Что такое финансово кредитная система
Финансово-кредитная система
«Чем больше вы знаете, тем труднее вас обмануть.»
Цезарь Борджиа
Многочисленные организации и компании, работающие в сфере денежного обращения, общегосударственные структуры, определяющие правила в этой области, фирмы, оказывающие финансовые и связанные с ними услуги, в совокупности образуют то, что называется финансово-кредитной системой страны.
Двухуровневая и одноуровневая банковские системы
Финансово-кредитная система постоянно развивается и усложняется, и многие ее элементы понятны лишь специалистам. (В качестве аналогии можно привести автомобильную технику: если в автомашине прошлых лет вполне мог разобраться едва ли не любой мастер-самоучка, то теперь для этого порой необходимо высшее специальное образование.) Но чтобы просто ориентироваться в этой системе, с которой мы волей-неволей сталкиваемся довольно часто, не нужно быть суперфинансистом.
Для начала рассмотрим важнейшую составляющую финансово-кредитной системы — банковский сектор. Здесь придется слегка углубиться в историю.
Банковская система бывает двух типов: одноуровневая и двухуровневая. Первая существовала, например, в ряде стран социалистического лагеря, в первую очередь в СССР, и представляла из себя следующее. В стране существует единый государственный банк. Он определяет денежную политику, устанавливает общие для всех правила и стандарты работы в этой области, осуществляет полный спектр банковской деятельности. А вот виды и направления этой деятельности разделены по специализированным банкам, имеющим сеть отделений по всей стране.
Промышленность и строительство, например, обслуживал Промышленно-строительный банк, что буквально отражено в его названии. Работой с населением занимался Сберегательный банк — его нынешний одноименный наследник, хорошо знакомый каждому, сохранил это направление как одно из приоритетных. Заграничные операции осуществлялись через Внешэкономбанк — нынешний ВЭБ с той же специализацией и т. д. Все эти банки, несмотря на обособленность и профильность, были по сути филиалами, то есть структурными подразделениями единого Госбанка — почему такая система и называется одноуровневой. Межбанковская конкуренция, естественно, отсутствовала, да и вообще роль банков в экономике была менее значимой, чем нам это представляется сейчас, — до некоторой степени ее можно считать обслуживающей.
Принципиально иначе устроена повсеместно распространенная сейчас в мире, в том числе в России, двухуровневая банковская система. Она состоит из сети коммерческих банков и венчающего ее Центрального банка. Внешне это может показаться похожим на описанную выше схему, но сходство мнимое. Каждый банк в этой системе является самостоятельным хозяйствующим субъектом. В его капитале может быть, конечно, доля государства, как у Сбербанка или ВЭБ. Но в принципе это такое же акционерное (чаще всего) предприятие, как и любое другое в любом секторе.
Каждый банк произвольно выбирает осуществляемые им виды банковской деятельности, от полного их набора до узкой специализации. Банки могут существовать обособленно или входить в различные объединения разнопрофильных компаний: финансово-промышленные группы и т. п. Из консорциума крупнейших и влиятельнейших банков сформировался и был учрежден в свое время Центробанк (ЦБ). В разных странах он называется по-разному, например в США — ФРС (федеральная резервная система). И только внешне это аналог Госбанка.
Одноуровневая банковская система:
Двухуровневая банковская система:
«Кто кладет деньги в банк, не должен забывать, что он просто седок, а вожжи в руках у банка» (В. Швебель)
Центральный банк — просто самый главный?
Собственно Центробанк не занимается обычными банковскими операциями: не принимает коммунальные платежи, не выдает потребительские кредиты, не держит валютные обменные пункты.
Его деятельность состоит в другом.
Во-первых, он занимается денежной, или монетарной, политикой в стране, определяя ее правила и развитие, может осуществлять денежную эмиссию (выпуск денег).
Во-вторых, он может кредитовать правительство и коммерческие банки. Тот процент, под который Центробанк выдает кредит другим банкам, называется ставкой рефинансирования, или учетной, или ключевой ставкой. Ее величина задает минимальный уровень процента по кредитам во всей экономике, и это является важнейшим инструментом экономического регулирования. Если вдруг вы где-то увидите предложение кредита под процент меньше этой величины — знайте, что либо это просто не совсем кредит (строительные компании, например, «возвращая» часть процентов, в такой форме иногда предлагают рассрочку платежа), либо мошенничество. Ведь ни один банк, взяв деньги под 10% не станет предлагать их за 5% — иначе он разорится.
В-третьих, Центробанк формирует обязательный резерв — своего рода межбанковскую кассу взаимопомощи, в которую каждый банк должен внести долю своего капитала. Из нее могут выдаваться кредиты (см. выше), осуществляться поддержка банковского сектора, интервенции на валютном рынке (об этом в статье Валютный рынок) и иные операции. Варьируя величину этой доли, Центробанк также осуществляет регулирование денежно-кредитной системы страны.
В-четвертых, он занимается лицензированием банковской и иной финансовой деятельности (страхование, фондовые и валютные операции и т. д.) — разрабатывает стандарты и правила в этой области, отслеживает соблюдение установленных норм участниками финансовой сферы, ведет монетарную статистику и так далее, за что его и называют иногда мегарегулятором.
Таким образом, Центробанк — это не просто самый главный банк, а важнейшая структура в государстве, от чьих действий зависит не только работа и состояние финансового сектора, но и положение в экономике в целом.
Коммерческие банки: их знает каждый
Если Центральный банк страны — это, как раньше писалось в учебниках, надстройка, то коммерческие банки — это базис двухуровневой банковской системы. Напомним: следует четко понимать, что слово «коммерческий» относится не к форме собственности, а к цели деятельности и означает «существующий для получения прибыли».
Коммерческий банк — это такое же предприятие, как фабрика или магазин, но с одним принципиальным отличием: в своей деятельности обычное предприятие оперирует в основном собственными средствами, прибегая к кредиту лишь при необходимости, а банк в подавляющем большинстве случаев использует заемные и привлеченные средства. Последнее требует пояснения. Дело в том, что значительная часть денег, с которыми работает банк, это деньги на счетах предприятий и организаций в этом банке, а это не заемные, а именно привлеченные средства.
Все операции коммерческого банка делятся на активные и пассивные. Активные — это размещение денег там, где они могут принести доход, а пассивные — это то или иное привлечение денег. В оперативном распоряжении банка находятся временно свободные деньги вкладчиков, или держателей счетов. Чьи-то платежи приходят на счет в банк, чьи-то уходят, но всегда есть некоторое количество средств, чье истребование владельцами отсрочено во времени. Именно этими деньгами банк и пользуется.
Пример активных операций — выдача кредита под процент, всегда больший, чем тот, под который банк сам берет деньги в долг. Кредиты могут выдаваться гражданам, предприятиям, другим банкам и пр. Имеется большое количество разновидностей кредита: по срокам (мгновенный, краткосрочный, долгосрочный), по целям (потребительский, для пополнения оборотных средств предприятий, ипотечный и др.), по категориям заемщиков (для пенсионеров, для молодых семей и т. п.), по различным условиям и т. д.
Другой вид активных операций — купля-продажа каких-либо финансовых активов, например валюты. В обменном пункте всегда указаны цена продажи и цена покупки — вторая всегда ниже, что и дает так называемую маржу (ценовую разницу).
Банковские услуги также можно отнести к категории активных операций: выпуск банковских карт, сейфинг (хранение ценностей в специальном помещении, в сейфах), депозитарные услуги (хранение средств не на счете, а в хранилище, в ячейках), осуществление платежей и переводов, за что клиент платит комиссию, открытие и ведение счетов предприятий и граждан (хотя это можно воспринимать и как пассивные операции — ведь это привлечение денег) и т. д.
К пассивным операциям относят заимствования у других банков или Центробанка, выпуск банковских сертификатов (форма привлечения денег в долг у приобретателя такого сертификата), различные банковские вклады, по которым вкладчики получают проценты, уже названное размещение клиентами денег на банковских счетах и т. п.
Какую-то долю в обороте имеют и собственные средства банка, но лишь в совсем маленьких или узкоспециализированных банках она может играть главную роль.
Из такой структуры средств осуществления банковской деятельности следует, что надежность, репутация, имидж, наконец, для коммерческого банка крайне важны. Ведь стоит клиентам усомниться в нем, как они тотчас начнут забирать свои деньги со счетов, вкладов, спасая их, забыв про проценты, — и банк не сможет выполнять свои текущие обязательства, поскольку на них не хватит собственных денег, доля которых в обороте относительно невелика. А это уже банкротство, крах, если вовремя не удастся изменить ситуацию. Вот в такие моменты и может прийти на помощь Центробанк, поддержав деньгами из своих резервов, если сочтет гибнущий банк достойным поддержки. Ведь всех поддерживать нельзя (да и не получится: денег не хватит у ЦБ) — иначе начнется банковское иждивенчество, не будет стимула хорошо работать, что точно не на пользу ни банковской системе, ни экономике в целом. Естественный отбор требует жертв и в банковской сфере.
«Банк есть учреждение, где можно занять деньги, если есть средства убедить его, что ты в них не нуждаешься» (М. Твен)
Страховые компании: как минимум один полис имеют все
Финансово-кредитная система страны не ограничивается лишь банками. Она складывается также из страховых компаний, различных фондов (о пенсионном уже шла речь в предыдущих статьях) и так называемых децентрализованных финансов.
Страховой сектор, как и банковский, представлен большим числом страховых компаний и предлагает множество разнообразных страховых продуктов. Самые известные и популярные: автострахование, медицинское страхование, страхование имущества(далеко не полный перечень). В нашей стране страховая культура населения не очень развита по сравнению с ведущими мировыми державами, и прививание ее идет в каком-то смысле сверху, по воле государства. Инструментом такой политики служат, конечно, обязательные виды страхования. И если полис ОМС воспринимается нами почти как нечто само собой разумеющееся («ну, переименовали государственную бесплатную медицину в страховую»), то ОСАГО в этом смысле можно назвать прорывом. Именно через него миллионы граждан невольно приобщились к страховому рынку и стали интересоваться другими продуктами отрасли — уже добровольными.
Немалая заслуга здесь принадлежит тесному сотрудничеству автодилеров, банков и страховых компаний, повсеместно увязывающих автокредитные программы с автострахованием каско (именно такое написание).
Вообще же страховой бизнес основан на том, чтобы собрать с клиентов-страхователей больше, чем придется им за тот же период выплатить при наступлении страхового случая. Для этого ключевое значение имеет точная оценка возможных рисков, то есть вероятности наступления таких случаев. Поскольку процесс привлечения денег клиентов идет постоянно (как и страховые выплаты пострадавшим), у страховой компании всегда имеются свободные средства, которые она может использовать для заработка на некоторых финансовых операциях.
Как и для банков, для страховых компаний имидж и репутация имеют важнейшее значение. Сомнение потенциальных клиентов в платежеспособности компании тотчас остановит приток новых договоров, и, если запас прочности невелик, это может поставить фирму на грань краха. Поэтому агрессивная реклама и чрезмерно выгодные предложения не самой большой компании должны непременно насторожить потенциального страхователя: возможно, эта компания работает (специально или вынужденно) по пирамидной схеме, когда страховые выплаты покрываются исключительно вновь заключенными договорами, а не обеспечены ранее созданным запасом прочности. Этот конвейер остановить нельзя, но рано или поздно это произойдет с печальными для компании и ее клиентов последствиями. Впрочем, подобные рассуждения справедливы для любой сферы — финансовой, строительной и др.
Паевые, трастовые, венчурные, инвестиционные и прочие фонды
Свои услуги на финансовом рынке предлагают многочисленные и разнообразные фонды. В самом общем смысле их деятельность объединяет то, что они в той или иной форме аккумулируют временно свободные средства граждан и стараются использовать их на финансовом рынке с наибольшей эффективностью с помощью различных финансовых инструментов: операций с валютой, ценными бумагами и т. д. Это явление еще называют коллективными инвестициями. Названия этих организаций отражают, в какой-то мере, особенности их работы.
Несколько особняком стоят пенсионные фонды: государственный и негосударственные, — формирующие пенсионные накопления граждан.
«Попытки искусственно упростить сложное часто приводят к дополнительным усложнениям» (законы Паркинсона)
Пецентрализованные финансы
Этот сектор (кассы взаимопомощи, некоммерческие финансовые объединения граждан и др.) пока не очень развит в нашей стране, хотя опыт подобной финансовой самодеятельности граждан имеется. Кассы взаимопомощи являются под разными названиями у нас не первый век — так было при царях и при советской власти, так есть и в современной России. Эти структуры не имеют, как правило, коммерческих целей, но порой позволяют добиваться некоторой экономии при коллективных приобретениях и оказывать нуждающимся вполне ощутимую поддержку. Чаще всего подобные образования возникают на предприятиях и в организациях. В последнее время наблюдается рост такого сотрудничества граждан через различные социальные сети, хотя зачастую оно носит скорее не финансовый характер, а представляет из себя обмен материальными или иными услугами.
Финансово-кредитная система государства тесно связана с другими сферами его экономической и общественной жизни и оказывает на них заметное управляющее влияние. Изменения в ней неизбежно отражаются на нас, более или менее непосредственно. Этим закономерно объясняется пристальное внимание, уделяемое ей во всех странах и правительством, и обществом.
«Деньги — самое абстрактное и „безличное» из всего того, что существует в жизни людей» (М. Вебер)
Экономическая сущность финансов и финансово-кредитной системы
Сущность и функции финансов
Финансы — это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями, такими как:
Эти особенности и дали возможность выделить финансовые отношения из общей массы экономических, в том числе, денежных отношений.
Финансы — это историческая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях
Термин finansia возник в XIII–XV веках в торговых городах Италии и сначала обозначал любой «денежный платеж, наличность». В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал следующее:
Финансы — это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.
Большинство же ученых-экономистов считают, что финансы представляют особую область и лишь часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки. Главными признаками, определяющими категорию финансы, следует считать:
Выделяют три предпосылки возникновения финансов.
Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана, и самое главное — произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, то есть возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
Примечательно то, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: военные цели, управление, экономика, социальные нужды.
Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким образом, только на определенном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные процессы, то есть финансы, имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости.
Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях.
На макроуровне к ним относятся государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой.
На микроуровне — это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль.
К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным — кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между администрацией предприятия и его работниками, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т. д.
Финансы выполняют четыре функции: обеспечивающую, распределительную, регулирующую и контрольную.
Обеспечивающая функция заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей деятельности организации или государства.
Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферой материального и нематериального производства, между отраслями, регионами, хозяйствующими субъектами.
Регулирующая функция связана с использование финансовых активов и инструментов для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации. Для государства реализация функции предполагает использование средств бюджетной системы для стимулирования или сдерживания экономического развития.
Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют: Министерство финансов РФ; Счетная палата РФ, Федеральное казначейство; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств; финансовые управления предприятий.
Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:
Финансово-кредитная система Российской Федерации
Финансово-кредитная система — это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств.
Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы:
Государственные финансы — это экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций.
Спецификой формирования государственных фондов выступает участие органов государственной власти в качестве субъектов финансовых отношений.
Государственные финансы включают государственный бюджет, государственный кредит, государственные внебюджетные фонды, государственное страхование.
По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.
По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства.
По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.
Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд.
Звенья финансово-кредитной системы представлены на рис. 1.1.
Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.
Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. При развитой системе страхования страховые компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.
Кредитная система представляет собой совокупность банковских и иных кредитных учреждений. В России данная система имеет двухуровневый вид, включая Центральный банк РФ, кредитные организации и их филиалы. В систему входят небанковские кредитные учреждения, которые имеют право осуществлять лишь отдельные банковские операции.
Финансы организаций (предприятий) различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
Финансовый рынок — это рынок кратко-, средне-, и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов. Фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате куплипродажи специфических финансовых активов — ценных бумаг. Его задача — обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.
Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
Международные финансы — это отношения между странами, возникающие в результате обмена в сфере торговли финансовыми активами, инвестиций, кредитной деятельности. В отличие от национального уровня эти отношения в большей степени подвержены контролю со стороны государства. Международные денежные потоки делятся на государственные займы, ссуды, помощь, дары, займы и кредиты международных организаций (МВФ) и частный капитал.
Финансы граждан (домашних хозяйств) — денежные ресурсы, сформированные населением для удовлетворения потребностей, а также и целей сохранения и увеличения собственных доходов. Они делятся на две большие группы:
Денежная система Российской Федерации
Деньги выступают наиболее древней экономической категорией, их возникновение тесно связано с историческим процессом обмена товаров и смены форм стоимости.
На ранней ступени обмен носил случайный характер, и ему соответствовала простая форма стоимости. Первое общественное разделение труда приводит к регулярному обмену и переходу к полной развернутой форме стоимости.
Развитие товарного производства и обмена приводит к выделению товаров, которые в локальные периоды на локальных рынках играли роль главных предметов обмена, своеобразных эквивалентов.
Исторически деньги имеют товарную природу, они являются специфическим товаром, постоянно и монопольно выполняющим роль всеобщего эквивалента. Они представляют собой средство оплаты товаров и услуг, средств измерения, сохранения и накопления стоимости.
Денежное обращение — это процесс непрерывного движения денег в двух формах – наличной и безналичной.
Денежная система — это организация денежного обращения в стране, закрепленная национальным законодательством. Денежная система включает в себя следующие элементы:
Официальной денежной единицей (валютой) в Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 коп. Существуют два вида денежных знаков — банкноты и монета. Их подделка преследуется по закону. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.
Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия бывает наличная и безналичная.
Для анализа, прогнозирования и контроля за денежным обращением в мировой практике сформирована система показателей денег и денежного обращения, составляющая иерархическую систему, включающую три взаимосвязанных блока.
I. Макроэкономический блок — это блок макроэкономических показателей, характеризующих связь денег и денежного оборота с реальным сектором экономики, динамику их изменения:
II. Блок видов денег — это блок, характеризующий виды ликвидных активов, которые в современной экономике могут использоваться в качестве денег, и показатели их количества в хозяйственном обороте:
III. Блок денежных агрегатов — блок показателей денежной массы, характеризующий различные подходы к исчислению денег:
1. Традиционная система денежных агрегатов:
2. Система агрегатов денежной массы по методологии МВФ:
Обе эти системы построены по единому принципу агрегирования финансовых активов по степени ликвидности и формирования на этой основе денежных агрегатов.
Денежный агрегат — показатель объема ликвидных финансовых активов, используемых в экономике в качестве денег.
Группировка активов производится по степени ликвидности включаемых в них финансовых активов.
Национальная система показателей включает следующие денежные агрегаты:
– денежный агрегат М0 включает абсолютно ликвидные активы — наличные деньги в обращении.
Кроме наличных денег, высоколиквидными считаются средства, находящиеся на трансакционных (текущих) счетах — счетах до востребования, расчетных и корреспондентских, поэтому величина денежной массы может исчисляться как сумма наличных денег и высоколиквидных депозитов.
– денежный агрегат М1 = М0 + средства на расчетных счетах предприятий и организаций + Средства Госстраха + депозиты населения в сбербанках до востребования + Депозиты населения и предприятий в коммерческих банках;
– денежный агрегат М2 = М1 + срочные депозиты населения в сберегательных банках. Иначе агрегат М2 можно представить как сумму наличных и безналичных денежных средств физических и юридических лиц, то есть как денежную массу;
– денежный агрегат М3 = М2 + депозитные сертификаты + облигации госзайма (краткосрочные казначейские ценные бумаги). Агрегат М3 чаще называется «совокупная денежная масса».
Таким образом, для исчисления величины денежной массы в России используется система агрегатов М0, М1, М2, М3.
Система показателей, рассчитываемых по методологии МВФ, введена в России в 1996 г. в связи с необходимостью расчета аналитических показателей в соответствии с международными стандартами определений и классификаций.
Согласно методологии, принятой международной финансовой статистикой, для характеристики денежного предложения приняты агрегаты: деньги, квазиденьги, широкие деньги.
Агрегат «деньги» включает в себя деньги вне банков и депозиты до востребования, то есть представляет собой все денежные средства в экономике страны, которые могут быть использованы как средство платежа. По своему составу он аналогичен денежному агрегату М1.
Агрегат «квазиденьги» представляет собой ликвидные депозиты денежной системы, которые непосредственно не используются как средство платежа и обычно имеют меньшую скорость обращения, нежели агрегат «деньги». Этот агрегат включает в себя срочные и сберегательные депозиты и депозиты в иностранной валюте, учитываемые в балансе Центрального банка РФ и коммерческих банков.
Агрегат «широкие деньги» — это совокупность агрегатов «деньги» и «квазиденьги».
Основным органом государственной власти, регулирующим денежное обращение, выступает Центральный банк РФ.
Функции Банка России по организации наличного денежного обращения:
Регулирование денежного обращения в Российской Федерации возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставка рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «РЕПО».
Ключевое значение в системе процентных ставок Банка России имеет ставка рефинансирования (учетная ставка). Изменение ставки рефинансирования информирует участников финансового рынка об оценке Банком России направлений изменений в экономике и инфляционной ситуации;
2) операции на открытом рынке. Эти операции представляют собой куплю-продажу Банком России государственных ценных бумаг, облигаций Банка России и краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Покупка ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажу ценных бумаг — изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике;
3) рефинансирование банков. Это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки — к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка.
Банк России выдает коммерческим банкам три вида кредитов:
4) депозитные операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок;
5) валютное регулирование. Этот метод заключается в валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов. Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту;
6) установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливает минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 г. Банк России принимал ежегодно две промежуточные цели — предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.
В 2000 г. в качестве основного был принят ориентир по уровню инфляции;
7) прямые количественные ограничения. Это установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций, например выдача ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита.
ЦБ РФ выдает три типа лицензий. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширительная — дает право на открытие счетов в отдельных странах. Внутренняя лицензия позволяет работать только на внутреннем рынке;
8) эмиссия облигаций. Банк России имеет право осуществлять от своего имени эмиссию облигаций, которые размещаются среди кредитных организаций.
Помимо основных методов регулирования, существуют второстепенные методы.
9) предписываемая законом маржа. Это метод установления минимального процента первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупки ценных бумаг в кредит опасны, так как в них вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг;
10) потребительский кредит, то есть продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если она растет, то увеличивается масса денег в обращении;
11) увещевание, когда Банк России дает рекомендации юридическим и физическим лицам, банкам.