Что такое фсбу в бухучете
Новый ФСБУ 27/2021 про документы в бухучете: что изменилось
Приказом Минфина России от 16.04.2021 № 62н утвержден новый ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». И хотя ранее аналогичного стандарта не было, он по сути не принес серьезных новелл. Расскажем об основных изменениях.
Терминология
ФСБУ 27/2021 ввел нормативные определения базовых терминов в рассматриваемой сфере:
Требования к реквизитам документов
Стандарт впервые определил, что такое дата составления ПУД. Она определена как дата подписания документа лицом, совершившим сделку, операцию и ответственным за ее оформление, либо лицом, ответственным за оформление совершившегося события.
Напомним, что первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). В этой связи Стандарт устанавливает новое правило: если дата составления ПУД отличается от даты совершения факта хозяйственной жизни, который оформляется этим документом, то наряду с первой (согласно п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете) указывается и вторая (пп. «б» п. 8 ФСБУ 27/2021).
Также введено понятие «Оправдательный документ». Под ним понимается документ, содержащий информацию о факте хозяйственной жизни. На основании оправдательного документа в первичный документ включаются обязательные реквизиты. В качестве примеров оправдательных документов названы кассовый чек, судебный акт и др.
Оправдательный документ может не содержать всех реквизитов первичного (и в этом случае не является таковым), однако его реквизиты должны быть включены в ПУД. Однако если в оправдательном документе содержатся все реквизиты первичного учетного документа, он может использоваться в этом качестве, и тогда оформлять отдельный ПУД не нужно.
Отдельно в Стандарте отмечено, что в ПУД можно включать дополнительные (по отношению к обязательным) реквизиты.
Требования к оформлению документов
Стандартом установлены требования к оформлению документов:
Как вносить исправления
Порядок исправления документов бухучета (для случаев, когда вообще можно их исправлять) организация должна определить самостоятельно, но с учетом требований стандарта.
Правила для исправления бумажного документа:
Если документ электронный, можно либо использовать такой же порядок, как и для бумажных документов, либо составить новый документ. Однако в новом документе:
При этом новый документ должно быть невозможно использовать отдельно от первоначального.
Для регистров бухучета предусмотрен дополнительный способ исправления: внесение исправительной записи. Она бывает:
Хранение документов и доступ к ним
Стандартом установлены отдельные правила хранения документов бухучета:
О формальностях
С 2022 года официально утрачивает силу Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина СССР от 29.07.1983 N 105 (Приказ Минфина России от 30.04.2020 N 184). Но очевидно, что при досрочном применении ФСБУ 27/2021 руководствоваться Положением о документах и документообороте уже нельзя.
Читайте также
Александр Лавров, аттестованный аудитор
Как работать по-новому ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете»
Нормативная основа для применения нового стандарта
В нашей статье рассмотрим новый стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете» (ФСБУ 27/2021 утвержден приказом Минфина от 16.04.2021 № 62н). Из названия понятно, что посвящен он составлению, хранению, перемещению документов внутри организации, то есть порядку работы с документами. Проектом ФСБУ 27/2021 быть уже перестал — он вступает в силу в 2021 году и заменит действующие ранее:
В тексте стандарта ФСБУ 27/2021 указана дата, когда его применение становится обязательным. Это 1 января 2022 года. До этой даты применять стандарт можно, но тогда это следует отразить в учетной политике организации.
Такой шаг разумен и оправдан, он позволит постепенно подготовиться к ним к нововведениям и во всеоружии войти в 2022 год, когда применение ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот» станет уже обязательным.
Далее расскажем, что нового в ФСБУ 27/2021 и все ли обязаны его применять.
Наши статьи о других новых стандартах:
Область применения ФСБУ о документах
ФСБУ 27-21 применяют почти все экономические субъекты за небольшим исключением.
ВАЖНО! ФСБУ 27/2021 не применяют организации бюджетной сферы.
Некоторые пункты стандарта ФСБУ 27/2021 также не применяются финансовыми кредитными и некредитными организациями. К таковым относятся пункты 5, 6, 7, 22. Ниже по мере описания правил, установленных новым стандартом, отдельно будет указано, что именно это за пункты, то есть будет дано пояснение, что к финансовым организациям правило не относится.
Что подразумевает ФСБУ «Документы и документооборот» под этими понятиями? Что можно отнести к документам в контексте применения нового стандарта и что следует понимать под документооборотом? Ответы смотрите на схеме:
Далее стандарт описывает требования к бухгалтерским документам, бухгалтерским регистрам, порядку их коррекции и созданию архива.
Каким должен быть бухгалтерский документ
Отметим, что правила настоящего стандарта не отменяют правил, установленных для бухгалтерской первички федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а дополняют их.
К бухгалтерскому документу ФСБУ «Документы и документооборот» в 2022 году предъявляет следующие требования:
Эти требования не применяют финансовые организации.
Первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты (ст. 9 закона № 402-ФЗ):
Новый стандарт уточняет некоторые реквизиты:
Помимо обязательных реквизитов первичный документ может содержать и дополнительные. Учетный документ может быть как бумажным, так и электронным. Электронный документ подписывается электронной цифровой подписью. Если федеральное законодательство не устанавливает определенного вида ЭЦП для подписания документа, то это может быть любой вид ЭЦП, согласованный экономическими субъектами, подписывающими документ. Электронный документ должен предусматривать возможность изготовления его бумажной копии.
Об организации электронного документооборота мы писали в статьях:
Какие допущения можно себе позволить при составлении первичных учетных документов, покажем на схеме:
Стандарт предъявляет следующие требования к регистрам бухгалтерского учета:
Можно ли исправлять документ и если да, то как?
Документы бухучета должны быть составлены таким образом, чтобы можно было обеспечить его долгосрочную сохранность. Поэтому заполнять первичку, например, простым карандашом недопустимо. Таким образом, такой вариант исправления документа, как стереть надпись и вписать заново верные данные, не годится. Также нельзя применять средства механической коррекции — коррекционные карандаши, стирательные резинки, замазки и прочее. Как же можно исправить документ при необходимости?
ВАЖНО! Не каждый документ можно исправлять! Не допускается вносить корректировки в кассовые и банковские документы.
В прочие документы бухучета могут быть внесены правки.
Ниже представлен порядок внесения исправлений в бумажный документ бухучета, в электронный документ и в бухгалтерский регистр:
Все этапы документооборота: от составления до хранения
Порядок документооборота в организации утверждается руководителем.
Основные требования к документообороту на предприятии выглядят так:
Согласно ФСБУ 27/2021 бухгалтерский архив ведется организацией в том виде, в котором бухгалтерские документы были составлены изначально. Электронные документы хранят в электронном виде, бумажные документы — в бумажном. Перевод бумажных документов в электронный вид с целью хранения не допускается.
Храниться документы должны на территории РФ. Если деятельность ведется на других территориях и законодательство тех стран требует хранить документы там, то такое хранение следует обеспечить.
Утрата (порча, гибель) документа бухучета обязывает организацию приложить все усилия для его восстановления.
Как организовать документооборот с учетом новых требований? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и ознакомьтесь с алгоритмом действий с нуля по организации документооборота, составленный экспертами с учетом нового стандарта.
Все изменения, привнесенные новым стандартом, представлены на итоговой схеме:
Итоги
Новый стандарт о документах и документообороте придется применять с 2022 года в обязательном порядке. По сравнению с предыдущими правилами внесено не слишком много изменений. Многие их них касаются отмены устаревших правил, другие уточняют существующие.
ФСБУ 5/2019 «Запасы»: что нового в учёте
С 2021 года обязателен новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он регулирует учёт материалов, товаров, готовой продукции и незавершённого производства. Отличия нового стандарта от текущих положений рассмотрим в статье.
Кто не применяет новый стандарт
Как и ранее, микропредприятия, у которых есть право на упрощённый учёт, могут признавать стоимость запасов в составе расходов в момент приобретения (абз. 2 п. 2, абз. 1 п. 13.2 ФСБУ 5/2019). Однако остальные организации с упрощённым учётом обязаны применять ФСБУ «Запасы» в полном объёме.
В то же время любая организация может относить на расходы стоимость запасов для управленческих нужд. Это положение нужно закрепить в учётной политике (абз. 2 п. 2 ФСБУ 5/2019).
«Малоценные» основные средства
ФСБУ 5/2019 закрепил критерии отнесения активов к запасам. Один из них — использование активов в одном операционном цикле либо в течение 12 месяцев. Это означает, что новый стандарт запрещает учитывать «малоценные» ОС в запасах, хотя это разрешено в п. 5 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств». Новый стандарт — более поздний документ того же уровня и юридической силы, при коллизии норм он будет иметь приоритет.
Кроме того, новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства» также предписывает относить на расходы стоимость малоценных активов, которые можно признать ОС. С начала применения этого стандарта коллизия устраняется (не позднее 2022 года).
В связи с этим рекомендуем в учётной политике закрепить порядок учёта «малоценных» ОС — и относить их стоимость непосредственно на расходы.
Отмена отдельного порядка учёта спецпредметов
ФСБУ 5/2019 не выделяет как отдельный вид запасов спецпредметы — специальные инструменты, приспособления, оборудование и одежду. Методические указания по их учёту тоже отменяются, поэтому «нестандартные» правила учёта применять больше нельзя.
Затраты на приобретение спецпредметов нужно учитывать в общем порядке.
Новые правила формирования себестоимости НЗП
Новый стандарт относит к запасам незавершённое производство (НЗП). Раньше это подразумевалось, но не было закреплено нормативно. Значит, в стоимость НЗП, как и в стоимость других видов запасов, нельзя включать управленческие расходы (пп. «б» п. 18 ФСБУ 5/2019).
Это означает, что в учётной политике нельзя предусматривать распределение управленческих расходов на себестоимость: списание общехозяйственных расходов проводкой Дт 20 Кт 26 в большинстве случаев будет неправомерно. Единственный «штатный» способ — списывать их на финансовый результат проводкой Дт 90 Кт 26.
Исключение — если управленческие расходы непосредственно связаны с созданием (приобретением) запасов. Например, если руководитель организации лично поехал в командировку для закупки материалов, командировочные расходы (включая средний заработок с начисленными страховыми взносами) нужно отнести на себестоимость этих материалов.
Меняется и порядок оценки себестоимости НЗП. Теперь нельзя оценивать НЗП по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, поскольку этот способ не предусмотрен п. 27 ФСБУ 5/2019.
Формирование себестоимости запасов
ФСБУ 5/2019 ввёл новые правила формирования себестоимости запасов.
Резерв под обесценение запасов
Раньше величину резерва рассчитывали как превышение фактической себестоимости над текущей рыночной стоимостью (ПБУ 5/01). В новом ФСБУ величина резерва — это превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи (п. 30 ФСБУ 5/2019). А это значит, что сумма резерва может увеличиться. Старая и новая формулы для расчёта даны в таблице.
Резерв под обесценение запасов | |
---|---|
в ПБУ 5/01 | в ФСБУ 5/2019 «Запасы» |
Фактическая себестоимость — текущая рыночная стоимость | Фактическая себестоимость — текущая рыночная стоимость — затраты на производство — затраты на подготовку к продаже — затраты на продажу |
Появилась неопределённость в порядке начисления резерва. Согласно п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», сумма отчислений в резервы относится к прочим расходам. Норм, которые бы противоречили этому положению, в ФСБУ 5/2019 нет.
Но стандарт устанавливает порядок восстановления резерва (абз. 2 п. 31 ФСБУ 5/2019): «Величина восстановления резерва под обесценение запасов относится на уменьшение суммы расходов, признанных в этом же периоде в соответствии с подпунктом «а» пункта 43 настоящего Стандарта».
При этом в пп. «а» п. 43 ФСБУ 5/2019 упоминается выручка от продажи этих запасов. Это значит, что сумму восстановления резерва, созданного в отношении, например, товаров для перепродажи, нужно отнести не на прочие доходы (как требовал п. 7 ПБУ 9/99), а на уменьшение себестоимости продажи товаров.
В этом случае возникает нелогичная с экономической точки зрения ситуация. При начислении или увеличении резерва нужно признать прочие расходы, а при его восстановлении — уменьшить себестоимость, то есть расходы по обычным видам деятельности.
В этой ситуации возможны два варианта действий:
8 декабря пройдёт онлайн-конференция об изменениях учёте.
Переходные положения
Возможны два варианта перехода на применение ФСБУ 5/2019 (п. 47 стандарта):
Перспективный — требования стандарта применяются только в отношении фактов хозяйственной жизни, возникших после даты начала его применения. Сравнительные показатели бухотчётности, например показатели 2020 года в отчётности за 2021 год, пересчитывать не нужно (п. 14 ПБУ 1/2008).
Ретроспективный — требования стандарта применяются и к прошлым, и к будущим периодам. На дату перехода на новый стандарт нужно пересчитать остатки по счетам бухучёта по новым правилам. При составлении бухотчётности — пересчитать сравнительные показатели.
Все корректировки отражаются в корреспонденции со счётом 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)».
Александр Лавров, аттестованный аудитор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
ФСБУ «Основные средства» и «Капитальные вложения»: разбираем изменения в учёте
В конце 2020 года Минфин России утвердил два новых стандарта для учета основных средств и капвложений. Все обязаны использовать их с 2022 года, но разрешено досрочное применение уже в 2021 году. Рассмотрим, чем отличаются положения этих стандартов от прежних норм.
Обзор основных изменений в сравнении с ПБУ 6/01
Минфин утвердил два новых стандарта — ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Они применяются с отчётности за 2022 году, но уже в 2021 году можно работать по ним добровольно. Между ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и новыми правилами есть значительные различия. Рассмотрим основные из них.
Элемент порядка учета | Как было по ПБУ 6/01 | Как стало по ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 |
---|---|---|
Принятие ОС к учету | ||
Лимит стоимости ОС, определяемый организацией | Не более 40 000 рублей | Любая сумма, которая определена с учётом существенности информации |
Порядок учета «малоценных» ОС | Отражаются в составе запасов | Стоимость относится непосредственно на расходы |
Капвложения в арендованные объекты ОС | Отражаются в составе ОС | Порядок учёта стандартом не установлен. По нашему мнению, их стоимость относится на увеличение стоимости права пользования активом |
Определение первоначальной стоимости (ПС) ОС | ||
Включение оценочного обязательства | Прямо не предусмотрено (нужно было включать согласно ПБУ 8/2010) | Прямо предусмотрено |
Порядок при длительной отсрочке (рассрочке) | В ПС включается номинальная сумма обязательства | В ПС включается дисконтированная сумма обязательства, разница относится на процентные расходы |
Оценка при безвозмездном получении | По текущей рыночной стоимости | По справедливой стоимости |
Оценка при неденежных расчетах | Применяется текущая (рыночная) стоимость | Применяется справедливая стоимость |
Переоценка ОС | ||
Как определяется переоцененная стоимость | Текущая (восстановительная) стоимость ОС | Справедливая стоимость ОС |
Периодичность переоценки | Регулярно, но не чаще раза в год | Регулярно, ограничений нет |
Порядок отражения переоценки | Один способ: пересчёт первоначальной стоимости и накопленной амортизации | |
Применение способа уменьшаемого остатка | Формула начисления амортизации определена ПБУ; организация выбирает лишь коэффициент | Организация самостоятельно определяет формулу начисления амортизации (можно применять и вариант, который был установлен ПБУ 6/01) |
Порядок начисления амортизации в течение года | Ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы независимо от применяемого способа | Подобное правило не установлено |
База для начисления амортизации | Первоначальная (восстановительная) стоимость | Разница между первоначальной и ликвидационной стоимостью |
Случаи приостановления начисления амортизации | Консервация более 3 месяцев или восстановление более 12 месяцев | Период, когда балансовая стоимость ОС равна или меньше ликвидационной |
Доходные вложения в матценности / инвестиционная недвижимость | ||
Выделяется особая группа ОС | Доходные вложения в матценности — ОС, предназначенные для сдачи в аренду | Инвестиционная недвижимость — недвижимость, предназначенная для сдачи в аренду или получения дохода от прироста её стоимости |
Перевод ОС из особой группы в «основную» и обратно | Доходные вложения в матценности могут быть переведены на счет 01; обратный перевод не предусмотрен | ОС может быть переклассифицировано из инвестиционной недвижимости в «неинвестиционную» и обратно |
Начисление амортизации | Амортизация начисляется в общем порядке | По инвестиционной недвижимости, которая оценивается по переоцененной стоимости, амортизация не начисляется |
Обесценение | ||
Проверка капвложений на обесценение | Не предусмотрена | Проверять обязательно — по МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» |
Проверка ОС на обесценение | Не предусмотрена | Проверять обязательно (кроме инвестиционной недвижимости, учитываемой по переоценённой стоимости) – по МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» |
Рассмотрим все изменения подробнее.
Изменение № 1 — снято ограничение для лимита стоимости ОС
Организация вправе сама определять минимальную стоимость, при которой имущество признаётся основным средством (п. 4 ФСБУ 6/2020). Раньше по ПБУ 6/01 действовал лимит в размере 40 тыс. рублей. Из-за этого появлялись различия между бухгалтерским и налоговым учётом, так как для целей налогообложения к основным средствам не относятся объекты стоимостью до 100 тыс. рублей включительно.
По новому стандарту ограничений нет, фирма может установить лимит в любой сумме, которая определена с учётом существенности информации. Можно закрепить лимит на уровне 100 тыс. рублей — это устранит расхождения между бухгалтерским и налоговым учётом. Можно выбрать даже более высокий уровень, если с учётом масштабов и характера деятельности это не отразится на качестве информации, формируемой в учёте и отчётности.
Информация существенная, если её отсутствие или искажение в бухгалтерской отчётности может повлиять на решения пользователей, принимаемые на её основе (п. 3 ПБУ 22/2010, п. 6.2.1 Концепции бухучёта в рыночной экономике России).
Ещё одно новшество связано с порядком учёта «малоценных ОС»: их стоимость должна относиться непосредственно на расходы, тогда как прежним порядком было предусмотрено их отражение в составе запасов. Впрочем, уже с 2021 года отнесение таких активов к запасам противоречит п. 3 ФСБУ 5/2019, поэтому применять п. 5 ПБУ 6/01 в этой части не следует.
Изменение № 2 — оценочные обязательства прямо назвали частью первоначальной стоимости ОС
Первоначальная стоимость основного средства складывается из связанных с ним капвложений, осуществлённых до его отражения объекта в составе ОС.
Состав затрат, включаемых в стоимость капвложений, не изменился по сравнению с нормами ПБУ 6/01. Однако теперь в их перечне прямо указано оценочное обязательство, возникшее при осуществлении капвложений. Раньше мы понимали, что его следует включать в стоимость ОС, из п. 8 ПБУ 6/01, п. 5, 8 ПБУ 8/2010.
Например, в стоимость будущего объекта ОС нужно включить предстоящие расходы на:
Оценочное обязательство, если срок его исполнения превышает 12 месяцев, включается в стоимость капвложений в дисконтированной величине (п. 20 ПБУ 8/2010). Обязательства по демонтажу, утилизации, восстановлению окружающей среды исполняют после того, как закончат использовать основное средство. Значит, они всегда будут дисконтированными, так как срок полезного использования ОС всегда больше 12 месяцев.
Если в будущем величина оценочного обязательства изменяется не в связи с начислением процентов, такое изменение увеличивает или уменьшает стоимость основного средства. Однако если в результате такого изменения балансовая стоимость ОС становится нулевой, то уменьшать её уже некуда, поэтому дальнейшее уменьшение оценочного обязательства относится на текущие доходы.
Изменение № 3 — если есть отсрочка (рассрочка), в состав капвложений включается не вся сумма
Если при осуществлении капвложений организации предоставляется отсрочка (рассрочка) платежа не менее чем на 12 месяцев, в стоимость капвложений включается сумма, которую нужно было бы уплатить при отсутствии отсрочки (рассрочки) (п. 12 ФСБУ 26/2020).
Разница доначисляется по тем же правилам, что и проценты по займам (кредитам). Организация может установить в учётной политике меньший минимальный срок отсрочки (рассрочки) для этого правила.
Изменение № 4 — оценивать ОС, полученные безвозмездно и при неденежной оплате, нужно по справедливой стоимости
ФСБУ 26/2020 предписывает в определённых случаях использовать справедливую стоимость имущества. Её нужно определять в соответствии с МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».
Так, если организация безвозмездно получает будущий объект ОС, его нужно учесть по справедливой стоимости. Если объект оплачивается неденежными средствами, есть три способа принять его к учёту:
Ранее во всех этих случаях вместо справедливой стоимости использовалась текущая (рыночная).
Изменение № 5 — переоценка основных средств
Как и ранее, организация может выбрать группы основных средств, которые она будет учитывать по переоценённой стоимости.
Основные средства переоцениваются по справедливой стоимости. Но сама переоценка может проводиться двумя способами:
К каждой группе ОС должен применяться единый способ проведения переоценки.
Если организация решила учитывать основные средства по переоценённой стоимости, то в дальнейшем переоценивать нужно регулярно, чтобы стоимость ОС соответствовала или существенно не отличалась от справедливой стоимости. Компания сама выбирает периодичность переоценки для каждой группы ОС, ориентируясь на то, насколько стоимость таких ОС подвержена изменению.
Также это означает, что необязательно отражать в учёте результаты переоценки, если изменения оказались незначительными. Критерий существенности при проведении переоценки лучше установить в учётной политике.
Порядок отражения сумм дооценки (уценки) в общем случае такой же, как был установлен ПБУ 6/01: как правило, дооценка относится на совокупный финансовый результат без включения в прибыль (убыток) периода.
Изменение № 6 — порядок начисления амортизации основных средств
В правилах работы с амортизацией много изменений. Рассмотрим все по порядку.
Проверка элементов амортизации. Срок полезного использования, ликвидационную стоимость и способ начисления амортизации надо регулярно проверять на соответствие условиям использования объекта ОС. Проверка проводится на конец каждого года, а в течение года — если есть признаки изменения любого элемента.
По результатам проверки может быть принято решение об изменении одного или нескольких элементов. Корректировки отражаются как изменение оценочных значений, то есть перспективно (без пересчёта показателей прошлых лет).
Перечень неамортизируемых ОС. Из перечня исключены ОС некоммерческих организаций — по ним амортизация начисляется в общем порядке, тогда как ранее лишь отражался за балансом износ.
Момент начала и прекращения начисления амортизации. Амортизация по общему правилу начисляется с даты признания ОС. Но организация может решить начислять её с месяца, следующего за месяцем признания ОС. Это решение нужно отразить в учётной политике.
Стандарт не поясняет, в каком порядке определять сумму амортизации за первый (неполный) месяц. Среди возможных вариантов — начислять амортизацию в сумме, пропорциональной количеству календарных дней использования ОС в первом месяце, либо в полной сумме, как за полный месяц. Выбранный порядок закрепляется в учётной политике.
Аналогичные правила установлены в отношении момента окончания начисления амортизации.
Способы начисления амортизации. В новом стандарте не предусмотрено списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Таким образом, если срок полезного использования ОС определяется периодом времени, амортизацию можно начислять только двумя методами: линейным или уменьшаемого остатка.
Если срок полезного использования определяется по количества продукции (объёма работ в натуральном выражении) — только пропорционально количеству продукции (объёму работ).
Способ определяется для каждой группы ОС и должен максимально соответствовать распределению будущих экономических выгод от использования ОС данной группы.
Применение способа уменьшаемого остатка. При начислении амортизации способом уменьшаемого остатка организация сама определяет формулу расчета амортизации. Единственное требование — формула должна обеспечивать систематическое уменьшение суммы амортизации в следующих периодах.
В частности, можно использовать порядок, который соответствует ПБУ 6/01 и Методическим указаниям 91н.
Ежемесячное начисление амортизации. Больше нет условия о том, что в течение года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы независимо от применяемого способа её начисления.
База для начисления амортизации. Амортизация начисляется не на полную стоимость ОС. Погашаемая амортизацией сумма равна разнице между балансовой и ликвидационной стоимостью. Ликвидационная стоимость — это сумма, которую организация может получить за объект в конце срока полезного использования (в состоянии, характерном для этого момента), за вычетом затрат на выбытие.
При этом в большинстве случаев ликвидационная стоимость будет нулевой, а её ненулевая величина может быть признаком того, что срок полезного использования определен неверно (т. к. получается, что объект еще можно использовать).
Приостановление начисления амортизации. Новый стандарт не разрешает приостанавливать начисление амортизации при консервации больше 3 месяцев и восстановлении больше 12 месяцев.
Появилось новое основание для приостановления амортизации: она не начисляется, если ликвидационная стоимость основного средства становится равной или превышает его балансовую стоимость. Если в дальнейшем ликвидационная стоимость ОС становится меньше балансовой стоимости, начисление амортизации возобновляется.
Изменение № 7 —инвестиционная недвижимость вместо доходных вложений в материальные ценности
На замену доходным вложениям в материальные ценности ФСБУ 6/2020 ввел иное понятие — «инвестиционная недвижимость». Это недвижимость, которая предназначена для сдачи в аренду и (или) для получения дохода от прироста её стоимости.
Инвестиционную недвижимость можно также учитывать по первоначальной или переоценённой стоимости. Однако, если объект приобретён для получения дохода от прироста его стоимости, оценивать его следует именно по переоценённой стоимости, иной порядок некорректен.
Инвестиционная недвижимость, учитываемая по переоценённой стоимости, не амортизируется. При этом сумма дооценки или уценки включается в состав доходов или расходов текущего периода, в котором произведена переоценка.
При переоценке инвестиционной недвижимости первоначальная стоимость объекта пересчитывается так, чтобы она стала равной справедливой стоимости. Амортизация по такому объекту отсутствует.
При этом возможно, что объект, оцениваемый по переоценённой стоимости, который ранее не относился к инвестиционной недвижимости, меняет назначение и начинает относиться к этой группе. Возможна и обратная ситуация. В каждом из этих случаев балансовая стоимость на дату изменения назначения объекта становится его первоначальной стоимостью.
Изменение № 8 — надо проверять на обесценение основные средства и капвложения
Новые стандарты предписывают проверять ОС и капвложения на обесценение (п. 38 ФСБУ 6/2020, п. 17 ФСБУ 26/2020). Исключение — инвестиционная недвижимость, учитываемая по переоценённой стоимости.
Правила проверки и отражения обесценения в учёте утверждены МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
Убыток от обесценения признаётся:
Изменение № 9 — вложения в арендованные объекты основных средств
ФСБУ 6/2020, в отличие от ПБУ 6/01, не называет капитальные вложения в арендованные объекты ОС в числе основных средств. Как же их отражать по новому стандарту?
В п. 7 ФСБУ 6/2020 указано, что особенности бухучёта предметов договоров аренды (субаренды) устанавливаются ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды». Но и этот стандарт не дает однозначного ответа.
Однако обратим внимание на п. 13 ФСБУ 25/2018: затраты, которые арендатор понёс до начала использования предмета аренды, включаются в стоимость права пользования активом. И нет никаких оснований для того, чтобы применять разные подходы и по-иному отражать такие затраты только в зависимости от того, когда они понесены.
Кроме того, в силу п. 10 ФСБУ 25/2018 в отношении права пользования активом и в отношении схожих собственных активов должна применяться единая учетная политика. Из этого логично сделать следующий вывод: если капвложения в собственный объект увеличивают его первоначальную стоимость в качестве затрат на проведение модернизации (реконструкции, достройки, дооборудования и т.п.), то и капвложения в арендованный объект также должны увеличивать стоимость соответствующего права пользования активом.
Тем не менее, поскольку этот порядок прямо не утверждён стандартами бухучёта, рекомендуем закрепить его в учетной политике на основании п. 7.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Послабления для малых предприятий
Организации, которые применяют упрощённый учёт, имеют право на ряд послаблений и упрощений (п. 3 ФСБУ 6/2020, п. 4 ФСБУ 26/2020). Вот основные из них:
В отношении каждого из послаблений организация может принять самостоятельное решение. Например, можно отказаться от проверки ОС и капвложений на обесценение и от формирования оценочных обязательств, но при этом формировать «полноценную» первоначальную стоимость основных средств, чтобы она соответствовала первоначальной стоимости ОС в налоговом учете.
Переходные положения
По умолчанию эти стандарты нужно применять ретроспективно, то есть в бухотчётности провести пересчёт сравнительных показателей прошлых лет так, как будто новые стандарты применялись и ранее.
Но такой порядок необязателен.
Для учёта капвложений ФСБУ 26/2020 можно применять и перспективно, то есть без пересчёта ранее сформированных показателей.
В отношении основных средств можно не пересчитывать сравнительные показатели, а произвести единовременную корректировку балансовой стоимости ОС на начало отчётного периода. В отчётности корректировка будет отражена на конец периода, предшествующего отчётному. Например, если организация решает перейти на применение новых стандартов с 2021 года, то в отчётности за 2020 год ещё нужно применять старые правила, а в отчётности за 2021 год нужно будет отразить единовременную корректировку путём изменения данных на 31 декабря 2020 года.
Этот порядок применяется и к тем основным средствам, которые до применения ФСБУ 6/2020 учитывались как активы других видов. Например, это могут быть спецпредметы, которые соответствуют признакам ОС.
Если какие-то активы перестали быть основными средствами по новым правилам, их балансовая стоимость списывается единовременной корректировкой на нераспределённую прибыль.
Переоценку ОС, которые будут учитываться по переоценённой стоимости, нужно произвести на дату перехода к применению ФСБУ 6/2020.
Организации, которые ведут упрощенный учет, могут не производить единовременную корректировку, а применять новые правила только к последующим фактам хозяйственной жизни.
Досрочное применение
В заключение напомним, что ФСБУ 6/2020 и 26/2020 обязательны к применению с 2022 года. Однако можно начать их использовать досрочно, отразив это решение в учётной политике и раскрыв в бухотчётности.
ФСБУ 6/2020 и 26/2020 без друг друга не применимы, так как в стандарте про капитальные вложения теперь собраны все правила формирования стоимости актива, а в стандарте по ОС их нет. Поэтому, если решите применять стандарты досрочно, то надо будет использовать сразу оба.
Несмотря на множество изменений, описанных в этом материале, для большей части организаций основное изменение — отмена верхней границы лимита стоимости «малоценных ОС», то есть возможность для организации установить его в сумме, превышающей 40 тыс. рублей.
Поэтому можно рекомендовать всем организациям досрочное применение новых стандартов уже с 2021 года. При этом нужно иметь в виду, что в случае досрочного применения ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 обязательным для досрочного применения станет ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды», поскольку в ФСБУ 6/2020 есть прямая ссылка на него. Однако ФСБУ 25/2018 в любом случае станет обязательным уже с 2022 года, поэтому такое «ускорение» вряд ли можно считать значительной сложностью.
Читайте также
Александр Лавров, аттестованный аудитор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.