). Отличия фуникулёра от канатного трамвая следующие:
По функции к фуникулёру близок эскалатор. Отличия фуникулёра от эскалатора следующие:
Фуникулёры на территории бывшего СССР
В Литве фуникулёры действуют в Вильнюсе и Каунасе (две линии), на Украине — в Киеве и Одессе, в Грузии — в Тбилиси, в Азербайджане — в Баку.
Примечания
См. также
Ссылки
Общественный транспорт
Трамвай: Канатный • Конка • Междугородный и пригородный • Ретро • Скоростной • Поезд
Канатная дорога: Персональный автоматический транспорт • Фуникулёр
безрельсовый
карета
транспорт
Полезное
Смотреть что такое «Фуникулер» в других словарях:
ФУНИКУЛЕР — и ФУНИКУЛЁР, фуникулера, муж. (от лат. funiculus веревка) (тех.). Горная железная дорога с канатной тягой, устраиваемая на крутых подъемах. || Горная железная дорога с зубчатой рейкой между рельсами для предотвращения скатывания вагонов вниз на… … Толковый словарь Ушакова
ФУНИКУЛЕР — и ФУНИКУЛЁР, фуникулера, муж. (от лат. funiculus веревка) (тех.). Горная железная дорога с канатной тягой, устраиваемая на крутых подъемах. || Горная железная дорога с зубчатой рейкой между рельсами для предотвращения скатывания вагонов вниз на… … Толковый словарь Ушакова
фуникулер — фюникулер, канатная дорога, воздушный мост, канатка, подъемник Словарь русских синонимов. фуникулёр канатная дорога; канатка (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ФУНИКУЛЕР — (от лат. funiculus канат) рельсовая дорога с канатной тягой для перемещения пассажиров и грузов в вагонах по крутому подъему на короткое расстояние. Первые пассажирские фуникулеры появились в Италии (Генуя) и Австрии (Зоммеринг) в 1854 … Большой Энциклопедический словарь
ФУНИКУЛЕР — ФУНИКУЛЕР, пассажирское транспортное средство для подъема на горы и спуска с них, часто используемое для перевозки туристов. Вагон прикрепляется к стальному тросу, надетому на шкивы. Он двигается по кабелю, который в конечных пунктах непрерывно… … Научно-технический энциклопедический словарь
ФУНИКУЛЕР — рельсовая железная дорога с канатной тягой для перевозки на короткие расстояния пассажиров млн. грузов в вагонах по крутым подъёмам. Тяговое усилие передаётся через канат от электродвигателя, расположенного на концевой (обычно верхней) станции.… … Большая политехническая энциклопедия
Фуникулер — 7.4.7. Фуникулер горная круто наклоненная железная дорога, обычно небольшого протяжения, по которой движутся один или два пассажирских вагончика. Для их салонов характерен ступенчатый продольный профиль. Бремсберг устройство для спуска и подъема… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Фуникулер — фуникулёр м. Подъёмно транспортное сооружение в виде рельсовой дороги с канатной тягой для перемещения пассажиров и грузов в вагонах по крутому подъёму на короткое расстояние. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
фуникулер — Заимств. в Советскую эпоху из франц. яз., где funiculaire суф. производное от лат. funiculus «канат, веревка» … Этимологический словарь русского языка
Фуникулер — Фуникулером считается подъемник, предназначенный для подъема и спуска людей (груза) в вагонах по наклонному рельсовому пути при помощи тягового каната и канатоведущего электрического приводного механизма (привода), установленного вне вагонов. … … Официальная терминология