Что такое форма трудоустройства

Понятие трудоустройства. Формы и значение.

В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая трудоустройство и самостоятельное, и с помощью органа службы занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации.

В узком смысле трудоустройство — деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданам помощи в подыскании подходящей работы и устройстве на нее, включая и процесс их профессиональной подготовки, переподготовки и т. д. Некоторые граждане особенно нуждаются в помощи в трудоустройстве: инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, беженцы, демобилизованные из Вооруженных Сил, лица, освобожденные из мест заключения, и другие лица, указанные в ст. 5 Закона о занятости. Трудоустройство — это и гарантия реализации права на труд.

ФОРМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА:

Общие формы трудоустройства — это самостоятельное или с помощью органов занятости трудоустройство.

К специальным формам трудоустройства относятся:1) организованный набор рабочей силы в отъезд на предприятия, стройки районов, нуждающихся в притоке рабочей силы из трудоизбыточных районов, но ныне он мало применяется;

2) направление на работу выпускников вузов, техникумов, ПТУ, других специальных учебных заведений, заключивших с работодателями договоры о подготовке для их производства молодых специалистов и молодых квалифицированных рабочих;

3) направления органом службы занятости в счет установленных органами местного самоуправления для работодателей квот (количества бронируемых мест) по приему инвалидов, несовершеннолетних и других нуждающихся в особой социальной защите граждан.

Как общие, так и специальные организационно-правовые формы трудоустройства входят в понятие трудоустройства. Таким образом, трудоустройство охватывает всю систему организационно-правовых мер по обеспечению занятости.

При трудоустройстве в узком смысле поступление на работу происходит при бесплатном посредничестве органов службы занятости. В этом им могут помогать такие органы, как военкоматы (для демобилизованных и жен мобилизованных в армию), милиция (для лиц, вернувшихся из мест заключения), комиссия по делам несовершеннолетних при местном органе самоуправления (для несовершеннолетних) и др.

Работодатель при увольнении работника не по его вине обязан быть для него трудоустраивающим органом, т. е. обязан предложить ему перед увольнением другую имеющуюся у него работу.

Работодатель обязан также не менее чем за два месяца довести до органа службы занятости информацию о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты его труда.

Значение трудоустройства в том, что оно: а) оказывает гражданам помощь в реализации права на труд, устройстве на работу; б) помогает работодателям подобрать необходимую рабочую силу; в) сокращает потери рабочего времени почти в 3—4 раза при подыскании новой работы;

4) право граждан на бесплатную консультацию по профориентации, на профессиональную подготовку, переподготовку, а также на получение от органа службы занятости необходимой информации о наличии вакантных мест. Это право имеют как впервые ищущие работу, так и ранее работавшие, нуждающиеся в переподготовке, повышении квалификации для получения новой работы через службу занятости;

5) право граждан на профессиональную деятельность за границей. Ныне в России в связи с безработицей наблюдается значительный отток на работу за границей высококвалифицированных специалистов и ученых. В соответствии с Законом о занятости им предоставлено право на профессиональную деятельность за границей на основе контракта (на 2—5 лет). Однако наша страна несет от такого оттока как материальный, так и моральный ущерб;

6) право граждан на обжалование неправомерных действий (бездействия) органов службы занятости, их должностных лиц по обеспечению занятости, трудоустройству в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 65 | Нарушение авторских прав

Источник

Какие виды трудоустройства и занятость населения в России бывают? Обзор

Что такое форма трудоустройства. vidy trudoustroi stva TSZN. Что такое форма трудоустройства фото. Что такое форма трудоустройства-vidy trudoustroi stva TSZN. картинка Что такое форма трудоустройства. картинка vidy trudoustroi stva TSZN. В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая трудоустройство и самостоятельное, и с помощью органа службы занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации.Понятие «трудоустройство» предшествует понятию «занятости» и является его доказательством.

Понятие занятость. Занятость – является деятельностью человека, которая направлена на удовлетворение его материальных потребностей. Получать доход, человек должен в рамках нормативно-правовых актов.

Согласно Конституции РФ, каждый гражданин имеет право распоряжаться своими рабочими ресурсами и творческим потенциалом. Лишь сам человек является инициатором своего права на труд в свободной форме, без принуждения.

Общие сведения

Занятость, трудоустройство и его виды, напрямую зависят от субъектов трудовых отношений. К субъектам относятся как соискатели работы, так и работодатели.

Занятая личность, это человек, который работает благодаря заключению договора, закрепляющего трудовые отношения.

