Что такое фармацевтическая субстанция спирта этилового
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ в подпункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ подпункт 2.1 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ подпункт 3 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 4 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 5 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ в подпункт 7 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2015 г.
8) утратил силу с 1 июля 2012 г.;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ подпункт 9 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена подпунктом 10.1, вступающим в силу с 1 июня 2015 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2012 г. N 98-ФЗ) подпункт 11 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2012 г.
Фармацевтика и этиловый спирт
«Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 8
Теперь в Законе говорится про фармацевтическую субстанцию «этиловый спирт»
В п. 3 ст. 1 Федерального закона N 171-ФЗ, регулирующего в том числе производство и оборот этилового спирта во всех отраслях, перечислен ряд ситуаций, на которых действие названного Закона не распространяется. В действующей редакции это, в частности:
То есть, как мы видим, все-таки Федеральный закон N 171-ФЗ распространяется и на обращение лекарственных средств, если это производство, оборот и (или) использование этилового спирта по фармакопейным статьям.
Теперь производство, оборот и (или) использование этилового спирта по фармакопейным статьям не упоминаются в качестве исключений. То есть на указанное обращение этилового спирта не будет распространяться действие Федерального закона N 171-ФЗ.
Но в качестве исключений будут фигурировать производство, оборот и (или) использование для собственных нужд фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)». Иными словами, названный Закон будет регулировать производство, оборот и (или) использование этилового спирта (этанола) как лекарственного средства в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность (см. п. 2 ст. 4 Федерального закона N 61-ФЗ), если этиловый спирт используется именно для собственных нужд.
В п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ теперь вместо определения этилового спирта по фармакопейным статьям будет дана трактовка понятия «фармацевтическая субстанция «этиловый спирт (этанол)»: это фармацевтическая субстанция, определенная в соответствии с Федеральным законом N 61-ФЗ и содержащая этиловый спирт.
В п. 3 ст. 2 обозначенного Закона поясняется, что именно такое содержание этилового спирта превращает продукцию в спиртосодержащую. Причем с 01.01.2017 данное правило прямо относится к пищевой или непищевой продукции, спиртосодержащим лекарственным препаратам, спиртосодержащим медицинским изделиям. В связи с этим в новых п. п. 3.1 и 3.2 будут даны следующие определения:
А вот на деятельность организаций, связанную с обращением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих этиловый спирт, Федеральный закон N 171-ФЗ теперь распространяется полностью (абз. 5 п. 3 ст. 1 данного Закона утратит силу).
Но зато теперь указанный Закон не применяется в отношении обращения спиртосодержащих медицинских изделий, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
Но сказанное не касается производства спиртосодержащих медицинских изделий в жидком виде с содержанием фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)».
Об оборудовании для производства этилового спирта
А также это оборудование должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС (абз. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ). Но это требование не будет распространяться на производство и (или) оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий (изменен пп. 7 п. 2.1 ст. 8 названного Закона).
Но, как мы помним, названный Закон пока распространяется на производство, оборот и (или) использование этилового спирта по фармакопейным статьям. Поэтому в п. 2 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ уточняется, что его требования не относятся, в частности, к оборудованию для производства этилового спирта по фармакопейным статьям.
Теперь это исключение (необязательность оснащения автоматическими средствами измерения и учета) будет касаться оборудования для производства фармацевтической субстанции «спирт этиловый (этанол)», спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.
В то же время будет установлено, что это оборудование должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)», объема фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)», а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС (изменен абз. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ, добавлен абз. 18 в тот же пункт).
Это оборудование должно обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)», объема фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)», об объеме ее производства, поставки и (или) использования для собственных нужд.
В п. 5 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ говорится, что производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), допускается только при условии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях. Процесс данной переработки и утилизации строго регламентируется Правительством РФ. Но теперь уточнено, что приведенное правило не распространяется на производство фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)».
В общем случае производство этилового спирта вправе осуществлять только казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 10 млн руб. В настоящее время обозначенное ограничение не относится к производству этилового спирта по фармакопейным статьям, то есть такой этиловый спирт вправе производить и иные предприятия. С 01.01.2017 вместо этого не будет ограничений по форме и уставному капиталу для предприятий, производящих фармацевтическую субстанцию «этиловый спирт (этанол)» (изменен абз. 1 п. 9 ст. 8 Федерального закона N 171-ФЗ).
Об уведомлениях и отчетах
В действующей редакции п. 1 ст. 9 Федерального закона N 171-ФЗ указывается, что закупка этилового спирта в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в целях производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления.
Закупка этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) использования для собственных нужд также осуществляется при условии представления уведомления.
В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ при превышении указанного объема организации, закупающие этиловый спирт, должны декларировать объем его использования.
С 01.01.2017 в обозначенных нормах ничего не будет говориться о производстве этилового спирта по фармакопейным статьям. Вместо этого будет установлено, что закупка этилового спирта, за исключением закупки фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)», в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в целях производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления. Но это уведомление не потребуется при закупке любого объема фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)».
В то же время согласно новой редакции п. 3 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)» для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) для производства спиртосодержащих медицинских изделий, обязаны будут осуществлять учет и декларирование объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)» (см. также новую ч. 4.2 ст. 45 Федерального закона N 61-ФЗ).
Порядок такого учета и представления деклараций разработает Правительство РФ, но действовать он будет с 31.03.2017. С той же даты вступит в силу ст. 14.1 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно которой необходимо регистрировать основное технологическое оборудование для производства этилового спирта с производственной мощностью более 4000 декалитров. Но этого не потребуется в отношении основного технологического оборудования для производства фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)».
Кроме того, все основное технологическое оборудование для производства этилового спирта будет подлежать инвентаризации, но за исключением основного технологического оборудования для производства фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)» (п. 1 ст. 6 Федерального закона N 261-ФЗ).
О подтверждающих документах
Согласно п. 1 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. Эти документы перечислены в данном пункте.
Но в соответствии с новым п. 2.1 обозначенной статьи указанные документы не требуются в качестве подтверждающих при обороте фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)».
О лицензировании
В п. 1 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ указывается, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции лицензируются. Но здесь же уточняется, что не лицензируются производство и оборот этилового спирта по фармакопейным статьям.
С 01.01.2017 это исключение будет распространяться на производство и оборот фармацевтической субстанции «этиловый спирт (этанол)», спиртосодержащих лекарственных препаратов для медицинского применения, спиртосодержащих лекарственных препаратов для ветеринарного применения и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.
О розничной продаже этилового спирта
В абз. 6 п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ сейчас установлено ограничение: не допускается розничная продажа этилового спирта, но за исключением розничной продажи этилового спирта по фармакопейным статьям, осуществляемой аптечными организациями.
Может ли компания имеющая фармацевтическую лицензию продавать субстанции, а именно этиловый спирт медицинский 95% организациям (конечным пользователям для собственных нужд) без такой лицензии?
Может ли компания имеющая фармацевтическую лицензию продавать субстанции, а именно этиловый спирт медицинский 95% организациям (конечным пользователям для собственных нужд) без такой лицензии?
Согласно ст. 2 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) этиловый спирт — спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый;
Таким образом, оборот этанола — фармацевтического спирта, также подпадает под действием названного закона.
В свою очередь в силу ст. 18 настоящего закона
1. Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,за исключением:
производства иоборота фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
Таким образом, своим действием указанных ФЗ не охватывает вопросы оборота фармацевтической субстанции спирта.
При этом под оборотом спирта понимается
оборот — закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозкии розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона;
Таким образом, поставка и розничная продажа фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — под требование о лицензировании в силу названного закона не подпадает.
В силу ст. 9 указанного закона
4. Поставки этилового спирта осуществляются только организациями, которые имеют лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата.
Требования настоящего пункта не распространяются на поставку фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
Таким образом, данное требование о наличии у конечного потребителя поставляемого товара лицензии на хранение и т.п. произведенного этилового спирта не применимо.
Вместе с тем, в силу ст. 45 ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»
4.3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие закупку и использование фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производство, изготовление и (или) оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов, обязаны осуществлять их учет и декларирование в порядке, установленном статьями 8 и 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Кроме того, возникает вопрос о какой именно организации идет речь?
Поскольку на нее могут возлагаться обязанности связанные с названным ФЗ-61 в части оборота фармацевтической субстанции спирта.
Что такое фармацевтическая субстанция спирта этилового
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 03.07.2016 N 261-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 2.1 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 481-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 2.2 введен Федеральным законом от 28.11.2018 N 448-ФЗ)
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 261-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 27.12.2019 N 481-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 3.3 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 560-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ, от 25.12.2012 N 259-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 9 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) понятия, указанные в статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона используются в значениях, определенных в статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации»;
(пп. 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12.2 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12.4 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(пп. 12.5 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(пп. 12.6 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 13.1 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(пп. 13.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(пп. 13.3 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 13.5 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 03.07.2016 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 15.1 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 17.1 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 18 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 19 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 20 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 21 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 125-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 22 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 286-ФЗ, от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 28 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 29 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 30 введен Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ)
(пп. 31 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 345-ФЗ)
Должна ли аптека декларировать закупку этанола?
Автор: Шелег Е. Е., эксперт журнала
Краевая муниципальная аптека для целей изготовления лекарств закупала значительные количества этанола, однако закупки не декларировала и была привлечена к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ. Оштрафовали и генерального директора аптеки.
Постановления были обжалованы в арбитражном суде и суде общей юрисдикции, однако результаты оказались прямо противоположными.
О выводах ВС РФ (Постановление от 10.07.2020 № 18-АД20-21) и Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 12.12.2019 № 15АП-20579/19) расскажем далее. Но прежде напомним некоторые законодательные нормы о госрегулировании производства и оборота этилового спирта.
Закон об обороте фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
Пунктом 3 ст. 14 Закона № 171-ФЗ[1] определено: организации, осуществляющие производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), обязаны осуществлять учет и декларирование объема производства, поставки и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) (абз. 1).
Лица, осуществляющие оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), обязаны осуществлять учет и декларирование объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) (абз. 2).
С 29.12.2020 абз. 2 п. 3 ст. 14 излагается в новой редакции (см. Федеральный закон от 27.12.2019 № 481-ФЗ): лица, осуществляющие закупку и использование фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), обязаны вести учет объема ее закупки и использования, за исключением лиц, которые указаны в пп. 12 п. 2.1 ст. 8 закона и которые обязаны осуществлять декларирование объема закупки и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
В подпункте 12 п. 2.1 ст. 8, в свою очередь, перечислены лица, осуществляющие закупки и использование фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта в объеме, не превышающем
200 декалитров в год, в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве, изготовлении спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства, изготовления других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, ведущие учет объема производства, изготовления и (или) оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий. Это, в частности:
ветеринарные аптечные организации;
индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность;
Требования абз. 20 и 22 п. 2 ст. 8 (об оснащении емкостей для приемки этанола и оборудования для учета объема оборота и использования спирта для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий) на указанных лиц не распространяются.
Лица, осуществляющие производство, изготовление и (или) оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающем 200 декалитров в год, обязаны вести учет и производить декларирование объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий (абз. 3 п. 3 ст. 14 Закона № 171-ФЗ).
При этом оборотом являются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного закона (пп. 16 ст. 2 Закона № 171-ФЗ).
В силу абз. 4 п. 3 ст. 1 Закона № 171-ФЗ действие закона не распространяется на деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций.
С 29.12.2020 абз. 4 п. 3 ст. 1 действует в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 481-ФЗ. В соответствии с обновленной нормой действие Закона № 171-ФЗ не распространяется на деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций.
Штрафные санкции за нарушение порядка и сроков декларирования
В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа:
на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 руб.;
на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.
Из материалов одного спора
Как хотели наказать аптеку
Муниципальное унитарное предприятие «Краснодарское городское аптечное управление» (далее – МУП «КГАУ») имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности; основной вид экономической деятельности предприятия (согласно выписке из ЕГРЮЛ) – торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
МУП «КГАУ» закупало раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95 % в полиэтиленовых канистрах (по 10 л) по договору поставки, заключенному с ООО «Армавирская межрайонная аптечная база» (далее – ООО), что подтверждается товарными накладными от 2018 года.
Выпускаемая ООО продукция – этиловый спирт (этанол), лекарственная форма – раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95 % производится и фасуется в полиэтиленовые канистры по 10 л и 21,5 л и во флаконы по 100 мл, как это предусмотрено регистрационным удостоверением лекарственного препарата для медицинского применения РN 0024113/01, то есть данная продукция является готовым лекарственным препаратом, а не фармацевтической субстанцией.
Между тем Региональное управление Росалкогольрегулирования установило факт непредставления в названный законодательством срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 15 Правил[2], утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815), – деклараций за II квартал 2018 года.
В настоящий момент (с 01.01.2019) Правила действуют в редакции Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 № 1719. Документ утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 09.06.2020 № 841.
До утверждения формата и порядка заполнения деклараций в соответствии с Постановлением № 1719 представление деклараций должно осуществляться согласно приказам Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 и от 23.08.2012 № 231.
Фактически декларации «Об объеме использования этилового спирта»[3] и «Об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[4] за II квартал 2018 года предприятием представлены 21.05.2019 (а не 20.07.2018).
На основании вышеуказанных обстоятельств управление пришло к выводу о нарушении юридическим лицом ст. 14, 26 Закона № 171-ФЗ. В отношении него был составлен протокол об административном правонарушении и в этот же день (28.05.2019) вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, МУП «КГАУ» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд Краснодарского края[5] пришел к выводу, что поставляемая по рассматриваемым накладным продукция является лекарственным средством и не подпадает под признаки этилового спирта в значении ст. 2 Закона № 171-ФЗ.
Согласно ст. 2 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт – спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
В силу ст. 4 Закона № 61-ФЗ[6]:
лекарственные средства – вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (пп. 1);
фармацевтическая субстанция – лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность (пп. 2).
Закон № 61-ФЗ и иные нормативно-правовые акты, содержащие специальные нормы, не содержат требований о декларировании лекарственных средств и лекарственных препаратов, используемых в медицинской деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что оборот данного лекарственного средства не подпадает под действие Закона № 171-ФЗ, названная продукция не является фармацевтической субстанцией спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов в значении ч. 4.2 ст. 45 Закона № 61-ФЗ.
Таким образом, довод административного органа об обороте МУП во II квартале 2018 года фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и обязанности представить соответствующие декларации был опровергнут.
Вторая инстанция (Постановление пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019 № 15АП-20579/2019) поддержала коллег, указав, что управлением не доказано как событие административного правонарушения, так и вина предприятия в его совершении.
Судьи также подчеркнули, что аналогичная позиция изложена в Постановлении ВС РФ от 03.07.2015 № 308-АД15-6570 по делу № А53-20700/14.
Директора аптеки тоже наказали
К ответственности по рассматриваемому спору (о непредставлении в установленный срок деклараций «Об объеме использования этилового спирта» и «Об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за II квартал 2018 года) привлекли и генерального директора МУП «КГАУ»: г. А. признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 15.13 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Однако суды общей юрисдикции оставили штраф в силе. Районный суд[7], краевой[8] и Четвертый кассационный суд общей юрисдикции[9], а также ВС РФ в Постановлении от 10.07.2020 № 18-АД20-21 были единодушны: поскольку аптекой приобретался именно этиловый спирт для наружного применения и приготовления лекарственных форм, судьями сделан правомерный вывод о товаре, его химическом составе и целях применения, а именно аптека приобретала фармсубстанцию, а не готовый лекарственный препарат. При этом ВС РФ отметил, что судебные акты, вынесенные по упомянутому арбитражному делу, в части правовой квалификации рассматриваемых отношений и толкования норм преюдициального значения не имеют.
Таким образом, жалоба г. А была оставлена без удовлетворения.
Как видим по судебным решениям, дело об административной ответственности по отношению к аптеке и ее руководителю было решено «не в унисон». Арбитражный суд вообще не увидел события правонарушения, так как закон требует декларировать закупку именно фармсубстанции этилового спирта, а аптека покупала не фармсубстанцию, а готовое лекарственное средство.
Суды общей юрисдикции, напротив, оставили штраф в отношении руководителя аптеки в силе, указав, что аптека приобретала фармсубстанцию, а не готовый лекарственный препарат.
[1] Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
[2] Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда.
[3] Приложение 2 к Правилам.
[4] Приложение 7 к Правилам.
[5] Решение от 21.10.2019 по делу № А32-24400/2019.
[6] Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
[7] Решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 24.07.2019 № 12-483/19.
[8] Решение судьи Краснодарского краевого суда от 15.10.2019 № 12-3165/19.
[9] Постановление от 24.12.2019 № 16-308/2019.