Что такое финансовая организация это хранилище финансов

Что такое «Иные организации финансового рынка» (ИОФР)?»

Мы продолжаем знакомить вас с поправками в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Часть 2. Что такое «Иные организации финансового рынка» (ИОФР)?

Из формулировки в Законе «О валютном контроле» (п. 1 ст. 12 Закона) следует, что иностранная иная организация финансового рынка — это организация, которая в соответствии с личным законом имеет право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. Перечень, даже открытый, подобных организаций в Законе — не приведен.

Конечно, столь общее определение, имеющееся в Законе — не очень удобное и дает простор для крайне широкого трактования того, о каких же счетах и в каких же ИОФРах нужно отчитываться. В принципе, даже счет или «баланс» иностранного мобильного телефона можно с натяжкой отнести с счету в иностранной ИОФР, особенно если с помощью такого счета («баланса») можно оплачивать какие-то иные услуги, кроме мобильной связи (что не так уж редко встречается в России).

Надеемся все же, что налоговые органы будут прежде всего фокусироваться на, скажем так, «очевидных» ИОФР, таких, как брокерские компании, управляющие и инвестиционные компании и их аналоги.

Вообще, в качестве ориентира того, какие же иностранные организации будут расцениваться налоговой службой как «иные [иностранные] организации финансового рынка» можно рекомендовать Федеральный закон от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами…», устанавливающий более конкретный перечень финансовых организаций:

«…кредитной организацией, страховщиком, осуществляющим деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющим по договору доверительного управления имуществом, негосударственным пенсионным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговой организацией (далее — организации финансового рынка)…»

Кроме того, на официальном сайте ФНС размещен «Перечень некоторых видов организаций, которые следует относить к организациям финансового рынка для целей исполнения главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации»

Этот перечень создан для «налоговых целей», в нем самом содержится оговорка: «Настоящий перечень представляет собой мнение ФНС России, согласованное с Минфином России и Банком России. Перечень не является исчерпывающим и будет дополняться, не является нормативно правовым актом, носит информационный характер и не препятствует организациям руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от мнения, содержащегося в настоящем перечне».

Однако, необходимо понимать, что глава 20.1 Налогового Кодекса РФ — это имплементация в законодательство России правил автоматического обмена с иностранными государствами (территориями) и перечень составлен на базе Стандартов об автоматическом обмене. Следовательно, именно от таких иностранных организаций, как приведенные в Перечне, или их иностранных аналогов российская ФНС ожидает получение информации в рамках автоматического обмена. Вот какие организации отмечены в Перечне как «организации финансового рынка»:

И хотя и сам Перечень относится к российским организациям, и применяется он в первую очередь в налоговых целях, можно с достаточной уверенностью утверждать: если у вас есть счет в одной из подобных иностранных организаций — это счет в той самой ИОФР, о нем нужно подать в российские налоговые органы соответствующие уведомления и ежегодно подавать отчеты о движении средств.

Обращаем внимание еще раз: обязанность по подаче уведомлений и отчетов по счетам, как банковским, так и в иных организациях финансового рынка распространяется только на резидентов, пребывающих на территории России 183 дня и более в календарном году. Эти обязанности НЕ распространяются на резидентов, находящихся вне России более 183 дней в календарном году.

С первой частью Вы можете ознакомиться в предыдущей новости

Источник

Урок 3. Финансовая система и финансовые организации

Что такое финансовая организация это хранилище финансов. 3. Что такое финансовая организация это хранилище финансов фото. Что такое финансовая организация это хранилище финансов-3. картинка Что такое финансовая организация это хранилище финансов. картинка 3. Мы продолжаем знакомить вас с поправками в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».Часто мы смотрим или читаем новости, где говорится о Всемирном банке или централизованных финансах. Даже если удается уловить главную суть, человек не может понять, как же работает мировая экономика и какое отношение это имеет к нему лично. Он едва справляется со своими финансами и его редко волнует финансовая система как таковая. Однако финансово грамотный человек должен знать такие вещи — для себя лично или серьезной дискуссии.

Если вы научитесь разбираться в финансовой системе, то сможете отстаивать свою точку зрения и разбираться во многих экономических вопросах. Мы не только рассмотрим каждую подсистему отдельно, но и коснемся такой щекотливой темы, как коррупция.

Каждый человек наверняка часто задумывается о том, что случается с его деньгами после того, как он их потратил или зачем нужны налоги. К сожалению, дальше интереса дело не заходит и он продолжает жить как прежде. Мы постараемся частично охватить эти вопросы и рассмотреть, из чего же состоит финансовая система государства и всей планеты.

Содержание:

Структура финансовой системы

Финансовая система — это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Если говорить проще, то финансовая система представляет собой накапливание денежных доходов и последующего его распределения. Этим может заниматься банк, государство и даже вы, потому что тоже являетесь частью финансовой системы.

Вы должны понимать, что некоторые вещи в экономике объяснить очень просто. Любая финансовая система имеет дело с доходами и расходами. Всегда помните эти два простых слова — это поможет вам понять многие сложные вещи. Так же как финансовая система имеет дело с доходами и расходами, точно так же и сами финансы можно потратить или приобрести (или же временно приобрести).

Финансовая система делится на два вида: на централизованные и децентрантрализованные финансы.

Централизованные финансы

Централизованные финансы — это фонды денежных средств, предназначенные для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Соответственно, они делятся на муниципальные и государственные финансы.

Муниципальные финансы — составляют основу экономической состоятельности муниципальных образований. При этом каждое такое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет, который называется местным.

Местный бюджет — это денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения функций и задач местного самоуправления.

Давайте возьмем любой городок. Правят им органы местного самоуправления (мэрия и городской совет), которому необходимы муниципальные финансы для формирования местного бюджета. Любой город требует большого количества расходов, что становится возможным только когда есть такая же сумма доходов.

Посмотрим, какие способы дохода местного бюджета существуют:

Из имеющихся доходов органы муниципальной власти формируют расходы местного бюджета.

Расходы местного бюджета могут быть такими:

В графу «Прочие расходы» входят десятки других видов расходов местного бюджета. Иногда они могут серьезно отличаться в зависимости от требований избирателей и возможностей бюджета. Также могут быть большие различия в разных странах.

Второй вид централизованных финансов — государственные финансы.

Государственные финансы — это форма организации финансовых отношений, где участником в той или иной форме является государство. Любое государство требует необходимого количества денег на функционирование и исполнение своих обязательств перед учредившим его обществом.

У государственных финансов имеются три основные функции:

Государственные финансы формируют государственный бюджет. Государственный бюджет — это документ, в котором указаны доходы и расходы конкретного государства на определенный период времени. Как правило, на один год — с 1 января по 31 декабря. Через бюджет проходят значительные денежные потоки и он непосредственно влияет на такие экономические показатели как уровень безработицы, величину денежной массы, валютный курс, инфляцию, государственный долг, инвестиции, объемы производства и прочее.

Давайте посмотрим, какими могут быть государственные доходы и расходы.

Доходы государственного бюджета:

Как видим, основной источник дохода государственного бюджета это налоги. Поэтому столь соблазнительным для государственного руководителя будет сделать упор именно на этом виде пополнения государственной казны. В странах с социальным уклоном налоги очень высокие, там идет перераспределение ресурсов от богатых к бедным. Что может привести к печальным последствиям: эмиграции богатых людей в страны с низкими налоговыми ставками.

Например, город-государство Сингапур обладает одной из самых совершенных и справедливых налоговых систем мира. Это не делает Сингапур отличным местом для туристов, потому что там достаточно высокие цены, однако это рай для инвесторов. Возможно в самое ближайшее время по размеру размещенных активов Сингапур обгонит Швейцарию — мирового лидера в этой сфере. Этот город-государство является просто мечтой для любого инвестора, к тому же многие из них могут получить статус постоянного резидента, если вложат достаточно денег в экономику. Тогда как Франция, например, идет в обратном направлении.

Расходы государственного бюджета:

Если в государственном бюджете соотношения доход и расходов равны, то о нем говорят, как о сбалансированном. Когда расходы превышают доходы это называется дефицитом бюджета и государство часто выпускает новые деньги, что становится причиной инфляции. Если доходы превышают расходы, речь идет о профиците бюджета. Мы касались этой темы в прошлом уроке, но теперь видим как это происходит на практике, так как понимаем какие конкретно могут быть доходы и расходы.

Впрочем, есть и другие способы пополнения государственной казны в случае серьезного дефицита. Государство может принять решение выпустить и продавать ценные бумаги (облигации и векселя). В этом случае богатый предприниматель может стать банком для такого государства и оно будет ему должно. Можно использовать средства центрального банка, но это должно стать последним делом. Некоторые страны обращаются за кредитом к другим странам или банкам. Это все помогает временно залатать дыру в бюджете и показать населению, что все под контролем.

Коррупция

Нельзя не обойти вниманием хищения финансов в сфере управления государственных финансов. Именно здесь уровень коррупции любой страны просто поражает. Почему? Потому что по сути у государственных денег нет хозяина, к тому же крайне мало людей заинтересованы в постройке государственного объекта и очень много людей хотят получить с этого большую прибыль.

Очень показательная история случилась в 19 веке после создания в США железной дороги Pacific. Это была государственная компания и она была признана банкротом несколько раз, несмотря на то, что в ее развитие государством были вложены гигантские деньги. Рабочим и управляющим платили за каждую проложенную милю, поэтому они были заинтересованы в том, чтобы строить ее виляющей, а не прямой. К тому же конструкция постоянно переделывалась, потому что она была словно нарочно построена неправильно. Рабочие были заинтересованы в увеличении длины железной дороги и долговременном строительстве, а управляющие только поддерживали первых в этом. Помимо этого деньги постоянно куда-то исчезали.

В то же самое время Джеймс Хилл на собственные деньги построил свою железную дорогу под названием Great Northern Railway. Он нашел инвесторов, вложил свои деньги и очень быстро построил невероятно эффективную железную дорогу. Чтобы получить прибыль, Хилл знал простую истину: дорога должна быть прямая и устойчивая. Когда физический объект строится на приватные деньги конкретных людей, можете быть уверены, что уровень коррупции в ней будет минимальным.

Если вы услышали в новостях о чудовищном уровне коррупции, то тоже можете быть уверенным, что речь идет именно о государственных деньгах и скорее всего при правительстве много кто заинтересован в этом. Даже если предположить, что главный при строительстве на государственные деньги человек будет очень порядочным, этот объект все равно будет построен за большие деньги, чем если бы он же его строил за свои личные. Так устроена человеческая психология.

Децентрализованные финансы

Децентрализованные финансы — это форма организации денежных отношений, формируемых предприятиями, организациями, иными субъектами хозяйственной деятельности, а также отдельными домашними хозяйствами и гражданами. Они принадлежат коммерческим и юридическим лицам. Часть доходов с такого бизнеса уходит в государственный и местные бюджеты, с их помощью финансируются бюджетные организации, а также выплачиваются субсидии, пенсии, стипендии.

Децентрализованные финансы двигают экономику любой страны вперед, потому что подавляющее большинство подобных организаций являются коммерческими и налоговые сборы с их доходов позволяют пополнять бюджет. Если представить на секунду, что такие организации массово покинут страну, ее будут ждать очень тяжелые времена, потому что не с чего будет собирать налог. В этом случае государство переключится на свое население, поднимет налоги и все это закончится очень плохо, возможно даже дефолтом.

Также именно такие финансовые организации привлекают в страну новые инвестиции, что позволяет больше строить и производить. Кроме того они берут кредиты для своего бизнеса в банках, что позволяет функционировать банковской системе страны.

Рассмотрим виды субъектов, которые содержат в себе децентрализованные финансы. Выделим три основных — финансы домашнего хозяйства, организаций и международные.

Финансы домашнего хозяйства

Это совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Под этим понимается группа лиц, чаще всего связанная родственными отношениями, совместно принимающих денежные решения и формирующих домашний бюджет. Хотя домашнее хозяйство может состоять и из одного лица, которое самостоятельно и независимо формирует свой бюджет. Так что хочется вам или нет, но вы являетесь членами домашних хозяйств.

В системе рыночных отношений домашнее хозяйство выступает в качестве:

У членов домашнего хозяйства возникают внутренние и внешние финансовые отношения. Внутренние возникают среди членов домашнего хозяйства. Внешние же отношения бывают:

Бюджет домашних хозяйств

Это баланс доходов и расходов хозяйства за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Доходами домашних хозяйств выступают:

О способах формирования дохода мы поговорим в следующем уроке. Сейчас же стоит добавить, что финансово грамотный человек всегда свои доходы держит выше расходов. Хотя их имеется большое количество.

Расходами домашних хозяйств являются:

Налоги и сборы:

Коммунальные и другие ежемесячные платежи:

Текущие расходы на потребление:

Капитальные расходы на потребление непродовольственных товаров:

Капитальные расходы на получение прибыли в дальнейшем:

Также к расходам можно отнести накопление денежного капитала или страхового резерва на черный день.

Финансовые организации

Это денежные отношения, которые связаны с формированием и распределением денежных доходов и их использованием на различные цели. Финансовая организация использует деньги от реализации продукции — продажи товаров, услуг и работ. Если у такой организации нет денежных средств, то обычно для их получения на краткосрочный период используются кредиты. Если же на долгосрочный, то могут выпускаться акции и облигации. И соотношение кредитов к выпуску акции формирует структуру капитала.

Эти организации могут принять решение об инвестициях, то есть получение дополнительного дохода. Они оценивают риски, анализируя экономические факторы.

Можно выделить три типа финансовых организаций:

Коммерческий банк

Они делятся еще на три типа:

Такое деление является весьма условным, потому что некоторые банки работают во всех трех направлениях.

Небанковская кредитная организация

Ее виды:

Инвестиционные институты

Ее виды:

Международные финансы

Это понятие, характеризующее совокупность международных финансовых ресурсов в их движении. Глобализация привела к развитию и росту международных финансов и возникновению мировых финансовых рынков.

Основными участниками мировой системы являются банки, портфельные инвесторы, транснациональные корпорации и многие другие.

Таким образом появилась международная финансовая организация. Это финансовый институт, участниками которого являются государства и негосударственные институты, поэтому они все выступают субъектами международного права. Международные финансовые организации возникли после мирового кризиса 1929-1933 гг.

МФО создается для того, чтобы страны-участники собирались для решения задач в области развития мировой экономики. Целями могут быть развитие сотрудничества, сглаживание противоречий и обеспечение целостности мировой экономики. Также такие организации анализируют тенденции в экономике, проводят операции на фондовом рынке, финансируют научные исследования и занимаются благотворительной деятельностью.

Примеры международных финансовых организаций:

В следующем уроке мы с вами займемся одним из самых важных аспектов финансового благополучия — изучением источников пассивного дохода. Также поймем важность накопления, что позволит в будущем заниматься инвестированием.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

В следующем уроке мы поговорим об инвестировании.

Источник

Задачи финансовой службы

Что такое финансовая организация это хранилище финансов. 5e88fb1ff248090200867082e59e08bd. Что такое финансовая организация это хранилище финансов фото. Что такое финансовая организация это хранилище финансов-5e88fb1ff248090200867082e59e08bd. картинка Что такое финансовая организация это хранилище финансов. картинка 5e88fb1ff248090200867082e59e08bd. Мы продолжаем знакомить вас с поправками в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Чтобы разобраться в работе финансовой службы компании в широком смысле этого слова (бухгалтерия, казначейство и контроллинг), собственнику нужно иметь экспертизу в области финансов. Поэтому во многих компаниях оценка эффективности работы финансовой службы фактически дана на откуп финансовому директору. Такая ситуация может негативно сказываться на эффективности работы бизнеса. В компаниях, где проводится внешний аудит или где члены совета директоров обладают соответствующей экспертизой, ситуация может быть лучше.

Что собственник хочет от бизнеса

Думаю, что эти тезисы интуитивно понятны и не требуют пояснения. Конечно, существуют также отклонения, когда собственник эмоционально привязан к бизнесу и рассматривает его не только как «денежную машину», но такие случаи рассматривать в статье не будем:

Несмотря на то, что финансовая служба в большинстве компаний являются вспомогательной или обслуживающей функцией, ее деятельность должна быть направлена на удовлетворение внутренних клиентов.

Задачи финансовой службы

Задача финансовой службы — помочь департаментам продаж, производства, логистики, снабжения, администрации генерировать максимум прибыли, рационально использовать ресурсы компании и обеспечить:

Один из самых известных экспертов в области финансов Роберт Каплан разделяет всех клиентов финансовой службы на сторонних клиентов и внутрикорпоративных бизнес-партнеров:

1. Сторонние клиенты: акционеры, совет директоров, аналитики и регуляторные органы — обращаются к финансовой службе, когда необходимо получить квартальные и годовые финансовые отчеты и дополнительную информацию, обеспечить управление корпоративным риском, а также обеспечить контроль и соответствие стандартам, которые гарантируют эффективное функционирование предприятия в установленных для него правовых и этических нормах.

2. Внутренним бизнес-клиентам требуется приемлемое по качеству и недорогое выполнение базового бухгалтерского учета и финансовых процессов — обработка платежных ведомостей, счетов к получению и оплате, а также информативные отчеты для руководства, финансовые консультации и поддержка его решений. Клиенты вспомогательной организационной единицы — это подразделения компании (бизнес-единицы, службы, отделы и т.д.) и их сотрудники, которые пользуются услугами или получают определенную выгоду от этих услуг в рамках компании.

Функции финансовой службы: практические направления работы

В практической деятельности можно выделить следующие направления работы финансовой службы:

1. Управление денежными потоками (казначейская функция) и управление оборотным капиталом. Процесс управления денежными потоками базируется на детальном и непрерывном прогнозировании всех поступлений и платежей. Без надлежащей системы прогнозирования и контроля денежных потоков бизнес прогорит так быстро, что финансовый директор просто не успеет приступить к решению других задач. По данному направлению существует несколько ключевых показателей эффективности работы:

Например, за счет улучшения системы прогнозирования денежных потоков возможно добиться снижения целевой «подушки» ликвидности и направить высвободившиеся денежные средства на более перспективные направления, например на капитальные затраты или на дивиденды.

Снижение размера расходов на привлечение внешнего финансирования тесно переплетается с задачами в области управления оборотного капитала.Так, проблему кассовых разрывов можно решать не только с помощью привлечения кредита, но и с помощью получения дополнительных отсрочек по договорам поставки или посредством уменьшения срока отсрочки, предоставляемой покупателям.

Возможные направления роста эффективности в области управления запасами:

2. Обработка финансовых транзакций. При этом значительная часть ресурсов финансовой службы отвлекается на традиционные финансовые процессы, процессы оплаты и операции с первичными документами (выставление счетов, подготовка счетов-фактур, оплата счетов, документирование движения материальных ценностей и т. п.). Повышение уровня автоматизации и производительности труда на этом участке работы позволит выделить ресурсы, которые можно использовать в области бизнес-анализа и повышения операционной эффективности.

Ускорение процесса обработки транзакций открывает больше возможности, в том числе в области сокращения периода погашения дебиторской задолженности, так и обмена информацией с поставщиками, партнерами и другими внешними организациями.

В области совершенствования обработки транзакций, как правило, существуют следующие точки роста:

Важнейшим инструментом по повышению операционной эффективности является автоматизация процессов. Необходимо добиваться интеграции данных и интеграции процессов, информация о транзакциях должна вводиться в информационную систему один раз, без ручного дублирования. Дополнительным направлением снижения расходов в области e-bussines является использование электронного документооборота как внутри компании, так и со сторонними контрагентами.

Основной критерий эффективности: стоимость обработки каждой финансовой транзакции должна снижаться, то есть количество обработанных документов должно увеличиваться быстрее, чем расходы на их подготовку.

Например, если один бухгалтер за месяц выставляет 1200 счетов и его зарплата составляет 60 000 руб., то стоимость подготовки одного счета составит:

Коэффициент 1,302 позволяет учесть расходы на социальное страхование (ПФР, ФСС и т. п.).

Расчет стоимости подготовки отдельных бухгалтерских документов и отдельных процессов является полезным упражнением и позволяет понять на что расходуются ресурсы компании.

3. Подготовка корпоративной отчетности (бухгалтерской, налоговой, управленческой, статистической и прочей). С пониманием влияния качества подготавливаемой корпоративной отчетности на благосостояние собственников бизнеса часто возникают сложности. Это связано с тем, что зачастую все виды корпоративной отчетности объединяют под эгидой бухгалтерской отчетности, которая традиционно считается не информативной и бесполезной для принятия управленческих решений.

Тем не менее основными «потребителями» бухгалтерской отчетности являются инвесторы и кредиторы, и главная задача финансовой службы компании в области подготовки бухгалтерской отчетности является положительная оценка отчетности со стороны банков и прочих поставщиков капитала. Объективными критериями положительной оценки будут являться снижение процентной ставки по кредитам, открытие дополнительных кредитных линий, получение предложений о возможном финансировании от новых финансовых учреждений.

Специалисты компании могут корректировать учетную политику, контролировать своевременность отражения первичных документов по счетах бухгалтерского учета для объективного отражения финансового положения в бухгалтерской отчетности. Не нужно ожидать от бухгалтерской отчетности, что она послужит источником информации для принятия менеджментом управленческих решений, так как для этого есть управленческая отчетность.

«Потребителем» управленческой отчетности является прежде всего менеджмент. Как известно, управленческий учет — это предоставление информации лицам в самой организации, на основе которой они могут обоснованно принимать решения и повышать эффективность и производительность текущих операций.

Целью подготовки налоговой отчетности является определение размера уплачиваемых налогов. Поэтому при ее подготовке нужно руководствоваться принципом снижения налоговой нагрузки на бизнес при минимальных налоговых рисках.

Например, одним из просчетов финансовой службы может являться недостаточный контроль за получением первичных документов, подтверждающих расходы компании, что приводит к переплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. Зачастую финансовая служба компании не всегда правомерно не отражает часть расходов в налоговом учете, так как боится вопросов от налоговой инспекции и считает, что лучше переплатить налоги.

4. Бизнес-аналитика обеспечивает поддержку процессов, помогает организации планировать и оптимизировать операции, выявлять и развивать новые возможности. Цель бизнес-анализа — трансформация данных в эффективные решения. В современном мире востребована аналитическая среда, которая будет создавать условия не только для сокращения затрат, но и для роста роста бизнеса.

Одной из главных целей финансовой службы должно быть улучшение результатов деятельности всей компании через распространение информации каскадом по всем ее уровням. Руководители направлений должны получать информацию напрямую из информационных систем, не запрашивая ее в финансовой службе. Сотрудники финансовой службы, занимающиеся бизнес-анализом, должны обладать глубокими аналитическими навыками и способностью синтезировать данные финансовой отчетности и бизнес-информацию. Навыки в области бюджетирования, прогнозирования и стратегического анализа нужно дополнять знанием рынков, продуктов и общего понимания бизнеса.

Положительной оценкой работы в части бизнес-анализа будет понимание ключевых пользователей информации текущей ситуации в бизнесе и прогнозов на будущее.

5. Бюджетирование и контроль результатов деятельности бизнеса, разработка финансовых моделей.

Одним из ключевых факторов успеха компании в современном окружении являются постоянные изменения, производимые внутри компании для соответствия изменениям внешней среды. Команда финансистов должна играть лидирующую роль в изменениях, особенно в трансформации финансовой функции.

6. Управление расходами и операционной эффективностью. Управление расходами это ключевой инструмент, который важен как в хорошие так и в плохие времена. Однако в настоящий момент организации во многих частях света сфокусированы на росте бизнеса и на инновационных изменениях своей бизнес-модели. Для реализации этой стратегии финансовая служба должна сбалансировать жесткую финансовую дисциплину и риски, возникающие при росте бизнеса и внедрении инноваций.

Многие компании, особенно в сфере производства, активно внедряют практики в сфере бережливого производства (Lean practices) для выявления потерь ресурсов и для максимальной фокусировки на операциях, создающих добавленную стоимость. Ряд компаний уже достигли успеха в данном направлении, но еще есть нереализованный потенциал.

В последние два десятилетия компании используют аутсорсинг и общие центры обслуживания для изменения своей операционной модели и повышения операционной эффективности.

Другим важнейшим инструментом повышения эффективности бизнеса является выявление наиболее ресурсоемких бизнес-процессов и анализ возможностей передачи их на аутсорсинг. При анализе эффективности аутсорсинга необходимо принимать внимание два критерия:

Основная проблема топ-менеджеров

Руководители большинства компаний не могут осознать стоящую перед ними главную задачу: необходимо добиться, чтобы при принятии решений сотрудники всегда помнили о главном — повышении стоимости бизнеса. Сотрудники всех уровней должны видеть, как принимаемые ими решения влияют на стоимость компании, причем это относится не только к стратегическим, но и к производственным решениям.

Например, как повлияет на акционерную стоимость ускорение производственного цикла? Или перестройка цепочки поставок? Или совершенствование ассортимента продукции? Научившись описывать акционерную стоимость в общедоступных терминах, можно установить прямую связь между акционерной стоимостью, корпоративной стратегией и повседневной работой.

Как внедрить управление, ориентированное на стоимость бизнеса

Для внедрения управления, ориентированного на стоимость, нужно пройти четыре этапа:

Принцип beyond budgeting

Отдельного внимание требует проблема подготовки бюджетов и использования их как инструментов финансового анализа и контроля. В условиях регулярно происходящих финансовых кризисов (1998, 2008, 2014 гг.) и, соответственно, изменяющихся условий функционирования ценность традиционной концепции бюджетирования сильно снизилась. Это привело к дискуссии в научных кругах и среди практикующих экспертов, относительно целесообразности подготовки бюджетов. Одна из современных концепций — «beyond budgeting».

Один из адептов данной методики Б. Богнес в своей книге описывает уход от исторически сложившейся роли финансов как источника отчетности и контроля к новой роли, оказывающей инновационное воздействие и направленное на создание устойчивой системы ценностей. Она стала ответом на высокую временную и финансовую себестоимость годового бюджета и его неэластичность в свете постоянно изменяющихся внешних условий и внутреннего потенциала. Несмотря на то, что клиенты, инвесторы и прочие заинтересованные лица ожидают получение информации практически в реальном времени, большинство компаний тратят 80 дней на подготовку бюджета. По данным Hackett Group, компании тратят на бюджетирование в среднем 25000 человеко-дней на миллиард долларов США прибыли.

Основная проблема: традиционное бюджетирование пытается объединить постановку цели, прогнозирование и распределение ресурсов, что ухудшает качество всех этих трех процессов.

Цели должны быть амбициозными, прогнозы — реалистичными, они не могут совпадать в количественном выражении. Смешение целеполагания, прогнозирования и выделения ресурсов ведет к потере управляемости финансами компании.

При этом прибегая к целеполаганию в процессе прогнозирования, мы снижаем качество как самого прогноза, так и установленных целей. Например, как только коммерческий директор понимает, что полученный в результате прогноза показатель уровня продаж также является его целью, значения показателей неминуемо начнут изменяться. В этом нельзя винить руководителей — их реакция естественна и предсказуема. В этом нужно винить саму систему, которая ставит людей в затруднительное положение.

Совмещение целеполагания и прогнозирования невозможно, так как эффективные цели должны быть труднодостижимы и амбициозны. Тем не менее нам также необходимы достоверные и надежные прогнозы. Объединение целеполагания и прогнозирования в одном документе (бюджете) приведет к неграмотной расстановке целей или недостоверному прогнозу, а в большинстве случаем и к тому, и к другому, так как в результате переговоров и компромиссов возникнет нечто среднее.

Вероятно, самый неискоренимый миф традиционной системы менеджмента — идея, что единственный способ управления издержками состоит в детализированном планировании издержек в сочетании с последующим жестким контролем, чтобы воспрепятствовать превышению самого бюджета. Без подобного жесткого контроля деньги будут потрачены впустую, а издержки резко возрастут. Жесткий последующий контроль в совокупности с высокой степенью лояльности к бюджету, обычно приводит к тому, что годовой результат по затратам приблизительно совпадает с бюджетом, год за годом. Но к этому ли мы стремимся?

Целеполагание — залог успеха

Качественная оценка эффективности начинается с успешности целеполагания. Будучи заложенной в бюджете, цель представляет собой заранее установленные численные абсолютные показатели: показатель издержек, показатель уровня доходов или показатель объема производства/рыночной доли. Проблема в том, что подобные цели слишком узкие и нередко неверно оценивают эффективность. В конечном итоге эффективность — достижение больших результатов по сравнению с конкурентами, большая успешность относительно тех, с кем вы себя сравниваете, как внутри компании, так и вне ее.

Функция целеполагания — заставить сотрудников приложить максимум усилий и продемонстрировать все, на что они способны. Если объект для внешнего сравнения отсутствует, в качестве ориентира может быть выбрана собственная компания и ее показатели за прошедшие периоды (отчетность по трендам).

Отчетность по трендам, в которой показатели отчетного периода сравниваются с предыдущими показателями, является общеизвестной. В отличие от анализа трендов фактических показателей бюджетная отчетность обычно «размывает» реальную картину, в первую очередь допуская повышенные издержки, а затем скрывая эти повышения. В процессе подготовки бюджета всегда приводится много аргументов допускающих прирост издержек (инфляция, улучшение уровня удовлетворения потребителей и другие). Однако в период составления отчетности все опять было в порядке. «Не беспокойтесь, мы в рамках бюджета!».

При контроле над расходами целесообразно переходить от абсолютной оценки к относительной. Целевые затраты на единицу произведенного продукта, приведенные к показателю результата деятельности, являются более гибким параметром по сравнению с абсолютной величиной затрат. Данный механизм является саморегулирующим и при изменении спроса нет необходимости в пересмотре бюджета. При отсутствии бюджета расходование средств представляет определенные сложности: в случае утвержденного бюджета мы часто расходуем средства без каких-либо опасений. Без бюджета мы более сознательно подходим к вопросу «Правильный ли это шаг?».

Выводы

1. Если собственник плохо разбирается в финансах, оценка эффективности работы финансовой службы могут возложить на финансового директора. Такое положение вещей не всегда полезно для бизнеса.

2. Собственникам нужно: увеличивать чистую прибыль/чистый денежный поток, максимизировать рыночную стоимость бизнеса с учетом принятого горизонта планирования, снижать риски.

3. Задача финансовой службы — помочь департаментам продаж, производства, логистики, снабжения, администрации генерировать максимум прибыли, рационально использовать ресурсы компании и обеспечить приемлемый уровень рисков и соблюдение законодательных актов и нормативных требований.

4. Практические направления работы финансовой службы:
— Управление денежными потоками (казначейская функция) и управление оборотным капиталом.
— Обработка финансовых транзакций.
— Подготовка корпоративной отчетности.
— Бизнес-аналитика.
— Бюджетирование и контроль результатов деятельности бизнеса, разработка финансовых моделей.
— Управление расходами и операционной эффективностью.

5. Только технологическое лидерство, постоянное совершенство бизнес-процессов, поиск и внедрение новых идей позволит удержать рыночную нишу и выжить в конкурентной борьбе. Поэтому важно максимизировать отдачу от каждого рубля расходов, в том числе и от расходов на содержание финансовой службы компании.

Автор: Дмитрий Петров, специалист в области построения управленческого учета и бюджетирования, привлечения банковских кредитов, разработке финансовой модели предприятия, бухгалтерского и налогового учета, преподаватель РШУ.

Узнать подробнее об управлении корпоративными финансами можно на курсах финансового менеджмента в Русской Школе Управления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *