Что такое федеральные проекты
Что такое федеральные проекты
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации.
2. В соответствии с настоящим Положением реализации подлежат национальные проекты (программы) и федеральные проекты.
Нормы, предусмотренные настоящим Положением, применяемые в отношении национальных проектов и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, распространяются на комплексную программу «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года» и входящие в ее состав федеральные проекты.
Особенности реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» устанавливаются отдельным актом Правительства Российской Федерации.
В рамках проектной деятельности Правительства Российской Федерации реализуются следующие направления деятельности:
осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации;
предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации;
предоставление субсидий (иных межбюджетных трансфертов) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
предоставление бюджетных инвестиций и субсидий юридическим лицам;
выработка предложений по совершенствованию государственной политики и нормативного регулирования в сфере реализации государственной программы (комплексной программы);
осуществление стимулирующих налоговых расходов;
организация и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере реализации государственной программы (комплексной программы);
создание и развитие информационных систем;
предоставление целевых субсидий государственным учреждениям в целях осуществления капитальных вложений, операций с недвижимым имуществом, приобретения нефинансовых активов, а также реализации иных мероприятий, отвечающих критериям проектной деятельности;
иные направления деятельности, отвечающие критериям проектной деятельности.
3. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
4. В целях осуществления проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти формируются органы управления проектной деятельностью.
Функции органов управления проектной деятельностью определяются функциональной структурой проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», и реализуются в соответствии с настоящим Положением.
В отношении комплексной программы «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года» и входящих в ее состав федеральных проектов Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет функции федерального органа исполнительной власти, выполняемые в отношении национального проекта и федеральных проектов, входящих в состав национального проекта, в соответствии с настоящим Положением и функциональной структурой проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».
До ввода в эксплуатацию соответствующих компонентов и модулей информационной системы проектной деятельности формирование, согласование (одобрение), утверждение и представление указанных документов и информации осуществляются в форме документов на бумажном носителе, подписанных лицом, уполномоченным в установленном порядке действовать от имени органа управления проектной деятельностью.
7. Информация и данные, получаемые и обрабатываемые в информационной аналитической системе реализации национальных проектов, в приоритетном порядке используются в информационной системе проектной деятельности при формировании документов в ходе осуществления проектной деятельности.
8. Порядок работы и информационного взаимодействия участников проектной деятельности в информационной аналитической системе реализации национальных проектов и информационной системе проектной деятельности, а также информационного взаимодействия с иными информационными системами, содержащими информацию и данные о реализации национальных, федеральных и региональных проектов, определяется регламентом, который утверждается президиумом Совета.
9. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов и федеральных проектов в очередном финансовом году и плановом периоде осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, и актами, определяющими вопросы планирования бюджетных ассигнований, с учетом пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и итогов реализации национальных проектов и федеральных проектов за предыдущий период.
10. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию национальных и федеральных проектов, обеспечивают приоритетное использование информации и данных, а также результатов анализа, выводов и предложений, получаемых и обрабатываемых в информационной аналитической системе реализации национальных проектов, при разработке (корректировке) методик расчета показателей национальных и федеральных проектов.
Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральная служба государственной статистики обеспечивают учет информации и данных, а также результатов анализа, выводов и предложений, получаемых и обрабатываемых в информационной аналитической системе реализации национальных проектов, при разработке (корректировке) и согласовании методик расчета показателей национальных и федеральных проектов.
11. Расчет показателей национальных проектов должен осуществляться исходя из выполнения одного из следующих условий:
а) значения показателей рассчитываются по методикам, принятым международными организациями;
б) значения показателей определяются на основе данных федерального статистического наблюдения, в том числе по субъектам Российской Федерации (группам субъектов Российской Федерации).
12. Расчет показателей федеральных проектов, которые не являются показателями национальных проектов, должен осуществляться согласно методикам, по решению проектного комитета подготовленным и утвержденным исходя из выполнения условий, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, или иных условий.
Указанные методики расчета показателей федеральных проектов должны предусматривать приоритетное использование информации и данных, а также результатов анализа, выводов и предложений, получаемых и обрабатываемых в информационной аналитической системе реализации национальных проектов.
13. Подготовка национальных проектов и федеральных проектов осуществляется с учетом следующих принципов:
а) отражение в паспортах национальных проектов их влияния на достижение национальных целей и целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
б) отражение в паспортах национальных проектов и входящих в их состав федеральных проектов общественно значимых результатов, непосредственно влияющих на улучшение качества жизни граждан и условий ведения предпринимательской деятельности;
в) обоснование эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых результатов федеральных проектов, а также отражение их влияния на достижение показателей национальных проектов и показателей федеральных проектов;
г) достижение в первую очередь результатов федеральных проектов, позволяющих оптимизировать или минимизировать стоимость реализации последующих результатов;
д) проведение оценки востребованности, а также стоимости и источников финансового обеспечения содержания объектов имущества, создаваемых (приобретаемых) в рамках реализации национальных проектов и федеральных проектов.
14. Инициирование, подготовка, реализация и завершение ведомственных и региональных проектов осуществляются в соответствии с положениями об организации проектной деятельности, подготовленными с учетом настоящего Положения и утвержденными соответственно актами федеральных органов исполнительной власти и актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
15. Информация, содержащаяся в паспортах национальных проектов и паспортах федеральных проектов, запросах на их изменение, а также в отчетах об их реализации, до их утверждения в соответствии с настоящим Положением не подлежит разглашению (распространению), если иное не установлено настоящим Положением или решением Председателя Правительства Российской Федерации, президиума Совета, проектного комитета, куратора национального проекта и (или) куратора федерального проекта, руководителя национального проекта и (или) руководителя федерального проекта, не входящего в состав национального проекта.
Что такое нацпроекты. Объясняем простыми словами
Национальные проекты — инструмент социально-экономического развития государства, призванный вывести приоритетные отрасли на новый уровень.
Проще говоря, под национальными проектами понимаются комплексные программы, имеющие общенациональную значимость и требующие масштабных вливаний государственных средств.
Правительство России с 2019 года выполняет 13 национальных проектов по трём направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». У каждой программы есть свой куратор в кабмине. Современные национальные проекты считаются преемниками провальных приоритетных нацпроектов второй половины нулевых и начала десятых (например, роста ежегодного объёма жилищного строительства в РФ до 80 млн кв. м в год удалось достичь только в 2014 году, а не в 2010-м, как предполагалось изначально).
С 2019 года российские нацпроекты разделены по стратегическим направлениям социально-экономического развития:
В обозримом будущем к этой группе добавится ещё одно направление, посвящённое туризму.
Пример употребления на «Секрете»
«Сами нацпроекты, конечно, — это очень масштабно. Мы раньше не работали с помощью таких инструментов, их не было — были госпрограммы, но это другое. Нацпроекты связаны с целями, для достижения целей введены конкретные ресурсы. Персональная ответственность за неисполнение введена и уже используется, но её можно усилить».
Цифры
На старте реализации федеральной программы воплощение в жизнь всех нацпроектов до 2024 года оценивалось в 25,7 трлн рублей. После корректировки национального плана из-за пандемии коронавируса только на 2021–2023 годы заложили 39 трлн рублей. В то же время достижение ряда показателей решили отложить до 2030-го.
Нюансы
Нацпроекты призваны улучшить жизнь российских граждан в разных аспектах, предполагая чётко обозначенный конечный результат. В частности, в национальном плане заложено достижение следующих целей:
Поддержку малого и среднего бизнеса в России реализуют в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». Проект предполагает рост числа занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек к концу 2030 года, наращивание доли МСП в ВВП страны до 32% и доли экспорта субъектов МСП — до 10% от общего объёма к 2030-му.
Критика
Нацпроекты в России подвергались критике представителями самых разных эшелонов власти. Одними из самых распространённых проблем в их реализации указывались:
Попали в два десятка: в России появится 20 новых федеральных проектов
Власти запустят новый раунд корректировок госпрограмм и нацпроектов — в них добавят 42 стратегические инициативы, представленные президенту. Об этом говорится в предложениях по изменениям этих документов, разработанных Минэкономразвития (есть в распоряжении «Известий»). Так, планируется создать 20 новых федпроектов и внести ряд изменений в уже существующие. Источник «Известий» допустил, что очередные правки в стратегических документах замедлят реализацию заложенных в них мероприятий. Эксперты возразили: инициативы хорошо укладываются в проектную часть госпрограмм, а корректировки необходимы для формирования нового бюджета.
Правки и прорыв
Правительство представило 42 новые прорывные инициативы в июле на заседании совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам. Они касаются всех сфер жизни и сгруппированы в несколько блоков. Самый крупный — социальный, второй по размеру — технологический, на третьем месте — строительный. Кроме того, в список инициатив включены нововведения по цифровизации и клиентоцентричности государства.
По словам председателя правительства Михаила Мишустина, совокупная стоимость предложений составит 4,6 трлн рублей. При этом основную часть финансирования обеспечат уже имеющиеся ресурсы, средства частных инвесторов, государственных компаний и институтов развития. Дополнительно потребуется выделить порядка 736 млрд рублей из федерального бюджета и ФНБ.
— Такие инициативы связывают в единое целое государственные программы, национальные проекты и национальные цели, они призваны усилить принятые ранее решения долгосрочного характера, — заявил Михаил Мишустин.
Впрочем, чтобы добиться прорыва, чиновникам предстоит еще много бюрократической работы. Минэкономразвития разработало предложения по корректировке госпрограмм и нацпроектов с учетом новых инициатив.
Согласно документу, с которым ознакомились «Известия», изменения будут существенными. Так, в рамках госпрограмм планируется создать 15 новых федпроектов: «Санитарный щит страны» и проект по реабилитации, мероприятия которых погрузят в программы «Обеспечение химической и биологической безопасности» и «Развитие здравоохранения»; проект «Пушкинская карта» (госпрограмма «Развитие культуры»); «Бизнес-спринт» («Развитие физической культуры и спорта»); а также такие федпроекты, как «Россия — привлекательная для работы и учебы страна», «Мой частный дом», «Низкоуглеродное развитие», «Чистая энергетика», «Прорыв на рынки СПГ», «Беспилотная доставка грузов», «Беспилотные логистические коридоры» и «Аграрная наука — шаг в будущее развитие АПК». Кроме того, в профильных госпрограммах появятся федпроекты «Электроавтомобиль и водородный автомобиль», «Взлет — от стартапа до IPO», а также «Клиентоцентричность в госуправлении».
Изменения коснутся и нацпроектов. Для четырех из них — «Цифровой экономики», «Культуры», «Жилья и городской среды» и «Науки и университетов» — определили пять новых федпроектов: «Цифровое государственное управление» и «Информационная инфраструктура», «Придумано в России», «Новый ритм строительства» и «Передовые инженерные школы» соответственно.
Остальные инициативы не потребуют отдельных федпроектов и станут дополнением к уже существующим, следует из документа.
Как пояснил «Известиям» источник, близкий к Минэку, паспорта нацпроектов и госпрограмм уже долгое время находятся в режиме правки, а очередные корректировки вряд ли ускорят реализацию заложенных в них мероприятий. Кроме того, нововведения притормозят финализацию единого плана по достижению национальных целей, над которым правительство работает больше года, полагает он.
«Известия» направили запрос в Минэкономразвития, а также в министерства, курирующие указанные направления, с просьбой прокомментировать корректировки.
Малой кровью
Государственные программы — хороший и универсальный инструмент для упаковки инициатив, которые требуют бюджетного финансирования, заявил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. По его словам, несмотря на то что изначально они считались документами стратегического планирования, в действительности госпрограммы стали инструментами среднесрочного характера, так как ежегодно корректируются под изменения бюджета.
— Реализация любых сущностных мероприятий за счет казны непременно должна вызывать внесение изменений в госпрограммы. Инициативы, которые были предложены, лучше всего укладываются в проектную их часть, — уверен Владимир Климанов.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов
По его словам, это понятная и прозрачная схема, особенно учитывая тот факт, что недавно Минэкономразвития представило новый порядок разработки и реализации госпрограмм.
Решение встроить 42 стратегические инициативы в нацпроекты и госпрограммы — это попытка обойтись «малой кровью», потому что не требует полного переформатирования всей системы, полагает директор ИНП РАН Александр Широв. Однако хотелось бы, чтобы корректировка стратегических документов привела к большей эффективности вложения средств бюджета, а также к росту объема ресурсов, которые будут поступать в экономику через эти каналы. Ведь последнее напрямую влияет на темпы экономического развития и качество жизни населения, отметил эксперт.
По его словам, первостепенная задача на сегодня — зарезервировать в бюджете на ближайшую трехлетку средства для реализации инициатив. А оперативно подготовить описание федпроектов на бумаге не составит труда: не случайно почти полгода эти инициативы обсуждались с правительством и экспертами, резюмировал он.
Что такое федеральные проекты
Опубликованы информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Материалы публикуются по состоянию на 7 февраля 2019 года.
Инфографика
Информационные материалы о национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития
Документы
Национальные проекты направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
Опубликованные материалы в краткой наглядной форме представляют основные целевые показатели и ожидаемые результаты реализации 12 национальных проектов: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жильё и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт». Также в материалах содержатся ключевые сведения о структуре, целевых показателях и результатах реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (утверждён распоряжением Правительства от 30 сентября 2018 года №2101-р).
Материалы публикуются по состоянию на 7 февраля 2019 года.
Национальные проекты России до 2024 года
Любые национальные проекты в разных странах мира связаны с усовершенствованием технологий, улучшением качества жизни людей, созданием безопасной и экологически привлекательной среды. Не исключением в этом плане стала и Россия. Здесь также была разработана и запущена в реализацию целая группа нац. проектов, в список которой входят несколько основных направлений с разными целями. Финансирование национальных проектов происходит за счет федерального и местных бюджетов, так как в них вовлечены все, без исключения города РФ.
Что это
Национальные проекты России – под этим определением понимается целая совокупность программ, которые направлены на разные сферы экономики, промышленности и социальной политики государства. Приняты они были путем голосования парламентариями в 2018 году и подписаны президентом РФ В.В. Путиным. А реализация их предполагается в период с 2019 по 2024 год.
Финансирование 12 основных нацпроектов осуществляется из нескольких источников:
Направления и цели
Перечень приоритетных национальных проектов развития России включает следующие основные разделы:
История формирования
В развитии национальных проектов в Российской Федерации были следующие этапы развития:
Приоритеты
На 2020 год в приоритете остаются все разработанные направления и ключевые параметры национальных проектов. Наиболее финансируемыми являются:
Реализация и будущее
Для эффективной реализации всех перечисленных выше вопросов, во время одного из заседаний партии «Единая Россия» было принято решение для создания обратной связи с гражданами страны. На линию можно посылать интересующие вопросы, жалобы и предложения, связанные с тематиками нацпроектов.
Помимо этого, была создана специальная система, которая называется «Электронным бюджетом». Она управляет имущественными и финансовыми средствами для реализации программы.
На данный момент до сих пор принимаются указы и законы, которые способствуют реализации всех перечисленных программ. Это необходимая мера, которая позволяет регулировать некоторые моменты, связанные с реализацией и достигать оптимального результата.