Что такое франшиза в играх простыми словами
Что такое франшиза и зачем она нужна
Хотя в последние годы франчайзинг стал распространенным видом отношений во многих сферах экономики, далеко не все хорошо понимают, что такое франшиза и в чем ее отличия от других партнерских взаимоотношений, зачем она нужна, в чем преимущества и недостатки работы по этой схеме.
Франшиза – что это такое
Когда компания-правообладатель предоставляет другой компании или индивидуальному предпринимателю возмездные права на использование результатов своей интеллектуальной деятельности (бизнес-модель, торговый знак, фирменное наименование, фирменный стиль и т.д.), это называется франчайзингом.
Т.е. франшиза – если говорить, что это такое, простыми словами – аренда товарного знака и готовой бизнес-модели, покупка права в течение установленного договором времени работать под известным брендом.
История возникновения франчайзинга
То, что можно назвать прототипом современного франчайзинга, появилось в 1851 г., когда владелец «Объединения швейных машин» Исаак Меррит Зингер дал право входящим в объединение компаниям право реализовывать свою продукцию под торговой маркой Zinger. В конце 19 века по его стопам пошла компания General Motors, затем – Ford. Но франчайзинг в форме, что привычна сегодня, стал развиваться в 20-х годах 20 века в США, когда оптовики начали предлагать розничным торговцам продавать товары под своей торговой маркой.
Настоящий франчайзинговый бум начался в середине прошлого века, когда в 1955 г. начались продажи франшизы McDonald’s. К 1970 г. в США по модели классического франчайзинга работали компании уже во всех отраслях, не только в торговле, общественном питании и гостиничном деле, но даже в страховании и туристическом бизнесе. Эта модель все активнее проникала и в Европу.
С тех пор весь мир узнал о франчайзинге – что это такое и в чем его смысл. Эта система отношений продолжает развиваться, а сети во всех сферах бизнеса расширяться.
«Правильные» франшизы: что должно в них входить
Франчайзер не просто так передает права на возмездной основе, т.е. получает вознаграждение за их передачу. Покупатель получает франчайзинговый пакет, который может быть наполнен по-разному, но должен гарантировать, когда покупается франшиза, что это будет работать и бизнес франчайзи будет рентабельным.
Основными составляющими любой франшизы являются:
Важно! Передача бренда и бизнес-модели должна быть в обязательном порядке зафиксирована в договоре. В письменном виде должны быть отражены и все условия партнерства, права и обязанности сторон. Устные договоренности не имеют юридической силы.
Основные понятия
В данной сфере бизнеса достаточно много терминов. К основным относятся:
Обратите внимание: При покупке франшизы также могут подписываться агентский договор, договор на оказание услуг, договор поставки, договор о совместной деятельности и некоторые другие, но именно договор коммерческой концессии наиболее полно отражает франчайзинговые отношения.
На какие виды делятся франшизы
Франчайзинг представлен в различных сферах бизнеса и в разных форматах, поэтому надо учитывать при выборе франшизы, что они бывают разными. В зависимости от принципа классификации, они делятся по:
1. Виду ведения деятельности. Выделяется три типа франшиз:
2. Количеству предприятий. Здесь всего два типа:
3. Характеру отношений с брендом. Основных типов шесть:
Дополнительная информация. Франшизы также могут классифицироваться по стоимости и типу работы на территории.
Зачем продают и покупают франшизы: выгоды для обеих сторон
Популярность франчайзинга объясняется тем, что это выгодная для обеих сторон модель.
Франчайзер получает возможность масштабировать свой бизнес без дополнительных затрат: расходы на упаковку франшизы покрываются паушальными взносами. В случае товарного франчайзинга он также получает в лице франчайзи новых оптовиков, регулярно закупающих и реализующих его продукцию (именно по этой причине в этом виде франчайзинга обычно отсутствует роялти – правообладатель и так получает дополнительную прибыль). Главное – расширение сети делает бренд более узнаваемым, что ведет к дополнительной прибыли.
Главные плюсы для франчайзи – получение готовой бизнес-модели и возможность работать под известным брендом. Хотя, учитывая паушальный взнос, стартовые инвестиции могут быть выше по сравнению с открытием собственного бизнеса или покупкой готового, в целом, это более выгодный и менее рискованный вариант: не придется тратить средства на разработку торгового знака и бизнес-плана, расходы на маркетинг и рекламу будут значительно ниже (или не потребуются вовсе), наличие лояльной клиентуры гарантирует более быструю окупаемость, четкие инструкции и стандарты сделают запуск новой точки и ее дальнейшую деятельность более простыми и помогут не совершить ошибок. Кроме того, покупатель франшизы получает постоянную поддержку и консультации франчайзера, что особенно важно для неопытных предпринимателей.
Какие проблемы могут возникнуть у обеих сторон
У франчайзинга есть не только преимущества, но и недостатки, и каждая из сторон может столкнуться с рядом проблем.
К самым распространенным проблемам, которые могут ожидать покупателя со стороны правообладателя, относятся:
Франчайзер также может столкнуться с проблемами со стороны франчайзи, основные из них:
Примеры популярных франшиз
К известным товарным франшизам можно отнести магазины одежды ТВОЕ и Zara, обувные магазины Mascotte и Эконика.
Крупные сервисные франшизные сети – пункты выдачи СДЭК, Boxberry и OZON, предприятия общественного питания KFC и McDonald’s, химчистка Диана, турагентство Coral Travel, фитнес-клуб Zebra.
Самая известная производственная франшиза – Coca-Cola.
Без четкого понимания, что такое франчайзинг и как он «работает», невозможно успешно начать заниматься бизнесом по франшизе: потенциальный франчайзи даже не сможет правильно оценить франчайзинговое предложение и понять, все ли необходимые пункты включены в договор. Только до конца разобравшись, что такое франшиза в том или ином бизнесе, можно решить, подходит ли вам этот вид отношений и если да, то при каких условиях.
Франчайзинг. Что это такое простыми словами (5 фото + 1 видео)
Франчайзинг к 2020 году стал настолько распространённым явлением в России, что даже тем, кто с ним напрямую не связан стоит о нём знать. Почему? Потому что мы все каждый день видим его проявления.
Вы ходите в продуктовые магазины типа «Перекрёстка», «Пятёрочки»? Вы покупаете кофе в каком-нибудь «Cofix» или «Coffee Like»? Вы едите бургеры в «McDonald’s», «KFC» или «Burger King»? Примеряете одежду в «Zara»? Выбираете инструмент в «220 Вольт»? «Наслаждаетесь сладостями из «Cinnabon»? Заказываете линзы в «Айкрафт оптика»? Берёте алкоголь в «24 градуса»? Пользуйтесь связью «Билайна» или «МТС»? Перечислять можно долго… Но важно одно. Все эти фирмы развиваются с помощью франчайзинга.
Поэтому давайте простым языком без сложных терминов поговорим о том, что такое франчайзинг. Из этой статьи вы поймёте, чем франшиза отличается от обычного бизнеса, что такое паушальный взнос и почему его платят, что такое роялти и рекламные отчисления и почему о них не любят говорить, а также как называют продавца франшизы и её покупателя, и почему отношения между ними не всегда приятные.
Франчайзинг простыми словами
Франчайзинг – это форма предпринимательской деятельности, при которой компания, имеющая торговую марку и бренд (как правило известный) заключает с другой фирмой или предпринимателем договор и предоставляет право в течение определённого срока использовать этот бренд (торговую марку, технологии и прочее) в своём бизнесе (соблюдая при этом инструкции и корпоративный стиль).
Если попробовать описать франчайзинг ещё более простыми словами, то получится следующее:
Франчайзинг – это когда предприниматель покупает право открыть бизнес под известным названием и воспользоваться готовой технологией другой фирмы, чтобы не придумывать ничего самому.
Пример. Вася хочет открыть бизнес и работать сам на себя. Он обращается к владельцу кафешки «Крутое кафе» и заключает с ним договор франчайзинга. Владелец «Крутого кафе» через договор разрешает Василию открыть точно такое же «Крутое кафе», а также даёт инструкцию – какое для этого нужно помещение, какие блюда в этом кафе нужно готовить, какую форму носить официантам, даёт сами рецепты, даёт телефоны поставщиков салатов для кафе и обучает продажам, чтобы Василий мог заработать больше, ошибаться меньше и расти быстрее.
Василий на свои деньги открывает кафе, называет его «Крутое кафе», пользуется ранее выданными инструкциями и обращается к владельцу «Крутого кафе» каждый раз, когда возникают какие-нибудь вопросы.
Это и есть франчайзинг. Бизнес у Василия свой. Деньги он вложил в него свои. Но открылся под уже существующим названием и пользуется наработанным опытом владельца «Крутого кафе».
Удобно и даёт больше шансов на «выживаемость» бизнеса для Василия. Но какая польза от всего этого владельцу франшизы «Крутое кафе»? Поговорим и об этом.
Основные термины франчайзинга
Франчайзер (франчайзор, франшизодатель, владелец франшизы, продавец франшизы franchaisor) – предприниматель или фирма, которая продаёт право на использование своего названия, бренда, технологий, обучает покупателя франшизы, предоставляет инструкции, документы и прочее.
В нашем случае, это изначальный владелец «Крутого кафе».
Франчайзи (покупатель франшизы, franchaisee) – предприниматель, покупающий право на использование названия, бренда и технологий у фирмы.
Договор франчайзинга (договор коммерческой концессии, лицензионный договор, агентский договор) – документ, обозначающий права и обязанности покупателя и продавца франшизы.
Сколько стоит франчайзинг
Мы разобрали пример, где предприниматель Василий покупает право открыть бизнес и воспользоваться названием, рецептами, технологиями «Крутого кафе», а также получает помощь от его владельца в виде обучения и консультация. Пришло время поговорить, во что это обойдётся Василию (ведь никто же не думал, что это бесплатно?)
Паушальный взнос (вступительный взнос, стоимость франшизы) – сумма, которую платит покупатель франшизы за все права, которые он получает благодаря покупке. Размер паушального взноса определяется индивидуально и обычно формируется из стоимости работы, которую проводит владелец франшизы, чтобы франчайзи начал зарабатывать. Есть варианты без паушального взноса. Обычно это товарные франшизы, где франчайзи обязан закупать у франчайзера партию товара на определённую сумму.
Примечание: некоторые ошибочно считают, что паушальный взнос – способ франчайзера «нажиться» на покупателях франшизы. Это не так, потому что франчайзер тратит время и ресурсы. Конечно, если это ответственный франчайзи. Увы, среди франчайзеров есть и мошенники, которые и становятся причиной такого мнения.
Возвращаясь к примеру: Василий, заключая договор франчайзинга с «Крутым кафе», платит его владельцу 300 000 рублей. Это паушальный взнос. После его оплаты, владел снабжает Василия всем необходимым и начинает обучение.
Роялти – периодический платёж. Также назначается франчайзером. И если паушальный взнос платится единожды, то роялти – постоянно. Стандартная схема – раз в месяц. Может составлять несколько процентов с продаж, либо определённую сумму. Также как и паушальный взнос формируется исходя из затрат франчайзера на постоянную поддержку своего франчайзи.
Примечание: к сожалению, роялти часто становится причиной недопонимания между франчайзи и франчайзером. Особенно, когда покупатель ещё не вышел на окупаемость своего нового бизнеса, а платить роялти надо независимо от этого.
В нашем примере Василий платит владельцу франшизы «Крутое кафе» каждый месяц по 2500 рублей. Независимо от того, какой поток посетителей в его собственном кафе. Владелец франшизы продолжает обучать Василия и помогать справляться с трудностями.
Рекламные отчисления
Ещё один вид платежа, который может «грозить» франчайзи. Обычно встречается у крупных фирм, которые создают рекламную компанию для всех своих подразделений сразу. Например, запускают видеоролики на федеральных каналах или радио.
Так как рекламируется в таких случаях бренд, а не конкретная точка, реклама считается общей для всех франчайзи. Естественно, она в разы дороже, чем местная. Поэтому франчайзер может собирать так называемый рекламный платёж со своих партнёров. Обычно является фиксированной периодичной суммой.
Владелец франшиза «Крутое кафе» не включал рекламные платежи в договор, потому что его франчайзинговая сеть пока ещё не такая большая и в общей федеральной рекламе нет смысла.
Для чего франчайзеру продавать свою франшизу
В первую очередь для франчайзера – это инструмент развития бизнеса. В большинстве случаев, открыть новую точку бренда через франчайзинг – гораздо дешевле, чем открывать филиал своими силами. Получается, что ловятся сразу два зайца – расширение на другие города и регионы, минимизация расходов. Иногда добавляется и третий заяц – заработок. В случае производителей – доход от продажи собственного товара существенно возрастёт и является главным критерием.
Для чего предпринимателю покупать франшизу
Он может получить ряд выгод, которые в случае построения собственного бизнеса с нуля либо недостижимы, либо требуют значительных временных ресурсов.
Раскрученный бренд
Опыт запуска подобного бизнеса
Консультации от специалистов
Скидки на продаваемый товар (в случае производителей)
Конкретная маркетинговая программа
Помощь в подборе оборудования, персонала, помещения
Юридическая консультация
Обучение сотрудников
Бизнес-план
Контакты проверенных поставщиков
Выгоды этим не ограничиваются. Всё индивидуально и зависит от конкретной франшизы. Существуют и такие, которые кроме собственно уникального товара ничего не предоставляют.
Проблемы франчайзинга
На сегодняшний день франчайзинг в России уже сформировался (хотя и не остаётся на месте). Но, к сожалению, до сих пор много случаев, когда договорные отношения между франчайзером и франчайзи заканчиваются плачевно. Стандартно – это требования вернуть деньги (выплатить положенное роялти).
И нужно понимать, что далеко не всегда – причина кроется в недобросовестности франчайзера или франчайзи (встречается с обеих сторон, да). Часто причиной разрыва отношений становятся изначальные ожидания.
Так, например, для будущего покупателя франшизы важно понять – даже если он заплатит деньги за бренд, строить бизнес за него никто и ни при каких условиях не будет. Предпринимательство – это всегда упорный труд, чтобы вы не открывали и какую бы франшизу не покупали.
Со стороны же франчайзера важно понимать, что требуется оценка предпринимателя, желающего купить франшизу. Не все люди одинаково способны заниматься бизнесом. И даже, если для франчайзи делается всё возможное, споткнуться можно о банальную лень или неумение распределять денежные средства.
Но это частности. Если обе стороны готовы к плотному взаимному сотрудничеству, то дело будет сделано хорошо.
В нашем примере, Василий заранее был готов, к тому, что открыть своё «Крутое кафе» будет непросто. Нужно вложить деньги в помещение, в покупку оборудования, в оплату персонала, бухгалтера, нужно заплатить паушальный взнос, оплачивать роялти. Он знал, что придётся трудится очень много. Но так как у него не было опыта развития своего кафе, он посчитал, что франчайзинг для него – хороший вариант, который сможет избавить от множества проблем. И не прогадал.
Владелец франшизы снабдил его подробными инструкциями, помогу нанять профессионалов и дал контакты надёжных поставщиков. А ещё открыл пару секретов, как быстрее привлечь новых клиентов. Поэтому выход на чистую прибыль у Василия занял не два года, а всего лишь год с небольшим. Теперь он получает 150 тысяч чистой прибыли в месяц и планирует увеличить этот показатель в два раза в течение следующего года.
История франчайзинга
Само слово пришло к нам из французского языка. Изначальное его значение – «льгота», или «право». Термином начали пользоваться приблизительно с 16 века, но тогда его использовали не для бизнеса в нашем понимании.
А вот в 1850-х годах франчайзинг фактически спас одну из самых известных компаний. Производитель швейных машин «Singer», чтобы не обанкротиться окончательно, принял решение отдать право на продажу сторонним предпринимателям. Как вы понимаете, это был пример товарного франчайзинга в чистом виде. Но на этом история не закончилась. Дальше новый франчайзер «Singer» стал обучать своих франчайзи не только продавать качественный продукт, но и шить на нём вещи. Таким образом франчайзинг от этой компании стал ещё и сервисным.
Однако этот пример нельзя считать удачным, потому что в нынешнем понимании франчайзинг подразумевает единые стандарты для всей сети. Все франчайзи соблюдают правила и стиль, по которому покупатели неосознанно или осознанно относят любую точку этой сети к бренду.
Развитие франчайзинга в современном понимании началось только в 20 веке в США. Так, например известный «General Motors» первыми стали продавать свои машины через независимые фирмы. Вслед за ними таким же методом стали пользоваться «Ford» и «Chrysler». Дальше за автомобильной промышленностью франчайзинговые системы стали развивать автозаправочные станции.
А вот начиная с 50-х годов стандартизация для франчайзинга стала главным инструментом. И связано это с развитием гиганта под известным всем наименованием «McDonald’s».
В это же время Америка начала активно строить автомобильные дороги по всей стране, что также повлияло на индустрию. Огромное количество фаст-фудных заведений стало появляться на пути следования машин. И большинство из них развивалось по вошедшей в моду модели франчайзинга.
До сих пор многие франшизы в США гордятся своей историей, которая началась несколько десятилетий назад.
Франчайзинг в России
В Россию франчайзинговая модель проникла значительно позже. Но справедливости ради стоит отметить, что произошло это ещё в СССР. Так, первый ресторан «McDonald’s» был открыт в Москве в 1990 году. Однако это первая западная франшиза. Но к тому моменту у нас франшизы уже существовали. Это были сети «Дока-пицца» и «Дока-хлеб» под руководством известного предпринимателя Владимира Довганя, который сам использовал термин «франшиза».
Но говорить о каком-либо быстром развитии до 2010-х годов не приходилось. На протяжении нескольких лет франчайзинг в России существовал, однако отношение было к нему специфичным. У нас по-прежнему по старинке предпочитали открывать всё своими силами. И развивался франчайзинг в основном только в столицах.
Но за последние 10 лет всё очень сильно изменилось. И даже неизменное законодательство, которое слабо регламентирует франчайзинговые отношения не стало помехой развитию настоящего русского франчайзинга. А кризисные ситуации только усиливали этот рост.
Сети стали уходить в регионы, а столичные рынки пополняться самобытными представителями региональных франшиз. Некоторым удалось покорить и зарубежный рынок.
Сегодня, франчайзинг в России не экзотика, а популярный инструмент для масштабирования бизнеса и хороший способ предпринимателю не изобретать велосипед, а заняться делом, которое уже принесло другим прибыль.
Франчайзинг в законе
К сожалению, реальность такова, что законодательно франчайзинг почти не регламентируется. Не существует там такого понятия как франчайзинг. Но особая путаница в голове у новичков возникает, когда речь заходит о франчайзинговом договоре. Дело в том, что такое понятие используется только в общении и презентациях. Сам же договор обычно является договором коммерческой концессии, который регламентируется 54 ГК РФ. Также используются лицензионные и агентские договоры, договоры поставки и другие. Подробнее о том, чем они отличаются вы можете прочитать в нашем специальном материале.
Но несмотря на это, сейчас даже судебная практика привыкает к разрешению споров между франчайзерами и франчайзи, которые увы нередки. А среди юридических компаний появились те, кто специализируется именно на франчайзинге.
Виды франчайзинга
Видов франчайзинга очень много, просто потому что сейчас в России и странах СНГ представлено более 3000 компаний, продающих свою франшизу. Вы найдёте их в любой сфере. Чаще всего встречается:
Производственный франчайзинг, когда передаются технологии для производства товара.
Товарный франчайзинг, когда поставляется товар (дилерские отношения).
Сервисный франчайзинг, когда франчайзи оказывает услуги от имени франчайзера.
Франчайзинг также разделяют по форме:
Мастер-франшиза. Обычно встречается в международных отношениях, когда франчайзер продаёт право фирме из другой страны. И фирма, становясь франчайзи может также на своей территории продавать эту франшизу.
Множественный франчайзинг. Франчайзи получает право открыть по франшизе несколько точек.
Эксклюзивные территориальные права. Франчайзи получает гарантию, что на оговорённой территории не появятся другие франчайзи этого же бренда. Такая форма нужна, чтобы предотвратить рост конкуренции внутри компании.
Франшиза – что это такое и как работает подобная бизнес-схема? В статье объясняем простыми словами и приводим примеры. Что нужно знать при покупке франшизы, от чего зависит ее цена и выгодно ли открывать бизнес по франчайзингу.
Что такое франшиза простыми словами
Франшиза – это право вести бизнес под брендом другой компании и использовать ее бизнес-модель. Если на вопрос «что такое франшиза» ответить кратко – то это возможность запустить бизнес «с нуля», но уже под известной вывеской и (или) с набором эффективных и проверенных стандартов работы, ноу-хау и отлаженными бизнес-процессами. Покупка франшизы помогает начать дело с минимальными рисками.
Компания, передающая франшизу, называется франчайзором (еще встречается обозначение «управляющая компания»).
Предприниматель, ее покупающий, называется франчайзи (часто используется термин «партнер» или «представитель»).
Отношения между франчайзором и франчайзи – это и есть франчайзинг.
Согласно статье Википедии, слово «франшиза» пришло из французского языка, где термин franchise означал льготу.
Чтобы понять, что такое франшиза, в интернете есть специальные площадки – магазины франшиз, или иначе их называют каталогами. В них, как правило, и размещаются все франчайзинговые предложения. Удобство в том, что на одном ресурсе можно выбрать среди множества франшиз, посмотреть отзывы, сравнить цены, условия и при желании оставить заявку. Кстати, именно БИБОСС сделал первый каталог франшиз в России.
Из чего состоит франшиза
В узком смысле, бренд – это марка, отличающая товары или услуги одной компании от другой. Но во франчайзинге бренд рассматривается в широком смысле – как совокупность мнений, ассоциаций, оценок относительно торговой марки. Бренд может быть известным или неизвестным, с хорошей или плохой репутацией. Соответственно, франчайзи заинтересован в покупке известного и/или имеющего хорошую репутацию бренда – это даст его предприятию стабильный поток клиентов, которые не пришли бы к нему, если бы он открылся под собственной вывеской. Если предприниматель откроет кафе под вывеской McDonalds, людей к нему будет приходить гораздо больше. Но так как право на бренд ему не принадлежит, чтобы открыться под такой вывеской он должен получить право на использование бренда от правообладателя. Это право и есть основа франшизы.
Чтобы оформить свое право на бренд, франчайзор должен зарегистрировать товарный знак, в котором может быть описано название, логотип, фирменные цвета и другие элементы, отличающие этот бренд от другого. Товарные знаки бывают международными и локальными, т.е. действующими в одной стране. Базу международных товарных знаков можно посмотреть здесь, а российских – здесь.
Чтобы передать право на использование товарного знака, франчайзор должен подписать и зарегистрировать с франчайзи договор коммерческой концессии, либо лицензионный договор. В противном случае товарный знак не будет считаться переданным с точки зрения закона.
Для многих франшиза ограничивается только передачей бренда: партнер платит за право работать под вывеской и этим отношения между франчайзи и франчайзором ограничиваются. На самом деле бизнес-модель и контроль – не менее важные составляющие этих отношений.
Бизнес-модель – это система ведения бизнеса в конкретной компании и ее описание. Она включает в себя описание всех процессов и стандартов работы компании. Другими словами, она отвечает на вопрос: «как работает эта компания?». Как у нее устроены продажи, за счет чего монетизируется, какой дизайн помещений она использует и т.д. Вплоть до таких мелочей как расстановка цветов в офисе. Это может показаться странным, но, если это включено в бизнес-модель – значит, в этом есть смысл с точки зрения бизнеса.
Бизнес-модель всегда зафиксирована в каких-то документах. Чаще всего это стандарты компании. Именно эти стандарты передаются партнеру в момент, когда он оплачивает вступительный взнос. Этим стандартам он обучается перед открытием своего франчайзингового предприятия. Им же следует в ходе своей работы под крылом управляющей компании. Поэтому бизнес-модель – это вторая важнейшая составляющая франшизы
Франшиза не ограничивается покупкой права на бренд и обучением стандартам. Франчайзи взаимодействует с франчайзором все время действия договора. И это взаимодействие проявляется не только в консультациях, вебинарах, обновлении стандартов, но и в контроле.
Стандарты, как уже говорилось выше, могут на первый взгляд противоречить здравому смыслу. Поэтому некоторые франчайзи могут пытаться нарушить эти стандарты для получения большей прибыли. Либо халатно относиться к их исполнению. Итогом в большинстве случаев становится ухудшение качества обслуживания и товара на франчайзинговом предприятии. А страдает из-за этого репутация всей сети. Поэтому контроль выполнения стандартов – неотъемлемая часть франшизы. Кроме того, франчайзор должен быстро реагировать, если видит, что дела у его партнера идут плохо.
Какие каналы используются для контроля франчайзи:
Без хотя бы одного из этих трех элементов коммерческое предложение не может в полной мере называться франшизой:
Цена за франшизу определяется двумя ключевыми платежами:
Маркетинговый взнос иногда включают в роялти, иногда фиксируют как отдельный платеж. Это плата франчайзору за масштабную (обычно всероссийскую или даже международную) рекламную кампанию, которая ведется постоянно. Так как франчайзи получают выгоду от такой рекламной кампании, они частично ее оплачивают. Обычно маркетинговый сбор составляет 1-2% от оборота франчайзингового предприятия.
По характеру сотрудничества:
По типу работы на территории:
Есть и другие понятия:
Термин «франшиза» применяется не только для описания отношений между субъектами бизнеса. Существуют и другие значения этого слова:
Медиафраншиза (франшиза в кино)
Это бренд, персонажи и антураж определенного произведения, имеющего несколько частей, и, возможно, ответвлений от основного сюжета. Она относится к интеллектуальной собственности, и, например, киностудия обязана купить права на нее, чтобы снять по ней фильм. Например, любительский фильм про Бэтмена нельзя отнести к франшизе, так как его создатели не покупали прав на нее, и они не собираются на этом зарабатывать. Но пластиковые фигурки Бэтмена, продающиеся в магазинах, относятся.
Франшиза в страховании
Два основных вида франшиз в страховании – условная и безусловная:
При условной франшизе сумма ущерба выплачивается полностью если он больше, чем размер франшизы. Например:
При безусловной – размер франшизы вычитается из суммы ущерба. Рассмотрим на том же примере:
Также выделяют франшизы:
Франшиза в спорте – это бренд команды. Явление наиболее характерно для спортивных лиг США и Канады. Например, команда «Атланта Флэймз» в 1980 году полностью переехала из Атланты в канадский город Калгари и стала называться «Калгари Флэймз». Слово «Флэймз» в этом случае – франшиза, не зависящая от города, в котором базируется команда на данный момент. Однако это не обязательное требование: многие команды в НХЛ меняли названия при переезде. По сути это вариант медиафраншизы.
Примеры франшиз мы встречаем буквально на каждом шагу, но не всегда даже догадываемся, что эта компания открыта по франшизе. Это может быть кафе, салон красоты, детский сад или юридическая контора. Как правило, отличить франчайзинговую сеть можно по тому, что большое количество точек одного бренда встречаются в разных местах (в городе, стране или даже во всем мире).
Пожалуй, самый узнаваемый бренд франшизы – это Макдональдс. Однако компания развивается не по стандартной франчайзинговой схеме. У них довольно жесткие условия договора и внушительные суммы для инвестиций. При этом партнеры должны пройти несколько этапов собеседований и тренингов.
О том, как открыть франшизу Макдональдс, можете почитать в нашей статье.
Еще один известный на весь мир пример – франшиза KFC. И снова общепит и фастфуд, в частности. Уже по этому, казалось бы, совпадению (но нет) можно сделать вывод, что франчайзинговая бизнес-модель отлично подходит для этой сферы. У КФС тоже много непростых для исполнения требований к покупателям их франшизы. Стартовый капитал для открытия фастфуда под брендом KFC – 21 миллион рублей.
В российском законодательстве слова «франшиза и франчайзинг» не используются, поэтому и договора франшизы как такового не существует. Вместо этого при оформлении франчайзинговых отношений в нашей стране используют следующие виды договоров:
При этом только договор коммерческой концессии можно в полной мере назвать аналогом договора франшизы.
Чем он отличается от лицензионного и других договоров, в каких случаях какой из них нужно применять и примеры каждого из них – можно найти в нашем материале о договоре франчайзинга.
Плюсы и минусы франшизы
Мало кто начинает свой путь во франчайзинг сразу с идеи о покупке франшизы. Скорее всего, начинающий предприниматель сначала задумается об открытии собственного бизнеса или даже запустит его, а потом начнет рассматривать альтернативы. Поэтому вопрос «свой бизнес или франшиза» остается актуальным. В чем состоят преимущества и недостатки франчайзинга относительно собственного бизнеса?
Важно понимать, что у каждой конкретной франшизы плюсы и минусы будут своими. Например, не все из них предоставляют маркетинговые материалы. Другие предлагают гибкую политику по стандартам и готовы адаптировать их под конкретного франчайзи. Поэтому можно коротко обозначить суть отличия франшизы от собственного бизнеса: во франчайзинге меньше свободы и меньше рисков.
В связи с этим встает вопрос, что лучше: франшиза или готовый бизнес? У готового действующего предприятия нет тех проблем, которые есть у стартапа: бизнес-модель уже «обкатана», есть список поставщиков, есть опытные сотрудники, которых не надо всему обучать. При этом, в отличие от франшизы, не нужно платить паушальный взнос и роялти.
В чем же недостатки готового бизнеса в сравнении с франшизой?
Как выбрать франшизу
После того, как выбор между франшизой и собственным бизнесом сделан, стоит перейти к следующему, не менее важному вопросу – о том, какое предложение выбрать.
Сегодня на рынке существуют тысячи компаний, называющих себя «франшизой». Но далеко не все из них достойны этого названия. «Модное» слово и упрощенное представление, что франшиза – это гарантия успеха, привлекает компании, которые этого звания не достойны. Есть много примеров, когда под данной вывеской предлагается перепродажа товара, сетевой бизнес, обучающие курсы и даже финансовые пирамиды. Отличить франшизу от не-франшизы – просто, нужно лишь соотнести предложение с моделью «бренд – бизнес-модель – контроль». Если нет хотя бы одного слагаемого, франшизой эта компания называться не может.
Существуют сотни критериев для правильного выбора франшизы. Все их можно объединить в пять основных групп:
Насколько давно она работает, как давно запущен франчайзинг, много ли у нее франчайзи (особенно тех, кто открыл несколько точек), насколько быстро прирастает их число. Положительная динамика по этим критериям показывает, что компания опытная, франчайзинговая программа «обкатана», а франчайзи довольны управляющей компанией и зарабатывают достаточно, чтобы открывать новые точки.
Хорошая франшиза дает все, что необходимо для успешного ведения бизнеса, но не ведет его за франчайзи. Самое важное – как устроено обучение, единоразовое оно или есть последующее доп.обучение, обучают ли только партнера или его сотрудников тоже. Есть ли маркетинговая поддержка и т.д.
Общение с продавцом
Дает ли продавец всю необходимую информацию (включая договор, финансовую модель, контакты партнеров)? Если нет, то он, возможно, скрывает какую-то информацию.
Полнота данных в интернете
Чем более открыта франшиза и чем более согласованы ее данные в интернете – тем лучше. Если отличаются данные по количеству открытых точек, или не все из них можно найти в открытых источниках, это уже повод насторожиться. Еще хуже – если не совпадают данные по инвестициям, паушальному взносу, роялти и другим франчайзинговым платежам, например, на сайте и в каталогах.
В первую очередь нужно проверить, есть ли товарный знак и давно ли он зарегистрирован. Юридическое лицо, на которое зарегистрирован товарный знак, стоит проверить на долги (по базе ФССП), а также по арбитражным делам (по картотеке арбитражных дел). Важно понимать, большинство франшиз, работающих более 3 лет, судились со своими партнерами. Суды показывают, насколько хорошо проработан договор франчайзинга, поэтому хорошие компании выигрывают большинство судов со своими франчайзи.
Перед тем, как начинать анализ, проверьте, нет ли интересующей вас компании в нашем Рейтинге франшиз. В нем упомянутые выше 5 групп разбиты на 27 основных критериев, и по каждому дана оценка всем компаниям, представленным в каталоге.
Как купить франшизу
Условия покупки и открытия франшизы разнятся в зависимости от того, под каким брендом вы хотите работать. Но, в целом, схема стандартная:
В некоторых случаях еще до подписания договора потенциальный франчайзи должен пройти этапы обучения и интервью. Это объясняется тем, что многие франчайзоры щепетильно относятся к выбору партнеров. Ведь от успешной работы каждого предприятия зависит и успех всей франчайзинговой сети.
Что касается непосредственно открытия вашей франчайзинговой точки, то чаще всего управляющая компания помогает на всех этапах запуска. Но опять же в каждом конкретном случае могут быть свои расхождения. То же и со стартовыми инвестициями – если одни покрывают своим франчайзи эти расходы (или они уже включены в паушальный взнос), то другие могут этого не делать. Как бы то ни было, все эти моменты должны быть прописаны в договоре. Поэтому крайне внимательно отнеситесь к его изучению, чтобы не подписаться на невыгодные для себя условия.
Часто задаваемые вопросы
1. Подумайте, готовы ли вы ограничить свою предпринимательскую свободу, но вести бизнес с пониженными рисками. Если да – то франшиза вам подойдет. 2. Выберите нишу, в которой хотели бы иметь бизнес 3. Просмотрите предложения в каталогах франшиз в этой нише 4. Изучите сайты, социальные сети заинтересовавших вас франшиз 5. Отправьте заявки этим франшизам и получите ответ 6. Посмотрите, какие плюсы и минусы есть у каждого предложения. Выберите наиболее подходящую франшизу 7. Подпишите договор и оплатите паушальный взнос 8. Пройдите обучение стандартам, выберите помещение и отремонтируйте 9. Откройте предприятие. Теперь у вас есть свой бизнес, но под известным брендом:)
Популярность франшизы определяется популярностью бренда. Самая известная франшиза в мире – McDonalds. Однако популярность не всегда значит эффективность франчайзингового предложения. Открыть тот же McDonalds в России смогут единицы. А чтобы открыть свое дело по франчайзингу нужно учитывать не только популярность, но и другие факторы, в первую очередь, уровень оказываемой поддержки.
В большинстве случаев – да, причем оно должно быть уже на момент подписания договора, т.к. договор подписывается между двумя юридическими лицами.
По-настоящему мошеннических франшиз не так много. Гораздо больше тех, кто под этим словом скрывает совсем другие продукты: оптовые поставки, обучающие курсы и пр. Также на рынке много франшиз, чьи создатели сами не знают, что их франчайзинговое предложение не качественно. Этим компаниям обещают золотые горы если они пойдут во франчайзинг, но у них может не быть проработанной бизнес-модели, известного бренда или они просто не готовы к масштабированию.
В большинстве случаев – можно. Но это может быть расценено как упущенная выгода для франчайзора, а значит, франчайзи придется оплачивать отступные. В каждом договоре это прописывается индивидуально.