Что такое филогенез и онтогенез в психологии
Развитие психики в филогенезе и онтогенезе
Развитие психики в филогенезе связано с развитием нервной системы. Уровень развития органов чувств и нервной системы неизменно определяет уровень и формы психического отражения. На низшей ступени развития (например, у кишечнополостных) нервная система представляет собой нервную сеть, состоящую из разбросанных по всему организму нервных клеток с переплетающимися между собой отростками. Это сетевидная нервная система. Животные с сетевидной нервной системой в основном реагируют тропизмами. Временные связи у них образуются с трудом и плохо сохраняются.
На следующей ступени развития нервная система претерпевает ряд качественных изменений. Нервные клетки организуются не только в сети, но и в узлы (ганглии), Узловая, или ганглиозная, нервная система позволяет получать и перерабатывать наибольшее количество раздражений, так как чувствующие нервные клетки находятся в непосредственной близости от раздражителей, что меняет качество анализа полученных раздражений.
Усложнение узловой нервной системы наблюдается у высших беспозвоночных животных — насекомых. В каждой части тела ганглии сливаются, образуя нервные центры, которые взаимосвязаны между собой нервными путями. Особенно усложнен головной центр.
Высший тип нервной системы — трубчатая нервная система. Она представляет собой соединение организованных в трубку нервных клеток (у хордовых). В процессе эволюции у позвоночных возникают и развиваются спинной и головной мозг — центральная нервная система. Одновременно с развитием нервной системы и рецепторов развиваются и совершенствуются органы чувств животных, усложняются и формы психического отражения.
Особое значение в эволюции позвоночных приобретает развитие головного мозга. В головном мозгу образуются локализованные центры, представляющие разные функции.
Таким образом, эволюция психики выражается в совершенствовании органов чувств, выполняющих рецепторные функции, и развитии нервной системы, а также в усложнении форм психического отражения, т.е, сигнальной деятельности.
Выделяют четыре основных уровня развития психики живых организмов:
· Поведение высших животных (внешнеобусловленное поведение);
· Сознание человека (внешнеобусловленное поведение).
Развитие психики в онтогенезе. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческих детей среди животных.
Так, все дети — «маугли» проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда становится человеком, если его развитие проходит среди людей.
Культурно-историческая концепция развития психики человека.
Автор Л.С. Выготский. Он показал, что у человека есть особые психические функции, которыми не обладают животные. Эти функции были названы высшими психическими функциями. В концепции Л.С. Выготского выделяют три составные части.
Вывод: высшие психические функции имеют опосредованную структуру, для развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.
Филогенез и онтогенез психики
Филогенез – (от греч. Phyle – род, племя, вид и genos – происхождение) – историческое формирование группы организмов.
Филогенез психики – это процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
Онтогенез – (от греч. – ontos – сущее) – процесс развития индивидуального организма. Изучается формирование основных структур психики индивида от зачатия до смерти.
Антропогенез – (от греч. – antropos – человек) – процесс происхождения человека (Homo sapiens). Изучаются и морфологические преобразования, и глубочайшие качественные изменения поведения и психики от человекоподобной обезьяны до современного человека.
Подходы к пониманию того, кому присуща психика:
1. антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку;
2. панпсихизм(французские материалисты) – всеобщая одухотворенность природы; всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);
3. биопсихизм: психика – это свойство живой природы (присуще и растениям);
4. нейропсихизм (Ч.Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
5. мозгопсихизм (К.К.Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг;
6. критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н.Леонтьев) – способности реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (запах, звук и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы.
Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровня развития психического отражения предложил А.Н.Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри. Так появилась концепция Леонтьева-Фабри.
Вся история развития психики согласно этой концепции делится на ряд стадий и уровней. Выделяются 2 стадии: 1) элементарной сенсорной психики (от лат. Sensys – чувство, ощущение) и 2) перцептивной психики (от лат. Perceptio – восприятие). При переходе от одной стадии к другой произошел гигантский скачок в поведении животных и в организации их нервной системы. Уровень психического отражения напрямую зависит от уровня организации нервной системы организма, чем она сложнее, тем совершеннее психика.
Название уровня отражения | Особенности психического отражения | Строение нервной системы | Представители животного мира |
1. Стадия элементарной сенсорной психики | |||
А. Низший уровень | Примитивные элементы чувствительности, развитая раздражимость | Диффузная (или сетчатая) | Простейшие (амеба) |
Б. Высший уровень | Наличие ощущений, способность к формированию элементарных условных рефлексов | Ганглиозная (или узловая) | Кольчатые черви, брюхоногие моллюски (улитки) |
2. Стадия перцептивной психики | |||
А. Низкий уровень | Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Объединение свойств в целостный образ вещи. | Трубчатая | Рыбы, членистоногие, головоногие моллюски, некоторые насекомые |
Б. Высший уровень | Складывание определенной картины мира. Элементарные формы мышления, способность к научению. | Увеличение головного мозга, появление коры головного мозга | Высшие позвоночные, т.е. птицы и некоторые млекопитающие |
В.Наивысший уровень | Образный характер восприятия внешнего мира. Научение, исследовательская деятельность, создание примитивных орудий труда, гибкость мышления | Развитая кора головного мозга, увеличение лобных долей. | Обезьяны и дельфины |
Дальнейшее развитие психики происходит на уровне сознания. Представитель – человек.
Значение и виды филогенеза в психологии
Филогенез в психологии — становление и развитие психики, сознания, интеллектуальных способностей у разных живых организмов. Психика в данном случае рассматривается как продукт эволюции.
Суть и понятие
Онтогенез и филогенез в психологии — два взаимосвязанных процесса формирования психики. Филогенезом называют историческое развитие живых существ. Процесс эволюции рассматривается как множество генетических линий. Некоторые из них продолжают развиваться, другие исчезают из-за вымирания.
История исследования
Особенности становления психики — краеугольный камень для психологической науки с середины XIX века. Чарльз Дарвин первым выявил три стадии развития психики.
Следующий исследователь, который внес вклад в изучение филогенеза, — И. М. Сеченов. Он поставил перед собой задачу проследить за историей развития психических процессов. Он рассматривал не только особенности людей, но и других живых существ. В своей работе «Элементы мысли» он призывал других исследователей заниматься разработкой эволюционной психологии по учениям Дарвина.
Еще один ученый, который внес вклад в развитие данного направления, — А. Н. Северцов. В своем труде «Эволюция и психика» он провел анализ приспособления живых существ к окружающей среде.
Эволюционный подход продолжил изучать и развивать В. А. Вагнер. Он разрабатывал эволюционную психологию на основе данных о психической жизни живых существ.
Стадии
Филогенетическое развитие протекает в 3 стадии:
Интеллектуальное поведение человека отличается тем, что ему свойственно придумывать новые способы решения задач, постоянно развиваться. Интеллектуальные действия животных не похожи на аналогичные действия человека.
Способы
Для получения общей информации о филогенезе, эволюции методики изучения комбинируются.
Проблематика
При изучении могут возникать проблемы:
Филогенез изучается исторической психологией, этнопсихологией, зоопсихологией.
Какие науки изучают возникновение и эволюцию сознания?
Изучением возникновения сознания, его эволюции занимается:
Из более сложных направлений выделяются философия сознания, нейропсихология, нейрофизиология, нейробиология.
Связь с онтогенезом
Связь между онтогенезом и филогенезом отражается в биогенетическом законе, который был представлен известными исследователями Ф. Мюллером и Э. Геккелем.
Онтогенез — индивидуальное развитие живых существ. Он начинается с появления зиготы и продолжается на протяжении жизни. Характеризуется онтогенез тем, что в теле живого организма происходят изменения. Они зависят от условий жизни, наследственности.
Во время филогенеза накапливаются, отбираются, закрепляются изменения индивидуального развития от предшествующих поколений. Поэтому животные развиваются аналогично предкам.
В психологической науке под филогенезом подразумевается процесс изменения, развития психики в ходе эволюции. Большинство видовых биологических особенностей человека являются устойчивыми, но психика развивается постоянно. На нее влияет особенности культурной и социальной жизни индивида. Через духовную, материальную культуру человек может воплощать достижения психического развития.
Развитие психики в филогенезе и онтогенезе
Филогенез – процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека, онтогенез – процесс формирования основных структур психики индивида в течение его жизни. Первой предпосылкой возникновения сознания в филогенезе является труд. Известно, что в отличие от животного человек не только употребляет, но и изготавливает орудия труда. Изготовление орудий само по себе в корне меняло деятельность первобытного человека. Работа над изготовлением орудия уже не является простой деятельностью, определяемой непосредственным биологическим мотивом (потребность в пище): с этой позиции она бессмысленна, никак не оправдана и приобретает смысл только из дальнейшего использования этого орудия на охоте. Иначе говоря, она требует вместе со знанием выполняемой операции и знания о будущем применении орудия. Будучи основным условием изготовления орудия, оно может быть названо первым проявлением сознания, другими словами – первой формой сознательной деятельности.
Деятельность по изготовлению орудий приводит к коренной перестройке всей структуры поведения человека. Поведение животного всегда было непосредственно направлено на удовлетворение потребности. У человека же, изготовляющего орудия, структура поведения обретает сложный характер: из деятельности, направленной на непосредственное удовлетворение потребности, выделяется специальное действие, которое приобретает смысл лишь в дальнейшем.
Язык и сознание.Второй предпосылкой, которая приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, является возникновение языка. Под языком следует понимать систему кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения между ними. Слова являются основным средством общения, благодаря которому человек сохраняет и передает информацию и усваивает опыт целых поколений других людей. Вопрос о происхождении языка являлся предметом многочисленных предположений и теорий. Одни считали его проявлением духовной жизни и указывали на его «божественное происхождение». Другие безуспешно старались вывести язык из эволюции животного мира. Однако научное решение вопроса о происхождении языка надо искать в тех общественно-трудовых отношениях, которые впервые появились с переходом к человеческой истории.
Есть много оснований предполагать, что язык впервые возник из форм общения, в которые вступали люди в процессе труда. Совместная форма практической деятельности неизбежно приводила к необходимости передать другому человеку какую-либо информацию, обозначающую не состояние, а предметы, включенные в совместную трудовую деятельность. Эти первые обозначения предметов представляли собой просто звуки, сопровождаемые жестами и выразительными интонациями. Язык, как система знаков, обозначающих предметы, их действия, качества или отношения, как средство передачи информации имел важнейшее значение для дальнейшей перестройки сознательной деятельности человека. Поэтому наряду с трудом язык является основным фактором формирования сознания.
Возникновение языка вносит три наиболее существенных изменения в сознательную деятельность человека:
– обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, язык позволяет выделить эти предметы, направить на них внимание и сохранить в памяти. В результате человек оказывается в состоянии «иметь дело» с предметами внешнего мира даже в их отсутствие. Поэтому можно сказать, что язык удваивает воспринимаемый мир, позволяет хранить полученную информацию и создает мир внутренних образов;
– слова языка не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определенным категориям. Таким образом, при помощи языка обеспечивается процесс отвлечения (абстракции) и обобщения, что позволяет ему стать не только средством общения, но и важнейшим орудием мышления, благодаря чему возможен переход отражения внешнего мира от чувственного к рациональному;
– язык служит основным средством для передачи информации, накопленной в общественной истории человечества. Передавая сложнейшую информацию, отложившуюся в течение многих веков общественно-исторической практики, язык позволяет человеку усвоить этот опыт и овладеть с его помощью неизмеримым кругом знаний, умений и способов поведения, которые никак не могли быть результатом самостоятельной деятельности изолированной личности. Это означает, что с появлением языка у человека возникает совершенно новый тип психического развития, не имевший места у животных, и что язык действительно является важнейшим средством развития сознания.
Значение языка для формирования сознания заключается в том, что он фактически проникает во все сферы сознательной деятельности человека, поднимая на новый уровень протекание его психических процессов. Поэтому анализ языка и речи следует рассматривать как фактор построения всей сознательной жизни человека в целом. Таким образом, сознание возможно лишь в условиях существования языка, возникающего одновременно с ним в процессе труда.
Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
Закономерное изменение психических процессов во времени, проявляющееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях, представляет собой развитие психики, которое характеризуется относительной обратимостью изменений, способностью накапливать изменения (обратимостью), закономерным характером и «надстраиванием» новых изменений над предыдущими.
Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза.
В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых существ с окружающей средой. Подобные изменения могут иметь как биологическую, так и общественно-историческую основу. Способность живых существ к раздражимости породила психику как способность ощущения, которая, в свою очередь, развивалась в процессе образования и развития их нервной системы. Выделяют такие стадии эволюции психики, как сенсорную, перцептивную, интеллектуальную и формирование сознания. Особенность сознания состоит в том, что оно присуще только психике человека и возникло вследствие общественно-исторического развития человеческого общества.
В онтогенезе происходит процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Определяя истоки психики в данном случае, ученые обращаются к формированию способности активно передвигаться в пространстве на определенном этапе развития живых существ. То есть считается, что удовлетворение потребностей осуществляется путем активных перемещений в окружающей среде, после предварительного поиска необходимых предметов. Если говорить о развитии психики человека, то в ее основе лежит овладение общественными орудиями, исторически сформировавшимися в процессе эволюции человека и служащими средством удовлетворения его потребностей.
Так, от 1 года до 3 лет ребенок, осваивая простейшие предметы, формирует основы предметно-манипулятивной деятельности, вследствие чего у него вырабатываются способности к универсальным движениям рук и решению простых двигательных задач. Способность ребенка «вставать» на собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми влияет на возникновение у него установки «Я сам».
В период от 3 лет до 6–7 лет у ребенка складываются способности к воображению и использованию различных символов, чему способствует активная игровая деятельность, свойственная детям этого возраста.
Во время обучения в школе ребенок, включившись в образовательный процесс, активно присваивает элементы науки, искусства, что способствует формированию основ научного, логического мышления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 9 Развитие возрастно-половых свойств индивида в процессе социализации личности
Глава 9 Развитие возрастно-половых свойств индивида в процессе социализации личности Индивидуальное развитие человека, его онтогенез происходят одновременно в трех системах отсчета, осями которых являются социальное, биологическое и психологическое время жизни
2. Развитие психики животных
2. Развитие психики животных Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения – раздражимость.Появление психической формы
Глава II. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
Глава II. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ §6. Общее понятие о возникновении и развитии психики В основе материалистического мировоззрения лежит учение о развитии материи.Определённым этапом в развитии материи является возникновение жизни, т. е. появление живой, или органической,
7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА
7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).Критерием появления зачатков психики у живых
Развитие психики и поведения
Развитие психики и поведения Для того чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо теперь раскрыть его основное содержание. Можно сначала в самой общей форме сказать, что сущность психического развития заключается в развитии все новых форм
Глава V РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ
Глава V РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ Поведение низших организмов Способность реагировать на исходящие из среды раздражения — раздражимость— является основным свойством всякого, даже самого элементарного одноклеточного организма. Уже голая
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения По мере того как ребенок в процессе систематического обучения начинает овладевать каким-нибудь «предметом» — арифметикой, естествознанием, географией, историей, совокупностью знаний, хотя бы и
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний Эмпирическое по своему содержанию мышление вышеохарактеризованной ступени может быть по своей форме определено как рассудочное — в диалектическом понимании, различающем рассудочную мыслительную
Глава 3. Эволюционное развитие психики
Глава 3. Эволюционное развитие психики Человек – хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства. Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растения. С. Я. МаршакРефлекторный характер
Глава 4. Возрастное развитие психики человека
Глава 4. Возрастное развитие психики человека Все мы родом из детства. Антуан де Сент-ЭкзюпериНаука о психологии детстваНет, пожалуй, в мире ничего более удивительного, чем развитие психики подрастающего человека. Стремительно проносятся годы детства, но за этот
ЛЕКЦИЯ № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе
ЛЕКЦИЯ № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе По мере познания знаков языка человеком они приобретают следующие характеристики:1) предметную привязку – знаки замещают собой обозначаемый предмет, вбирают в себя его
ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка
ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью
Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза Закономерное изменение психических процессов во времени, проявляющееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях, представляет собой развитие психики, которое характеризуется относительной
Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза.В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых
Развитие психики
Развитие психики Вторая топика вводит генетический аспект. Причины психических нарушений связаны не только с психотравмирующей ситуацией, но обусловлены всей личностной историей. Ранний период детства – формирование психического аппарата и становления «Я» и