Что такое фандрайзинг и как он применим в театре и концертной организации
Фандрайзинг в сфере культуры и искусства
Фандрайзинг в сфере культуры и искусства
Адрес для обсуждения доклада: http:///topic-78986453_30922335
Культура всегда была и остается общим достоянием. Кроме того, что культура хранит память о наших предках, передает гениальные открытия из поколения в поколения, она имеет и проблемы, которыми нужно заниматься. Именно этим проблемам в последнее время уделяется все больше и больше внимания.
В современное время у государства стоит масса задач и одна из них это развитие и поддержание культуры. Ее финансирование порою сводиться на нет, что не может не беспокоить общественность. Поэтому актуальным становится поиск альтернативных ресурсов финансирования культуры, фандрайзинг.
Фандрамйзинг, (от англ. Fundraising) — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т. д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом [1].
Отличительной чертой или же особенностью является то что, например, в сфере культуры будут привлекаться некоммерческие организации под некоммерческие проекты. Также на второй план отходит задача о получении прибыли с данных проектов
Фандрайзинг это относительно молодое явление для зарубежных стран, а в России оно прижилось лишь в середине 90-х годов.
Если говорить о видах фандрайзинга, то можно выделить проектный и оперативный. Первый вид заинтересовывает инвесторов с большей силой, чем второй т. к. собранные средства направленны на конкретный проект и именно в проектном фандрайзинге инвестор сможет извлечь максимальную прибыль, что является огромным бонусом.
Безусловно, для сферы искусства фандрайзинг является важным явлением. Ведь именно оно помогает талантливым людям заниматься любимым делом, забывая о бумажной волоките, а все, потому что некоммерческие организации берут это бремя на себя. И ведь это замечательно! Ну а кто захочет постоянно следить за изменением формы бланков или правилами заполнения бумаг, все это затягивает в болото и творческий человек начинает терять себя.
Выгоду от фандрайзинга получает не только та сфера которая получает средства от некоммерческой организации, но и сама организация, которая, выделяя деньги, рекламирует себя и рекламирует достаточно с хорошей стороны.
Занимаясь спонсорской деятельностью, фандрайзинг организациям дает следующие преимущества:
-Высокая степень узнаваемости и позитивный имидж компании на рынке.
-Дополнительная, в том числе скрытая реклама.
-Узнаваемость спонсора в СМИ
-Привлечение участников спонсируемых акций к другим собственным проектам.
-Успешный спонсорский проект является предметом гордости в конкурентной среде.
-Лоббирование собственных интересов в политических кругах [3].
Как правило, выделяют следующие типы финансирования культуры: романский, германский, британский и американский. Если немного рассказать о них то можно сказать то, что в романском типе огромное влияние имеет государство и именно оно решает все основные задачи. Германский тип в основном полагается на грантовую поддержку и скорее всего именно в этом типе финансирования фандрайзинг может полностью раскрыть себя.
Нельзя забывать того, что родиной фандрайзинга является США именно там благодаря такому виду поиска средств культура получает развитие и, к примеру, общая сумма пожертвований еще 10 лет назад смогла преодолеть барьер в 4 млрд долларов. Данная цифра говорит сама за себя.
К сожалению, данное явление в России распространенно не так сильно как в других странах, хотя для него есть почва и потенциал, и нет сомнений в том, что оно бы прижилось.
Говоря о фандрайзинге в России, хочется рассказать об Институте культурной политике. Данный институт был открыт в 2002 году. Это учреждение занимается различными вопросами, касающимися культурной политики нашей страны. Институт решает различные проблемы и обсуждает массу важных вопросов. Также он обеспечивает связь между властью и обществом. Занимается организацией культурных мероприятий и конференций.
Многие масштабные организации стараются заниматься благотворительной деятельностью такой является и «Дойче Банк».
«Дойче Банк Групп» – крупнейшая международная банковская сеть и один из ведущих мировых спонсоров культуры и искусства. По устойчивому мнению банка, «искусство и культура – важные составляющие развитого общества. Ответственность «Дойче Банка» за искусство и культуру сфокусирована на сохранении значимости и актуальности накопленного опыта. Культурные инициативы банка способствуют позитивному развитию как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом».
Российское представительство банка не располагает большим спонсорским бюджетом, поэтому в основном компания поддерживает несколько небольших культурных проектов в год в области изобразительного, исполнительского и иных видов искусства. Часто банк финансируют проекты, связанные с немецкой культурой либо совместные российско-немецкие культурные программы. Например, в 2004 году, который был объявлен Годом немецкой культуры в России, были поддержаны выставочные проекты ГМИИ им. (Выставка «Взгляд из Германии. Шедевры из Коллекции Дойче Банка») и галереи XL (Фотовыставка «Россия-Германия: Отзвуки. Однажды в пути», Москва – Владивосток – Тверь). В предыдущие годы банк выступил со-организатором и спонсором тематических и авторских выставок в Московском Кремле, Государственном Историческом Музее, Эрмитаже, Третьяковской галерее, Новом манеже, а также концертов Российского Национального Оркестра, юных музыкантов «Deutsche Schule» и многих других инициатив.
Также интересным методом благотворительности является аукцион и именно им воспользовалась следующая компания.
В 2003 году продюсерская компания «Русский мюзикл» осуществила постановку мюзикла «12 стульев» по роману Ильфа и Петрова. Создатели мюзикла – «комбинаторы», или «продюсерский клуб четырех коней» – решили предложить оригинальный российский продукт – качественный, зрелищный спектакль уровня мировых музыкальных постановок.
Проект действительно получился яркий, решенный в стилистике 1920-30-х годов. В мюзикле было задействовано более 250 исполнителей и использовано 400 красочных костюмов. «Спектакль целиком состоит из музыкальных хитов на любой вкус – от симфонических номеров и романсов до джаза, фокстрота, блюза, танго и рок-н-ролла в исполнении блистательного оркестра. Танго, свинг, чарльстон, ту-степ, фокстрот, чечетка – эти и другие танцевальные жанры создают уникальную хореографическую палитру мюзикла».
В процессе поиска партнеров у организаторов проекта родилась оригинальная идея спонсорского альянса с ювелирной компанией. Обратившись в несколько таких фирм, продюсеры привлекли к сотрудничеству «Космос Золото» – ювелирную компанию с сетью магазинов в Москве и Санкт-Петербурге, владеющую правом дистрибуции таких торговых марок как «Carrera y Carrera», «Giorgio Visconti», «Valente Milano», «Luca Carati», «Zenith», «Corum» и др. Вот как в результате выглядело это нетривиальное спонсорское решение, достойное, пожалуй, самого «Великого комбинатора».
Центральным событием первого действия спектакля был собственно аукцион – продажа злосчастных стульев, один из которых содержал в себе заветные сокровища. Организаторы мюзикла поступили так: после окончания первого действия в фойе театра происходил настоящий, живой аукцион, в котором непосредственное участие принимали зрители. Участникам этого аукциона предлагали делать ставки на приобретение стульев, в один из которых было «зашито» ювелирное изделие, представленное компанией «Космос Золото», а в остальных – дисконтная карта. Игра проходила совершенно всерьез, на реальные зрительские деньги [5].
В нашей стране уже не первый год существует Федеральная Целевая Программа «Культура России». Хоть эта программа и направлена на улучшении и развитие сферы культуры в настоящее время нельзя отметить каких-то глобальных улучшений и продвижений в этом направлении, но они безусловно есть, хоть и не столь ощутимы. В России функционируют 2500 музеев и несколько сотен театров, однако большинство граждан не бывают в этих заведениях даже раз в год [2]. Только этот факт может свидетельствовать о том, что все-таки применяются не достаточные меры для привития культурных ценностей граждан нашей страны. Очевидно, что нужно будет сделать огромное количество шагов для того что бы показатели стали лучше, ощутимо лучше.
Подводя итог, несомненно, приходит понимание того, что искусство, культуру нужно развивать и сохранять. Фандрайзинг является прекрасным выходом для того что бы получать средства для развития культуры, для того что бы развивать новые сферы, заниматься и устранять важные проблемы. Данное явление просто необходимо развивать, как в нашей стране, так и в зарубежных странах.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ФАНДРАЙЗИНГА И ГРАНТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ ТЕАТРА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Деятельность учреждений культуры и искусства на сегодняшний день происходит в условиях ограниченного бюджетного финансирования, что стимулирует к самостоятельному поиску дополнительных источников формирования собственных ресурсов и обеспечения театральной деятельности. В качестве одного из основных инструментов повышения финансовой устойчивости и обеспеченности ресурсами организаций культуры в настоящее время используется фандрайзинг, который представляет собой деятельность по привлечению ресурсов для обеспечения некоммерческих организаций и проектов. Фандрайзинг в современной экономической реальности является профессиональной и специализированной сферой деятельности по аккумулированию финансовых средств, а также включает в себя комплекс инструментов для её организационного и технического обеспечения.
Одной из главных текущих проблем в развитии организаций культуры и искусства является сохраняющаяся тенденция к обеспечению исключительно за счёт бюджетных средств. Она сопряжена с определённым социально-психологическим комплексом, существующим в среде руководителей учреждений культуры и связанным с отсутствием психологических стимулов к поиску дополнительных возможностей привлечения целевого финансирования и психологическими барьерами обращения за дополнительными ресурсами. Дотационный характер деятельности организаций культуры сформировал в общественном сознании, а также в сознании самого руководства организаций, ранее всецело находившихся на бюджетном обеспечении, негативный образ недостатка финансирования и ущербности культурной сферы в целом. Однако в настоящее время происходит коренное переосмысление категорий фандрайзинга: он трактуется не как выпрашивание финансовых ресурсов на покрытие своего существования, а как приглашение инвесторов и меценатов для совместного участия в социально значимых проектах.
В настоящее время происходит пересмотр программ финансирования бюджетных организаций, который во многом определён сменой управленческих приоритетов, стремлением придать органзиациям культуры большую самостоятельность и самодостаточность. Формирование бюджетного плана всегда неразрывно сопряжено с конкуренцией нескольких сфер социально значимой деятельности: образования, культуры, науки, общественного транспорта, охраны окружающей среды и т.д. В условиях такой конкуренции, а также применения механизмов лоббирования отраслевых интересов на федеральном уровне органзиациям культуры приходится сталкиваться со значительными проблемами в связи с невозможностью предугадать сокращения и расширения целевого государственного и муниципального финансирования, вызванные административными факторами.
В таких условиях единственной гарантией устойчивого функционирования и развития некоммерческой организации при составлении финансового плана может стать переориентация на приоритет внебюджетных привлечённых средств. Наиболее остро данная проблема обозначилась для тех организаций, которые длительное время находились исключительно на государственном обеспечении.
Фандрайзинг театральных организаций имеет существенные отличия, которые заключаются в масштабности постановочной деятельности, вовлекающей значительные материально-ресурсные фонды и значительное количество участников, в связи с чем сама целевая аудитория фандрайзеров, способных участвовать в реализации таковых проектов, значительно сужается по сравнению с небольшими по размерам организациями культуры и творческими коллективами. В то же время, участие в фандрайзинговыхпроектах имеет несомненные перспективы. Для провинциальных театров они видятся прежде всего в осуществлении проектов региональной значимости, сопряжённых с культурными и памятными датами, а также с развитием и популяризацией регионального и общероссийского культурного наследия. Также можно отметить тенденцию к развитию в современной России фандрайзинговых мероприятий по поддержке событийного туризма, под данную категорию могут подпадать организуемые массовые мероприятия, проводимые театральными организациями и рассчитанные на значительное количество участников, а также специализированные проекты, проводимые для гостей города и призванные показать региональную специфику театральной жизни.
В настоящее время наряду с фандрайзинговой деятельностью значительная часть средств привлекается в рамках театральных грантов, представляющих собой конкурсные условия предоставления финансовых ресурсов как со стороны государственных, так и негосударственных структур. Государственная поддержка культуры, традиционная для российской практики, включает в себя целый комплекс конкурсов в области театрального искусства, проводимых Министерством культуры РФ. В частности, к ним относятся [4] :
o Премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации;
o Конкурс по поддержке современной драматургии;
o Конкурс по поддержке молодой режиссуры;
o Поддержка гастрольных проектов
— наличие официально подтверждённых достижений, выраженных в дипломах, премиях и почётных званиях членов театрального коллектива;
— содержание репертуарного плана (преимущественно, на годовой срок);
— справки, подтверждающие отсутствие финансовой задолженности перед федеральным бюджетом, а также задолженности по заработной плате и иным аналогичным статьям деятельности театрального учреждения;
— письменные документы поддержки от регионального и муниципального руководства, заинтересованного в развитии театра.
Таким образом, можно заключить, что грантовая деятельность, осуществляемая через государственные механизмы, в меньшей мере ориентирована на творческую составляющую и связана с обилием формальных подтверждений статуса театра. Для провинциального театра, имеющего региональное значение, существенной выигрышной чертой является возможность привлечения региональных и муниципальных органов управления как рекомендующих учреждений, подтверждающих статус театра, оказывающих поддержку в отстаивании его позиций на федеральном уровне.
Также немаловажно учитывать, что государственная поддержка культуры осуществляется, как правило, без какого-либо жанрового и стилевого приоритета (за исключением отдельного вектора поддержки новых направлений художественной деятельности), однако при этом ориентируется в большей мере на текущие организационные и информационные приоритеты развития современных организаций культуры и искусства. В связи с этим следует учитывать вектор текущей политики в области театрального искусства, служащий ориентиром для распределения грантовых средств. В качестве текущих приоритетов общероссийской политики развития театрального искусства (на основе анализа нормативно-правовых документов Министерства Культуры РФ) можно выделить следующие:
o целенаправленное формирование системы и критериев оценки творческого содержания и профессионального уровня произведений драматического искусства (в связи с чем значительный акцент делается на развитии конкурсной и фестивальной деятельности, формировании авторитетных жюри и экспертных групп в сфере театрального искусства);
o активизация и систематизация гастрольной деятельности российских театров (при этом акцентируется внешняя гастрольная деятельность для ведущих и крупнейших театров России, а также преимущественная внутрироссийская гастрольная деятельность для региональных театров, призванная способствовать взаимному культурному обогащению субъектов РФ);
o поддержка продвижения театральных проектов, наработка опыта маркетинговой коммуникации и информационного обеспечения деятельности театральных учреждений.
Исходя из данных положений, при подготовке грантовой документации, направляемой на государственные конкурсы на получение грантов Министерства культуры РФ, необходимо акцентировать: собственную деятельность театров, потребность в информационном обеспечении проектов, обладающих региональной и общероссийской культурной значимостью, а также наличие в составе коллектива театра опытных экспертов, имеющих многолетний стаж в качестве членов жюри авторитетных театральных конкурсов и фестивалей.
В рамках более локальных грантовых проектов, организуемых общественными организациями, предусмотрены гранты на постановки для детской аудитории, театрально-музыкальные спектакли, постановки в конкретных жанрах и т.д. Вовлечение в деятельность театра данных видов постановок может не только обогатить репертуар, но и способствовать привлечению дополнительных финансовых ресурсов. В связи с этим деятельность по поиску новых финансируемых направлений театрального искусства может стать одной из важнейших задач стратегического развития провинциальных театров. При этом наметившаяся гибкость репертуара, в сочетании со сложившимся «амплуа» провинциальных театров может способствовать необычному и художественно ценному опыту воплощения отдельных театральных жанров на местной уникальной социокультурной почве.
Как показывает практика, эффективность заявок на получение гранта, а также фандрайзинговых заявок определяется такими параметрами театра, как:
o точность, ясность и последовательность изложения стратегических приоритетов, миссии и целей театра (как в целом, так и в рамках конкретного проекта, на который испрашиваются финансовые ресурсы);
o наличие опыта международного сотрудничества;
o наличие других достижений в сфере фандрайзинговой деятельности (включая привлечение грантов, фондовых и спонсорских средств);
o наличие чётко обозначенных приоритетов, репертуарного плана и предусмотренных направлений развития на трёхлетний срок.
Как видно из данных критериев, они принципиальным образом отличаются от приоритетов государственных конкурсов в сфере театрального искусства. Таким образом, театру при реализации грантовой и фандрайзинговой деятельности необходимо заведомо выработать вектор приоритетной ориентации на государственные гранты, либо негосударственные фандрайзинговые структуры в качестве потенциальных доноров.
Также при реализации фандрайзинговой деятельности театральныхорагнизаций следует учитывать, что основанием для получения финансирования могут являться как будущие постановки, реализуемые по заказу, инициативе, либо совместно с организацией-донором, так и уже находящиеся в процессе реализации постановки и иные проекты. В равной мере финансирование в качестве поощрения может осуществляться на основе фандрайзинговой формы отчётности об уже реализованных проектах (как правило, данная возможность существует для проектов, реализованных за последний год деятельности).
Одной из тенденций последних лет в российской практике может считаться развитие фандрайзинговой деятельности в небольших масштабах финансирования и задействованных ресурсов. В отличие от крупных проектов, для которых основным источником получения средств являются крупные фонды и государственный бюджет, для такого рода проектов фандрайзерами могут выступать отдельные предприятия, а в ряде случаев и частные лица. Несмотря на то, что такое финансирование ограничено по своим масштабам, в каждом из локальных проектов, общий объём средств, привлекаемых на данном уровне, может достигать существенных масштабов. При этом сами постановки могут быть ориентированы на информационную и иную поддержку, но при этом не быть напрямую исполнением частного заказа со стороны предприятия, либо частного лица.
Таким образом, деятельность театральных учреждений на данный момент обнаруживает значительные возможности для привлечения фандрайзинговых средств различного уровня. При этом возможности реализации совместных проектов и сам круг финансируемых мероприятий продолжает расширяться. Как показал проведённый анализ, для эффективного фандрайзинга существенно важными являются учёт всех запросов и приоритетов инвестора, а также умелое использование регионального бренда организации, сложившихся контактов с региональной и муниципальной властью, а также зарубежными и российскими партнёрами.
Список литературы
1.Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Гарант. Электронный ресурс: http://base.garant.ru/104232/
5.Данные интервью с директором Шахтинского театра Ю.Н.Визарко
6.Екатерининская А.А. Клуб друзей как источник финансирования проектов театра // Учреждения культуры, 2011, №10
7.Иксанов А.Г. Создание системы управления фандрейзингом// Справочник руководителя учреждения культуры. 2006. №2. С. 45-54
9.История русского театра. Электронный ресурс: http://otherreferats.allbest.ru/culture/
10.История театра. Официальный сайт Таганрогского театра им. А.П. Чехова. Электронный ресурс: http://www.chehovsky.ru/o-teatre/istoriya-teatra
11.Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников муниципальных учреждений, подведомственных Департаменту культуры города Шахты. Электронный ресурс: http://s7.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/10/..
12.Конкурс среди репертуарных драматических театров России на грант, 2014-2015. Официальный электронный ресурс Конкурса: http://www.rtlb.ru/page.php?id=1182
13.Конкурсы Министерства Культуры РФ в области театрального искусства // Главный сайт о конкурсах, грантах, конференциях. Электронный ресурс: http://vsekonkursy.ru/?p=20244
14.Крылова А.В. Карьерный рост глазами начинающего музыканта-профессионала В сборнике: Музыкант-исполнитель в пространстве мировой культуры: творчество, образование, управление карьерой. Ростов-на-Дону, 2011, С. 252-262.
15.Крылова А.В. Реклама художественных событий Проблемы музыкальной науки. 2011. №2. С. 81-86.
16.Крылова А.В. Звук в рекламе Программа-конспект для теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов/Ростов-на-Дону,2003
17.Куликова Ю. Фандрайзинг в сфере культуры // Клаузура, №5, 30.03.2012
18.Леонид Шатохин. Театральный фестиваль «Комплимент» станет международным. // Телерадиокомпания 37 канал. Электронный ресрус: http://37тв.рф/2007/10/06/леонид-шатохин-театральный-..
19.Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова. Электронный ресурс: http://www.chehovsky.ru/o-teatre/festival
20.Национальная премия в области событийного туризма. Электронный ресурс: http://region-brand.ru
21.Письмо Минкультуры России от 10.10.2013 г. № 162-01-39/02-ИД // Министерство культуры РФ. Электронный ресурс: http://www.mkrf.ru/ministerstvo/departament/detail.ph..
22.Сапожникова Т. Крепостной театр графа Шереметева в усадьбе Останкино. Электронный ресурс: http://art.1september.ru/article.php?ID=200900909
23.Справка по истории Шахтинского театра. Электронный ресурес: http://www.teatrplast.ru/history.html
24.Фестиваль. Официальный сайт Таганрогского театра им. А.П. Чехова. Электронный ресурс: http://www.chehovsky.ru/o-teatre/istoriya-teatra
Чехов как драматург-новатор // Русская литература. Электронный ресурс: http://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/63-ch..
25.16thLineArt-Gallery. Электронный ресурс: http://16thline.ru/makaronka/teatr_18/
[1]Исследование фандрайзинга организаций сферы культуры. Электронный ресурс: http://www.vevivi.ru/best/Issledovanie-fandraizinga-organizatsii-sfery-kultury-ref136056.html
[2]Куликова Ю. Фандрайзинг в сфере культуры // Клаузура, №5, 30.03.2012
Что такое и как работает фандрайзинг
Обновлено 28 октября 2021
Перед некоммерческой организацией, главной целью которой является не получение прибыли, а выполнение своей благородной и социально значимой миссии, вопрос нехватки ресурсов порой стоит особенно остро.
Где взять необходимые средства для запуска очередной благотворительной акции, как привлечь спонсора для поддержки деятельности организации в целом — ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с дополнительным финансированием НКО, можно, ознакомившись и детально разобравшись в таком понятии, как фандрайзинг.
Что такое фандрайзинг простыми словами
Понятие fundraising появилось в США и в дословном переводе означает «найти финансирование». В русском языке не существует собственного эквивалента данному термину, поэтому в обиходе употребляется транслитерированное заимствование фандрайзинг.
В России фандрайзингом часто называют социальную акцию, сбор средств на некоммерческие и благотворительные проекты, однако в действительности определение данного термина несколько шире и серьезнее. Фандрайзинг — целенаправленная стратегия привлечения различных ресурсов, которые организация не в силах обеспечить самостоятельно, с применением актуальных маркетинговых инструментов, методов и технологий.
Под ресурсами в данном случае предполагаются не только (и не столько) деньги, это могут быть другие материальные средства, необходимые организации для выполнения своей миссии (товары, помещения, технологии), человеческие (персонал) и нематериальные (информационные) активы, — фандрайзингом можно также назвать поиск поддержки СМИ или обретение определенных связей, знакомств.
Задачи фандрайзинга
В общем, в алгоритме ведения фандрайзингового проекта можно выделить следующие этапы:
Таким образом, ключевыми задачами фандрайзинга являются:
Чем фандрайзинг отличается от краудфандинга
На первый взгляд понятия фандрайзинга и краудфандинга весьма схожи, ведь в обоих случаях подразумевается добровольный сбор средств. Однако при более детальном рассмотрении, имеется ряд существенных различий.
Фандрайзинг – это продуманная системная деятельность по поиску и привлечению ресурсов под некоммерческие проекты, на реализацию благотворительных и социально значимых программ. Может осуществляться собственным фандрайзинговым отделом НКО либо с привлечением специализированной фандрайзинговой компании. | Краудфандинг – это обращение за помощью в сборе средств к массам, в основном, при помощи специальных краудфандинговых платформ. Такой способ финансирования может подойти для различных целей – для запуска интересного стартапа, создания бесплатного ПО, поддержки политической кампании и т. д. |
Фандрайзинг предполагает наличие и ведение собственного сайта компании в интернете, используется крупными, раскрученными НКО с именем. | Подходит для тех, у кого нет возможности поддерживать для сбора средств собственный сайт в интернете, не хватает возможностей для большого охвата целевой аудитории, тогда как специализированная платформа уже имеет широкую базу подписчиков. Для опытных и сильных НКО может использоваться как дополнительный источник финансирования. |
Донор получает взамен благодарность и чувство причастности к доброму делу, а также в большинстве случаев подробный отчёт о целевом использовании предоставленных средств/активов. | Донор при этом может получить часть (или экземпляр) продукта, созданного на собранные средства. |
Эффективная стратегия фандрайзинга может получить весомую поддержку, и собранные средства могут исчисляться крупными суммами, предоставляемыми НКО на регулярной основе. | На краудфандинговых платформах, как правило, публикуются разовые нужды. Потолок собранной суммы часто ограничивается несколькими десятками, максимум одной-двумя сотнями тысяч рублей. |
Помимо детального планирования и проработки стратегии, зачастую при необходимости привлечения крупной суммы требует больших стабильных денежных вложений в рекламу, продвижение и маркетинг. | При работе с краудфандинговыми сайтами требуется:В каких областях работает фандрайзингКак правило, фандрайзинг нацелен на привлечение средств под некоммерческие проекты, созданные не ради прибыли, и реализовать их в коммерческом режиме не получится. Сюда относится реализация политических, религиозных, социальных целей, дополнительные возможности рекламы, становление положительного имиджа и репутации, выстраивание позитивных отношений с властями и общественностью и т. д. На сегодняшний день фандрайзинг эффективно используется в самых разных областях: В сфере культурыПривлечение различных ресурсов для финансирования музеев, театров, библиотек, деятелей искусства и т. д. В социальной работеПоддержка тяжелобольных, нуждающихся и социально незащищенных людей. Как правило, в этой сфере фандрайзингом занимаются благотворительные и социальные фонды. В политикеПоддержка политических движений, отдельных партий и их лидеров (как пример, предвыборная кампания). В наукеФандрайзинг помогает с финансированием исследовательских проектов, научных мероприятий и выставок, учебных заведений и научных институтов по различным направлениям. В бизнесеПривлечение дополнительных ресурсов в поддержку и развитие социально значимого предприятия. В спортеФинансирование спортивных команд, мероприятий, целых ассоциаций. Фандрайзинг — хорошая альтернатива госфинансированию, а в случае отсутствия последнего – практически единственная возможность получить стороннее финансирование. История возникновенияФандрайзинг родом из США, где он практикуется вот уже десятилетия, в основном, с целью привлечения финансирования в так называемый третий сектор. Особый толчок к развитию фандрайзинг получил в восьмидесятые годы двадцатого века при Рейгане. Несмотря на то что во все времена некоммерческая сфера опиралась на собственные и привлеченные различными способами источники финансирования в большей степени, чем на господдержку, тем не менее существенное сокращение госбюджета, предназначенного на социальные нужды общества, в те годы вызвало финансовый кризис в некоммерческом секторе. Основы и принципы фандрайзингаПринципы выстраивания эффективной стратегии фандрайзинга индивидуальны и зависят, в первую очередь от приоритетов самой компании. ОпределенностьОбязательно предварительно выстроить отточенную схему фандрайзингового проекта. Следует учесть множество деталей: бюджет проекта, пошаговый план проведения мероприятий, необходимые материальные ресурсы, транспортное обеспечение и многое другое. Каждый пункт должен быть логически обоснован, а конечный результат отработки всех действий – принести пользу как благотворителю, так и получателю. ЗаинтересованностьПривлекая доноров к проекту, необходимо увлечь их самой идеей, донести ее значимость. Убедить дарителя в важности проводимой акции и положительном исходе взаимодействия с некоммерческой организацией. Помочь в данном вопросе может качественно сделанная, красочная презентация проекта. Следует пояснить, чем занимается компания, какие шаги уже предприняты, и на что требуются средства. В доступной и информативной форме. При необходимости финансирования разработок не стоит нагружать общественность сложными терминами и принципами работы, достаточно пояснить ценность изобретения для людей. ЛичностьЛюбой фонд или организация — это, в первую очередь, люди, поэтому обращаться за помощью стоит адресно, к руководителю компании или ответственному сотруднику. С пониманием того, что близко и важно конкретному человеку. Донести важность именно его вклада в общее дело. ДолгосрочностьСтатистически, более 80% финансирования маститые некоммерческие организации получают от последующих, а не первых (в ином случае и единственных) взносов. Следует изначально делать ставку на долгосрочное сотрудничество со спонсором и прикладывать максимум усилий, чтобы поддержка не осталась разовой. Стоит прорабатывать возможное долгосрочное партнерство, регулярно напоминать увлекающими идеями и уникальной концепцией проекта. ОсведомленностьОчень важный принцип предварительной работы с потенциальным донором – это ознакомиться с ним: чтобы оценить, прямо или косвенно, сколько возможно просить, следует разобраться с его финансовым состоянием, возможно, удастся выяснить, какие акции и какой суммой человек уже поддерживал, какие темы находят у него теплый отклик, на какие цели чаще жертвует. Обязательно соблюдать баланс: бессмысленно просить у обычного работяги сумму в десять тысяч, равно как и сотню тысяч у миллионера. Первого отпугнет, второй не станет отвлекаться по мелочам. ОгласкаБольшое значение при сборе средств имеет хороший охват аудитории. Чем больше узнаваемость компании, и проекта в частности, тем лучше. Увеличить охват целевой аудитории можно посредством рекламы, причем желательно использовать максимальное количество каналов продвижения и рекламных носителей. Можно дать объявление на радио, рекламный ролик на ТВ и видеоканал в интернете, раздавать листовки, визитки с данными проекта и т. д. КопилкаНе стоит пренебрегать маленькими суммами пожертвований частных доноров, ведь, как говорится в известной пословице, «копейка рубль бережет». Даже небольшой, но посильный вклад частного дарителя, незначительный относительно необходимой в итоге суммы, будет иметь вес, сложившись с сотнями и тысячами подобных пожертвований. БлагодарностьЗначение благодарности в таком деле, как благотворительность и безвозмездная поддержка социально значимых проектов, невозможно переоценить. Ведь это основное, что получит в итоге донор за свой вклад, и что может побудить его к дальнейшему участию на регулярной основе. Хорошим тоном считается обеспечить эту правильную обратную связь с благотворителями – благодарить, называть имена, публиковать отзывы и т. д. Виды фандрайзингаНа практике применяются два вида фандрайзинга: Источники фандрайзингаИсточниками могут быть как частные, так и юридические лица. К последним относят как коммерческие предприятия, так и различные некоммерческие благотворительные организации и фонды. Иногда финансирование или поддержку можно получить от государственных учреждений или фондов. По способу возмездности источники привлекаемых средств делятся на инвесторов, спонсоров, доноров, отдельно можно также выделить меценатов и грантодающие организации. ИнвесторОрганизация или частное лицо, вкладывающие денежные средства с целью последующего получения прибыли (дивидендов). В случае когда прибыль выражается в продвижении компании или бренда – инвестор превращается в спонсора. СпонсорЮридическое либо физическое лицо, которое оказывает финансовую помощь на определенных, заранее оговоренных условиях. Обычно подразумевает поддержку и рекламу собственной деятельности/бренда. ДонорЧастное лицо или компания, предоставляющие безвозмездную поддержку любого характера. В случае с организациями чаще всего донорами выступают благотворительные фонды, крупные компании, банки, в идеологии или миссии которых есть упоминание о подобном роде благотворительности. МеценатФизическое лицо, оказывающее благотворительную помощь и поддержку добровольно и безвозмездно. Как правило, это состоятельный человек, жертвующий огромные средства на поддержку социальных проектов, развитие образования, культуры или спорта. ГрантодательОрганизация или частное лицо, предоставляющие целевое финансирование под определенный проект в научной, культурной сферах, а также в области просвещения и развития технологий. Методы и технологии привлечения денежных средствМетоды привлечения потенциальных благотворителей различны, некоторые доступны, но имеют малый процент отклика, другие обладают высокой эффективностью, но обходятся недешево. Массовые рассылкиИли, как принято называть этот способ в современных реалиях, директ-мэйл (от английского direct mail). Немного устаревшая форма – обычное письмо, множество копий которого рассылается по базе данных, порой насчитывающей десятки тысяч людей. В конверте может также находиться рекламный буклет, пример платежной формы и прочее. Технический прогресс упростил данный способ, сделав возможной рассылку по электронной почте. Вложения те же, только в электронном формате – буклет в pdf, форма для платежа, другая полезная информация. Основной недостаток массовой рассылки при рассылке по холодной базе – низкий процент отклика на обращение,— едва ли покрывает 2% высланных обращений. Однако, при грамотной подготовке базы для рассылки, особенно если в нее включены действующие благотворители, отклик может превысить 20% и более. Безадресные обращенияМетод заключается в раздаче буклетов, раздаточного материала, листовок в местах высокой проходимости людей, — на улицах, в торговых центрах и т. д. Процент отклика, как и в случае с рассылкой, не превышает и 2%, но вероятность найти постоянного благотворителя все же существует, поэтому такой способ вполне оправдан, особенно при масштабной раздаче рекламных материалов. Тем более, если на обратной стороне листовки или буклета разместить полезную информацию, например, карту метро, расписание транспорта и т. п. Диалог с потенциальными меценатамиДанный метод признан наиболее эффективным в мире для привлечения стороннего финансирования. Представитель организации в местах большого скопления людей общается с каждым желающим, рассказывая о проекте, проблеме, которую он поднимает, и просит оказать посильную помощь. Несомненный плюс такого подхода — в личном взаимодействии, возможности получить быстрый эмоциональный отклик, и, соответственно, желаемый результат в виде моментального пожертвования. Минусы: высокая стоимость проведения регулярных акций с учетом оплаты труда, проведения обучения и тренингов сотрудников, текучесть кадров также добавляет свои временные и материальные издержки. Характерной особенностью данного метода в России является спонтанность и однократность пожертвования, — второй раз отклик от тех же людей составит не более 10%, тогда как в ряде других стран меценаты чаще оформляют небольшой ежемесячный взнос. Проведение мероприятийСледующий метод также отлично работает на Западе, но не до конца прижился в России. Благотворительный вечер, выставка, концерт, бал-маскарад — все эти мероприятия объединяет то, что в одном месте собраны сотни потенциальных благотворителей. Часто в ходе мероприятия используется интересное совместное действие, как, например, лотерея или аукцион, часто для увеличения отклика специальным гостем или ведущим приглашается известная личность. Минус способа – организация потребует немалых средств, в то время как окупаемость вложений не гарантируется. Очевидный плюс – эффективно работает на репутацию и положительный имидж организации, помогает поддерживать долгосрочное сотрудничество с донорами и спонсорами. Рекламные акцииЭто ролики и обращения на центральных телевизионных каналах, на рекламных щитах на улицах и в транспорте, в гипермаркетах и торговых центрах, заметки и статьи в журналах и газетах, размещение баннеров на популярных интернет-ресурсах. По содержанию могут быть различны, но объединяет их то, что сюжет должен познакомить людей с организацией, проблемами, затронутыми роликом или обращением, а также побудить их принять участие в проекте. Как и многие из перечисленных, это обезличенный метод – предугадать, кто и при каких обстоятельствах увидит рекламу, как отреагирует, невозможно. В данном случае залогом эффективности этого способа является огромный охват аудитории. Большую роль играет качественная составляющая, — хорошо сделанный и интересный сюжетный ролик повышает уровень доверия, узнаваемость НКО. Использование инновационных технологийК этому методу относятся обращения через интернет, мобильные приложения, СМС и т. д. Это отличный способ поведать о себе и своих целях огромному количеству людей. Одним из ключевых требований является наличие качественного, отлично наполненного сайта с хорошо заметным призывом о помощи, обязательным указанием реквизитов и вариантами онлайн-оплаты. Создание личного сайта организации — успешный способ привлечь потенциальную помощь: как волонтеров, так и благотворителей, важно правильно к ним обратиться. Связь с бизнесомДовольно распространенный и действительно работающий способ привлечения средств. Многие крупные компании уже имеют собственные благотворительные фонды или проекты, которые курируют многие годы. Конечно, цель любого бизнеса — в получении прибыли. И, выделяя средства на благотворительность, планируется получить отдачу. Причем довольно часто предмет заинтересованности бизнеса в данном сотрудничестве — косвенная отдача. Это может быть лояльность властей и собственного персонала, повышение узнаваемости бренда или формирование положительного имиджа Еще один эффективный подход носит название cause related marketing, — компания привлекает своих клиентов к софинансированию важных некоммерческих проектов, что дает потребителю чувство сопричастности. Например, крупный банк предлагает своим клиентам оформить благотворительную карту, и определенный процент с каждой покупки с ее помощью переводится на счет благотворительного фонда. У клиента формируется чувство вовлеченности, стимул использовать карту чаще. В конечном итоге – в выигрыше обе стороны такого сотрудничества. Стратегия эффективного фандрайзингаПодготовка фандрайзинга организации чаще всего опирается на общую стратегию развития компании. Это может быть как общая маркетинговая стратегия, так и специальная стратегия фандрайзинга. Неотъемлемой частью такой стратегии является четкое поэтапное планирование деятельности, связанной со сбором средств. Это, в свою очередь, позволяет некоммерческой организации: Планированию предстоящей кампании фандрайзинга обязательно предшествует идея, детальная разработка сути которой ведет к появлению содержательной программы или проекта, под нужды которых будет осуществляться сбор средств. Такую программу желательно составить как минимум за полгода до начала фандрайзинговой кампании. Итак, эффективная стратегия фандрайзинга и все ее процессы всегда идут по так называемому циклу фандрайзинга, который состоит из нескольких этапов: При правильной организации работы некоммерческой организации фандрайзинговый цикл непрерывен: анализ и обработка результатов одного мероприятия плавно переходят в планирование и разработку нового. Правила успешного фандрайзингаЧтобы преуспеть в фандрайзинге, необходимо: Эффективный фандрайзинг должен удовлетворять трем основным критериям: Как стать фандрайзеромФандрайзингу не учат в университетах, но подобные специалисты в штат различных бизнес-структур и некоммерческих организаций требуются все чаще. Претендовать на должность франчайзера в подобной компании поможет знание некоторых фундаментальных дисциплин. Например, маркетинг позволит продвигать идею в массы, психология наряду со знаниями по рекламе и пиару поспособствуют повышению отклика в сердцах людей путем четко направленного обращения к определенной аудитории, навыки копирайтинга помогут донести свои мысли. Базовые знания по этим наукам можно получить в высшем учебном заведении или же попробовать изучить самостоятельно. В настоящее время активно развивается дополнительное обучение фандрайзингу в форме вебинаров, тренингов и конференций, полезно почитать книги по теме, — русскоязычных, к сожалению, пока сравнительно немного, но они есть. Однако следует учесть, что даже самые фундаментальные знания – ничто без практики. Опыт других людей не повысит профессионализм, поэтому так важно начать работу, для начала над небольшим проектом, совершать ошибки, анализировать их и снова пробовать. Важно работать над собой, своим профессиональным саморазвитием, быть в курсе новостей и последних тенденций фандрайзинга, обмениваться опытом с коллегами, и все получится. Можно ли заработать на фандрайзингеС точки зрения инвестирования это мероприятие является провальным, так как внесение пожертвований в благотворительный фонд никогда и ни при каких условиях не предусматривает возврат вложений в денежном выражении. Хотя в случае спонсорства, как уже упоминалось ранее, возможно получение косвенной отдачи. Так, перед потенциальным спонсором сильной некоммерческой организации, работающей над решением какой-либо социально значимой проблемы, открываются заманчивые перспективы дополнительной рекламы своей компании, повышения узнаваемости своего бренда, что может рассматриваться как весомое преимущество подобного сотрудничества. С точки зрения фандрайзера не все так однозначно. С самого появления в России такого понятия, как профессиональный фандрайзинг, существует и его основная этическая проблема – можно ли мотивировать фандрайзера процентом от привлеченных средств. Идея идет из бизнеса: оплата работы менеджера по продажам по принципу «оклад + процент» – достаточно распространенная практика, а учитывая схожесть функционала фандрайзера и продажника, а также почти полное совпадение требований, предъявляемых к набору компетенций, появляется соблазн оплаты его труда по аналогии. Однако каждый фонд, попробовавший применить данный подход на практике, рано или поздно выясняет, что подобное считается неэтичным и официально признано таковым даже Ассоциацией фандрайзеров и ее этическим кодексом. Первая причина – техническая: над привлечением средств в НКО работает не только непосредственно специалист по фандрайзингу, но и косвенно весь остальной коллектив организации. И непонятно, почему именно он должен работать за процент привлеченных пожертвований, а, например, программист, занимающийся разработкой сайта, который фандрайзер демонстрирует донорам, – за фиксированную зарплату. Кроме того, процентное вознаграждение возможно при проведении разовой акции, но как высчитать комиссию в отношении регулярных платежей, если фонд работает годами, или регулярно осуществляющий взносы жертвователь вдруг однажды перестает вносить свой вклад? Вторая причина – ценностная. Следует учитывать, что некоммерческие организации не являются бизнесом и работают не с целью получения прибыли, а ради выполнения обозначенной НКО миссии, прямой обязанностью которой является привлечение ресурсов для решения поставленной проблемы. Но если тот, кто ищет эти ресурсы, не разделяет ценности организации и вдохновлен не миссией, а суммой, которую он может заработать на этом решении – сложно говорить об убедительности данного специалиста. В какой-то степени деньги становятся смыслом работы организации сами по себе, что недопустимо. И третья, практическая причина. Нельзя совместить несовместимое: и ценности разделять, и ради процента выкладываться. Рано или поздно, работая на процент, фандрайзер начинает работать единственно ради получения большей суммы вознаграждения, забывая о моральной стороне вопроса. Известные фандрайзерыПример фандрайзингового проектаДостойный пример масштабного фандрайзингового проекта, получившего большой общественный резонанс, — акция «Красный нос — доброе сердце», проведенная благотворительным фондом «Линия жизни». Основной целью был сбор средств для помощи тяжелобольным детям, сопутствующей — популяризирование идеи важности и доступности благотворительной помощи каждому. Образ, транслируемый самим названием акции – клоун-весельчак, обладатель веселого красного носа, ассоциируется у всех с улыбкой, позитивными эмоциями и праздничным настроением. Подобный акцент позволил провести акцию под эгидой оптимистичной веры в будущее, а не соболезнования и жалости. По замыслу проекта, каждый участник, приобретая красный нос, сделал свой вклад в сбор средств для лечения детей с пороками сердца. Партнером выступила известная компания «Связной», именно в ее салонах продавались красные носы, с охватом практически всей территории России. В рамках проекта также был проведен ряд публичных мероприятий с активным участием отечественных звезд. Акция широко освещалась средствами массовой информации и привлекла большое внимание общественности. У проекта был свой сайт, на котором регулярно публиковались отчеты о текущей сумме сбора и распределении благотворительных средств. Акция проводилась ежегодно в течение трёх лет, длительностью до 3 месяцев каждый раз. За все время кампании было собрано более 8 млн рублей, что позволило спасти жизнь более полусотни тяжелобольных детей. Фандрайзинговые кампании и проектыАмериканские знаменитости и даже бывший президент США обливали себя холодной водой в поддержку борьбы с боковым амиотрофическим склерозом, в России реабилитационный центр для людей с аутизмом собрал 2 миллиона рублей, а ультрамарафонец Дмитрий Ерохин за месяц пробежал 1700 км благотворительного забега по маршруту Москва-Сочи и собрал 130 тыс. рублей в поддержку фонда ОРБИ, оказывающего помощь пострадавшим от инсульта. Результат в охвате аудитории, а, соответственно, и в сумме собранных средств, может быть разный. Однако все эти кампании успешно выполняют как минимум две социально значимые цели – привлекают внимание общественности к определенной проблеме, пробуждают желание помогать менее успешным/здоровым/удачливым членам общества, а также аккумулируют ресурсы, которые могут приблизить к решению, полному или частичному, вынесенной проблемы. Книги по фандрайзингуПоближе ознакомиться с ключевыми аспектами фандрайзинга поможет специальная литература: Фандрайзинг – довольно сложный комплекс мероприятий, однако четкое соблюдение стратегии и выбор эффективных методик при правильном определении социальной направленности поможет найти искомые ресурсы под свой проект и добиться регулярности добровольных вливаний.
|