Рассмотрим следующие категории лиц:

Трудоустройство – это поиск работы, подготовка к ней и устройство на эту работу. Трудоустройство может быть самостоятельным, с помощью службы занятости, перевод сотрудника, внутри организации на другую должность, с согласия работника.

Трудоустройство также является деятельностью государственных органов касательно помощи их в профессиональной подготовке, поиске подходящей работы и т.д.

Современные рыночные реформы позволяют сотрудничать с работодателями различными способами.

Виды трудоустройства, это такая форма деятельности, которая осуществляется строго по полученной от государственных органов или частных организаций, лицензии.

Все виды трудоустройства в России являются разрешенной формой. Сюда относятся и виды с индивидуальным обеспечением, такие как предпринимательство, фермерское хозяйство.

Рассмотрим четыре формы трудоустройства, их плюсы и минусы.

Подробности

Официальное трудоустройство по трудовому договору

В данном случае заключается трудовой договор, который обеспечивает сотрудника социальной и юридической защитой.

В трудовом договоре четко прописан рабочий график и определена заработная плата.

Работодатель забирает и вносит в вашу трудовую книжку важные отметки о сроке работы, повышении в должности, а также негативные отметки, если таковые имеются.

В случае безработицы, сокращения или потери работы, человеку выплачивается государственное пособие.

Из официальной заработной платы идут ежемесячные страховые и пенсионные отчисления. Из которых в последствие формируется выплата пенсии. Официальное трудоустройство включает полный социальный пакет: декретный отпуск, больничный, премии.

Если какие-либо права работника нарушаются, он имеет право в Государственную инспекцию труда с жалобой на работодателя.

Минусы такого трудоустройства, следующие:

Восьмичасовой рабочий график, который вы не в праве изменить.

Выплаты налогов из заработной платы. 13% НДФЛ, пенсионный и страховой фонд 30% от з/п.

Работа по контракту или гражданско-правовой договор

В данном виде трудовые отношения определяются между работодателем-заказчиком и работником-исполнителем.

Что такое форма трудоустройства. vidy trudoustroi stva. Что такое форма трудоустройства фото. Что такое форма трудоустройства-vidy trudoustroi stva. картинка Что такое форма трудоустройства. картинка vidy trudoustroi stva. В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая трудоустройство и самостоятельное, и с помощью органа службы занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации.

Все правонарушения и споры регулируются в рамках КоАП (Кодекс об Административных нарушениях).

В данном случае зарплата у работников выше, чем по трудовому договору. Однако все налоговые отчисления вносятся самостоятельно.

График, количество рабочих часов, окончание сроков работы, заработная плата прописываются в договоре.

Исполнитель сам назначает стоимость своей работы, оценивая свое умение и возможности, ориентируясь на среднюю рыночную стоимость.

Одновременно работник может заключать несколько договоров.

Так как сроки окончания работ прописаны в договоре, окончательный результат Заказчик должен получить вовремя. В случае возникновения убытков или просрочки, Исполнитель несет ответственность и возмещает убытки.

Конкуренция на рынке, самостоятельный поиск работодателя, желательны отзывы, портфолио с предыдущих мест работы.

Нет гарантий по оплате труда, встречаются недобросовестные заказчики.

Не оплачиваются больничные и отпуска.

Самозанятость

Новое понятие на современном трудовом рынке, которое появилось недавно.

Так как эта форма трудоустройства новая, необходимо подойти к ней грамотно, изучив договорное право и основы финансового планирования.

Самозанятость ввели для того, чтоб вывести из тени налоги самозанятых людей, таких как нянечки, репетиторы, ай-ти специалисты и т.д. Эти работники должны оплачивать от 4 % до 6% налога на профессиональный доход, за это государство обеспечивает их юридической защитой.

Выбирая спецрежим для самозанятых, можно заниматься теми видами деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, но без необходимости регистрации в качестве ИП.

В числе таких видов деятельности:

Налоги в ПФР выплачиваются по желанию. Можно совмещать с основной работой или иметь несколько заказчиков.

Регистрируются легко, при помощи специального мобильного приложения, которое также рассчитывает сумму налога и перечисляет налог.

Оплата сдельная, за результат.

Имеются ограничения, которые необходимо изучить, прежде чем переходить на самозанятость.

У самозанятых не может быть работодателя и наемных работников.

Максимальный доход не должен превышать 2,4 млн руб. в год, то есть 200 000 руб. в месяц, если распределить этот лимит по месяцам (хотя суммы доходов в месяц могут варьироваться в большую или меньшую сторону, главное — чтобы итоговая сумма за год не превышала 2,4 млн руб.).

Самостоятельно находить заказчиков.

Пенсия не начисляется, если вы не делаете отчисления в ПФР.

Индивидуальный предприниматель

Если вы решили заняться собственным бизнесом и работать на себя, необходимо стать индивидуальным предпринимателем.

Что такое форма трудоустройства. Individualnyj predprinimatel. Что такое форма трудоустройства фото. Что такое форма трудоустройства-Individualnyj predprinimatel. картинка Что такое форма трудоустройства. картинка Individualnyj predprinimatel. В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая трудоустройство и самостоятельное, и с помощью органа службы занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации.

Доступность, простая регистрация и ликвидация. Минимальная отчетность, без бухучета.

Быстрый и простой вывод денег, на карту, наличными.

Выплата налогов снижается до 6%, плюс взносы в ПФР.

Выплата страховых взносов. Уже при открытии бизнеса, необходимо уплатить взнос, даже при убытках.

В случае убыточности и накопления долгов, даже при закрытии долги не списываются. В счет долгов могут лишить личного имущества. Кроме единственной жилплощади, мебели, личных вещей.

Существуют ограничения по видам деятельности:

Неделимость бизнеса, собственником может быть только одно лицо.

Трудоустройство для особых слоев населения

Определенная категория населения имеет право на социальную защиту и помощь в трудоустройстве. К ним относятся:

Трудоустройство для инвалидов

Главными нормативными документами, которые регламентируют возможности инвалидов заниматься трудовой деятельностью, являются трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995.

На частных предприятиях существует квотирование, которое обязывает предпринимателей выделить вакансии под людей с ограниченными возможностями.

Занятость позволяет людям инвалидам общаться с социумом чувствовать себя нужными обществу.

Заключение

В современных трудовых отношениях существует еще несколько видов занятости. К ним относится фриланс, удаленная работа. Имея компьютер и интернет под рукой, специалисты могут предоставлять свои услуги с разных концов света.

Волонтерство – единственный вид, который материально не оплачивается. Но приносит пользу людям, полезный опыт и связи.

Источник

Имеются общие и специальные организационно-правовые формы трудоустройства.

Общие формы трудоустройства — это самостоятельное или с помощью органов занятости трудоустройство.

К специальным формам трудоустройства относятся:

1) организованный набор рабочей силы в отъезд на предпри­ятия, стройки районов, нуждающихся в притоке рабочей силы из трудоизбыточных районов, но ныне он мало применяется;

2) направление на работу выпускников вузов, техникумов, ПТУ, других специальных учебных заведений, заключивших с работодателями договоры о подготовке для их производства мо­лодых специалистов и молодых квалифицированных рабочих;

3) направления органом службы занятости в счет установлен­ных органами местного самоуправления для работодателей квот(количества бронируемых мест) по приему инвалидов, несовер­шеннолетних и других нуждающихся в особой социальной защите
граждан.

Как общие, так и специальные организационно-правовые формы трудоустройства входят в понятие трудоустройства. Та­ким образом, трудоустройство охватывает всю систему органи­зационно-правовых мер по обеспечению занятости.

При трудоустройстве вузком смысле поступление на работу происходит при бесплатном посредничестве органов службы за­нятости. В этом им могут помогать такие органы, как военкома­ты (для демобилизованных и жен мобилизованных в армию), милиция (для лиц, вернувшихся из мест заключения), комиссия по делам несовершеннолетних при местном органе самоуправле­ния (для несовершеннолетних) и др.

Работодатель при увольнении работника не по его вине обя­зан быть для него трудоустраивающим органом, т. е. обязан пред­ложить ему перед увольнением другую имеющуюся у него работу.

Работодатель обязан также не менее чем за два месяца довести до органа службы занятости информацию о предстоящем высвобо­ждении каждого конкретного работника с указанием его профес­сии, специальности, квалификации и размера оплаты его труда.

Значение трудоустройствав том, чтооно:

а) оказывает граж­данам помощь в реализации права на труд, устройстве на рабо­ту;

б) помогает работодателям подобрать необходимую рабочую силу;

в) сокращает потери рабочего времени почти в 3—4 раза при подыскании новой работы;

4) право граждан на бесплатную консультацию по профори­ентации, на профессиональную подготовку, переподготовку, а также на получение от органа службы занятости необходимой информации о наличии вакантных мест. Это право имеют как впервые ищущие работу, так и ранее работавшие, нуждающиеся в переподготовке, повышении квалификации для получения новой работы через службу занятости;

5) Что такое форма трудоустройства. image003. Что такое форма трудоустройства фото. Что такое форма трудоустройства-image003. картинка Что такое форма трудоустройства. картинка image003. В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая трудоустройство и самостоятельное, и с помощью органа службы занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации.право граждан на профессиональную деятельность за гра­ницей. Ныне в России в связи с безработицей наблюдается зна­чительный отток на работу за границей высококвалифицирован­ных специалистов и ученых. В соответствии с Законом о
занятости им предоставлено право на профессиональную дея­тельность за границей на основе контракта (на 2—5 лет). Однако наша страна несет от такого оттока как материальный, так и мо­ральный ущерб;

6) право граждан на обжалование неправомерных действий (бездействия) органов службы занятости, их должностных лиц по обеспечению занятости, трудоустройству в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд.

Гарантии реализации права граждан на трудявляются и га­рантиями занятости. Они закреплены ст. 2 Закона о занятости. Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации:

а) свободу выбора вида занятости, в том числе работу с раз­личными режимами труда (например, с неполным рабочим вре­менем);

б) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федерального органа занятости;

в) предоставление организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы выпускникам учебных заведений на период не менее трех лет;

г) бесплатное обучение новой профессии (специальности),повышение квалификации в системе органов службы занятости или по их направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;

д) компенсацию материальных затрат в соответствии с зако­нодательством при направлении на работу в другую местность по предложению органа службы занятости;

е) возможность заключениясрочных трудовых договором на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

ж) правовую защиту от необоснованного увольнения.

Таким образом, указанные правовые, экономические и органи­зационные условия (т. е. гарантии) обеспечения занятости, реали­зации права на труд закреплены законодательством. Ряд норма­тивных актов предусматривает дополнительные гарантии обеспе­чения занятости, трудоустройства, т. е. реализации свободы труда, права на труд для некоторых категорий граждан, особо нуждаю­щихся в социальной защите.

Так, Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25 марта 1993 г. предусматривал:

установление квоты для приема на работу инвалидов для ор­ганизаций независимо от их форм собственности;

обязанность организаций при несоблюдении ими приема на работу по этой квоте платить в фонд занятости определенные суммы;

лицензирование деятельности организаций независимо от форм собственности по осуществлению профессиональной реаби­литации и обеспечению занятости инвалидов;

создание при Министерстве труда и социального развития РФ и Министерстве общего и профессионального образования РФ (ныне Министерство образования РФ) специализированных под­разделений (групп) по вопросам профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов;

определение приоритетных профессий и специальностей (по регионам), овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рын­ках труда.

Указом был намечен ряд мер по подготовке и переподготовке инвалидов, а также по трудоустройству инвалидов, высвобождае­мых из организаций, признанных банкротами, и расширению на­домного труда инвалидов, стимулированию организаций, приме­няющих их труд.

Что такое форма трудоустройства. image003. Что такое форма трудоустройства фото. Что такое форма трудоустройства-image003. картинка Что такое форма трудоустройства. картинка image003. В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая трудоустройство и самостоятельное, и с помощью органа службы занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации.

Что такое форма трудоустройства. image052. Что такое форма трудоустройства фото. Что такое форма трудоустройства-image052. картинка Что такое форма трудоустройства. картинка image052. В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая трудоустройство и самостоятельное, и с помощью органа службы занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Что такое форма трудоустройства. image062. Что такое форма трудоустройства фото. Что такое форма трудоустройства-image062. картинка Что такое форма трудоустройства. картинка image062. В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая трудоустройство и самостоятельное, и с помощью органа службы занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации.

Что такое форма трудоустройства. image084. Что такое форма трудоустройства фото. Что такое форма трудоустройства-image084. картинка Что такое форма трудоустройства. картинка image084. В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая трудоустройство и самостоятельное, и с помощью органа службы занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Занятость населения

Понятие и виды занятости

В предмет правового регулирования трудового права включаются отношения по трудоустройству у конкретного работодателя. Однако, в рамках учебной дисциплины «Трудовое право» изучаются все отношения по занятости и трудоустройству, несмотря на их межотраслевой характер.

Законодательство о занятости представляет собой достаточно большой массив нормативных правовых актов как на международном уровне, так и на национальном, включая акты социального партнерства и локальные нормативные акты.

Определение занятости дано законодателем в ст. 1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон о занятости), где занятость трактуется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ

и приносящая, как правило, заработок, трудовой доход.

Авторы «Курса российского трудового права» выделяют 4 признака занятости, исходя из вышеуказанного определения:

Несмотря на определение признаков занятости законодателем, среди ученых существуют разные точки зрения на занятость и ее классификацию по различным основаниям. Например, некоторые авторы предлагают классифицировать занятость на:

В экономическом смысле – с макроэкономических позиций – полная занятость определяется как состояние на рынке труда, при котором полностью удовлетворяется потребность граждан в работе. Фактически рынок труда образуют отношения, складывающиеся в процессе купли-продажи рабочей силы, хотя на уровне МОТ и был провозглашен отказ от признания труда товаром (Декларация МОТ «О целях и задачах МОТ» 1944 г.). Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным регионам, что возможно при рыночной экономике лишь как исключение.

С позиций микроэкономики, то есть применительно к конкретному хозяйствующему субъекту и конкретному человеку, полной занятостью будет занятость в течение полного рабочего времени, установленного законодательством, а неполной, соответственно, работа на условиях неполного рабочего времени.

В настоящее время все чаще звучат такие характеристики занятости как типичная (стандартная) и нетипичная (нестандартная) занятость. Под нестандартной занятостью можно понимать все формы занятости, отклоняющиеся от прописанных в ТК РФ стандартных условий для конкретного вида труда, то есть занятость с отсутствием хотя бы одной из следующих составляющих:

Типичные формы занятости, характеризующиеся 8-часовым рабочим днем и ежедневным пребыванием на работе, стало возможным заменить нетипичными формами, которые характеризуются гибким разделением труда, размытостью границ между рабочим местом, домом и общественными местами, подвижностью рабочего дня.

В последнее десятилетие все чаще обращается внимание на угрозу увеличения новой социальной страты – прекариата. В данную страту попадают граждане в случае отсутствия гарантированной трудовой занятости и снижения социально-правовых гарантий. По мнению В.И. Сигова, А.М. Воротынской и Е.А. Поздеевой, угроза прекаризации нависла над наиболее уязвимыми социальными слоями: инвалидами, пожилыми людьми, молодежью, мигрантами и т.д.

Одним из распространенных видов нетипичной занятости является самозанятость, которая сегодня становится интересной все большей части трудоспособного населения. За последние годы она начала активно развиваться, однако, не все граждане, являясь самозанятыми, осуществляют свою деятельность легально, уплачивая налоги в бюджет, существует много противоречий в самом статусе самозанятого лица и в законодательстве, регулирующем его деятельность.

Занятые граждане, согласно ст. 2 Закона о занятости это физические лица:

Таким образом, к занятым гражданам относятся как те граждане, которые охвачены трудовой деятельностью в результате заключения договоров различной отраслевой принадлежности, либо имеющие статус, который дает им право самостоятельно организовывать свой труд, так и те, кто по тем или иным причинам (обучение, нетрудоспособность, переподготовка и т.д.) непосредственно не участвуют в общественном производстве.

Государственная политика занятости

Опираясь на положения Конституции РФ, Закон о занятости определил правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения. Можно выделить принципы государственной политики в данной сфере – общие и специфические.

К общим принципам относятся:

Специфические принципы закреплены в отдельных нормативных правовых актах, распространяющих свое действие на общественные отношения с участием граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К ним могут быть отнесены принципы:

Традиционно выделяют два основных вида государственной политики занятости – активную и пассивную.

К активной политике занятости относят меры, способствующие скорейшему включению граждан в сферу занятости и реализации их способности к труду, не допуская кризисных ситуаций как для общества в целом, так и для каждого лица в отдельности. Это может быть помощь в организации предпринимательского дела, переобучение, получение новой профессии, новых компетенций в рамках имеющейся специальности, стимулирование работодателей к организации специализированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями, меры по профилактике массовых высвобождений работников.

К пассивной политике занятости относятся меры социальной поддержки безработных граждан в виде выплат пособий по безработице, предоставления им материальной помощи. Подобные меры направлены на сглаживание последствий безработицы.

Закон о занятости разграничивает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области содействия занятости населения, это разграничение осуществляется путем закрепления перечня полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ. Так, в ст. 7 Закона о занятости перечисляются полномочия федеральных органов государственной власти, которые можно распределить по трем группам:

Ст. 7.1 Закона о занятости определяет полномочия РФ, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, к которым относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Финансовые средства для этого предоставляются в виде субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета.

Ст. 7.1-1 Закона о занятости называет полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения. Это целый перечень обязательств региональной власти, включающий в себя:

Участие местных органов власти в содействии занятости закрепляет ст. 7.2 Закона о занятости. На местном уровне осуществляется непосредственная работа с населением и практическая реализация положений о политике занятости, а именно в организации и финансировании:

Основная обязанность по обеспечению занятости возложена на государственную службу занятости населения. Она представляет собой систему органов, основными функциями которой являются контроль и надзор в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, а также оказание государственных услуг по содействию занятости и защите от безработицы. Все государственные услуги предоставляются бесплатно.

В ст. 15 Закона о занятости сказано, что государственная служба занятости включает в себя:

Всю деятельность органов занятости возглавляет и координирует Минтруд РФ, осуществляя контроль за деятельностью подведомственного ему Роструда.

Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Так, например, в состав государственной службы занятости населения по Нижегородской области входят:

Понятие безработицы. Правовой статус безработного

Безработица является категорией противоположной занятости.

Законодатель не формулирует определения безработицы, представители экономической науки под безработицей понимают социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения по тем или иным причинам не может найти приложения своей рабочей силы.

Безработным является трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах занятости, ищет работу и готов приступить к ней (п. 1 ст. 3 Закона о занятости). Исходя из определения, для получения статуса безработного гражданину необходимо:

Трудоспособность гражданина определяется в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья. По общему правилу минимальный возраст приема на работу – 16 лет, а максимальный (предельный) равнозначен моменту назначения пенсии (страховой, накопительной, по старости, за выслугу лет).

Лицам, признанным инвалидами, для получения статуса безработного необходимо предоставить индивидуальную программу реабилитации, содержащую рекомендации по условиям труда.

Отсутствие работы означает, что гражданин не попадает ни в одну группу занятых граждан, указанных в ст. 2 Закона о занятости.

Регистрация гражданина осуществляется по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы».

Если представители службы занятости не смогли подыскать подходящую работу в течение 10 дней после обращения, то лицо регистрируется в качестве безработного.

Гражданину будет отказано в постановке на учет в качестве безработного, если он:

В определенных случаях, например, в связи с пандемией COVID-19, могут быть утверждены временные правила постановки на учет в качестве безработного (например, Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»).

Правовой статус безработного включает в себя:

Надо обратить внимание, что объемы правомочий гражданина в сфере занятости и безработного гражданина отличаются. Гражданин РФ имеет право на самостоятельный поиск работы, на поиск работы опосредованно – через негосударственные организации по трудоустройству и государственную службу занятости населения. Для приобретения статуса безработного, гражданин должен обратиться за помощью к государству в лице государственной службы занятости.

Лицо, получившее статус безработного, имеет следующие права:

1. Право на содействие в поиске подходящей работы и в трудоустройстве.

Государственные услуги по трудоустройству предоставляются бесплатно.

Критерии подходящей работы указаны в ст. 4 Закона о занятости:

2. Право на участие в общественных оплачиваемых работах. Возможность участия в таких работах гарантируется государством. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу (ст. 24 Закона о занятости). Организация данного вида работ возлагается на органы службы занятости и осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ».

Принимать участие в общественных работах возможно при соблюдении нескольких условий:

В Законе о занятости перечислены категории безработных, которые пользуются преимущественным правом на участие в таких работах, и лиц, для которых данная работа будет считаться подходящей.

Общественные работы предусматривают ряд направлений:

3. Право на получение услуг по психологической поддержке. Служба занятости обязана в трудный период потери работы и заработка оказывать гражданам, обратившимся за помощью, психологическую поддержку в соответствии с Законом о занятости и Приказом Минтруда РФ от 09.01.2013 № 4н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан».

4. Право на консультацию, получение информации и услуг, связанных с профессиональной ориентацией и право на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. Данное право безработные могут реализовать в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона о занятости и Приказом Минтруда РФ от 23.08.2013 № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования».

Не все категории безработных могут пройти обучение за счет средств государства. В п. 1 ст. 23 Закона о занятости перечислены те, кто имеет право пройти такое обучение, а в п. 3 – обладающие приоритетным правом на это обучение. Безработный, проходящий обучение по направлению службы занятости, считается занятым, в этот период ему выплачивается стипендия.

5. Право на выбор места работы, в том числе в другой местности. В соответствии со ст. 22.1 Закона о занятости служба занятости должна содействовать безработным гражданам и членам их семей в переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости с оказанием финансовой поддержки. Конкретизирован объем предоставляемой услуги и порядок ее предоставления в Приказе Минтруда РФ от 07.03.2013 № 92н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости».

В соответствии со ст. 10 Закона о занятости граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и за пределами России.

6. Право на получение материальной поддержки, в том числе на получение пособия по безработице. Пособие по безработице – ежемесячная выплата, осуществляемая за счет средств федерального бюджета. Для лиц, состоявших в трудовых отношениях более 26 недель, она начисляется с первого дня признания лица безработным, а в случае увольнения в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращения численности или штата – с первого дня по истечению периода выплаты средней заработной платы. Период такой выплаты не может быть более 6 месяцев (суммарно) в течение 12 календарных месяцев.

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку гражданина. Первые 3 месяца размер пособия составляет 75% от заработка за последние 3 месяца по прежнему месту работы. Следующие 3 месяца пособие составляет 60%. Нужно учитывать, что размер пособия не может быть выше максимальной и ниже минимальной величины пособия по безработице, утверждаемых ежегодно постановлениям Правительства РФ.

Иначе рассчитывается пособие по безработице для лиц, состоявших менее 26 недель в трудовых отношениях, а также впервые ищущих работу, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия. Для таких граждан, пособие по безработице ограничено минимальной величиной.

Ст. 35 Закона о занятости предусматривает случаи прекращения, приостановления и снижения выплат. Выплата прекращается, например, при трудоустройстве гражданина, переезде в другую местность, осуждении к лишению свободы.

Приостановление выплат на срок до 1 месяца допускается при:

Санкция в виде сокращения размера пособия наступает, если безработный гражданин в течение 3-х дней не явился на беседу по поводу предстоящей работы с работодателем или отказался явиться для получения направления на работу без уважительных причин. Служба занятости вправе сократить выплату пособия по безработице на 25% на срок до 1 месяца.

7. Право на досрочное оформление пенсии (п. 2 ст. 32 Закона о занятости) предусмотрено для лиц, не достигших пенсионного возраста, но имеющих страховой страж не менее 25 лет для мужчин, и 20 лет для женщин, либо уволенных по пунктам 1 и 2 ст. 81 ТК РФ. Досрочная пенсия оформляется не ранее чем за 2 года до выхода на пенсию по возрасту при условии предложения органа занятости, согласия безработного и отсутствия возможности трудоустроиться.

8. Право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц по вопросам занятости населения (ст. 11 Закона о занятости).

Граждане вправе обжаловать решения органов службы занятости в вышестоящий орган и в суд.

Помимо прав безработный гражданин несет обязанности:

Безработные лица могут быть привлечены к юридической ответственности, предусмотренной Законом о занятости, например, в виде приостановки выплаты пособия по безработице сроком до 3-х месяцев, уменьшения размера выплачиваемого пособия на 25% до 1 месяца, прекращения выплаты пособия (в случае неявки более месяца в службу без уважительных причин). Помимо этого, возможно привлечение к гражданско-правовой ответственности путем взыскания незаконно полученного пособия и к уголовной ответственности – за мошенничество в соответствии со ст. 159 УК РФ.

Трудоустройство и его формы

Вопросы трудоустройства населения являются значимыми для государства в целях обеспечения социальной стабильности общества, поддержки финансового благополучия граждан и рационального использования трудовых ресурсов. «Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения».

Традиционно, в учебной литературе трудоустройство рассматривается в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска гражданами «приложения» своей рабочей силы в принципе: это может быть предпринимательская деятельность, ведение фермерского хозяйства, индивидуально-трудовая деятельность, занятость на основании гражданско-правовых договоров и т.д. В узком смысле слова трудоустройство можно рассматривать как содействие включению трудоспособных граждан в организацию только несамостоятельного труда.

Высказывалась и точка зрения, что трудоустройство в узком смысле слова – это поиск работы при содействии посреднического органа.

Можно отталкиваться от нормы ТК РФ, согласно которой, предметом трудового права являются отношения по трудоустройству у данного работодателя (ст. 1 ТК РФ) и трактовать трудоустройство как включение лица в трудовые отношения путем самостоятельного поиска работы либо опосредованно – через услуги государственных и негосударственных организаций. Субъектами отношений по трудоустройству будут в таком случае:

Самостоятельное трудоустройство представляет собой прямое обращение к работодателю, минуя посредников.

Путь от незанятости к занятости при любом способе трудоустройства проходит через рынок труда. Определение рынка труда в нормативных правовых актах отсутствует. Рынок труда представляет собой социально-экономическую систему, включающую в себя комплекс отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы. Система функционирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда.

Отношения по трудоустройству в науке трудового права дифференцируются по группам:

Отношения по трудоустройству, несмотря на то, что изучаются в рамках учебной дисциплины «Трудовое право», имеют различные юрисдикционные «корни». Отношения с участием государственного органа управления – службы занятости регулируются административно-правовыми нормами, с участием негосударственных частных кадровых агентств – гражданско-правовыми нормами, отношения лица, ищущего работу, с работодателем – нормами трудового права.

В настоящее время, с изменениями в трудовом законодательстве и законодательстве о занятости, на стороне работодателя может выступать частное кадровое агентство (другое юридическое лицо), которое вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) для принимающей стороны. Получается, что юридически работодателем будет считаться трудоустраивающий орган, а фактически работник будет осуществлять трудовую деятельность у принимающей стороны в ее интересах, под ее управлением и контролем. Правовое регулирование данных отношений осуществляется в соответствии с главой 53.1 ТК РФ, ст. 18.1 Закона о занятости.

По мнению некоторых авторов, наблюдается «расщепление» работодателя, а принимающая сторона получает статус «квазиработодателя».

Законом предусмотрены особые условия для трудоустройства отдельных категорий граждан (инвалидов, молодежи, лиц предпенсионного возраста).

Лицо, имеющее инвалидность, при трудоустройстве на работу предъявляет работодателю документы, подтверждающие свой статус. Одним из таких документов является индивидуальная программа реабилитации (справка ИПРА).

Данный документ содержит информацию об ограничениях труда работника – инвалида. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% от числа работников. В каждом субъекте РФ устанавливается свой размер квоты.

При определении квоты в численность работников не включаются должности, труд на которых отнесен к вредным или опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

В Нижегородской области квотирование рабочих мест для инвалидов предусмотрено в размере 2% от числа работников при общем количестве работников более 100 человек. Работодателям, численность работников у которых составляет от 35 до 100 человек, устанавливается квота в размере 1%, но не менее 1 рабочего места в соответствии с положениями Закона Нижегородской области от 26.12.2007 № 191-З «О квотировании рабочих мест».

При приеме на работу инвалида рабочее место должно быть организовано согласно его индивидуальной программе реабилитации, то есть рабочее место оборудуется работодателем с учетом нарушенной функциональности и ограничений жизнедеятельности лица.

Проанализировав судебную практику, можно сделать вывод, что в большинстве случаев работодатели привлекаются к административной ответственности за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, в том числе за непредоставление информации о наличии вакантных мест. Для мотивации работодателей к трудоустройству инвалидов государством предусмотрен ряд налоговых льгот, но нельзя сказать, что это сильно меняет ситуацию на рынке труда инвалидов.

Другой категорией лиц, нуждающихся в особой защите государства, является молодежь. Занятость молодежи – это проблема общегосударственная, так как именно молодежь является будущим страны, обеспечение занятости этой категории граждан – одна из основных задач социально-экономической политики любого государства.

Особенности трудоустройства лиц до 18 лет определяются трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением – гласит ст. 272 ТК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», для лиц моложе 18 лет предусматривается квотирование рабочих мест в целях трудоустройства. Так, в Нижегородской области квота для таких лиц составляет 1% от числа работников, если их у работодателя более 100. Трудоустройство на квотируемые рабочие места осуществляется как опосредованно центрами занятости, так и в результате самостоятельного поиска работы.

Трудоустройство и сохранение занятости лиц предпенсионного возраста (возрастной период, составляющий до 5 лет перед получением права на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно) стало актуальным ввиду проведения государством пенсионной реформы, направленной на повышение возраста выхода на пенсию (65 лет – для мужчин и 63 года – для женщин).

Распоряжение Правительства РФ № от 26.03.2020 742-р «Об утверждении специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 года» ставит целью обеспечить указанных лиц необходимыми, повысить их конкурентоспособность и профессиональную мобильность. Затраченные работодателями суммы на обучение компенсируются за счет бюджета. В соответствии с новациями в уголовном законодательстве, а именно появлением ст. 144.1 УК РФ, необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение такого лица влечет наказание в виде штрафа либо обязательных работ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *