что такое буржуазия и пролетариат
Материал из m-17.info
1. Под буржуазией понимается класс современных капиталистов, владельцев общественных средств производства, предоставляющих оплату труда наёмным рабочим. Под пролетариатом понимается современный класс наёмных рабочих, которые, не владея собственными средствами производства, унижены настолько что должны продавать свой труд для того, что-бы выжить. [Engels, 1888 English edition]
2. Всё это записано в истории. В 1847 году, и ранней истории общества, общественная организация существовала до того, как была записана в историю, всегда, но ещё не была определена. С тех пор, когда August von Hasthausen (1792-1866) открыл общую собственность на землю в России, Georg Ludvig von Maurer провёл это в качестве общественного фундамента, что и начало тектоническую гонку в истории, и этим, была обнаружена сельская община, точнее это была примитивная форма общества, существовавшая везде от Индии до Ирландии. Внутренняя часть организации этого примитивного коммунистического общества ещё лежала нетронутой, в её типичной форме, пока Lewis Henry Morgan’s (1818-1861) не сделал значительного открытия истинного происхождения генов и его отношения к образовавшемося роду. С разрушением примитивных общин, общество начало разделятся в отдельные и наконец антагонистические классы. Я попытался проследить за этим разрушением в работе The original of the Family, Private Property, and the State, second edition, Stuttgart, 1886. [Engels. 1888 English Edition and 1890 German Edition (with the last sentence omitted)].
3. Ремесленник, в понимании полного члена гильдии, мастера внутри её, но не председателя гильдии. [Engels. 1888 English Edition]
Открытие Америки и морского пути вокруг Африки создали новое поле деятельности для развивающейся буржуазии. Ост-индский и китайский рынки, колонизация Америки, торговля с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров вообще придали коммерции, мореплаванию и промышленности невиданный до этого эмпульс, таким образом создав революционный элемент в распадавшемся феодальном обществе для последующего быстрого развития. Феодальная система организации промышленности, в которой промышленное производство было монополизировано закрытыми гильдиями, больше не могла удовлетворить спроса новых рынков. Её место заняла система мануфактур. Цеховые мастера были вытеснены в эту сторону промышленным средним классом; разделение труда между различными зарегистрированными гильдиями уступило место разделению труда внутри каждой отдельно взятой мастерской. Время шло, рынки продолжали расти, спрос все больше увеличивался. Даже мануфактура уже не могла больше его удовлетворить. Поэтому пар и машина революционизировали промышленность. Место мануфактуры заняла гигантская современная промышленность; место промышленного среднего класса заняли миллионеры-промышленники, лидеры целых промышленных армий, современная буржуазия.
Крупная промышленность создала мировой рынок, для которого открытие Америки вымостило путь. Этот рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Такое развитие в свою очередь оказало воздействие на расширение промышленности; и в той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла на задний план каждый класс, унаследованный от средневековья.
Мы видим из сказанного, что современная буржуазия сама по себе является продуктом длительного развития и серии революций, прошедших в способах производства и обмена.
4. Вначале это было название, которым называли пригородную общину жители городов Италии и Франции, позже эти общины выкупили и выпросили себе основные права самоуправления у своих феодальных лордов.
Буржуазия, исторически, сыграла наиболее революционную роль.
Буржуазия, повсюду, где она достигала господства, разрушала все феодальные, патриархальные, идиалистические отношения. Она безжалостно разорвала на части все пестрые феодальные связи, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и ничего не оставила между людьми, кроме голого индивидуального интереса, бессердечного «чистогана». Она утопила самый святой порыв религиозного экстаза, рыцарский энтузиазм, мещанскую сентиментальность, в ледяной воде эгоистического расчета. Она превратила личное достоинство в меновую стоимость и на место бесчисленных пожалованных и благо- приобретенных свобод поставила одну единственную бессовестную свободу – Свободной Торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила голой, бесстыдной, отвратительно наглой эксплуатацией.
Буржуазия ободрала священный ореол с каждой должности, до тех пор почётной и смотрящейся с благоговейным трепетом. Она превратила врача, юриста, священника, поэта, учёного в простого наёмного работника.
Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чистым денежным отношениям.
Буржуазия показала, как можно обойти грубое проявление силы в средних веках, вызвав восхищение реакционеров, найдя себе естественное дополнение в лени и неподвижности. Она впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность. Она создала чудеса, удивляющие больше, чем Египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы; она совершила такой экспедиционный переход, который задвинул в серую тень все предыдущие переселения народов и крестовые походы. Буржуазия подчинила деревню под господство городов. Она создала огромные города, сильно увеличила численность городского населения по сравнению с сельским, и таким образом спасла значительную часть населения от идиотизма сельской жизни. Точно так же, как она сделала деревню зависимой от городов, от Востока до Запада, она превратила отсталые и полуотсталые страны в цивилизованные, нации крестьян в нации буржуазии.
Путём внедрения промышленного производства и собственности буржуазия продолжает дальше и дальше идти по пути уничтожения оторванных государств и их населения. Она сгустила население, централизовала средства производства и сконцентрировала всю собственность в руках очень немногих лиц. Необходимым следствием этого была политическая централизация. Независимые, или плохо связанные области, с различными интересами, законами, правительствами, и системами налогообложения, оказались сплоченными вместе в одну нацию, с одним правительством, с одним законодательством, с одним национальным классовым интересом, с одной границей и одной таможенной пошлиной.
Буржуазия, на протяжении менее чем ста лет господства, создала такие массивные и такие коллосальные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения вместе взятые. Покорение сил природы человеком, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, очистка континентов под цивилизацию, приспособление рек для судоходства, целые массы населения словно вызванные из-под земли – какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда?
Итак, мы увидели: значение промышленности и обмена, на основе которых буржуазия создала саму себя, и которые были созданы феодальным обществом. На определённой стадии в развитии значения промышленности и обмена, на условиях, под которыми феодальное общество осуществляло производство и обмен, феодальная организация сельского хозяйства и промышленного производства, одним словом, феодальные отношения собственности стали более несовместимы с уже развитыми производительными силами; настолько они стали запутанны. Они должны были взрывом развить производство; и они взорвали его.
На их место шагнула свободная конкуренция, в сопровождении с социальным и политическим строем, принявшем её, экономическим и политическим господством класса буржуазии.
Производительные силы, как мусор общества, не имеют более тенденции к будущему развитию условий буржуазной собственности; в противоположность, они становятся слишком сильны для этих условий, находящиеся в распоряжении общества, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в хаос все буржуазное общество, ставят под угрозу существование буржуазной собственности, они слишком сильно запутанны, и в зависимости от того, как они скинут эти путы, они приносят беспорядок всему буржуазному обществу и угрожают существованию буржуазной собственности вообще. Условия буржуазного общества слишком узки для вмещения богатства созданного им. Каким путем буржуазия преодолевает эти кризисы? С одной стороны, вынужденным уничтожением массы производительных сил; с другой стороны, путем завоевания новых рынков и более основательной эксплуатации старых. Это, так сказать, подготовка пути к ещё более расширенным и ещё более разрушительным кризисам, сильно уменьшая все превентивные кризису способы.
Оружие, которым буржуазия свергла феодализм, теперь направляется против самой буржуазии.
Вследствие возрастающего применения машин и разделения труда, труд пролетариев утратил всякий индивидуальный характер и, следовательно, всякую привлекательность для рабочего. Он становится придатком машины, и это только наиболее простые, наиболее монотонные и наиболее легко усваиваемые приемы работы, всё что от него требуется. Таким образом, стоимость производства ограничивается для рабочего, почти полностью, до уровня средств существования, которые необходимы ему только для содержания и продолжения рода. Но цена постоянного товара, и таким образом неквалифицированного труда, равна стоимости производства. В равной пропорции, по мере увеличения омерзительности труда уменьшается заработная плата. Более того, в равной пропорции по мере применения машин увеличивается разделение труда, в такой же пропорции увеличивается обуза тяжкого труда, путём удлинения рабочего дня, путём увеличения объёмов работ, ускорением хода машин и т.д.
Современная промышленность превратила маленькую мастерскую патриархального мастера в крупную фабрику промышленного капиталиста. Массы рабочих, скученных на фабрике, организованы словно солдаты. Как рядовые промышленной армии, они ставятся под управление отличной иерархии офицеров и сержантов. Они не только рабы класса буржуазии и буржуазного государства; они ежедневно и ежечасно порабощены машинами и надсмотрщиками, но самое главное, отдельно взятой личностью фабриканта буржуя. Чем более открыто такая деспотия провозглашает прибыль основной конечной целью и задачей, тем мелочнее, ненавистнее и более ожёсточённой она является.
Чем меньше умения и напряжённой силы нужно влкадывать в ручной труд, другими словами, чем более современная промышленность становится развитой, тем больше мужской труд вытесняется женским трудом. Различия пола и возраста не имеют больше определённого социального значения для рабочего класса. Все они являются инструментами низкоквалифицированного труда, дороже или дешевле в использовании, согласно полу и возрасту.
Пролетариат проходит через различные ступени развития. С его рождения начиная борьбу с буржуазей. Сначала противостояние ведётся индивидуально каждым рабочим, затем рабочими одной фабрики, затем рабочими одной отрасли, затем в одной местности, против каждого отдельно взятого буржуя, который эксплуатирует их. Они направляют свои атаки не против буржуазных условий производства, а против промышленных орудий как таковых; они уничтожают вещи, конкурирующие с их трудом, они разбивают машины на куски, они поджигают фабрики, они силой пытаются восстановить утерянное положение рабочих средневековья.
На этой стадии рабочие продолжают формировать массу, рассеянную по всей стране, раздробленную их совместной конкуренцией. Когда где-либо они собираются в форму более компактного объединения, это не является следствием ихнего собственного активного объединения, а есть следствие объединения буржуазии, класс которой для достижения собственных политических конечных задач вынужден привести весь пролетариат в движение, более того, на всё время участия в нём. На этой стадии, таким образом, пролетариат не воюет со своими врагами, а с врагами своих врагов, с остатками абсолютной монархии, землевладельцами, непромышленными буржуа, мелкими буржуа. Так, все историческое движение сосредоточивается в руках буржуазии; каждая одержанная таким путём победа является победой буржуазии.
Но с развитием промышленности, пролетариат не только численно возрастает; он становится концентрированным в большую массу, его сила растет, и он все больше её ощущает. Различные интересы и условия жизни в рамках уровня пролетариата всё более и более уравниваются, в пропорциях, когда машины стирают все отличия простого труда, и почти везде уменьшая зарплату до одинаково низкого уровня. Возрастающая конкуренция среди буржуазии приводит к коммерческому кризису, делая зарплату рабочих всё более неустойчивой. Продолжающийся рост улучшения машин ещё больше ускоряет развитие, делая средства к существованию ещё более ненадёжными; столкновения между отдельным рабочим и отдельным буржуа все более и более принимают характер столкновения между двумя классами.
За этим, рабочие начинают сформировывать комбинационные (профсоюзные) действия против буржуазии; они сговариваются группами для сохранения хотябы существенного тарифа зарплаты; затем они составляют уже постоянные объединения с целью предусмотреть свое обеспечение средствами на случай возможных столкновений. Здесь и там противостояния переходят в восстания.
Сейчас и позже рабочие побеждают, но только на время. Реальный фрукт их борьбы состоит не в немедленном результате, а в ещё большем распространении объединения рабочих. Такому объединению помогают улучшенные средства коммуникации, созданные современной индустрией, что даёт рабочим из разных районов возможность контактировать с другими. Только этот контакт и был нужен для централизации многих очагов борьбы, всех одного характера, в одну национальную классовую борьбу. Но каждая классовая борьба есть борьба политическая. Вот это объединение, для достижения которого городские жители средних веков, со всеми их низменными целями, нуждались в многих столетиях, современный пролетарий отблагодарил железные дороги и достиг его всего за несколько лет.
Такая организация пролетариата в класс, и впоследствии в политическую партию, снова продолжает быть противопоставленной в конкуренции между самими рабочими. Но она поднимается опять, сильнее, надёжнее, мощнее. Она заставляет законодательно признать определённые интересы рабочих, используя преимущество наличия разделения в среде самой буржуазии. Вот таким образом и появился в Англии закон о десятичасовом рабочем дне.
Далее, как мы видели, все секции правящего класса, путём развития промышленности, опускаются до уровня пролетариата или как минимум запуганы условиями его существования. Это также снабжает пролетариат свежим элементом просвещения и прогресса.
Окончательно, в момент, когда классовая борьба приближается к рещающему часу, прогресс разрушения уже идёт внутри правящего класса, фактически внутри всех границ старого общества, предполагая такой ослепительно насильственный характер, что малая часть правящего класса для спасения начинает плыть по течению и соединяется с революционным классом, с классом, который держит их будущее в своих руках. Только так, поэтому, в ранний период, часть правящего меньшинства пошла впереди буржуазии, поэтому сейчас часть буржуазии идёт впереди пролетариата, и в частности, часть буржуазных идеологов идёт вперёд, поднимая себя на уровень теоретического постижения исторического момента в целом.
Из всех классов, которые стоят лицом к лицу с буржуазией сегодня, только один пролетариат есть действительно революционный класс. Другие классы гниют и окончательно исчезают перед лицом современной промышленности; единственный пролетариат явлется их особенной и основной остающейся частью.
Низы среднего класса, мелкий производитель, магазинщик, ремесленник, крестьянин, все они борются против буржуазии, для спасения от исчезновения, сохранения своего существования как части среднего класса. Они поэтому не революционны, но консервативны. Даже более, они реакционны в их стремлении повернуть назад колесо истории. Если случайно они революционны, то только потому, что они увидели свой надвигающийся перевод в пролетариат; они поэтому защищают не своё настоящее, а свои будущие интересы, они заслуживают своего положения, которое ставит их туда-же, где и пролетариат.
“Страшный класс” [lumpenproletariat] общественные нечистоты, который пассивно разлагает массы выбросами самых низших слоёв старого общества, может, здесь и там, быть втянут в движение пролетарской революции; его условия жизни, однако, подготавливают их на будущее как части подкупного инструмента реакционных интриг.
В таких обстоятельствах пролетариата, все устои старого общества уже являются виртуально утопленными. Пролетарий не имеет собственности; его отношения к жене и детям уже не имеют ничего общего с отношениями в буржуазной семье; ручной труд в современной индустрии, современное порабощение капиталом, в Англии как и во Франции, в Америке, в Германии, стерли с него всякий след национального характера. Закон, мораль, религия, для него буржуазия уготовила немало предвзятостей, за которыми спрятан целый лес из буржуазных интересов.
Все предшествующие классы, завовевавшие господство, пытались упрочить уже приобретённый статус путём подчинения большей части общества их условиям присвоения. Пролетарии не могут стать хозяевами производительных сил общества, исключая изменение их собственного прежнего способа присвоения, это же относится и ко всем другим способам присвоения. У них нет ничего собственного для сохранения и усиления; их задача есть разрушение всей предыдущей безопасности, и страховки, частной собственности.
Все предыдущие исторические движения осуществлялись меньшинством, или в интересах меньшинства. Пролетарское движение есть самосознательное, независимое движение огромного большинства в интересах огромного большинства. Пролетариат, самый низший слой нашего современного общества, не может шелохнуться, не может поднять себя без того, чтобы все имеющиеся слои оффициального общества не взлетели бы на воздух.
Однако не по содержанию, а по форме, борьба пролетариата с буржуазией есть в первую очередь национальной борьбой. Пролетариат каждой страны обязан, конечно, вначале всего разрешить вопросы своей собственной буржуазии.
В описании наиболее главных фаз развития пролетариата, мы увидели след более или менее прикрытой гражданской войны, бушующей в существующем обществе, до момента, когда война вызывает всеобщую революцию, где неистовство ниспровергает буржуазию, оставляя лежать на основании господства пролетариата.
До сих пор каждая форма общества основывалась, как мы видели, на антагонизме угнетающих и угнетенных классов. Но для того, чтобы угнетать класс, необходимо обеспечить определённые условия на которых он сможет, по крайней мере, влачить свое рабское существование. Крепостной в крепостном периоде поднял себя до члена коммуны,(4) так же, как мелкий буржуа, под ярмом феодального абсолютизма, развиваясь, перешёл в буржуазию. Современный рабочий, в противоположность, вместо подъёма с прогрессом промышленности, тонет всё глубже и глубже, опускаясь ниже условий существования своего собственного класса. Он становится нищим, и нищета развивается быстрее роста населения и богатства. Поэтому становится очевидным, что буржуазия больше не может быть правящим классом в обществе, а только навязывает обществу свои условия существования как сверх-закон. Она не может больше править, потому как она некомпетентна в предоставлении уверенности существования её рабам в её рабском обществе, поэтому она не может помочь им, когда они тонут в таком государстве, которое должно кормить их, а вместо этого оно само кормится ими. Общество не может больше жить под буржуазией, другими словами, существование буржуазии больше не совместимо с существованием общества.
Значительным условием существования и господства класса буржуазии есть формирование и прирост капитала; условием существования капитала является наемный труд. Наемный труд держится исключительно на конкуренции между рабочими. Прогресс промышленности, невольным двигателем которого есть буржуазия, подменяет индивидуального рабочего, в связи с конкуренцией, революционной комбинацией объединения рабочих. Развитие современной промышленности, поэтому, рубит под своими ногами каждое основание, на котором буржуазия производит соответствующую продукцию. Так чтож тогда производит буржуазия, в первую очередь, это копателей своей собственной могилы. Её падение и победа пролетариата одинаково неизбежны.
Что такое пролетариат и кто такие пролетарии? Диктатура пролетариата
Термин «пролетарий» в значении «промышленный рабочий» стал использоваться в Европе в XIX веке, с появлением социал-демократических партий.
Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала.
Фридрих Энгельс. «Принципы Коммунизма»
В дальнейшем в марксистской литературе стали чаще использовать более широкий термин «рабочий класс».
С ростом благосостояния в развитых странах нищета и тяжелые условия труда перестали быть массовым явлением. В результате понятие «пролетариат» стало неактуальным, его прекратили употреблять даже левые.
Диктатура пролетариата
Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.
Карл Маркс, Фридрих Энгельс. «Манифест коммунистической партии»
По иронии, в России к 1917 году было достаточно мало промышленных рабочих. Поэтому большевики вместо слова «пролетариат» охотнее стали употреблять выражения «рабочий класс», «рабочие и крестьяне», «массы».
Тем не менее, лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» из «Манифеста коммунистической партии» присутствовал на гербе Советского Союза.
Официально концепция диктатуры пролетариата сохранялась в СССР до 1961 года, когда на XXII съезде КПСС при Никите Хрущеве была принята новая партийная программа. В ней провозглашалась, что диктатура пролетариата выполнила свою историческую роль и перестала быть необходимой, поскольку социализм в СССР построен.
Классы
1. КЛАССЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.
Сначала немного общей теории, для понимания самого термина «классы». К вопросу о классах нужно подходить от способа производства, иначе вы запутаетесь в субъективизме. Итак, вы смотрите на какой-то конкретный способ производства (феодальный ли, капиталистический ли, какой-либо ещё другой) и ставите вопрос: все ли люди, участвующие в этом способе производства, находятся в одном политэкономическом положении или же нет? Если все находятся в одном и том же политэкономическом положении, ни о каких классах речи быть не может. Если же положение разных частей общества устойчиво разное, и именно такое разное, какое и требуется для работы именно этого способа производства, тогда на этом основании мы и можем говорить о наличии разных классов в этом способе производства.
Равное политэкономическое положение не обязательно присуще только коммунистическому обществу; мы можем представить и общество, в котором все одинаково имеют свою частную собственность, одинаково работают в ней и одинаково выносят на рынок свой продукт. Вы скажете: но они могут различаться по размерам богатства, по размерам собственности. Да, но речь не об этом, а об их политэкономическом положении в данном способе производства. Мы видим, что хотя количественные различия здесь действительно могут быть (и, конечно, будут), но качественно их политэкономическое положение одно и то же. Классов нет.
Повторю ещё раз. Если мы видим, что в данном способе производства политэкономическое положение разных групп людей качественно разное, причём разное устойчиво, и что именно на таком различии (что очень важно) и работает данный способ производства, то это и обозначается термином «классы».
Эти различия в способе экономического существования людей, естественно, ведут к различиям в их образе жизни, к различиям их интересов, их мировоззрений, их политического поведения. Складывается разная классовая психология и разная классовая идеология.
Казалось бы просто. Но почему-то многим эта простота даётся с трудом.
Говоря конкретно о капиталистическом способе производства, мы не можем не отметить, что политэкономическое положение разных групп качественно различно. Следовательно, в зависимости от места каждой из групп в политэкономической системе, в зависимости от того, каким именно способом получают эти группы средства для своего существования, капиталистическое общество делится на буржуазию и пролетариат.
Мы не можем не видеть, что политэкономическое положение этих групп в первую очередь зависит от того, как обстоит дело с собственностью на средства производства.
Напоминаю, что речь идёт о собственности и о классах капиталистического строя, то есть строя, основанного на товарности вообще и на товарности рабочей силы в частности. Владеющие в этом строе средствами производства, живущие на доход от их производительного применения в собственном частном хозяйстве, относятся к буржуазии, а не владеющие и, следовательно, вынужденные продавать свою рабочую силу по её товарной стоимости владельцам средств производства, относятся к пролетариату.
Хочу обратить ваше внимание на то, что профессиональная принадлежность здесь не учитывается. Вот почему относить к пролетариату исключительно производственных рабочих неправильно. Буржуазность или пролетарскость следует только из соответствия определению, профессиональная же принадлежность роли при этом не играет.
При всей, казалось бы, простоте в «левом» движении есть люди, которым правильное ориентирование в этом вопросе даётся с трудом, особенно в не совсем хрестоматийных ситуациях. Чтобы помочь им, рассмотрим некоторые конкретные ситуации.
1). Один знакомый студент спросил меня: «К какому классу относится студенчество?»
Этот вопрос равносилен такому: к какому классу относятся лысые?
Казалось бы, просто. Но почему же у этого моего знакомого здесь возникло затруднение? Не совсем понятно.
2). Исходя из предыдущего примера, могут спросить: так что, есть люди, не относящиеся ни к какому классу? Да, конечно, есть.
Почему-то некоторым это кажется удивительным. Они почему-то считают, что всё общество целиком поделено на классы и бесклассовых людей нет. Откуда такая нелепица?
Пусть тогда ответят, к какому общественному классу отнести школьника? А неработающую домохозяйку? А поэта?
3). Продолжая тему, скажем, что возможны и люди, имеющие классовую двойственность, то есть относящиеся к двум разным классам одновременно.
Одновременного наличия в одном человеке крупной капиталистичности и пролетарскости, конечно, в реальности быть не может. Так же крайне маловероятно сочетание в одном человеке как крупнокапиталистического, так и мелкобуржуазного положения. Но сочетание пролетарскости и мелкобуржуазности, как видим, очень даже возможно.
(В этом же пункте я кстати хочу затронуть и ещё одну, несколько сходную, тему.
Согласен, что это несколько сложный нюанс, но знать об этом тоже нужно.)
«Компаньонская» форма буржуазности распространяется не только на управленческих служащих на производстве. Думаю, понятно, что к такому типу буржуазии следует причислить и государственных служащих, обеспечивающих и охраняющих общий интерес всего капиталистического класса, учтя, конечно, ступень, на которой находится конкретный служащий.
А что можно сказать о так называемой «рабочей аристократии», то есть о верхушке рабочих, подпитываемой капиталистами за счёт своих дополнительных, главным образом империалистических, прибылей? Есть товарищи, которым эта тема почему-то кажется очень сложной. По-моему, не нужно особо доказывать, что к этой так называемой «рабочей аристократии» применимо как сказанное о возможности классовой двойственности, так и сказанное о буржуазном «компаньонстве», ведь в так называемой «рабочей аристократии» мы имеем сочетание пролетарскости с некоторой, хоть и малой, буржуазностью «компаньонского» типа.
Этот краткий разбор, думаю, поможет избавиться от путаницы в головах тех, кто недостаточно ясно ориентировался в этих вопросах.
И ещё об одном. Есть люди, которые почему-то считают, что пролетариат обязательно должен быть революционно настроен. Разве из марксизма следует, что реальные пролетарии всегда и при всех обстоятельствах революционны по своему настрою? Нет, из марксизма это не следует.
Но конкретное состояние пролетариата (лучше сказать – различных его частей) может быть разным в зависимости от конкретных обстоятельств.
Мы все, вероятно, знаем одну из главных марксистских истин: сознание определяется бытием. Бытие же капитализма неоднозначно и довольно сложно изменяется по ходу своего развития. Бытие же пролетариата внутри этого капитализма тоже не является чистым и простым. Таким образом, нет ничего удивительного (и история это подтверждает), что революционный настрой пролетариата может и высоко повышаться и довольно низко спадать.
Более того (об этом почему-то ещё меньше думают), эти колебания революционного настроя присущи не только эпохе капитализма. Спады революционного настроя возможны и в ходе долгого процесса революционных преобразований, и даже на социалистической фазе нового строя.
Мы здесь не можем разбирать этот вопрос очень уж подробно. Я коснулся его только для того, чтобы показать тем наивным революционным романтикам, которые представляют пролетариат лишь по красивым советским кинофильмам, насколько они неправы, насколько реальность сложнее, чем кино.
Теперь считаю нужным разобрать ещё одну распространённую путаницу.
Часто приходится сталкиваться с отождествлением понятий «пролетариат», «рабочий класс», «рабочие». Отождествлять эти понятия неправильно.
Понятие «рабочие» обозначает лишь профессиональную принадлежность и ещё ничего не говорит о фактической классовости, которая, как уже сказано, может быть разной и в бытовом, и в двойственном, и в компаньонском смысле.
Действительно, возьмём, к примеру, санитарку в больнице, кассира в банке или учителя в школе. Никто не оспорит, что они полностью подходят под определение «пролетариата», если соответствуют требованиям невладения собственностью и товарности найма. Но в рабочий класс они, конечно, не входят и черт, порождаемых современным коллективным производством, естественно, лишены.
(Отнесение к пролетариату наёмного учителя, да и медработника, может у кого-то вызвать сомнение. Ведь эти люди, хоть и не владеют средствами производства, но не нанимаются непосредственно капиталистом для производства прибавочного продукта. Да, непосредственно для производства прибавочного продукта они конкретным капиталистом не нанимаются. Но они нанимаются государством, представляющим интересы всего класса капиталистов в целом, и нанимаются для опосредствованного, косвенного содействия нормальному ходу капиталистического производства в обществе. Вот почему эти люди в общем соответствуют определению понятия «пролетариат», представляют один из его многообразных видов.)
2. КЛАССОВОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ.
Часто можно слышать, как «левые» агитаторы выпячивают на первый план тему эксплуатации пролетариата капиталистами. Эксплуатация, конечно, есть. Но не в ней главное дело.
Поскольку в капиталистическом способе производства интересы капиталистической буржуазии и пролетариата не просто различны по причине принадлежности к разным классам, а противоположны, то отсюда и проистекает неизбежная борьба пролетариата за свои интересы против власть имущей капиалистической буржуазии.
На кого ложатся отрицательности капиталистического способа производства? На пролетариат и часть мелкой буржуазии. В этой среде накапливается недовольство этими отрицательностями. Вот в этом-то накапливании отрицательностей, ложащихся на низы, в этом накапливании низового недовольства всё дело.
(Когда-то известное утверждение марксизма «бытие определяет сознание» звучало гениальным открытием, противостоящим ненаучным глупостям философского идеализма. В наше время, когда работы великих учёных в области теории рефлексов уверенно поставили этот факт на научную основу, мысль о том, что различие конкретного положения людей в обществе, различие в их устойчивом образе жизни ведёт и к различию в их интересах и оценках, кажется совсем очевидной. Применение определения «классовая» к слову «психология» у современного образованного человека удивление вызывать уже не должно.)
Совместный равный труд в больших коллективах и невладение частной собственностью вырабатывают у пролетариата черты, помогающие ему легче осознать единственный путь выхода из этих отрицательностей через переход от частнособственнического строя в строй с общественной собственностью. Пролетариат интуитивно выходит на эту идею и по своим качествам является единственным классом, способным осуществить эту общественную собственность.
Марксистская наука, таким образом, соответствует житейским представлениям пролетариата. Она находит в пролетариате силу, способную воплотить её в действительность; пролетариат же находит в марксизме верную путеводную теорию для обеспечения своих интересов.
(Я думаю, многим известно сравнение Сталина, употреблённое им в одной из ранних статей:
В уже позднем возрасте, комментируя попытки власть имущих капиталистического мира уничтожить марксизм, Сталин говорил: «Смешные! Они не понимают, что для того, чтобы уничтожить марксизм, им нужно уничтожить рабочий класс, а это невозможно.»)
Итак, частнособственническое общество, войдя в фазу капитализма, не только порождает неизбежные отрицательности, заставляющие стремиться к изменению строя, не только создаёт материальную возможность хозяйствовать объединённым, общественным способом, но и создаёт многомиллионный класс, способный совершить это переустройство.
В этом заключается историческая роль пролетариата. В этом его объективный интерес, и чтобы осуществить его, пролетариат должен осознать этот интерес субъективно, сознательно поставив его в виде своей цели.
Этот исторический интерес пролетариата, как видим, абсолютно непримирим интересам буржуазии.
Кстати, некоторые люди из факта противостояния пролетариата и капиталистов в отношениях капиталистического найма выводят ложную идею о том, что исторически пролетариат противостоит только капиталистической буржуазии. Ошибочное отождествление понятий «капиталисты» и «буржуазия» ещё более усугубляет эту неправильную идею.
Нет, пролетариат противостоит ВСЕЙ буржуазии, и пока не устранена не только капиталистическая, но вообще ВСЯКАЯ частная собственность, историческая задача пролетариата остается ещё не исполненной.
Разумеется, различие в положении капиталистической и мелкой буржуазии означает и необходимость различного подхода к ним со стороны революционного пролетариата. Крупная капиталистическая буржуазия, владеющая современными средствами производства, может быть лишена власти и собственности сравнительно быстро, причём в союзнической опоре на недовольную массу мелкой буржуазии при обязательном господстве пролетариата в этом союзе. Устранение же мелкобуржуазности в обществе достигается долгим и трудным процессом переустройства всего общественного хозяйствования и правильной политикой расщепления двойственной мелкой буржуазии. Лишь после такого переустройства (неизбежно сталкивающегося с противодействием реакционной части мелкой буржуазии), лишь после устранения самой объективной основы для возникновения какой бы то ни было буржуазности можно говорить о политическом завершении революции.
3. КЛАССОВАЯ БОРЬБА.
Если сказанное в предыдущей части верно, то отсюда следует, что непримиримая борьба классов является движущей силой развития общества.
Среди буржуазно настроенной части общества устойчиво существует мнение, что классовая борьба ведёт к распаду общества, разрушает так необходимое единство, ввергает народ в «братоубийственную» войну.
(Вот бы удивились красный Будённый и белый Деникин, если бы узнали, что их когда-то назовут братьями.)
В одних воспоминаниях описывается, как сильно насмешила Ленина фраза из буржуазной газеты: «Ленин злобно разъединяет русское общество на классы». Прочитав это, Ленин смеясь сказал: «До чего докатились. Это ж надо такое придумать: это я, Ленин, разделил общество на классы!»
Нельзя и предполагать, что пролетариат сразу в состоянии поставить самую высшую, самую радикальную цель.
Сначала идут действия лёгкой протестности на отдельных предприятиях. И лишь постепенно, по мере приобретения опыта такой борьбы, протестность переходит к более сильным формам и более широким масштабам.
Такая борьба бесперспективна. Давая одной рукой, буржуазия потом забирает другой. Главная польза такой борьбы в том, что пролетарии научиваются действовать совместно, одной организованной массой, учатся стойкости и сплочённости, выделяют из своей среды проверенных лидеров.
Постепенно подобная борьба приводит лучших из пролетарской среды к пониманию значения политической борьбы, к пониманию необходимости изменения самого строя в целом, необходимости овладеть властью для использования её в качестве сильнейшего инструмента.
Очень важно формулировать эти политические выводы в убедительной радикальной форме и неустанно распространять в классе пролетариата.
Весь смысл своих действий, весь смысл действий правящей капиталистической буржуазии, все фантазии мелкобуржуазных политиканов нужно рассматривать с точки зрения основных интересов соответствующих классов.
Читатели, конечно, знают известные слова Ленина:
Пролетариату нужна своя политическая организация, свой командный штаб из лучших, преданнейших, образованнейших бойцов. Как определить, является ли партия действительно коммунистической или это только мелкобуржуазное притворство? Действительный показатель один: если, несмотря на респектабельность формальных демократий, партию преследуют, если её репрессируют, если её лидеров зверски уничтожают физически, значит она действительно опасна для буржуазии, значит она действительно коммунистическая.
Пролетариату очень важно также понимать, что наряду с ним борьбу ведёт и радикальная низовая часть мелкой буржуазии. По самой своей сути, вытекающей из природы мелкой буржуазии, её борьба не устраняет капитализм, а лишь пытается видоизменить его форму, иногда очень даже фантастически, хотя по ультрарадикальности лозунгов и громкости воплей мелкая буржуазия может даже превосходить пролетарскую борьбу. «Левацкая» мелкобуржуазная составляющая антикапиталистической борьбы будет рассмотрена в отдельной главе. Здесь же просто укажем на необходимость глубоко вдумываться в суть радикальствующих политиков, особенно маскирующихся в марксистские одежды, и уметь за звонкими словесными побрякушками видеть их мелкобуржуазную линию.
Маркс писал: «Мы говорим рабочим: вам, может быть, придётся пережить ещё 15, 20, 50 лет гражданских войн и международных столкновений не только для того, чтобы изменить существующие условия, но и для того, чтобы изменить САМИХ СЕБЯ и сделать себя способными к политическому господству.»
Какова цель классовой борьбы пролетариата? Освободить себя? Да. Но освободить себя он может, только устранив частную собственность, а этим он освобождает всех эксплуатируемых. Такое преобразование общества ведёт к устранению классов вообще.
Вот тогда и только тогда можно будет говорить о действительном братстве всех частей народа.
Завершая тему классов, нельзя не указать на принципиальную важность марксистской мысли о том, что классовое противостояние и классовая борьба, бесспорно, сохраняются на протяжении всего исторического этапа перехода к полной общественной собственности, который займёт даже в лучшем случае долгий ряд десятилетий. О классовой борьбе и о буржуазности, не только остающейся, но вновь и вновь возрождающейся на всём этом долгом пути перехода к полному коммунистическому обществу, ещё будет идти речь в специальных главах. Пока же лишь уясним себе, что яростная классовая борьба не может и не должна быть погашаема до тех пор, пока она полностью не выполнит свою историческую задачу.