что такое буксир на море
Что такое буксир на море
На некоторых типах буксиров-толкачей имеется устройство, поднимающее и опускающее рулевую рубку, что позволяет повысить обзорность и обеспечить безопасный проход под мостами. Буксировка, как правило, применяется в море, а способ толкания используется на озерах и реках. Заметим, что толкание обеспечивает существенное увеличение тяги (макс. до 20%), если сравнивать с буксировочными операциями.
Исходя из района плавания буксирные суда делятся на морские и речные.
Морские это:
Речные делятся на:
Азимутальные устройства состоят из обычных винтов, оборудованных поворотными насадками, которые могут вращаться на 360 градусов для предоставления тяги в любом направлении без использования рулей. Наиболее распространена конструкция, получившая название «Z-Drive» благодаря особенности вала который горизонтален на выходе из двигателя, вертикален по отношению к корпусу и снова горизонтален на ступице винта, в целом образует собой форму подобную букве «Z», также устанавливаются конструкции типа «L-Drive».
Как правило, буксиры типа ASD имеют буксирную лебедку на баке, но иногда и на корме. В большинстве случаев буксиры ASD используются как портовые буксиры, для сопровождения судов в акватории порта и в открытом море. Среднее тяговое усилие составляет порядка 65 тонн (и более).
Voith Schneider Propeller (VSP) – крыльчатый движитель Фойта-Шнайдера, это устройство, которое обеспечивает тягу во всех направлениях. Он объединяет в себе движитель и систему управления. Оборудованному VSP судну не требуется руль. Упор и рулевое усилие могут быть получены в любом направлении.
Движитель состоит из круглой пластины, вращающейся вокруг вертикальной оси, со множеством вертикальных лопастей. Каждая лопасть вращается вокруг вертикальной оси по эпициклоиде при помощи внутреннего механизма, который изменяет угол атаки лезвий в синхронизации с вращением пластины, так чтобы каждая лопасть могла обеспечить толчок в любом положении.
VSP устанавливается на судне так, что только лопасти выступают из корпуса судна.
Еще один современный тип – это роторные буксиры (Rotor tug), отличаются от ASD наличием азимутальных подруливающих устройств, не только в корме, но и в носовой части, что обеспечивает высокую маневренность этих судов. Этот тип буксирных судов признан наиболее эффективным во многих портах по всему миру.
Как маленькие буксиры тянут большие суда?
С появлением флота и транспортировки разных грузов по воде люди озаботились созданием уникальных судов – вспомогательных. Так начали появляться буксиры, причем их развитие было стремительным. Возникло множество типов и видов вспомогательных судов, которые используются не только во внешних водах, а и во внутренних.
Что такое буксир и как он работает?
Буксир относится к особой категории судов. Их основное предназначение – кантовка и буксировка прочих кораблей и специальных плавучих сооружений. Кроме этого, буксиры обеспечивают безопасность во время выполнения маневров других судов – к примеру, когда они пересекают сложные участки на своем пути, в гаванях, портах. Часто используются в спасательных, аварийных операциях.
Вспомогательные суда эксплуатируются по всему миру и представляют корабли среднего либо небольшого размера. Конструкционные особенности могут меняться. Все зависит от типа и назначения.
Буксировочные суда отличаются от других большей маневренностью, повышенной прочностью, мощностью, остойчивостью, а также наличием приспособлений для толкания и буксирования.
Остойчивость является одной из ключевых характеристик буксира. Это способность судна держаться на плаву под действием внешних сил. При этом оно наклоняется в разные стороны, но затем снова возвращается в исходную позицию. К важным характеристикам относят и непотопляемость.
Буксировочное приспособление располагается возле центра тяжести. Это позволяет судну маневрировать, даже когда буксирный канат находится в состоянии натяжения.
На буксирной дуге крепится гак (крюк), который может менять положение с одного борта на другой. Буксиры работают с большими весами, повышенной инерционной силой.
Буксир тянет баржу
Поэтому рывки каната, поперечное натяжение могут просто опрокинуть судно. Для предотвращения подобных ситуаций гак оснащен амортизирующими приспособлениями. В случае опасности возможен дистанционный сброс каната. При излишнем натяжении предусмотрено стравливание троса и в конструкции лебедки.
Интересный факт: прообраз первого в мире буксира был построен англичанином Джонатаном Гулльсом. Он назвал его «машиной, предназначенной для буксировки». Производство началось в 1850 году.
