что такое бурдон в гуслях
Бурдон (музыка)
Бурдо́н (франц. bourdon, итал. bordone, лат. bordunus, burdo; этимология неясна) — многозначный музыкальный термин. Основное значение — непрерывно тянущийся (как правило, низкий) тон или музыкальный интервал (как правило, квинта или конкорд квинтоктавы), на фоне которого развёртывается мелодия.
Содержание
В музыкальных инструментах
На некоторых струнных (например, на русском гудке, индийских ситаре и танпуре, европейской колёсной лире) и духовых (например, на волынке и её многочисленных локальных разновидностях) музыкальных инструментах бурдоном называется непрерывно тянущийся звук.
Древнегреческая иконография музыкальных инструментов (авлеты с двойными авлосами) позволяет предполагать, что бурдон существует с глубокой древности. Средневековый теоретик музыки Иероним Моравский (ок. 1275 г.) словом bordunus называет свободные (не укорачиваемые при игре) струны виелы. В XVI веке словом «бурдон» пользовались для обозначения самой нижней или второй снизу струны лютни, а также виолы да гамба. С XVII века бурдоном стали называть низкий органный регистр. Во Франции бурдоном называют самый низкий по тесситуре колокол. Музыкальные инструменты с бурдоном поныне распространены в музыкальном фольклоре многих народов Европы и Азии (например, индийская танпура).
В вокальной музыке
В Англии со второй половины XIII века бурдоном называли нижний голос многоголосного сочинения, в котором находился cantus firmus (см. также Фобурдон); таким образом, английский «бурдон» можно до некоторой степени считать аналогом (общеевропейского) тенора в смысле «несущего» полифоническую конструкцию голоса (теория Г.Бесселера).
В теории музыки
Бурдоном называется склад многоголосия (иначе «бурдонный склад»), который характеризуется выдержанным (как правило, басовым) органным пунктом, на фоне которого развёртывается мелодическая линия. Именно в таком смысле употребляется слово «бурдон» уже в начале XIV века в «Божественной комедии» Данте — на входе в земной рай поэта встречает пение птиц (cantando) на непрерывном тянущемся (che tenevan) фоне-шорохе (bordone) лесной листвы:
оригинал | перевод М.Лозинского |
---|---|
Ma con piena letizia l’ore prime Cantando, riceveamo intra le foglie, Che tenevan bordone alle sue rime. | Они [птицы], ликуя посреди дерев, Встречали песнью веянье востока В листве, гудевшей их стихам припев. |
Чистилище, XXVIII, 16-18
Бурдонный склад нельзя отнести к монодии (ибо в фактуре присутствует больше одного голоса), но также нельзя отнести к полифонии (ибо функция бурдона в многоголосной фактуре не может быть приравнена к мелодической), потому музыковеды обычно говорят, что бурдонный склад занимает промежуточное между монодией и полифонией положение.
Бурдонный склад характерен для устной профессиональной традиции (светской и культовой) многих азиатских народов, причём бурдон может быть как выдержанным (как в индийской традиционной музыке), так и репететивным (как в инструментальной музыке казахов, киргизов, турок и т. д.). Предположительно бурдонный склад был характерен для византийской церковной музыки и некоторых древнейших традиций средневекового церковного пения католиков. К бурдонному складу относят также мелизматический органум.
В классической музыке
Академические композиторы изредка используют бурдон для придания пасторального / архаического / фольклорного колорита. Примеры: Бетховен. Симфония № 6, средний раздел скерцо (ч. III); Берлиоз. Симфония «Гарольд в Италии», часть III; Барток. Микрокосмос (кн. 5 «Волынка»).
В современной музыке
Бурдон (более известный под названием дрон, морфологическая передача англ. drone) широко применяется композиторами-минималистами, равно как постминималистами и спектралистами.
Гусли: самоучитель игры.
Данный курс обучения игре на гуслях является альтернативным по отношению к видеоурокам Ахромеева, которые изучаются в группе «Учимся играть на гуслях». Это две разные школы игры! Данный курс ближе к академической школе игры, но отличен от нее. Академическая школа игры (щипковая) ближе к арфовой.
Гусли – древний славянский музыкальный инструмент. Но начиная с 17 века, с приходом к власти Романовых, гусли были подвергнуты серьезным гонениям. Постановлением Стоглавого собора 1551 года всякие игрища в гусли, смычки, сопелки были запрещены как бесовские и греховные. А согласно указу 1648 года царя Алексея Михайловича Романова все струнные инструменты было велено собрать, сжечь и забыть о них навсегда.
