что такое благая весть в христианстве
Благая Весть
Благая весть, или Евангелие, — весть о спасении от греха через Иисуса Христа и о Царстве Божьем.
Сегодня слово “евангелие” прочно ассоциируется с христианством. Изначально оно имело более широкое значение. В классическом греческом языке им называли награду за принесенную радостную весть, а позже — саму весть. После возникновения христианства слово приобрело специфический религиозный смысл и стало означать весть о спасении во Христе и проповедь об этом. Эта весть благая, потому что нет более радостной и лучшей вести, чем весть о Спасителе и вечном спасении.
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божье
Начало проповеди Евангелия ознаменовало приближение Божьего Царства. Мир меняется. Отсчет времени на Небесных часах включен. Дверь спасения открыта, и всем людям дана возможность войти в нее по вере.
“…исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие”
(Евангелие от Марка 1:15)
Принимая и веруя в Евангелие, человек рождается свыше и входит в Царство Божье. Он переходит от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу. Теперь для него все обетования Божьи — да и аминь. Он становится Божьим ребенком и получает жизнь вечную.
“В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом”
(Послание Ефесанам 1:13)
Такой силой обладает Благая весть. Апостол Павел понимал это, и потому писал к верующим в Риме:
“Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему…”
(Послание к Римлянам 1:16)
Эта весть — не новая философия и не изобретение людей. Она пришла от Бога, и в ней скрыта Его сила. Это Божий инструмент, чтобы изменить человека изнутри, и как следствие — изменить общество.
“…Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое”
(Послание Галатам 1:11)
Великое поручение
При рождении Мессии Евангелие провозгласили ангелы.
“И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь”
(Евангелие от Луки 2:10-11)
Благая весть пришла с Небес. Ее услышали простые пастухи в поле, а еще раньше — Мария от архангела Гавриила. Первым ее проповедником был Сам Господь Иисус Христос.
“…и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан”
(Евангелие от Луки 4:43)
Позже Господь повелел проповедовать Евангелие людям, Своим ученикам. Согласно Его замыслу, оно должно распространиться по всей земле, среди всех народов. Заключительные стихи Евангелий от Матфея и Марка содержат Великое поручение Христа о проповеди благой вести.
“Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века”
(Евангелие от Матфея 28:19-20)
“…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари”
(Евангелие от Марка 16:15)
Это поручение дублируется в Деяниях апостолов.
“но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли”
(Деяния св. Апостолов 1:8)
Здесь сообщается важная подробность — помощником в деле проповеди благой вести будет Дух Святой. Он наделит верующих силой быть свидетелями Христа по всей земле.
Проповедь благой вести — одна из основных идей Нового завета. Сразу же после сошествия Святого Духа апостолы и первые христиане начали активно провозглашать ее в Иерусалиме.
“И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе”
(Деяния Святых Апостолов 5:42)
Позже проповедь распространилась на всю Иудею и за ее пределы, достигнув языческого мира. Одним из ведущих проповедников Евангелия среди язычников был апостол Павел.
“Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования”
(Послание Ефесянам 3:6)
“…и обув ноги в готовность благовествовать мир”
(Послание Ефесянам 6:15)
О том же говорил ап. Петр в одном из своих посланий.
“…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением”
(Первое послание Петра 3:15)
В последние дни евангелизация мира получит новый виток. В итоге не останется ни одного места, где бы не была провозглашена радостная весть о спасении.
Благовестие в последнее время
Согласно пророчеству Иисуса Христа, Евангелие будет проповедано всему населению Земли. Это станет одним из признаков второго пришествия, и Господь не вернется, пока это не произойдет.
“И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец”
(Евангелие от Матфея 24:14)
Мы видим, как на протяжении двух последних тысячелетий это пророчество исполняется. Были времена, когда эта работа затухала, церковь отходила от своей миссии. Однако затем проповедь начиналась с новой силой. Мы живем во время, когда работа по распространению Благой вести ведется в самых труднодоступных и закрытых для этого местах.
Апостол Павел, стоя перед афинянами в ареопаге два тысячелетия назад, сказал слова, которые до сих пор актуальны.
“Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых”
(Деяния святых Апостолов 17:30-31)
После этих слов слушатели подняли апостола на смех, не поверив ему. Но были и те, кто принял Христа в тот день. Благая весть обращена к каждому человеку. Что сделаете с ней вы?
ЧТО ЖЕ ОЗНАЧАЕТ ВЫРАЖЕНИЕ «БЛАГАЯ ВЕСТЬ»?
Евангелие — это не просто весть, но и доктрина. Доктрина означает «учение», «объяснение», «уточнение». Доктрина — это часть Евангелия, потому что весть не может быть провозглашена лишь устами вестника. Ее должен понять слушатель. Если глашатай скажет: «По своей милости ваш Властелин издал указ об амнистии», то кто-нибудь может спросить: «А что такое «амнистия»?» Когда весть про-звучит, возникнет много вопросов. «Какая за это была заплачена цена?» «Чем мы оскорбили Царя?» Когда звучит Благая весть, ее суть нужно объяснить. Что, если бы диктор, речь которого военнопленные слушали по радио, употреблял непонятные солдатам термины? Непонятное послание не может считаться вестью, тем более благой.
Евангельская доктрина, или учение, имеет огромную важность, потому что Благая весть настолько полна, богата и прекрасна, что ее нужно открывать, как сундук с сокровищами, и все эти сокровища отдавать миру для наслаждения. Доктрина — это описание великолепия сокровищ. Доктрина рассказывает об их истинной ценности и объясняет, почему они настолько ценны. Учение необходимо для того, чтобы бриллианты Евангелия не приняли за простые стекляшки. Оно защищает сокровища Евангелия от пиратов, которым не нравятся бриллианты, но которые зарабатывают себе на жизнь, обменивая их на другие камни. Доктрина полирует старые драгоценные камни, находящиеся на дне сундука. Она выкладывает самоцветы истины Евангелия на гобелене истории так, чтобы каждый лежал на том месте, на котором он будет смотреться лучше всего.
И все это доктрина делает со склоненной в смирении головой, удивляясь тому, что ей позволено прикасаться к Божьим дарам. Она шепчет слова хвалы и благодарности, имея дело с бриллиантами Царя. Ее пальцы дрожат, потому что она осознает цену того, что находится в руках. Она возносит молитвы о помощи, опасаясь, чтобы ни один камень не был недооценен или вставлен не на свое место. И, стоя на коленях, евангельская доктрина знает, что она служит глашатаю. Но и объяснение Евангелия — не главное. Объяснение необходимо, но не первостепенно. Любовное письмо должно быть понятно, но его грамматика и связность не столь важны. Самое значимое в нем — любовь. Евангелие — это Благая весть. Доктрина ей служит. Она служит тому, чьи стопы сбиты в кровь (но прекрасны!) потому, что он ходит по забытым людьми местам, возвещая: «Идите сюда, послушайте Божью весть! Послушайте, что сделал Бог! Послушайте! Уразумейте! Преклонитесь! Уверуйте!»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «БЛАГАЯ ВЕСТЬ»
Так о чем же эта весть? В чем заключается послание, которое нужно провозглашать и объяснять? Это мы рассмотрим в следующих главах. Но помните о цели этой книги: наш вопрос состоит не только в объяснении того, что такое Благая весть. Нас беспокоит следующее: что является наивысшим благом Евангелия, которое делает все его грани благими? В чем состоит цель Благой вести, в случае потери которой она утрачивает все свое благо? Что мы имеем в виду, когда говорим, что Бог и есть Благая весть?
Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. Деяния апостолов 20:24
Здесь мы рассмотрим, какое определение Евангелию дается в Библии. Но все же главная цель — показать, что иногда, сосредоточиваясь на многих истинных и бесценных аспектах Благой вести, люди забывают о наивысшем и самом великом благе Евангелия. Многоразличная слава Радостной вести великолепна. Но в этом-то вся и суть. Если не будет видна основная красота — а именно красота славы Христа, — тогда цель Благой вести не будет достигнута. Мы вернемся к этой мысли в конце главы. А пока давайте посмотрим на библейские грани бриллианта-Евангелия и обратим свое внимание на славу, которую они нам откроют.
КАКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЫ МОЖЕМ ДАТЬ ЕВАНГЕЛИЮ?
Какое определение Евангелию дает Библия? Интересно, что в Библии (в переводе Ветхого Завета на греческий язык и в Новом Завете) существительное «евангелие» (эуангелион) употребляется семьдесят семь раз и глагол «проповедовать Евангелие, благовествовать» (эуангелидзо) — также семьдесят семь раз. В подавляющем большинстве случаев смысл этих существительного и глагола выражен не так четко, как хотелось бы. Но существует достаточное количество словоупотреблений, позволяющих дать четкое описание того, что означает словосочетание «благая весть». При определении такого общеупотребительного и многозначного слова как «евангелие» и словосочетания «провозглашать благую весть» будет сложно избежать двух крайностей. Первая крайность — трактовать выражение «благая весть» столь широко, что все хорошее в послании Христа будет называться Евангелием, Радостной вестью. А вторая — трактовать его слишком узко, что сильно ограничит его употребление применительно к Новому Завету. Надеюсь, мне удастся найти золотую середину.
В Евангелии содержится благая весть о том, что существует живой Бог, сотворивший небеса и землю. Когда Павел с Варнавой пришли в малоасийский город под названием Листра, Бог дал им силу исцелить хромого. Народ был ошеломлен, и вся толпа кричала: «Боги в образе человеческом сошли к нам!» (Деян. 14:11). Они назвали Варнаву Зевсом (верховным божеством), а Павла — Ермием (глашатаем богов). Жрец Зевса хотел принести им жертвоприношение.
В этот самый момент Павел начал проповедовать Евангелие. Начал он так: «Мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем (эуангелидзоменои) вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо, и землю, и море, и все, что в них» (Деян. 14:15). «Благая весть» содержит в себе истину о том, что существует живой Бог, сотворивший Землю и все, что существует на ней.
Без Творца Вселенной просто не может быть Благой вести. Ни один из важнейших аспектов христианского благовествования не имел бы спасительного значения, если бы не было Создателя небес и земли. Поэтому Лука, автор книги Деяния апостолов, говорит, что Павел начал свое провозглашение Евангелия с благой вести о том, что есть Некто более великий, чем те, о которых помышлял народ Листры: есть живой Бог, сотворивший все сущее. Этот тезис является краеугольным камнем в здании христианского Евангелия.
НАСТУПЛЕНИЕ БОЖЬЕГО ВСЕВЛАСТИЯ
Евангелие содержит в себе истину не только о том, что Бог — это Творец, Который жив сегодня, но и о том, что Он — Царь Вселенной, Который ныне через Иисуса Христа властвует в мире ради Своего народа. В Послании римлянам (10:15) апостол Павел цитирует слова ветхозаветного пророка, чтобы показать, что Евангелие было предсказано Богом. «Как прекрасны на горах ноги благовестника (эуангелидзомену), возвещающего мир, благовествующего радость (эуангелидзоменос), проповедующего спасение, говорящего Сиону: «Воцарился Бог твой!» (Ис. 52:7)
ДЖОН ПАЙПЕР, Бог и есть Благая весть, The rights for translation are obtained from Crossway Russian Edition Copyright © 2007 by In Lumine Printed by In Lumine
Благая весть, изменившая мир
Что Евангелие рассказывает о Благовещении
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В день Благовещения произошло событие, которое в корне изменило историю всего человечества. Приблизилось время исполнения обета Божия о рождении Спасителя. Однако для того чтобы Мессия родился, свою роль в Божественном замысле должна была сыграть простая еврейская девушка Мария.
По обету, данному родителями Марии – праведными Иоакимом и Анной, – Она была посвящена Господу Богу и с трех до пятнадцати лет жила при Иерусалимском храме. Когда пришло время покинуть храм, Дева Мария, по решению священников, была обручена праведному Иосифу, плотнику по профессии. Пречистая Дева жила в его доме в Назарете, вела благочестивую жизнь: занималась хозяйством, пряла лен и шерсть, читала священные книги, молилась Богу, а Иосиф плотничал.
Обручение Марии и Иосифа. Доменико Беккафуми, 1518 г.
Как все люди из народа избранного, Дева Мария хорошо знала о том, что приблизилось время пришествия обетованного Мессии. И конечно, Она помнила слова пророчества Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Будучи смиренной, Дева Мария, вероятно, и не предполагала, что вскоре Ее ждет необычное и важное событие. Важное не только для Нее одной, но и для всего человечества.
В один из обыкновенных дней, когда Мария читала Священное Писание и молилась Богу, Ей явился вестник Божий – святой архангел Гавриил, который сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28). Приход ангела Божия и его слова смутили Пречистую Деву, но тот продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 30–33).
Мария была девушкой благочестивой и непорочной, а Иосиф (вопреки распространенному сейчас представлению) не был Ее мужем. Он был ее покровителем и должен был оберегать ее. В древнем Израиле иногда применялась форма обручения женщины мужчине ради сохранения ее девства и исполнения обета, данного Богу. В таких взаимоотношениях находились и Мария с Иосифом. Именно поэтому, услышав обетование архангела Гавриила, Она спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34). На это посланник Божий ответил самым таинственным пророчеством в истории отношений Бога и человека – он обетовал непорочное зачатие Спасителя: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). В подтверждение того, что Господь силен исполнить Свое слово, Гавриил рассказал Марии о Ее родственнице – праведной Елисавете: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 36–37).
Сон Иосифа. Харменс ван Рейн Рембрандт, 1645 г.
Приняв все, что сказал Ей святой архангел, Пречистая Дева с покорностью, смирением и послушанием ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). После согласия Марии, архангел Гавриил «отошел от Нее». Как учит Церковь, в тот момент, когда Мария дала Свое согласие на рождение от Нее Мессии, таинственное, непостижимое человеческим умом непорочное зачатие совершилось.
Когда праведный Иосиф узнал, что Пречистая Дева ждет ребенка, он решил отпустить Ее. Дело в том, что он опекал и берег Ее для того, чтобы Она могла продолжать Свое служение Богу. Ожидаемый же ребенок, по мнению Иосифа, свидетельствовал о том, что он не выполнил свою обязанность. Чтобы девушку не побили камнями за предполагаемое неблагочестивое поведение (ведь никто не знал, кто Отец ребенка), Иосиф и намеревался Ее отпустить. Однако во сне ему явился ангел Божий, который сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20–21). После этого Иосиф уже не думал о том, чтобы отпустить от себя Деву Марию. Наоборот, он стал еще усерднее, с еще большим благоговением заботиться о Пречистой, ведь он тоже помнил пророчество о рождении Мессии от Девы. С этого момента Матерь Божия уже неотлучно жила в доме Иосифа до самой его праведной кончины.
На анонсе Благовещение. Фра Анжелико, 1433 г.
Читайте также другие материалы о Благовещении на нашем сайте
Благовестие
Благове́стие (славянский эквивалент греческого εὐαγγέλιον) – 1) Благая (радостная) весть, Евангелие; 2) спасительное учение, принятое от Бога; 3) возвещение радостной вести о спасении человеческого рода от греха, тления и смерти через воплощение Сына Божьего.
Благовестие называется так, поскольку весть о воплощении Сына Божьего говорит нам о безмерной благости Божьей, нисшедшей на человеческий род. Возжелав спасти человечество от греха, Бог Сам низшел в мир. Он воспринял человеческую природу, освятил ее; искупил человеческий род через Крестные страдания и смерть; чудесно воскрес и предоставил возможность соединения с Собой каждому уверовавшему в Него человеку. Источник Благой вести – во всеблагости Бога, не желающего погибели согрешившего человека, но стремящегося исцелить его от язвы греха, ввести в общение с Собой, раскрыть путь Богопознания.
Слово благовестие имеет соответствие на греческом языке в слове “Евангелие”, означающим благую весть (греч. εὐαγγέλιον – «благая весть»).. Так названы первые четыре книги Священного Писания Нового Завета, повествующие о земной жизни Иисуса Христа и Его Воскресении. Под благовестием принято понимать христианскую проповедь, осуществляющуюся не только словами, но и самой преображенной жизнью христианина, свидетельствующей о его соединении с Богом.