Ходовая рубка зачастую располагается на значительной высоте и обладает улучшенным остеклением. Тщательно продуман обзор, чтобы обслуживать судна с высокими бортами. У некоторых толкачей рубка может опускаться или подниматься для еще большей мобильности и функциональности.
У кантовщиков имеются улучшенные кранцевые и отбойные приспособления, чтобы смягчать удары, когда происходит столкновение с бортом другого судна. Основная отличающая характеристика буксировщика, в отличие от других разновидностей судов – это тяга либо упор (сила воздействия на объект транспортировки), а не скорость передвижения.
Также ему свойственна глубокая осадка, так как для повышения КПД необходимо использование относительно габаритных гребных винтов. Они должны находиться полностью в воде, не быть оголенными, что важно при транспортировке крупных судов короткими тросами в узких местах. Большие винты при невысокой скорости работы способны справляться со значительными массивами воды.
В конструкции буксиров используются всевозможные виды гребных винтов: с фиксированным и регулируемым шагом, винторулевые колонки, водометные и крыльчатые движители. Использование того или иного типа винтов зависит от предназначения буксира.
Применение крупных винтов объясняется тем, что они позволяют увеличить тяговые характеристики буксировочного судна. Чем меньше обороты двигателя, тем больше диаметр гребного винта. К примеру, на катерах и различных скоростных суднах, использование больших винтов неуместно.
Виды буксиров
Буксиры могут быть портовыми, океанскими или морскими – все зависит от предназначения.
Океанские рассчитаны на дальние расстояния, буксировку разных плавучих сооружений, а также крупных судов. Мощность составляет 1200-4000 л.с. Скорость загруженного буксира – до 11 узлов, на обычном ходу – до 17. Также увеличен объем топлива – до 25 суток хода. Это позволяет буксиру перемещаться в пределах 19 000 км.
Несколько буксиров транспортируют судно
Океанские суда, которые предназначены для аварийно-спасательных работ, имеют на борту специальное оборудование – для ремонта, устранения пожаров, слива воды. Также они могут оснащаться электросварочными и водолазными средствами.
Буксиры, которые используются в пределах морского бассейна, обладают мощностью 500-2200 л.с. Характеристики соответствуют условиям региона их эксплуатации. Такие буксиры могут выступать в роли морских спасателей.
Портовые буксировщики разделяются на внутренние и рейдовые. Их мощность – 200-600 л.с. Главная задача – транспортировка плавательных средств на рейдах и в гаванях.
Наиболее распространенным типом является кантовщик, используемый на верфях и в гаванях. В крупных портах таких судов может быть несколько десятков. Подразделяются на рейдовые и портовые.
Многоцелевые и морские линейные буксировщики перемещают баржи, буровые комплексы, недостроенные корабли на большие расстояния. Такой тип судна обладает улучшенной противопожарной системой, трюмами и приспособлениями для транспортировки грузов.
Спасатели – самые большие буксиры, относящиеся к океанскому виду. Отличаются большой автономностью и радиусом использования. Могут проводить спасательные работы, выполнять функции плавучих медпунктов, подавать электричество, тепло и т.п.
Буксир-плотовод осуществляет перемещение плотов на реках, а также занимается лесосплавом. Обладает высокой прочностью, малой осадкой и дополнительными приспособлениями.
Толкачи используют на озерах, водохранилищах, реках. Они транспортируют несамоходные суда, такие как лихтеры, баржи, секции, толкая их носовой частью. Также для этого есть специальные сцепы, упоры.
Буксиры – это важная категория вспомогательных технических судов, без работы которых невозможно полноценное функционирование остального флота. Они способны перемещать суда различных размеров за счет высокой мощности, остойчивости, маневренности, а также благодаря конструкционным особенностям и наличию специального оборудования.
Источник: Как маленькие буксиры тянут большие суда?, на сайте еще больше интересных статей Научно-популярный журнал «Как и почему». Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, пишите комментарии!
буксир
Полезное
Смотреть что такое «буксир» в других словарях:
БУКСИР — (англ.). Цепь или веревка, на которой ведут буксируемое судно. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУКСИР 1) канат для буксирования одним судом другого; если буксируется что нибудь очень тяжелое, то… … Словарь иностранных слов русского языка
Буксир — Буксир … Википедия
БУКСИР — БУКСИР, буксира, муж. 1. Пароход, буксирующий другие суда. 2. Канат для буксировки. Баржа идет на буксире. Брать на буксир. Тянуть на буксире. 3. перен. Общественное содействие кому чему нибудь для ускорения темпа работы (неол. газет.).… … Толковый словарь Ушакова
буксир — идти на буксире. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. буксир трос, буксирчик, толкач, судно, туер Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
БУКСИР — БУКСИР, а, муж. 1. Самоходное судно, буксирующее другие суда, плоты. 2. Трос для буксировки. Тащить, тянуть, вести на буксире. • Взять на буксир кого (разг.) помочь кому н. в выполнении чего н. Идти на буксире у кого (разг.) действовать при… … Толковый словарь Ожегова
Буксир — (Remorque, Tow rope) веревка, посредством которой буксируютсудно. Подать Б. значит передать конец Б. на другое судно; отдать Б. обратное значение, травить буксир удлинять Б., выбирать Б. укорачивать, принять Б. взять на судно конец Б., закрепить… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Буксир — 1) канат (трос) для буксировки. 2) То же, что Буксирное судно. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Буксир 1) Трос, при пом … Морской словарь
буксир — 1) трос буксировочный; 2) тот, кто буксирует. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
буксир — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN hawser … Справочник технического переводчика
БУКСИР — Брать /взять на буксир кого, что. Разг. Оказывать помощь отстающим в чём л.; способствовать какому л. движению, кампании за что л. ФСРЯ, 51; БМС 1998, 61; ПОС 2, 207; ЗС 1996, 122; ССРЛЯ 1, 810. Орущий буксир. Жарг. комп. Шутл. Музыкальный… … Большой словарь русских поговорок
Особенности работы буксиров и толкачей-буксиров
Особенности работы буксиров вытекают из большого комплекса операций, выполняемых в процессе буксировки судов и плавучих сооружений.
Буксир Elad, морской порт Хайфа
Источник: fleetphoto.ru
Для морских и океанских дальних буксировок используются мощные буксиры, обладающие высокими мореходными качествами, большими запасами топлива и других видов снабжения, в том числе буксирных канатов, ремонтного и водолазного оборудования. Особенно надежными должны быть у этих судов буксирное и рулевое устройства, движители, средства дальней радиосвязи для своевременного получения прогнозов погоды и ближней — для четкого взаимодействия буксирующих судов между собою (если, например, буксируется док) и с буксируемым объектом. В связи с тем, что на буксируемых современных крупнотоннажных трансокеанских баржах нет экипажей, буксир должен иметь средства для управления их механизмами по радио. Так, шведские океанские буксиры Нептун и Посейдон с помощью радиостанций управляют баржевыми дизель-генераторами, навигационными огнями, «туманными» горнами, якорными шпилями, клапанами креновых цистерн.
При океанской и морской буксировках несамоходных транспортных судов и особенно самоходных, потерявших ход или управляемость, нередко наблюдается большая рыскливость этих судов с отклонением на 60—70° и более от курса буксира. В случае значительного волнения и бортовой качки судов могут возникать сильные рывки буксирного троса с усилием, направленным почти под прямым углом к диаметральной плоскости буксира. Если последний расположен лагом к волне, то возможны опасные моменты, способные вызвать потерю остойчивости.
Буксир Tyrsky, озеро Сайма, пролив Кюренсалми
Источник: fleetphoto.ru
При океанской и морской буксировке доков иногда один из буксиров следует за доком, удерживая его от рыскания. Трос подается на док с носовой части буксира. Это лишает буксир нормальной управляемости, а при сильном волнении и поступательном движении дока буксир будет попадать в сложные положения, влекущие за собой крен, близкий к критическому, опасную заливаемость палубы.
Буксировка морскими и океанскими буксирами крупнотоннажных барж вследствие разности масс судов и нерегулярности волнения осложняется появлением сильных рывков буксирного каната, приводящих при жестком закреплении последнего, к разрывам.
Для исключения этого буксиры должны иметь автоматические буксирные лебедки и достаточную длину (до 750—800 м) буксирного каната на барабане. В последнее время на крупных буксирах применяют двух барабанные гидравлические лебедки.
Морские и океанские буксиры предназначены также для оказания помощи судам, терпящим бедствие, путем отбуксирования их в ближайший порт. В штормовых условиях с буксира подают буксирный канат с помощью линеметательной установки.
Буксир Pantodynamos, Татарский пролив, залив Советская Гавань
Источник: fleetphoto.ru
Для морских каботажных буксировок, осуществляемых между портами одного моря или портами, расположенными на соседних морях, буксиры должны иметь нормальные мореходные и прочие эксплуатационно-технические качества, допускающие их работу при любой погоде.
Малые морские буксиры, совершающие буксировки в прибрежных районах, должны в зависимости от наличия пунктов-убежищ иметь разрешение на плавание при соответствующем удалении от этих пунктов. Мореходность таких буксиров обычно ограничивается величиной волнения.
Морские рейдовые буксировки по обслуживанию разгружающихся или грузящихся на рейде (особенно на открытом морском рейде) транспортных судов достаточно сложны. Буксиры, выполняющие их, должны иметь маневренные качества, обеспечивающие уверенный подвод баржи к стоящему на якоре судну при значительных ветре и волнении, а также при насыщенности рейда стоящими на якорях судами.
Буксир Favorit, Германия, река Эльба
Источник: fleetphoto.ru
Для буксировки барж, транспортных судов и плавучих сооружений в морских портах буксиры должны иметь необходимое оборудование и маневренные качества. Объем работ, выполняемый портовыми буксирами, примерно следующий:
В связи со столь большой номенклатурой работ на стесненной акватории портовые буксиры должны иметь различные мощности, минимальные габариты, высокие маневренные качества при выполнении буксировочных работ с малой скоростью движения (3—5 уз и менее) и высокую остойчивость.
Палубные устройства должны обеспечивать крепление буксирных и швартовных концов при буксировке лагом, задним ходом и упором в борт перемещаемого судна.
Буксир Kurtarma 1, пролив Босфор
Источник: fleetphoto.ru
Для обеспечения быстрого отхода от причала или обслуживаемого судна и маневрирования среди стоящих в порту судов портовые буксиры не должны иметь прямолинейных участков ватерлиний и палубы в средней части, а кормовая палуба их должна быть хорошо закругленной в плане. Целесообразно придавать судну дифферент на корму, включая и строительный. Это обеспечивает возможность применения винтов большего диаметра. Необходимо подбирать руль большей площади и уменьшать диаметр циркуляции. Для свободного изменения курса при движении с судном на буксирном канате гак крепят в районе мидель-шпангоута (по английским данным — не далее, чем на 600 мм в корму от миделя).
При буксировке лагом применяют бортовые битенги, устанавливаемые впереди рубки и в районе машинной шахты. На случай буксировки судна задним ходом в ДП вблизи форштевня устанавливают носовой битенг. Для свободного проноса канатов вдоль борта от фальшборта к следующей палубе пиллерсы не предусматривают.
В связи с частыми реверсами при маневрировании в процессе работ портовые буксиры иногда строят дизель-электрическими, а в последнее время все чаще применяют на них крыльчатые движители.
Буксир VB Octeville, пролив Ла-Манш
Источник: fleetphoto.ru
Буксиры для озерных и речных буксировок, осуществляемых в естественных и искусственных водоемах разрядов «М», «О», «Р» и «Л» внутренних водных путей должны быть пригодны для одновременной транспортировки нескольких барж и лихтеров, причем комбинации буксируемого состава могут быть различными в зависимости от условий плавания. Поэтому буксир должен иметь возможность буксировать против течения на длинном (с регулируемой длиной), а по течению на коротком канате или на двух канатах, подаваемых на крайние баржи буксируемого состава.
Для речных портовых буксировок, выполняемых на буксирном канате способом толкания, лагом или комбинированно, требуются один-три буксира или буксир и толкач. При переводе современных крупных несамоходных судов требуются два малых буксира или один достаточно мощный буксир или толкач.
В число работ, выполняемых речными рейдовыми буксирами, входят: формирование и расформирование толкаемых и буксируемых составов; подача самоходных судов к грузовым причалам, от причала к причалу и от причалов на формировочный рейд и т. д.
Буксир V.B. Deauville, пролив Ла-Манш
Источник: fleetphoto.ru
Работа речного портового буксирного флота характерна большим разнообразием функций и рабочих процессов, усложняемых разнообразием типов, размеров и тоннажа обслуживаемых судов, а также протяженностью причальных линий, величиной акватории, отдаленностью формировочных и отстойных рейдов и общими судоходными условиями в границах порта.
Для речных канальных буксировок используют в зависимости от вида канала обычные речные буксиры и толкачи. На некоторых зарубежных каналах, проложенных между речными бассейнами и имеющих ограниченную ширину, применяют специальные канальные буксиры, характеризующиеся большим отношением длины к ширине.
Работа толкачей и толкачей-буксиров
Толкание как развивающийся и продолжающий совершенствоваться способ вождения несамоходных судов вызвал к жизни не только новые приемы судовождения, но и новые типы судов, судовых конструкций и оборудования.
Для вождения барж или секций толкач или буксир-толкач должен иметь соответствующие эксплуатационно-технические качества, при которых достигается экономически целесообразная скорость движения с составами оптимальной грузоподъемности (по мощности толкача), необходимые управляемость, видимость и пр.
Буксир Тритон и Викинг, река Северная Двина
Источник: fleetphoto.ru
Грузоподъемность состава зависит от мощности толкача и может быть ориентировочно оценена по типовым составам, приведенным в табл. 1.
Табл. 1 Типовые составы отечественных и зарубежных толкачей | |||||
---|---|---|---|---|---|
Мощность толкача л. с. | Состав (без толкача) | Нагрузка на 1 л. с. мощности толкача QС N,т/л. с. | |||
количество единиц в составе | длина LС, м | ширина BС, м | грузоподъемность QС, т | ||
Отечественные | |||||
450 | 2 | 150 | 13,0 | 3600 | 8,0 |
600 | 2 | 170 | 14 и 13 | 4600 | 7,7 |
800 | 2 | 172 | 14,0 | 5600 | 7,0 |
800 | 1 | 164 | 28,0 | 8000 | 10,0 |
1200 | 2 | 172 | 14,0 | 6260 | 5,2 |
1200 | 2 | 193 | 14,0 | 7500 | 6,3 |
1200 | 1 | 172 | 26,0 | 12000 | 10,0 |
1340 | 2 | 230 | 14,0 | 7500 | 5,6 |
1340 | 1 | 172 | 26,0 | 12000 | 9,0 |
2000 | 4 | 230 | 14,0 | 8800 | 4,4 |
2000 | 4 | 172 | 28,0 | 11200 | 5,6 |
2000 | 4 | 197 | 28,0 | 15000 | 7,5 |
4000 | 4 | 197 | 28,0 | 15000 | 3,8 |
4000 | 2 | 228 | 28,0 | 18000 | 4,5 |
Зарубежные | |||||
480 | 4 | 100 | 11,4х2 | 2800 | 5,83 |
700 | 6 | 201 | 16,0 | 4800 | 6,85 |
800 | 7 | 152 | 16,0 | 2200 | 2,75 |
800 | 3 | 110 | 11,4 | 3000 | 3,74 |
980 | 2 | 146 | 15,2 | 5700 | 5,80 |
1120 | 8 | 160 | 20,2х2 | 3600 | 3,20 |
1260 | 4 | 164 | 18,4 | 5240 | 4,15 |
1380 | 6 | 170 | – | 9000 | 6,50 |
1600 | 8 | 260 | – | 112000 | 7,60 |
1800 | 6 | 170 | – | 7770 | 4,30 |
1800 | 9 | 170 | 22,5 | 4300 | 2,39 |
1980 | 6 | 170 | – | 8000 | 4,03 |
2400 | 4 | 164 | 18,4 | 4500 | 1,88 |
2400 | 4 | 320 | 15,9 | 13100 | 5,45 |
3200 | 3 | 260 | 15,2 | 11700 | 3,66 |
3200 | 11 | 366 | 16,5 | 12000 | 3,75 |
3200 | 4 | 320 | 15,9 | 13100 | 4,10 |
3200 | 6 | 260 | 15,2х2 | 18000 | 5,63 |
3500 | 8 | 320 | 15,9х2 | 20000 | 5,70 |
4800 | 8 | 320 | 15,9х2 | 24000 | 5,00 |
4800 | 8 | 357 | 15,9х2 | 28000 | 5,80 |
5400 | 3 | 260 | 15,2 | 11700 | 2,16 |
5400 | 8 | 320 | 15,9х2 | 24000 | 4,49 |
8500 | 40 | 600 | 10х4 | 40000 | 4,70 |
8500 | 12 | 320 | 15,9х3 | 39300 | 4,62 |
Как видно из таблицы, величина нагрузки по грузоподъемности на 1 л. с. толкача различна, так как сложность проводки состава каждого типа неодинакова. Большегрузные составы с полным грузом даже при высоких нагрузках на 1 л. с. толкача (8—10 т) во время ветра и волнения хорошо держатся на курсе и следуют, как правило, без дрейфа. Эти же составы без груза при ветре даже в случае перекладки рулей или насадок толкача на полный угол имеют сильный дрейф из-за большой парусности. Состав может перекрывать большую часть или всю ширину судового хода, мешать движению встречных судов. Чтобы не допустить этого, толкач должен иметь достаточную мощность, способную развить большую скорость, и рулевое устройство, обеспечивающее управление составом.
Буксир Vanna C, Средиземное море, Адриатическое море
Однако и при наличии указанных данных судоводитель часто должен снижать скорость по условиям плавания. Это может потребоваться при расхождении с большими составами, занятости пути другими судами и обязательно при подходе к бьефам и каналам шлюзов, при входе в шлюзы. Здесь высокая мощность не нужна. Поэтому, например, на Волге порожние кильватерные секционные и баржевые составы водят в два пыжа. Это почти в два раза сокращает длину состава, а соответственно и парусность, благодаря чему дрейф состава даже при значительном ветре не превышает допускаемых величин. Толкач хорошо управляет составом.
С появлением на Волге толкачей мощностью 2000 и 4000 л. с. вошли в практику эксплуатации большегрузные двухпыжевые составы. Имеются предложения об установке впереди состава широкой, равной ширине состава управляющей балластируемой приставки, оборудованной рулями или мощным подруливающим устройством, или о расформировании состава на две части по длине и вождении второй части на буксире, а первой, состоящей из головных секций или барж — способом толкания. Эти секции будут составлять вместе с толкачом большой хорошо управляемый буксир для идущей сзади на коротком буксире второй части состава — из концевых секций или барж.
Буксир British, Чёрное море
Источник: fleetphoto.ru
Заметим, что толкачи на реках США кормовыми и носовыми якорями не оборудуются. При формировании составов баржи подаются к линейному толкачу, который удерживает состав на реке.
Сцепное устройство мощных линейных толкачей должно обеспечивать сцепку как с кильватерными, так и с двухпыжевыми составами. При этом желательно, чтобы в последнем случае толкач располагался в диаметральной плоскости состава. Сцепное устройство по прочности должно соответствовать разряду района плавания судна, а по конструкции — быть унифицированным для данного бассейна или ряда смежных бассейнов.
Движительно-рулевой комплекс толкача должен обеспечивать:
Толкач на заднем ходу должен развивать мощность, максимально приближающуюся к мощности переднего хода.
Буксир STDM NO30, Южно-Китайское море
Источник: fleetphoto.ru
Большая длина состава (см. табл. 1) делает сложным наблюдение за акваторией впереди движущегося состава, поэтому ходовая рубка толкача размещается на третьем и даже на четвертом ярусе надстройки — в зависимости от мощности толкача.
Иногда применяют дополнительные меры обеспечения видимости курса, например, телевизионные установки на головной единице состава с экраном в рубке толкача, однако распространения они пока не получили.
Большое значение имеет обеспечение видимости впереди состава в ночное время. Для этого на толкачах устанавливается по два (или одному на малых) прожектора, способных освещать реку за 1,0—1,5 км впереди головного судна толкаемого состава. Кроме прожекторов для движения в условиях плохой видимости в ходовых рубках толкачей устанавливают радиолокаторы, а на толкачах класса «О» — и магнитные компасы.
Буксир TAK-10, Балтийское море, Куршский залив
Источник: fleetphoto.ru
В отличие от буксира толкач движется сзади состава на значительном удалении от носовой оконечности головного судна. Поэтому для проверки глубин реки толкачи иногда оборудуются эхолотами с выносными вибраторами, устанавливаемыми у носовой оконечности переднего судна состава. Ввиду значительной удаленности носовой оконечности состава от рубки толкача требуется также двусторонняя телефонная или громкоговорящая командная связь.
Толкачи, предназначенные для вождения нефтеналивных барж, должны иметь станцию инертных газов, подаваемых в грузовые танки и свободные отсеки барж. У толкачей-буксиров обязательно предусматривается механизированное буксирное устройство. Толкачи должны иметь буксирный гак и механизированную вьюшку на случай буксировки порожних составов в ветреную погоду.
Эксплуатационно-экономические преимущества толкания по сравнению с буксировкой весьма значительны:
Кроме указанных преимуществ при толкании судов появилась возможность создать и широко использовать высокоэффективные несамоходные суда новых типов, которые для буксировки не применялись. Это секционные составы, имеющие значительно меньшее сопротивление воды по сравнению с баржевыми составами одинаковой грузоподъемности. Внедрение их обеспечило дальнейшее повышение скорости движения толкаемых составов на 10—12% (дополнительно к указанному в п. 1).
Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter