Что такое факты для журналиста
Что такое факт в журналистике: как правильно работать с ним?
От правильного понимания терминов зависит не только Ваша успеваемость в вузе, но и дальнейшая профессиональная судьба. Журналистов чаще всего упрекают в поверхностности и дилетантизме, и они действительно этим грешат. Чтобы избавиться от родовой травмы новоиспеченного специалиста, следует внимательно относиться к теории.
Определение
Словарь определяет понятие «факт» как реальное, действительное событие или явление, то, что действительно произошло. Не совсем понятно, поэтому следует поглубже разобраться в природе этого понятия.
Что мы думаем, когда слышим от кого-то фразу «это факт»? Обычно это заставляет убедиться в честности собеседника, так как многим кажется, что факт – это вещь неоспоримая. В каком-то смысле так и есть, даже следуя из академического определения – «что-то, что действительно произошло». Факты очень важны в нашей жизни, потому что их подмена ровняется обману и может повлечь за собой множество неприятных последствий. СМИ как никто другой должны понимать значимость фактов, особенно в материалах, влияющих на жизни людей. В журналистике факт определяется как достоверное отражение фрагмента реальности. Именно правдивые тексты, подкрепленные действительно произошедшими событиями, реальными комментариями и мнениями могут вызвать доверие читателя. Поэтому для журналистики понятие «факт» особенно важно.
Виды фактов могут быть самыми разными, в зависимости от информации, которую в себе несут. Например, научные, исторические, культурологические, юридические, литературные и так далее. Все они нужны, чтобы наиболее точно и адекватно отразить события, явления или процессы, затронутые в тексте.
Так, если речь идет о странной миграции китов в широтах Тихого океана, то журналист должен будет воспользоваться научными фактами, взять мнение экспертов в этом вопросе, то есть людей, которые разбираются в проблеме, могут апеллировать фактами.
Требования
Нужно помнить, что при работе с фактами нельзя забывать определенных правил и требований.
Работа с фактами — основа деятельности журналиста, поэтому каждому профессионалу необходимо учиться этому искусству.
Факт и мнение
Следует четко разделять понятия «факт» и «мнение». Некоторые журналисты зачастую представляют читателю собственное отношение к происходящему, свою точку зрения (то есть личное мнение) как факт. Подмена понятий. Ваша собственная трактовка произошедшего не может считаться фактом, так как событие происходило не с вами.
Мнение свидетелей происшествия, например, может содержать в себе факты, потому что они были непосредственными участниками события. На информацию, полученную от свидетелей, можно опираться.
Факт и сведение
Сведение, в отличие от факта, — это определенное знание. А факт — это непосредственно произошедшее событие, явление. Сведения тоже очень важны для подготовки журналистского текста, так как они делают костяк из сухих фактов понятнее, интереснее и доказательнее. Сведения о событии привносят в материал детали, которые позволяют шире взглянуть на ситуацию, разобраться в мелочах.
Но следует помнить, что полученные сведение, как и факты, должны быть подвергнуты проверке, особенно если они получены от людей. Фактчекинг – обычная практика для журналиста, потому что он понимает, что недостоверные факты или сведения в материале повлияют в первую очередь на его профессиональную репутацию.
Что такое факт и что такое мнение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Факт – это действительное, реальное событие, явление.
Понятие факта в журналистике
Теоретическая проблема факта в журналистике имеет, кроме терминологического аспекта, еще и чисто практическое значение. Теоретики и практики единодушны в том, что журналисты часто оказываются неспособны отделять факт от мнения.
Факт имеет сложную структуру, поэтому правильнее говорить не просто о «фактах», а о конструкции фактов. Часто происходит подмена факта мнением, что приводит к искажению картины мира у аудитории, запутывает ее. Эта ситуация негативно сказывается и на деятельности самих журналистов.
Факт – это то, что действительно происходит, произошло или существует.
Первое деление факта – по соотношению объективного и субъективного (объективное – то, что не зависит от человеческого сознания содержания факта, субъективное – это форма, в которой осуществляется отражение объекта). И именно здесь проходит граница, отделяющая факт от мнения. Такое деление называется уровневым. Возникает вопрос – возможно ли в журналистском материале достичь объективного освещения события, учитывая сложную природу факта?
Объективность для журналиста – это такое освещение событий, которое исключает эмоции, отделяет факты от мнения. Объективность для многих – это точное освещение событий и фактов в форме беспристрастного описания. Теория объективности в последнее время допускает аналитическое освещение событий, что выходит за границы беспристрастного описания.
Факт в журналистике – это достоверное отражение реальности, которое обладает социальной репрезентативностью.
Готовые работы на аналогичную тему
Факты позволяют журналисту создать модель многообразной действительности. Для того, чтобы события, процессы и явления были адекватно отражены в аналитических, информационных, художественно-публицистических материалах используются факты разного вида:
М. Н. Ким разделяет факты на научные и обыденные. Научные факты – это факты, основанные на эмпирических наблюдениях, опытах, экспериментах. Научные факты являются итогом обобщений. К таким фактам часто обращаются публицисты и аналитики. Научные факты используются при создании материалов социологических исследований, статистических выкладок, экспертных заключений, результатов экспериментов.
Характерной чертой обыденных фактов является единство логического осознания происшедшего и эмоциональной реакции. Положительным качеством обыденных фактов является достоверность непосредственного наблюдения. В сознании человека это отражается как дискретный кусок действительности. М. Н. Ким характеризует обыденные факты по блокам:
Есть еще одна классификация, согласно которой факты делятся на:
Журналистское мнение
Мнение — это понятие о чём-либо, суждение, убеждение, вывод, точка зрения, заключение, заявление на тему, в котором невозможно достижение полной объективности. Мнение основано на интерпретации фактов, эмоциональном отношении к ним.
Различают следующие виды мнений:
Основной задачей журналистики мнения является объяснение аудитории, как нужно интерпретировать событие. В таком журналистском материале должна содержаться оценка произошедшего, поэтому читателю нет необходимости делать свои выводы. Потребителей контента в современную эпоху развития интернета интересуют в первую очередь именно комментарии людей, компетентных в теме исследования. Журналист должен демонстрировать свои знания и свои мнения, однако он должен обладать достаточным опытом, чтобы не переступать черту. Журналист должен четко понимать, что он несет большую ответственность, становясь лидером мнений в соцсетях, и следовать профессиональной этике.
Современная журналистика в основном является журналистикой мнений. Журналист считает необходимым и важным не только рассказать аудитории о событии, показать сбалансированную информацию, но и поделиться своим мнением, высказать свою точку зрения.
Часто такой способ информирования нарушает один из основных принципов журналистики – принцип объективности. Люди видят мир глазами журналиста, и в таком случае не получают полной и объективной картины мира. В то же время журналистика мнений показывает новость с разных сторон, освещает все ее аспекты и дает возможность людям самим сделать выводы, сформировать свое мнение относительно этого события.
С правильной трактовкой фактов, взаимосвязей между ними непосредственно связана проблема объективности. Следует различать сообщения о каких-либо позициях, намерениях, фактах и комментарии.
Комментарий – это мнение о событии.
Объективность связана с правдивостью – точным представлением фактов в жизни. Факт – это достоверное знание о произошедшем. Особо важную роль при этом играют сведения, которые журналист получил с места событий.
Журналистика мнения может быть также пропагандой (к примеру, идеологии, как в СССР).
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 02 12 2020
Вы будете перенаправлены на Автор24
Факт – это то, что произошло; действительное, реальное событие. Слово «факт» происходит от латинского factum, что означает «свершившееся».
Объектом журналистики может быть: действительность, социальные процессы и явления, человек.
Журналист концентрирует свое внимание только на значительных для общества событиях. Тем не менее, ему принадлежит авторство в выборе объекта отображения, в формах его преподнесения, оценке и интерпретации происходящего. Вся работа журналиста построена на фактах.
Классификация фактов
Факт – безусловно, явление действительности и его можно классифицировать как элемент:
Когда факт рассматривают как составной элемент действительности, он выступает информационным источником и объектом, на который направлена познавательная деятельность журналиста.
При рассмотрении факта как элемента сознания, он становится средством осуществления акта познания. В третьем случае главной функцией становится функция сохранения информации в материальной форме.
Для каждого журналиста важно неукоснительно соблюдать правило объективного освещения событий, что подразумевает соблюдение фактов. Что же в таком случае делать с собственными соображениями, комментариями? Это зависит от вида подаваемой информации, например, при простом перечислении хронологии событий можно и нужно обходиться без собственных оценок происходящего. В произведениях, которые носят аналитический или художественно-публицистический характер, факты становятся сопроводительным, иллюстративным материалом, или выступают как опора для подтверждения правоты предложенного тезиса. В данном случае журналист обязан сделать всесторонний анализ фактов, а также высказать собственную оценку и трактовку.
Тут возникает вопрос: «Насколько объективным является освещение событий журналистом и возможна ли абсолютная объективность, учитывая сложную природу факта?».
Готовые работы на аналогичную тему
Стоит сказать, что для журналистов точность – это не та же точность, что для математиков или ученых. Журналистская точность предполагает освещение событий с отделением их от эмоциональной окраски и от мыслей. Это можно назвать непредубежденным описанием.
Однако сейчас наблюдается тенденция к аналитическому представлению событий, что само по себе подразумевает присутствие личного мнения и наличие предубежденности. В любом случае профессионал своего дела обязан всегда помнить, что никогда нельзя делать подмену факта личной оценкой, мнением, толкованием.
Итак, факт с точки зрения журналистики – это достоверное отображение некоторого элемента реальности, обладающей социальной репрезентативностью.
Факты являются отдельными составными элементами, «кирпичиками» построения моделей совершенно разной действительности.
Чтобы наиболее полно и адекватно отображать различные события, процессы, явления с разного рода материалах используют самые различные факты: литературные, культурологические, политические, социальные, экономические и многие другие. Факт рассматривается как единица знания. Такое отношение вызывает доверие аудитории.
Возникает другой вопрос: «в какой степени можно доверять представленным данным, когда в них уже содержится оценка, отображающая и систему понятий, ценностей человека, его восприятие»? Чтобы иметь уверенность в достоверности фактов, каждый журналист обязан знать:
Научные факты имеют в своей основе многие эмпирические наблюдения, исследования, практические опыты. Они всегда возникают в результате обобщений. Прослеживается закономерность: чем более высокие требования к точности и объективности, тем большее количество статистических методов требуется для обработки полученной информации.
В произведениях аналитического и публицистического характера журналисты часто оперируют научными фактами. Например, особенно часто можно встретить результаты социологических исследований, выводы экспертов по тому или иному вопросу, выкладки статистики, итоги экспериментов. Такие данные служат в качестве материала для иллюстраций или же для наглядной, дополнительной аргументации для подтверждения представленной информации.
Применение статистики – это традиционный способ предъявления фактов, с которым не поспоришь. Язык цифр способен раскрыть любое явление, представить динамику развития события и т.д.
Будничные и научные факты
Научные факты часто встречаются в публикациях. Это может быть просто констатация фактов, а может быть развернутое положение. Такие факты всегда сопровождает точность и достоверность. Журналисты любят использовать именно такие данные в своих материалах именно за эти качества.
Вместе с научными фактами журналисты применяют и будничные, то есть те, что представляют собой результат восприятия человеком действительности вокруг него, а также того, что произошло.
Будничное сознание можно назвать основой сознания общества, его «колыбелью». И в этом отношении можно говорить о таком факте как изначальном содержательном элементе. Его достоверность обусловлена непосредственным наблюдением. Данные факты часто используют при необходимости представить прямой опыт людей, их эмоциональные отклики на разные события. Такие факты также являются ценными. Прежде всего, потому что за ними стоит реальность социальной жизни людей.
Основой будничного факта являются и моменты действительности, и настоящие, реальные действия людей. Все это может стать предметом для отображения журналиста. Главная отличительная особенность таких фактов – жизнеподобие. Однако в отличие от научных они не способны показать сущность другого явления. Журналист может обратиться к будничным фактам так как с их помощью можно:
Его величество Факт в журналистике
В наше время особенно популярными стали информационные жанры. Журналисты подают новости, как пирожки, с пылу с жару. Главное, чтобы свежие, чтобы – как было или есть в реальном времени. Если обывателю, выкидывающему в соцсеть или блог такие «свежеиспеченные» факты, это простительно, то журналист к его величеству Факту должен подходить более щепетильно. Поясню…
Факт – тот еще фрукт «пирожок»!
Факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента реальности.
Факт (от лат. factum: «свершившееся») – действительное событие, явление, случай.
Перед тем, как испечь и подать горячий пирожок, повар изрядно потрудится: сначала добудет нужные ингридиенты (а не похватает все подряд!), затем приготовит начинку, тесто и соединит их.
Так и журналисту бы (или блогеру): прежде чем «приготовить» блюдо для читателя, следует найти действительно достойные факты, затем поколдовать над их «начинкой» и «упаковкой». «Начинкой» будем считать суть факта, «упаковкой» – жанр будущего журналистского творения.
Как отбирать факты
Найти интересные, незатасканные факты – задача не из простых. Особенно если вокруг не происходит больших трагедий и чрезвычайных происшествий, не приземляются пришельцы и машина времени не присылает в нашу страну Ивана Васильевича Грозного. В таком случае журналисты часто хватаются за пустые фактики, говорить о которых – что переливать из пустого в порожнее.
В одном эпизоде сатирического романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» высмеивается как раз способ неприхотливой подачи новостей. Редакция «Станок» напечатала заметку: «Вчера на площади Свердлова попал под лошадь извозчика № 8974 гр. О. Бендер. Пострадавший отделался легким испугом». Новость помогла мадам Грицацуевой найти Бендера, но никакой общественной значимости не имела.
Увы, иногда и сегодня газеты, особенно районные, страдают мелкотемьем.
Перед господином Фактом надо не только уметь вовремя снять шляпу, но и вовремя надеть ее.
Итак, мало только собирать новости, какие бы ни встретились на журналистском пути. Важно научиться отбирать факты общественно-полезные, значимые.
Можно и старые факты подать под новым «соусом»: взглянуть на выбранную тему с иного ракурса, подыскать другие аргументы. Но и в таком случае нельзя опускаться до бессодержательных публикаций, пустословья и никчемности выбранной темы.
Делаем «начинку» – «вкусной»
Максим Горький говорил, что факт, подкинутый жизнью, похож на курицу с неощипанными перьями. Его надо «приготовить». Это значит, из каждого факта надо извлечь смысл и подать читателю на блюдечке. Перья – то лишнее, что способно увести читателя в сторону от главного.
Отметим: мы сейчас не говорим об искажении фактов, что некоторые журналисты допускают в угоду каким-то целям. Объективно освещать события – одна из важнейших задач журналиста. Но важно тщательно анализировать факты и подавать их читателю, прежде отделив от эмоций и мыслей.
Это проще сделать в информационных текстах, сложнее – в аналитических и художественно-публицистических, где так или иначе журналист высказывает свое мнение. Даже тем, какие именно факты отбирает и что пытается ими опровергать или подтверждать.
Тем не менее, важно и в этом случае помнить: нельзя подменять факты своими мнениями, интерпретациями и оценками, надо стремиться к максимальной объективности. Читатель почувствует фальшь – «приправу», которая не подходит «начинке».
В журналистских материалах можно использовать разные факты: научные, социальные, исторические, литературные, юридические, статистические, культурологические и др. Наибольшее доверие у людей вызывают факты, в которых нет или почти нет оценок.
Журналисты охотно используют и так называемые будничные, или обыденные факты: то, как люди воспринимают окружающую действительность, их эмоциональную реакцию, непосредственный опыт. Сути явлений они не вскрывают, но и у них есть достоинство – жизнеподобие. Они помогают:
Как оценить факт
Отбирая такие факты, журналист должен помнить: надо стараться показывать события с разных сторон.
Кроме того, каждый факт требует оценки. Потому для журналиста важно:
Почему? Предлагаю самим подумать над этим вопросом. 🙂
Факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, т. е. сделать его достоверным, значит верифицировать его (проверить). Сделать это не всегда возможно, порой приходится пробиваться через оценку и комментарий автора.
Если суждение в результате верификации (проверки) оказалось ложным, то о факте как таковом речь идти не может.
Что же касается «упаковки» для фактов, или жанров журналистики, коротко о них можно прочесть, если пройти по этой ССЫЛКЕ.
Вторая древнейшая профессия: 10 интересных фактов о журналистике
В 1950 году американский писатель Роберт Сильвестр написал роман «Вторая древнейшая профессия» (англ. The Second Oldest Profession). Эпиграф романа звучал так: «Газетное дело — профессия столь же древняя, как… словом, это вторая древнейшая профессия» (под первой автор подразумевал проституцию).
10 интересных фактов о журналистике
«Мы, журналисты, говорим публике, куда прыгнула кошка. Дальше публика уже сама занимается кошкой», — так когда-то охарактеризовал представителей второй древнейшей профессии владелец медиагиганта «Нью-Йорк таймс» (The New York Times) Артур Сульцбергер.
Кто обходит их десятой дорогой и называет «журналюгами». Другие же боятся портить с ними отношения и всячески стараются попасть в объективы видеокамер или фотоаппаратов, просятся на съемки программ и на интервью. Это все о них — «акулах пера». 8 сентября работники СМИ всего мира празднуют свой профессиональный праздник — День солидарности журналистов.
АиФ подготовил 10 интересных фактов о журналистах и журналистике, которую считают то «пятым колесом», то «четвертой властью» в государстве.
Самая популярная газета в мире
Журналистика зародилась в Европе еще в Средневековье. Прародителями нынешних работников СМИ можно считать глашатаев, курьеров и герольдов, которые на центральных площадях городов и сел зачитывали указы монархов.
По сути издания, которые зародились много веков назад, но смогли удержать свои позиции и в XXI веке должны быть наиболее популярными среди читателей. Ан нет! Мировое лидерство принадлежит национальной японской газете «Йомиури симбун». Ежедневно ее читают примерно 10 млн человек, что сравнимо с населением Швеции или Венгрии.
Первый номер «Йомиури симбун» вышел 2 ноября 1874 года. Издание не только имеет свои представительства в наиболее крупных городах Японии, но и издает газету «Дейли Йомиури» (The Daily Yomiuri) — печатное средство массовой информации для японцев на английском языке, которое сейчас называется «Джепен ньюз» (The Japan News).
Журнал о богатстве и для богатых
Представьте себе издание, чья обложка украшена чистым золотом и инкрустирована бриллиантами. Именно такое необыкновенное оформление имеет эксклюзивное издание «Роял репорт» (Royal Report).
СМИ посвящено новостям и статьям о роскоши. И не только пишет о богатстве, но и предоставляет возможность получить райское наслаждение. За 229 тыс. долларов читателю предоставят годовую подписку на «Роял репорт» и право отдыха на любом из мировых курортов четыре раза в год. Приятный бонус — 12 часов полетов на частном реактивном самолете.
Табу на новости в Твиттере
У журналистов информационных агентств, наверное, самые быстрые ноги и скорость набора текста на клавиатуре. Отметим, что оперативностью, актуальностью и ценностью они зарабатывают себе имя. Но развитие информационных технологий и социальные сети смогли стать конкурентами для информационных агентств.
В стремлении быть первой и подавать уникальные новости компания «Би-би-си» (ВВС) запретила своим работникам публиковать новости на странице в Twitter, не уведомив перед этим коллег о том, что произошло.
Редактор по социальным медиа «Би-би-си» Крис Хамильтон официально объяснил решение компании тем, что приоритет медийного гиганта — оповещение не только читателей микроблога в социальной сети, но и всей аудитории информационного агентства.
Самое длинное название украинского СМИ
22 слова — именно столько надо было выговорить украинцу в XIX веке, чтобы купить газету под названием «Всеобщий дневник земских законов и правительства для коронной области Галиции и Володимерии с княжеством Освецимским и Заторским и с большим княжеством Краковским».
«Газета-сороконожка» издавалась во Львове кириллицей и готикой и смогла продержаться всего с 1851 по 1852 годы. Населению не пришлись по душе заметки журналистов, поэтому «Всеобщий дневник…» канул в лету, оставив о себе память только в учебниках по истории отечественной журналистики.
Неологизм от певца Александра Градского
Не раз журналистам задают вопрос о происхождении слова «журналюга», полагая, что представители второй древнейшей профессии знают ответ на 100%.
В 1991 году в эфире программы «Пресс-клуб» разгорелся спор между российским исполнителем Александром Градским и телеведущей Кирой Прошутинской. В пылкой дискуссии певец впервые применил слово «журналюга», которое позже стало широко использоваться в народе.
Чтобы понять смысл неологизма, можно вспомнить его итальянский эквивалент «папарацци» — недобросовестный журналист, готовый переступить через нормы морали и закон, чтобы добыть новость-сенсацию.
Сам Александр Градский сознался, что не стремился обидеть журналистов подобным словом. За «журналюгой» для него скрывался иной смысл, аналогичный «репортерищу».
Львов — колыбель украинской журналистики
Журналистика на территории Украины появилась на 150 лет позже, чем в Европе, ведь в XVIII веке украинский народ не мог развиваться самостоятельно, находясь под властью двух государств. Если в Российской империи запрещали печатать книги на украинском языке, то на Западной Украине условия были немного лучше.
Самым первым изданием, более-менее похожим на периодику, стал однодневный информационный листок «Львовский курьер», вышедший на польском языке 9 июля 1749 года. А уже первой газетой на территории украинского государства принято считать еженедельник Gazette de Leopol («Львовская газета»). На протяжении 1776 года жители и гости Львова могли читать о невероятных событиях — на то время издатели уже любили шокировать читателей «фантастическими» фактами — и узнавать об открытиях новых цирюлен.
Еженедельник для едоков
В Париже издатели решили с креативом подойти к выпуску печатного средства массовой информации. Понимая, что большинство французов пролистывают газеты во время приема пищи, они создали издание из специальной водонепроницаемой бумаги.
Над названием не пришлось долго раздумывать — «Соль и перец» пришелся как нельзя кстати. Своей идеей издатели избавили от мучений тех, кто читает газеты, не отрываясь от обеденного стола.
Альманах… для личной гигиены
В XIX веке особую популярность получил американский альманах, выпуском которого убили сразу двух зайцев — ознакомили с полезными статьями по сельскому хозяйству и решили проблему с личной гигиеной у читателей.
«Альманах старого фермера» издавался на мягкой бумаге, а в правом верхнем углу имел небольшое отверстие. Прессу после прочтения вешали на гвоздь в туалете и использовали ее как туалетную бумагу.
13-летний мальчик помог СМИ побить рекорд
Новость о 13-летнем мальчике Альфи Паттене, который усыновил собственного ребенка, взорвала Интернет после публикации в британском таблоиде «Сан» (The Sun). 8,8 млн человек буквально за неделю «проглотили» информацию английских журналистов и помогли изданию стать рекордсменом.
В течение первых суток видеоролик о Альфи Паттене и его 15-летней возлюбленной Шантель Стедман просмотрело более 4 млн человек, а сам факт рождения ребенка в столь раннем возрасте обсудили на форуме около 180 тыс. пользователей.
Из-за внушающих цифр таблоид попал в поле зрения общественной комиссии по жалобам на СМИ. Вот и стремись к рекорду после этого!
«Плейбой» для слепых
Не удивляйтесь, если на какой-нибудь из столичных барахолок увидите журналы «Плейбой» (Playboy), набранные шрифтом Брайля. В 1970 году издательский дом «Плейбой интерпрайзис» (Playboy Enterprises) решил преподнести подарок слепым. На тот момент можно было только прочитать «Плейбой», но никак не «увидеть» замечательные творения фотографов и снимки с шикарными моделями.
Четыре года назад канадский фотограф Лиза Мерфи смогла решить проблему с картинками и начала издавать эротический журнал «Тэктил майндс» (Tactile Minds, в переводе с английского — «Тактильные мысли»). Девушка уверена, что тем самым смогла занять пустую нишу на книжном рынке.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.