что такое богобоязненность в исламе
Богобоязненность – залог успеха
В первых веках хиджры жил богобоязненный юноша, отдавшийся полностью изучению Ислама. Жил он бедно, часто голодал. В один из таких дней, когда голод совсем изнурил его, он оказался рядом с забором яблоневого сада. Несколько веток этих деревьев свисали на сторону улицы. Голодного юношу стал наущать его нафс (эго), чтобы он сорвал хоть одно яблоко, тем самым утолив голод, ведь никто не видит его, да и хозяин сада не обеднеет из-за одного съеденного яблока.
Убедив себя в правоте своих мыслей, юноша сорвал один плод, сел под забором и стал кушать. Когда чувство голода немного отошло, юноша, осознав содеянное, стал себя упрекать: «Как мог я позариться на чужое имущество, ведь я не получил разрешения сорвать яблоко у хозяина».
С такими мыслями юноша направился к саду с целью найти его хозяина.
Найдя хозяина, он обратился: «Дядя, вчера меня одолевал сильный голод и поэтому я, не спросив у тебя разрешения, покушал из твоего сада одно яблоко. Поэтому сейчас я пришёл к тебе, чтобы попросить прощения и чтобы ты сделал то яблоко мне халалом».
«Клянусь Аллахом, я не прощу тебя, встретимся в Судный день перед Всевышним Аллахом, там и разберёмся», – ответил хозяин. Юноша стал плакать и, став на колени, умолять: «Я готов на всё, буду работать у тебя на любых условиях, только прости меня за то яблоко». Но хозяин был непреклонен. Оставив плачущего юношу, он направился домой. Юноша бежал за ним и упрашивал простить его. Но хозяин и не желал слышать его слова. Дойдя до своего дома, он зашёл молча и закрыл за собой дверь, а юноша, в слезах, остался у порога, ожидая, когда выйдет хозяин. Слёзы не переставали течь с его глаз, он представлял себе Судный день и то, как хозяин сада требует у Всевышнего справедливого решения за съеденное им яблоко. Мысли об этом приводили его в ужас, и слёзы ещё больше лились с его глаз. И как только хозяин вышел на улицу, юноша стал снова просить: «Дядя, я готов работать в этом саду без платы всю оставшуюся жизнь, только прости мне то яблоко». Видя его настойчивость, хозяин, поразмыслив, сказал: «Сынок, я готов сейчас же простить тебя, но с одним условием». Лицо юноши засияло, он был готов выполнить что угодно.
«Моё условие следующее: ты должен жениться на моей дочери. Но она слепая, глухая, немая, она парализована – не может ходить. Вот уже долгое время я ищу для неё мужа. Ты должен заботиться о ней и принять её такой, какая она есть. Если ты согласен, то я прощу тебя».
Юноша в растерянности стал представлять себе, как он будет жить с такой женой, как будет заботиться о ней, смотреть за домом. Но сравнив эту трудность на этом свете с несением ответа перед Всевышним Аллахом, решил: «Я потерплю кратковременный срок этой мирской жизни, присматривая за больной женой, зато в Судный день не буду нести ответственности перед хозяином сада».
Сделав для себя этот вывод, он обратился к хозяину сада: «Я согласен взять Вашу дочь в жёны и надеюсь, что Всевышний воздаст мне за это намерение». «Хорошо», – ответил хозяин сада, в следующий четверг приходи за моей дочерью.
В четверг, в назначенный срок, юноша отправился в дом того хозяина, за своей будущей невестой. День свадьбы – радость для любого парня, но не для нашего героя. Он в этот день был печален. Юношу привели к комнате его невесты, он открыл дверь, зашёл в комнату… и увидел красивую девушку, которая встала, подошла к нему и поприветствовала! Юноша в недоумении стоял на своём месте, не понимая, что случилось, недоумевая, почему её отец описывал её совсем не такой, какой он видит её сейчас. Девушка, поняв его недоумение, сама ответила на таившиеся в его сердце вопросы: «Я слепа для взора на запретное, нема для разговоров на запретные темы, глуха слышать запретные разговоры, и мои ноги парализованы для ходьбы к запретному. Я единственный ребёнок в семье, уже несколько лет отец искал для меня достойного мужа. А когда к нему пришёл ты, в слезах прося прощения за съеденное без разрешения яблоко, он сказал: «Тот, кто боится Всевышнего за съеденное яблоко не дозволенным образом, будет бояться Всевышнего и в отношениях с моей дочерью».
Через год у этой молодой и красивой пары родился сын, прославившийся на весь свет своими знаниями. Как вы думаете, кто он? Это великий учёный, основатель мазхаба, Имам Абу Ханифа.
Уроки и выводы:
1) Обратите внимание на богобоязненность юноши. Он боялся того, как предстанет перед Всевышним и как ответит за съеденное без разрешения хозяина яблоко. А как поступаем мы с вами? Думаем ли мы, когда кого-то обворовываем, обманываем или поступаем не честным образом, что и нам придётся предстать перед Всевышним Аллахом и нести ответ за всё?
Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «И бойтесь дня, когда вы все вернётесь к Аллаху, и каждая душа сполна получит за то, что она приобрела для себя (из добра и зла), и ни одна из них не будет обижена» (сура «аль-Бакара», аят 281).
وَاتَّقُوا يَوْمًا تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللَّهِ ثُمَّ تُوَفَّى كُلُّ نَفْسٍ مَا كَسَبَتْ وَهُمْ لَا يُظْلَمُونَ 281
Если боялся тот юноша за такой незначительный свой поступок, то как должны бояться грешники, которые посвятили свою жизнь ослушанию Всевышнего Аллаха?!
Представьте себе на миг тот момент, когда в день Великого суда ангелы с небес будут спускаться за грешными рабами, чтобы привести их на отчёт. В этот момент праведники, проведшие жизнь в послушании Аллаху, будут падать ниц, боясь, что на этот раз ангелы пришли за ними. Вы можете себе представить состояние грешника, когда даже праведник будет в страхе ожидать, что пришла его очередь?
Всевышний Аллах о грешниках Судного дня говорит (смысл):
«Это тот день, когда не помогут притеснителям их извинения за совершённое ими. Проклятие им и худшая обитель» (сура «Гафир», аят 52).
يَوْمَ لَا يَنْفَعُ الظَّالِمِينَ مَعْذِرَتُهُمْ وَلَهُمُ اللَّعْنَةُ وَلَهُمْ سُوءُ الدَّارِ 52
2) Абу Зарр Джундуб ибн Джунада и Абу Абд ар-Рахман Муаз ибн Джабал передают о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
اتقِ الله حيثما كنتَ وأَتْبِعِ السيئةَ الحسنةَ تَمْحُها وخَالِقِ الناسَ بخُلُقٍ حَسَنٍ
«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и пусть за каждым твоим плохим поступком следует хороший, который загладит предыдущий, и относись хорошо к людям!» (см. Сунану Тирмизи, № 1987; Шиабуль Иманилиль Байхаки, № 8025; Муснаду Ахмад, № 21354; Арбауна Нававийя, № 18; Муджамуль Кабир ли Табарани, № 297).
Мы всегда должны помнить это завещание Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и обладать поведением, достойным мусульманина, где бы мы не оказались, ведь не имеет значения, на каком континенте или острове ты находишься, Всевышний видит тебя, где бы ты ни был. В священном Коране Аллах говорит (смысл):
«Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «аль-Мунафикун», аят 11).
وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ
Обратите внимание на то, чем Аллах одарил юношу за его богобоязненность. Всевышний даровал ему сына, польза от деяний которого безмерна для всех мусульман до Судного дня. Всевышний, Который одарил того юношу таким великим алимом, есть и сегодня, Он – Вечен. Поэтому нам нужно помнить, что Всевышний ведает о каждом нашем деянии и о наших помыслах и намерениях и воздаст нам благим за всё благое, творимое нами.
3) Обратите внимание на отца девушки, который так скрупулёзно искал хорошую кандидатуру для своей дочери. Первое, на что обратил внимание её отец, это богобоязненность юноши. К ней приходили свататься многие молодые люди, имеющие богатство, авторитет, но всем им он отказывал, потому что искал для дочери счастья не мнимого, а истинного, вечного, которое не будет ограничено только этим светом, но и перейдёт в мир иной. И это счастье заключалось в богобоязненности. Его поступок был подкреплён хадисом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), переданным Тирмизи (№ 108), который сказал:
«Когда к вам придёт человек, чьей религиозностью и нравом вы довольны, то выдавайте за него ваших дочерей».
Такое отношение к выбору супруга для дочери должно быть и у сегодняшних родителей.
И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) указал на того, кто может стать хорошим и достойным кандидатом в мужья для вашей дочери: это человек религиозный и обладающий хорошим нравом, как об этом говорилось в вышеупомянутом хадисе.
«Будь богобоязненным, где бы ты ни был…»
Описание: Пояснения к словам Пророка Мухаммада о важности помнить Бога, совершать праведные дела и поступать с другими людьми наилучшим образом.
Значение данного хадиса (слов Пророка)
Ибн Раджаб сказал: «Это очень сильное назидание. В нём охватываются и права Всевышнего, и права Его рабов».
Что такое богобоязненность
В арабском языке слово «богобоязненность» будет таква. Корень этого слова указывает на такие значения как «использовать защиту, предостеречься». Таким образом, человек проявляет богобоязненность, если он знает и помнит о том, какое наказание от Всевышнего может его постичь за совершение тех или иных грехов или, наоборот, за несовершение того, что Всевышний вменил в обязанность.
Во все времена Всевышний Господь призывал людей чувствовать богобоязненность. В Коране говорится: «Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Бога» (Коран 4:131).
Таково право Господа – чтобы все чувствовали страх перед ним так, как Он этого заслуживает. Господь говорит: «О те, которые уверовали! Бойтесь Господа должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Коран 3:102).
Ибн Масуд пояснил, что значит бояться Бога должным образом, так, как Он этого заслуживает: «Это значит, что Его нужно слушаться, а не ослушаться, о Нём нужно помнить, а не забывать, и нужно быть благодарным Ему, а не отрицать Его».
Богобоязненность – важное качество, это путь к достижению любви Бога, Его милости и прощению. В Коране сказано:
«Воистину, Аллах — с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (Коран 16:128)
«Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения» (Коран 7:156)
«Он — Тот, Кто достоин страха и способен на прощение» (Коран 74:56)
«Тому, кто боится Аллаха, Он простит злодеяния и увеличит награду» (Коран 65:5)
«Воистину, богобоязненные пребудут в Райских садах и среди рек на сидении истины возле Всемогущего Властелина…» (Коран 54:54-55)
Всевышний обещает богобоязненным верующим, что дарует им выход из их мирских проблем и ответит на их нужды. В Коране сказано: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Коран 65:2-3).
Таково обещание Господа. Оно придаёт сил верующему человеку противостоять сложностям, с которыми он сталкивается в своей жизни.
О зависимости между знаниями и богобоязненностью
В Коране сказано: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Коран 35:28)
Знание и страх перед Господом связаны двумя способами. Во-первых, подлинный страх перед Всевышним есть следствие надлежащего знания о Нем и Его совершенных атрибутах. Об упомянутом выше аяте Ибн Аббас сказал следующее: «Они знают, что Богу по силам всё, что угодно»
Он также сказал: «Этот аят означает: «Меня боятся только те, кто знает о моей власти и моей мощи».
Во-вторых, страх перед Богом побуждает исполнять Его предписания и остерегаться запрещенного Им. Следовательно, верующий должен иметь знания о том, что повелел Господь и от чего Он предостерегал, чтобы сделать свое поклонение правильным. Неграмотный мусульманин может страшиться Господа, однако он не сможет полноценно исполнить то, что должно явиться результатом его страха.
Ибн Аббас сказал: «Иметь знание о Милостивейшем означает быть тем, кто не приравнивает к Нему ничего, считает законным то, что Он сделал законным, запрещает то, что запретил Он, кто исполняет то, что Он возложил на него и кто убежден в предстоящей встрече с Ним и ответе за совершенные деяния».
Вслед за дурным делом соверши доброе…
Пророк, да благословит его Господь и приветствует, объяснил нам, что совершение добрых дел стирает следы грехов, которые остаются у совершившего нечто плохое. При этом учёными высказывались разные мнения, должно ли доброе дело быть того же рода, что и совершенный ранее плохой поступок, или же любое доброе дело стирает следы любых грехов.
Более сильным является второе мнение: все добрые дела являются причиной вымывания плохих дел. В Коране сказано: «И совершай молитву в начале и конце дня, а также в некоторые часы ночи. Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния. Это – Напоминание для поминающих» (Коран 11:114).
Как бы то ни было, верующий человек должен всегда покаяться, если совершит нечто греховное. В Коране сказано: «Тем, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, вспомнили Господа и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Бога? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасна награда для трудившихся!» (Коран 3:135).
Верующий человек сопровождает своё покаяние совершением добрых дел. Именно так поступать повелел Всевышний: «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем» (Коран 20:82).
«…И обращайся с людьми наилучшим образом»
Во многих местах Корана Господь призывает нас соблюдать наилучшие манеры, общаясь с другими людьми. Так, Он говорит: «Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от невежд» (Коран 7:199).
Также Всевышний сказал: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (Коран 41:34).
Пророк Мухаммад являлся примером обладателя наилучших нравов. Описывая его качества, Господь говорит: «И ты, поистине, обладаешь великим нравом [самыми лучшими нравственными качествами]» (Коран 68:4).
Богобоязненность
Богобоязненность
Хвала Аллаху, единственному обладателю непревзойдённого величия, несокрушимого могущества и вечной славы. Хвала Аллаху, который ведёт дела мироздания так, как пожелает, по своей мудрости и так, как подобает Его совершенству.
Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного только Аллаха, нет у него соучастников во власти, никто не делит с ним Его исключительное право на поклонение, никто не достоин наших молитв, кроме Него. Никто не разделяет с ним Его безграничного превосходства и Его бесконечной щедрости.
Свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник, лучший из призывающих к истине и благоразумию.
О Аллах! Ниспошли мир, благословение и благодать Твоему пророку Мухаммаду, а также его семье, его сподвижникам и всем последователям.
О рабы Аллаха! Бойтесь Всевышнего Аллаха, ведь богобоязненность – это самое благое из одеяний и прекрасный запас, а также лучшее средство для достижения довольства нашего Создателя.
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Коран 65: 2-3).
Он пообещал богобоязненным своим рабам, что даст им избавление и выход из любого затруднения и одарит обширным уделом и доступными благами оттуда, откуда они и не ожидают их получить.
«Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела. Таково повеление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто боится Аллаха, Он простит прегрешения и увеличит награду» (Коран 65: 4-5).
Он обещает, что облегчит дела тем, кто страшится Его, а также искупит грехи и умножит награду за те праведные дела, что они вершат, ведомые собственной богобоязненностью.
Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Воистину, Аллах обладает великой милостью» (Коран 8: 29).
Великий Аллах радует верующих, что если они будут богобоязненными, то Он даст им способность различать (т.е. одарит их полезным знанием, которое позволит им отличать дозволенное от запретного, истину от лжи), а также очистит их от грехов, простит им их ошибки и одарит своей необъятной щедростью, достойной великодушного Царя.
Если вы хотите узнать о том, что же такое «богобоязненность» (таква), которая дает такие прекрасные плоды, оставляет столь благоприятный след в жизни человека и содержит в себе так много пользы, то знайте, что корень богобоязненности – это искреннее покаяние (тауба) во всех своих грехах, затем постоянное обращение своим сердцем к своему Господу, Знающему всё скрытое и явное. Богобоязненность достигается путём твёрдого намерения выполнять свои религиозные обязанности и отказаться от всего запретного и недозволенного, соблюдать права Всевышнего Аллаха и права Его творений, приближаясь тем самым к Аллаху, Господу миров.
Признаком богобоязненного человека является то, что он неукоснительно соблюдает основы имана, старается выполнять установления и законы Ислама самым безупречным образом, при этом всегда помня о том, что Аллах видит его и видит его сердце.
Богобоязненный человек бережёт свою молитву (намаз) и выполняет её своевременно, жертвует средства, выплачивая закят[1] тем, кому полагается[2]. Он соблюдает пост (уразу) в месяце Рамадан и совершает паломничество (хадж) к Дому Аллаха в Мекке.
Богобоязненный раб Аллаха – тот, который почитает своих родителей, поддерживает родственные узы, оказывает благодеяние соседям, помогает бедным. Он честен в своих отношениях с людьми. Его сердце свободно от высокомерия, злобы, ожесточённости и зависти, оно наполнено искренностью и желанием блага для всех людей.
Богобоязненный человек не обращается с мольбами и просьбами ни к кому, кроме Аллаха, не ищет помощи ни у кого, кроме Аллаха, не возлагает свои надежды и не страшится никого, кроме Него.
Аллах охарактеризовал личность богобоязненного человека и описал, какой будет его награда в Жизни Грядущей:
«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит благодетельных.
Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние творящих добро!» (Коран 3: 133-136).
Просим у Аллаха Его милости, дабы Он помог нам достичь истинной богобоязненности, и пусть Он сделает нас из числа тех, кто изо всех сил держится за крепкую вервь Ислама и единобожия.
Человек должен быть богобоязненным
По своей природе человек обладает и многими другими, кроме человеческими, качествами: животными, звериными, сатанинскими.
К животным качествам, присущим человеческой природе, относятся похоть, алчность, разврат. К звериным – гнев, зависть, вражда и ненависть. К сатанинским – обман, хитрость, коварство. Человеческие качества – гордость, любовь к похвале, стремление к власти и почитанию всеми. Все эти четыре вида качеств растворены в самом характере человека, и поэтому невозможно полностью избавиться от них. Но от них можно спастись с помощью веры и боязни перед Всевышним Аллахом.
Каждый мусульманин обязан стараться любыми методами, способами избавляться от плохих душевных качеств и приобретать вместо них хорошие нравственные качества. А для этого обязательно нужно знать сущность каждого из них. Приобретение знаний, ведущих нас к этому, является фарзом, т.е. обязанностью каждого мусульманина. Для этого необходимо много читать, спрашивать, не стесняясь, нужное у знающих.
Первое, что проявляются в человеке, – это животные качества. Затем проявляются звериные качества, такие как вражда и соперничество. Потом в человеке зарождаются сатанинские качества – обман, коварство, потому что они помогают ему в удовлетворении своих потребностей, вызванных животным и звериным инстинктами. Затем в нём проявляются человеческие качества – гордость, стремление к возвышению и власти. Избавляться от всех этих отрицательных качеств ему поможет вера (иман) и богобоязненность, а боязнь рождается из познания и понимания величия Всевышнего, который направляет богобоязненных людей на истинный путь, одаряет их милостью, знанием.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Главная мудрость – это богобоязненность».
Пророк (мир ему и благословение) также сказал, что Всевышний Аллах говорит: «Клянусь Моим величием, Я не делаю в Моём рабе две боязни и два спокойствия. Если он на этом свете будет спокойным, уверенным, словно застрахован от Моего наказания, то Я напугаю его в Ахирате. Если он побоится Меня на этом свете и выполнит все Мои требования, то Я дам ему безопасность в Судный день».
Сущность богобоязненности
Знайте, что сущность богобоязненности заключается в том, что раб чувствует в сердце своём страх попасть в будущем в беду. Это боязнь перед Всевышним, вызванная или совершением греха, или познанием таких качеств Всевышнего Аллаха, которые, несомненно, обязывают нас бояться Его. Последнее является более совершенным и полноценным, так как познавший Аллаха, обязательно будет бояться Его.
Существует два способа воспитания в себе богобоязненности
1. Познание Всевышнего Аллаха.
Оно заставляет нас бояться Его. Кто знает величие Всевышнего, тот знает, что Он не нуждается ни в чём, что Он создал Рай и обитателей для него, также Он создал Ад и обитателей для него, что Своим словом Аллах решил судьбу каждого человека честно и справедливо. Это решение не подлежит изменению и обсуждению. Человек не знает, каков будет его исход, и знающий всё это не может не быть богобоязненным.
2. Тот, кто не в состоянии истинно познать Аллаха, должен наблюдать за богобоязненными людьми и их состоянием, следовать им.
Поистине, самые богобоязненные люди – это Пророки. Поэтому Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я самый богобоязненный среди вас». Потом алимы, авлия, праведные люди. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Поистине, Аллаха боятся из Его рабов алимы, т.е. познавшие Его».
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ангел Джабраил не приходил ко мне иначе, как дрожа от боязни перед Аллахом и Адом».
Трепет сердца Ибрагима (мир ему) от богобоязненности во время намаза был слышен на расстоянии мили.
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил птице: «Был бы я, как и ты, птицей или вообще не родился бы».
Абу Ззарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Был бы я вырубленным деревом».
Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я хотела бы, чтобы меня не было вообще».
Боязнь перед Аллахом является, своего рода, кнутом, который ведёт человека к правильной дороге. Необходимо совмещать боязнь с надеждой, и даже лучше, если боязнь будет преобладать над надеждой, пока мы пребываем в грехах.
Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если всех людей, кроме одного человека, позовут в Рай, то я боюсь, что этим человеком буду я. А если всех людей, кроме одного, позовут в Ад, я надеюсь, что этим человеком могу быть я». Всем нам нужно сделать вывод из этих слов, свидетельствующих о большой богобоязненности людей, приближённых к Аллаху. Пусть простые люди знают, что они намного больше должны бояться Аллаха, чем пророки, алимы и другие праведные люди.
Пожелание и надежда – это разные вещи
Тот, кто не занимается подготовкой почвы и посевом семян и, тем не менее, ждёт урожая, не будет надеющимся, а будет мечтающим и желающим. А надеющийся – это тот, кто готовит почву для посева, сеет семена, ухаживает за ними, делает всё возможное и надеется на урожай и на то, что Аллах убережёт его от различных бед. Такая надежда и является признаком истинно верующего человека. Поэтому Всевышний сказал (смысл): «Те верующие люди, которые стараются на пути Аллаха, являются надеющимися на милость Аллаха, и Он Прощающий и Милосердный».
В общем, плодом надежды является поиск, а плодом боязни является осторожность. Тот, кто на что-то надеется, стремится к этому, а тот, кто боится чего-либо – убегает от этого.
И самая низкая степень боязни – это та боязнь, которая заставляет человека отдаляться от совершения грехов и переживаний за мирское, а всё то, что не заставляет нас делать это, является качествами нафса и мысли, которые не имеют никакого значения.
Пусть Аллах наградит всех нас, наших близких, любимых всеми похвальными качествами и очистит нас от качеств порицаемых и губительных для нашей души! Аминь!