что такое богемный стиль жизни

Богемность Богемный

Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?

— 80 тысяч долларов. — Ни фига себе! Можно подумать, что вы в штате

президентской администрации или умерли лет 200 назад!

Друзья заметили, что на стенах в доме Пикассо нет ни одной картины хозяина.
— Тебе не нравятся твои картины? — Очень нравятся, но мне они не по карману…

Богемность как качество личности – склонность, принадлежать среде актеров, музыкантов, художников, литераторов, вести особый, отличный от привычного для большинства людей, беспечный, беспорядочный образ жизни, не иметь устойчивого материального обеспечения.

Богемность – жизнь в компании бедолаг, заражённых творчеством. Монмартр – негласная столица богемы. Жил на Монмартре скромный буржуа, ненавидящий абстракцию, которая стала стабильно входить в моду. И решил он подшутить. Поставил посреди улочки осла, рядом с ним ведра с краской и холст. Осел махал хвостом, задевая краски и холст. Так и получилась картина, которую никто не смог отличить от модных шедевров. Однако нашлись шутники, которые решились пойти дальше — назвали эту картину «Закат над Адриатикой» и продали на аукционе. Когда обман раскрылся, скандал разразился огромный.

Богемный художник Пикассо любил давать интервью журналистам за работой. Однажды, увлекшись процессом, он нечаянно испачкал краской костюм журналиста. Художник вежливо предложил оплатить чистку костюма, на что журналист ответил: — Не беспокойтесь, просто поставьте рядом вашу подпись!

В этимологическом словаре Крылова «богема» — это слово, имеющее значение «интеллигенты – художники, писатели, музыканты – не имеющие устойчивого материального положения, ведущие беспечный, беспорядочный образ жизни», заимствовано из французского, где boheme – «цыганщина» восходит к топониму Boheme – «Богемия», или Чехия, поскольку цыгане появились во Франции из Чехии.

Богемность – дитя Венеры, распространяющая цыганщину в искусстве. Интеллигентная беднота, которая артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым презрением относится к земным благам.

Богемность – торжество беспорядочности и, в то же время, уважение и преклонение перед вдохновением, творчеством и талантливостью. Боборыкин в «Ходоке» пишет: « На свою невестку… княгиня всегда смотрела как на беспорядочную особу, без правил, с наклонностью к «богеме», с резкими манерами».

Богемность – это когда человек, занимающийся творчеством, нуждается, соответственно, в творческом окружении. Для развития ему, как воздух, необходимо общение с творческими людьми. По какому бы пути человек не следовал, легче идти, когда есть наставник, когда есть соответствующее твоему миропониманию окружение.

Окрас богемности всецело зависит от того, под влиянием какой энергии находится человек: невежества, страсти или благости.

К примеру, ветряный легковер прочитал желтую прессу, ухватился за какую-то легкомысленную, поверхностную идейку и, приукрасив её выдуманными сюжетами из своей жизни, стал выдавать за свою. Вскоре он убедил себя в своей гениальности. Он – молодой гений, богемная молодёжь. Он начинает искать богемное общество таких же как он гениев. Находит. Все в обществе называют друг друга гениями и страшно опасаются, чтобы к ним случайно не проник настоящий профессионал того дела, в котором они считают себя гениальными.

Это невежественная богемная молодёжь. Главное для неё не творчество, а желание попиариться, утешить своё непомерное честолюбие, прославиться, отхватить какие-то почести, подхватить звёздную болезнь, вволю потщеславиться.

Философ Александр Хакимов рассказывает: — Давайте рассмотрим друг друга с материальной точки зрения, а потом снова спросим, а что мы вообще вместе делаем здесь с материальной точки зрения. С точки зрения профессий, материальных увлечений, хобби, образования, вкусов, интересов. И мы сразу заметим, что мы здесь совершенно разные люди, с материальной точки зрения, которые в таком составе никогда бы не собрались. Например, когда я был художником, мне нравились люди искусства, богемная атмосфера, но я бы никогда не пошел на встречу с математиками, например. Меня это никогда не привлекало, совершенно не пересекалось. Но здесь мы собираемся все вместе и даже, наверное, не знаем, кто мы, кто чем занимается. Мы даже не интересуемся этим, часто бывает такое, что приходит человек уже полгода и еще неизвестно чем он занимается, кто вообще он. Однажды к нам пришел новый человек. Немолодой, солидный вид, всегда в костюме, галстуке приходил. Сидел, слушал, потом стал помогать, мыть посуду. Через какое-то время выяснилось, что он директор какой-то фирмы в Петербурге, крупной очень.

Богемность в невежестве – это фальшивая, поддельная элита, презентующая себя в качестве сливок общества. На самом деле это помои общества. Легкомысленная молодёжь думает: — Как здорово жить как представители богемы. Кому же она хочет подражать? Деградантам, забывшим о чести, совести и порядочности? Невеждам? Людям, попавшим под влияние энергии невежества, готовым у алтаря громко испортить воздух, лишь бы мелькнуть в газетах, журналах или на телевидении? Людям, неоправданно причисляющим себя к элите общества? Настоящая элита не будет выставлять напоказ свою личную жизнь, не будет идти во главе нравственного беспредела, не будет хвастать беспорядочностью сексуальных связей, пристрастием к наркотикам и азартным играм.

Богемность в страсти – гадюшник, в котором каждый стремится, оттолкнув другого, занять место под солнцем, стать публичной личностью – известной и знаменитой. Богемность в страсти сделает кому-то гадость, и на сердце радость. Она сражается за роли, должности, тёплые места, хитрит, интригует, сплетничает и клевещет.

Богеме свойственны идеализации и иллюзии сознания. Психолог Руслан Нарушевич рассказывает: — Часто художники, которые пытаются создать мир свой, немножко отстраненные или музыканты, различные такие неформалы, как был такой термин, помните раньше. Люди такие идеалистические, они пытаются прибежище найти в поэзии или живописи. Это не значит, что поэзия или живопись – это плохо. Это значит, что это просто категория людей, которых называют эскаписты. Знаете, теория эскапизм такая есть, т.е. концепция. Escape – это бежать, сбежать. Попытка сбежать от реальности. Это люди эскаписты. Они не хотят принять свое положение, потому что все еще пытаются как-то создать свой мир. И поэтому часто отходят от исполнения обязанностей. Потому что они не находят сил для этого».

Богемность в благости – это торжество бескорыстия, самоотдачи, вдохновения и творческого энтузиазма. И всё ради служения людям, ради личностного роста, совершенствования, приближения а Абсолюту.

Источник

Понятие «богемы»

Данная статья относится к Категории: Теория элит

что такое богемный стиль жизни. 162346815812332136. что такое богемный стиль жизни фото. что такое богемный стиль жизни-162346815812332136. картинка что такое богемный стиль жизни. картинка 162346815812332136. — Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?

«За вековую историю своего существования слово «богема» давно перестало обозначать то, что именовало собой в момент рождения. Да и сама среда, называемая богемой, изрядно изменилась.

Как показывают опросы общественного мнения, сегодня это слово ассоциируется вовсе не с бедностью и талантом, а с деньгами и властью.

что такое богемный стиль жизни. 1623468167192954413. что такое богемный стиль жизни фото. что такое богемный стиль жизни-1623468167192954413. картинка что такое богемный стиль жизни. картинка 1623468167192954413. — Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?

Всё это стало нормой жизни богемы. Богемный стиль жизни – это выход за рамки дозволенного.

Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку, что строго запрещено в обществе, в богеме является правилом. С годами богема набиралась сил, настойчиво предлагая желающим свои образы, установки, моральные ценности и приоритеты, которые в корне отличались от приоритетов богатства.

Отсюда родилась идея контркультуры, которая стала одним из ярчайших проявлений богемного сознания.

Технически это осуществили СМИ, благодаря которым образ жизни творческой интеллигенции стал общественным достоянием. Произошло высвобождение сил, которые традиционная культура и традиционный истеблишмент держали под давлением. Альтернативная система ценностей в эпоху постмодернизма превратилась в систему ценностей самого общества. Она легализовалась сначала в средствах массовой информации, а потом была принята в истеблишмент как одна из его составляющих.

Однако весь социум не может жить по законам богемы. Лишь на определённом этапе, в молодости, человек может себе позволить эту роскошь, но потом он превращается в нормального, небогемного индивида и цементирует собой общество. Молодыми навечно остаются только «художники». Художники не столько по профессии, сколько по характеру.

что такое богемный стиль жизни. 162346817416294383. что такое богемный стиль жизни фото. что такое богемный стиль жизни-162346817416294383. картинка что такое богемный стиль жизни. картинка 162346817416294383. — Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?

Россия не стала той отдельно взятой страной, где удалось бы построить коммунизм. Зато она стала первой страной, где богема прорвалась к власти. Поддержав Октябрьскую революцию, богема слилась с ней, и на какой-то момент художественный авангард стал языком большевистской революции, а параллельный богемный образ жизни стал моделью, на которой выросли «долой стыдисты», Александра Коллонтай и новая мораль коммунистического общества. Коммунистическая мораль так же противопоставлена буржуазной, как и богемная. Поэтому модернистское искусство, соединившись с революцией, создало странный богемно-большевистский симбиоз. Продлился он недолго, ибо тоталитаризм и богема остаются антагонистами.

В конце двадцатых годов, когда наступила контрреформация, на представителей богемы начались жестокие гонения. Почти всех перестреляли или выслали. В результате русский авангард частично переехал в Париж, а частично переселился в Сибирь, где и закончил своё существование. Однако часть богемы всё же выжила.

Культовой фигурой тридцатых стал Станиславский. Среда, которая его окружала, тоже была близка по духу к богеме. Выжила и богема изобразительного искусства. Несмотря на тяжёлые времена, живописцы продолжали рисовать картины, тайком выставлялись в подвалах и хранили верность богемным традициям. Именно они подготовили возрождение авангарда в эпоху оттепели, после 1956 года.

Новая богема сохранила связь со старым авангардом, и выставка, которая так возмутила Хрущёва, была построена на традициях авангарда старого.

После XX съезда общая ситуация резко изменилась. Оживилось кинопроизводство, поэты стали читать стихи, а молодёжь начала поиск духовных лидеров. В шестидесятые новым источником богемного духа стала университетская среда.

что такое богемный стиль жизни. 1623468180121178192. что такое богемный стиль жизни фото. что такое богемный стиль жизни-1623468180121178192. картинка что такое богемный стиль жизни. картинка 1623468180121178192. — Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?

Первоначально богема была презираемой субкультурой, но постепенно, в результате подъёма престижа творческих профессий, превратилась в элиту. А став элитой, начала оказывать большое влияние на другие элиты и масскульт. На самом деле элита едина (элита денег, таланта и т.д.).

Стиль существования, свойственный богеме, уже давно перестал быть антиобщественным, стал даже сверхобщественным, хотя и продолжает оставаться в оппозиции к нормам, принятым в «нормальном» обществе. Перспективы богемы как среды туманны. Но скорее всего, пока будут существовать нормы самоорганизации общества, богема будет существовать как принцип нарушения этих норм. Появились и умелые имитаторы.

Ксения Собчак, с которой часто сравнивают Галину Брежневу, — один из примеров. Псевдобогема. Живая иллюстрация того, как, адаптировав внешние признаки поведения, можно создать иллюзию внутреннего содержания. Рано смекнула, что богемный стиль нынче в моде. И окунулась в него с головой».

Додолев Е.Ю., Галина Брежнева. Жизнь советской принцессы, М., «Зелёная лампа», 2012 г., с.114-119.

Изображения в статье

Image by 5598375 from Pixabay

Image by William Adams from Pixabay

Image by max3-2-1 from Pixabay

Image by Free-Photos from Pixabay

Богема, богема. Мишпуха обыкновенная.

Пока читал – коня украли.

что такое богемный стиль жизни. m3595211 1235887565. что такое богемный стиль жизни фото. что такое богемный стиль жизни-m3595211 1235887565. картинка что такое богемный стиль жизни. картинка m3595211 1235887565. — Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?

Мужчина объясняет блогерше с тиктоком головного мозга на её вопросы

что такое богемный стиль жизни. m3554879 1305373015. что такое богемный стиль жизни фото. что такое богемный стиль жизни-m3554879 1305373015. картинка что такое богемный стиль жизни. картинка m3554879 1305373015. — Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?

Скончался Игорь Кириллов — диктор, журналист, народный артист СССР и обладатель самого узнаваемого голоса

Печальная новость пришла незадолго до нашего эфира. Сегодня не стало Игоря Леонидовича Кириллова. Наш легендарный коллега, старший товарищ, для многих настоящий учитель. Более 20 лет он вел программу «Время». И образ Игоря Кириллова мгновенно возникает перед глазами при упоминании слова «диктор». Он стал, пожалуй, самым узнаваемым ведущим, олицетворявшим эпоху советского телевидения. С интеллигентной внешностью, скромной улыбкой и фирменным голосом, по которому мы будем скучать. Игорю Леонидовичу было 89 лет.

«Внимание, оркестр! Осветители, операторы, внимание!» — команды, которые зритель обычно не слышит. Их за кадром отдает режиссер в аппаратной. Но Игорю Кириллову иногда все же было можно, ведь для коллег не было секретом: всесоюзно известного диктора на телевидение привела мечта стать режиссером.

«Я хотел быть режиссером, за кадром, чтобы кричать там: «Внимание, мотор! Стоп!»» — рассказывал диктор, народный артист СССР Игорь Кириллов.

Телевизионную карьеру начал с должности помощника режиссера. Однако даже в этом качестве он так и не успел освоиться. Всего через два с половиной месяца на Центральной студии телевидения объявили конкурс дикторов. В кадре тогда работали в основном женщины, мужчин не хватало. Игорь Кириллов, выпускник Щепкинского театрального училища, решил попробовать. И в тот же день, не успев даже опомниться, уже вел свой первый прямой эфир на многомиллионную советскую аудиторию. А еще через неделю рассказывал всей стране новости поистине космического масштаба. На многие десятилетия он запомнил каждое слово того сообщения: «Третьего октября 1957 года в Советском Союзе запущен первый искусственный спутник Земли».

В апреле 1961-го именно Кириллов сообщит и о полете Юрия Гагарина. Больше 30 лет в эфире программы «Время» только о самом важном. Всегда собранный и невозмутимый. Глядя в экран телевизора, зритель и представить себе не мог, каких порой невероятных усилий и нервов стоил каждый выпуск программы «Время».

«Это такая нагрузка. Привыкнуть к этому нельзя. Всегда выходили красные, руки потные, пятна могли быть на лице и так далее. У Игоря Леонидовича всегда в кармашке таблеточки валидола на четыре части. Он таблеточку под язык и читал эти огромные доклады», — рассказывает диктор, народная артистка РСФСР Анна Шатилова.

Но даже в главной информационной программе страны, где, казалось, недопустимым было малейшее отклонение от текста, порой оставалось место для импровизации. Нередко случалось, что новости закончились, а до начала следующей передачи еще несколько минут. И никаких рекламных пауз.

«И помощник режиссера делал такой жест, мол, выручай, говори пять минут. Ну о чем я могу говорить пять минут, не о политиках же, верно?» — вспоминал Игорь Кириллов.

И он находил о чем поговорить: о погоде, о спорте. Общался с миллионами зрителей, представляя, как если бы напротив сидел близкий друг или, может, сосед. И если уж нельзя было отклоняться от текста, то подобрать подходящую интонацию или просто правильно выдержать паузу – почему бы нет.

«Мне думается, самое важное в профессии диктора, ведущего – это добиться доверия зрителей. Самое ценное, самое дорогое, что может быть, – это доверие зрителей, доверительное отношение к тебе», — говорил Игорь Кириллов.

Фирменный, неподражаемый тембр, элегантность и стиль. Женская аудитория вздыхала по нему, и в телецентр приходили тысячи писем с признаниями в любви. Народная молва приписывала Кириллову многочисленные романы со знаменитыми партнершами по эфиру. А он всю жизнь любил одну женщину – жену Ирину. Телевизионный звукорежиссер, она была ему и верным помощником в работе, и самым суровым критиком.

«Мама скажет: «Ой, Игорек, как хорошо!» А она говорит: «Ничего хорошего. Все это было бездарно! Где твои руки были?» И начинается», — рассказывал Игорь Кириллов.

Когда пришла новая телевизионная эпоха, новое поколение ведущих, Игорь Кириллов все равно был востребован: вел концерты, презентации, творческие вечера и до конца жизни оставался диктором Первого канала, любимый зрителями и коллегами.

Источник

Что такое богема и существует ли она сейчас

Впервые понятие богемы возникло во Франции. Так в 1851 году в своей книге писатель Анри Мюрже назвал студентов, учившихся в Сорбонне, за то, что они вели себя шумно и свободно, вели довольно беззаботный образ жизни. Ведь Boheme по-французски означает «цыганщина». А само это слово возникло еще в XV веке, когда во Францию прибыло много цыган из Богемии (так тогда называлась часть нынешних Австрии и Венгрии).

что такое богемный стиль жизни. jpg. что такое богемный стиль жизни фото. что такое богемный стиль жизни-jpg. картинка что такое богемный стиль жизни. картинка jpg. — Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?

Словечко прижилось, но стало применяться уже не только в отношении студентов, а вообще к тем людям, которые живут в свободном графике, ведут себя раскованно, легко относятся к своей неустроенности и бедности. А такими людьми всегда были молодые художники и вообще люди из артистического круга.

что такое богемный стиль жизни. jpg. что такое богемный стиль жизни фото. что такое богемный стиль жизни-jpg. картинка что такое богемный стиль жизни. картинка jpg. — Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?

что такое богемный стиль жизни. jpg. что такое богемный стиль жизни фото. что такое богемный стиль жизни-jpg. картинка что такое богемный стиль жизни. картинка jpg. — Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?

По сути, богема живет, как бабочка-однодневка, не думая о последствиях своих поступков. Она самовыражается здесь и сейчас, получая сиюминутное удовольствие от чего угодно, в том числе запретного.

Сексуальные эксперименты, тяга к aлкоголю, нaркoтикам и т.д. типичны для богемного образа жизни. Особенно ярко богемность проявила себя на рубеже XIX-XX веков в Европе и России. Типичными представителями богемы были в Испании Сальвадор Дали и Гарсиа Лорка, например. А признанным центром богемы был тогда Париж, куда со всего мира стекались молодые непризнанные гении. В России расцвет богемной жизни был связан с 10-ми годами прошлого века. Тогда богема собиралась в многочисленных кафе и кабачках.

что такое богемный стиль жизни. jpg. что такое богемный стиль жизни фото. что такое богемный стиль жизни-jpg. картинка что такое богемный стиль жизни. картинка jpg. — Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?

В ХХ веке богема изжила себя. Да, остались неустроенные художники, непризнанны артисты, красавицы, льнущие к подобным людям, и т.д. В некотором смысле можно назвать отголоском богемы молодых рок-музыкантов в 70-80-е годы в Ленинграде. пока они еще не стали признанными, не остепенились, не разбогатели и не уверились в своей значимости.

Сейчас вместо богемы мы имеем тусовку. А это совсем другое явление.

Источник

Богема: история и социокультурное значение

что такое богемный стиль жизни. 17c81a115c09d6371bcca0a766e7b65a. что такое богемный стиль жизни фото. что такое богемный стиль жизни-17c81a115c09d6371bcca0a766e7b65a. картинка что такое богемный стиль жизни. картинка 17c81a115c09d6371bcca0a766e7b65a. — Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?

Статья просмотрена: 9463 раза

Библиографическое описание:

Султанова, А. Н. Богема: история и социокультурное значение / А. Н. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 1. — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3405/ (дата обращения: 11.12.2021).

Примерно к середине XIX века постепенно появляется новая, более привычная нашему современнику, классическая семантика термина «богема», который начинает применяться по отношению к художественной среде. Окончательно термин «богема» упрочился в своем классическом значении после выхода в 1851г. в свет книги Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» (Scenes de la vie de Boheme)[6], в которой изображается быт студентов Латинского квартала в Париже, ведущих образ жизни, подобный жизни кочующих цыган, т.е. совершенно отличный от обычного европейского буржуазного порядка. А.Мюрже описал жизнь богемы, появившейся в её классическом виде в 30-40 гг. XIX века.

Несмотря на свое недовольство окружающим миром, богема не стремится что-то менять вокруг себя, в обществе, в котором живет, у нее нет склонности к бунту, критике, изменениям, революции. Впоследствии оказывается, что мир меняется, в том числе и благодаря богеме, ее пассивному нонконформизму, без всяких сознательных целенаправленных усилий с ее стороны, просто благодаря ее заразительному примеру и таланту.

Можно сказать, что с богемой происходит нечто подобное тому, что происходит с некоторыми произведениями искусства в истории: первоначально они могут быть никем не понятыми и не принятыми, а спустя какое – то время объявляются шедеврами, в том числе и в том обществе, которое первоначально их безапелляционно отвергало.

Классическим периодом европейской богемы принято считать вторую половину XIX века – эпоху французских натуралистов, символистов и импрессионистов и первое двадцатилетие XX века, когда новое слово европейской мысли и искусства рождалось в транснациональной богемной среде, обосновавшейся в Париже. К 1870 году сфера влияния богемы ограничивалась Латинским кварталом, затем в нее попал весь Париж. С наступлением ХХ века из явления чисто французского богема превратилась в феномен мировой культуры.

В начале своего творческого пути истинный художник руководствуется исключительно своими внутренними ощущениями, невозможностью существования вне искусства. Начальная мотивация для творчества – само творчество, а не материальные ценности. Позже многие артисты отказываются от богемного образа жизни и стремятся сделать свое творчество доходным, но это потом, позже.

Однако условия в ходе истории человечества меняются. Постепенно появляются предпосылки к тому, что человек может выжить и в относительном одиночестве, отпадает жизненно необходимая доселе потребность существовать в обществе, которое регламентирует образ жизни каждого и контролирует его. Само общество становится более свободным. Это происходит в первую очередь в городах. Кроме того, по мере развития средств производства человек получает возможность заботиться не только о хлебе насущном и трудиться на радость себе и, вообще, творить свою судьбу.

Творческий процесс богемной личности не ограничен ничем: ни мнением обывателей, ни заботой о надлежащем положении в системе социальных отношений. Не имеет значения ничего, кроме непрерывного самосозидания. «Жить в мире искусства и мерить все мерой поэзии» можно назвать манифестом богемы. Богемный художник мало думает о назначении своего творчества, он творит, не умея жить по-другому, это тот самый случай, когда целью процесса является, главным образом, сам процесс, а не его результат. Результат труда богемной личности не известен заранее, труд в данном случае – жизненная необходимость, средство самореализации и самоидентификации. Богема – особый тип чувствования, внешний и внутренний мир богемы сливаются в единое целое.

Несмотря на всю размытость понятия, богема обладает собственными опознавательными признаками. Среди черт, органически присущих богемной личности, можно выделить:

— особый стиль жизни, характеризующийся имморализмом и экспериментами (порой чрезвычайно рискованными) в области так называемой «пограничной нравственности»[1, с.57];

— переживание собственного изгойства как избранничества, рода «духовного аристократизма»;

— уверенность в том, что именно свобода творчества (а не, к примеру, свобода политическая) занимает наивысшее место на шкале человеческих ценностей;

— демонстативно презрительное отношение ко всему, что составляет «толпу»;

— легкомысленность, эстетизм, ирония и приватная задушевность;

— неприятие сложившихся в обществе художественной иерархии и системы литературных авторитетов, однако, это пассивный нонконформизм;

— авантюризм, театральность существования;

— независимость от материального;

— установка на оригинальность;

— жизнь сегодняшним днем;

Богемная личность свободна от страха быть другой, от страха оторваться от привычных стереотипов и оправиться на поиски неведомого в себе и в мире, она открыта для нового опыта. Если смотреть на богему скозь призму ницщеанства, то очевидна ее полярность массе как нетворческому, эстетически и этически несовершенному большинству. Однако массовое сознание иногда может становиться богемным в том смысле, что богема выступает генератором идей и, таким образом, некоторые идеи богемного сознания впоследствии проникают в массовое. Функции массовой культуры в конце XIX – начале XX вв. изменились вместе с каналами ее передачи: из системы средств смысловой адаптации она стала поглотителем и заменителем элитарной культуры.

Богемность может уходить постепененно, когда искусство из образа жизни превращается в ремесло, когда художник исходит из того, что спрос рождает предложение и начинает ориентироваться на этот спрос в своем творчестве. Происходит опредмечивание богемы, богема начинает стремиться к наличию материального в первую очередь. Технический прогресс ведет к тому, что общество все больше начинает стремиться к символически значимым вещам и это преподносится как богемный образ жизни.

С началом эпохи промышленного переворота предметы, выполненные вручную, заменяются их механическими копиями, а история искусств вытесняется историей успеха. «Культура становится заложницей экономики».[4, с.159]. Сама история искусств пережила свой богемный период. Богема исчезает, когда желание быть меняется на желание иметь.

Язык с течением времени меняется: преобразовывается лексика, мутируют смыслы. За многовековую историю своего существования слово «богема» давно перестало обозначать то, что именовало собой в момент рождения, да и сама среда, называемая богемой, изменилась. Некоторые черты богемности могут появляться или сохраняться, однако, необходимо помнить о том, что представляет собой богема в классическом виде: эйдос, идеальный тип, рожденный во Франции в среде романтиков.

В XX веке богемность становится искусственным стилем поведения, навязываемым социальными стереотипами людям, занимающимся искусством. Например, участники «Битлз» до сих пор воспринимается поклонниками этой группы как светлые личности, светлые в повседневной жизни, а их повседневность воспринималась через их песни. И это, несмотря на достаточное количество фактов, говорящих о том, что жизненный путь далеко не каждого из них был действительно светлым. Дж. Леннон заявил однажды: «Мы стали популярнее Иисуса Христа». Участникам группы было необходимо соответствовать высокому статусу и представлениям поклонников, поддерживать взятый курс на романтизм и эта цель ими была достигнута.

С начала XX века, богема, конструируемая повседневностью, противостоит культуре. В процессе становления авангарда не только происходит перенос сюжетов и образов из богемной жизни в искусство, но существует и обратная тенденция – выстраивание действительности по законам художественного произведения. Европейская и особенно русская богемная повседневность насыщена знаками и символами искусства. В начале двадцатого века искусство парижской богемы начинает превращаться в модный товар, признанный и конвертируемый. Богема, если опираться на инструментарий биологического подхода, исчезла в соответствии с законами эволюции, растворившись в новом социальном пространстве, где господствует массовая культура, выжить она не могла, однако, она исчезла не бесследно, оставив некоторые свои черты новым поколениям.

Таким образом, с течением времени богемные образцы поведения стали коммерческим товаром массового спроса и богема в сознании публики почти уравнялась со своими внешними признаками. Переход от культурного многообразия к социотехническому монизму знаменует конец богемы.

В сегодняшнем мире случаются попытки создания богемных образов, однако, богемности чужда подобная искусственность. Есть личности, которые пытаются играть в богему, современная псевдобогема представляется эпигоном того, что было когда-то, в XIX веке. Современная «богема» поражает полной несамостоятельностью, поверхностностью, стремлением быть модными, вторичностью, отсутствием оригинальных идей. Сегодня «создаются не художественные произведения, а продукция, производство которой продиктовано не соображениями художественно-эстетического порядка, а расчетами на прибыль».[4, с.196]

Сегодняшние творцы испытывают потребность быть услышанными, увиденными, «продаваемыми». У богемы подобных амбиций не было. Современная севдобогема представлена в большей степени ритуалистами, когда внешние черты, присущие богеме, стиль поведения, например, пвсевдобогемой абсолютизируются, а о подлинном искусстве, которым живет богема, забывается. Внешняя, поверхностная линия поведения богемы копируется, формально – это все та же богема, все остальное никак не учитывается. Богемное поведение становится игрой, а не выражение внутренней сущности. Богемное сообщество превращается в обычную тусовку. Готово ли общество принимать такую игру? Если общество зрелое, то нет.

Кагарлицкая С.Я. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против».- М., 2003.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *