Что такое финт в волейболе
Как выполняется финт «Морита» в волейболе?
Волейбол – это довольно популярная и увлекательная командная игра, интересная не только для участников, но и для наблюдателей. В нее играют люди независимо от пола и возраста. За счет большого количества всевозможных игровых комбинаций и горячего накала страстей во время состязаний, фанатов у игры довольно много. Среди всех известных приемов игры, хочется особенно отметить финт в волейболе под названием «Морита». Это уникальный бросок, способный ввести противника в заблуждение и принести очко команде. С статье разберемся, как он выполняется и кто является первым игроком, успешно применившим финт на практике.
Различные комбинационные действия в волейболе направлены на то, чтобы дезориентировать соперника. Часто противник уже имеет подготовленную тактику действий, на тот или иной прием. В тех же случаях, когда противоположной команде нечем блокировать действия – это успешно выполненная комбинация. Одной из таких является «морита».
Автор комбинации Морита
Спортсмен прославился своей подвижностью и ловкостью. С любой точки на площадке он мог с легкостью проводить удары. Морита удостоился золотой Олимпийской награды за летние и серебряной за зимние игры. Также был награжден Международной федерацией волейбола как «Лучший волейболист XX века». После того, как игровая карьера спортсмена завершилась он еще долго время занимал пост профессора в Японском Университете Спорта и Науки.
Советы по проведению удара «Морита»
Для того, чтобы провести финт удачно и обмануть соперника, необходимо выходить к сетке резко и стремительно, не оставляя спортсмена противоборствующей команды времени на раздумья. Не зависим от своей изначальной позиции и положения связующего необходимо доводить начатое до конца, полагаться на свою команду и рассчитывать на удобный пас. К слову, в статье «Позиции игроков в волейболе и популярные игровые комбинации» мы постарались раскрыть тему взаимодействия в команде максимально полно.
При подготовке комбинации лучше изначально разучить со своей командой несколько вариантов. В таком случае соперникам останется меньше шансов, чтобы предугадать действия. Стоит отметить, что наиболее успешные финты в волейболе получаются тогда, когда связующему и атакующему дополнительно помогают игроки на передней линии. Они должны убедительно обыграть подготовку к атаке и тогда успех комбинации обеспечен.
Термины
Словарь волейбольных терминов, жаргона и сленга
Блок – приём защиты, с помощью которого преграждается путь мячу, идущему от соперника. Осуществляется выносом любой части тела выше верхнего края сетки, но высота контакта с мячом может быть любой:
Групповой (коллективный): блок, выполняемый двумя или тремя игроками.
уступом: игрок четвертой зоны находится в метре от сетки и отвечает за оборону на всей сетке, помогая партнерам перекрыть атаку на всех направлениях.
Блокер – (разг.) блокирующий.
Блокировка – (устар.) то же, что блок.
Бросок – действие на блоке или при атакующем ударе на сетке, во время которого происходит длительное касание руки и мяча.
Взлёт (то же, что квик) – комбинация, при которой игрок совершает прыжок до момента передачи.
Вход в зону – то же, что впрыжка, отсечение.
Выйти (об основном связующем) – переместиться после приёма с задней линии в переднюю зону. Выход
Выстроить крышу (то же, что ставить забор) – выстроить блок, создающий значительные трудности для соперника.
Грызть зубами пол (то же, что землемерничать) – (разг.) очень активно выполнять защитные действия.
Двойное касание – действие, при котором игрок ударяет мяч два раза подряд или мяч касается различных частей его тела последовательно.
Дерево – (разг.) игрок со слабой техникой.
Диагональный – игрок, в расстановке находящийся в трёх номерах от основного связующего. Чаще всего выполняет функции нападающего: находясь в передней зоне, даёт возможность основному связующему выходить и пасовать с бóльшим количеством нападающих в передней зоне.
Доводка – первое касание, после которого мяч обрабатывается и направляется связующему. Плохая доводка, хорошая доводка.
Доигровка – ответное атакующее действие команды при собственной подаче.
Доигровщик – нападающий, играющий вторым темпом.
Жевать передачу – (разг.) отдать пас с проносом.
Задержка (то же, что захват) – действие во время верхней передачи, при котором мяч не отскакивает от рук игрока сразу.
Задняя линия – часть площадки, ограниченная боковыми линиями, лицевой линией и линией атаки; ср. передняя зона.
Заслон – действия, которыми волейболисты одной команды мешают своим соперникам видеть подающего или траекторию полёта мяча. Индивидуальный заслон, групповой заслон.
Захват – то же, что задержка.
Защита – действия игроков, предотвращающие атаку соперника или позволяющие оставить мяч в игре после этого; ср. приём.
Землемерничать – (разг.) то же, что грызть зубами пол.
Зона конфликта (конфликтная зона) – зона между принимающими игроками, подача в которую сильно затрудняет приём.
Интервал – промежуток времени (обычно три минуты) между партиями; ср. перерыв, тайм-аут.
Квик – то же, что взлёт.
Кидать – (разг.) отдавать пас для нападающего удара, не учитывая особенности техники игрока. Подкидывать. Ср. пасовать, разводить.
Козёл – (разг.) комбинация, осуществляемая игроком первого темпа, который демонстрирует намерение играть зону, но в последний момент делает шаг в сторону пасующего и атакует с короткой передачи.
Контрольный мяч – очко, выигрыш которого решает судьбу партии или матча; ср. сетбол, матчбол, матч-пойнт.
сзади: игрок из второй зоны идёт на взлёт, игрок второго темпа из третьей зоны – во вторую;
смешанный: то же, что обратный.
Матчбол (то же, что матч-пойнт) – очко, выигрыш или проигрыш которого может решить исход всего матча; ср. контрольный мяч
Матч-пойнт – то же, что матчбол.
Мёртвый мяч – (разг.) мяч, оказавшийся в таком положении, что крайне трудно оставить его в игре.
Надеть на уши – (разг.) игровая ситуация, когда отразившийся от блока мяч попадает в атакующего.
Отсечение – то же, что впрыжка, вход в зону.
Отскакивать, как от батареи (о мяче) – (разг.) отскакивать в неожиданном направлении от игрока, обрабатывающего мяч.
Очередь (атаки) (то же, что темп) – порядок, которому следуют игроки при нападении.
Парашют (то же, что свеча) – (разг.) подача, передача и другие действия игрока, приводящие к тому, что мяч летит по большой дуге. Подать парашют – то же, что сделать свечу.
Пас (то же, что передача) – направление игроком мяча партнёру по команде:
«Пас – два» («пас – три», «пас – четыре») – фраза, которую говорит связующий, прося тем самым организовать доводку во вторую (третью, четвёртую) зону.
Пасер (то же, что пасующий, разводящий, связка, связующий) – (разг.) игрок, чья основная функция – отдавать пасы нападающим.
Пасовать – отдавать пас нападающему игроку, ориентируясь на особенность его техники; ср. подкидывать, разводить.
Пасующий – то же, что пасер, разводящий, связка, связующий.
Перевод – отклонение в направлении мяча относительно удара в ход. Перевести (ход).
Передача – то же, что пас. Отведённая: удалённая от сетки передача.
Передняя зона – часть площадки, ограниченная боковыми линиями, средней линией и линией атаки; ср. задняя линия.
Перерыв – промежуток времени между состоявшимся розыгрышем и свистком судьи для последующей подачи; ср. интервал, тайм-аут.
Переходящий мяч – мяч, перелетающий на сторону противника невысоко над сеткой, позволяющий выиграть очко атакой с первого удара. Обычно возникает при плохом приёме.
Планер (то же, что планирующая подача) – подача, при которой мяч летит с относительно небольшой скоростью по неустойчивой траектории, при этом может в конце резко оборвать полёт.
Подача – это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи:
Подбор – активное действие на подстраховке.
Поджечь шнурки (носки) (то же, что чехлануть в тапки) – (разг.) заблокировать нападающего так, что мяч отскакивает ему в ноги.
Подстраховка (то же, что страховка) – положение, при котором игрок готов помочь нападающему или блокирующему в том случае, если тот не сможет самостоятельно обработать мяч. Сыграть на подстраховке
Половинка – то же, что дужка, полупрострел.
Полочка – то же, что полметра.
Полупрострел – то же, что дужка, половинка.
Поляна – (разг.) игровая площадка.
Приём – первое касание мяча после подачи соперника; ср. защита.
– позитивный: качественная доводка, выполненная после подачи соперника.
Пробить до пола – то же, что добить до пола.
Проводка (то же, что пронос) – пас с уровня груди, во время которого происходит длительное касание мяча.
Пронос – то же, что проводка.
Прострел – быстрая низкая передача.
Разводить – отдавать пас для нападающего удара так, что блок оказывается обманутым; ср. пасовать, подкидывать.
Разводящий – то же, что пасер, пасующий, связка, связующий.
Распасовка – (устар.) действия связующего, при которых он раздаёт передачи.
Резак – (устар.) нападающий игрок.
Розыгрыш – последовательность игровых действий с момента подачи до того, как мяч выйдет из игры.
Ручной игрок – (разг.) игрок, атаку которого легко закрыть блоком.
Рыбка – (разг.) ныряющее падение на грудь при защитных действиях.
Самоподстраховка (самостраховка) – индивидуальные защитные действия атакующего игрока или блокирующего.
Свеча – то же, что парашют. Сделать свечу – то же, что подать парашют.
Связка – то же, что пасер, пасующий, разводящий, связующий.
Связующий – то же, что пасер, пасующий, разводящий, связка.
Сейв – эффективное защитное действие в сложной ситуации.
Сесть на пятки (горшок) – (разг.) стоять на полной стопе и не быть в состоянии принять мяч, падающий перед игроком, после нападающего удара соперника.
Сетбол – очко, выигрыш которого решает судьбу партии; ср. контрольный мяч.
Сеточники – (устар.) игроки, находящиеся в передней зоне.
Скидка – то же, что сброс. Жёсткая скидка. Мягкая скидка.
Соскочить – выиграть партию или матч в явно проигрышной ситуации.
Ставить забор – то же, что выстроить крышу.
Стопка – короткая передача в центре сетки, как правило, не выше полуметра.
Страховка – то же, что подстраховка.
Стрелка – то же, что зона (2).
«Стреляй!» – призыв выполнять прострел в сторону игрока, говорящего это.
Темп (то же, что очередь):
Тушить – (разг., устар.) то же, что гасить. Тушка (разг., устар.)
Углом вперёд – тактика защиты, при которой игрок шестой зоны подходит ближе к передней зоне и страхует игроков, которые там находятся.
Углом назад – тактика защиты, при которой игрок шестой зоны оттягивается ближе к лицевой линии.
Угол – нападающий игрок четвёртой или второй зоны.
Центральный блокирующий – амплуа волейболиста, играющего первым темпом в центре сетки, блокирующего в центре и иногда на краях сетки.
Чехлануть в тапки – (разг.) то же, что поджечь шнурки (носки).
Чехол – (разг.) блокирование, приведшее к вертикальному отскоку вниз, который не удалось подстраховать. Чехлить, зачехлить.
Эйс – подача, после которой мяч беспрепятственно приземляется на площадку соперника или оказывается вне игры после одного касания соперника.
Способы приема мяча в волейболе
Игра в волейбол полностью завязана на работе с мячом.
Точная передача товарищу по команде напрямую влияет на исход игры. Для этого используются разные способы приема мяча: всего выделяют 4 различных способа, при помощи которых можно принять и передать мяч от игрока к игроку или направить его в нужную точку на поле.
1️⃣ Прием обеими руками над головой
Этот способ без зазрения совести можно назвать самым распространенным при игре в волейбол. Именно с его помощью получается передать мяч другому игроку с наивысшей точностью.
Техника передачи обеими руками над головой:
Игрок стоит ровно, колени немного согнуты;
Руки игрока вытянуты вперед и подняты на уровне лба, при этом присогнуты;
Ладони развернуты, при этом каждый палец плотно прижат к другому.
При принятии мяча пальцы рук напряжены и не расслабляются.
Передача над головой осуществляется так, чтобы мяч оказался перед лицом. Во время того, как осуществляется передача, согнутые руки выпрямляются. Этот прием позволяет задать снаряду ту траекторию, которая подойдет для наиболее точных результатов.
2️⃣ Прием снизу обеими руками
Этот прием актуален в случае невозможности принятия мяча сверху, так как он уже послан недостаточно высоко.
Техника передачи двумя руками снизу:
Одно колено сгибается в присед, в то время как другое выставляется вперед;
Масса тела переносится вперед;
Руки располагаются таким образом, чтобы быть параллельными полу. При этом кисти смыкаются вместе, а локти выпрямляются.
Прием мяча осуществляется таким образом, чтобы он попал на основания сомкнутых друг к другу больших пальцев.
Этот способ приема менее точный, чем верхняя передача. Однако он позволяет достичь наиболее высокого полета мяча.
3️⃣ Нижний прием одной рукой с падением
Техника нижней передачи одной рукой:
Игрок совершает рывок в сторону падения мяча;
Нога со стороны мяча выставлена вперед;
Рука отведена назад, а кисть переходит в согнутое состояние.
После приема мяча, игрок перекатывается через плечо, падая туда, куда совершал рывок.
4️⃣ Нижний прием двумя руками с падением
Прием актуален в случае, если вы хотели сделать верхнюю передачу, но по каким-то причинам не успели. Этот способ похож на верхнюю передачу, после которого следует падение игрока на спину.
Техника нижней передачи двумя руками:
Аналогично ранее описанному варианту, игроку так же нужно сделать рывок в ту сторону, где падает мяч;
Снаряд принимается схожим способом, что и в верхней передаче — пальцы в ладонях сомкнуты и напряжены, смотрят вверх. Прием осуществляется на пальцы рук;
Игрок падает назад и перекатывается на спину.
Для правильного исполнения последних двух приемов игроку важно дополнительно потренировать техники падения, чтобы избежать возможных травм.
Волейбольные хитрости
Знаки, которые подают игроки в пляжный волейбол руками, являются одной из главных составляющих игры. У многих игроков есть свои собственные знаки, но в этот раз мы предложим вашему вниманию наиболее используемые.
Лилиана Фернандес Штайнер, Испания, показывает одним пальцем вниз, что означает блокирование удара в одну линию.
Игроки при помощи больших пальцев указывают своим партнерам по команде на игрока, которому нужно подать мяч.
Рука, сжатая в кулак, означает, что игрок ставить блок не будет.
Это знак означает блокирование в диагональ на двоих игроков.
Мария Гарсия Лопес, Мексика, показывает открытую ладонь, что означает, что она будет блокировать мяч, а игрок, которому адресован этот знак, будет обеспечивать защиту в этой зоне.
Два пальца, указывающие вниз, означают блокирование удара в линию с двух сторон атаки. Таки образом, в случае любого варианта подачи мяча, игрок блокирует линию атаки, а задний защитник обеспечивает контроль диагонали.
Знак, который подает Стефании Похл, Германия, может означать блокирование удара в линию игроком справа (поскольку игрок стоит лицом к сетке), либо блокирование удара в диагональ слева.
Этот знак означает блок по диагонали справа и блокирование удара в линию слева.
Сжатый кулак справа означает, что игрок не будут ставить блок на игрока, атакующего справа.
Итак, это были основные знаки игроков в пляжный волейбол. Сможете ли вы сами расшифровать следующие знаки?
Санне Кейзер, Нидерланды, подает знак своей партнерше во время матча по пляжному волейболу против команды Испании на Летних Олимпийских Играх 2012, воскресенье, 29 июля 2012, Лондон.
Талита Роча, Бразилия, подает знак партнерше по команде во время матча по пляжному волейболу против команды Германии на Летних Олимпийских Играх 2012, вторник, 31 июля 2012, Лондон.
Лондон, Англия – 9 августа: Алехандра Симон из Испании подает знак рукой во время матча VISA FIVB Beach Volleyball International на Хорсгардз-Парейд.
Тампа – 2 июня: Карч Кирай подает знак партнеру по команде Кевину Вонгу по время победного матча в открытом турнире Crocs Tour EsuranceTampa Bay Open.
Клагенфурт, Австрия – 22 июля: Екатерина Хомякова, Россия, дает знак во время финального матча по пляжному волейболу в турнире А1 Grand Slam.
Гаага, Нидерланды – 2 июня: Раиндер Нуммедор, Нидерланды, показывает тактический ход во время четвертьфинального матча между Раиндером Нуммедором и Ричардом Схайлом из Нидерландов и Эмилем Боерсма и Дааном Спийкерсом из Нидерландов на третий день Европейского Чемпионата по пляжному волейболу на гаагском пляжном стадионе, 2 июня 2012, Гаага, Нидерланды. Ричард Схайл и Эмиль Боерсма выиграли 2 – 0.
Афины, Греция – 15 августа: матч между Паулой/Пирес из Бразилии и Хакедал/Торлен из Норвегии на Олимпийских Играх 2004.
Гамбург, Германия – 8 июня: Игрок подает знак во время отборочного тура в соревнованиях по пляжному волейболу Smart beach tour 2012, 8 июня 2012.
Тампа – 3 июня: Карч Кирай подает знак партнеру во время финала против Джейка Джибба и Шона Розеншталя на AVP esurance Tampa Open. Джибб/Розеншталь выиграли у Кирая/Вонга в двух играх со счетом 21 – 18, 21 – 17.
Афины – 14 августа: Член китайской команды подает знак во время отборочных игр по пляжному волейболу среди женских команд на Летних Олимпийских Играх 2004 в Афинах. Игра проходила в Олимпийском Центре по пляжному волейболу в прибрежном комплексе Фалиро. Австралия выиграла со счетом 21-18, 21-18.
Афины – 14 августа: Игроки команды Германии разрабатывают стратегию во время отборочного матча по пляжному волейболу среди женских команд на Летних Олимпийских Играх 2004 в Афинах. Игра проходила в Олимпийском Центре по пляжному волейболу в прибрежном комплексе Фалиро, Афины, Греция. Германия выиграла 21-17, 21-18.
Пекин – 20 августа: Тодд Роджерс, Соединенные Штаты Америки, подает знак своему партнеру по команде во время полуфинального матча против команды Грузии на площадке для пляжного волейбола в парке Чаоян на 12 день Олимпийских Игр 2008 в Пекине.
Афины – 14 августа: Саммер Лохович, Австралия, подает знак партнерше по команде во время матча против команды Китая в отборочном туре на Летних Олимпийских Играх 2004 в Афинах Игра проходила в Олимпийском Центре по пляжному волейболу в прибрежном комплексе Фалиро, Афины, Греция. Австралия выиграла 21-18, 21-18.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Финты и другие трюки
1.8 Финты и другие трюки
Чтобы обманывать защиту соперника существует масса способов, финтов или трюков (можно называть их как угодно – сущность от этого не изменится). Каждый сколько-нибудь интересный связующий имеет на вооружении один-два или несколько уникальных финтов, которые являются органическим проявлением его индивидуальности.
Чем более ярко выражены личностные качества связки, тем более оригинальными приемами он пользуется для обмана защиты соперника. Тут уж, поистине, кто во что горазд. Кто-то пасует с каменным лицом и от головы; кто-то прикидывается более простым, чем он есть; кто-то артистически изображает то, что не собирается делать; а кто-то вообще играет из 4-го номера. Манера игры – это игровое лицо связки, его визитная карточка.
Начинающим связкам тут может быть только один совет: посмотрите, как играют другие связующие, примерьте на себя их манеру игры и те трюки, что они исполняют. Те, что для вас окажутся неудобными – потом отсеются сами собой.
И, пожалуй, вот еще один совет: изобретайте финты сами. Конечно, желательно этого не делать в самые напряженные и ответственные моменты решающих игр. Это занятие более подходит для тренировочных игр. На всякий случай постарайтесь приучить своих партнеров, что трюк может быть продемонстрирован в любой момент, неожиданно не только для соперников или партнеров, но и даже для вас. Чтобы потом не было недоразумений. А еще лучше – обсудите свой будущий шедевр с тем нападающим, которому предстоит завершить вашу титаническую интеллектуальную работу. Вообще старайтесь чаще обсуждать ситуации на площадке и варианты их развития. Когда вы поймете, как движется мысль нападающего, а он поймет вас, ваша сыгранность возрастет многократно, а ваше взаимопонимание будет осуществляться без всяких усилий – «само по себе». И у стороннего зрителя вызовет восхищение.
1.9 Связка и защита
Игра связующего во многом зависит от игры в защите. Если защита принимает и «доводит» мяч до связующего хорошо, то он, обладая достаточной квалификацией, также пасует хорошо и в нужном направлении. Случаи низкой квалификации связки здесь не рассматриваются, поскольку если связующий пасует плохо, то это совсем не связующий и надо гнать его из команды поганой метлой. (Можно, конечно, не гнать, а переквалифицировать – но это уже детали.) Поэтому если в защите и у связующего все в порядке, то результат атаки останется целиком на совести нападающего. На этой фазе игры роль связующего не так велика, хотя и здесь результат будет во многом определяться тем, насколько верно связующий игрок оценил положение и готовность своих нападающих и «чужих» блокирующих, провел комбинацию и «разорвал» блок.
Роль связки усиливается, если:
Роль связки усиливается, если прием недостаточно хорош. С хорошего приема любой чайник паснет. А если прием не совсем получился? Или совсем не получился? А это случается не столь уж и редко. В этом случае мне вспоминается, как такую ситуацию в своей книге прокомментировал Григорий Мондзолевский (легендарный связующий в сборной СССР еще до Зайцева). Он отрабатывал пас кончиками пальцев в стену из самых различных положений, стараясь не уронить мяч на пол, по 600 раз за тренировку! Поэтому в игре мог выдать удобный пас практически из любого положения, даже доставая мяч в падении!
Конечно, если демонстрировать такие «фокусы», то настроение «своей» команды непременно будет улучшаться. А это означает, что шансы на победу возрастут.
1.10 Действия связующего в критические моменты игры
Эти моменты, как правило, – завершение сета, равный счет, а также ситуации, когда соперник «на ровном месте» вдруг начал набирать – одно за другим – очки, «а мы никак не можем». Если в начале партии еще можно позволить себе немного пофантазировать и поизобретать, то концовку и критическую фазу сета необходимо отыграть предельно собранно и строго. Хороший связующий должен предугадывать критические моменты игры и своевременно их ликвидировать.
В такие минуты рекомендуется:
* играть на сильнейшего или наиболее стабильного нападающего;
* собраться и не играть авантюрно – разыгрывать лишь наиболее хорошо отрепетированные комбинации, выдавать максимально удобный пас лишь под наиболее привычные или надежно получающиеся у нападающих удары;
* слить воедино энергию всей команды;
* подбадривать и активизировать (заводить) нападающих, не опускать рук, не раскисать и не утрачивать веры в окончательную победу;
* взять минуту и успокоиться.
Другими словами – в критические моменты и, особенно, к концовке партии необходимо незаметно, но существенно усиливать свою игру.
2. Подготовка связующего игрока
Подготовка волейболистов-связующих – это сложный многолетний процесс. Поэтому успешное решение задач подготовки предполагает четкое планирование учебно-тренировочной работы. Оно позволяет определить содержание многолетнего процесса, выбрать направление деятельности, эффективные средства и методы.
Практика работы и научные исследования показывают, что период собственно подготовки связующего игрока составляет 5–7 лет (от этапа определения функции до этапа завершения развития мастерства). Процесс подготовки связующего в целом можно условно разделить на четыре этапа: начальной подготовки, отбора и специализации, развития и совершенствования мастерства, стабилизации мастерства (рис. 1). Для более эффективного воздействия средств на отдельные стороны подготовки целесообразно выделять подэтапы. В первом этапе – подэтап выявления качественных особенностей, в третьем – подэтап усиления процесса специализации, в четвертом – подэтап поиска и развития резервных возможностей связующего. Каждому этапу присущи определенные направления, задачи и средства.
Первый этап начальной спортивной подготовки основывается на главном принципе советской системы физического воспитания – всестороннем гармоническом развитии личности. Как мы уже говорили, этот принцип выражает генеральную направленность всей системы коммунистического воспитания, необходимость целеустремленно сочетать различные стороны воспитания в любой педагогической деятельности. Диалектика взаимосвязи видов воспитания такова, что если игнорировать ее, обесценится общественно полезный эффект вида воспитания. Особо важно в этой взаимосвязи соединение обучения с нравственным воспитанием.
Одним из основных условий реализации принципа всестороннего развития является использование таких средств и методов, какие гарантировали бы направленность развития всех основных физических качеств человека, содействовали бы полному выявлению индивидуальных физических способностей и создавали бы достаточно богатый фонд жизненно важных двигательных умений и навыков.
Всестороннее физическое развитие, помимо всего прочего, целесообразно потому, что соответствует эволюционно сложившемуся биологическому статусу организма и расширяет возможности его адаптации к разнообразным, постоянно меняющимся требованиям внешней среды. П.Ф. Лесгафт отмечал, что только при гармоническом развитии всех органов организм человека в состоянии совершенствоваться и производить наибольшую работу при наименьшей трате материала и силы. Таким образом, принцип всестороннего развития в процессе первого этапа подготовки юных волейболистов учитывает вполне определенные закономерности как социального, так и естественного характера.
Конкретные задачи и содержание подготовки первого этапа с учетом специфики волейбола в равной мере применительны ко всем занимающимся 10–12 лет. Универсальная постановка задач и выбор средств на данном этапе исключает какое-либо деление игроков по функциям.
2.1 Специализация связующего
Ведущими задачами на этапе специализации являются:
1. Повышение уровня физической подготовленности.
2. Развитие специальных качеств и способностей, необходимых для совершенствования навыков игры.
3. Прочное овладение основами техники и тактики игры.
4. Создание предпосылок (базовой основы) для развития и совершенствования способностей связующего.
Эти задачи вытекают из общих закономерностей многолетней подготовки юных волейболистов».
Вся особенность работы на данном этапе заключается в том, что решение четвертой задачи приобретает с этого момента целенаправленный характер.
Учитывая, что первые трудные задачи вытекают из общих принципов, остановимся на содержании и характеристике средств четвертой.
Приступая к разработке средств (упражнений) с целью их направленного влияния на развитие отмеченных качеств и способностей связующего, необходимо в основу их подбора и взаимосвязи взять системный принцип. Такой подход позволит учесть и увязать сложные и на первый взгляд разноплановые задачи: принципы формирования двигательного навыка, специфику волейбола и логику поэтапной периодизации учебно-тренировочного процесса. С учетом этого вся работа будет строиться в такой последовательности:
1. Воспитание специальных качеств и способностей (средства СФП).
2. Овладение основой навыка второй передачи мяча.
3. Соединение качеств и способностей с основой навыка второй передачи (взаимосвязь качеств и навыка).
4. Воспитание тактических умений в процессе совершенствования навыка второй передачи мяча (взаимосвязь техники и тактики).
5. Доведение навыка второй передачи до совершенства.
6. Обучение тактическим действиям при второй передаче мяча в индивидуальных, групповых и командных тактических действиях в нападении.
Связующим звеном во всей работе является формирование общетеоретических и специальных знаний. Сюда относятся не только знания общих принципов построения взаимодействий, но и знания, обеспечивающие четкое представление действий в наиболее типичных ситуациях игры с учетом конкретных задач, особенностей партнеров по команде и противника.
Достижение единства всех сторон подготовки осуществляется в учебных, контрольных играх и соревнованиях.
Основным средством специальной физической подготовки являются, как известно, подготовительные упражнения, задача которых состоит в развитии физических способностей, специфических для игры в волейбол и игровой функции связующего. По способу выполнения они могут быть разделены на упражнения без предметов и с предметами (мячи набивные, баскетбольные, футбольные, резиновые амортизаторы и т.п.). Важное значение имеют специально подобранные эстафеты, в которых вырабатываются навыки быстрого перемещения в сочетании с быстротой реакции, ориентировки и другими важными качествами, обеспечивающими своевременный выход связующего к месту действия и их последующий успех (правильность передач, их точность и своевременность).
Особое место в специальной физической подготовке связующих отводится воспитанию скоростно-силовых качеств – силы и быстроты.
Быстрота, как известно, качество комплексное. Его составляют быстрота реакции, быстрота однократного (отдельного) движения и частота движения (число движений в единицу времени). Это обстоятельство, а также специфика функции связующего обусловливает методические приемы и подбор средств для решения двух основных задач: воспитания быстроты двигательной реакции и способностей, определяющих скорость движений.
Для решения первой задачи рекомендуется использовать упражнения, требующие мгновенного реагирования на какой-либо заранее установленный сигнал или изменение условий, в которых происходит двигательная деятельность. Эффективны здесь средства, в которых предполагается выполнение различных заданий в ответ на зрительные (в меньшей мере слуховые) сигналы. Причем преимущественными ответными действиями на сигнал должны быть изменения направления действий. Это же относится и к выполнению имитационных движений и действий.
Для решения второй задачи подбирают упражнения, которые включали бы движения и действия, выполняемые с предельной и околопредельной (в зависимости от контингента занимающихся) скоростью. Решению этой задачи в наибольшей степени отвечают бег на скорость из различных исходных положений (до 10 м), с резким изменением направления, с одновременным выполнением игровых приемов.
В связи с тем, что в волейболе преимущественное значение имеет скорость сокращения мышц, от которой во многом зависит эффективность выполнения технических приемов (высота и внезапность прыжка, дальность и своевременность передач и т.д.), нужно применять широкий комплекс упражнений, направленных на развитие силы мышц и скорости их сокращения. Сюда должны входить упражнения с отягощением (малым – для выполнения с максимальной скоростью и с относительно большим, главным образом общим), прыжковые упражнения (в том числе и с отягощением) – метод статико-динамического развития прыгучести, а также специальные упражнения, непосредственно связанные с основными техническими приемами игры. Поскольку быстрота – качество комплексного характера, здесь незаменимы специально подобранные эстафеты.
В целом все упражнения, направленные на развитие физических способностей связующего, можно выделить в следующие группы:
1. Для воспитания быстроты перемещения.
2. Для воспитания быстроты ответных действий.
3. Для воспитания силы мышц, участвующих в выполнении основного игрового приема – передачи мяча.
4. Для воспитания силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении подач и нападающих ударов.
5. Для воспитания прыгучести.
Техническая подготовка связующего определяет успех применения сложных тактических действий в игре. Иными словами, чем выше индивидуальное техническое мастерство диспетчера, тем большими тактическими возможностями он располагает. Отсюда следует, что техническая и тактическая подготовка связующего находится в органическом единстве. Следовательно, это должно найти свое выражение в организации учебного процесса и особенно во время выполнения подготовительных и подводящих упражнений (движения и действия в ответ на изменение условий).
При этом в основу технической подготовки связующего должны быть положены упражнения, способствующие воспитанию универсальных двигательных навыков, что позволяет эффективно и правильно выполнять технические приемы в игре.
Тактическая подготовка предполагает постепенное усложнение условий действий, начиная с индивидуальных упражнений в стандартных положениях и далее во взаимодействии с нападающими игроками – в звеньях (линиях) и в составе команды. Основное внимание здесь уделяют тому, чтобы формирование тактических умений осуществлялось в тесной взаимосвязи с совершенствованием техники владения мячом. Дальнейшее развитие
тактических умений проходит в процессе совершенствования тактических действий в индивидуальных, групповых и командных игровых упражнениях, а также в учебных, контрольных играх и соревнованиях.
Теоретическая подготовка на этом этапе включает ряд мероприятий, последовательное проведение которых способствует, во-первых, освоению и расширению общетеоретических и специальных знаний (закономерности построения игровых действий с учетом пространственно-временных параметров) и, во-вторых, выработке четких представлений о действиях с учетом конкретных (типичных) игровых условий, задач в игре, партнеров по команде и соперника.
Фундаментом теоретической подготовки должно служить знание наиболее общих положений игровой деятельности («законов»), вытекающих из особенностей игры и функции связующего игрока.
2.2 Примерный комплекс методов и средств подготовки связующего
Воспитание специальных физических качеств. Осуществляется оно в следующей методической последовательности:
1. Средства общего воздействия, отражающие специфику волейбола и функции связующего и создающие основу для успешного развития специальных физических качеств и способностей.
2. Средства избирательно-направленного воздействия, способствующие развитию групп мышц, принимающих активное участие в выполнении технических приемов. Упражнения выполняют в стандартных условиях.
3. Те же средства, что и в п. 2, но в усложненных условиях, создающих предпосылки для развития тактических умений и навыков (наблюдательности, сообразительности, периферического зрения и т.д.).
4. Средства комплексного воздействия (различные сочетания средств избирательно-направленного воздействия).
5. Те же средства, но в жестких временных условиях (количество передач за определенное время, с определенной скоростью).
Данная последовательность не означает, что при переходе к следующим группам упражнений предыдущие больше не применяют. В определенной мере все их включают в занятия, однако преимущественное внимание уделяется тем. из них, которые в большей степени отвечают содержанию занятия.
2.2.1 Воспитание быстроты передвижения
1. Бег на скорость с высокого и низкого старта на различные отрезки (10–20 м).
2. Бег на скорость различными способами с изменением направления (обегание мячей, матов, занимающихся в колонне и т.д.).
3. Бег «елочкой», «челночный» бег (отрезки 5 – 10 м), то же, но с набивными мячами в руках.
4. Бег в шеренгах, дистанция между шеренгами 1– 2 м. По сигналу вторая шеренга догоняет первую.
5. Бег с остановками и ускорениями с места в пределах границ площадки: например, бег из-за лицевой линии к сетке, остановка, передвижение спиной вперед до линии нападения, остановка и бег вперед к сетке и т.д.
6. Передвижения на скорость в структуре «выходов» связующего: например, бег из зоны 1 к сетке, остановка, передвижение приставными шагами левым боком до зоны 6, остановка, бег к зоне 4, остановка, передвижение спиной в зону 1 и т.д.
7. Преодоление специальной полосы препятствий (передвижение различными способами, выполнение имитационных и акробатических упражнений, прыжков, падений и т.д.).
8. Эстафеты, включающие различные способы передвижений, изменение направления бега, остановки, толчки набивных мячей и т.д.
Как мы уже говорили, здесь не рассматриваются средства развития силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении подач и нападающих ударов, а также прыгучести. Решение этих задач осуществляется по общему плану подготовки волейболистов.
2.2.2 Воспитание быстроты двигательной реакции и быстроты ответных действий
1. Ускорения по сигналу на короткие отрезки.
2. То же, но из различных исходных положений: стойка волейболиста, сидя, лежа, сидя спиной к стартовой линии. В этом случае сигналом к движению служит мяч, брошенный из-за спины связующих.
Большой эффект оказывают упражнения с заданиями в ответ на зрительные и слуховые сигналы (введение другого сигнала для внезапного изменения направления движения или действия). Например:
а) передвижение вдоль сетки с имитацией блокирования по сигналу;
б) то же в парах: блокирование выполняется в ответ на действие партнера. Упражнение усложняют введением ложных движений, отвлекающих перед началом прыжка.
Учитывая важность упражнений с заданиями в ответ на зрительные сигналы при выполнении различных передвижений связующего, их можно подразделить на три группы:
а) изменение способа передвижения или исходного положения в ответ на обусловленный сигнал, направление движения постоянное;
б) изменение скорости передвижения, способ и направление передвижения постоянные;
в) изменение направления передвижения, способ и скорость постоянные.
3. Имитационные и другие упражнения в ответ на изменение сигнала, способ передвижения и направление постоянные.
4. Различные сочетания предыдущих упражнений (по мере их усвоения): связующий находится в одной из тыловых зон (1, 6, 5), тренер у сетки с набивным мячом – тренер подбрасывает мяч над собой и отходит назад, связующий быстро передвигается к сетке, ловит мяч вверху над лицом и выполняет толчок в направлении, обусловленном сигналом тренера. Промежутки между сигналами постепенно сокращают.
5. То же, но толчок выполняют в направлении зоны, в которой блокирующий игрок не действует.
Особое внимание следует уделять специально подобранным подвижным играм, содействующим комплексному воздействию на воспитание физических качеств и способностей. Это такие игры, как «День и ночь», «Вызов», «Мяч через шеренгу» и другие.
2.2.3 Воспитание силы и скорости сокращения мышц, принимающих участие в выполнении передачи мяча
1. Сжимание кистевого эспандера (теннисного, резинового мяча).
2. Сгибание и выпрямление рук в упоре лежа. То же на пальцах.
3. Передвижения на руках: вправо, влево (ноги вместе); ноги удерживает партнер. То же на пальцах.
4. Передвижение влево (вправо) одновременным отталкиванием руками и ногами.
5. Толчки набивного мяча весом 1–2 кг вперед-вверх и за голову (исходное положение – мяч вверху над лицом).
6. То же из различных исходных положений: сидя, стоя на коленях, левым (правым) боком к направлению движения, акцентировать внимание на активной работе ног и заключительном движении кистей.
7. То же, но в безопорном положении (в прыжке).
8. Передача в стену футбольного (баскетбольного) мяча. Упражнение повторяют многократно. Расстояние до стены и скорость передач постепенно увеличивают. То же, но в безопорном положении.
9. Передачи на дальность волейбольного мяча после передач над собой или с передачи партнера. То же, но в безопорном положении.
10. Толчки нескольких набивных мячей, посылаемых двумя-тремя партнерами под разными углами.
11. Толчки набивного мяча партнеру, меняющему место расположения. Смена места осуществляется в момент, когда занимающийся с набивным мячом выполняет толчок над собой.
12. Толчки набивного мяча с изменением направления и траектории полета в ответ на обусловленные действия партнера: приседание–толчок над собой, подскок – толчок в прыжке, руки вверх – толчок по высокой траектории и т.д.
13. Толчки набивного мяча над собой, стоя правым боком к сетке, в чередовании с толчками вперед и назад за голову в ответ на действия блокирующих игроков: прыжок блокирующего зоны 3 – толчок вперед или за голову; прыжок блокирующих зон 4–3 – толчок за голову и т.д.
Упражнения 12 и 13 способствуют развитию быстроты ответных действий в сочетании с развитием силы.
14. Эстафета. Связующие располагаются в двух колоннах на расстоянии 12–15 м от стены. У направляющих набивные (баскетбольные) мячи. По сигналу направляющие передвигаются к стене по коридору шириной 1 м, передавая мяч над собой на высоту 30–50 см. У стены выполняют серию передач (до 5 передач над собой, лицом и спиной к направлению движения) и возвращаются в свои колонны. Побеждает команда, раньше закончившая упражнение и меньше допустившая ошибок, (заступание за линию коридора, потери мяча, толчок не из исходного положения – мяч вверху над лицом).
По мере усвоения упражнений, выполняемых в стандартных положениях и с усложнением условий, подключают групповые упражнения, близкие по структуре взаимодействия игроков при первых и вторых передачах в нападении.