Что такое фактическая численность работников в учреждении
Расчет штатной численности
В зависимости от потребностей бизнеса предприниматель меняет кадровый состав предприятия. Число сотрудников, которые требуются для успешной работы компании, определяют с помощью подсчета штатной численности. Как рассчитать и где применить этот параметр, рассмотрим далее.
Немного терминологии
На практике используется шесть видов численности работников, которые отличаются методами исчисления и способами отражения в отчетности:
Понятие штатной численности не закреплено законом. Оно используется в кадровом деле и означает сотрудников нужной специальности и квалификации, которые обеспечивают предприятию успешную работу и выполнение планов.
Начисляйте зарплату и ведите кадровые документы в Контур.Бухгалтерии. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.
Штат организации: цели и нормативы расчета
Штатную численность рассчитывают для оптимизации кадрового состава предприятия и затрат на оплату труда. В процессе расчета уточняется время, которое потребуется сотруднику для выполнения работы определенной сложности, и число сотрудников, необходимое для работы предприятия.
Для расчета используют данные, разработанные научно-исследовательскими институтами. Отраслевые стандарты рассчитываются в основном для крупных предприятий и включают типовые объемы и сложность работ. Мелким организациям придется самостоятельно делать расчеты с учетом масштабов и специфики деятельности.
Методики расчета штатной численности
На государственных предприятиях необходимое число сотрудников определяется и контролируется в обязательном порядке. Поэтому большинство методик расчета разработано для компаний госсектора. Так, в утвержденных Росздравом «Рекомендациях по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду» перечислены методики, основанные на следующих нормах:
Согласно Рекомендациям, предельная величина персонала бюджетного учреждения рассчитывается по формуле:
Штатная численность | = | Общие затраты времени за год (ч) | / | Норма рабочего времени каждого сотрудника за год (ч) | × | Коэффициент неявок по болезни, отпуску и т.п. |
Рекомендации приведены для бюджетных предприятий, но норматив применяется и коммерческими компаниями.
Как рассчитать штатную численность работников
Одна из формул расчета штатной величины основана на сопоставлении выручки с рабочим временем:
Н = Ов ÷ (Фрв × Впл × Квн)
где Ов — плановый объем работ или выручки;
Фрв — планируемый фонд рабочего времени в часах (при 40-часовой рабочей неделе фонд времени в среднем составляет 2004 часа в год, 167 часов в месяц);
Впл — плановая выработка на одного работника;
Квн — плановый коэффициент выполнения нормы.
Пример. Персонал отдела продаж состоит из 15 человек. Руководство хочет просчитать, можно ли сократить подразделение. Чтобы определить штатную численность, кадровик использовал формулу Н = Ов ÷ (Фрв × Впл × Квн).
Плановый показатель Ов объема продаж на июнь — декабрь 2021 года — 58 000 000 рублей. Фонд рабочего времени (Фвр) за этот период — 1 047 часов. Плановая выработка на одного работника равна 755 000 рублей/мес. Фактическая выработка за июль — декабрь 2020 года — 644 373 рублей/мес. Плановый коэффициент выполнения нормы (Квн) рассчитан как отношение: 755 000 / 644 373 = 1,17. Плановая выработка в час на одного сотрудника составит 4 327 рублей/час (755 000 / 1 047 × 6 мес.). Подставив величины в формулу, кадровик получил результат: 58 000 000 / (1 047 × 4 327 × 1,17) = 10,94 — округляем до 11 человек. Следовательно, на первый взгляд, в отделе продаж избыток персонала.
Эта формула не учитывает условия работы, специфику деятельности предприятия и человеческий фактор (люди — не роботы, они болеют, уходят в отпуск и т.п.).
Определение кадрового состава с учетом человеческого фактора
Расчет штатной численности работников проводится на основе норматива — идеальной ситуации, в которой все сотрудники присутствуют на рабочих местах. Нормативная величина не учитывает, что работники уходят в отпуск, болеют и т.п. Для поправки расчета применяется коэффициент невыхода (Кн) на работу, который определяется путем точного учета явок и неявок персонала от фонда рабочего времени:
Кн = 1 + Дн
где Кн — планируемый коэффициент невыхода персонала на работу;
С учетом этого коэффициента формула расчета штатной величины примет вид Шч = Н × Кн. Эта формула позволяет определить оптимальное число сотрудников и не перерасходовать фонд зарплаты.
Пример. Сотрудник кадровой службы определил, что нормативная численность отдела продаж — 10,9 человек. Для уточнения величины он рассчитал коэффициент невыходов (Кн) на период июль — декабрь 2021 года.
В расчет принимается 35 нерабочих дней при 40-часовой рабочей неделе, из которых 14 приходится на оплачиваемый отпуск, 14 — норма по больничному, 7 — без сохранения зарплаты по ТК РФ. Это составляет 280 часов (35 × 8).
Доля «не работы» (Дн) равна отношению: 280 (невыходы) / 1 047 (фонд рабочего времени). Результат — 0,27. Коэффициент невыхода за июль-декбрь 2021 года: 1+0,27=1,27. Оптимальное число работников составит 10,9 × 1,27 = 13,8 или 14 человек. Следовательно, отдел продаж можно сократить на 1 сотрудника.
Структура и штат организации: взаимосвязь
Структура и штат организации — понятия сопоставимые. Структурные особенности предприятия влияют на кадровый состав и должны учитываться при подсчете штатной численности. Для этого определяется отношение руководящих работников к рядовым сотрудникам:
С 1930-х в кадровом деле используют нормативы, которые разработал французский ученый В. Грейкунас. Согласно этим нормативам на руководителя высшего уровня приходится 3-5 рядовых работников, среднего уровня — 7-9.
Важно! Нормативы — ориентировочные величины, которые отражают средние показатели по отрасли. Поэтому оптимальная штатная численность рассчитывается на каждом предприятии индивидуально.
Фактическая численность работников
Планируя свой бизнес, предприниматель рассчитывает количество людей, нужных для выполнения рабочих задач. Штат может насчитывать несколько десятков человек или, напротив, сотни и даже тысячи сотрудников. Всё зависит от возможностей руководства, направления работы и уровня компании. В этой статье основное внимание будет уделено понятию фактической численности работников, методике подсчёта, а также документальному сопровождению.
Штатная численность работников – виды и отличительные черты
Компания формирует коллектив, исходя из собственных мощностей. Перспектива расширения предусматривается политикой развития бизнеса, куда включается необходимость создания новых рабочих мест.
Это происходит, если компания увеличивает доход и выходит на новый этап. Но бывает, что при таких условиях фактическая численность не соответствует прибыльности предприятия. В такой момент кадровому инспектору нужно определить степень загруженности коллектива, сопоставить штатное расписание с количеством работников, предоставить руководству данные аналитики.
Эти причины не считаются исчерпывающими. Информация о количестве персонала потребуется для понимания, сколько денег нужно выделить на выплату зарплат, налоги и т.д.
Закон не выделяет рассматриваемый вопрос как отдельное определение. Фактическая численность работников – это количественный показатель персонала, нужный для функционирования компании.
Выделяют:
Фактическая численность отличается от списочной тем, что показывает число занятых работников в конкретное время. Последняя, в свою очередь, указывает на общее количество персонала.
Планово-экономическим отделом компании могут пересматриваться нормативы выполнения рабочих задач с учётом профиля производства. Работа может быть выполнена меньшим количеством сотрудников, нежели то, которое предусмотрено ведомственными инструкциями. Тем самым происходит отклонение от установленных норм.
Тем не менее, случаются превышения за счёт наёмных работников, в чьих услугах компания нуждается непостоянно.
Распространено мнение, что фактическая численность сотрудников говорит об успешности и престиже предприятия. На самом деле, количество может уступать качеству и, невзирая на сотни человек, прибыльность компании остаётся на прежнем уровне.
Численность представляет собой элемент анализа, помогающий исполнителю отладить штатное расписание. Итог – повышение производительности за счёт перераспределения задач и денежных средств.
Как определяется фактическое количество сотрудников, варианты подсчёта
Для того чтобы получить корректную цифру за конкретный период, недостаточно принимать число работников на начало или конец отчетного периода. Первым делом определяют среднесписочную численность (ССЧ), которая нужна для исчисления производительности труда, средней заработной платы, кадровой стабильности и т.д.
Используют:
Данные по количеству сотрудников должны быть достоверными, указанными в первичной документации компании. За правильность заполнения ответственен как исполнитель, так и руководитель фирмы.
В списочный состав вносятся сотрудники, работающие полный и неполный рабочий день, а также те, кто отсутствует на работе, например, в отпуске, больничном, командировке. Кстати, прогул не даёт права инспектору обойти вниманием такого работника.
А вот нижеуказанные категории не стоит включать в фактическую численность сотрудников:
Управленцу стоит обратить внимание, что есть категории работников, которые учитываются при подсчёте, но информация не вносится в среднесписочную численность. К ним относятся беременные сотрудницы в декрете или студенты в неоплачиваемом отпуске.
Для работодателя важно знать, как вычисляется ССЧ за год, так как это число потребуется налоговикам. Чтобы получить эту цифру, нужно умножить количество месяцев на сумму среднесписочной численности за каждый из них. Полученный результат делится на 12.
ССЧ за месяц высчитывается сложением ежедневной численности, а затем делением результата на число дней в месяце. Для расчёта ежедневного количества используется табель.
Документальное отражение численности работников
Управленцы обязаны вести учёт сотрудников и отчитываться контролирующим органам о количестве персонала. Обычно движение по сотрудникам отражается за отчётный период.
Чаще всего сведения передаются в виде справки, заполняемой уполномоченным лицом фирмы. Документ составляется в свободной форме, но обычно порядок написания отражён ЛПА.
Ещё один документ, используемый для подсчёта работников – штатное расписание. Составляется инспектором по кадрам или экономистом по труду.
В штатном расписании отражается:
Законодатель не обязывает работодателя создавать этот документ. Но это не означает, что делать этого не нужно. Управленцу нужно быть готовым к тому, что надзорный орган в любой момент может запросить подобную информацию.
В совокупности, виды численности представляют собой часть аналитических данных, работа с которыми важна для развития бизнеса. Можно определить эффективность труда, целесообразность работы некоторых отделов, темпы и причины «текучки» кадров.
В статье были даны ответы на те вопросы, с которыми может столкнуться инспектор по кадрам. В частности, наиболее распространённый из них – как рассчитать фактическую численность работников. Стоит отметить, что такая информация нужна не только контролирующим органам, но, в первую очередь, кадровому работнику.
Численность работников: списочная и среднесписочная
Количественная характеристика персонала на предприятии измеряется такими показателями, как списочная и среднесписочная численность работников. Каждый вид численности используется для различных целей. Например, с помощью среднесписочной численности можно определить квоту на прием на работу инвалидов. Но среднесписочную численность нельзя узнать без расчета списочной численности.
Правила расчета списочной и среднесписочной численности утверждены Приказом Росстата № 428 от 28.10.2013. Вместе с руководителем проекта Контур-Персонал Анастасией ЛОЖНИКОВОЙ рассмотрим более подробно, как выполнять расчеты в том и другом случае.
Как рассчитать списочную численность работников?
В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.
Списочная численность подсчитывается на определенную дату. В нее включаются целыми единицами как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Например, основной работник, находящийся в отпуске, командировке, отсутствующий в связи с болезнью или по другим причинам, включается в списочную численность как единица. Очень подробно правила включения в списочную численность перечислены в п. 79 приказа.
Если сотрудник работает в организации внутренним совместителем или занимает более одной ставки, в списочной численности он учитывается как один человек — по основной работе. Если сотрудник работает в организации внешним совместителем, то в списочной численности он не учитывается. Другие (более редкие) исключения из подсчета списочной численности перечислены в п. 80 приказа.
Обратите внимание, что численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников.
Порядок расчета среднесписочной численности работников
В общем случае среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. При этом численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день.
Однако из общего правила подсчета есть некоторые исключения, которые подробно перечислены в п. 81 приказа. Так, например, в среднесписочную численность не включаются сотрудники, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком (п. 81.1).
Кроме того, сотрудники, работающие неполное рабочее время (в соответствии со ст. 93 ТК РФ), учитываются пропорционально отработанному времени. Но при этом если неполное рабочее время установлено по инициативе работодателя (в соответствии со ст. 74 ТК РФ) или работнику сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается законодательством (например, инвалидам I и II группы, а также другим категориям работников в соответствии со ст. 92 ТК РФ), такие работники учитываются в среднесписочной численности по общему правилу.
Рассмотрим схему расчета среднесписочной численности для наиболее частых случаев:
Тип сотрудника
Учет в списочной численности
Учет в среднесписочной численности
Пример
Основной сотрудник с полным рабочим днем
n — количество отработанных сотрудником календарных дней в месяце;
m — количество календарных дней месяца
Сотрудник увольняется с 20 июня.
В списочную численность на 30 июня он включается как 0 (поскольку на 30 июня уже не работает в организации).
В среднесписочную численность за июнь он включается как:
Основной сотрудник с неполным рабочим днем, установленным по соглашению сторон (ст. 93 ТК РФ)
x — количество отработанных сотрудником часов за месяц (при этом за дни болезни, отпуска и других неявок, приходящихся на рабочие дни, в число отработанных человеко-часов условно включаются часы по предыдущему рабочему дню);
y — количество рабочих часов в месяце по нормативному графику работы
Допустим, сотрудница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, вышла на неполный рабочий день на 5-дневный график с 6-часовым рабочим днем взамен 8-часового.
Если в таких условиях сотрудница отработала весь июнь 2015 года (в июне 21 рабочий день), то ее списочная численность на 30 июня будет равна 1, а среднесписочная:
Если женщина отсутствовала с 8 по 10 июня, например, по причине временной нетрудоспособности, то эти дни все равно участвуют в расчете среднесписочной численности, и за июнь она по-прежнему будет равна 0,75.
Если женщина уволилась с 11 июня (т. е. отработала 9 рабочих дней), то ее среднесписочная численность за июнь будет равна:
Основной сотрудник с сокращенным рабочим днем, установленным законодательством (ст. 92 ТК РФ)
n — количество отработанных сотрудником календарных дней в месяце;
m — количество календарных дней месяца
Сотрудник весь июнь отработал во вредных условиях труда 36 часов в неделю.
В списочную численность на 30 июня он включается как 1.
В среднесписочную численность за июнь он включается как:
Основной сотрудник с неполным рабочим днем, установленным по инициативе работодателя (ст. 74 ТК РФ)
n — количество отработанных сотрудником календарных дней в месяце;
m — количество календарных дней месяца
Чтобы избежать массового увольнения сотрудников, работодатель вводит на июнь неполный рабочий день для ряда работников.
В списочную численность на 30 июня такой сотрудник включается как 1.
В среднесписочную численность за июнь такой сотрудник включается как:
Находящийся в отпуске по уходу за ребенком, по беременности и родам
Сотрудница весь июнь находилась в отпуске по уходу за ребенком.
В списочную численность на 30 июня она включается как 1.
В среднесписочную численность за июнь она включается как 0.
Сотрудник отработал весь июнь техником как внешний совместитель, на 0,5 ставки.
В списочную численность на 30 июня он включается как 0.
В среднесписочную численность за июнь он включается как 0.
Учитывается только по основному месту работу
Учитывается только по основному месту работу
Сотрудник отработал весь июнь в организации инженером на основной работе (на полную ставку) и лаборантом по совместительству.
В списочную численность на 30 июня он включается как 1 по должности инженера.
В среднесписочную численность за июнь он включается как 1 по должности инженера.
Для отображения в отчете П-4 итоговый показатель среднесписочной численности организации округляется до целого числа по правилам арифметики.
Иногда у кадровых работников возникает вопрос, как рассчитать среднесписочную численность работников за квартал? Этот показатель определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три.
Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев за период с начала года.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
«Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду» (утв. Росздравом)
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ
Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций по труду подготовлены с учетом обобщения опыта применения нормативных материалов по труду многоцелевого назначения, разработанных Управлением нормативов по труду ФГУП «НИИ ТСС» Росздрава.
В Рекомендациях рассмотрены общие методические положения по использованию нормативных материалов по труду работников бюджетных организаций, требования к нормативным материалам, правовые вопросы их установления и замены, контроль за состоянием нормативной базы и определение эффективности внедрения нормативных материалов по труду.
Рекомендации разработаны коллективом авторов:
к.э.н., заслуженный экономист России Софийский Н.А. (руководитель работы), к.э.н. Кириченко М.Е. (ответственный исполнитель).
Управлением нормативов по труду «НИИ ТСС» Росздрава (б. Центральное бюро нормативов по труду) за продолжительный период времени создана многоцелевая нормативная база межотраслевого назначения, позволяющая установить штатную численность специалистов, служащих и других работников бюджетных организаций.
В условиях необходимости стабилизации и подъема экономики, роста эффективности труда руководителей, специалистов и служащих и усиления их воздействия на конечные результаты работы организаций возрастает потребность в обоснованном установлении их численности, в выявлении резервов для сокращения излишней численности работников за счет более рационального использования фонда рабочего времени и установления оптимальной их нагрузки, которая позволяла бы сохранить не только прежний уровень эффективности их труда, но и повысить его.
Указанные обстоятельства усиливают необходимость совершенствования системы межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов.
В связи с этим особое значение имеет многоцелевое, эффективное применение межотраслевых и отраслевых нормативов по труду в бюджетных организациях.
Нормативная база бюджетной организации должна быть комплексной, т.е. состоять из разных видов норм и нормативов различных уровней укрупнения. Она должна иметь многоцелевое назначение, а именно: обеспечение обоснованного установления штатной численности работников организации и их функциональных подразделений, распределение численности работников по должностям, профессиям, установление нормированных заданий, определение трудоемкости работ, подготовка должностных инструкций и штатных расписаний.
Актуальность разработки Рекомендаций по установлению штатной численности работников различных должностных категорий на базе межотраслевых, отраслевых и местных нормативов по труду объясняется во многом еще и тем, что изучение опыта их применения в организациях свидетельствует о значительных различиях в уровне эффективности внедрения нормативных материалов.
ПО ОБОСНОВАНИЮ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТРУДУ
1.1. Штатную численность работников бюджетных организаций рекомендуется установить на основе межотраслевых, отраслевых и местных нормативных материалов по труду, позволяющих определить необходимую численность работников функциональных подразделений организации или отдельных исполнителей.
Под необходимой численностью работников понимается численность, позволяющая эффективно и качественно выполнять конкретную работу при обеспечении условий научно обоснованных режимов труда и отдыха.
1.2. Штатная численность работников бюджетной организации устанавливается по структурным подразделениям, раздельно для руководителей, специалистов и других служащих для производственного или обслуживающего персонала (рабочих).
Разновидностью нормативов численности являются типовые штаты, установленные на основе норм времени обслуживания, нагрузки.
1.4. Нормативные материалы по труду, применяемые для расчета штатной численности, утверждаются в установленном порядке или руководителем организации. По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые (ведомственные) и местные.
Межотраслевые нормативные материалы по труду разрабатываются исходя из организационно-технических условий, типичных для организаций нескольких ведомств.
В Приложении 1 приведен Перечень межотраслевых нормативных материалов по труду, которые могут быть использованы при определении штатной численности работников бюджетных организаций.
Отраслевые нормативные материалы по труду разрабатываются исходя из организационно-технических условий, типичных для предприятий одной отрасли.
Местные нормативные материалы разрабатываются на отдельные виды работ в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие межотраслевые или отраслевые (ведомственные) нормативные материалы, а также при создании в организации более прогрессивных организационно-технических условий по сравнению с учтенными при разработке действующих межотраслевых и отраслевых (ведомственных) нормативных материалов для нормирования труда. Местные нормативные материалы утверждаются администрацией организации по согласованию с профсоюзным комитетом.
Разработка их может осуществляться как самой организацией, так и на договорной основе специализированными организациями. Может быть сформировано специальное подразделение (бюро, группа). В организациях следует создавать библиотеки нормативных материалов, банки алгоритмов и программ. Кроме межотраслевых и отраслевых нормативных материалов по труду в базу включаются и местные нормативы.
1.5. Организация работы по составлению штатного расписания предъявляет повышенные требования к специалистам, занятым в этой области. Они, в частности, должны в совершенстве владеть современными методами анализа и проектирования трудовых процессов, микроэлементного нормирования, способами выявления резервов снижения трудовых затрат на различных работах. Эффективность этой работы во многом зависит от уровня профессиональной подготовки участвующих в ней работников, поэтому целесообразно привлекать к разработке местных нормативных материалов специализированные организации.
1.7. Организационно-технические условия (организация труда, технология, оргтехника и т.д.) на рабочих местах должны быть приведены в соответствие с требованиями, запроектированными в нормативных материалах по труду.
1.9. Для всех структурных подразделений необходимо разрабатывать положения, отражающие задачи, основное содержание функций, на них возложенных, и ответственность, а также должностные инструкции для исполнителей.
1.10. Штатная численность работников основывается на списочной численности, установленной по нормативным материалам по труду с учетом планируемого коэффициента невыходов, определяемого по данным бухгалтерского учета.
1.11. Штатное расписание утверждается руководителем организации по состоянию на 1 января будущего года. В течение года в него могут быть внесены изменения и дополнения в связи с изменением объема работ и организационно-технических условий труда.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ
РАБОТНИКОВ НА ОСНОВЕ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
2.1. Методика расчета штатной численности на основе
Штатная численность работников на основе норм времени определяется по формуле:
Расчет общих нормативных трудозатрат на объем работы за год, выполняемый работниками, определяется по формуле:
Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле:
Примером расчета численности работников структурного подразделения служит расчет штатной численности работников, занятых бухгалтерской и финансовой деятельностью, на основе норм времени (таблица 1).
ПРИМЕР РАСЧЕТА ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ БУХГАЛТЕРИИ
ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Общие трудозатраты на объем работы за год (То), выполняемый подразделением (группой), равнялся 3540 ч:
2.2. Методика расчета штатной численности на основе
Штатная численность работников через нормы нагрузки устанавливается по формуле:
Средняя норма нагрузки в единицах измерения на одного исполнителя рассчитывается по формуле:
Пример определения численности судей и нагрузки системы арбитражных судов на основе норм нагрузки на одного судью приводится ниже.
РАСЧЕТ ОБЩИХ ТРУДОЗАТРАТ РАБОТ, ВЫПОЛНЕННЫХ СУДЬЯМИ
Расчет средних нормативных трудозатрат на рассмотрение одного судебного дела в первой инстанции:
Таким образом, средняя норма нагрузки судьи арбитражного суда в первой инстанции за год составляет:
Штатная численность судей составит:
2.3. Методика расчета штатной численности рабочих
на основе норм времени обслуживания
Штатная численность рабочих на основе норм времени обслуживания рассчитывается по формуле:
Нормы времени обслуживания рассчитываются по формуле:
Сумма норм времени обслуживания (SUM Тно) определяется по формуле:
ПРИМЕР РАСЧЕТА ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ УБОРЩИКОВ
ПОМЕЩЕНИЙ НА ОСНОВЕ НОРМ ВРЕМЕНИ ОБСЛУЖИВАНИЯ. НОРМЫ
ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ УБОРЩИКОВ СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
1. При наличии на лестничной клетке ковровых дорожек к норме времени обслуживания применять следующие коэффициенты:
Нормы времени обслуживания установлены с учетом затрат времени на выполнение уборщиками служебных помещений основных и дополнительных функций. К основным функциям отнесены все виды работ по уборке помещений и номеров. К дополнительным функциям отнесены: доставка средств уборки и приспособлений в начале смены к месту работы и в конце смены в установленное для их хранения место.
Нормы времени обслуживания для уборщиков помещений взяты из таблицы N 3.
Штатная численность работников по уборке служебных помещений:
2.4. Методика расчета штатной численности воспитателей
и помощников воспитателей детского учреждения
Численность воспитателей и помощников воспитателей определяется с учетом:
— предельной наполняемости групп детьми;
— продолжительности пребывания детей в группе (норма обслуживания);
— количества рабочих дней детского учреждения (групп в дошкольном учреждении в неделю);
— нормативной продолжительности рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю (в зависимости от вида дошкольного учреждения).
Нормативы численности установлены исходя из предельной наполняемости групп в дошкольном учреждении общего назначения:
Численность воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену:
Численность помощников воспитателей рассчитывается по одной должности на каждую группу в смену в течение всего режима работы учреждения.
Количество рабочих дней детского учреждения в неделю:
6-дневная рабочая неделя; 5-дневная рабочая неделя.
Нормативная продолжительность рабочего времени воспитателя в неделю:
Нормативная продолжительность рабочего времени помощника воспитателя в неделю в группах:
Явочная численность воспитателей и помощников воспитателей в группе рассчитывается по формуле:
Штатная (списочная) численность работников (Чсп) определяется по формуле:
где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.
Штатная численность воспитателей в группе:
Штатная численность помощников воспитателей в группе:
Штатная численность воспитателей в группе:
Штатная численность помощников воспитателей в группе:
Штатная численность воспитателей в группе:
Штатная численность помощников воспитателей в группе:
2.5. Методика расчета штатной численности работников
на основе нормативов численности
Наиболее часто встречаются нормативы численности работников, разработанные по функциям управления в виде нормативных степенных или линейных уравнений регрессии, например:
Общая нормативная численность инженерно-технических работников и служащих подразделения (организации) определяется как сумма нормативов численности по функциям управления:
Примером может служить расчет численности работников по функции «Организация труда и заработной платы» в соответствии с «Типовыми межотраслевыми нормативами численности служащих, занятых в экономических и административно-хозяйственных службах» по формуле:
Численность работников может быть установлена также по отдельным нормативам по должности.
Например, службе хозяйственного и материально-технического снабжения положен 1 кладовщик при стоимости сохраняемых ценностей свыше 100 тыс. руб. в год.
3. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ШТАТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
Контроль в организации ведется по следующим направлениям:
— охват нормативными материалами всей численности работающих;
— качество всей действующей совокупности нормативных материалов;
— качество конкретного действующего нормативного документа.
По первым двум направлениям объектами анализа и контроля могут быть организация в целом или ее подразделения.
Охват нормативными материалами характеризует удельный вес работников, численность которых установлена по нормативам.
Соотношение штатной, фактической и нормативной численности руководителей, специалистов и служащих определяется по форме, приведенной ниже:
Экономическая эффективность (Э), получаемая в результате создания и использования нормативной базы по труду, при составлении штатного расписания может быть определена по следующей формуле:
МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТРУДУ, КОТОРЫЕ
МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧИСЛЕННОСТИ
РАБОТНИКОВ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на разработку конструкторской документации, 1991.
2. Типовые нормы времени на разработку конструкторской документации (проектирование технологического оснащения). М.: «Экономика», 1987.
3. Укрупненные нормы времени на разработку технологической документации, 1993.
4. Нормативы времени на патентные исследования. М.: «Экономика», 1987.
5. Межотраслевые нормативы времени на работы по научно-технической информации, 1990.
6. Нормативы времени на работы в автоматизированных системах научно-технической информации. М., НИИ труда, 1988.
7. Типовые нормы времени на перевод и переработку научно-технической литературы и документов. М.: «Экономика», 1990.
8. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, 2001.
9. Укрупненные нормы времени на разработку программных средств вычислительной техники. М.: «Экономика», 1988.
10. Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ. М.: «Экономика», 1989.
11. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях, 1995.
12. Нормативы численности работников юридической службы, 1990.
13. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров, 1991.
14. Нормативы численности работников отделов подготовки кадров (бюро, секторов) на предприятиях. М., НИИ труда, 1990.
15. Нормативы численности инженерно-технических работников и служащих объединений гостиничного хозяйства и гостиниц. М., НИИ труда, 1985.
16. Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы. М.: «Экономика», 1988.
17. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления, 1994.
18. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы с научно-технической документацией в архивах учреждений, организаций и предприятий, 1993.
19. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления, 1993.
20. Укрупненные нормы времени на работы, выполняемые в архивах, хранящих документы по личному составу учреждений, организаций и предприятий, 1992.
21. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, 1996.
22. Межотраслевые нормы времени на научные работы, выполняемые работниками библиотек. Москва, 1994.
23. Межотраслевые нормативы численности работников клубных учреждений, 1991.
24. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости в условиях автоматизированной обработки информации, 1995.
25. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских (районных) центров государственной службы занятости, 1995.
26. Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата народных судов, 1996.
27. Нормативы времени на работы, выполняемые работниками городских и районных отделов социального обеспечения. М., 1990.
28. Нормы нагрузки судей системы арбитражных судов Российской Федерации, 1997.
29. Межотраслевые типовые нормы времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств. М., 1998.
30. Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти. М., 2002.
31. Нормы времени на работы по дополнительному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти. М., 2002.
32. Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, 1996.
33. Укрупненные нормы времени на полотерные и стеклопротирочные работы, 1991.
34. Нормативы времени на уборку служебных и культурно-бытовых помещений, 1990.
Судебная практика и законодательство — «Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду» (утв. Росздравом)
27. Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду. М., ЦБНТ, 2002.
28. Типовые нормы времени и выработки на основные виды работ, выполняемые в государственных архивах. М., ВНИИДАД, 1988.