что такое брс в университете
Балльно-рейтинговая система — что это и с чем её «едят»?
Тамара Коновалова
А ты готов перейти на новый формат? Ведь это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале. Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д
Продолжим знакомиться с понятиями, с которыми вам придется столкнуться, когда вы станете студентами.
Сегодня хочу рассказать о БРС – балльно-рейтинговой системе.
Что это? В чём её суть? В каких университетах применяется? Какие плюсы и минусы имеет эта система? Ответы на данные вопросы вы узнаете в этой статье.
Что такое балльно-рейтинговая система?
Балльно-рейтинговая система представляет собой систему оценки качества освоения образовательной программы студентом в сравнении с другими учащимися.
В чем суть?
Суть балльно-рейтинговой системы заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные показатели.
Другими словами, это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале.
Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д (в сумме не более 40 баллов*). В конце каждого семестра все баллы суммируются между собой и прибавляются к баллам, полученным студентом на экзамене (максимально можно получить 60 баллов) и уже после этого переводятся в оценку по следующей схеме*:
86 – 100 баллов – «5»
70 – 85 баллов – «4»
51 – 69 баллов – «3»
Если по итогу студент набирает меньше 51 балла, то считается, что он не освоил дисциплину.
*- данная схема, так же как и деление 100 баллов на «40 – за семестр, 60 за экзамен» может незначительно отличаться в зависимости от вуза.
В каких университетах применяется?
Балльно-рейтинговая система применяется в таких вузах, как ВШЭ, РУДН, РЭУ, Финансовый Университет, МФЮА, МПГУ, СПБГЭУ, УРФУ, КФУ, ЮФУ и др. Точную информацию о том, применяется ли балльно-рейтинговая система в выбранном вами учебном заведении, вы всегда можете найти на сайте самого вуза.
Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система?
Минусы:
Хотя одной из целей БРС и является ликвидация субъективности при оценивании студентов, все равно, если нет чётких критериев того, как должен оцениваться тот или иной вид работы, преподаватель устанавливает их так, как считает нужным. Более того, нередко преподаватели учитывают баллы студентов лишь формально, ставя оценку в конце семестра «на глазок».
Я, как человек, который совсем недавно ушел от привычной школьной системы и стал учиться по балльно-рейтинговой, могу сказать, что мне гораздо труднее было написать о минусах БРС, чем о плюсах.
А это значит, что все-таки учиться, получая баллы, а не оценки, немного проще. Ведь ты всегда знаешь: всё зависит только от тебя, ты можешь немного «похалявить» в течение семестра, но тогда на экзамене станет сложнее, потому что будешь знать, что до желаемой оценки тебе не хватает немало баллов, а это добавляет волнения (я лично была свидетелем несчастной сцены,к когда одногруппникам не хватило 3-5 баллов до четверки и они «слетели» со стипендии»). Так что в этой системе уж точно всё в ваших руках!
Теперь, увидев на сайте понравившегося вам вуза информацию о том, что в нем применяется балльно-рейтинговая система, вы будете знать о ней чуточку больше и будете предполагать, что вас ждет!
Что такое балльно-рейтинговая система оценивания в вузах
Содержание статьи
Традиционная и балльно-рейтинговая системы оценивания: основные отличия
Традиционная для российских вузов система оценивания знаний базируется на том, что свои знания студент должен показать на экзамене или зачете. Интенсивность же работы в семестре, посещаемость, качество выполнения лабораторных работ и другая учебная активность при этом может влиять на допуск к экзамену — но не на итоговую отметку. Конечно, зачастую преподаватели ставят особо отличившимся студентам пятерки «автоматом»; а на экзамене мучают «прогульщиков» каверзными дополнительными вопросами и гораздо мягче относятся к тем, кто в течение семестра демонстрировал учебное рвение, а на экзамене вытащил не самый удачный билет. Однако все равно решающим фактором при традиционной системе оценивания остается успешность сдачи экзамена. Как при этом учитывать работу в семестре (и учитывать ли вообще) — зависит лишь от «доброй воли» преподавателя.
Балльно-рейтинговая система, переходить на которую отечественные вузы начали с 2011 года, основывается на совершенно других принципах. Здесь успешность сдачи экзамена или зачета — лишь один из факторов, влияющих на оценку. Не меньшее (а часто — гораздо большее) значение имеет работа в течение семестра — посещение занятий, ответы на вопросы, выполнение контрольных работ и домашних заданий и т.д. Таким образом, студенты, претендующие на хорошие оценки, вынуждены «грызть гранит науки» на протяжении всего учебного года, накапливая баллы для успешной аттестации. При этом объем «домашних работ» при БРС в среднем выше, чем при традиционной системе оценивания — ведь баллы надо на чем-то зарабатывать.
Часто одновременно с введением БРС университеты также запускают системы личных кабинетов, выполняющие также роль «электронных журналов» — и у студентов появляется возможность отслеживать свой рейтинг «в режиме реального времени».
Что влияет на оценку при балльно-рейтинговой системе обучения
Как правило, при БРС используется стобалльная шкала. При этом определенную долю баллов (как правило, от 20 до 40) студенту может принести ответ на экзамене, остальное же — баллы, которые «накапливаются» в течение семестра. Они могут начисляться, например:
Часто преподаватели ближе к концу семестра предлагают студентам, набравшим малое количество баллов, дополнительные задания, выполнение которых может повысить их рейтинг.
Накопленные таким образом баллы суммируются с баллами, полученными за экзамен. Полученный итог переводится в оценку, которая проставляется в ведомость и зачетку.
Шкала может варьироваться в зависимости от положения о балльно-рейтинговой системе обучения, принятой вузом. Как правило:
Во многих случаях баллы, накопленные в семестре, можно «обменять» на оценку, не сдавая экзамен. Естественно, «отлично» в таком случае получить практически нереально, но студенты, которые не гонятся за «красной» зачеткой, часто используют эту возможность облегчить себе жизнь в сессию.
На что еще влияет рейтинг студента
Несмотря на то, что в ведомость оценка проставляется по пятибалльной системе, результаты по стобалльной шкале как правило учитываются при формировании рейтинга успеваемости студентов курса. А он, в свою очередь, может влиять на назначение повышенных (в том числе персональных) стипендий, установление индивидуальных скидок на обучение и предоставление иных «бонусов».
В некоторых университетах баллами, учитываемыми при формировании рейтинга, могут оцениваться также другие достижения студентов — научная работа, участие в общественной жизни вуза, волонтерская деятельность и т.д.
Плюсы и минусы балльно-рейтинговой системы
Балльно-рейтинговая система имеет ряд серьезных преимуществ:
Однако то, насколько адекватной является БРС в каждом конкретном случае, во многом зависит от вуза, и от конкретного преподавателя. Такая система оценивания значительно увеличивает объем его работы: он должен разработать и утвердить на заседании кафедры систему оценивания, придумать задания, а в течение семестра тратить время на их проверку. И, если преподаватель отнесся к этому делу чисто формально, учеба по балльно-рейтинговой системе может вылиться в бесконечные тесты и скучные рефераты.
Про этом довольно часто непроработанная система начисления накопительных баллов ведет к «перекосам» — например, простое присутствие на занятии оказывается «дороже» успешно выполненной работы, а несколько слов «в тему», сказанных на семинаре, приносят столько же баллов, сколько трудоемкая письменная работа. И в таких случаях о повышении мотивации говорить трудно.
Кроме того, БРС иногда ведет к парадоксальному, казалось бы, результату: снижению успеваемости студентов. Многие молодые люди, стремясь сэкономить время и силы, просто отказываются от дополнительных заданий или сдачи экзамена, если знают, что уже набрали «минимальный балл», позволяющий им быть аттестованными по курсу.
Разобираемся в балльно-рейтинговой системе
Пятибалльная шкала — это неотъемлемый элемент российской школы, к которому привыкли учителя и ученики. В 11 классе эта устоявшаяся система ломается уже на едином государственном экзамене, где участники получают первичный балл, который переводится в тестовый по 100-балльной шкале. Немного непривычно, но слушатели курсов ЕГЭ в центре TwoStu готовы к таким новшествам. Сейчас же мы расскажем о балльно-рейтинговой системе (БРС), с которой столкнутся студенты, поступившие в ВУЗ.
Как появилась БРС?
Исторически в советских и позже в российских школах была принята пятибалльная система оценивания знаний учеников. В ВУЗах эта система делилась и делится на две подсистемы, которые помогают оценить итоговые достижения студентов в зависимости от важности предмета:
Четырехбалльная система базируется на следующих отметках:
Такая система была хороша синхронизацией оценивания в учреждениях высшего и школьного образования. Вместе с тем, она недостаточно полно учитывает специфику обучения в ВУЗе, где студенты более самостоятельны, а следовательно нуждаются в более эффективных стимулах. С этой задачей хорошо справляется БРС, которая позволяет выставлять баллы за все виды деятельности на протяжении всего семестра (полугодия) и накапливать их для выведения итоговой оценки.
Предпосылками для введения БРС стало присоединение России к Болонскому процессу, который максимально сближает системы высшего образования в разных странах Европы. Для этого нужно, чтобы системы оценивания в разных ВУЗах «Болонского пространства» были максимально близки. Для этого выбрали наиболее удобную 100-балльную систему оценивания. РФ присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, а переход на БРС начался годом ранее, когда был утвержден приказ Минобрнауки №2654 об экспериментальном введении рейтинговой системы.
Что такое БРС?
Балльно-рейтинговая система — это система оценивания накопительного типа. Ее сущность состоит в том, что на протяжении семестра студент выполняет определенные виды деятельности и получает за это соответствующее количество баллов. В конце все баллы суммируются и полученный результат переводится в итоговую оценку по определенной шкале, например, принятой в УГТУ:
Следует отметить, что в других ВУЗах критерии перевода могут несколько отличаться, но суть остается прежней. Наиболее логичной является БРС, синхронизированная с международными буквенными оценками по «болонской» шкале ECTS. Пример такой синхронизации приводится в таблице ниже, по которой оцениваются результаты обучения в БГТУ. Эта система помогает переводить ВУЗовские оценки в оценки международного образца, чтобы диплом принимали и «понимали» в европейских странах.
До сих пор мы говорили об оценивании предметов, которые завершаются видом итогового контроля в виде экзамена. Аналогичный подход используется при оценивании курсовых / дипломных работ или проектов и некоторых других видов деятельности. Также могут отличаться подходы к оцениванию учебных предметов, которые завершаются зачетом.
Где-то максимальный балл ограничивается 60 баллами, а проходной результат для получения зачета составляет 31 балл. В других ВУЗах поступили более логично, оставив все ту же 100–балльную систему. Набрав больше 61 балла, студент получает отметку «зачтено». Более того, хорошо работая на протяжении всего семестра, он может «заработать» достаточное количество баллов и не принимать участие в итоговом контроле.
Зачем нужна БРС?
Как мы уже поясняли, БРС сближает российскую систему оценивания в ВУЗах с европейскими, благодаря чему выпускники имеют возможность получать дипломы международного образца. Кроме того, балльно-рейтинговая система отличается следующими преимуществами:
Подтверждением преимуществ БРС является широкое распространение этой системы. Многие ведущие и региональные ВУЗы внедрили балльно-рейтинговый подход, который упрощает жизнь как самим студентам, так и администрации.
Как студентов убивает балльно-рейтинговая система
«Прости, дружок, ты не попал в 25% рейтинга» — в переводе на денежный эквивалент это означает, что отныне студент платит за учебу в два раза больше, чем до этого. Потому что он слетел со скидки по балльно-рейтинговой системе. Откуда взялся этот механизм, зачем нужен и почему плохо работает в российских вузах — выпускница Вышки Настя Никушина.
Нужное заимствование
Балльно-рейтинговая система — способ ранжирования студентов в общем рейтинге, который формируется на основе промежуточных оценок каждого учащегося. В итоге получается длинный список из всех студентов потока, от «худшего» к «лучшему».
Эта система пришла в российское высшее образование из зарубежных колледжей и университетов. Её отмежевывают от общего процесса «болонизации» российских вузов, начавшегося в 1999 году.
Чиновники настаивают: балльно-рейтинговая система — благо для российского студента
В реалиях нашего высшего образования она преподносится как воплощение поговорки «что посеешь, то и пожнешь» — это максимально объективный способ распределения вузовских привилегий вроде стипендий и мест в приказе о зачислении на бюджет. По рейтингу определяют, какие студенты поедут учится по обмену или даже поступят в иностранную магистратуру.
Редкий российский вуз не использует балльно-рейтинговую систему: ВШЭ, РУДН, РЭУ им. Плеханова, МФЮА, МПГУ, УрФУ, КФУ и это далеко не весь список. При этом единой практики не существует, а потому одним студентам «рейтинг» кажется бессмысленным пустяком, важным только для тех, кто хочет быть в студсовете, а для учащихся, например, Вышки, он становится альфой и омегой высшего образования.
Как это работает на местах
Приказ «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» действует с 11 июля 2002 года. Но четких указаний на то, как балльно-рейтинговая система должна выглядеть в каждом конкретном вузе, в документе нет. Есть только наглядный пример: «Возможно использование варианта системы, в котором из 100 баллов по дисциплине до 60 баллов выставляется за текущую работу в семестре и от 20 до 40 — за экзамены и зачеты».
Так рейтинг устроен, например, в РАНХиГС. Позиция в нем ни на что не влияет, от нее не зависит размер скидки, она не заботит ни студентов, ни преподавателей. Те спрашивают: «Вам место важно? Давайте тогда 60 поставлю». Неважно — ставят 40. Важно только тем, кто хочет попасть в студсовет, потому что на некоторых популярных программах порой вообще нет бюджетных мест.
Иначе рейтинг устроен в Высшей школе экономики, где учатся или бесплатно, или за очень большие деньги. Студенты, которые платят за обучение, ради попадания в верхние 15% от общего числа учащихся готовы почти воевать друг с другом: «Дать конспект? Нет, увольте, надо было самим на пары ходить!». Ради чего студенты жертвуют дружескими отношениями?
Первая позиция в рейтинге позволяет перейти с коммерции на бюджет. Если строчка с фамилией все-таки не верхняя, но тоже высоко, Вышка сохраняет студенту скидку на обучение — она может достигать 70%, то есть уменьшать плату за обучение минимум на 273 тысячи рублей. Еще есть «перцентиль» — элемент ранжирования, которые определяется на основе места человека в рейтинге, — он даёт право поступать на лучшие курсы по выбору. Словом, есть за что бороться. Правда соперник за место в рейтинге чаще обнаруживается в отражении.
Шанс учиться в вузе
Абитуриент, который решает подписать с вузом договор об оказании платных услуг, сразу оказывается в позиции обвиняемого. Он заведомо больше должен родителям, чем однокурсник-бюджетник. Вряд ли уйдет с программы, когда поймет, что учиться именно на ней — в тягость. Может быть, задумается, как бы устроиться на работу, чтобы самого себя содержать.
Да, тут надо сделать оговорку: не все люди, которые учатся на коммерции, такие. Мой опыт обучения в Вышке показывает, что тех, кого совесть за утекающие родительские деньги всё-таки мучает, большинство. И если человек учится на скидке, психологическое напряжение только растёт.
Хорошо, если у семьи есть достаточно денег, чтобы оплачивать обучение и со скидкой, и без нее. Иначе студент не имеет права выпасть из нужного процента рейтинга: учеба кончится, сгорят все уже потраченные деньги. При этом в Вышке скидку считают настоящей приманкой, которая даёт возможность поступить в вуз, но легко отнимается по ходу обучения. Сохранить изначальный размер скидки получается у немногих: единственная «удовлетворительно» за экзамен — уже заход на второй круг и отсутствие скидки как минимум год.
И вот странность: и платники, и бюджетники участвуют в общем рейтинге
Когда по нему определяют, кто будет первым выбирать учебные курсы или кто скорее поступит за рубеж благодаря самому высокому GPA (Grade Point Average, средний балл — прим.) – это нормально. Когда люди, незаинтересованные в переходе на бюджет или сохранении скидки, занимают места тех, кому важна каждая строка рейтинга сверху — это опасно.
Так платники начинают ненавидеть бюджетников с верхних строчек, а те, не желая ограничивать себя в получении знаний, активно работают на семинарах, снижая шансы улучшить оценки у платников. За рубежом таких проблем нет: бюджета почти не существует. Хотя возможно, что бюджетники перемешаны с платниками как раз для того, чтобы последним было сложнее.
Без гарантии объективности
Балльно-рейтинговую систему вводили ради удобства и объективности оценивания. Но «первая строчка» не всегда равняется «самому лучшему». В Вышке рейтинг составляется на основе итоговых оценок, которые складываются из работ за весь модуль, которых в вузе четыре — такие мини-семестры. При оценивании преподаватели могут ставить «отлично» тем, чьи работы слабее, но оформлены, написаны лучше. Особенно эта проблема заметна в гуманитарных науках.
В университетах, которые используют разбалловку — профессора назначают баллы от 0 до 100 за элементы контроля — другие трудности. Дискредитировать рейтинг могут сами педагоги, которые порой назначают баллы абсолютно рандомно, приравнивая ответ на семинаре к эссе. В итоге система становится бессмысленной.
Рейтинг не дает объективной сравнительной оценки студентов и создает психологические проблемы сомнительной адаптацией под российские реалии.
Тем не менее варианта лучше у российского высшего образования пока нет. Рейтинг все-таки дает возможность распределять бонусы за учебу не в случайном, но относительно понятном порядке, к которому можно подстроиться.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock / wavebreakmedia
Многомерная оценка. Плюсы и минусы балльно-рейтинговой системы
Пятерка, четверка, тройка или «неуд» – понятные еще со школы отметки. Казалось бы, что еще надо для объективной оценки знаний студента. А как насчет 88, 74 или 67 баллов? Попробуем разобраться.
На сколько баллов знаешь предмет?
Знания и умения обучающихся могут измеряться разными системами. Одна из них балльно-рейтинговая.
Большинству жителей постсоветского пространства, бывшим школьникам, привычна пятибалльная шкала. Мы сразу понимаем, что:
А когда надо оценить еще и поведение, то в журнал или дневник может проставляться двойная оценка. Например, 5/2, где пятерка это реальный показатель уровня знаний, например, за сочинение, а двояк – сигнал о том, что ученик хамил или отвлекался на уроке.
В странах Запада же распространена т. н. болонская система оценки – балльно-рейтинговая, стобалльная. В последние годы она активно внедряется и у нас. Это из нее пошло деление на бакалавров и магистров. Но оценка на баллы пока не приживается до конца. Хотя в некоторых топовых вузах (Высшей школе экономики, Российском университете дружбы народов, Московском финансово-юридическом университете, Московском педагогическом госуниверситете и др.) рейтинговая система оценки уже есть.
В идеале студент может набрать 100 баллов. Около 40 – если будет ходить на все лекции (пропуски допускаются только по уважительным причинам), аккуратно вести конспекты и отмечать этот факт у преподавателя. Но до аналога привычной тройки нужен как минимум 51 балл. Иначе последует недопуск до экзаменов, а то и вовсе отчисление. Добирать баллы можно также:
Как, наверное, у любого явления, у балльно-рейтинговой системы можно найти как плюсы, так и минусы.
Начнем с достоинств:
При пятибалльной шкале определить самых достойных намного сложнее.
А теперь недостатки:
А что скажете вы? Какая система оценки вас устраивает и почему? Поделитесь в комментариях.