Что такое чалочное приспособление
Что такое чалочное приспособление
Для подвешивания груза к крюку или скобе служат стропы, изготовленные из цепей стальных или пеньковых канатов.
Стропы должны удовлетворять трем основным требованиям:
а) безопасности производства работ;
б) легкости и быстроты зачаливания груза;
в) быстроты освобождения груза от стропа.
Находящиеся в эксплуатации стропы должны иметь бирку с указанием номера, даты испытания и допустимой нагрузки.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Все чалочные приспособления должны периодически осматриваться лицом, на которое возложено их обслуживание, но не реже чем через каждые 10 дней и через каждые 6 месяцев испыты-ваться нагрузкой, вдвое превышающей номинальную.
На кранах применяют обычные сварные некалиброванные цепи с кольцами и крюками для подвешивания груза.
Применение, сварных цепей с длинными звеньями запрещено.
Сварные цепи должны соответствовать ГОСТ 2319—55 и иметь свидетельство завода-изготовителя об их испытании в соответствии с требованиями Государственного стандарта.
Коэффициент запаса прочности сварных чалочных цепей, имеющих на концах какое-либо захватное приспособление не должен быть меньше 5, а для’ чалочных цепей, предназначенных для обвязки груза — не менее 6.
Износ звена сварной цепи допускается не более 10% первоначального диаметра цепи.
Допускается сращивание цепей путем сварки новых вставленных звеньев или при помощи специальных соединительных звеньев.
После вставки новых звеньев цепь должна быть испытана нагрузкой, вдвое превышающей ее номинальную грузоподъемность; испытание цепей, а также других чалочных приспособлений производится в течение 10 мин.
На рис. 1, а показана замкнутая Цепь; на рис. 1, б открытая цепь с кольцами; на рис. 1, в цепь с крюком и кольцом для подвешивания; на рис. 1, г цепная подвеска с двумя ветвями; на рис. 1, д когтеобразный замок для устройства цепной петли.
Цепные стропы применяются реже канатных, так как они более тяжелые и менее надежные, однако цепные стропы незаменимы при транспортировке горячих, раскаленных деталей.
Как было сказано выше, пеньковые канаты на кранах допу скаются только в виде чалочных. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ 483—55 «Канаты пеньковые» и снабжаться биркой.
Устройство петли на конце стропа из пенькового каната должно производиться с применением коуша для защиты от быстрого истирания.
Коэффициент запаса прочности пеньковых чалочных канатов должен быть не менее 8. Пеньковые канаты имеют меньшую прочность, чем стальные, но обладают большей гибкостью и их легко вязать в узлы. Эти канаты легко повреждаются об острые кромки груза, поэтому необходимо подкладывать под канат мягкие прокладки или специальные защитные уголки.
Пеньковый строп применяется для обвязки деталей, имеющих обработанные поверхности, которые могут быть повреждены стропом из стального каната.
Стропы из стальных канатов
Стропы из стальных канатов более легкие, чем цепные. Недостаток их — слишком большая жесткость и стремление к скручиванию.
При перемещении грузов с острыми кромками под стропы, надо подкладывать мягкие прокладки или специальные угольники.
Для чалочных канатов, имеющих на концах крюки, кольца или серьги для подвешивания груза, коэффициент запаса прочности должен быть не менее 6. Чалочные канаты, предназначенные для обвязки грузов до 50 т, должны иметь коэффициент запаса прочности не менее 8, а для грузов весом 50 т и более — коэффициент запаса прочности берется не менее 6.
На рис. 2 показаны стропы из стальных канатов. В зависимости от угла зачаливания, допустимая нагрузка на стропы должна уменьшаться. Номинальный груз, т. е. тот, величина которого обозначена на бирке стропа, разрешается поднимать при вертикально висящем стропе. Если ветви стропа будут зачалены под некоторым углом между собой, то допустимая нагрузка должна быть уменьшена.
Для подвешивания груза к крюку или скобе служат стропы, изготовленные из цепей, стальных или пеньковых канатов.
Стропы должны удовлетворять трем основным требованиям:
а) безопасности производства работ;
б) легкости и быстроте зачаливания груза;
в) быстроте освобождения груза от стропа.
Находящиеся в эксплуатации стропы должны иметь бирку с указанием номера, даты испытания и допустимой нагрузки.
Все чалочные приспособления должны периодически осматриваться лицом, на которое возложено их обслуживание, но не реже чем через каждые 10 дней и через каждые шесть месяцев испытываться нагрузкой, вдвое превышающей номинальную.
На кранах применяют обычные сварные некалиброванные цепи с кольцами и крюками для подвешивания груза. Применение сварных цепей с длинными звеньями запрещено.
Износ звена сварной цепи допускается не более 10% первоначального диаметра цепи.
Рис. 1. Цепные стропы и приспособления к ним
Коэффициент запаса прочности сварных чалочных цепей, имеющих на концах какое-либо захватное приспособление,
Рис. 2. Стропы из стальных канатов
Допускается сращивание цепей путем сварки новых вставленных звеньев или при помощи специальных соединительных звеньев.
После вставки новых звеньев цепь должна быть испытана нагрузкой, вдвое превышающей ее номинальную грузоподъемность; испытание цепей, а также других чалочных приспособлений производится в течение 10 мин.
Цепные стропы применяются реже канатных, так как они более тяжелые и менее надежные, однако цепные стропы незаменимы при транспортировке горячих, раскаленных деталей.
Как было сказано выше, пеньковые канаты на кранах допускаются только в виде чалочных. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ а 483—55 «Канаты пеньковые» и снабжаться биркой.
Устройство петли на конце стропа из пенькового каната должно производиться с применением коуша для защиты от быстрого истирания.
Коэффициент запаса прочности пеньковых чалочных канатов должен быть не менее восьми. Пеньковые канаты имеют меньшую прочность, чем стальные, но обладают большей гибкостью и их легко вязать в узлы. Эти канаты легко повреждаются об острые кромки груза, поэтому необходимо подкладывать под канат мягкие прокладки или специальные защитные уголки.
Пеньковый строп применяется для обвязки деталей, имеющих обработанные поверхности, которые могут быть повреждены стропом из стального каната.
Стропы из стальных канатов
Стропы из стальных канатов более легкие, чем цепные. Недостаток их — слишком большая жесткость и стремление к скручиванию.
При перемещении грузов с острыми кромками под стропы надо подкладывать мягкие прокладки или специальные угольники.
Стропы их виды и маркировка
Стропы относятся к такелажным приспособлениям, предназначенным для подъема и перемещения грузов. Производятся разные виды строп, с помощью которых обеспечивается надежная фиксация товаров и безопасная работа операторов. Продукция незаменима в строительстве, сельском хозяйстве, железнодорожной отрасли, нефтегазовой и лесной промышленности, железнодорожной отрасли. Независимо от сферы применения строп, они должны соответствовать государственным стандартам. проходить сертификацию в обязательном порядке.
Виды строп для подъема грузов
Существуют разные виды и характеристики грузоподъемных строп. По типу материала продукция делится на канатную, цепную и текстильную.
Виды стальных канатных стропов
Канатные стропы различают по типу материала, из которого они произведены или по количеству ветвей. Плетется канат из проволоки одинакового диаметра. Наибольшей популярностью в России и странах СНГ пользуются стальные стропы, совместимые с разными типами погрузочных машинам и захватных приспособлений (лебедками, подъемными кранами, талями и пр.). Выделяют следующие типы канатных строп:
По типу обработки каната, стропы бывают:
К преимуществам канатных изделий относят:
Виды цепных стропов
Стальные звенья цепи соединяются между собой с помощью сварки. Продукция отличается гибкостью, повышенной прочностью, удобством эксплуатации и хранения. Может использоваться для работы с грузами, имеющими острые края. Цепные стропы ремонтопригодны, им не страшен открытый огонь, низкотемпературное и агрессивное воздействие химических сред. В сравнении с канатными цепные изделия имеют больший вес, и не подходят для работы с деликатными грузами. Выделяют следующие типы стропов цепного типа:
Виды текстильных стропов
Производятся из полиэстеровой ленты, защищенной специальной тканью. В сравнении с аналогичной продукцией стропы из текстиля обладают большей универсальностью. Текстильные приспособления не повреждают груз при его подъеме и перемещении, обеспечивают безопасность рук стропальщиков. Цвет продукции отражает степень нагрузки, на которую она рассчитана. Изделия мягкие, благодаря чему легко и компактно складываются, не боятся контакта с морской водой, большинством кислот, нефтью. Рассчитаны на применение в разных климатических условиях. Благодаря эластичности выдерживают повышенные динамические нагрузки. Используются с осторожностью при работе с грузами, имеющими острые кромки. Во время трения о поверхность продукции могут накапливать заряды статического электричества, из-за чего их запрещено использовать вблизи открытого огня. Существуют следующие разновидности текстильных стропов:
Маркировка круглопрядных и ленточных строп может быть следующая – СТК – текстильные кольцевые (имеют 1 или несколько слоев), СТП (петлевые кольцевые (из 1 или нескольких слоев), 1 СТ (одноветвевая текстильная продукция). На бирке указывается тип, длина и вид петли (кольца), грузоподъемность изделия.
Маркировка стропов
К изделиям крепятся бирки, на которых сохраняется следующая информация:
Выбор стропов должен учитывать тип, массу, габариты груза, с которым предстоит работать, отвечать условиям эксплуатации. Запрещается использовать поврежденные изделия.
Наш завод завод грузоподъемного оборудования ООО «Стартком» производит грузовые стропы разных видов и другие элементы такелажа для снабжения складов и объектов строительства, транспортных предприятий. Выпускаемая продукция характеризуется высоким качеством и надежностью, отвечает требованиям ГОСТ.
Канаты и чалочные устройства
Подъем и перемещение грузов кранами производят весьма разнообразными захватными органами, из которых большинство подвешивается на стальных гибких канатах. Эти канаты изготовляют свивкой отдельных прядей из стальных проволочек марок В (высшая), I и II.
Типы канатов и их характеристика устанавливаются ГОСТом. Наиболее употребительным для грузоподъемных устройств, в том числе кранов, являются канаты двойной свивки, в которых проволочки сначала свиваются в пучок, называемый прядью, а затем несколько прядей, свиваясь между собой, образуют канат. В середине каната помещен сердечник из органического вещества, чаще из пеньки, обильно пропитанной антикоррозионной противогнилостной смазкой. Для канатов сечением менее 8 мм 2 сердечник изготовляют из льняной или хлопчатобумажной пряжи.
Наличие в канате органического мягкого сердечника придает ему большую гибкость и обеспечивает легкую смазку отдельных проволочек вследствие выжимания смазки из пропитанной массы сердечника. Если направление свивки проволочек в отдельной пряди совпадает с направлением свивки прядей между собой, то такой канат называют канатом односторонней или параллельной свивки (правой или левой в зависимости от направления).
Если свивка прядей осуществлена в направлении, обратном свивке проволочек в пряди, то канат считается крестовой свивки.
Бывают канаты и комбинированной свивки, в которых часть прядей (обычно через одну) имеет направление свивки проволочек, совпадающее с направлением свивки прядей, а часть прядей свита в противоположном направлении.
В качестве грузовых канатов на кранах применяют преимущественно канаты односторонней и крестовой свивки с одинаковым диаметром всех проволочек в канате.
Канаты односторонней свивки имеют более гладкую поверхность, гибки, в сечении близки к кругу, но обладают способностью раскручиваться и легче сминаются, огибая гладкие барабаны и блоки. Канаты крестовой свивки почти не раскручиваются, менее склонны к образованию петель, но более жестки и быстрее изнашиваются вследствие того, что при работе происходит интенсивное трение отдельных проволочек между собой.
Наибольшее применение в кранах получили шестипрядные канаты с числом проволочек в пределах 19 и 37 (ГОСТ 3070-74 и ГОСТ 3071-74). Естественно, чем больше проволочек в канате и чем меньше их диаметр, тем канат получается мягче, эластичнее при одном и том же его диаметре, поэтому применение каната 6X37 более желательно, чем 6X19.
Диаметр каната измеряют штангенциркулем, при этом губки штангенциркуля должны касаться наружных проволочек только двух противоположных по сечению прядей.
Шагом свивки каната называют расстояние по длине каната, на котором одна прядь делает полный оборот. Шаг свивки измеряют следующим образом. Делают метку на одной из прядей каната, затем отсчитывают вдоль центральной оси каната столько прядей, сколько их имеется в сечении каната, и на следующей после отсчета ставят вторую метку. Расстояние между этими двумя метками и соответствует шагу свивки.
Диаметр каната выбирают простым расчетом
Для сохранности канатов и увеличения сроков их службы пра^ вилами Госгортехнадзора установлено требование, чтобы диаметр огибаемого канатом барабана или блока был не менее 16-20 диаметров каната. Огибание канатом блоков или барабанов, имеющих меньшие диаметры, вызывает сокращение срока службы каната за счет большей величины его изгиба.
Концы каната на рабочих барабанах закрепляют любым способом, исключающим возможность перетирания или заедания каната.
Свободный конец каната к грузозахватным устройствам или к металлоконструкциям крана прикрепляют канатной петлей вокруг стального или чугунного коуша. Конец каната после огибания коуша крепят не менее чем тремя сжимами или вплетают его в тело каната на длине не менее 15 диаметров каната, но не короче 300 мм.
Длину каната, наматываемого на барабан крана, устанавливают таким образом, чтобы при максимально необходимом сматывании на барабане оставалось не менее 1,5 гарантийного витка каната.
Счаливание (сращивание) грузовых канатов правилами Госгортехнадзора не разрешается.
Чалочные и грузозахватные устройства имеют весьма большое значение при работе на кранах; от их устройства зависит эффективность использования самих кранов и производительность труда крановщиков. Чалочные и захватные устройства могут быть универсальными (общими) и специальными, пригодными для запаливания отдельных грузов определенного веса или очертания. Все грузозахватные устройства должны отвечать следующим
д) иметь минимальный собственный вес; е) быть удобными в эксплуатации и по возможности универсальными.
Наиболее простыми захватными устройствами являются различного вида стропы. Они изготовляются из стальных или пеньковых канатов и из грузовых некалиброванных цепей. На рис. 114
Наиболее простым является строп в виде бесконечной цепи или каната, образованных в результате соединения их концов. Все остальные стропы представляют собой различные сочетания каната или цепи с одинарными или двойными крюками, коушами или кольцами. Для поднятия грузов большого веса чаще пользуются цепными стропами, потому что стальные канаты оказываются очень жесткими, часто скручиваются, свертываются, образуя петли, и повреждаются.
показаны простейшие стропы.
Рис 115 Схема зачалки груза
Рис. 116. Грузозахватные устройства:
Нагрузка, которую испытывает строп при подъеме груза, зависит не только от величины поднимаемого груза, но и от угла наклона стропов к вертикали. Чем этот угол больше, тем большее усилие возникает в стропе при одной и той же величине груза (рис. 115).
Величина нагрузки на каждый строп, кгс,
Большим преимуществом электромагнитов является то, что их применение совершенно исключает ручной труд по застройке и отстропке грузов и сокращает до минимума длительность перегрузочных операций, в результате чего резко возрастает производительность кранов. Грузоподъемность электромагнита в значительной степени зависит от свойств поднимаемого груза. Она резко понижается при захвате электромагнитом грузов с неровными очертаниями и оказывается наименьшей при перегрузке стальной стружки. Понижается грузоподъемность электромагнита также и вследствие ухудшения магнитных свойств груза. Например, при поднятии стали, содержащей 4% марганца, грузоподъемность электромагнита уменьшается вдвое, а сталь, содержащая марганец в количестве 12%, электромагнитом совершенно не захватывается. Снимается грузоподъемность магнита и при наличии в стали никеля, а также с повышением температуры поднимаемых грузов.
Так, например, грузы, температура которых выше 300°С, захватываются электромагнитом плохо, а при температуре 600°С электромагнит совершенно не держит груз.
К недостаткам электромагнитов относится и чрезвычайно большой их собственный вес.
Грузозахватные электромагниты бывают как круглой, так и прямоугольной формы. Литой стальной корпус, электромагнита имеет кольцевые отверстия, в которые заложены катушки соленоида. С нижней стороны катушки защищены от удара притягиваемым грузом ребрами и плитами из специального немагнитного материала.
Электромагниты питаются постоянным током, который подводится по гибкому кабелю с хорошей изоляцией, предохраняющей