Что такое фантастика 4 класс
Урок внеклассного чтения в 4 классе «Фантастика в детской литературе»
Урок внеклассного чтения в 4 классе
Тема: «Фантастика в детской литературе»
Обобщать и расширять читательский опыт учащихся по отбору книг по теме
формировать умение представить прочитанную книгу и коротко рассказать о ней; развивать привычку пользоваться услугами библиотеки.
Сейчас у нас урок литературного чтения.
Вступительное слово учителя
Приходит книга в дом любой.
Коснись ее страниц –
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот.
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
-Что дают нам уроки внеклассного чтения и почему для нас эти уроки важны?
(Мы знакомимся с новыми литературными произведениями, с новыми интересными писателями, учимся общаться друг с другом и другими людьми, развиваем речь, повышаем словарный запас, узнаем новые слова).
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы совершим новые читательские открытия
О чём же мы сегодня будем говорить? Подул ветерок и рассыпал снежинки. Соберите слово.
Тема нашего урока «Фантастика в детской литературе»
Какие задачи мы можем поставить перед собой?
— Познакомиться с фантастическими книгами для детей.
— Способствовать развитию устной монологической речи.
— Уметь задавать вопросы и на них отвечать.
Так что же обозначает слово «фантастика»?
— Само слово «фантастика» произошло от греческого слова фантазия – воображение. Это же слово обозначает мечту. Издавна люди мечтали. Мечтали обо всем. Когда-то трудно было добывать огонь. 1 000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. А сейчас мы с вами стали забывать, что это такое, потому что есть зажигалка – газовая, бензиновая и даже электрическая. А уж полеты в космос могли только привидеться во сне. Но вот мы живем уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса… наука не стоит на месте, и то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность.
Писатели, зная о возможностях современной науки, пытаются дать ответы на множество вопросов. Что ждет людей тогда, когда космические полеты станут обычным явлением повседневной жизни. Как произойдет первая встреча с представителями других миров. – Явятся ли они на Землю или земляне найдут их на бесконечных просторах Вселенной. Что станет со старушкой Землей, если человек будет по-прежнему бездумно расходовать природные ресурсы. Каким будет общество, когда создадут «искусственного» человека.
По-разному отвечают на эти вопросы писатели-фантасты. Возможно, прочитав их книги, вы захотите с ними поспорить.
— Знакомство с книгами на выставке.
Проверка домашнего задания.
Знакомство с новым произведением.
— Сегодня мы познакомимся с новым фантастическим произведением Андрея Саломатова «Советчик». Что же это за советчик вы узнаете, прочитав новое произведение.
Андрей Васильевич Саломато в родился в Москве в 1953 году. В детстве, как и полагается, зачитывался приключенческими книжками и мечтал о путешествиях.
Прежде чем читать, проведём дыхательную гимнастику.
— Сделайте вдох и на выдохе изобразите, как можно аккуратно сдуть пылинку со своего рукава.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Объясните значение слов:
Брахмапутра – река в Китае, Индии и Восточном Пакистане
Чтение учителем, по знаку продолжает читать ученик. (Рука на плече)
— Понравился вам рассказ?
— Итак, о каком советчике шла речь?
— Кто является главным героем произведения?
— Какие поступки могут охарактеризовать Илью как доброго, отзывчивого мальчика, который не может пройти мимо чужой беды?
Проект по литературному чтению с учащимися 4 класса «Страна Фантазия»
Краснодарский край Красноармейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №15
Проект по литературному чтению «Страна Фантазия»
учащиеся 4 «Б» класса
Руководитель: Коменко Д.А.
познакомиться с понятием фантастика;
познакомиться и научиться определять особенности фантастических рассказов от повести;
придумывать самостоятельно фантастические рассказы;
подобрать иллюстрации фантастического содержания и фантастическую музыку.
Состав проектных групп:
1 группа: «Что такое фантастика?»
Сипко Анжела, Евтушенко Ольга, Троян Екатерина, Лисицкий Дмитрий, Качур Александра, Герасимова Виктория.
2 группа: Искали ответ на вопрос «Чем фантастический рассказ отличается от повести?»
Кожемяка Екатерина, Боцман Валерия, Арутюнян Роман, Савицкий Андрей, Молодова Арина.
3 группа: Подбирали иллюстрации фантастического содержания
Коровина Софья, Круглый Данил, Евтушенко Виктор, Кучер Кристина, Евтушенко Никита, Филимонова Полина.
4 группа: Подбирали музыкальное сопровождение
Чигрин Павел, Нестеренко Дарья, Городецкая Жанна, Кумпан Максим, Дорошкова Софья.
Все учащиеся писали фантастические рассказы и обсуждали их в группах, самые лучшие рассказы помешены в проект.
Что такое фантастика. 5
Чем фантастический рассказ отличается от повести. 8
Фантастические рассказы 4 Б класса ……………10
Иллюстрации фантастического содержания…….23
Фантастическая музыка (диск)
ЧТО ТАКОЕ ФАНТАСТИКА?
В толковом словаре С.И. Ожегова:
1) то, что основано на творческом воображении, на фантазии, на художественном вымысле.
2) литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события.
3) что-нибудь невообразимое, невозможное.
Фантастика — изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни, например фантастических персонажей (градоначальник с фаршированной головой в «Истории одного города» Щедрина), сюжетных ситуаций ( «Нос» Гоголя, « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрина), свойств людей или предметов (способность животных разговаривать в сказках, баснях) и т.п. Иногда фантастическими являются лишь отдельные персонажи или сюжетные ходы, но чаще фантастика оказывается принципом построения художественного мира произведения.
Главным отличительным признаком фантастического произведения является фантастическое допущение, которое полностью определяет развитие сюжета. Это может быть иной мир, существующий по другим законам физики или в другом времени; уровень технологического развития, отсутствующий в реальности; особые, сверхчеловеческие свойства персонажей; наличие магии или несуществующих в реальной действительности существ. Современная фантастика включает в себя множество жанров, двумя основными среди которых являются научная фантастика и фэнтези.
ЧЕМ ФАНТАСТИЧЕКИЙ РАССКАЗ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПОВЕСТИ?
К повествовательным произведениям относятся: сказка, рассказ, повесть, поема.
Попробуем получше разобраться в отличиях между рассказом и повестью.
Жанр повести в своем творчестве использовали Н.М. Карамзин, Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов
Рассказы о жизни природы, животных, детей писали А.И. Куприн, А.П. Чехов, М.М. Пришвин, Е.И. Чарушин, Н.Н.Носов, В.Ю. Драгунский.
Повесть отличается от рассказа своим большим объемом. Так, если объем рассказа измеряется десятком страниц, то объем повести может составлять одну или несколько сотен десятков страниц печатного текста.
Помимо этого, рассказ представляет собой повествование об одном-двух эпизодах жизни главного героя, в то время как в повести может рассказываться о большом отрезке его жизни.
В повести больше действующих лиц и событий, в ней можно проследить развитие характера героя.
В отличие от рассказа, для повести характерно равномерное, неторопливое развитие действия, простота композиции.
Термина «повесть» не существует в других языках, таким образом, повесть является жанром только русской литературы.
1. Повесть по объему больше, чем рассказ.
2. В повести больше персонажей, можно проследить развитие героя на протяжении сюжета; в рассказе персонажей немного.
3. Для жанра повести характерно описание нескольких событий, объединенных общим сюжетом, а в рассказе обычно описано одно событие, вокруг которого сконцентрировано действие.
4. Повесть как жанр русской литературы уникальна: ее аналогов нет в литературах других стран. Рассказ имеет соответствующие формы в литературах разных народов.
5. Развитие сюжета в повести равномерное, неторопливое; в рассказе показан отдельный эпизод, обычно нет предыстории.
6. Повесть отличается от рассказа простотой композиции, в рассказе же может быть обратная композиция.
Фантастический обзор для детей от 7 до 14 лет. 20 детских писателей-фантастов.
1) Александр Шаров
Человек-горошина и Простак (6-10 лет)
Герой этой сказки, простодушный, но добрый и отважный, вынужден тринадцатилетним отправиться на поиски места в жизни. В конце концов он оказывается учеником сказочника метра Ганзелиуса, прозванного за его рост «Человек-горошина». По окончании обучения юному сказочнику предстоит противостоять злому колдуну Турропуто, Ножницам и Одинаковым Человечкам, не позволить времени пойти вспять и помочь окаменевшему сыну своего учителя и сказочной Принцессе найти друг друга.
2) Сергей Белоусов
Вдоль по радуге, или Приключения Печенюшкина (7-10 лет)
Лабиринт (клик по картинке!)
Кто такой Печенюшкин? Удивительное существо! Некогда он был обычной бразильской обезьянкой по имени Пичи-Нюш и спас своего друга от страшной смерти. В награду боги наделили его безграничными волшебными свойствами, а главное, обострённым чувством справедливости. И вот уже много веков Печенюшкин, подобно рыцарю без страха и упрёка, борется со злом во всех его проявлениях.
О приключениях этого озорного персонажа писатель Сергей Белоусов написал сказочную трилогию, которая открывается повестью «Вдоль по радуге, или Приключения Печенюшкина». Две самые обычные сестры-школьницы живут в самой обычной новосибирской квартире и даже не догадываются, что прямо на их балкон ведёт волшебная радуга. Радуга, путешествуя по которой, они попадут в волшебную страну Фантазилью и помогут Печенюшкину победить Злодея в серебряном капюшоне.
3) Ян Ларри
Необыкновенные приключения Вали и Карика (7-10 лет)
Брат и сестра Карик и Валя, выпив чудесную жидкость профессора И.Г. Енотова, превращаются в крошечных человечков, таких крошечных, что даже обыкновенная стрекоза кажется им огромным чудовищем. Взгромоздившись на стрекозу, дети отправляются в фантастическое путешествие по реальному миру живой природы.
Много опасностей и трудностей подстерегает их на пути, но и массу интересного и необычного узнают путешественники о жизни растений и насекомых.
4) Лазарь Лагин
Старик Хоттабыч (7-10 лет)
Чудеса случаются неожиданно: обычный мальчик Волька поднимает со дна реки странную бутылку, в которой обнаруживается. сказочный джин. Джин, прозванный Хоттабычем начинает всячески благодарить Вольку за свое освобождения, попутно оказываясь в комических и забавных ситуациях и творя чудеса.
5) Андрей Саломатов
Фантастические рассказы (7-10 лет)
Мальчик Филипп неожиданно для себя попадает в удивительный сказочный мир. Чтобы вернуться в реальность, ему нужно пройти через всю сказочную страну и найти Черный камень. А сделать это очень непросто, потому что на пути встречаются не только леший с кикиморой, русалка с лесовиком, но и разные тролли, нетопыри и целые стаи анчуток. Погони, засады, ловушки и другие трудности пришлось преодолеть Филиппу, чтобы найти заветный камень и вернуться домой.
6) Кир Булычев
Девочка с Земли, Сто лет тому вперед (8-13 лет)
7) Владислав Крапивин
Дети синего фламинго (8-12 лет), Цикл «В глубине великого кристалла» (12+)
Лабиринт (клик по картинке!)
MY-SHOP
Лабиринт (клик по картинке!)
MY-SHOP
Рядом с нами живут дети, способные исцелять чужую боль, управлять временем и пространством, дети — предтечи удивительного будущего, когда человек сможет всё, а мир избавится от ненависти, раздоров, боли и одиночества. Однажды каждый из этих детей в поисках своего места отправляется в путешествие по мирам Великого Кристалла. Эти миры граничат с нашим, и при всей внешней несхожести они похожи на него в главном: добро там борется со злом, а люди стремятся к счастью.
Повесть «Выстрел с монитора» открывает знаменитый фантастический цикл о Великом Кристалле.
8) Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак
Время всегда хорошее (8-12 лет)
Лабиринт (клик по картинке!)
Оля и Витя, главные герои повести «Время всегда хорошее», — обычные дети. Как и все их сверстники, они учатся в школе, заводят друзей, смеются и огорчаются. Разница между ними в том, что Оля живет в 2018 году, а Витя — в уже далеком 1980-м. Однажды дети заболевают и во сне чудесным образом меняются местами. Точнее, временами. Вот здесь и начинается самое интересное…
Когда же лучше жить, в будущем или прошлом? Изменились ли почти за сорок лет люди? Или абсолютно неважно, в какую эпоху живет человек, а все зависит от него самого?
9) Эрин Хантер
Коты- воители (10-13 лет)
Главными героями являются коты из Грозового племени. История начинается с домашнего котёнка Рыжика, убежавшего от Двуногих (так в книге называют людей) и попавшего в Грозовое племя. Его жизнь резко изменилась. Рыжику (далее Огоньку) пришлось пережить множество опасных приключений, после которых он стал воином и, по традиции, его нарекли Огнегривом. Первый цикл книг оканчивается после битвы между лесными племенами и городскими котами, которых привёл озлобленный Коготь. В этом цикле, в основном, всё рассказывается с точки зрения Огнезвезда. Во втором цикле у предводителя родились дочери Листвичка и Белочка, с точки зрения которых будет вестись повествование. Также главными героями второго цикла станут воители Ежевика и Ураган. В третьем цикле появятся внуки Огнезвёзда: Воробей, Львиносвет и Остролистая, которые будут рассказывать о событиях на тот момент, но в конце третьего цикла Остролистая исчезнет в туннелях. В четвёртом цикле к двум внукам предводителя присоединится Голубка, которая заменит утерянную воительницу. В этом цикле повествование будет вестись не только с точек зрения Воробья и Львиносвета, но и Голубки и её сестры Искры. Подробнее по циклам и очередности книг тут https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%82%D1%8B-%D0%92%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8#.D0.9E.D1.81.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BD.D0.B8.D0.B3.D0.B8
10) Владимир Обручев
Плутония, Земля Санникова (12+)
11) Джеймс Крюс
Тим Талер, или Проданный смех (10-14 лет)
12) Жюль Верн
Таинственный остров, 20 000 лье под водой (10-14 лет)
Один из самых увлекательных романов Ж. Верна. Ученый биолог Пьер Ароннакс и гарпунер Нед Ленд отправляются на поиски странной рыбы, замеченной мореплавателями в разных частях света. Таинственное создание оказывается подводной лодкой, сконструированной загадочным капитаном Немо.
13) Крессида Кроуэлл
Как приручить дракона (8-12 лет)
14) Юрий Томин
Шел по городу волшебник (8-12 лет), А, Б, В, Г, Д и другие… (10-14 лет)
Много чудес и превращений происходит с обыкновенным школьником Толиком Рыжковым. И все потому, что у Толика появился коробок с волшебными спичками.
Лабиринт (клик по картинке!)
15) Евгений Велтистов
Приключения Электроника (9-13 лет)
Кто не знает Электроника и его лучшего друга Сережку Сыроежкина! И наверное, многие знакомы с Рэсси — Редчайшей Электронной Собакой. А ведь все началось с того, что профессор Громов изобрел электронного мальчика, который совершенно случайно повстречался со своим живым двойником. И с тех пор Электроник и Сыроежкин стали неразлучными друзьями. Каких только удивительных приключений с ними не случалось! Друзья участвовали в спасении кита Нектона и белого тигра, вдохновили одноклассников Сережки стать «обыкновенными гениями», разработали проект «Космический корабль „Земля“». А чего стоила одна операция по спасению Рэсси из рук злодеев, которые хотели использовать ее уникальные качества себе на пользу!
Об этих и других захватывающих приключениях Электроника, Сережки Сыроежкина и их друзей рассказывается в четырех фантастических повестях, которые вошли в книгу.
16) Анатолий Мошковский
Пятеро в звездолете. Семь дней чудес (8-12 лет)
17) Виталий Мелентьев
Черный свет, Обыкновенная Мёмба (10-14 лет)
Лабиринт (клик по картинке!)
MY-SHOP
ОЗОН
Аннотация к книге «Черный свет»
Жили на свете два самых обычных мальчика. Даже имена у них были ничем не примечательные — Вася Голубев и Юрка Бойцов. Как-то раз Вася отправился на поиски зуба мамонта, а Юрка вместе с верным псом Шариком сбежал из дома — вот тогда-то и начались их невероятные приключения. Васе, например, довелось побывать в далеком будущем, подружиться с живым мамонтом и очутиться в 33 марта. А Юрка попал на самый настоящий космический корабль и познакомился со сверстниками из другой цивилизации. Но ни один из мальчиков не подозревал, что впереди ждет еще одно приключение, участвовать в котором предстоит им обоим.
18) Алексей Толстой
Аэлита (12+)
19) Нил Гейман
Коралина (10-14 лет)
«Коралина» — история о девочке, которая обнаруживает за дверью своего нового дома другую квартиру, как две капли воды похожую на ее собственную. Там живут другие мама с папой, которые хотят, чтобы Коралина осталась с ними. Девочке придется быть очень смелой, чтобы вернуться в свой настоящий дом и обрести себя.
20) Григорий Адамов
Тайна двух океанов (10-14 лет)
Подводная лодка «Пионер» проходит через два океана из Ленинграда во Владивосток для укрепления обороны советских дальневосточных границ.
Мужественная команда во главе с капитаном противостоит многочисленным попыткам врага захватить и уничтожить подлодку. Серьёзные и опасные испытания ждут отважных моряков, среди которых оказался четырнадцатилетний Павлик. Благодаря сплочённости и силе духа, героям удаётся преодолеть бомбардировку, сразиться с гигантским осьминогом, доисторическим ящером и одержать победу в схватке с предателем.
Книжные полки по возрастам от 0 до 12+ можно посмотреть тут Книжные полки по возрастам
Урок внеклассного чтения в 4 классе «В мире фантастики»
Внеклассное занятие в 4 классе «В мире фантастики»
(занятие познакомит учащихся с новым жанром литературы – фантастической повестью и книгами писателей-фантастов Евгения Велтисова и Кира Булычева)
Имя одной из злых волшебниц из «Сказки о потерянном времени». (Не Ольга). ( Марфа).
Имя товарища Дениса из рассказов В. Драгунского. (Мишка).
Имя мальчика, от имени которого ведется повествование в рассказах В. Драгунского. ( Денис).
Новое слово, которое услышал герой рассказа В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел», обозначает документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. (Патент).
На каком виде городского транспорта катался от скуки герой рассказа В. Голявкина? ( На трамвае).
Какой язык учил все лето Павел в одном из рассказов В. Драгунского? (Английский).
Какое слово он выучил за два месяца тяжелой работы? (Пит).
Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В. Голявкина. (Горчица).
Какой предмет был волшебным в «Сказке о потерянном времени»? (Ходики).
Кого любил Мишка? (Бабушку).
— Какое слово получилось в выделенных клеточках?
— Что оно обозначает?
— Само слово «фантастика» произошло от греческого слова фантазия – воображение. Это же слово обозначает мечту. Издавна люди мечтали. Мечтали обо всем. Когда-то трудно было добывать огонь. 1 000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. А сейчас мы с вами стали забывать, что это такое, потому что есть зажигалка – газовая, бензиновая и даже электрическая. А уж полеты в космос могли только привидеться во сне. Но вот мы живем уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса… наука не стоит на месте, и то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность.
По-разному отвечают на эти вопросы писатели-фантасты. Возможно, прочитав их книги, вы захотите с ними поспорить.
Работа с выставкой книг.
— С книгами каких писателей-фантастов вы познакомились к сегодняшнему уроку?
— О каких фантастических вещах рассказывают в них авторы?
Знакомство с фантастической повестью.
— Сегодня мы познакомимся с таким жанром, как фантастическая повесть. Называется она «Миллион и один день каникул». Написал ее Евгений Серафимович Велтистов.
1. Чтение отрывка повести подготовленными учениками.
«Сказка Е. Велтистова повествует о необычных каникулах школьников среди звезд, где один день может быть равен тысячам земных лет.
Корабль «Виктория», на котором летят три пятиклассника на встречу с родителями, работающими в дальнем космосе, попадает в сферу притяжения невидимой звезды – «черного карлика» или «черной дыры». С пассажирами корабля происходят необыкновенные приключения, они встречают себя «вчерашних» и «завтрашних»…
2. Ответы на вопросы.
— Что значит «тахис» и на каком языке?
— Как звали детей на корабле «Виктория»?
— Почему никто из землян в своей жизни не встречал тахионов?
— Какой была скорость космических кораблей землян?
— «Куда же девается то, что исчезает»?
Знакомство с историей создания книг.
— Евгений Велтистов написал несколько фантастических книг для детей. Самая известная из них – «Электроник – мальчик из чемодана».
1. Евгений Серафимович Велтистов.
Евгений Велтистов пошел в школу на второй год Великой Отечественной войны. Книг в то время было мало – вот и решил он, когда вырастет, стать продавцом детских книг, чтобы все их прочитать. Став взрослым, он передумал, выучился на журналиста. Сам начал писать – сначала в разных газетах, потом в журнале «Огонек». Он путешествовал по нашей стране и за рубежом, встречался с разными людьми, копил впечатления и обдумывал свои будущие книги.
— Прочитайте, отрывок, в котором рассказывается о появлении электронного мальчика.
— Чем он отличался от обыкновенных детей?
— С кем подружился Электроник?
— Какую справку выдал ему Сережа Сыроежкин? Зачем?
— О каких интересных приключениях этих мальчиков вы прочитали, расскажите.
— Тем, кого заинтересовало творчество Е.Велтистова, я рекомендую прочитать и другие книги этого автора: «Рэсси – неуловимый друг», «Гумм – гам».
2. Кир Булычев (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в 1934 году в Москве.
Арбатскому мальчишке Игорю Можейко хотелось путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия. Воображая себя исследователем, он вдоль и поперек исходил Подмосковье, читал книги об экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов. И, конечно же. Представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…
Вышло все, однако, по-другому: Игорь окончил Московский институт иностранных языков и попал на работу в далекую азиатскую страну – Бирму. А, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения Академии Наук.
В 1966 году он защитил диссертацию, началась исследовательская работа.
Но вот однажды… редакция альманаха «Искатель», с которым сотрудничал Можейко, попало в тяжелое положение. Дело в том. Что перед самой сдачей материалов в типографию решено было не печатать один из фантастических рассказов. Однако художник уже нарисовал к этому рассказу иллюстрацию, и картинка, как нарочно, красовалась на отпечатанной обложке выпуска. С нее на сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.
Рисунок настоятельно требовал объяснений, и не сколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и ученый-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принес в редакцию свое сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск.
Вот так серьезный историк Игорь Можейко начал писать «несерьезную» фантастику. При этом Игорь Всеволодович ни в какой мере не бросал научных занятий. Одновременно с фантастом Булычевым неустанно писал свои труды историк Можейко. Остается только удивляться. Как у Игоря Всеволодовича хватает на все это времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватает, и фантаст Булычев вместе с историком Можейко мечтают о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…
Обзор книг Кира Булычева.
В настоящее время уже вышло 15 томов сочинений К.Булычева. Готовятся к изданию еще 15 томов. О чем же пишет этот писатель?
Булычев Кир «Великий Гусляр» Повести и рассказы.
Где еще, как ни в России, вы найдете городок Великий Гусляр? И его обитателей, способных не терять присутствие духа в самых неожиданных ситуациях, будь то покупка в зоомагазине говорящих золотых рыбок, очередное гениальное открытие профессора Льва Христофоровича Минца или встреча с космическими пришельцами, от которых в последнее время в городе стало как-то даже тесновато.
Не секрет, что в Великом Гусляре буквально под каждой улицей находятся подземные ходы и клады. Одним из таких кладов может оказаться, к примеру, пузатая бутыль, содержащая настоящий эликсир молодости…
Булычев Кир «Нужна свободная планета».
Булычев Кир «Фантастический бестиарий».
Булычев Кир «Атлантида: Боги и герои».
«…был на свете один народ, от которого не сохранилось не только ни одной книги или надписи, но даже глиняного черепка, даже бусинки или монетки, не говоря уж о развалинах дворцов…
Этот народ – атланты. Их страна называлась Атлантидой.
Говоря, что Атлантида затонула целиком, вместе с городами, полями, горами и болотами.
А прочесть о ней можно только в одной книге… Атлантида – одна из неразгаданных тайн истории Земли…»
Работа над книгой К. Булычева «Путешествие Алисы».
1. Рассказы детей о прочитанном.
— Вы читали о приключениях Алисы? Если нет, то вы много потеряли! Ведь этой девочке из XXI века удавалось такое, о чем может мечтать каждый уважающий себя подросток. Например, приручить симпатичного, крошечного – каких-нибудь два с половиной метра – бронтозавра, отправиться вместе с отцом, профессором, в космическое путешествие за редкими зверями для московского зоопарка, спасти от гибели целую планету, прокатиться в прошлое на машине времени, стать принцессой средневекового королевства, разгромить логово космических пиратов, без спросу проникнуть в заповедник сказок…
— Назовите имя героини всех этих приключений.
— В каких книгах вы прочли о них?
— Кто автор этих книг?
— Что вы узнали об этой девочке, расскажите.
— Что вы узнали о ее родителях?
— Кого из друзей Алисы вы можете назвать?
2. Работа над отрывком из фантастической повести.
Кир Булычев «Консилиум».
а) чтение отрывка по цепочке;
б) ответы на вопросы:
— Как называется рассказ? Что обозначает это слово?
— Зачем собрался консилиум в кабинете Алисиного отца?
— Кем на самом деле был козлик? (Директором заповедника сказок, профессором, доктором наук Царевичем).
— Как профессор Царевич превратился в козлика?
— Кто из героев рассказа не сомневался в том, что козлик – профессор, директор заповедника? (Алиса и толстый король).
— Как ученые решили «научно» проверить является ли пациент человеком?
— Кто присутствовал на консилиуме?
— Помог ли козлик разрешить проблему ученых? Как он себя вел?
— Почему, как вы считаете?
— Как ученые предлагали «вылечить» козлика?
— Как вы думаете, что могло бы произойти дальше?
— Как проявила себя Алиса в этом эпизоде? Что вы можете о ней сказать? (Умеет хранить секреты, не любит пустые разговоры, уважительно относится к людям, верит в сказки и волшебство).
Подведение итога урока.
— Как называется жанр литературы, с которым мы познакомились сегодня на уроке?
— О книгах каких писателей – фантастов мы говорили на уроке?
— Кого заинтересовали эти книги? Чем? Хотите ли вы их прочитать?
Ответь на вопросы викторины.
Откуда взяты эти строчки?
а) «Он нагнулся над чемоданом, отпер замки, откинул крышку. В чемодане, на мягком голубом нейлоне, лежал, вытянувшись во весь рост, мальчик с закрытыми глазами…»
б) «Птица-говорун охраняется законом планеты Блук как очень редкое и интересное создание».
2. Кто из литературных персонажей были друзьями Сережи Сыроежкина?
3. О ком говорится в следующем отрывке литературного произведения?
«Как и любой ученик, он получал двойки. Никто его, конечно, не ругал за плохие отметки».
4. Из какого произведения эти строки?
а) «Светловидов – Игреку: «Сложите 723 022 и 252 910». Через полминуты заработал телефонный аппарат Игрека: 975. 932.
В стране Литературных Героев жили три Алисы. Две из них умели играть в шахматы, а одна – нет. Что это за Алисы и из каких они произведений?
Внимательно прочитай два списка. В первом списке – литературные герои, которые умели играть в шахматы, во втором – авторы литературных произведений. Соедини героев книг и их авторов.
а) Незнайка, Электроник, Хоттабыч, Алиса, Алиса Селезнева, Дениска Кораблев.
б) Булычев, Драгунский, Велтистов, Кэрролл, Лагин, Носов.
Ответы на викторину.
Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана»
К. Булычев «Девочка с Земли».
Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана».
Умели играть Алиса Селезнева и Алиса, которая побывала в Зазеркалье. Не умела играть лиса Алиса.
Булычев – Селезнева, Велтистов – Электроник, Драгунский – Кораблев, Кэрролл – Алиса, Лагин – Хоттабыч, Носов – Незнайка.