что такое быль и басня

Виды произведений. Сказка, сказ, миф и другие

Бывают размеры произведений (количество листов). Это миниатюра, рассказ, повесть, роман. Бывают жанры произведений. Это комедия, трагедия, драма, мистика, ужасы, фантастика, фэнтази. А бывают виды произведений. Это сказка, сказ, миф, былина, легенда, басня, притча, анекдот.

Сказка – это повествовательное, обычно народное поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказ – это народное эпическое повествование о народных героях.

Миф – древнее народное сказание о легендарных героях; богах, о явлениях
природы.

Легенда – это поэтическое предание о каком-то историческом событии.

Басня – это краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Притча – это краткий иносказательный, поучительный рассказ.

Анекдот – это очень маленький рассказ, со смешным содержанием и неожиданным концом.

Что же объединяет все эти виды произведений? В них заключена народная мудрость. Для них нет преград. Их люди могут передавать из уст в уста. Они высмеивают человеческую глупость, человеческие недостатки, то есть поучительные. В них побеждает добро, а зло всегда наказано. Главный герой в них – сильный, храбрый и волевой человек или бог, борющийся со злом. Для кого они написаны? Для детей и взрослых. Во всех них есть скрытый смысл, который необходимо понять. Для чего нужны эти произведения? Они поднимают духовный уровень человека. Призывают его к борьбе со злом, с невежеством. Пробуждают в человеке героизм. Способствуют укреплению силы воли человека.

Источник

Басня

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век).

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова и другие.

Содержание

История

Происхождение

Существуют две концепции происхождения басни. Первая представлена немецкой школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др., вторая — американским учёным Б. Э. Перри. Согласно первой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; басня происходит из сказки о животных, а сказка о животных — из мифа. Согласно второй концепции, в басне первична мораль; басня близка сравнениям, пословицам и поговоркам; как и они, басня возникает как вспомогательное средство аргументации. Первая точка зрения восходит к романтической теории Якоба Гримма, вторая возрождает рационалистическую концепцию Лессинга.

Филологов XIX века долго занимала полемика о приоритете греческой или индийской басни. Теперь можно считать почти несомненным, что общим истоком материала греческой и индийской басни была шумеро-вавилонская басня.

Античность

Греческая литература

Прежде чем басня стала самостоятельным литературным жанром, она прошла в своём развитии стадии поучительного примера или притчи, а затем фольклорную. От древнейшей стадии сохранились лишь два образца. Это знаменитый αινος Одиссея (Od. XIV, 457—506) и две притчи, которыми обмениваются Тевкр и Менелай в «Аянте» Софокла (ст. 1142—1158).

Сложившуюся форму устной басни, соответствующую второму периоду развития жанра, мы впервые в греческой литературе находим у Гесиода. Это — знаменитая притча (αινος) о соловье и ястребе («Труды и дни», 202—212), обращённая к жестоким и несправедливым властителям. В притче Гесиода мы уже встречаем все признаки басенного жанра: животных-персонажей, действие вне времени и пространства, сентенциозную мораль в устах ястреба.

Греческая поэзия VII—VI вв. до н. э. известна лишь в скудных отрывках; некоторые из этих отрывков отдельными образами перекликаются с известными впоследствии басенными сюжетами. Это позволяет утверждать, что основные басенные сюжеты классического репертуара уже сложились к этому времени в народном творчестве. В одном из своих стихотворений Архилох (отр. 88— 95 Б) упоминает «притчу» о том, как лису обидел орёл и был наказан за это богами; в другом стихотворении (отр. 81—83 Б) он рассказывает «притчу» о лисе и обезьяне. Стесихору Аристотель приписывает выступление перед гражданами Гимеры с басней о коне и олене применительно к угрозе тирании Фаларида («Риторика», II, 20, 1393b). «Карийскую притчу» о рыбаке и осьминоге, по свидетельству Диогениана, использовали Симонид Кеосский и Тимокреонт. Достаточно отчётливо выступает басенная форма и в анонимном сколии о змее и раке, приводимом у Афинея (XV, 695а).

Греческая литература классического периода уже опирается на вполне сложившуюся традицию устной басни. Геродот ввёл басню в историографию: у него Кир поучает слишком поздно подчинившихся ионян «басней» (logos) о рыбаке-флейтисте (I, 141). Эсхил пользовался басней в трагедии: сохранился отрывок, излагающий «славную ливийскую басню» (logos) об орле, поражённом стрелой с орлиными перьями. У Аристофана Писфетер в разговоре с птицами блистательно аргументирует баснями Эзопа о жаворонке, похоронившем отца в собственной голове («Птицы», 471—476) и о лисице, обиженной орлом («Птицы», 651—653), а Тригей ссылается на басню в объяснение своего полёта на навозном жуке («Мир», 129—130), а вся заключительная часть комедии «Осы» построена на обыгрывании некстати применяемых Филоклеоном басен.

Демокрит поминает «Эзоповскую собаку», которую погубила жадность (отр. 224 D.); близки к этому жанру Продик в своей знаменитой аллегории о Геракле на распутье (Ксенофонт, «Воспоминания о Сократе», II, 1) и Протагор в своей басне (mythos) о сотворении человека (Платон, «Протагор», 320 с сл.); Антисфен ссылается на басню о львах и зайцах (Аристотель, «Политика», III, 8, 1284а, 15); его ученик Диоген сочиняет диалоги «Леопард» и «Галка» (Диог. Лаэрт., VI, 80). Сократ у Ксенофонта рассказывает басню о собаке и овцах («Воспоминания», II, 7, 13—14), у Платона он вспоминает, что говорила «в Эзоповой басне» (mythos) лисица больному льву о следах, ведущих в его пещеру («Алкивиад I», 123а), и даже сам сочиняет в подражание Эзопу басню о том, как природа неразрывно связала страдание с наслаждением («Федон», 60с). Платон даже утверждает, что Сократ, никогда ничего не сочинявший, незадолго до смерти переложил в стихи Эзоповы басни («Федон», 60с) — рассказ явно вымышленный, но охотно принятый на веру потомками (Плутарх, «Как слушать поэтов», 16 с; Диог. Лаэрт., II, 42).

Риторика

На рубеже классической и эллинистической эпохи из «высокой» литературы басня опускается в литературу учебную, предназначенную для детей, и в литературу популярную, обращенную к необразованной низовой публике. Басня становится монополией школьных учителей и философских проповедников. Так возникают первые сборники басен (для нужд преподавания), и начинается третий период истории басенного жанра в античности — период перехода от устной басни к литературной. Первый сборник Эзоповых басен, о котором до нас дошло упоминание,— это «Logon Aisopeion Synagoge» Деметрия Фалерского, составленный на рубеже IV и III вв. до н. э. Деметрий Фалерский был философом-перипатетиком, учеником Феофраста; кроме того, он был оратор и теоретик красноречия. Сборник Деметрия, по-видимому, послужил основой и образцом для всех позднейших записей басен. Ещё в византийскую эпоху под его именем издавались басенные сборники.

Сборники таких записей были, прежде всего, сырым материалом для школьных риторических упражнений, но рано перестали быть исключительным достоянием школы и стали читаться и переписываться как настоящие «народные книги». Поздние рукописи таких сборников дошли до нас в очень большом количестве под условным названием «басен Эзопа». Исследователи различают среди них три основных рецензии (редакции):

Августанская редакция — собрание двухсот с лишним басен, все они более или менее однородны по типу и охватывают тот круг басенных сюжетов, который впоследствии стал наиболее традиционным. Запись басен проста и кратка, ограничивается передачей сюжетной основы без всяких второстепенных подробностей и мотивировок, тяготеет к стереотипным формулам для повторяющихся сюжетных моментов. Отдельные сборники басен сильно различаются и по составу, и по словесной редакции.

В риторической школе басня заняла твердое место среди «прогимнасм» — подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ритора. Число прогимнасм колебалось от 12 до 15; в окончательно установившейся системе их последовательность была такова: басня, рассказ, хрия, сентенция, опровержение и утверждение, общее место, похвала и порицание, сравнение, этопея, описание, разбор, законоположение. Басня в числе других простейших прогимнасм, по-видимому, первоначально преподавалась грамматиком и лишь потом перешла в ведение ритора. Пособием к изучению прогимнасм служили специальные учебники, содержавшие теоретическую характеристику и образцы каждого рода упражнений. До нас дошло четыре таких учебника, принадлежащих риторам Феону (конец I — начало II в. н. э.), Гермогену (II в.), Афтонию (IV в.) и Николаю (V в.), а также обширные комментарии к ним, составленные уже в византийскую эпоху, но по материалам той же античной традиции (особенно богат материалом комментарий к Афтонию, составленный Доксопатром, XII век). Общее определение басни, единогласно принятое всеми прогимнасматиками, гласит: «Басня есть вымышленный рассказ, являющий образ истины» (mythes esti logos pseudes, eikônizôn aletheian). Мораль в басне определялась так: «Это — сентенция (logos), прибавляемая к басне и разъясняющая содержащийся в ней полезный смысл». Мораль, поставленная в начале басни, называется промифий, мораль в конце басни — эпимифий.

Место басни среди других форм аргументации наметил ещё Аристотель в «Риторике» (II, 20, 1393а23—1394а 18). Аристотель различает в риторике два способа убеждения — пример (paradeigma) и энтимему (enthymema), соответственно аналогичные индукции и дедукции в логике. Пример подразделяется на пример исторический и пример вымышленный; пример вымышленный в свою очередь подразделяется на параболу (то есть условный пример) и басню (то есть конкретный пример). Разработка басни в теории и на практике была замкнута в стенах грамматических и риторских школ, в публичную ораторскую практику басни не проникали.

Римская литература

Средние века

Всеобщий культурный упадок «темных веков» одинаково погрузил в забвение и Авиана и «Ромула», откуда их извлекло новое оживление средневековой культуры в XII веке. Начиная с этого времени мы находим в средневековой латинской литературе не меньше 12 переработок «Ромула» и не меньше 8 переработок Авиана.

Ещё два стихотворных переложения были сделаны во второй половине XII века. Оба переложения сделаны элегическим дистихом, но различны по стилю.

Из «Ромула» извлечены басни, вставленные в «Зерцало историческое» Винцента из Бовэ (XIII век) — первую часть огромной средневековой энциклопедии в 82 книгах. Здесь (IV, 2—3) автор, дойдя в своем изложении до «первого года царствования Кира», сообщает, что в этом году в Дельфах погиб баснописец Эзоп, и по этому поводу излагает в 8 главах 29 басен. Эти басни, говорит автор, могут быть с успехом использованы при составлении проповедей.

В некоторых рукописях к басням «Ромула» присоединяются так называемые fabulae extravagantes — басни неизвестного происхождения, изложенные очень народным языком, подробно и красочно и приближающиеся по типу к животной сказке.

Возрождение

В эпоху Возрождения распространяющееся знание греческого языка открыло европейскому читателю доступ к первоисточнику — к греческим басням Эзопа. С 1479 г., когда итальянский гуманист Аккурсий выпустил первое печатное издание басен Эзопа, начинается развитие новоевропейской басни.

Животная басня

Животные басни — это басни, в которых животные (волк, сова, лисица) действуют как человек. Лисе свойственна хитрость, сове — мудрость. Гусь считается глупым, лев мужественным, змея коварной. Качества сказочных животных взаимозаменяемы. Сказочные животные представляют определённые характерные черты людей.

Морализированное естествознание античных животных басен оформилось в конце концов в сборники, известные под заглавием «Физиоло́г».

Источник

Значение слова «быль»

что такое быль и басня. android bar znachenije. что такое быль и басня фото. что такое быль и басня-android bar znachenije. картинка что такое быль и басня. картинка android bar znachenije. Бывают размеры произведений (количество листов). Это миниатюра, рассказ, повесть, роман. Бывают жанры произведений. Это комедия, трагедия, драма, мистика, ужасы, фантастика, фэнтази. А бывают виды произведений. Это сказка, сказ, миф, былина, легенда, басня, притча, анекдот.

1. Устар. То, что действительно было, произошло; то, что уже прошло; прошлое. Быль молодцу не укор. Поговорка. Но любит вспоминать он были прежних лет. Баратынский, Воспоминания.

2. Рассказ о действительном происшествии. Я, бывало, Хранила в памяти не мало Старинных былей, небылиц Про злых духов и про девиц. Пушкин, Евгений Онегин. — Я рассказываю вам не сказку, а быль. Чехов, Огни.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

БЫЛЬ, и, ж. 1. То, что было (в поговорках). Б. молодцу не укор. 2. Рассказ о действительном происшествии; противоп. небылица (устар.). И к былям небылиц без счету прилыгал. Крлв.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. событие, происходившее в действительности ◆ Нет, дети, это совсем не сказка, а быль.

2. рассказ о действительном событии, происшествии ◆ Рождественская быль.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое быль и басня. USSR bot. что такое быль и басня фото. что такое быль и басня-USSR bot. картинка что такое быль и басня. картинка USSR bot. Бывают размеры произведений (количество листов). Это миниатюра, рассказ, повесть, роман. Бывают жанры произведений. Это комедия, трагедия, драма, мистика, ужасы, фантастика, фэнтази. А бывают виды произведений. Это сказка, сказ, миф, былина, легенда, басня, притча, анекдот.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: верноподданность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое быль и басня

Чем отличается сказка от рассказа

Сказка и рассказ во многом похожи. Их сближает четко обозначенный сюжет, повествовательная манера описания событий, присутствие главных и второстепенных героев, действия которых обусловлены необычной ситуацией. И все-таки сказку отличают от рассказа по форме и содержанию, определяющим жанровую принадлежность любого литературного произведения.

Рассказ относят к малым эпическим жанрам, объединяющим прозаические произведения, в которых события ограничены узкими пространственно-временными рамками. Сюжет рассказа развивается на основе отдельного эпизода из жизни героя, раскрывающего его характер или определяющего мотивы его поступков. Все описываемые события служат цели подготовить кульминацию – самый важный момент повествования, в котором конфликт произведения достигает максимального напряжения.

В рассказе вымышленные или реальные события описываются как достоверные, происходящие в определенном месте и связанные с конкретным временем.

Композиционные особенности рассказа заключаются в возможности использовать авторскую характеристику персонажей, включать лирические отступления, произвольно выстраивать диалоги и монологи. Это позволяет раскрыть идею произведения и создать объемный, жизненный образ главного героя. Особенности повествовательной техники и приемов определяют авторский стиль.

Сказка строится на основе вымысла, не претендующего на достоверность. Ее содержание – занимательная история с превращениями и чудесными приключениями, которые являются не отдельным эпизодом из жизни героя, а представлены как цепь тесно связанных событий, цель которых – испытание, позволяющее и достичь богатства, чести, славы, вернуть утраченное.

Сюжеты сказок повторяются. Сказочные герои – своеобразные символы, олицетворяющие добро или зло. В народных сказках исследователи выделяют так называемые «бродячие» сюжеты, сходство которых в разных культурах связывают с определенным периодом формирования общественного сознания, которое во всех этнических общностях имеет сходные черты. Сказки – древнейший вид творчества, и даже в современном литературном, авторском изложении они наследуют главные закономерности создания: развитие действия как испытание героя, помощь мистических сил, возврат утерянного, счастливый конец.

Если в рассказе присутствует оригинальная техника повествования, определяющая авторский стиль, то в сказке важным композиционным элементом являются речевые шаблоны – устойчивые обороты и традиционные для устного народного творчества средства художественной выразительности: постоянные эпитеты, олицетворения, метафоры. Например: долго ли коротко сказка сказывается; жили-были старик со старухой; русским духом пахнет; вина заморские; красна девица; злая мачеха.

В рассказе не бывает большого количества действующих лиц. В сказке, кроме главного персонажа, встречается как минимум три его противника и столько же помощников. В литературной сказке герой может оказаться в ситуации, которая разворачивается в противостояние сил добра и зла, представленных собирательными образами.

Отличие сказки от рассказа заключается в следующем:

Чем отличается стихотворение от рассказа

Отличить стихотворение от рассказа несложно даже неискушенному читателю. Гораздо сложнее установить, в чем именно заключается это отличие.

Стихотворение является особой, поэтической формой, которую относят к лиро-эпическим жанрам художественной литературы. Ее основной признак – в ритмической организации текста, основанной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Такое чередование называется стихотворным размером. В системе стихосложения выделяют пять основных размеров: ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль.

Стихотворный текст чаще всего делится на относительно самостоятельные фрагменты – строфы с рифмующимися концовками строк. Однако стихотворение может быть написано и без деления на строфы, если, по замыслу автора, оно представляет собой единое концептуальное целое. Рифма также не является обязательной характерной чертой поэтического произведения: в белых стихах она отсутствует.

Стихотворение всегда отражает глубокие переживания лирического героя, даже если оно создано в повествовательной манере на историческую тему или относится к гражданской лирике. Личный мотив – один из способов передачи эмоционального состояния автора, благодаря которому стихотворение приобретает внутренний накал и способность воздействовать на читательское восприятие.

Пересказ стихотворения в прозаической форме искажает его содержание. Стихотворный текст четко упорядочен, и, к тому же, в нем используются стилистически оправданные средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, образные сравнения, имеющие дополнительную смысловую нагрузку. Эмоции, которые вызывает стихотворение, возникают именно потому, что автор находит наиболее точную форму словоупотребления, создает нужный ритм, использует различные приемы особой организации речи, включая инверсию и аллитерацию.

