Что такое франшиза в кинематографе

Что такое франшиза в кинематографе

Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Вся история кино от самого его возникновения в 90-х годах еще позапрошлого, девятнадцатого, века пестрит новаторствами и изобретениями, гениями, развившими киноязык до того состояния, каким мы знаем его сегодня. Нам может казаться, что столетие назад кино отличалось от современного лишь отсутствием звука, цвета и компьютерной обработки, но на самом деле даже такие очевидные для нас вещи как крупный план, параллельное повествование, быстрый монтаж, единство пространства, съемка с тележки, крана и даже с рук – все это еще предстояло открыть, распробовать и внедрить в индустрию.

Каждое новое поколение режиссеров в поисках своей ниши изобретало нечто новое, нащупывало некую новую правду или открывало ранее неизвестную особенность человеческого восприятия. И все же, несмотря на это непрерывное совершенствование и новаторство, в истории Голливуда был период, который стал иконой революции в индустрии. Он запомнился под простеньким названием «Эпоха Нового Голливуда», начало которой пришлось на конец шестидесятых годов прошлого века. Именно сюда ведут следы современной Эпохи Франшиз.

С момента изобретения кинематографа и до изобретения телевидения царил золотой век Голливуда – медленно создавались студии, появлялись первые кинозвезды и первые шедевры. Студиям тогда еще разрешалось владеть кинотеатрами, и они прокатывали собственные фильмы. Кинотеатр, обычный или автомобильный драйв-ин, был для людей единственным местом, где они могли вырваться сознанием из своего маленького городка и увидеть другие города и другие страны, даже луну и космос в самых первых научно-фантастических фильмах. Нам, выросшим с интернетом, тяжело представить подобную информационную депривацию. С началом войны кино стало также сильнейшим орудием пропаганды и мощным средством массовой информации, показывая кадры с линии фронта.

Для нас это до странного знакомые ужимки, учитывая, что недавняя паника индустрии по поводу интернета, кабельных каналов и домашних кинотеатров закончилась аналогично: введением аймакс-стандартов и насаждением все того же тридэ, позволяющего дать некие новые ощущения, недоступные дома большинству людей, вернуть вау-эффект от похода в кино и поднять цены на билеты, чтобы уравновесить потерю клиентов.

Но тогда, в 50-е, изменились и сами фильмы. Чтобы использовать полностью преимущества большого экрана и сделать еще больший акцент на пиршестве для глаз, Голливуд стал снимать эпичные полотна по историческим событиям и библейским сюжетам, такие как Бен Гур, Спартак, 10 заповедей.

Об этом списке полезно помнить, охая на миллиардные сборы последних лет. Несмотря на все ухищрения, никто не может собрать больше денег, чем фильм, которому 75 лет. И дело не только в том, что Унесенные Ветром стали для массовой аудитории первым цветным фильмом (снятым на самом деле на черно-белую пленку, раскрашенную позже). Мы привыкли к тому, что основную выручку фильм собирает в первые выходные, уже в следующие доход падает на 40-60 процентов, а через месяц – лента пропадает из кинотеатров. В те же времена фильмы показывались годами, Унесенные и вовсе шли в кинотеатрах 4 года, за которые их посмотрела половина всего населения Америки.

Но затем что-то словно сломалось: классический Голливуд со всеми его традициями, гламуром, эпическими декорациями и массовками, политикой больших студий и красотками, снятыми в мягком свете, перестал интересовать людей. Люди постарше окончательно предпочли телевизор кинотеатрам, а работать исключительно на молодежь Голливуд еще не умеет. Америка же в лице этой самой молодежи словно внезапно замечает, что мир существует и за ее пределами, и там тоже снимают кино. Более того – там переизобретают кинематограф, обгоняя отсталый Голливуд в развитии на годы: Трюфо и Годар во Франции, Феллини в Италии, Бергман в Швеции и многие другие по всему миру. И молодежь чувствует не просто интерес – потребность в этом новом, смелом и живом кино. Студии же, глядя на все возрастающие сборы иностранных картин в кинотеатрах Америки, начинают приглашать на работу режиссеров из Европы. И начинается «Новый Голливуд».

Первым ребенком новой эпохи становится лента «Бонни и Клайд» революционная в своей бунтарской природе, бешеной энергии, изображении насилия и новаторскому быстрому монтажу. Большинство критиков облило ее грязью, но некоторые, более прозорливые и смелые, решились увидеть в ней красоту и постепенно увлекли за собой коллег. Множество поклонников и активных защитников нашлось и среди простых зрителей, вследствие чего ленту выпустили в повторный прокат, на этот раз прошедший на ура.

За Бонни и Клайд последовали Выпускник, Космическая одиссея, Беспечный ездок. В эту эпоху вышли одни из самых громких фильмов Стэнли Кубрика, Ф. Ф. Копполы, Мартина Скорсезе, Романа Полански, Вуди Аллена. Это была редкая эра, когда умное, смелое, авторское кино ненадолго стало мейнстримом. Не изгоем-артхаусом, подбирающим крохи за блокбастерами – а самим блокбастером, финансируемым крупнейшими студиями и обласканным кинопремиями.

Помогло и то, что ТВ в то время было жестко цензурированным – там нельзя было говорить не только о сексе и наркотиках, но и на острые темы вообще. Поэтому кино и стало отдушиной как для желающих высказаться, так и для жаждущих послушать. Как ни странно, сейчас час мы видим скорее обратный процесс: кино становится пугливым и консервативным в массе своей, а телевидение, в том числе кабельное, открыто для непростых дискуссий.

Тем временем набиравший обороты в 70-х Новый Голливуд старался пнуть Голливуд старый при любой возможности. Зрители привыкли к «безопасному» последовательному повествованию? Мы поучимся у европейского и азиатского кино вставлять эпизоды, не работающие напрямую на основную историю, станем нарушать хронологию. Зрители, как собаки Павлова, были приучены ожидать определенной формулы, практически неизменной что для вестерна, что для фильма о гангстерах, что для мюзикла? Режиссеры новой волны смогли и это использовать себе на пользу, маскируя фильм под привычную формулу, а затем внезапно разрывая шаблон. «Психо» Хичкока – идеальный тому пример. По окончанию первой трети фильма лента попросту внезапно меняет жанр, а затем режиссер убивает главную героиню. Не прошло еще и полфильма, а знаменитая актриса уже выбыла из игры – удивлению зрителей не было предела.

В то время как Хичкок заигрывал с ожиданиями и привычками зрителя неожиданными поворотами, другие поражали небывалым уровнем насилия, сексуальности и честности в обсуждении болезненных для страны тем (Последний киносеанс, Полуночный ковбой, Апокалипсис сегодня).

Пока бал правили хиппи, сексуальная и психоделическая революции, духовное единение с продвинутой Европой, попытки осмыслить холодную войну и Вьетнам – новый Голливуд бурлил. Но потом что-то снова щелкнуло и песня сменилась. Рок-н-роллу пришло на смену легкомысленное диско, а умное авторское кино перестало окупаться. Людям надоело думать, бояться и бороться, наступил некий общенациональный День Седьмой – всем захотелось просто отдохнуть.

В этот-то момент и появляется на сцене наша пара: Джордж Лукас и Стивен Спилберг, вышедшие из той же компании, что и Коппола, Скорсезе, де Пальма. Но именно эти двое переизобрели блокбастер, переведя стрелки для паровоза истории, направив его в нашу Эпоху Франшиз.

«Челюсти» ненамного отстали от Звездных Войн в плане сборов, но все же именно творение Лукаса стало знаковым для новой эпохи. Это ведь сага о джедаях создала привычный нам инфантильный блокбастер – проработанную сказку, но не для для детей или подростков, а для всей семьи. Нельзя сказать, что Лукас создал новый жанр с ноля – Звездные Войны были его версией Флэша Гордона с примесью «Скрытой крепости» Куросавы и Страшилы с Железным Дровосеком из страны Оз, превращенных в роботов. Но Джордж смог собрать воедино эти старые элементы таким образом, что получилось нечто доселе непредставимое. Историческим выбором стал и его отказ от кинозвезд в пользу спецэффектов – после этого понятия блокбластера и спецэффектов стали неразделимы.

Звездные Войны побили все рекорды бокс-офиса, став не только самым прибыльным, но и самым культовым фильмом. Вряд ли у какого-то еще фильма найдется столько адептов. И тому есть множество причин: Во-первых, это было визуально революционное кино, уже одно это способно затащить кучу людей в кинотеатры, да еще и по нескольку раз, что доказал Аватар. Во-вторых, нация, разочарованная затянувшейся трагедией Вьетнама, хотела той самой Новой Надежды. Пусть лишь в далекой-далекой галактике, но американцам хотелось, чтобы все кончилось хорошо, хотелось победить хотя бы на экране. Что им мерещилось во взрыве звезды смерти? Победа в войне или в сексуальной революции, в борьбе за права человека? Триумф молодых и благородных Повстанцев над консервативной Империей явно лил бальзам на душу многим. Третьим плюсом была и история самого Люка, рубахи-парня, безотцовщины (коих в то время было множество), который оказывается Избранным и самоотверженно отправляется сражаться со Злом. Естественно, большинство блокбастеров конструируют главного героя так, чтобы зритель видел себя на его месте, но Люк был стопроцентным попаданием, такое удается далеко не всем. Сравните его с Индианой Джонсом, Поттером, героем Шайи из Трансформеров или Блума из Пиратов Карибского Моря. Кем из них вам легче всего себя почувствовать? Кем больше всего хотелось бы быть?

Но Звездные Войны стали краеугольным камнем новой эпохи не только поэтому. И не только потому, что за первым фильмом последовали еще два, а после них вселенная продолжила жить и развиваться в книгах, комиксах, мультсериалах и играх. Лукас навесил на махину Франшизы еще и турбонаддув мерчендайза. Никто доселе не пробовал уделять столько внимания «сопутствующим товарам». Футболки, бейсболки, фигурки и световые мечи, маски и шлемы, костюмы на Хэллоуин – перечень товаров с маркой Звездных Войн длиннее, чем эта статья.

Студии последовали за Лукасом, как за пророком нового времени, свято следуя его концепту: упору на спецэффекты, многосерийность, мерчендайз, расширение в книги/комиксы/сериалы, продажу саундтреков к фильмам, инфантильность сюжета и мира, построенное на использовании архетипов и ярких, запоминающихся персонажей. Затем к стандартам добавились еще и жесткий студийный контроль всех этапов продакшена, использование фокус-групп и тестовых просмотров, а также огромные промо-кампании. Сюжет, как и в золотую эру Голливуда, строился исключительно по проверенной формуле, иногда включающей в себя и «неожиданный поворот», который чаще всего был внезапен не больше, чем восход солнца. Характерны также и искусственно нагнетенная драма с максимизацией напряжения. Любопытно, что именно в тот момент мегакорпорации словно впервые увидели коммерческий потенциал кино и начали скупать крупные студии.

Блокбастер набирал обороты, а авторское кино быстро затухало, теряя позиции. Убили ли Спилберг и Лукас Новый Голливуд или просто подобрали то, что тот, издохнув, выронил? Действительно ли люди устали от умного кино и хотели отвлечься или же Новый Голливуд мог процветать и по сей день, создавая мейнстримовые умные фильмы, если бы Лукас и Спилберг не отвлекли доверчивую аудиторию блестящей игрушкой?

В восьмидесятые распространение мультиплексов в разы увеличило количество кинозалов, что вроде бы должно было привести к повышению шансов нишевого, авторского кино попасть на экраны, но в реальности – блокбастеры расползались и по дополнительным экранам, еще больше выжимая не-мейнстримовые фильмы из широкого проката. Но пока одной рукой технология тыкала ножом в спину неформатного кино, второй рукой она делала ему прямой массаж сердца – развитие домашнего видео спасло многие фильмы от полного забвения.

В девяностые независимое кино снова подняло голову, возглавляемое Тарантино и Содербергом. В ответ на это крупные студии купили себе свои собственные маленькие студии, «независимые», получалось, от самих себя. Голливуду было все равно, на чем зарабатывать, пусть и на ненависти к себе самому. Блокбастеры продолжали расширяться, успех Гладиатора вернул в моду эпичные пеплумы, а Мулен Руж воскресил мюзикл.

Но вот наступило новое тысячелетие, начавшееся для Америки со страшного удара. 11 сентября действительно стало неким wake up call для всех страны – проснитесь ото сна и удобных фантазий, вернитесь в реальность, пока она не пожрет вас спящими. Возрос интерес к документальному кино, а в художественном возник тренд стилизации под документальность – трясущаяся камера Гринграсса в Идентификации Борна создала новый, ныне уже ненавидимый аудиторией прием. Популярность мокьюментари и доминирование уклона в мрачный реализм в фильмах и играх – тоже отчасти отсюда.

Но с другой стороны – выбросила ли Америка свои игрушки? Нет, скорее еще больше полюбила эскапистские сказки. Чем страшнее реальность, тем больше потребность в этом ментальном убежище, безопасном, пусть и выдуманном месте. Расцвет эпохи Франшиз приходится именно на это время – начало нового века, для Америки ставшего еще и веком террора. В 2001-м, через пару месяцев после теракта стартуют две самые крупные фэнтази-франшизы всех времен – Гарри Поттер и Властелин колец, обе собирают почти по миллиарду во всем мире. Но они-то задумывались и снимались еще до теракта, чего по ним судить о новом мировоззрении Голливуда? Может, он одумается и отныне станет выпускать умные и злободневные… в 2003 третьем стартуют Пираты Карибского Моря – вот вам и отказ от эскапизма.

Но студии уже чувствуют, что вечно так продолжаться не может. Чем дальше в лес, тем выше ожидания зрителей. Все больше требуется денег на спецэффекты, звезд, локации, все меньше пространства для эксперимента и новаторства, потому что цена ошибки также растет. К Лукасовским правилам добавляются новые: франшизу лучше делать из уже существующего материала: книги, комикса, древнего мифа, библии, анекдота, страшилки, игрушки или мульт-сериала – не важно. Важно, чтобы материал обладал узнаванием, хотя бы начальной фан-базой, необходимой для вирусного промоутинга и сарафанного радио. И потом, если эта история заинтересовала людей в виде комикса, велик шанс, что она сработает и в кино.

С неизбежным ростом бюджетов и рисков уменьшается количество выпускаемых студией лент. Если раньше выходило 500 фильмов, с которыми можно было экспериментировать, то сегодня выходит 50 мегаблокбастеров, в которых даже цвет обоев в спальне второстепенного героя будет проверяться на трех фокус-группах и утверждаться на 5-ти совещаниях. Поэтому режиссеры и не в восторге от огромных фильмов – да, тебе подают поиграть в самые крутые игрушки, но при этом на тебя внимательно смотрят около сотни студийных клерков, а свободу творчества все оставляют на пороге, переобуваясь в тапочки корпоративной ментальности.

Независимое кино задыхается, о чем говорят и сами режиссеры. Даже таким столпам как Аранофски приходится искать деньги месяцами, обивая пороги студий. 12 лет рабства и Далласский клуб покупателей очень долго шли к зрителю. Проекты отменяются, лежат на полках десятилетиями, переходя от режиссера к режиссеру, только чтобы потом заморозиться окончательно.

Помните фразу о ренессансе телевидения в начале статьи? Истоки у него те же. Мощные драматические сериалы появились вследствие роста числа платных кабельных каналов, так как каждой сети понадобился материал-визитка, который мог бы привлечь аудиторию. Кабельные сети были готовы на эксперименты и большую свободу, чем кино, не боясь ни обнаженки, ни насилия, ни ругательств. То, чего большой экран сторонился как чумы, стало дополнительным преимуществом кабельного телевидения. Но есть и еще одна причина – актеры. Киноактеры пришли в сериалы не только потому, что те стали достаточно качественными, чтобы это не считалось позором и дауншифтингом. Они пришли туда, потому что в кино стало нечего играть. Становиться персонажем-игрушкой очередной инфантильной франшизы не всем по сердцу, а серьезных, интересных ролей практически не найти – вот они и хлынули на телевидение. Просто за интересной работой. И, похоже, в будущем эта тенденция только усилится.

Недавние провалы Джона Картера и Одинокого Рейнджера стали не просто ухабом на дороге больших студий, они похоронили вместе с собой целые жанры. Космическая опера, которую сделал столь привлекательной Аватар, закончилась на следующем же фильме, канув обратно в небытие. Ковбои и индейцы также провалились на дно черного списка любой студии. Нашему любимому жанру комикс-муви придется откровенно провалиться больше одного раза, чтобы студии окончательно от него отказались, но все же и это вполне возможно.

Чего ждать дальше? Очевидно, что Голливуд занимается комиксами и сторонится игр только потому, что комикс-муви пока работают, а практически все попытки сделать удачный фильм по игре заканчивались плачевно. Но будьте уверены, стоит грядущему Варкрафту (который снимает Данкан Джонс, сын Дэвида Боуи и режиссер великолепной Луны) собрать кассу, права на экранизацию игр будут разобраны как горячие пирожки. Голливуду достаточно одного удачного проекта, чтобы включиться в игру. Если еще и Assassin’s Creed Фассбендера получится хорошо – фильмы по играм могут и обогнать комикс-муви, ибо права на комикс-муви давно разобраны, а здесь студии, которым не досталось супер-героев, еще смогут успеть на раздачу хороших материалов. Мало того – успех Варкрафта может вернуть еще и жанр фэнтази, который был убит, как ни странно, Питером Джексоном. Его Властелин и Хоббит задали такую планку качества в жанре, что никто не посмел туда лезть. Джон Картер, сунувшийся на территорию Аватара, недотянул до стандарта качества и сгорел как спичка. Жанр серьезной научной фантастики тоже имеет шансы вернуться. Если «Интерстеллар» Нолана и «Превосходство» Пфистера окажутся так же успешны, как «Гравитация» – все может получиться. Это было бы прекрасно.

В следующей статье мы подробнее затронем историю комикс-муви, и почему Голливуд долгие годы брался за комиксы как мартышка за очки, прикладывая их к экрану самыми нелепыми способами, пока спустя почти 80 лет не сообразил, наконец, что с ними надо делать.

Вопрос: Напишете мне в комментариях свою любимую франшизу?

Источник

20 самых кассовых франшиз

Сколько бы ни возмущались поборники высокого искусства, кассовые сборы по-прежнему остаются универсальным мерилом успеха в кинобизнесе. В борьбе за деньги зрителей особенно интересно наблюдать за соревнованием франшиз

20. Индиана Джонс (4 фильма, 1,983 млрд.)

Кадр из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

Что такое франшиза в кинематографе. indiana jones and the raiders of the lost ark 42722. Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-indiana jones and the raiders of the lost ark 42722. картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка indiana jones and the raiders of the lost ark 42722. Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Бессмертная приключенческая классика Стивена Спилберга вплотную подобралась к суммарной кассе в два миллиарда долларов, но преодолеть планку пока не смогла. Четырех фильмов о бравом археологе Индиане Джонсе для этого оказалось недостаточно, поэтому франшиза, стартовавшая еще в 1981 году, пока замыкает двадцатку. Почему пока? Да потому что разговоры о пятом фильме хоть и не ведутся в открытую, но явно присутствуют где-то в недрах студии Disney, вместе со всем скарбом LucasFilm приобретшей и права на доктора Джонса. Пока никаких конкретных дат и планов не существует, студия, очевидно, делает ставку на «Звездные войны», однако и шляпа с хлыстом не задвинуты в долгий ящик. По крайней мере, верный камероносец Спилберга Януш Камински обмолвился в конце прошлого года о том, что готовится снимать новый фильм серии. Скрестим пальцы.

19. Миссия: Невыполнима (4 фильма, 2,099 млрд.)

Кадр из фильма » Миссия невыполнима: Племя изгоев»

Что такое франшиза в кинематографе. MISSION IMPOSSIBLE 5 01. Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-MISSION IMPOSSIBLE 5 01. картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка MISSION IMPOSSIBLE 5 01. Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

В отличие от дышащего в затылок Индианы Джонса, Итан Хант за четыре фильма через двухмиллиардный рубеж перемахнуть успел. Больше того, на носу премьера пятого фильма – «Миссия невыполнима: Племя изгоев», который уже в августе вполне может двинуть франшизу «МН» на несколько ступенек вперед. Напомним, что предыдущая лента серии «Протокол “Фантом”» стала самой кассовой для Ханта, в мире четвертая «Миссия» собрала почти 700 миллионов долларов. Если подобный результат будет достигнут и пятым фильмом, то соседи по топу будут посрамлены – Том Круз умеет выполнять и не такие головокружительные трюки.

18. Парк Юрского периода (3 фильма, 2,191 млрд.)

Кадр из фильма «Мир Юрского периода»

Что такое франшиза в кинематографе. 004(15). Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-004(15). картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 004(15). Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Первому «Парку Юрского периода» удалось в одиночку перемахнуть через ограждение высотой в один миллиард долларов! Не будем сейчас вдаваться в детали того, что для этого были применены читерские методы с повторным прокатом версии, переведенной в формат 3D, – это законом не запрещено. Достижение в любом случае выглядит весьма внушительно, но еще большей дрожи добавляет ожидание нового, четвертого фильма франшизы, премьера которого назначена на начало июня. Режиссер фильма «Мир Юрского периода» Колин Треворроу обещает размашистый экшен, с почтением относящийся к фильмам-предшественникам, но в то же время выстраивающий собственную вселенную. Специалисты полагают, что картина может стать одним из лидеров проката 2015 года, мы нисколько не удивимся такому результату. Исполинам – исполинскую кассу!

17. Голодные игры (3 фильма, 2,246 млрд.)

Кадр из фильма «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1»

Что такое франшиза в кинематографе. 018(2). Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-018(2). картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 018(2). Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Самая популярная на сегодняшний день молодежная франшиза «Голодные игры» находится в непростом положении. С одной стороны, третья картина оказалась заметно менее интересной, захватывающей и богатой событиями, чем первые две части. С другой – в ноябре зрителей ожидает финальный фильм квадрилогии, на который припасены все самые важные сюжетные повороты, грандиозная битва и даже гибель кое-кого из ведущих персонажей. Способна ли «Сойка-пересмешница. Часть II» превысить результаты сборов предыдущих картин? Вполне, мировая касса ленты может вплотную подойти к миллиарду долларов. Будет ли студия Lionsgate в состоянии отпустить эту «птицу счастья»? Большой вопрос. По крайней мере, уже сейчас ходят слухи о том, что четырьмя фильмами «Голодные игры» не ограничатся, литературная основа уже пишется.

16. Мадагаскар (4 фильма, 2,270 млрд.)

Кадр из мультфильма «Пингвины Мадагаскара»

Что такое франшиза в кинематографе. 01(37). Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-01(37). картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 01(37). Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Из трех анимационных франшиз, застолбивших себе место в «большой двадцатке», наименьших, но при том все равно внушительных результатов добились мадагаскарские животные. Франшиза «Мадагаскар» в 2012 году вроде бы вышла на пенсию, по крайней мере, Марти, Алекс, Мелвин и Глория взяли длительный отпуск после путешествия в Европу. Но в прошлом году студия предприняла ход конем, выведя на передний план знаменитую четверку пингвинов и отдав в их распоряжение полнометражную ленту. Увы, то, что было смешно в эпизодах, в полном метре оказалось не слишком уверенно стоящим на ногах – «Пингвины Мадагаскара» собрали вдвое меньше, чем предыдущие картины. Выводы студией уже сделаны, пингвины отправлены в резерв, а на 2018 год уже запланирован «Мадагаскар 4».

15. Форсаж (6 фильмов, 2,384 млрд.)

Кадр из фильма «Форсаж 7»

Что такое франшиза в кинематографе. 007(9). Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-007(9). картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 007(9). Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Мы намеренно взяли за основу этого топа те цифры, которые были показаны «Форсажами» до выхода на экраны седьмой части высокооктановой киноэпопеи. Шесть фильмов о Торетто и компании (сами себя они предпочитают называть семьей) собрали в мире 2,3 миллиарда долларов, но оказалось, что «Форсаж» способен на седьмую передачу, настолько мощную, что впору говорить о настоящем чуде. За 11 дней мирового проката «Форсаж 7» уже собрал более 800 миллионов долларов, больше, чем предыдущие ленты сериала за все время своей демонстрации в кинотеатрах. Обновлены мировые рекорды, студийные, лучшие показатели уик-эндов и месяцев – «Форсаж» всколыхнул заметно застоявшуюся после зимнего отдыха индустриальную водицу. Сейчас уже практически не вызывает сомнений тот факт, что за седьмой фильм зрители отдадут миллиард, только после этого можно будет прикинуть, проберется ли автофраншиза в нашу десятку или нам придется подождать восьмого фильма?

14. Ледниковый период (4 фильма, 2,777 млрд.)

Кадр из мультфильма «Ледниковый период 4: Континентальный дрейф»

Что такое франшиза в кинематографе. ice age continental drift 125266l. Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-ice age continental drift 125266l. картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка ice age continental drift 125266l. Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

На полмиллиона больше животных, сбежавших из зоопарка, собрали звери доисторические. В отличие от своих коллег, «ископаемые» от серии к серии растут, сборы последней картины франшизы «Ледниковый период: Континентальный дрейф» в мире достигли отметки 877 миллионов долларов. И никакие претензии критиков создателям мультфильмов нипочем, деньги здесь играют гораздо более существенную роль, чем оценки, разгромные статьи и обвинения в бесконечных самоповторах. Да, «Ледниковые периоды» очень похожи друг на друга, но детям только этого и нужно, юные зрители уже с нетерпением ожидают следующего года, когда на экраны выйдет пятый фильм франшизы – приключения продолжаются!

13. Аватар (1 фильм, 2,783 млрд.)

Кадр из фильма «Аватар»

Что такое франшиза в кинематографе. still of laz alonso in avatar (2009) large picture. Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-still of laz alonso in avatar (2009) large picture. картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка still of laz alonso in avatar (2009) large picture. Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

«Аватар» Джеймса Кэмерона пока сложно называть франшизой, ведь кроме фильма 2009 года присовокупить мы можем только далекоидущие планы на сразу три сиквела грандиозной фантастической ленты. Но и отмахнуться просто так от картины, собравшей в одиночку больше, чем многие франшизы, вместе взятые, было бы неправильно. Да, «Аватар» в свое время перевернул индустрию, вновь привел в кинозалы утративших интерес к фантастике зрителей, стимулировал авторов на поиски новых средств самовыражения. Но будут ли на это способны другие фильмы серии? Сейчас невозможно делать какие-то прогнозы на будущее, даже даты релизов сиквелов постоянно сдвигаются, но о том, что интерес к «Аватару 2» и К о будет очень высок, можно сказать уже сейчас. Ну а финансовые результаты будут видны только в конце 2017 года, когда свет увидит долгожданное продолжение приключений на Пандоре.

12. Люди Икс (7 фильмов, 3,054 млрд.)

Кадр из фильма «Люди Икс: Дни минувшего будущего»

Что такое франшиза в кинематографе. 22(5). Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-22(5). картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 22(5). Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

11. Сумерки (5 фильмов, 3,332 млрд.)

Кадр из фильма «Сумерки»

Что такое франшиза в кинематографе. 22(6). Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-22(6). картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 22(6). Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

На пороге первой десятки остановились «Сумерки». Пять фильмов о любви девушки к оборотню подверглись нападкам критиков, язвительным и оскорбительным шуткам, пародиям и издевательствам, но над истинными чувствами, как известно, ничто не властно – девушки, а именно они составили ядерную аудиторию «Сумерек», исправно несли в кассы кинотеатров свои деньги и принесли в общей сложности 3 миллиарда долларов с приличным «хвостиком». Как вы понимаете, продолжение «Сумеркам» в ближайшем будущем не грозит, так что на какие-то подвижки выше в нашем списке у фильма о Бэлле и Эдварде шансов нет никаких.

10. Шрек (5 фильмов, 3,547 млрд.)

Кадр из мультфильма «Шрек 2»

Что такое франшиза в кинематографе. 11(10). Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-11(10). картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 11(10). Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Лучшая из анимационных картин пока занимает лишь десятую строчку нашего хит-парада, четыре фильма о Шреке и примкнувший к ним «Кот в сапогах» собрали с миру по нитке три с половиной миллиарда долларов, причем «Шрек 2» едва не преодолел персональный миллиардный рубеж, остановившись у самого порога. В отличие от двух других анимационных представителей данного топа, на Шреке студия, кажется, поставила окончательный крест. Это, однако, не значит, что история Далекого Королевства закончилась, на 2018 год запланирован выход сиквела спин-оффа истории об огре и ослике – «Кот в сапогах: Девять жизней и сорок разбойников». Предыдущий фильм о рыжем мяукающем разбойнике принес более полумиллиарда долларов мировых сборов, так что авторам есть над чем поработать. Рекорды бить – дело непростое.

9. Бэтмен (7 фильмов, 3,695 млрд.)

Кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»

Что такое франшиза в кинематографе. 08(15). Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-08(15). картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 08(15). Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Пока DC не обзавелась официальной кинематографической вселенной, аналогичной марвеловской, мы склонны считать «бэтмениану» отдельной франшизой, куда входят четыре фильма, запущенные лентой Тима Бертона 1989 года, и трилогия Кристофера Нолана. Именно последняя принесла Бэтмену львиную долю финансовой прибыли – «Темный рыцарь» и «Возвращение легенды» собрали по миллиарду, запустив гонку, в которой комиксы вытесняют из числа самых кассовых лент фильмы любых других жанров. Относить ли к франшизе о человеке – летучей мыши грядущий кроссовер «Бэтмен против Супермена», мы пока не решили, но даже без него результаты Брюса Уэйна во всех его актерских ипостасях поражают воображение. Вот уж поистине любимейший герой комиксов.

8. Пираты Карибского моря (4 фильма, 3,700 млрд.)

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На странных берегах «

Что такое франшиза в кинематографе. 05(8). Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-05(8). картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 05(8). Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Йо-хо-хо! Сундук Джека Воробья (капитана Джека Воробья) насчитывает уже 3,7 миллиарда пиастров, за такими сокровищами не стыдно и побегать с безумным лицом. О том, как из приключенческого аттракциона выросла франшиза в том жанре, на котором поспешили поставить крест, наверняка еще будут написаны десятки научных исследований, мы же обратимся к цифрам. Сразу двум картинам серии, «Сундуку мертвеца» и «На странных берегах», удалось преодолеть общемировой миллиардный рубеж, вплотную к заветной цифре с девятью нолями подобрался «На краю земли» – успех франшизы несомненен. Однако дальнейшая судьба пиратов не столь безоблачна, как может показаться. Во-первых, уже в четвертом фильме состав героев претерпел существенные изменения. И если это на кассу сильно не повлияло, то череда кассовых провалов, преследующих Джонни Деппа (и это во-вторых), может расстроить планы студии Disney взять еще миллиард. Съемки пятого фильма идут, но и тучи над «Черной жемчужиной» сгущаются.

7. Трансформеры (4 фильма, 3,750 млрд.)

Кадр из фильма «Трансформеры: Эпоха истребления»

Что такое франшиза в кинематографе. 13(5). Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-13(5). картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 13(5). Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Всем бы так в игрушки играть с пользой для кармана, как это удается Майклу Бэю. Взял человек гигантских роботов, устроил пару разгромных битв, дополнил съемками по всему миру, прибавил механических динозавров, и вот результат – «Трансформеры» стали одним из самых кассовых аттракционов Голливуда! В квадрилогии Бэя интересна именно ее интернациональная направленность, ведь с производственными бюджетами в двести миллионов долларов рассчитывать на окупаемость в переделах одной только Северной Америки не приходится, вот и едет съемочная группа то в Египет, то в Китай, чтобы широтой географии привлечь зрителей к своему грандиозному проекту. Пока это удается, даже несмотря на разгромную критику, ведется работа над пятым фильмом, релиз которого намечен на следующий год.

6. Человек-паук (5 фильмов, 3,951 млрд.)

Кадр из фильма «Человек-паук»

Что такое франшиза в кинематографе. 12(14). Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-12(14). картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 12(14). Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Без малого четыре миллиарда долларов по миру собрал супергерой в красно-синем костюме, некогда укушенный радиоактивным пауком. Вроде бы не самый плохой результат, но на самом деле судьба Питера Паркера вовсе не так безоблачна, как может показаться. Для начала не будем забывать о том, что не все гладко было в истории с первой трилогией Сэма Рейми. Картины показывали неплохой финансовый результат, но творчески для режиссера были тяжким испытанием. Замена команды и актеров, сопровождавшая перезапуск, должного действия не возымела, доходы не выросли, а вот претензий от зрителей заметно прибавилось. Сейчас Человека-паука и вовсе ждут нелегкие времена – права на киногероя перешли Marvel, но как скоро у комикс-колосса дойдут до обновления Паркера руки, совершенно непонятно. Новому «Человеку-пауку» быть, но когда и в каком виде, вам сейчас не скажет никто.

5. Звездные войны (6 фильмов, 4,418 млрд.)

Кадр из фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»

Что такое франшиза в кинематографе. star wars episode vii the force awakens 2015 pic02. Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-star wars episode vii the force awakens 2015 pic02. картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка star wars episode vii the force awakens 2015 pic02. Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Противостояние темной и светлой сторон силы давным-давно в далекой-далекой галактике принесло создателям «Звездных войн» почти четыре с половиной миллиарда долларов, из которых миллиард приходится на первую часть саги, вышедшую (пусть те, кто не в курсе хронологии Лукаса, не удивляются) через пятнадцать лет после окончания проката шестой части оригинальной трилогии. Даже спустя 38 лет, а именно столько прошло после выхода в прокат «Новой надежды», интерес к «Звездным войнам» не ослабевает, а потому нас, возможно, ожидает массированная атака кинотеатров в конце декабря этого года, когда там запустят прокат нового, седьмого фильма франшизы, снятого Джей Джей Абрамсом. Вот где может быть не просто миллиард мировых сборов, а даже какой-то серьезный рекорд.

4. Хоббит (6 фильмов, 5,872 млрд.)

Кадр из фильма «Хоббит: Нежданное путешествие»

Что такое франшиза в кинематографе. 08(14). Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-08(14). картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 08(14). Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Две грандиозные франшизы Питера Джексона, безусловно, войдут в историю и как масштабное производство, и как кассовые гиганты: в среднем почти по миллиарду с картины – результат впечатляющий. Конечно, и стоимость «Властелина Колец» и «Хоббита» была колоссальной, но это же Толкиен и Джексон, здесь слово «экономия» просто неуместно. Двум картинам – «Возвращению короля» и «Нежданному путешествию» – в итоге удалось войти в «Клуб миллиардеров», но студия-то наверняка рассчитывала на большее. Но «Хоббит» NewLine «подвел»: и оценки у него пониже, и восторги пожиже, да и сборы продюсером наверняка виделись более впечатляющими. Ну да ладно, Средиземье спасено, пора авторам и о новом чем-то думать.

3. Джеймс Бонд (24 фильма, 6,198 млрд.)

Кадр из фильма «007: Спектр»

Что такое франшиза в кинематографе. 2780614 original. Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-2780614 original. картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 2780614 original. Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

То, что фильмы «бондианы» в среднем собирают чуть больше 250 миллионов, вовсе не должно вводить вас в заблуждение. Зато серия фильмов об Агенте 007 – самая «долгоиграющая», в нее входит уже 24 фильма, а те 60 миллионов долларов, что собрал полвека назад «Доктор Ноу», вовсе не равнозначны нынешней аналогичной сумме, инфляция на месте не стоит. Сегодня «бондиана» переживает ренессанс. С приходом Дэниела Крейга на главную роль резко возрос интерес к уже, казалось бы, примелькавшемуся персонажу, традиции, помноженные на современное прочтение и технологии, дали замечательный результат, а драматическое второе дно, предложенное последнему фильму режиссером Сэмом Мендесом, привлекло в кинотеатр даже зрителей, не слишком любящих шпионский жанр. Итог – «Скайфолл» заработал более миллиарда в мировом прокате, а интерес к новому фильму, который выйдет в конце года, сейчас превосходит все самые смелые ожидания продюсеров.

2. Мстители (10 фильмов, 7,094 млрд.)

Кадр из фильма «Мстители: Эра Альтрона»

Что такое франшиза в кинематографе. 025 8. Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-025 8. картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка 025 8. Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

Если «Форсаж» уже сейчас перекраивает наш топ своими феноменальными прокатными результатами, то «Эре Альтрона» это предстоит сделать только через пару недель, когда кинотеатры откроют свои двери толпам зрителей, которые придут посмотреть одиннадцатый фильм из кинематографической вселенной Marvel. Вряд ли кто-то всерьез сомневается в том, что «Мстителям 2» по силам взять миллиардную планку, ведь первый фильм о команде супергероев собрал полтора миллиарда. Но даже 600 миллионов (столько «Мстители» собрали три года назад в одной только Америке) будет достаточно для того, чтобы переместиться на верхнюю строчку этого финансового топа, от соперника комикс-экранизации, берущие свой отсчет с «Железного человека» Джона Фавро, отделяет сумма, сомневаться в которой не приходится. Полагаем, что уже в первых числах мая Marvel подвинет текущего лидера…

1. Гарри Поттер (8 фильмов, 7,709 млрд.)

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть 2»

Что такое франшиза в кинематографе. harry potter and the deathly hallows part 2 984650l(1). Что такое франшиза в кинематографе фото. Что такое франшиза в кинематографе-harry potter and the deathly hallows part 2 984650l(1). картинка Что такое франшиза в кинематографе. картинка harry potter and the deathly hallows part 2 984650l(1). Важно: Это первая часть из серии материалов, посвященных каждый своей франшизе. В этой, вводной, статье я расскажу, собственно, о становлении франшизы как главенствующего формата киноиндустрии.

А лидером на ближайшие три недели остается маленький волшебник со шрамом в виде молнии на лбу. Поттериана оказалась самым успешным детским произведением в истории кино, даже первый фильм ее едва не достиг миллиардных мировых сборов. И хотя уже в ноябре 2016 года нас ждет возвращение во вселенную Гарри Поттера с «Фантастическими зверями и местами их обитания», камбэк серии экранизаций произведений Джоан Роулинг на первую строчку нашего топа не выглядит очевидным или даже возможным, ведь к тому времени Marvel успеет продемонстрировать фанатам еще три фильма из своей франшизы. Кажется, время волшебства уходит, но это только если смотреть на кино с точки зрения денег. Настоящая зрительская любовь не продается и не покупается, так что не слишком много значения придавайте цифрам бокс-офиса. Просто смотрите то, что вам нравится, и наслаждайтесь каждой минутой, проведенной в кинозале.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *