Что такое форте и пиано в музыке
Динамические оттенки в музыке.
Онлайн уроки фортепиано, урок 8
Когда мы разговариваем или поем, мы произносим звуки по-разному: то громко, то тихо. Увеличивая или уменьшая громкость голоса, мы стараемся передать смысл и характер сказанного, подчеркнуть самые важные места, создать настроение.
В музыке тоже очень важно такое средство выразительности, как громкость звучания. Ведь музыка передает эмоции, образы, настроение.
Степень громкости исполнения музыки называется динамическим оттенком. Причем в одном музыкальном произведении, как правило, используются разные динамические оттенки.
В этом уроке вы узнаете, какие бывают динамические оттенки, как они исполняются, как обозначаются в нотах и как произносятся.
Вы наверняка встречали в нотах такие значки: p, mp, f, mf, dim, cresc. Все это музыкальные термины, которые обозначают силу звука или громкость.
Обозначения в нотах
Итак, разберемся с каждым обозначением отдельно.
Намного реже в нотах встречаются такие обозначения как ррр, pppp или fff, ffff. Это означает, что композитор хотел передать более крайние степени силы звучания: очень-очень тихо, еле слышно или очень-очень громко.
Для того, чтобы передать постепенное уменьшение или увеличение силы звука используются следующие термины и обозначения:
Чем ярче и разнообразнее вы будете использовать в своем исполнении динамику, тем богаче и интереснее будет звучать ваше музыкальное произведение.
Пиано-пианиссимо
Дина́мика в музыке — совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания.
Содержание
Обозначения
Громкость (относительная)
Два базовых обозначения громкости в музыке:
Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:
Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».
В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff.
Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf. У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.
Постепенные изменения
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креше́ндо (итал. crescendo ), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo ), или декреше́ндо ( decrescendo ) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся ( ) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:
«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (по́ко — немного), poco a poco (поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (су́бито — внезапно) и т. п.
Резкие изменения
Сфорца́ндо (итал. sforzando ) или сфорца́то ( sforzato ) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando ) и обозначается rinf., rf или rfz.
Обозначение fp означает «громко, затем сразу тихо»; sfp указывает на сфорцандо с последующим пиано.
Музыкальные термины, связанные с динамикой
История
Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.
См.также
Полезное
Смотреть что такое «Пиано-пианиссимо» в других словарях:
Пианиссимо — Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) 1.2 Постепенные изменени … Википедия
ПИАНИССИМО — ПИАНИССИМО, нареч. (итал. pianissimo, превосх. к piano) (муз.). 1. Еще тише, чем пиано (см. пиано в 1 знач.). Играть пианиссимо. 2. в знач. нескл. сущ. пианиссимо, ср. Место в музыкальной пьесе, исполняемое с таким оттенком. || Само такое… … Толковый словарь Ушакова
ПИАНО — (фр. piano). Фортепиано. См. это слово. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПИАНО в музыке: тихо; знак в нотах p. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
ПИАНИССИМО — ПИАНИССИМО, нареч. (спец.). Очень тихо, тише, чем пиано. Спеть что н. п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
пианиссимо — неизм., муз. Очень тихо, тише, чем пиано. Исполнять пианиссимо. Антонимы: форти/ссимо Этимология: От итальянского pianissimo ‘очень тихо’, ‘тишайше’. Энциклопедический комментарий: Пианиссимо один из динамических оттенков в музыке, имеющий… … Популярный словарь русского языка
Пиано — (итальянское piano, буквально тихо; сокращенное обозначение p) в музыке один из важнейших динамических оттенков, а также его обозначение в нотном письме. Противостоит динамическому оттенку Форте. Производным от П. является обозначение… … Большая советская энциклопедия
Пианиссимо — (итальянское pianissimo) в музыке один из динамических оттенков, а также его обозначение в нотном письме. См. Пиано … Большая советская энциклопедия
Пианиссимо — I нескл. ср. Чрезвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке. II нареч. качеств. обстоят. 1. Тише, чем пиано; очень тихо (об исполнении музыкального произведения). 2. Употребляется как несогласованное определение. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Пианиссимо — I нескл. ср. Чрезвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке. II нареч. качеств. обстоят. 1. Тише, чем пиано; очень тихо (об исполнении музыкального произведения). 2. Употребляется как несогласованное определение. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Динамика (музыка)
Дина́мика в музыке — совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания.
Содержание
Обозначения
Громкость (относительная)
Два базовых обозначения громкости в музыке:
Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:
Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».
В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff.
Обозначение Наименование Уровень громкости, фон Громкость, сон fff Форте-фортиссимо — самое громкое 100 88 ff Фортиссимо — очень громкое 90 38 f Форте — громкое 80 17,1 p Пиано — тихое 50 2,2 pp Пианиссимо — очень тихое 40 0,98 ppp Пиано-пианиссимо — самое тихое 30 0,36
Постепенные изменения
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креще́ндо (итал. crescendo ), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo ), или декреше́ндо ( decrescendo ) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся ( ) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:
«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (рус. по́ко — немного), poco a poco (рус. поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (рус. су́бито — внезапно) и т. п.
Резкие изменения
Сфорца́ндо (итал. sforzando ) или сфорца́то ( sforzato ) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando ) и обозначается rinf., rf или rfz.
Обозначение fp ( forte piano ) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp ( sforzando piano ) указывает на сфорцандо с последующим пиано.
Акцент
Музыкальные термины, связанные с динамикой
История
Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.
Примечания
См. также
Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные
Полезное
Смотреть что такое «Динамика (музыка)» в других словарях:
МУЗЫКА (вид искусства) — МУЗЫКА (от греч. musike, букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад (см. ЛАД),… … Энциклопедический словарь
МУЗЫКА — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Современная энциклопедия
МУЗЫКА — (от греч. musike букв. искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр, темп,… … Большой Энциклопедический словарь
Музыка — (греческое musike, буквально искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Музыка — (гр. musike – буквально: искусство муз) вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах произведение или совокупность произведений этого искусства, активно воздействующий на психику человека. Музыка способна конкретно … Энциклопедия культурологии
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия
МУЗЫКА — уч. предмет в общеобразоват. школе, способствующий развитию муз. эстетич. культуры школьников. Занятия М. со школьниками ставят своей целью пробудить интерес к этому виду иск ва, потребность в общении с подлинно худож. произведениями; научить… … Российская педагогическая энциклопедия
музыка — и; ж. [от греч. mousikē (tekhn=e) (искусство), принадлежащее музам] 1. Искусство, воплощающееся в звуковых художественных образах. Инструментальная, вокальная, симфоническая м. Теория музыки. Учиться музыке. // Произведение или совокупность… … Энциклопедический словарь
Динамические оттенки в музыке
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Когда мы разговариваем, поем или играем на музыкальном инструменте, мы издаем звуки по-разному: то громко, то тихо. Увеличивая или уменьшая громкость голоса, мы стараемся передать смысл и характер сказанного, подчеркнуть самые важные места, создать настроение. В музыке тоже очень важно такое средство выразительности, как громкость звучания. Ведь музыка передает эмоции, образы, настроение.
Степень громкости исполнения музыки называется динамическим оттенком. Причем в одном музыкальном произведении используются разные динамические оттенки.
Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию итальянский композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко.
Динамические оттенки в музыкальной речи — это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать ее более выразительно.
Если сильно ударить по струнам, получится громко, а если слабо – тихо. Итальянские слова forte (форте) и piano (пиано) обозначают громко и тихо. Кстати, от слияния двух слов форте и пиано — произошло название известного всем клавишного инструмента фортепиано.
В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. Они имеют итальянские названия.
ƒ фо́рте forte громко ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ
p пиа́но piano тихо p p p p p p p p p p
mƒ ме́ццо-фо́рте mezzo-forte умеренно громко mƒ mƒ mƒ mƒ mƒ mƒ mƒ
mр ме́ццо-пиа́но mezzo-piano умеренно тихо mр mр mр mр mр mр mр mр mр
ƒƒ форти́ссимо fortissimo очень громко ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ ƒƒ
pp пиани́ссимо рianissimo очень тихо pp pp pp pp pp pp pp pp
Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».
Для того, чтобы передать постепенное уменьшение или увеличение силы звука используются особые знаки-«вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой.
креще́ндо crescendo постепенное увеличение громкости звука. В нотах обозначаются сокращённо как cresc.
диминуэ́ндо diminuendo или декреше́ндо (decrescendo) постепенное уменьшение громкости звука. В нотах обозначается сокращённо как dim. или decresc.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco по́ко — немного poco a poco поко а поко — мало-помалу subito или sub. су́бито — внезапно
sƒ сфорца́ндо sforzando Если же нужно сделать акцент, громко выделить какую-либо ноту или аккорд, используется этот знак sƒ sƒ sƒ sƒ sƒ sƒ sƒ sƒ sƒ
ƒƒ Чем ярче и разнообразнее вы будете использовать в своем исполнении динамику, тем богаче и интереснее будет звучать ваше музыкальное произведение. ƒ ƒ p p mƒ mƒ mƒ mр mр mр ƒƒ pp pp sƒ sƒ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1498110
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Динамика в музыке
Динамика является важным элементом музыкального языка. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Такие звуковые оттенки называют динамичными. Динамические оттенки — это своеобразные краски, музыку раскрашивают в разные цвета.
Динамикой называют громкость, с которой следует исполнять музыкальное произведение. Её условно обозначают первыми буквами итальянских слов, иногда целыми итальянскими словами, иногда условными знаками. Буквы, слова или знаки пишут в начале музыкального произведения или в середине его, когда надо изменить силу звучания — выполнять тише или громче
ff — фортиссимо — очень громко;
Динамика может постепенно увеличиваться или уменьшаться. Такой постепенный переход от f к Р и наоборот называют крещендо и диминуэндо.
Для внезапного усиления (выделения) отдельного звука или аккорда существует еще один условный знак — акцент ( > ), который ставят над или под нотой (аккордом). Чтобы передать постепенное нарастание громкости, употребляют слово crescendo (крешендо). Его в основном пишут сокращенно cresc. или графически изображают так, как показано на рисунке ниже.
Чтобы обозначить постепенное уменьшение громкости, употребляют слова decrescendo (декрещендо) или diminuendo (демидуэндо). Сокращенно:decresc., dim.
В вокальных произведениях (песни, романсы, хоры и др) независимо от того, исполняется ли произведение с сопровождением или без него, динамические обозначения пишут над нотным станом вокальной строки, чтобы не мешать тексту.
Итак, при записи динамических оттенков буквы часто сочетают со словами. Графические знаки, показывающие изменение динамики, называют вилками (>,