При пересказе все это утрачивает значение.

Рассказ обладает совсем другими жанровыми признаками. Он относится к эпическим произведениям, написанным в прозе: для них обязателен сюжет с точно определенной завязкой, кульминацией и развязкой. Авторская идея в рассказе реализуется через событийно-оценочную связь фрагментов повествования. Они выстраиваются вокруг важного для раскрытия этой идеи эпизода из жизни героя по принципу причины и следствия.

Текст рассказа должен обладать динамичностью, точностью каждой детали, напряженностью ритма, который, в отличие от стихотворного, проявляется не на слоговом уровне, а в общей стилистике повествования. Ярким примером может служить известный «телеграфный» стиль рассказов Хемингуэя.

Содержание рассказа легко передать своими словами, если следовать логике авторского повествования.

Отличие стихотворения от рассказа заключается в следующем:

Чем басня отличается от рассказа

«Мораль сей басни такова…» Почему так по-разному воспринимаются рассказ и басня?

Что такое басня и рассказ

Басня – жанровая разновидность произведений художественной литературы, для которых характерны стихотворная организация текста, нравоучительность содержания, сатирический стиль изложения, использование иносказания в качестве приема художественного изображения и наличие назидательного вывода.

Рассказ – небольшое по объему авторское произведение эпического жанра, написанное в прозе. Имеет четко обозначенный сюжет, который развивается как эпизод из жизни главного героя, раскрывающий его характер, образ мыслей или мотивацию поступков.

В чём же разница между басней и рассказом?

В басне вымышленные события не выходят за рамки конкретного места и времени. Они изображаются как сказочно-фантастическая или бытовая ситуация, в которой проявляются человеческие слабости, недостатки и пороки.

Прием аллегории, широко используемый в баснях, позволяет автору в иносказательной форме изобличать явления, заслуживающие осуждения и порицания, а также поднимать вопросы нравственного и морально-этического плана.

Главное средство художественной выразительности в басне – острая сатира. Персонажами могут быть люди, животные и даже неодушевленные предметы, благодаря приему олицетворения наделенные человеческими качествами.

Важным композиционным элементом басни является мораль – короткое высказывание, в котором заключается нравоучительный совет или вывод. Мораль чаще всего входит в заключительную часть басни, хотя иногда может предшествовать повествованию, определяя его тему и сатирическую направленность.

В рассказе повествуется о событиях, близких к реальным. Они происходят с героем при особых, исключительных обстоятельствах, в которых проявляются его личные позитивные или негативные качества.

Повествование в рассказе подчинено причинно-следственной связи: оно объединяет отдельные фрагменты художественного текста в единое целое.

Рассказ может содержать элементы сатиры, аллегорические образы и иносказания, однако их использование служит стилистической выразительности, а не является жанровым признаком для этого вида прозы.

Текст басни создается преимущественно в стихотворной форме.

Отличие между басней и рассказом заключается в следующем:

Чем отличается басня от сказки

Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку необычность происходящего и персонажи этих небольших по объему вымышленных историй имеют много общего. Занимательное содержание и нравоучительный подтекст сближает эти жанры настолько, что их принципиальные различия оказываются очевидными только при детальном анализе содержания и формы.

Басня относится к малым эпическим жанрам, сложившимся как часть мифотворчества в период расцвета античной культуры. Заимствованные из мифов аллегорические образы приобрели в басне новый смысл. Они стали иносказательной формой изображения человеческих достоинств и пороков, проявляющихся в поступках, отношениях, житейских ситуациях.

Басня представляет собой короткий рассказ дидактического характера, в котором персонажи становятся предметом сатирического изображения, поскольку действуют вопреки правилам общепринятой морали. Оценка их действиям дается в краткой афористичной концовке басни как вывод обобщающего характера или в начале рассказа как нравоучение, требующее сатирической иллюстрации.

Сказка имеет не менее древнюю историю. Считается, что изначально сказочное повествование имело не только развлекательный характер, но, прежде всего, служило предупреждением или поучением, в котором на примере сказочных героев демонстрировались последствия поведения, нарушающего родовое табу или языческий ритуал. Сказка, как и басня, могла иметь нравоучительную концовку в форме пословицы, поговорки или присказки.

При всем сходстве, басня и сказка имеют отличительные жанровые особенности. В басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое. Сюжет сказки не имеет такого деления – он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду.

Большинство персонажей басен заимствованы из мифов и представлены образами животных, наделенных аллегорическими чертами человеческого характера: волк отличается алчностью и жестокостью, лиса – хитростью и корыстолюбием, сова – мудростью, медведь – грубостью, лев – благородством. В сказках о животных эти качества имеют не аллегорическое, а символическое значение, а сами персонажи действуют не в одной конкретной ситуации, проявляющей эту символику, а на протяжении всего повествования, многократно подтверждая ассоциативную связь образа с ролью, которая отведена ему в сказочном сюжете.

Басня – сатирическое произведение, чаще всего написанное в стихотворной форме. Сказка – традиционно прозаический жанр. Приемы сатиры в ней используются эпизодически и не являются доминантой, за исключением сатирических сказок.

Сказка строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор. Повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности.

Отличие басни от сказки заключается в следующем:

Чем отличается литературная сказка от народной сказки

Народные и литературные сказки относятся к одному жанру, но имеют существенные отличия. Это касается и формы повествования, и внутреннего содержания произведений. Основой всех сказок является история о чудесных приключениях героев, однако в фольклорных сюжетах она строится по традиционной схеме, а в литературных может иметь произвольный многоплановый вариант изложения.

Народные сказки – древнейшее культурное наследие, которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы. В них отражены нравственные принципы существования общности людей в условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.

Народные сказки классифицируют как волшебные, бытовые, былинные, богатырские, сатирические. Особое место в этой классификации занимают сказки о животных, возникновение которых исследователи устного народного творчества связывают с языческими ритуалами.

Литературная сказка возникла гораздо позже. Во второй половине XVIII века с развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели, которых весь мир признал классиками этого жанра.

В большинстве литературных сказок повторяются фольклорные мотивы и присутствует волшебная атрибутика, позаимствованная из языческих ритуалов, однако развитие сюжета, как и выбор персонажей, подчинены воле автора. Сказка становится художественным произведением со сложной системой метафорических образов, свойственных притче.

Разница между литературной и народной сказкой заключается в следующем:

Чем отличается сказка от были

Многие народные сказки начинаются со слов: «Было это или не было…» Сказочный вымысел рождается как фантастическая, волшебная реальность. В устном народном творчестве есть еще один жанр, по форме и содержанию близкий к сказкам. Это быль – история о необычных событиях и невероятных ситуациях, в которые попадают ее герои.

Что такое сказка и быль

Сказка – занимательный повествовательный жанр устного народного творчества. Сказкам свойственен приключенческий сюжет с волшебными превращениями, мотив испытания героя, использование тройных повторов, постоянных эпитетов, разговорных оборотов речи.

Быль – одна из разновидностей фольклорных жанров, в которой реальные события передаются в народной интерпретации. Форма повествования в были синтезирует приемы народных сказителей и авторский стиль некоторых прозаических произведений.

В чем же разница между сказкой и былью?

Сказка имеет устойчивый тип структуры: в ней обязательны зачин, приключения героя, волшебство, преодоление препятствий и счастливый конец.

К приемам организации повествования в сказке относятся тройные повторы, употребление устойчивых эпитетов, речевых формул, а также создание образов, олицетворяющих силы добра и зла. Нравственная ценность сказок в их жизнеутверждающем содержании, в том, что зло всегда бывает наказано, а добро, красота, порядок побеждают.

Каждое фольклорное произведение, которое относится к жанру были, имеет уникальный, не повторяющийся сюжет. В нем обязательно описывается необычное событие или трудно объяснимая ситуация. Они не считаются типичными, как повторы в сказочных сюжетах, и строятся по типу авторской художественной прозы.

Героем были обычно становится реальный человек, чей поступок, подвиг или неожиданное приключение заставили людей передавать его историю из уст в уста. Эта история так же занимательна, как сказка, но в ней в меньшей мере выражена сказочная символика: отсутствуют волшебные превращения, смягчена гипербола, описание героя и его поступков не всегда соответствует схеме «добро – зло».

Быль может иметь драматический и даже трагический для героя конец, хотя в большинстве случаев сказитель сводит повествование к счастливой развязке.

Отличие между сказкой и былью заключается в следующем:

Чем отличается сказ от сказки

Устное народное творчество – предмет пристального внимания не только фольклористов, но и культурологов, историков, литературоведов. В сказках, былинах, сказах, преданиях отражаются глубинные представления народа о нравственной основе собственных культурных традиций, проявляется богатое многообразие национального языка, реализуется мощный коллективный творческий потенциал.

Наиболее близки по форме и содержанию фольклорные жанры сказки и сказа. Однако каждый из этих жанров имеет свои характерные признаки, которые свидетельствуют о разной интерпретации в народном сознании значимых тем, определяющих этническое самосознание.

Сказка – это устный пересказ вымышленных историй, в которых герои проходят ряд испытаний, чтобы добиться победы добра над злом. Волшебная атрибутика народных сказок, общение персонажей с животными, помогающими преодолеть колдовство или справиться с невыполнимой задачей, языческая символика некоторых образов – все это свидетельствует о том, что в сказках можно найти следы забытых верований и обрядов, связанных с родовыми тотемами и представлениями наших предков об окружающем мире. Сказка – древнейший вид устного творчества, основой которого служат устойчивые архетипы, отражающие наше восприятие жизни и смерти, рождения, здоровья, болезни, осуществления желаний, любви, власти, богатства.

В литературных произведениях сказ может имитировать устный импровизированный монолог с использованием диалектных выражений, просторечий, синтаксических оборотов, напоминающих построение фраз в сказках, былинах или исторических песнях.

Часто сказ используется в авторской художественной прозе как стилистический прием для того, чтобы усилить оценочный оттенок речи конкретного героя или подчеркнуть особенность его суждений. Подбор архаической лексики сближает сказ со сказкой, однако это только внешнее сходство, основанное на стилизации и подборе необычных речевых оборотов.

Разница между сказкой и сказом заключается в следующем:

Чем отличается былина от сказки

Былина – особый песенный эпический жанр, сложившийся в русском фольклоре на рубеже X-XI веков. Как и в народной сказке, в былине присутствуют этнические элементы бытописания и мифотворчества, однако ее отличительной чертой является не развлекательный или нравоучительный сюжет, на котором основано сказочное повествование, а описание исторически значимых событий, воплотивших народное представление о богатырской силе и доблести.

В сказке персонажи утратили прямую связь с реальными героями и приобрели абстрактное значение, выраженное в противоборстве добра и зла. Сюжет сказок – вымысел, созданный как трансформация реальности в чудесный образ, связанный с мистическими представлениями определенной этнической группы об окружающем мире.

Былина конкретизирует героев, сыгравших важную роль в исторических событиях или прославившихся среди соплеменников особыми достоинствами и ратными заслугами.

Существенно отличается и стиль повествования в сказках и былинах. Содержание сказки передается в обычной повествовательной манере, близкой к разговорной речи. Былины исполняются торжественным речитативом под струнный аккомпанемент, благодаря которому сказитель имеет возможность сохранить ритм стиха, присущий былинному тексту.

Свойственные былине средства художественной выразительности также имеют отличия от традиционных тропов, используемых в сказке. Гипербола, повтор устойчивых оборотов, нагнетание слов-синонимов, обилие эпитетов, антитеза – все эти формообразующие приемы используются в былине, чтобы подчеркнуть торжественность и сохранить сюжетную линию.

Сказки создавались как поучительные и одновременно развлекательные истории. Они рассказывались в кругу домочадцев, могли иметь концовку с подтекстом: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Былины прославляли героев-богатырей. Их исполняли при большом стечении народа, на площадях и у городских стен.

Отличие былины от сказки заключается в следующем:

Чем отличается миф от сказки

Увлекательное чтение мифов и сказок доставляет удовольствие не только детям, но и взрослым.Мифы и сказки – неисчерпаемый источник информации, позволяющий проникнуть в тайны прошлого и будущего. Мифические и сказочные сюжеты, дополняя друг друга, дают возможность воссоздать целостную картину мира и определить в ней место человека.

Что отличает мифы от сказок и благодаря чему эти жанры не утратили актуальности в наши дни?

Мифы – это древнейшие предания, отражавшие в коллективном сознании обобщенный образ окружающего мира.

Наши предки воспринимали мифы как реальность, персонифицируя божественные силы и наделяя их чертами земных людей. В мифах с особой торжественностью описывались деяния богов и подвиги героев, от которых зависела жизнь простых смертных. Катаклизмы природы, войны, смену правления – все значимые события в мифах находили простое и убедительное объяснение.

Сказка также относятся к древнейшим видам коллективного народного творчества. Сказочный вымысел – способ переосмыслить закономерности человеческой жизни и объяснить прядок вещей, который определен волей свыше. В сказках разных народов нашли отражение фрагменты этнических культовых обрядов и языческих ритуалов. С ними связаны волшебные превращения героев, мотив колдовства, смерти и воскрешения, чудодейственной силы амулетов.

Если в мифах передаются общие представления о месте человека в строгой иерархии земных и божественных сил, то мир сказок максимально приближен к обычной жизни. В нем можно найти интересные подробности быта, семейного уклада, обычаев. Сказочные персонажи взяты и перенесены в вымышленный мир из обычной жизни.

Мифы, в отличие от сказок, населены богами и героями. Структура мифа строится на основе сюжетной линии, которая может иметь многократные повторы в других сюжетах. Сказка имеет строго определенную композицию. Сохранять ее помогают устойчивые формообразующие элементы: троекратные повторы, ситуации испытания героев, обилие постоянных эпитетов.

Стиль сказок определяет обычная разговорная речь с включением пословиц, поговорок, загадок. Описание жизни богов и героев требует торжественности и особой ритмической организации речи.

Отличие мифа от сказки заключается в следующем:

Чем легенда отличается от сказки

Сказки и легенды относятся к жанрам устного народного творчества. Сказки и легенды имеют разную основу и наделены подтекстом, значительно отличающимся по содержанию.

Что такое легенда и сказка

Сказка – повествовательный фольклорный жанр, в котором поэтический народный вымысел сочетается с образностью речи и устойчивостью повторяющихся сюжетов. К разновидностям этого жанра относят волшебные, бытовые, новеллистические, героические сказки и сказки о животных. В них обязательно присутствует тема испытания героя, волшебных превращений, вмешательства сверхъестественных сил.

Легенда – небольшое по объему эпическое произведение, которое передает содержание какого-либо значимого события, повествует о подвигах народных героев или объясняет происхождение жизни и различных процессов, связанных с возникновением и развитием окружающего мира. Легенды существуют в виде устных пересказов и письменных текстов, предназначенных для коллективного чтения.

В чём же разница между легендой и сказкой?

Сюжет сказки строится как ряд троекратно повторяющихся испытаний героя. Он справляется с невыполнимыми задачами при помощи колдовства и волшебных предметов, полученных в дар от мудрецов или мистических существ, олицетворяющих силы природы.

Сказочный вымысел не связан с какими бы то ни было реальными событиями. Его содержание имеет нравственно-поучительный подтекст, благодаря которому становится очевидной грань между добром и злом – понятиями, исключительно важными для формирования общественной морали.

Легенды всегда связаны с реальностью. В них повествуется о значительных исторических событиях и подвигах героев, в поэтической форме объясняется зарождение общественных отношений и возникновение всего, что окружает человека на земле: гор, водных источников, пустынь, небесных светил.

По содержанию легенды ближе к мифам, чем к сказкам. Они населены великанами и полубогами, в которых угадываются вполне человеческие черты. Легенда всегда относится к конкретному месту; действие в ней развивается не по устойчивому сказочному сюжету, а как ход событий в реальной жизни.

В легендах, как и в сказках, широко используется прием гиперболизации. Их герои наделены невероятной силой или особыми знаниями; в отличие от сказочных персонажей, они не прибегают к помощи волшебных предметов, а полагаются только на себя и богов, по воле которых совершают подвиги и одерживают победы.

Отличие легенды от сказки заключается в следующем:

Чем отличается сказочная повесть от фантастической повести

Эта разница, прежде всего, заключается в выборе объекта художественного изображения. Сказочная повесть продолжает традиции народной и литературной сказки. В ней отображается вымышленный мир, в котором добро противостоит злу, а герои подвергаются многократным испытаниям, прежде чем достигают благородной цели. Динамика повествования строится на неожиданных поворотах сюжета, развивающегося как цепь событий, связанных с волшебством, превращениями, возникновением непреодолимых препятствий, справиться с которыми героям помогают отвага, честность, бескорыстие или магические знания.

Фантастическая повесть строится по другому принципу. Фантастика отличается от сказочного вымысла тем, что в центре внимания оказывается срытое, трудно поддающееся объяснению, но потенциально возможное явление или событие. Свойственное этому жанру обобщение позволяет развивать актуальные для конкретного исторического времени темы: состояние духовного мира современных людей, прогресс и его последствия для человечества, проблемы адаптации личности в социуме, будущее планеты в условиях активного вмешательства человека в законы природы.

Отличие сказочной повести от фантастической заключается в следующем:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *