Что такое фудтех индустрия

Фудтех — пищевые технологии будущего: как развивается рынок FoodTech сегодня

1 min

Что такое фудтех индустрия. 5fdd3e3c082ae bpthumb. Что такое фудтех индустрия фото. Что такое фудтех индустрия-5fdd3e3c082ae bpthumb. картинка Что такое фудтех индустрия. картинка 5fdd3e3c082ae bpthumb. FoodTech – внедрение инновационных технологий во все этапы производства пищевых продуктов. Разработки в области фудтеха оптимизируют агротехнологии, создают альтернативы продуктам животного происхождения, решают проблемы логистики, хранения и утилизации пищевой продукции.

Что такое фудтех индустрия. FoodTech markets1. Что такое фудтех индустрия фото. Что такое фудтех индустрия-FoodTech markets1. картинка Что такое фудтех индустрия. картинка FoodTech markets1. FoodTech – внедрение инновационных технологий во все этапы производства пищевых продуктов. Разработки в области фудтеха оптимизируют агротехнологии, создают альтернативы продуктам животного происхождения, решают проблемы логистики, хранения и утилизации пищевой продукции.

FoodTech – внедрение инновационных технологий во все этапы производства пищевых продуктов. Разработки в области фудтеха оптимизируют агротехнологии, создают альтернативы продуктам животного происхождения, решают проблемы логистики, хранения и утилизации пищевой продукции.

Причины роста фудтеха

Рынок фудтеха бурно развивается. Этому способствует нехватка качественного белка, ограниченность пригодных для сельского хозяйства земель, популярность органической и ЗОЖ продукции, постоянно растущая потребность в альтернативных продуктах.

Есть и косвенные причины – необходимость снижения вредного влияния на окружающую среду, которое оказывают отходы животноводства и пластиковая упаковка.

Главный драйвер развития фудтеха – доступность технологических решений. Уровень развития технологий – от генной инженерии и биохимии до робототехники и нейронных сетей – сделал повседневной практикой то, что еще 20 лет назад было дорогим лабораторным опытом.

Второй драйвер развития – наличие платежеспособного спроса на продукцию, которая пока еще слишком дорога для массового рынка. К таким продуктам относятся веганская, органическая, функциональная и ЗОЖ-продукция.

Главные направления FoodTech

Инновационные технологии постепенно проникают во все сферы пищевого производства – от генной модификации продовольственных культур до создания «умной», съедобной или хотя бы биоразлагаемой упаковки. Основные ниши выглядят так:

Заменители мяса и молочных продуктов на растительной основе – одно из главных направлений фудтеха. Разработчики стремятся найти адекватную замену животному белку: помимо уже привычного соевого протеина используются овсяный, гороховый и бобовый. Протеин извлекают из дрожжей, водорослей и даже воздуха (финский стартап Solar Foods).

По мере удешевления технологий, предсказывают эксперты рынка фудтеха, станет нормальным проектирование пищевых продуктов с заданными питательными свойствами и с последующей распечаткой такой функциональной еды на специальных 3D принтерах.

2. Городское фермерство. Концепция вертикальных ферм позволяет выращивать органическую продукцию (овощи, зелень и ягоды) в максимальной близости к потребителю. Пандемия помогла развитию этого сегмента: продуктам теперь не надо преодолевать расстояния и границы.

Увеличение срока годности продуктов. Управление сроком годности возможно на генном уровне (модифицированные овощи и фрукты хранятся дольше), а также на уровне безопасных консервантов и «умной» упаковки, оснащенной датчиками и регуляторами.

4. Логистика производства и доставки. За время пандемии потребители привыкли к доставке продуктов и рационов. Для производителей это означает постоянный поиск решений по оптимизации логистики, увеличению скорости и снижению стоимости доставки.

5. Автоматизация всех этапов пищевой промышленности. Робототехника, искусственный интеллект, датчики, спутники и дроны применяются теперь и в агротехе, и в фудтехе. Вертикальные фермы, к примеру, работают в практически автономном режиме. Производители органической продукции уже всерьез разрабатывают схемы доставки свежесобранной клубники дронами.

Известные фудтех-разработки в России

В стране есть интересные стартапы в области городского фермерства: Healthy Garden и iFarm. Обе компании предлагают вертикальные гидропонные установки для выращивания зелени, овощей и клубники; обе разработки автоматизированы и управляются искусственным интеллектом.

Российско-сингапурская компания EntomoVentures запустила высокотехнологичную ферму по выращиванию сверчков с целью производства энтомопротеина; все операции контролирует искусственный интеллект.

Компания 3D Bioprinting Solutions представила технологию биопечати клеточного куриного мяса, чем привлекла внимание известного фастфуд-бренда KFC. Технологию продукта, который назвали «крафтовым мясом будущего», протестировали осенью 2020 года. Разработчики считают продукт не только экологически чистым, но и этичным – «куриный» компонент культивируется в лаборатории без нанесения вреда курам, в качестве наполнителей используются растительные белки.

Разработкой и производством функциональных продуктов питания занимается бренд Ucandy. Есть производители веганской продукции: VolkoMolko, «Вегановъ», «Боб и Соя», «Высший вкус».

Бренд «Веган Иваныч» разработал оригинальный заменитель популярных шпрот – из водорослей нори и тофу, а компания Greenwise выпускает растительную имитацию вяленого мяса. Веганские пельмени делают стартапы «Еда будущего» и «Вегмени».

Российский рынок фудтеха

Самым популярным направлением фудтеха в России остается доставка еды, продуктовых наборов и рационов: на сервисы в этой области приходится 80% всех инвестиций. Начали набирать популярность сервисы персонализированного питания, составляющие рекомендации (или конструирующие готовый рацион) по анализу микробиоты или генотипу.

Однако реализация по-настоящему высокотехнологичного проекта в России пока что сложна – инвесторов больше привлекают масштабируемые, массовые решения, нежели нишевые.

Петербургской компании EatTube, разработавшей высокотехнологичные веганские аналоги привычных бургеров и чизкейков, не без труда удалось найти инвестора – несмотря на инновационную технологию, высокое качество продуктов и безвредную упаковку.

Российские потребители, в отличие от жителей США и Европы, редко руководствуются соображениями этики при выборе продуктов. По этой причине емкость российского рынка заменителей мясной и молочной продукции пока незначительна: вегетарианцев и веганов в РФ сравнительно мало, а стоимость растительных котлет (3 тысячи рублей за 1 кг фарша от Beyond Meat) не всем по карману.

Компания «Эфко» в 2020 году инвестировала 100 млн рублей в разработку растительного мяса, которое, как ожидается, будет в несколько раз дешевле западных аналогов.

В 2020 году российский фудтех привлек 120 млрд рублей инвестиций. Большая часть финансирования пришлась на сервисы заказа, доставки еды и автоматизации общественного питания. Процент высокотехнологичных, наукоемких разработок в области создания альтернативных продуктов и ингредиентов пока незначителен. Среди главных инвесторов для российских стартапов выступают «Сколково», the Untitled, Foodpro.tech, Best Seller Fund, «Эфко»‎ и концерн Danone.

Новые комментарии:

Отменить ответ

Да, сегодня фудтех очень перспективное направление для стартапа. Отличные ниши (на мой взгляд):

— эко-упаковка, биоразлагаемая упаковка, в ближайшее время это огромный рынок который постепенно заменит пластиковые пакеты, те кто успеет войти на рынок — выиграют;

— фермерство и фермерские, настоящие эко-продукты (не подделки под ферм-продукты, а реальные экологичные продукты), хотя фермеры начинают штамповать в промышленном производстве тоже, но здесь выиграет лучший по признанию потребителей.

Познавательная (для меня) статья. Вертикальные фермы – это хорошее дело. Насчет белка из насекомых, поморщилась, но возможно в скором времени мы и не узнаем, что едим выдержки из жучков. Есть страны, где их и без новых технологий едят маринованными целиком, привыкли, значит. К растительному заменителю мяса отношусь скептически, по мне, так ничто не заменит животный белок. Но если человек является глубоко убежденным вегетарианцем, для него ассортимент продуктов модифицированных и искусственно созданных будет, возможно, интересен

ЗОЖ-продукция сегодня очень популярна во всех странах, и Россия – не исключение. Вертикальные фермы – это просто находка для жителей городов, у которых нет дач, а свежих, экологически чистых ягод и овощей очень хочется. Насчёт белка из насекомых – не уверена, что рискну купить данный продукт, будь он хоть в десять раз полезнее и дешевле животного белка. Мечтаю дожить до того времени, когда мне при помощи дрона пришлют свежую, только что собранную клубнику.

Странное утверждение, что протеины из насекомых станут заменителями животного белка. А насекомые, по мнению автора статьи, кем являются, растениями? Насекомые тоже животные, только организация пониже. Интересная идея насчет выращивания куриного мяса без вреда для кур. Ассоциируется с производством крабовых палочек, при создании которых не пострадал ни один краб. А уж упаковка: биоразлагаемая и съедобная, это вообще замечательная идея! Значительную часть мусора занимает именно упаковка.

Мне кажется, именно за городскими фермами будущее. Причем за теми фермерами, которые сделают ставку на этичное производство (упаковка, минимум отходов и выбросов, органика). Насчет инновационных продуктов, наверное, должно смениться несколько поколений, чтобы потребители смогли спокойно реагировать на белок из насекомых и прочие новшества. Нет, уже сейчас есть энтузиасты, готовые это пробовать, но о массовом благожелательном восприятии рано говорить.

Интересно. А есть ли в этом необходимость? Раньше люди ели обычную пищу, обходясь без современных, передовых технологий. Возможно, это — очередной способ заработка. Нужно как-то получать деньги… Государства будут тратить огромные деньги на развитие этого проекта, а есть ли толк?

Я много раз слышала о выращивании мяса в пробирках, когда берут часть мышечной ткани и получают отличное мясо без вреда для животных, о протеине из насекомых и биоразлагаемых упаковках. Но я даже представить не могла, что эта сфера настолько обширна и уже развивается по всему миру.

Что касается Фудтеха как идеи для стартапа, то я думаю, что это довольно перспективное направление. В России, можно попробовать развивать идею растительного мяса, а также вертикальных ферм, которые позволяют выращивать больше продукции, при этом, не нанося вред природе. На мой взгляд, сейчас самое время для того, чтобы начинать заниматься подобным бизнесом.

Так как много людей начинают придерживаться ЗОЖа и вступают в ряды GreenPeace. И это отличная возможность не только заполучить успех на мировом рынке, но и способствовать сохранению природных ресурсов и экологии, привлекая всё больше и больше людей.

Идея по поводу белка из насекомых, честно говоря, кажется мне омерзительной — сразу вспоминается сцена из фильма «Сквозь снег». А вот технология биопечати клеточного куриного мяса уже интереснее. Надеюсь, на вкус это будет как настоящая курица, а не соя с «ароматизатором, идентичным натуральному» 🙂
Что же касается тенденции экологичной и биоразлагаемой упаковки, то это и вовсе прекрасно. Если этот рынок будет также успешно развиваться, возможно, в будущем удастся свести использование пластика к минимуму.

Честно сказать, несколько «пугают» грядущие преобразования и нововведения. Если концепцию вертикальных ферм я ещё как-то могу поддержать, то с растительным мясом дела обстоят иначе.

Всё сводится с одной стороны к экономии ресурсов планеты, но на самом деле, мне кажется, большую роль играет дешевизна технологий для производителя. О людях и их здоровье мало кто думает.

Сколько лет должны проводиться испытания, чтобы начать выращивать безопасное мясо в пробирке? Это не двух лет дело, а его уже того и гляди в продажу запустят. Страшно.

Из статьи узнала о существовании многих до этих пор не известных фирм и продуктов. Из чего следует, что в небольших городах, по всей видимости, они не представлены, а жаль.

Хотелось бы попробовать вегмени, водорослевый протеин и протеин из воздуха («Solar Foods при помощи электричества разбивает молекулы водяного пара — так образуется водород.

Углекислый газ становится источником углерода, а вместе результаты этой реакции позволяют размножаться бактериям, полученным из почвы — в итоге получается вещество, насыщенное белками, жирами и углеводами»).

Интересно, с каким успехом будут развиваться вертикальные гидропонные установки. Выращенную на гидропонике клубнику лично я нашла слишком водянистой на вкус и в целом почти несъедобной

Меня пугает становящееся массовым помешательство на псевдо-экологии и отказе от продуктов животного происхождения.
Я понимаю, что компании, которые сосредоточены на производстве всего с приставкой «био», следуют трендам. Ведь есть спрос, значит должно быть предложение.
Биопечать клеточного мяса, распечатка функциональной еды на 3D принтерах — звучит не просто сюрреалистично, а как-то чрезмерно.

Технологии сегодня являются наиболее востребованным ингредиентом в нашем рационе, о чем свидетельствует рост инвестиций в инновационные проекты и компании, например, связанные с пищевыми технологиями, со стороны мировой агропродовольственной промышленности. Сектор стремится адаптироваться к меняющимся временам и удовлетворять потребности все более требовательных потребителей с более здоровыми и устойчивыми пищевыми привычками.
Фудтех охватывает все эти темы. Однако это не естественное предположение, что пищевая и технологическая промышленность будут дополнять друг друга. Тем не менее, давно назревшее сотрудничество создало новаторскую отрасль, которая гарантирует, что мы стремимся к более устойчивому будущему.

Источник

Все такое вкусное: за что инвесторы любят FoodTech

Коронакризис придал сектору дополнительное ускорение. Так, по оценкам экспертов, объем российского рынка в 2020 году составил 120 млрд рублей против 44 млрд рублей в 2019 году. Скоро катализирующий эффект пандемии сойдет на нет, однако рост рынка FoodTech и соответственно интерес инвесторов будут по-прежнему высокими и устойчивыми.

Что привлекает инвесторов в FoodTech?

Человечеству надоело греметь кастрюлями

Мир интенсивно меняется, а там, где есть изменения, всегда есть активные точки роста бизнеса, что и демонстрирует FoodTech. Так, в течение сотен лет люди готовили и ели дома, а сегодня все чаще заказывают и домой, и в офис готовую еду. Это позволяет сделать сделать жизнь комфортнее, безопаснее и освободить время для более интересных и приятных дел.

Согласно опросам, ⅔ людей терпеть не могут готовку, кроме того, в мусорку отправляется до 25% продуктов, на закупку которых также тратились время и деньги. Отсюда стабильно интенсивно растущий спрос на доставку готовой еды, который в коронавирусное время сопровождался взрывным ростом по всему миру, в том числе и в России. Причем в нашей стране это уже не исключительно столичная история. В регионах люди тоже поняли как здорово, когда не нужно греметь кастрюлями, поэтому в российской глубинке доставка готовой еды тоже хорошо развивается, хотя и с поправками на вкусовые пристрастия и цену вопроса.

И таких перспективных ниш в FoodTech сегодня масса: это фермерские продукты, готовое ЗОЖ-питание, роботизированное оборудование для всех видов ресторанов, «умная» техника для дома.

Бизнес-модели на любой вкус

В секторе развивается не одна, а целый ряд бизнес-моделей, включая агрегаторы, доставку продуктов, темные кухни, подписочные сервисы, производство нишевых продуктов, например, растительного мяса, роботы для готовки и обслуживания, сервисы для чаевых и бронирования столиков, вертикальные фермы и многие другие.

Стала очень актуальной тема упаковки готовой еды. Мы в компании «Много лосося», например, перебрали массу вариантов упаковки для супа, прежде чем нашли посуду, которая позволила доставить жидкое блюдо горячим и не разлитым. Однако экологичность упаковки для сферы доставки все еще остается под вопросом. Также остро в FoodTech ощущается нехватка качественного софта, в том числе приложений для служб доставки, специализированного внутреннего программного обеспечения.

Таким образом сегодня в FoodTech много привлекательных ниш, благодаря чему рынок будет продолжать расти. И инвесторы это прекрасно понимают и ловят волну.

FoodTech отлично вписывается в экосистемы

Сегодня банки и IT-компании увлеченно строят экосистемы. Цель таких экосистем — обеспечить клиента комплексом услуг, получить которые он может быстро и за минимальные деньги. Самые известные экосистемы в России сегодня у «Яндекса» и Сбербанка.

FoodTech-проекты прекрасно вживаются в эти экосистемы и становятся частью комплексного предложения для клиентов этих компаний. Оценивая FoodTech-стартап сегодня, инвесторы изучают в том числе и возможность масштабирования бизнеса, а значит, и перспективы последующей встройки в такие экосистемы.

Например, предложение экосистемы Сбербанка включает Delivery Club, Кухню на районе, «Сбермаркет», SberFood и «Самокат». Все эти проекты в свое время были стартапами. Текущие экосистемы будут расширяться, также как будут появляться новые экосистемы. Таким образом у качественных FoodTech-стартапов хорошие шансы попасть в структуру к такому стратегическому инвестору, что делает их привлекательными для вложений.

Инвестиции в FoodTech — это круто

Еще одна причина вложиться в b2c-фудтех-проект имеет психологические корни. Дело в том, что инвестировать в что-то реальное и осязаемое, в то, что можно потрогать, попробовать, сфотать и выложить в соцсети и посоветовать друзьям, гораздо прикольнее и интереснее, чем вкладываться в достаточно безликое b2b.

Инвесторы тоже люди. Одно дело рассказать друзьям, что ты инвестировал в новый вид датчиков для нефтепроводов, и другое — поделиться, что участвуешь в проекте, который может сделать интереснее, вкуснее и комфортнее жизнь абсолютно любого человека. Видеть классные результаты своей работы, в том числе получать положительные отзывы — очень круто. Поэтому вложения в FoodTech — интересная, захватывающая, и в социальном контексте безусловно более заметная и престижная инвестиция.

Статусности такой инвестиции добавляет и то, что темы этого рынка постоянно муссируются в СМИ, а значит, повышают медийный вес и узнаваемость и самого инвестора, говорят о его развитии. Любому инвестору будет приятно, если партнеры или друзья скажут, что слышали новость о том, как на кухне его ресторана поставили робота-повара, попросят показать фотки и поделиться подробностями. От такой добавки к «основному блюду» вряд ли кто-то откажется.

Источник

Переход в онлайн и отказ от пластика: новые тренды рынка FoodTech

Что такое фудтех индустрия. 756239382540340. Что такое фудтех индустрия фото. Что такое фудтех индустрия-756239382540340. картинка Что такое фудтех индустрия. картинка 756239382540340. FoodTech – внедрение инновационных технологий во все этапы производства пищевых продуктов. Разработки в области фудтеха оптимизируют агротехнологии, создают альтернативы продуктам животного происхождения, решают проблемы логистики, хранения и утилизации пищевой продукции.

Бизнес-клуб «Атланты» и компания Smart Ranking составили рейтинг 30 ведущих компаний на российском FoodTech-рынке. Рейтинг стал частью проекта «Атланты 1000». Его цель — определить самые быстрорастущие компании России из сегмента малого и среднего бизнеса с 2018 по 2020 год.

«Каким бы неожиданным не казалось сочетание слов «пандемия» и «рост», по итогам 2020 года мы решили сделать не только большой рейтинг, но и рассмотреть под микроскопом отдельные отрасли, — отмечает Михаил Воронин, старший партнер и основатель бизнес-клуба «Атланты». — Сфера FoodTech наглядно демонстрирует, как за счет гибкости решений и способности к быстрой адаптации можно поменять правила игры под себя, получать рост и развитие, а не убытки. Это общий тренд, который отмечают и резиденты нашего клуба, работающие в этом сегменте».

Лидеры роста

По итогам 2020 года суммарная выручка топ-30 фудтех-компаний России составила около ₽130 млрд. Участники рейтинга заняли почти половину отечественного рынка, который по разным оценкам не превышал ₽250 млрд в указанном году. Основным драйвером развития отрасли стал тотальный локдаун, который выработал у людей привычку заказывать через интернет ресторанную еду, продукты, готовые рационы и помог FoodTech-бизнесу заработать в прошлом году на 200% больше, чем в 2019 году. До этого он рос почти в 2,5 раза медленнее, отмечают составители рейтинга.

Наибольший прирост выручки за три года показал сервис «Самокат» — с ₽27,4 млн до ₽9 млрд. «Самокат» доставил 18 млн заказов в 2020 году, что в 15 раз выше аналогичного показателя 2019 года. Второе место занял сервис по доставке готовых рационов «Кухня на районе», увеличивший выручку в 167 раз. Общее количество обработанных заказов в 2020 году достигло 5,2 млн (рост в 3,4 раза год к году). В 2021 году платформа планирует расширение охвата в Москве и экспансию в другие города. Обе компании входят в совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru «О2О». Замыкает тройку лидеров Juicy Food — еще один представитель сегмента доставки готовых рационов. Его рост составил почти 14 тыс. процентов.

Единственной компанией, показавшей отрицательный результат за три года, стала Just For You — проект по разработке и доставке диетического меню стандарта высокой кухни в Москве. По данным «Контур.Фокус», выручка Just For You упала незначительно — с ₽117,4 млн в 2018 году до ₽114,6 млн в 2020 году. На просьбу составителей рейтинга прокомментировать падение компания не ответила.

Что такое фудтех индустрия. 756239380338881. Что такое фудтех индустрия фото. Что такое фудтех индустрия-756239380338881. картинка Что такое фудтех индустрия. картинка 756239380338881. FoodTech – внедрение инновационных технологий во все этапы производства пищевых продуктов. Разработки в области фудтеха оптимизируют агротехнологии, создают альтернативы продуктам животного происхождения, решают проблемы логистики, хранения и утилизации пищевой продукции.

Что такое фудтех индустрия. 756239380308409. Что такое фудтех индустрия фото. Что такое фудтех индустрия-756239380308409. картинка Что такое фудтех индустрия. картинка 756239380308409. FoodTech – внедрение инновационных технологий во все этапы производства пищевых продуктов. Разработки в области фудтеха оптимизируют агротехнологии, создают альтернативы продуктам животного происхождения, решают проблемы логистики, хранения и утилизации пищевой продукции.

С полной версией рейтинга можно ознакомиться по ссылке.

Переход в онлайн: масштабирование, приложения и дарксторы

В 2020 году сервисы экспресс-доставки еды увеличили свою прибыль на 320%, почти в десять раз превысив прошлогодний показатель и достигнув заработка в ₽66,5 млрд. Например, «СберМаркет» заработал ₽20,7 млрд. Удалось это за счет масштабирования — за три месяца компания запустила сервис в 83 регионах.

Федеральным сетям магазинов тоже пришлось срочно адаптироваться к новым условиям, наращивая доставку. Если до пандемии свои интернет-магазины были у 59% ключевых FMCG-ретейлеров, то сегодня — уже у 76% игроков, следует из данных компании Nielsen.

Компания «ВкусВилл» интегрировала опцию доставки в одноименное приложение, а в ноябре 2020 года открыла первые дарксторы — магазины складского типа, которые работают только на сборку онлайн-заказов. Сегодня доля онлайн-заказов в выручке компании достигает 25% (в 2020 году — ₽14,9 млрд). Количество доставленных заказов за 2020 год — 10,62 млн.

Что такое фудтех индустрия. 756135553686801. Что такое фудтех индустрия фото. Что такое фудтех индустрия-756135553686801. картинка Что такое фудтех индустрия. картинка 756135553686801. FoodTech – внедрение инновационных технологий во все этапы производства пищевых продуктов. Разработки в области фудтеха оптимизируют агротехнологии, создают альтернативы продуктам животного происхождения, решают проблемы логистики, хранения и утилизации пищевой продукции.

«Еще в начале марта 2020 года мы даже не думали о том, чтобы активно развивать доставку. Доставляли около 1 тыс. заказов в день через приложение «ВкусВилл Экспресс» и мечтали, что к Новому году, в самый «горячий» период, будем доставлять 3-4 тыс. Но 13 марта все изменилось. В тот день мы неожиданно для себя получили те самые 3 тыс. заказов», — рассказывают во «ВкусВилл».

Быстро, полезно, все сразу: как изменились запросы потребителей

Карантин поменял привычки и образ жизни потребителей: люди продолжают заказывать еду, продукты, напитки, но ждать следующего дня, как раньше, уже не готовы. Поэтому основной вклад пандемии, считает инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Алексей Гриненко, заключается в том, что многие сервисы научились доставлять быстро. Минимальная скорость доставки (до 30 минут) постепенно становится требованием, а не конкурентным преимуществом.

Что такое фудтех индустрия. 755901449074283. Что такое фудтех индустрия фото. Что такое фудтех индустрия-755901449074283. картинка Что такое фудтех индустрия. картинка 755901449074283. FoodTech – внедрение инновационных технологий во все этапы производства пищевых продуктов. Разработки в области фудтеха оптимизируют агротехнологии, создают альтернативы продуктам животного происхождения, решают проблемы логистики, хранения и утилизации пищевой продукции.

Локдаун также ввел тренд на здоровое питание и веганство. Многие пользователи доставки переключились на низкокалорийные и низкоуглеводные продукты с чистыми составами и на растительные аналоги мяса и рыбы.

Изменилось и отношение к готовым рационам. Несмотря на то, что большинство игроков этого сегмента остались довольны полученной выручкой, компаниям пришлось преодолеть трудности, связанные с тем, что у клиентов появилось больше времени и они полностью перешли на самостоятельную готовку, а кто-то просто уехал из Москвы. Некоторые потребители столкнулись с сокращением на работе, поэтому заказывать еду стало финансово невыгодно.

Изменить ситуацию и вернуть клиентов помог новый подход к работе. Так, в Eat And Train во время пандемии обновили меню, что позволило увеличить средний чек. В марте 2021 года сервис пошел еще дальше и запустил новую систему — сейчас меню обновляется каждый месяц.

«На нашем сегменте (доставка готовых рационов питания и продуктовых наборов) пандемия отразилась скорее позитивно. Во время карантина большое количество людей смогло попробовать здоровую еду с доставкой на дом. После снятия ограничений на работу кафе и ресторанов снижения объема заказов у нас не было. С середины 2020 года рынок продолжает расти во многом за счет нового опыта, который появился у клиентов во время самоизоляции», — говорят в Performance Group.

Подавляющая часть офисных работников в период пандемии перешла на удаленную работу, а проведение мероприятий официально оказалось под запретом, поэтому пострадали представители b2b-сегмента — рынок кейтеринга и корпоративной доставки еды.

Тем не менее, считают эксперты, в перспективе новая привычка сотрудников заказывать еду на удаленке положительно скажется на выручке кейтеринговых сервисов, а клерки продолжат делать это и для офисных нужд.

Увеличился интерес и к милкит-сервисам (доставка наборов продуктов с рецептами). Коронакризис ускорил развитие этого сегмента в три раза, позволив компаниям заработать ₽2,5 млрд в 2020 году. Популярность среди потребителей также набирают замороженные готовые блюда, которые, по словам Кирилла Пастушина, развивавшего «ВкусНаДом» и запустившего в 2020 году стартап Mealjoy, позволяют предпринимателям экспериментировать и внедрять сразу несколько проверенных бизнес-моделей: доставка по подписке и работа по системе dark kitchen.

Что такое фудтех индустрия. 755985481668879. Что такое фудтех индустрия фото. Что такое фудтех индустрия-755985481668879. картинка Что такое фудтех индустрия. картинка 755985481668879. FoodTech – внедрение инновационных технологий во все этапы производства пищевых продуктов. Разработки в области фудтеха оптимизируют агротехнологии, создают альтернативы продуктам животного происхождения, решают проблемы логистики, хранения и утилизации пищевой продукции.

Рост покупателей в маркетплейсах

В период локдауна онлайн-покупки стремительно ворвались в повседневную жизнь потребителей, за счет чего маркетплейсы увеличили свою выручку более чем на 1300%, а также получили новых клиентов — людей старшего поколения и тех, кто живет в небольших населенных пунктах. Наиболее популярными платформами онлайн-заказов стали Ozon и Wildberries — обе компании завершили 2020 год с выручкой свыше 12,5 млрд руб., которая учитывает только долю продаж продовольственных товаров.

«Покупательская аудитория Wildberries по итогам 2020 года выросла на 18 млн человек (до 40 млн), а сегодня покупки на нашей онлайн-площадке совершают уже около 45 млн пользователей. Мы отметили рост покупательской аудитории старшего поколения в возрасте от 55 лет, которая не часто совершала онлайн-покупки ранее, а также рост популярности таких покупок среди жителей небольших населенных пунктов — мест, где обычная розничная торговля не так хорошо развита», — говорит директор по развитию Wildberries Вячеслав Иващенко.

Отказ от пластика и переработка тары: тренд на экологичность

Основные экологические тренды продуктового ретейла — это отказ от пластиковой упаковки, этичное отношение к животным на производстве и к окружающей среде, считает Илья Елпанов, основатель агрегатора локальных производителей и хозяйств «Ешь деревенское».

Тем не менее, экологическая повестка набирает обороты, и потребителям важно, чтобы компании также уделяли внимание вопросам загрязнения планеты. Некоторые сервисы начали вводить экосбор и собирать тару на переработку. Представители доставки диетического питания BeFit отметили, что на инициативу изначально ответили только 12% клиентов, однако сейчас это делает каждый третий.

Что такое фудтех индустрия. 756158830406097. Что такое фудтех индустрия фото. Что такое фудтех индустрия-756158830406097. картинка Что такое фудтех индустрия. картинка 756158830406097. FoodTech – внедрение инновационных технологий во все этапы производства пищевых продуктов. Разработки в области фудтеха оптимизируют агротехнологии, создают альтернативы продуктам животного происхождения, решают проблемы логистики, хранения и утилизации пищевой продукции.

Современные вызовы для foodtech

Сервисы доставки по-прежнему стараются решить вопрос с нехваткой линейного персонала — курьерами и специалистами по сборке заказов. Сооснователь сервиса BeFit, Михаил Немцан считает, что преодолеть эту проблему можно только за счет внедрения инноваций в процесс доставки: «Думаю, системно эту проблему может решить только автоматизация доставки. Например, дронами, как делает «Яндекс» или один из партнеров BeFit, который сейчас пилотирует доставку дронами».

Постепенно российский FoodTech-рынок приближается к насыщению, а некоторые компании сталкиваются с проблемой консолидации и усиления крупных игроков. Лидеры рынка продолжают забирать рыночную долю небольших компаний. До 2019 года, считают эксперты Performance Group, рост был одинаковый, однако локдаун сделал его неравномерным. Выдерживать конкуренцию непросто, поэтому игроки закрывают проекты в поиске более устойчивых бизнес-моделей. В 2020 году таких примеров оказалось достаточно. В январе рынок покинули сразу два сервиса — компания по доставке продуктов от фермеров в магазины и рестораны Foodza и сервис доставки продуктов из магазинов Golama. Также в апреле прекратил работу сервис бронирования столиков в ресторанах GetTable.

Привлекательный FoodTech: что возбуждает аппетиты инвесторов

Основатели стартапов считают, что наиболее привлекательными для инвесторов являются сервисы, способные сделать жизнь клиента значительно проще и удобнее, поэтому наиболее востребованными для финансовых вложений являются дарксторы и компании с мгновенной доставкой.

Что такое фудтех индустрия. 755904359895097. Что такое фудтех индустрия фото. Что такое фудтех индустрия-755904359895097. картинка Что такое фудтех индустрия. картинка 755904359895097. FoodTech – внедрение инновационных технологий во все этапы производства пищевых продуктов. Разработки в области фудтеха оптимизируют агротехнологии, создают альтернативы продуктам животного происхождения, решают проблемы логистики, хранения и утилизации пищевой продукции.

Как отмечает Наталья Крашенинник из Фонда «Сколково», инвесторы не смотрят в сторону долгих, наукоемких проектов по биотехнологии и новым пищевым ингредиентам. Позволить себе ориентироваться на альтернативные источники протеинов, качественно новые пищевые продукты, другие материалы упаковки сейчас могут только крупные игроки.

Тем не менее, основатель Elementaree Ольга Зиновьева считает, что вскоре популярность обретут сервисы, способные показать свою инновационность, клиентоориентированность и технологичность: «Наверно, можно смотреть с позиции тех ниш, где битва еще не началась. Мне кажется, это продукты на стыке трендов по персонализации, сближения еды и медицины (чего стоят заявления СЕО Erasca о том, что еда — это будущее лечения рака), удобства на кухне — от милкитов до кухонных роботов. И главное — доступность всего перечисленного».

Среди самых популярных для инвестиций оказались также проекты, связанные с созданием платформ для электронной коммерции (заказ еды в ресторанах, доставка) и разработкой новых продуктов питания (продукты на растительной основе).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *