Что такое фижмы по французски
фижмы
1 фижмы
См. также в других словарях:
ФИЖМЫ — (от нем. Fischbein китовый ус). Старинная широкая юбка на китовом усе, род кринолина, носились в XVII в. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФИЖМЫ бывшие в старину в моде женские юбки на китовом усе.… … Словарь иностранных слов русского языка
ФИЖМЫ — жен., мн., нем. юбка на китовых усах, как носили ее в прошлом веке, ныне кринолин. * Индейский петух распустил фижмы! Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
фижмы — каркас, юбка, обруч Словарь русских синонимов. фижмы сущ., кол во синонимов: 4 • каркас (15) • обруч … Словарь синонимов
ФИЖМЫ — (от нем. Fischbein китовый ус) юбка на китовом усе; см. Кринолин … Большой Энциклопедический словарь
ФИЖМЫ — ФИЖМЫ, фижм, ед. нет (нем. Fischbein китовый ус). 1. Принадлежность женской моды 18 и нач. 19 вв. широкий каркас в виде обруча, вставляемый под юбку у бедер для придания пышности фигуре. 2. Юбка с таким каркасом. «Из пышных фижм возвышалась, как… … Толковый словарь Ушакова
ФИЖМЫ — ФИЖМЫ, фижм. В 18 нач. 19 в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бёдер, а также юбка с таким каркасом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
фижмы — фижм; мн. [от нем. Fischbein китовый ус] В женской одежде 19 в.: обручи из китового уса, вставлявшиеся под юбку у бёдер. // Юбка с таким каркасом; кринолин. * * * фижмы (от нем. Fischbein китовый ус), юбка на китовом усе; см. Кринолин. * * *… … Энциклопедический словарь
Фижмы — (нем.) юбка на каркасе, появилась в Англии в 1711 г.; прямо в платье вшивались пластины китового уса или ивовые прутья. В 40 х гг. в Англии появились овальные фижмы, их стали надевать под нижнюю юбку, причем они были сделаны на шарнирах, чтобы … Энциклопедия моды и одежды
фижмы — фижем, мн. Широкий каркас из китового уса или ивовых прутьев в виде обруча, надевавшийся под юбку для придания пышности фигуре; юбка на таком каркасе. ► Приехав домой, бабушка, отлепли вая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
фижмы — (от нем. китовый ус), в XVIII нач. XIX вв. каркас в виде обруча, вставляемый под юбку, а также сама юбка на китовом усе. ср. кринолин (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Фижмы — мн. 1. Широкий каркас в виде обручей из китового уса, вставлявшийся под юбку у бедер для придания пышности фигуре (в женской моде XVIII XIX вв.). 2. Юбка с таким каркасом; кринолин. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Что такое фижма или панье?
Когда дело доходит до одежды 18 века, одно не подлежит обсуждению: это было довольно неудобно. Все представительницы женской половины любят стиль. Подбирают тщательно продуманный и не лишенный своей изюминки образ. Однако стоит ли оно того? Что такого фижма, панье, корсеты и прочие атрибуты добавляют во внешность, что сотни красавиц терпят эти причуды моды?
Тенденции моды
Вам будет интересно: Палантин из норки: модели и особенности выбора
Они также проверяли «естественную» грацию женщины. Умение вести себя элегантно и с показной легкостью, несмотря на такое громоздкое нижнее белье, было усвоенным навыком и показателем высокого социального статуса. Известно, что такие фижмы с момента их появления были предметом насмешек. Их высмеивали главным образом мужчины, однако обвинения мало повлияли на популярность.
Что представляли собой фижмы и панье
Панье (panier) переводится с французского как «корзина». В Германии и России их называли фижмами (нем.Fischbein — китовый ус, рыбья кость). Каркас создавался из пластин китового уса, ивовых или стальных прутьев, тростниковых стеблей и служил способом придания пышности юбке. Невероятно, что такие фижмы увеличивали юбки до потрясающих полутора метров в ширину. Самые ранние версии подвешивались на тело и образовывали форму колокольчика для платьев. Поздние были более плоскими, они просто прикреплялись к талии.
На протяжении многих лет они также увеличились в ширину. На картинах видно, что в середине 18-го века некоторые женщины носили почти двухметровые фижмы, и что такие обручи расширяли юбки с боков, оставляя переднюю и заднюю части относительно плоскими. Это обеспечивало достаточно пространства, где могли быть отображены и полностью оценены тканые узоры, сложные украшения и богатая вышивка.
История возникновения
Первоначально стиль возник благодаря испанским придворным платьям 17-го века, обычным для портретов Веласкеса. Мода стала популярной во Франции, а после 1718–1719 гг. и в остальной части Европы, когда некоторые испанские платья были показаны в Париже.
Некоторые считают, что такие фижмы возникли в Германии или Англии, поскольку они существовали с 1710 года в Великобритании и даже появлялись при французском дворе в последние годы правления Людовика XIV.
К середине 18 века женское платье всегда представляло собой впечатляющее зрелище и занимало в три раза больше места, чем мужчина. В самых крайних случаях юбки с каркасами могли вытягиваться на несколько футов с каждой стороны. К 1780-м годам их носили только на очень формальных мероприятиях и в рамках придворной моды.
ngasanova
Вспомнить, подумать.
Фижмы
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
Появление, улыбки и насмешки
Карикатура на фижмы. 1748 год
На карикатуре 1748 года две модницы не могут разминуться на улице, без того чтобы
одной из них не пришлось совершать сложные манипуляции со своими юбками,
демонстрируя исподнее окружающим.
Фижмы – надеваемая под широкие дамские юбки конструкция из ивовых прутьев, китового уса
(по-немецки fischbein) либо проволоки, выполнявшая функцию каркаса. Середину XVIII века,
на которую приходится расцвет стиля «рококо», называют еще и «веком фижм». В России и
Германии фижмами называлось то, что во Франции носило название «панье» (дословно «корзина»).
Кринолином первоначально называлась жесткая ткань, из которой шились нижние юбки, позднее
он превратился в аналог фижм – каркас из обручей. Считается, что прообраз фижм (панье) в
виде обручей в юбках появился в XIV веке в Испании, затем их позаимствовала Англия и
позднее – Франция, Германия и Россия. Параллельно существует и версия появления пышного
каркаса под юбками на одной из театральных сцен Парижа. Фижмы делались, в соответствии с
модными веяниями, как круглые, так и плоские спереди и сзади, добавляя объем только на
бедрах («с локотками»), но сохраняя «рюмочный» силуэт.
Панье, или фижмы, могли иметь разную форму и разную величину – округлые или сплющенные
спереди и сзади; могли быть и небольшими, и чрезвычайно широкими, как, например, в
придворных платьях «мантуях».
Французская мода властвовала над умами и сердцами россиян. XVIII век для Франции стал
веком философов, косметики, парфюмерии и Революции.
Денис Иванович Фонвизин в письмах к графу Петру Александровичу Панину в 1778 году рассказывал:
«Если что во Франции нашел я в цветущем состоянии, то, конечно, их фабрики и
мануфактуры. Нет в свете нации, которая б имела такой изобретательный ум, как французы
в художествах и ремеслах, до вкуса касающихся. Я хаживал к «marchandes des mod»
(торговцам модных товаров. – фр.), как к артистам, и смотрел на уборы и наряды, как
на прекрасные картины. Сие дарование природы послужило много к повреждению их нравов.
Моды повсеместно переменяются: всякая женщина хочет наряжена быть по последней моде;
мужья пришли в несостояние давать довольно денег женам на уборы; жены стали промышлять
деньги, не беспокоя мужей своих, и Франция сделалась в одно время моделью вкуса и
соблазном нравов во всей Европе.
Портрет Марии-Антуанетты Жана-Батиста Готье д’Аготи. 1775 год.
Нынешняя королева (Мария Антуанетта 1755–1793) страстно любит наряжаться. Прошлого
года послала она свой портрет к матери, в котором велела написать себя разряженную по
самой последней моде. Императрица (Мария Терезия 1717–1780) возвратила сей портрет при
письме, в котором между прочим сии строчки находились: «Ваше приказание худо исполнено:
вместо французской королевы, которую я надеялась увидеть на присланном портрете, я нашла
в нем сходство с оперную актрисой. Должно быть тут вышла ошибка»».
Портрет императрицы Елизаветы Петровны Ивана Вишнякова. 1743 год.
Тон в модах, конечно, задавали первые лица государства. Самая известная щеголиха
своего времени, императрица Елизавета Петровна, прославилась своим громадным,
неправдоподобным количеством платьев в пятнадцать тысяч! Для нее выписывали из
европейских магазинов самые дорогие ткани, роскошные кружева, сундуки с чулками и
перчатками, короба с обувью, пуды тончайшей пудры, ароматических помад, благовонных
эссенций и прочее. А когда какой-нибудь европейский купец привозил новые ткани,
их в первую очередь показывали императрице. Если та или иная материя ей нравилась,
она распоряжалась закупить ее целиком, чтобы, упаси бог, не встретить платье из
нее же на придворной даме.
Коронационное платье Елизаветы Петровны
При этом, по словам В. О. Ключевского, Елизавета жила и царствовала в золоченой нищете
– с одной стороны, ворохи дорогих туалетов, маскарады и балы, поражавшие ослепительным
блеском и роскошью, с другой – теснота и убогая обстановка ее дворца, неряшливость, куча
неоплаченных счетов. Французские галантерейные магазины иногда отказывались отпускать
во дворец новомодные товары в кредит.
И снится мне, что ожил старый сад,
Помолодели статуи в нем даже.
У входов стройно вытянулись в ряд
Затейливых фасонов экипажи;
В аллеях томных вкрадчиво шумят.
Мелькают фижмы, локоны, плюмажи,
И каламбур французский заключен
В медлительный и вежливый поклон.
В начале 70-х годов фижмы появились в России. Это новшество пришло к нам, разумеется,
из Франции, а туда оно попало, по словам французов, в 1714 году из Англии. Русские франтихи
очень быстро оценили удобства каркаса. Его эластичность позволяла сжимать юбку локтями,
кроме того, подол стал мягким, платье даже слегка изящно колыхалось при движении.
В то время о платьях на фижмах, вернее о их владельцах, рассказывали разные смешные
случаи, происшедшие из-за громоздкости юбок.
Вот один из подобных анекдотов.
«Одна приезжая в Москву иностранка вздумала осмотреть город в наемной карете, которые
в то время были редки и по небрежению содержателей обыкновенно покупались для сего старые
и рассохшиеся. В эту карету села или, лучше сказать, втиснулась иностранка, одетая в
предлинные фижмы, которые крепко упирались от одного конца до другого.
Неуместимость фижм в карете послужила к спасению ее от великой опасности. Когда
извозчик поскакал под гору к Кузнецкому мосту, тогда отпало у кареты дно, сквозь которое
спасительные фижмы не допустили ее совсем провалиться. Народ, видя столь странное
приключение, поднял великий смех, остановил карету и спас иностранку, которая от усталости
и страха начинала уже задыхаться».
Д. И. Фонвизин (1744 или 1745–1792) опубликовал басню «Леонорины фижмы».
«Леонора носила всегда превеликие фижмы, которые сделаны были из китовых костей.
Леандр, муж ее, часто в этом осуждал, но сие ничего не помогало. Наконец, как родила она
сына, то испрашивали отца: какое имя дать новорожденному?
– Иона*, – отвечал Леандр, – для того, что произошел он из чрева китова.
Сей ответ имел такое действие, что Леонора переменила потом свой наряд».
Фижмы стали одной из излюбленных тем карикатуристов той эпохи:
фижмы
Смотреть что такое «фижмы» в других словарях:
ФИЖМЫ — (от нем. Fischbein китовый ус). Старинная широкая юбка на китовом усе, род кринолина, носились в XVII в. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФИЖМЫ бывшие в старину в моде женские юбки на китовом усе.… … Словарь иностранных слов русского языка
ФИЖМЫ — жен., мн., нем. юбка на китовых усах, как носили ее в прошлом веке, ныне кринолин. * Индейский петух распустил фижмы! Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
фижмы — каркас, юбка, обруч Словарь русских синонимов. фижмы сущ., кол во синонимов: 4 • каркас (15) • обруч … Словарь синонимов
ФИЖМЫ — (от нем. Fischbein китовый ус) юбка на китовом усе; см. Кринолин … Большой Энциклопедический словарь
ФИЖМЫ — ФИЖМЫ, фижм, ед. нет (нем. Fischbein китовый ус). 1. Принадлежность женской моды 18 и нач. 19 вв. широкий каркас в виде обруча, вставляемый под юбку у бедер для придания пышности фигуре. 2. Юбка с таким каркасом. «Из пышных фижм возвышалась, как… … Толковый словарь Ушакова
ФИЖМЫ — ФИЖМЫ, фижм. В 18 нач. 19 в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бёдер, а также юбка с таким каркасом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
фижмы — фижм; мн. [от нем. Fischbein китовый ус] В женской одежде 19 в.: обручи из китового уса, вставлявшиеся под юбку у бёдер. // Юбка с таким каркасом; кринолин. * * * фижмы (от нем. Fischbein китовый ус), юбка на китовом усе; см. Кринолин. * * *… … Энциклопедический словарь
Фижмы — (нем.) юбка на каркасе, появилась в Англии в 1711 г.; прямо в платье вшивались пластины китового уса или ивовые прутья. В 40 х гг. в Англии появились овальные фижмы, их стали надевать под нижнюю юбку, причем они были сделаны на шарнирах, чтобы … Энциклопедия моды и одежды
фижмы — фижем, мн. Широкий каркас из китового уса или ивовых прутьев в виде обруча, надевавшийся под юбку для придания пышности фигуре; юбка на таком каркасе. ► Приехав домой, бабушка, отлепли вая мушки с лица и отвязывая фижмы, объявила дедушке о… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Фижмы — мн. 1. Широкий каркас в виде обручей из китового уса, вставлявшийся под юбку у бедер для придания пышности фигуре (в женской моде XVIII XIX вв.). 2. Юбка с таким каркасом; кринолин. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Фижма
Панье (фр. panier — корзина) — каркас из ивовых или стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке. В Германии и в России подобные каркасы назывались фижмами (от нем. Fischbein — рыбья кость, китовый ус)
История появления и распространения
Существует версия, что панье появилось в начале 10-х гг. XVIII в. под влиянием театра: в одном из спектаклей актрисы появились в широких и небывало пышных юбках. Поначалу, как это и бывает с любой модной новинкой, эти юбки вызвали смех и недоумение, но затем стали излюбленным фасоном на долгие годы.
Каркас-панье помогал женщине достичь модного в эпоху рококо силуэта — «перевёрнутой рюмочки». Тонкая, стянутая корсетом талия, прямые плечи и бокалообразная юбка создавали это впечатление. Панье пристёгивалось на пуговицах к жёсткому корсету.
Панье в течение своей довольно длительной истории (до 1780 гг.) много раз меняли не только размер, но и форму. Так, в 20-30 гг. женщины носили пышные круглые панье.
В 40-е из Англии пришла мода на так называемые «панье с локотками» — овальный каркас расширял юбку с боков, при этом делая её плоской спереди и сзади.
В 50-60 гг. панье становятся более скромными и вновь приобретают круглую форму. Во второй половине века панье как бы «разделяется» на две полукупольные формы (для каждого бедра отдельно). Они соединяются тесьмой на талии.
В эпоху Марии-Антуанетты панье становятся до того большими и неудобными, что их снабжают складной конструкцией на шарнирах, а также… увеличивают проёмы каретных дверец. В конце 1780 гг. панье выходят из моды, их заменяют фо-кю (faul-cul) маленькие подкладные подушечки, надеваемые под юбку сзади. К концу XVIII в. пышные юбки совершенно выходят из моды, уступив место строгим ниспадающим драпировкам стиля ампир.
Мода на «античность» продолжалась недолго, однако, и мода на тонкую талию и расширенную юбку вернулась лишь к концу 1820-х. 1830—1860 годы были отмечены возрождением интереса к моде рококо. Кульминацией этого увлечения стало изобретение кринолина.