При Алексее Михайловиче гусли насильно изымались и возами свозились к кострам. Скоморохи, как носители древней славянской культуры, были уничтожены. Христианская церковь осуждала любую инструментальную музыку, но в то же время достаточно лояльно относилась к псалтыри. Традиция игры на гуслях была сохранена благодаря христианам и большей частью староверам (старообрядцам). Под игру на гуслях они славили Бога. Так говорит Св. Писание: «Хвалите Бога во святыне Его, … Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. …». Псалтыриум, в отличии от гуслей имел другой строй. Гусли, перестроенные под псалтыриум, имели строй, со средних веков получивший название «Иерусалимский». Не удивительно, что христиане сохранили традицию игры с Иерусалимским строем. Теперь его ошибочно называют Русским.
Чем была вызвана такая потребность истребить музыкальные инструменты того времени? Какая цель преследовалась этими действиями? Почему церковь так настаивала исключительно на голосовом пении без инсрументального сопровождения? Как я теперь понимаю, все дело было в бурдоне. Бурдон был в гуслях, бурдон был в смычковом и механическом гудке, был бурдон в шотландской и русской волынке, был бурдон и у рожечников. Христианское пение бурдона не содержало – задача состояла в замене культур. Можно сказать, что за пару веков христианство справилось со своей задачей. Древние инструменты заменили новые (западные), в игре на которых бурдон потерял основополагающее значение. Чем так мешал бурдон? В этом отношеии очень символична легенда про Антея. Дело в том, что бурдон как бы держит связь с опорой (землей) и памятью (культурой) предков. Изъять бурдон – значило разорвать эту опору. Вот что гласит легеда:
В последнее время интерес к гуслям значительно возрос. Связано это большей частью с тем, что у нас в стране молодые люди пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру. То ли по не знанию, то ли по злому умыслу, но по всей стране создаются учебные группы по освоению гуслей именно с «Иерусалимским» строем – CDEFGABCD. Таким образом люди, пытающиеся возродить славяно-арийскую культуру, вводятся в заблуждение. Самым древним (более пяти тысяч лет) строем является двуаккордовый строй GCDEFG, более поздний (более трех тысяч лет) трехаккордовый («Лукоморский») GCDEFGA (GCDEFGABC) и «Новгородский» ADEFGABCD. Запомните! Древние славянские песни были дву и трехаккордовыми! Пятиаккордовое пение было внесено христианами.
Зная отличие христианской гармонии от дохристианской, весь фольклор можно разделить на христианский и дохристианский. Дохристианский фольклор трехаккордовый (или двуаккордовый) и имеет тяготение к бурдону.
Говоря о строе гуслей, надо иметь в виду, что гусли не строились от одной (конкретно) ноты. Разброс тональностей достаточно велик – от Соль минор (мажор) до Ре минор (мажор). Поэтому проще говорить не о строе гуслей, а схеме, по которой они строятся. Элементами схемы являются ступени гаммы. Гамма начинается с первой ступени (тональности) и заканчивается седьмой. Приведу примеры наиболее употребляемых тональностей и их ступеней:
До мажор – CDEFGAH (До Ре Ми Фа Соль Ля Си)
До минор – CDEЬFGAЬB, где В – СиЬ (До Ре МиЬ Фа Соль ЛяЬ СиЬ)
Ре минор – DEFGABC (Ре Ми Фа Соль Ля СиЬ До)
Ре мажор – DEF#GAHC# (Ре Ми Фа# Соль Ля Си До#)
Ми минор – EF#GAHCD (Ми Фа# Соль Ля Си До Ре)
Фа мажор – FGABCDE (Фа Соль Ля СиЬ До Ре Ми)
Ля Мажор – AHC#DEF#G# (Ля Си До# Ре Ми Фа# Соль#)
Соль мажор – GAHCDEF# (Соль Ля Си До Ре Ми Фа#)
Соль минор – GABCDEЬF (Соль Ля СиЬ До Ре МиЬ Фа)
В дохристианские времена и в средние века гусли с бурдоном строились по схеме:
В миноре («Новгородский») 512345671. Наиболее известный вариант в Ре миноре – ADEFGABCD.
В семиструнном варианте, «Лукоморский» и «Новгородский» строились по одной схеме – 5123456. (GCDEFGA и ADEFGAB).
Иногда в строй добавляли нижнюю тонику. На эту тему очень интересен строй, обнаруженный в Новосибирской области известным исследователем гусельной традиции Дмитрием Парамоновым. Здесь не только добавлена нижняя тоника, но она удвоена, также удвоена и верхняя тоника. Наличие большого количества резонансных струн усиливает эффект «гудения». Тут надо отметить, что раньше не играли на гуслях, а гудели в них.
Если отбросить нижнюю тонику и вторую верхнюю тонику, то на левой схеме мы видим девятиструнный (До) мажорный строй с бурдоном («Лукоморский»), а на правой схеме представлен (До) минорный строй с бурдоном («Новгородский»).
Принцип формирования аккордов с этими строями настолько прост, что освоить основы игры на гуслях сможет любой человек без музыкального образования где-то за пол часа. Правда на полное освоение этого удивительного инструмента уйдут годы.
Строй определяет репертуар. Шесть игровых струн (плюс бурдон) позволяют играть три аккорда минора или мажора (в зависимости от настройки).
Что такое бурдон в гуслях
В этом разделе представлены статьи, полезная
информация по изготовлению гуслей,
а также ответы на часто задаваемые вопросы.
Секреты гусельной мастерской: костный клей для дерева
Мастерская «Гусли и Струны» делится секретами изготовления гуслей.
В этом видео мы вам расскажем о костном клее для музыкальных инструментов.
Что такое костный клей и как его приготовить, почему при изготовлении музыкальных инструментов применяется костный клей, секретный компонент клея.
И нтервью для музыкального веб-журнала » U ntergrund.ru»
В ноябре 2015 г. мастерская «Гусли и Струны» поучаствовала в интервью для музыкального
веб-журнала » U ntergrund.ru». Это молодой российский журнал о музыке и ее исполнителях,
по ряду причин мало известных на просторах нашей великой страны.
Как настроить гусли.
Приветствую вас, дорогие читатели!
Ко мне часто обращаются люди с вопросом, как настроить гусли. В данной статье я постараюсь максимально простым и доступным языком объяснить, каким образом можно настраивать гусли. Пишу специально для новичков, кто впервые взял гусли в руки, кто не знаком с музыкальной теорией и терминологией. Мы рассмотрим два способа настройки гуслей, в том числе я расскажу, как научится настраивать гусли на слух.
Поступим следующим образом: в первой части рассмотрим способ настройки по тюнеру для тех, у кого нет желания или времени глубоко вдаваться в теоретические основы музыки. Некоторые моменты все же придется затронуть, но это минимум.
Во второй части настроим гусли на слух по интервалам. Уверяю вас, ничего сложного здесь нет, рано или поздно все к этому приходят. Не бывает так, что слуха нет совсем, да и развивается он довольно быстро.
Часть первая. Настройка гуслей по тюнеру.
Итак, самый простой способ – это настроить гусли по тюнеру. Для этого нам потребуется тюнер – специальное устройство для настройки инструментов, либо компьютерная программа для вашего стационарного компьютера или мобильного устройства.
Приведу самый простой пример: допустим, у нас есть планшет с системой Андроид. Устанавливаем приложение-тюнер (их множество, выбираем любой, можно установить несколько – потом выберем наиболее удобный). Запускаем приложение.
Теперь нам нужно понять, под какую ноту настраивать каждую струну наших гуслей.
Если вы приобрели инструмент у мастера, тогда все просто: спрашиваете, какой струне какая нота соответствует, и настраиваете.
А если нет возможности найти мастера, изготовившего инструмент, или вы сами сделали свои первые гусли и еще не знаете, как они должны звучать?
Тогда действуем по приведенному ниже алгоритму. Но чтобы в нем разобраться, нам потребуется немного теории.
Начнем с того, что гусли вообще можно настраивать по-разному, смотря какую музыку мы хотим играть. В данной статье речь идет только об одном наиболее распространенном и типичном для русских гуслей строе.
Итак, гусли мы будем настраивать в миксолидийский лад. Кроме того, самую нижнюю струну (и по звуку, и по расположению на инструменте) мы настроим в качестве бурдона.
Не буду сейчас отступать от темы и объяснять, что такое миксолидийский лад, желающие узнать посмотрят в музыкальном словаре. Бурдон (или басок) – это низкий постоянно звучащий тон, своего рода фон, на котором играется вся остальная мелодия. Вспомните например волынку: постоянно звучат 1-2 бурдона, а на их фоне играет основная дудка.
На русских крыловидных гуслях нижняя струна обычно отстраивалась в бурдон (при общем количестве струн от 7 и выше). Можно и без бурдона играть, но с бурдоном гусли звучат более красиво.
Так вот, перед нами расстроенные гусли и тюнер. Для начала нужно определить, на какой высоте будут звучать гусли.
На самом деле, вариантов у нас не так много, а именно 12. Почему же 12 спросите вы, ведь нот всего 7? Давайте посмотрим на таблицу. (скачать таблицу в хорошем качестве)
Слева столбец с номерами струн от 0 до 9. Бурдон не участвует в общей нумерации, поэтому ему мы присвоили номер 0. Таблица составлена для 10-струнных гуслей (всего струн вместе с бурдоном 10), но подходит для настройки гуслей с любым количеством струн, в том числе шлемовидных многострунных. Просто начиная с 8 струны названия нот повторяются с начала.
Бурдон настроим в самую последнюю очередь, а сейчас нас интересует 1 струна (строка выделена серым цветом).
Слева направо мы видим названия основных и «промежуточных» нот. Основных нот семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Остальные ноты получаются путем повышения или понижения основных нот на полутон (пол тона, 1/2 целого тона). Полутоном будем считать минимальное возможное расстояние между нотами.
Еще один момент касательно ля# и си: часто возникает путаница из-за различных систем обозначения нот. В нашей таблице все ноты записаны по-русски. Часто бывает, ноты записываются латинскими буквами. Беда в том, что в различных системах записи нот латинскими буквами ноты ля# и си ♭ могут быть обозначены по-разному:
Чтобы не запутаться, лучше всего найти тюнер, где можно изменить настройку отображения нот с латинских на русские буквы.
Теперь возвращаемся к настройке гуслей.
Алгоритм настройки гуслей по тюнеру
1. Настраиваем струну номер 1 «как нам нравится». Просто выбираем среднее натяжение. Не слишком слабое, не слишком сильное. На данном этапе струна просто должна звучать. Если она дребезжит и болтается на колке – подтянуть, если перетянута и готова уже порваться – ослабить.
2. Смотрим на тюнер, подстраиваем 1-ую струну до ближайшей ноты (любой ноты, стрелка должна быть на середине, т.е. чистая нота, не важно, с диезом, бемолем или без них). Допустим, у нас получилась нота ре#.
3. Смотрим в нашу таблицу. Находим в строке 1 (выделена серым цветом) ту ноту, которую показал тюнер. В нашем случае это ре#. (скачать таблицу в хорошем качестве)
4. Теперь настраиваем 2-9 струны в соответствии со значениями найденного столбца.
5. В последнюю очередь настраиваем бурдон.
6. Слушаем, что у нас получилось, при необходимости корректируем.
Если при настройке мы понимаем, что верхние струны натянуты слишком сильно, или уже перетянули и порвали одну, значит первую струну мы настроили слишком высоко, ослабляем натяжение 1 струны и повторяем алгоритм с начала.
Если на бурдоне получилось слишком слабое натяжение, и он не звучит, то нужно повысить натяжение 1 струны и повторить алгоритм с начала.
Если бурдон недотянут, а верхние струны перетянуты – скорее всего, неправильно подобран комплект струн, попробуйте настроить без бурдона.
Часть вторая. Настройка гуслей на слух.
Настраивать гусли на слух очень просто, а главное быстро. При этом нам не нужны дополнительные приспособления, схемы, таблицы и прочее. Так что рекомендую!
В данном случае настраивать гусли мы будем не по нотам, а по интервалам. Другими словами, нам не важно, на какой высоте будут звучать гусли, главное соблюсти «расстояния» в нотах между струнами (интервалы).
Музыкальный интервал – это соотношение между двумя звуками. Для настройки гуслей нам потребуются запомнить, как звучат следующие интервалы: октава, квинта и кварта, а также мажорное трезвучие.
С октавой все просто, это та же нота, только на другой высоте, звуки сливаются в один. Квинту и кварту просто запомним на примерах. Трезвучие – это три звука, но рассматриваем его как единое целое, так нам удобнее и проще будет запомнить. По сути, трезвучие мы получим из квинты: просто вставим между двумя звуками квинты еще один звук, и запомним, как звучит эта конструкция.
Теперь слушаем, как звучат нужные нам интервалы.
Итак, теперь мы знаем, как звучат октава, кварта, квинта и мажорное трезвучие. Приступаем непосредственно к настройке.
Алгоритм настройки гуслей по интервалам
2. Настраиваем 5 струну по первой. Интервал – квинта.
3. Настраиваем 3 струну таким образом, чтобы между 1,3 и 5 струнами образовалось мажорное трезвучие. Вернее, первую и пятую струну мы уже состроили между собой в пункте 2, и нам осталось лишь подстроить к ним третью струну до трезвучия.
4. Настраиваем 4 струну по первой. Интервал – кварта.
5. Настраиваем 2 струну по пятой. Интервал – кварта.
6. Настраиваем 6 струну по второй. Интервал – квинта.
7. Настраиваем 7 струну по четвертой. Интервал – кварта. Таким образом мы настроили первые семь струн, не считая бурдона.
8. Настраиваем все остальные струны (сколько бы их ни было) в октаву: 8 струну по первой, 9 струну по второй, 10 струну по третьей, и т.д.
9. Настраиваем бурдон в октаву по пятой струне.
10. Слушаем, что у нас получилось. При необходимости корректируем высоту 1 струны и производим настройку, начиная с пункта 2.
Пожалуй, на этом все, теперь вы знаете, как настраивать гусли. Надеюсь, что статья была вам полезна, и помогла разобраться в столь важном вопросе.
Уважаемые музыканты-профессионалы, не судите строго и не ругайтесь за множество допущений и упрощений в теоретической части. Цель статьи – донести информацию до людей, впервые взявших в руки музыкальный инструмент, и помочь им самостоятельно настроить гусли. Если кому-то из читателей это удалось – я считаю, что цель достигнута.
основатель мастерской «Гусли и Струны»
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
В продолжение статьи о настройке гуслей размещаю ссылки на видео:
Желаю всем творческих успехов!
Я ндекс-кошелек: 41001306126417
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Как установить струны на гусли
Сегодня я расскажу вам об одном из способов установки струн на гусли. Способ этот отличается простотой и надежностью крепления. А если заранее заготовить струн по приведенной ниже методике, то можно очень быстро заменить внезапно лопнувшую струну.
Струнодержатель крыловидных или лировидных гуслей как правило представляет собой п-образную скобу либо металлический стержень. Струны мы будем крепить таким образом, что они сами будут затягиваться в петлю на струнодержателе.
Из инструментов нам понадобится лишь пара небольших плоскогубцев, чтобы накрутить на концах струн маленькие петельки. Делается это следующим образом.
Отступаем от края струны миллиметров 10-15 и загибаем конец.
Зажимаем изогнутый конец плоскогубцами, как показано на фото.
Берем в другую руку вторые плоскогубцы, захватываем ими короткий свободный конец и аккуратно, виток к витку, накручиваем его на длинный конец струны.
Когда короткий конец будет полностью накручен на длинный – наша петелька готова.
Возможно, не сразу петельки получатся красивыми и аккуратными, можно сначала потренироваться на небольшом кусочке струны.
Теперь берем нашу струну, пропускаем петелькой под струнодержатель.
Свободный конец струны в свою очередь пропускаем в петельку. Вот она и получилась, самозатягивающаяся петля на струнодержателе.
Итак, сами струны у нас готовы, теперь поговорим о колках.
Вкручиваем колки в корпус на такую глубину, чтобы от корпуса до отверстия для крепления струны оставалось примерно 25 мм.
Закрепляем струну на стержне струнодержателя (как было описано выше), свободный конец струны подтягиваем к колку. Оставляем миллиметров 60-70 для намотки, остальное отрезаем. Не нужно оставлять слишком длинный конец, для надежного крепления хватит двух-трех витков.
Загибаем конец и вставляем его в отверстие колка.
Придерживая пальцем, закручиваем колок. Делаем 1 виток вверх, остальные вниз.
Когда струна натянулась, выравниваем петельку у струнодержателя. Как правило, петелька становится на расстоянии нескольких миллиметров от стержня, к тому же немного не ровно. Просто берем какой-либо металлический предмет, например маленькие плоскогубцы, и подталкиваем петельку ближе к струнодержателю.
Теперь все у нас ровно и красиво.
После того как установили все струны, выравниваем высоту их над декой, двигая нижний виток вверх-вниз.
Теперь можно оставить гусли на некоторое время, чтобы струны немного растянулись, после чего приступать к настройке.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Гусли
Вполне, кстати, характерно для русских: европейцы мучаются, пианино конструируют, а у нас просто взяли, натянули струны на резонансовый ящик – и получилось примерно то же самое, только проще в изготовлении и транспортировке.
«Гусельная доска», «досточка гусельная» — под таким названием упоминается в песнях и былинах инструмент и его составные части: «досочка», «шпенечки» (название колков в былинах, служивших для «налаживания» струп, иначе настройки), струны. Корпус гуслей состоял из нескольких дощечек, собранных затем в широкий и плоский ящик, имеющий внутри резонаторную полость. В старину материалом для изготовления служили явор (разновидность клена с белой древесиной), рябина, яблоня, ель. Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн.
Совсем недавно при археологических раскопках, проводившихся в Новгороде (1951-1962 гг.), в культурном слое XI века среди предметов из кожи, кости, тканей и дерева были обнаружены и музыкальные инструменты. В числе находок были детали и самых древних гуслей.
Особую ценность археологических раскопок в Новгороде представляют подлинные гусли первой половины XII века. Корпус инструмента из деревянного бруска выполнен в более изящной форме. Это плоское корытце с пазами для шести колков. Левая сторона инструмента имеет скульптурное оформление в виде головы и части туловища ящера. На тыльной стороне — изображение льва и птицы. Орнаменты на гуслях свидетельствуют о языческих культах древнего Новгорода. Материалом для изготовления служила древесина березы, рябины, ели.
Сверху полость закрывалась еловой декой, усиливающей их звучание. В нижней части размещался круглый валик, т. наз. струнодержатель, в верхней — деревянные колки настройки инструмента. Металлические струны (от 4 до 6), установленные на инструменте, усиливали его звучание. Эта простейшая форма гуслей способствовала тому, что играющие могли носить инструмент «под пазухой», «под мышкой».
На протяжении многих веков гусли усовершенствовали, изменяя форму, увеличивая количество струн, украшая резьбой и росписью. Существуют гусли шлемовидные, треугольные, трапециевидные, прямоугольные (щипковые).
Разновидности гуслей
Гусли шлемовидные, или «псалтирь», имели шлемовидный клееный корпус из тонких дощечек, обычно еловых Размеры инструмента — длина 900 мм, ширина 475 мм, высота ПО мм. Количество струн от 11 до 36.
Большой популярностью в народе пользовались 20-25-струиные гусли. Звукоряд диатонический. Струны на инструменте устанавливали жильные, поэтому звучание было тихое и мягкое.
Дека сделана из ели и имеет резонаторное круглое отверстие. С наружной стороны деки укреплены две дугообразные планки. В одной закреплены металлические штифты для крепления струн, в другую ввинчиваются металлические колки. Количество струн от 55 до 66. Строй вначале был диатонический. Позднее хроматический. Широкого распространения в народном музицировании не получили.
Настройка инструмента
В начале XX века появились усовершенствованные гусли, корпус которых склеивался из тонких дощечек (деталей), а количество струн увеличилось уже до тринадцати.
Способы извлечения звука
Пальцы левой руки находятся на струнах (при игре ими приглушают звучание ненужных струн), пальцами правой руки ударяют по открытым струнам. Пальцы всегда расположены у ре-зонаторного отверстия. Чуть согнутыми, без напряжения подушечками пальцев прикасаются к струнам.
Играют на гуслях медиатором.
Это небольшая продолговатая пластинка с заостренным утлом, сделанная из кости, пластмассы, пластика. Размеры медиатора: длина не превышает 25 мм, ширина 20 мм, толщина 1 мм, форма овальная. Играют медиатором с двух концов: заостренный край дает резкий звук, заоваленный — более мягкий. Для мягкого звучания медиатор слегка сжимают, ослабляя пальцы правой руки. Левая рука при перестановке пальцев на струнах в различные позиции заглушает те струны, входящие в аккорд, которые не должны звучать.
Приемы игры
Звук на инструменте извлекается следующими способами:
Удар по струне делается более резко и сильно, акцентируя.
Устройство и основные детали инструмента
ля корпуса гуслей используется высушенная доска березы, рябины, клена, ели. Поверхность древесины должна быть ровной, доска — гладко простроганной с четырех сторон (две пласти и две кромки) и отпиленной по размеру.
Изготовление инструмента ведется в следующей последовательности:
Таким образом, с боковых и торцевых сторон доски получаются четыре стенки. Торцевые стороны должны быть более широкими.
Дека (от нем. Decke, букв. — крышка) — необходимая часть корпуса струнных инструментов, служащая для усиления и отражения звука. Изготавливается из резонансной древесины, но также применяют и клееную фанеру.
Колебания струн передаются декой через подставку. Верхняя дека инструментов имеет резонаторные отверстия. Чтобы дека не деформировалась при натяжении струн, ее наклеивают на деревянные планки (пружины), проходящие внутри корпуса.