что такое биллинг в жкх
Биллинг жилищно-коммунальных услуг: проблемы и решения
Биллинг в жилищно-коммунальной сфере является фундаментом, одним из китов, на которых держится жилищно-коммунальное хозяйство. Биллинговая система ЖКХ в широкой трактовке, должна не только начислять платежи ЖКУ, но и обеспечивать сбор платежей за ЖКХ любыми удобными жителям способами, включая онлайн-платежи, правильное и прозрачное их распределение между получателями. А также, что очень важно – должна обмениваться данными с самыми различными программами и информационными системами. Системы ГЖИ, порталы органов социальной защиты, различные программы управляющих компаний, информационные системы ресурсоснабжающих организаций, городские порталы ЖКХ – очень многие должны получать из хорошей биллинговой системы свою долю информации.
Один из подходов к построению расчетно-кассового центра ЖКХ рассматривается в предлагаемой статье.
Проблема сохранения и развития сектора жилищно-коммунальных услуг является одной из важнейших стратегических задач современной России. Проводимые в последние годы опросы по всему миру свидетельствуют, что сегодня людей все в большей мере волнует качество жизни, к показателям которого наряду с обеспечением безопасности, возможностями самореализации, уровнем дохода относится качество жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ).
Рост неоплат за услуги в сфере ЖКХ
К сожалению, сегодня можно уверенно констатировать, что российское жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) переживает системный кризис: изношенность основных фондов достигла критических значений, уровень тарифов позволяет реализовать лишь минимально необходимые мероприятия по подержанию системы в работоспособном состоянии, не затрагивая вопросов развития, объем хищений в сфере ЖКХ постоянно возрастает, в этой связи устойчиво снижается уровень оплаты услуг со стороны населения. Главным следствием этого является ухудшение работы ресурсоснабжающих организаций, их разорение и, как результат – разрушение инфраструктуры ЖКХ.
Причин этому достаточно. Одной из главных, по нашему мнению, является неэффективность биллинговых систем (процессов учета, тарификации и предоставления счетов за оказанные услуги). Анализ основных проблем по субъектам ЖКХ показывает, что налицо – вариант «проблемы безбилетника», когда в проигрыше оказываются все добросовестные участники процесса – управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, жители.
В такой ситуации объективно правильной стратегией для каждого участника может быть только максимизация собственного выигрыша в ущерб другим участникам, что и происходит в реальной жизни.
Жители не торопятся своевременно и в полном объеме платить управляющим компаниям. При этом анализ, проведенный специалистами компании «Уралводоканал» в г.Добрянка Пермского (УВК), показывает, что основными неплательщиками, наряду с асоциальными элементами, выступают жители с высокими доходами и соответствующим образовательным уровнем, в особенности, имеющие юридическую подготовку.
Принципы деятельности управляющих компаний
Управляющие компании (УК) не стремятся вести добросовестные расчеты с РСО. Так, восьмилетняя практика работы УВК уверенно позволяет делать следующие выводы:
Ресурсоснабжающие организации (РСО) не производят всех необходимых работ, обеспечивающих работоспособность инфраструктурных объектов (не говоря уже о развитии), своевременно и в полном объеме не рассчитываются с подрядчиками, в первую очередь с энергетиками, стремятся изначально сформировать завышенную производственную программу, что в итоге ведет к неоправданному росту тарифов.
При существующей схеме расчетов через муниципальный расчетно-кассовый центр (РКЦ) проблемы усугубляются. Практика показывает, что расщепление платежей в РКЦ осуществляется произвольно. Нередко деньги, поступившие в уплату за услугу, направляются на иные цели по письмам УК. Например, деньги за воду могут быть использованы в оплату за электроэнергию, или проведение ремонтных работ. Это стало активно практиковаться после введения в действие Правил № 354, согласно которым РСО не имеют возможности ограничения подачи воды и тепла [1]. Эти ограничения по своей сути означают отсутствие обратной связи в работе систем водо- и теплоснабжения, что однозначно означает потерю эффективности их функционирования. Кроме того, возникает источник беспроцентного краткосрочного кредитования, что провоцирует администрацию использовать его для ликвидации кассовых разрывов.
Изменение системы биллинга ЖКУ
Действенным способом решения проблем может стать изменение системы биллинга[1] ЖКУ на принципах участия и контроля процесса ресурсоснабжающими организациями в кооперации с администрациями муниципалитетов и, возможно, УК. Практически это означает переход к новой схеме расчетов на основе участия в РКЦ заинтересованных сторон (РСО, УК, администрации) и использования единой квитанции.
Преимущества такого решения очевидны. В общем случае, как это рассмотрено выше, деньги задерживаются или теряются по пути от потребителей к ресурсоснабжающим организациям. УК и РКЦ, включенные в цепь расчетов, объективно не заинтересованы в 100-процентном доведении денег до производителей ресурсов. И наоборот, производители ресурсов нацелены на то, чтобы расчеты прошли с минимальными трансакционными потерями. Участие администрации является целесообразным, так как именно глава администрации, согласно Федеральному закону № 131 является лицом, ответственным за обеспечение ЖКУ [2]. При этом отстраненная от прямого регулирования денежных потоков власть, как правило, демонстрирует гипертрофированное стремление навести порядок в организации платежей.
В рамках агентского договора совместно созданное РКЦ производит расчеты за все ЖКУ, осуществляет прием, расщепление и транзит платежей УК РСО, обеспечивает снятие показаний приборов учета и доставку квитанций. При этом платежи производятся потребителями по единой квитанции. Такая форма организации комплекса платежей дает правовые основания для их расщепления и транзита пропорционально уровню сбора. Прозрачность информации о движении денежных средств для РСО и УК обеспечивает отсутствие злоупотреблений в форме временного отвлечения средств, перераспределений денег отдельным участникам в ущерб другим, хищений.
В предлагаемой схеме предполагается возможность адресного отключения электроэнергии за неоплату по квитанции и, тем самым принуждение потребителя к оплате всех услуг в полном объеме. Иначе говоря, обеспечивается восстановление обратных связей, ликвидированных Правилами № 354, косвенным путем на абсолютно законных основаниях. При этом единая квитанция поможет эффективно бороться с неплательщиками только в том случае, когда ключевые коммунальные услуги будут предоставляться через УК. В случае заключения отдельных договоров с потребителями напрямую отключение электроэнергии за неуплату других услуг становится невозможным.
Заключение
Проведенный анализ затрат на услуги биллинга по предлагаемой схеме показывает, что их величина не превышает 3% от суммы начислений (при 100-процентном уровне оплаты).
Эффективность предлагаемой модели для жителей становится существенно выше в случае, когда договора на обслуживание жилого фонда будут заключаться с УК, также созданными с участием РСО и администрации. Формирование цепочки платежей производителями без участия неэффективных посредников, не обеспеченных реальными активами – реальный способ решения рассмотренных выше проблем ЖКХ.
[1] Биллинг (от англ. billing) – процесс определения стоимости предоставляемых услуг или выписка счета по предоставленным услугам. – Прим. ред.
Максимов А.Д.
д-р экон. наук, профессор кафедрой менеджмента и маркетинга, Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Макарова И.В.
д-р экон. наук, зав. сектором комплексных проблем развития промышленности, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург
Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство» № 09 (207) за 2012 год
Платформа БРИС ЖКХ: «умный» биллинг для коммунальной отрасли
Биллинговые системы сегодня являются одним из важнейших элементов, обеспечивающих эффективность деятельности управляющих компаний и других представителей жилищно-коммунальной отрасли. Задача биллинга – не только своевременно начислять платежи, но и обеспечивать их сбор и правильное распределение между получателями (поставщиками услуг), а также обмениваться данными с различными программами и государственными информационными системами.
Одна из наиболее прогрессивных современных бизнес-моделей – биллинг в «облаке». Это виртуальное программное обеспечение, которое способно автоматизировать бизнес-процессы ЖКХ-предприятий и избавить их от лишних затрат. Именно таким «умным» технологиям передают функционал по расчётам и начислениям многие российские компании, управляющие жилищным фондом. Наглядный пример подобного технологичного решения – расчётно-информационная система БРИС ЖКХ от АО «РАСЧЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ», входящего в экосистему Сбербанка.
Биллинг БРИС ЖКХ, разработанный по модели «облачных» технологий, предназначен для автоматизации расчёта начислений за жилищно-коммунальные услуги, сбора, учёта и обработки платежей. Система легко интегрируется в IT-инфраструктуру расчётного центра, ресурсоснабжающей организации, управляющей компании или ТСЖ и помогает эффективно решать задачи комплексной автоматизации их деятельности. А «облачность» технологии позволяет её пользователям избежать расходов на развёртывание и содержание собственной IT-инфраструктуры – вся информация хранится на стороне разработчика. Более того, платформа интегрирована с ГИС ЖКХ и совместима с самыми современными платёжными сервисами Сбербанка.
«Платформа БРИС ЖКХ даёт возможность не только решать стандартные задачи в рамках договоров с управляющими компаниями, но и реализовывать специальные проекты, оптимизирующие деятельность заказчиков. БРИС ЖКХ, подобно конструктору, состоит из ряда модулей, и клиент может самостоятельно выбрать только нужные, не переплачивая за те, которыми он не будет пользоваться. В частности, в системе реализован отдельный сервис по работе с задолженностью абонентов и предусмотрен учёт льготных категорий граждан. А наша система мониторинга действующего законодательства позволяет оперативно реагировать на любые изменения в сфере жилищного права и незамедлительно вносить соответствующие корректировки в алгоритмы начислений», – комментирует Алексей Махов, Управляющий директор Дивизиона ЖКХ АО «РАСЧЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ».
Таким образом, каждому заказчику БРИС ЖКХ АО «РАСЧЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ» предложит оптимальный набор сервисов с учётом потребностей и специфики деятельности именно данной компании. Более того, подключение к БРИС ЖКХ освобождает управляющую компанию от немалых организационно-финансовых затрат на ежемесячную печать, упаковку и доставку квитанций – благодаря системе жители могут получать их по электронной почте, либо подписаться на их электронный вариант в личном кабинете или мобильном приложении БРИС ЖКХ.
«Формирование квитанций в биллинговой системе происходит максимально прозрачно, а абонент имеет возможность проверить начисления по каждой позиции предоставленных услуг. Жители домов, подключённых к БРИС ЖКХ, могут оплачивать квитанции и вносить показания счётчиков в любом удобном для них месте и в любое время – сделать это можно за считанные минуты благодаря многофункциональному личному кабинету и мобильному приложению. А наличие единого платёжного документа (ЕПД) делает процесс оплаты максимально быстрым и понятным – платёж вносится одной суммой, а дальнейшее её распределение между поставщиками – уже наша забота», – отмечает Алексей Махов.
Так, система БРИС ЖКХ превращает сложный процесс сбора данных счётчиков в последовательность простых шагов: жильцы снимают текущие показания индивидуальных приборов, передают их для начислений через мобильное приложение или личный кабинет, оплачивают единую квитанцию (всё так же в режиме онлайн). А дальше уже задача БРИС ЖКХ – справиться с многоуровневыми формулами, нюансами законодательства, учесть все условия для корректного проведения начислений, чтобы результат в виде платежей абонентов на своих расчётных счетах увидели поставщики услуг.
Благодаря БРИС ЖКХ денежные средства, поступающие на оплату коммунальных услуг, распределяются автоматически напрямую поставщикам в тот же день, что существенно снижает задолженность перед предприятиями ЖКХ. Собрав денежные средства от населения, БРИС ЖКХ обеспечивает их оперативное зачисление на расчётные счета управляющих компаний и поставщиков услуг. Ежемесячно система в автоматическом режиме предоставляет клиентам всю необходимую отчётность по всем финансовым операциям, тем самым освобождая их от трудоёемкой рутинной работы.
Сегодня число лицевых счетов, обслуживаемых БРИС ЖКХ, близится к 5 миллионам. Одинаково эффективно система умеет работать как с крупными организациями сферы ЖКХ с жилищным фондом в сотни тысяч домохозяйств (расчётные центры, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации), так и с небольшими ТСЖ, в управлении которых может быть несколько домов.
Биллинг БРИС ЖКХ, безусловно, позволит компаниям коммунального сектора быстро и эффективно решать самые разные задачи. Это и вопросы начислений за пользование услугами, и корректный сбор данных с учётных устройств, и тарификация платежей (в том числе с применением льгот), и контроль качества бизнес-процессов сервисного обслуживания. Это целый комплекс функций и возможностей, который делает управление услугами максимально простым и понятным.
Биллинг для ЖКХ
Не секрет, что работа предприятий ЖКХ вызывает сегодня острое недовольство большинства населения страны. Объявленная кабинетом правительством реформа ЖКХ продвигается полным ходом, но потребители услуг управляющих компаний о ней часто даже не догадываются.
Для многих обитателей квартир остается загадкой сама цель реформирования. Поэтому их не интересуют, ни сроки создания новой системы обслуживания, ни широкие возможности, которые система откроет перед потребителями и поставщиками услуг. Такое положение выставляет в негативном свете государственную инициативу реформирования ЖКХ, усугубляя отрицательную оценку всей сферы обществом.
Наиболее острая критика управляющих компаний связывается со стоимостью коммунальных услуг. Работники УК затрудняются объяснить принципы расчета начислений, не знают, почему неуклонно растут тарифы. Поэтому, когда недоумевающие потребители услуг ЖКХ приходят с квитанцией в управляющую компанию, никто не может дать им толкового объяснения.
Российская реформа ЖКХ происходит на базе передовых информационных технологий. Теперь прозрачность начислений управляющих компаний будет обеспечивать автоматизированная программа учета или биллинг. Он отныне производит учет услуг, их тарификацию, определяет стоимость обслуживания, выставляет счета жителям для оплаты. К функционалу программы относится установление величин тарифных ставок, выбор тарифов, соответствующих условиям обслуживания конкретного абонента, адресное направление счетов пользователям тарифицированных услуг. Практика внедрения информационных технологий происходит не так эффективно, как хотелось бы. Зарождающийся рынок биллинговых систем коммунальщиков пользуется бессистемной подборкой разрозненных, кустарно изготовленных программ, охватывающих только часть возможностей биллинга. Большинство из них были разработаны еще до начала реформы и адаптировать их до уровня современных биллинговых систем обычно не удается. Сфере ЖКХ требуется программа, учитывающая интересы всех участников системы взаиморасчетов:
Отвечая всем этим требованиям, биллинговая система повышает качество работы с потребителями, способствует улучшению уровня обслуживания, работает без ошибок, в автоматическом режиме.
Преимущества внедрения биллинговой системы
Установив программное обеспечение, УК может рассчитывать на ее разносторонний функционал. Программа обеспечивает:
Формирование квитанций в биллинговой системе происходит максимально прозрачно. Абонент имеет возможность проверить начисления по каждой позиции предоставленных услуг. В личном кабинете он ежемесячно указывает данные приборов учета воды, тепла, электричества. Не получив положенную услугу, указывает о недопоставке, требуя перерасчета. Там же можно ознакомится с деятельностью управляющей компании, изучить технические характеристики дома. Волнующая жителей тема капремонта также становится доступна хозяину личного кабинета. Он увидит здесь отчет о ходе ремонта, сможет ознакомиться с суммами начислений на его проведение. Столкнувшись с фактами некачественных услуг, можно прямо в кабинете написать жалобу администрации управляющей компаний или в другое ведомство, заполнив стандартную форму. Там же, в личном кабинете он сможет прочитать ответ на свое обращение.
Облачный биллинг ДЛЯ ЖКХ
Данное решение ценно для ЖКХ, поскольку позволяет поддерживать «традиции» отдельных территорий в расчетах за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), при этом централизованно управлять процессом начислений. И наоборот, можно быстро унифицировать бизнес-процессы компании, включая удаленные участки.
Сервис изначально разработан для учета коммунальных ресурсов и жилищных услуг и адаптирован для сложных расчетов в ЖКХ через интернет.
РЕКОРДНЫЕ СРОКИ ВНЕДРЕНИЯ:
Старицын В.И. Генеральный директор ООО «Биллинг Онлайн»
Бизнес-модель SaaS (Soft as a Service) на сегодня является наиболее прогрессивной и активно вытесняет традиционные решения в сферах массового применения информационных технологий, таких как офисные приложения, бухгалтерский и налоговый учет, поисковики. Не стали исключением и программы расчета платы за ЖКХ.
КАБИНЕТ АБОНЕНТА И ОПЛАТА ONLINE
Через Интернет абоненты получают круглосуточный доступ к просмотру начислений, печати квитанции, передаче показаний индивидуальных приборов учета, оплате услуг с банковской карты и отправке сообщений в адрес обслуживающей организации.
Моментальное распределение платежей
Платежи из Кабинета Абонента, а также из платежных систем и касс регистрируются в Системе и распределяются по поставщикам и исполнителям услуг в разрезе лицевых счетов автоматически.
Рябкова Татьяна Валерьевна Руководитель проектов ООО «Биллинг Онлайн»
Доступ к данным собственного лицевого счета повышает доверие граждан и упрощает взаимодействие с управляющей организацией.
Дополнительная экономия
Аттестация на предмет выполнения требований по безопасности персональных данных проводится только для рабочих мест пользователей. Нет необходимости аттестовывать систему расчетов для отдельной организации за счет наличия у «Биллинг Онлайн» Аттестата соответствия.
Долгих Г.Н. Директор Центрального филиала ООО «Газпром энерго», г. Москва
В результате перехода на интернет-технологию «Биллинг Онлайн» у предприятия возникли новые возможности для оптимизации бизнес-процессов филиала и снижения затрат в части расчетов и начислений за ЖКУ и взаимодействия с населением.
Точность расчетов по закону
Гибкость системных настроек позволяет реализовать на практике любые законодательные акты от федерального до местного уровня.
РАСЧЕТ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ
Расчет компенсаций для отдельных категорий граждан (льготников) производится как справочно, для информирования граждан о сумме компенсации, так и в рабочем режиме, с передачей данных в органы социальной защиты населения.
Для организаций, уполномоченных рассчитывать и перечислять компенсации, доступен расчет компенсаций без начисления платы за ресурсы и услуги, на основе начислений сторонней организации.
Высокая скорость расчета
Расчет производится в несколько потоков по заданным группам лицевых счетов:
ЗАЩИТА ДАННЫХ ВЫСОКОЙ СТЕПЕНИ
Система автоматизации ЖКХ «Биллинг Онлайн» аттестована в соответствии с Законом №152-ФЗ «О персональных данных» (Аттестат соответствия).
Сервера Системы расположены в Data-центре на площадке федерального оператора связи с высоким уровнем защиты физического и цифрового доступа.
Дополнительные меры безопасности «Биллинг Онлайн» для защиты персональных данных абонентов ЖКХ:
ПРОСТАЯ ПЕЧАТЬ КВИТАНЦИЙ
Инструменты для оформления:
ВАРИАНТЫ ПЕЧАТИ:
Для того, чтобы разместить логотип в шаблоне квитанции вам не потребуется веб-дизайнер.
Для логотипа компании уже предусмотрено место в шаблонах. Достаточно загрузить в систему «картинку».
Работа с должниками и ограничение потребления
В Системе реализован отдельный сервис по работе с задолженностью абонентов и документальному сопровождению режима ограничения потребления коммунальных ресурсов.
«горячие» отчеты
24 часа в сутки, 7 дней в неделю руководители держат руку на пульсе и получают самую актуальную информацию по состоянию «на сейчас».
«Биллинг Онлайн» позволяет автоматически формировать набор отчетов к определенному часу/дате и отправлять их на установленный адрес электронной почты пользователя.
Данный сервис максимально упрощает предоставление отчетности в сторонние организации и ведомства.
техническая Поддержка
У пользователей есть возможность контролировать ход выполнения поставленной задачи, принимать участие в обсуждении и выборе варианта решения.
Обучаем качественно
Обучение пользователей проводится очно и в режиме online квалифицированными специалистами по обучению.
Мы что-то забыли указать? Смотрите отзывы наших любимых клиентов!
© ООО «Биллинг Онлайн»
Россия, 620075, Екатеринбург,
ул. Пушкина, 9а, офис 401
Что такое платёжный биллинг?
Биллинг как процесс имеет несколько определений, начиная от понятий в бухгалтерии, электросвязи и энергетики, и заканчивая сферой рекламы и орнитологии. Как в повседневной жизни используются технологии платёжного биллинга и что это такое – ответы на эти и другие вопросы, связанные с биллинговыми процессами, вы найдете в этой статье. В общем случае термин связывают с дистанционными взаиморасчётами.
Биллинг — это автоматизированный комплект контроля предоставленных услуг, их тарификация и выставления счетов для оплаты.
Системы биллинга построены по модульному принципу, что позволяет использовать единый подход обслуживания клиентов в разных сферах. С другой стороны, модульность позволяет учитывать каждую конкретную потребность и клиента, и бизнеса.
И еще одна важная особенность биллинговых платежей: физические лица вправе не открывать в банке счета для операций, проводимых с помощью таких технологий.
Биллинг гарантирует безопасность, открытость и прозрачность учета начислений и поступлений платежей, что позволяет гражданам, организациям и фискальным органам свободно и в полном объеме их контролировать.
Наиболее популярными биллинговые процессы стали в телекоммуникациях, жилищно-коммунальной, бюджетной и банковской сферах.
Биллинг в ЖКХ и бюджетной сфере
Технологии платёжного биллинга активно используют, оплачивая штрафы, пошлины, налоги и коммунальные счета.
Если не вдаваться в сложные технические вопросы биллинга, для обычных граждан он выглядит как 6 простых шагов.
Биллинг в телекоммуникациях
Наиболее распространенным видом платёжного биллинга с которым сталкивается практически любой современный человек являются расчёты за услуги мобильной связи.
Благодаря программным средствам мобильные операторы тарифицируют услуги и выставляют абонентам счета в автоматизированном режиме.
Биллинг в сотовой и фиксированной связи используют для маркетинговых исследований и для помощи абонентам.
Знакомые всем фразы: «если вас интересует баланс, нажмите два», «после разговора со специалистом оцените качество обслуживания», или «если вам необходима помощь оператора, нажмите ноль, или оставайтесь на линии», также имеют отношение к биллинговым технологиям.
Рынок таких услуг при невысоких затратах достаточно рентабельный. И за право быть в этом сегменте первым мобильные операторы начали конкурировать с платежными системами.
Мобильный телефон с функцией бесконтактной оплаты набирает всё большую популярность среди пользователей мобильной связи.
Банки и биллинг
Очевидно, что подобные технологии не могут быть внедрены без участия банков. Любой платёжный биллинг это, прежде всего, взаиморасчет между клиентом и организацией.
Не удивительно, что банковская система активно использует биллинговые технологии.
Биллинговые системы через web-интерфейс предоставляют клиенту контролировать счёт, проводить internet-платежи, формировать отчеты, менять тарифные планы и услуги.
Ко всему прочему, в личном кабинете клиент в режиме реального времени может проверить правильность начисления за услуги, распечатать квитанцию, связаться с обслуживающей организацией как для получения консультаций через режим обратной связи, так и для передачи каких-либо показаний, например, количество израсходованных киловатт электроэнергии или кубометров воды.
SMS- или электронные почтовые рассылки в автоматическом режиме оповещают клиентов о состоянии баланса, об изменениях в тарифах или правилах предоставления услуг, напоминают о приближении срока оплаты.
Системы платёжного биллинга позволяет осуществлять любые платежи через терминалы моментальной оплаты и банкоматы, системы электронных платежей и internet-банкинга.
Биллинговые процессы хорошо зарекомендовали себя и с точки зрения удобства платежей, и с точки зрения безопасности и надежности.
Вывод : Мы рассмотрели несколько вариантов использования платёжного биллинга в повседневной жизни.
А вы пользуетесь internet-платежами? Известны ли вам случаи задержки или потери платежей при оплате коммунальных услуг или сотовой связи? Что вы или ваши знакомые предпринимали в таких ситуациях? Давайте обсудим это в комментариях ниже.
Теперь вы знаете о том, что такое платёжный биллинг.