что такое бидермейер в искусстве
Бидермайер
Общество Германии начала XIX века чувствовало усталость от политических потрясений: Французской революции, наполеоновских войн, передела государственных границ в Европе. В стране появился средний класс, представители которого предпочитали сосредоточиться на внутренних житейских проблемах и радостях. Люди ценили комфорт и безопасность и не стеснялись наслаждаться спокойным бытом. Эти настроения проявились в живописи, интерьере, декоративном искусстве. Название стилю дали пародийные юмористические стихи, которые публиковали в одном из мюнхенских журналов. Их вымышленный автор Готлиб Бидермейер – застенчивый, благодушный и сентиментальный обыватель, незадачливый любитель спокойной жизни и уюта, стал символом мещанства.
Картины в стиле бидермайер легко узнать человеку, даже если тот не разбирается в искусстве. Центральной темой полотна является жизнь «маленького человека», которую художник изображал с юмором и добротой. Живопись стала малоформатной, но персонажи и детали интерьера вырисовывались с удивительной четкостью и детализацией. Изображения отличала статичность и обилие деталей, которые не несли никакой символической или философской нагрузки. Героями картин бидермайера стали представители среднего класса: поэты, ученые, музыканты, фермеры. Художники изображали их в спальне среди разбросанных вещей, в уютных садиках, на прогулке по городским улочкам. Атмосфера живописи в стиле бидермайер согревала сентиментальностью и благодушием. Тонкое художественное исполнение деталей дарило удовольствие неторопливого изучения произведения.
Мастера бидермайера создавали пейзажи, натюрморты, портреты, но самым популярным и ярким отражением стиля стала жанровая живопись и бытовые сценки. Художественный опыт романтизма отражался в техниках и сюжетах произведений поэтическим взглядом на мир, который «провинциальный стиль» приземлил и воплотил в будничной жизни. Художник вместе с героями любовался цветами, бабочками, уютными предметами интерьера и милыми безделушками. Батальная, историческая, мифологическая живопись не пользовались спросом ни у авторов, ни у зрителей. Исключение составлял мир сказок и немецкого фольклора – художники охотно иллюстрировали «Сказки братьев Гримм» и немецкие пословицы.
Художники направления бидермайер :
Карл Шпицвег (1808-1885) – самый яркий и популярный представитель стиля. Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793 – 1865), Фридрих фон Амерлинг (1803 – 1887), Фридрих Гауерманн (1807– 1862), Иоганн Баптист Рейтер (1813 – 1890), Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852).
Немного истории.Бидермайер: простодушный стиль.
Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль, распространённый в 1815—1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».
Бидермейер является ответвлением Романтизма, пришедшего на смену Ампиру, поэтому его иногда называют «смесь Ампира с Романтизмом». В Бидермейере отразились представления «бюргерской», «мещанской» среды и вкусов, формы стиля Ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Мода, искусство, декор, стиль становится достоянием более широких кругов общества. Особенно ярко стиль проявился в декоративно-прикладном искусстве (мебель, костюм, посуда, украшения). Во всех направлениях Бидермейер исполнен вниманием к мелочам, любовью к материальности, повседневности, маленькими радостями быта. Бидермейер — искусство семейных ценностей и жизненного уклада простого человека.
Наиболее широкое распространение стиль бидермейер получил в Германии, Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Венгрии, Румынии, Словении, Словакии, Чехии, Хорватии, Польше и Англии. Коснулся он и России, однако выражен был не столь значительно, и пришёлся на период правления Николая I — читающие и сентиментальные пушкинские времена. Поэтическая атмосфера, царившая тогда в Российской Империи, особенно в Петербурге, определила черты русского бидермейера: мода на столы с ящиками и тайниками, секретеры — столь свойственные бидермейеру. В европейских странах стиль прекрасно ужился с другими национальными, так в Великобритании основывается «Викторианский стиль», в России «Николаевский ампир», «Романтизм» во Франции и т.д.
Своё название стиль получил уже постфактум, первое употребление термина относится к 1894 году. Это несколько видоизменённое имя вымышленного комического персонажа Готлиба Бидермейера (Gottlieb Biedermaier), чья фамилия переводится как «простодушный господин Мейер». Это мелкий буржуа, который якобы писал наивные стихи и размышления о жизни в еженедельный мюнхенский журнал Fliegende Blätter. Он стал символом комфорта среднего класса, в котором приоритет отдавался семейной жизни и приватным занятиям, вроде написания писем или увлечения личным хобби.
Художники, которых ассоциируют со стилем бидермайер
Ни одно хозяйство в период бидермайера не обходилось без фортепиано — неотъемлемой части ставших популярными суаре. Такие вечеринки отражали растущие культурные интересы среднего класса в литературе, танцах, поэзии. Всё это стало темой для живописцев бидермайера, среди которых выделяются Карл Шпицвег, Франц Крюгер, Георг Фридрих Керстинг, Фердинанд Георг Вальдмюллер, Фридрих фон Амерлинг, Фридрих Гауерманн и Павел Федотов.
Живопись бидермейера характеризуется довольно высоким уровнем качества. Содержание и форма образовывали гармоничное эстетическое единство, а творческий дух устремлялся ввысь на крыльях перемен. В пейзажах живописцы постоянно совершенствовались в реалистичности, примером тому могут быть виды острова Пратер и области Зальцкаммергут у Фердинанда Георга Вальдмюллера, написанные в 1830-х годах.
Историческая живопись была не только способом описать прошлое, но и создать сообщение настоящее о настоящем, точно передавая все детали, как на картине «Спор кучеров» (1828) Иоганна Михаэля Недера.
Со своей стороны портретная живопись стремилась реалистично представлять людей с их индивидуальными особенностями («бородавки и всё прочее»). Здесь Вальдмюллер вновь получает самые пышные лавры. В свою очередь Амерлинг создавал фигурные ансамбли с изысканной утончённостью. Он не столько хотел передать сходство, сколько весь образ портретируемого. При этом художник вплетает в композицию историю, как в работе «Рудольф фон Артхабер с детьми» (1837).
В свою очередь изображения цветов и фруктов отличаются высочайшим художественным мастерством и основаны на глубоких научных наблюдениях.
Тем не менее, самые значительные успехи были достигнуты в жанровой живописи. Художники вдохновлялись жизнью крестьян, буржуазии или рабочих, — и передали нам художественные свидетельства повседневной жизни того времени и особых праздничных случаев. Герои «Утра праздника Тела Христова» Вальдмюллера переживают детские радости, а его же композиция «Ранняя весна в Венском лесу» (второе название — «Собиратели хвороста») документирует ежедневную работу и быт крестьянского населения. Сцена «Кончина Фидельки» Павла Федотова иллюстрирует разнообразие и глубину человеческих характеров.
Восхитительная палитра живописцев соотносится с теорией цвета Гёте, который нашёл связь между определёнными оттенками и настроением. Например, он рекомендовал красить стены в зелёный и серый для создания комфортной атмосферы.
В Дании период бидермайера соотносится с «датским Золотым веком», временем творческого всплеска, когда творили такие художники, как Кристофер Вильгельм Эккерсберг, его ученики Вильгельм Бендз, Кристен Кёбке, Константин Хансен, Вильгельм Марстранд, а также неоклассический скульптур Бертель Торвальдсен. В этот же период получает развитие датская архитектура в неоклассическом стиле. В частности, Копенгаген обрёл новый облик благодаря зданиям, спроектированным Кристианом Фредериком Хансеном и Михаэлем Готтлибом Биндесбёллом.
Бидермайер: прикладное искусство и дизайн
Однако наиболее значительное влияние бидермайер оказал на дизайн интерьеров. В мебели предшественниками стиля были ампир и период Директории, она отличалась удивительной простотой, практичностью и функциональностью. Стиль ампир подразумевал пышность, использование тёмного дерева и гор аксессуаров из позолоченной бронзы.
Бидермайер — в этом смысле более тесно отождествлявшийся с Директорией — ассоциируется со светлой древесиной из местных лесов (вишня, ясень и дуб), не обременённой металлическими украшениями. Поверхности украшали естественные прожилки, узлы или акценты «под эбеновое дерево» для контраста; иногда использовалась инкрустация, хотя и скромная. Отличительной чертой мебели бидермайера является её чрезвычайно сдержанный геометрический внешний вид. Некоторые предметы получили новые роли, например, центральный стол, который ранее был изолированной центральной частью интерьера, стал семейным столом, вокруг которого проходили вечерние мероприятия.
В целом, стиль бидермайер служил наглядным свидетельством конфликта идей между классицизмом и романтизмом, который продолжался в течение первой половины XIX века. Со временем стиль бидермейера был «романтизирован» в соответствии со вкусами заказчиков из растущего среднего класса, стремящихся продемонстрировать обретённое новое богатство: прямые линии превратились в изогнутые и змеящиеся, простые поверхности всё чаще украшались не только натуральными материалами, гуманистические формы стали более фантастическим, мебельщики начали экспериментировать с текстурами.
Мебель и образ жизни в период бидермайера стали темой на выставки в Венском музее прикладного искусства в 1896 году. Этот элегантный причудливый стиль настолько понравился многим посетителям экспозиции, что пережил взлёт популярности среди европейских краснодеревщиков вплоть до возникновения ар-деко. Простота и элегантность бидермайера повлияли также лидеров Венского сецессиона и Венских мастерских, а позже — на различные направления Баухауза. Первоначальный акцент на лёгкость, утилитаризм и индивидуальность способствовал возрождению стиля бидермайер к 1970-м годам.
Бидермейер: уютный гламур
Гламур — это не стиль, это, скорее, атмосфера с узнаваемыми деталями и собственным очарованием. У каждого времени он свой. Для первой половины XIX века им стал обаятельный бидермейер. Художественное направление декоративно-прикладного творчества, отражавшее вкусы и представления об искусстве у богатых буржуа, хорошо прослеживается в интерьерах, декорациях, предметах обихода бюргерского сословия, жившего с 1815 по 1848 годы в городах Восточной Европы.
К слову, название стиля скорее ироничное — появилось оно благодаря вымышленной фамилии немецкого мещанина Готлиба Бидермейера (букв. «простодушный господин Майер») коим подписывал свои эпиграммы Людвиг Эйхродт. Стиль сочетает в себе элементы претенциозного ампира, позднейшего классицизма и идеи романтизма, со свойственными ему мягкостью и ореолом мечтательности.
Комнаты в домах бюргеров украшали обоями пастельных тонов с растительным мелким орнаментом, оформляли светлой деревянной мебелью — непременно изогнутой и с обивкой в тон обоям. Спальни и гостиные заполняли всевозможными шкафами и шкафчиками, уставленными расписным фарфором, этажерками, трюмо и столиками, часто декорированными резьбой в стиле ампир.
Обязательны были пушистые ковры и вообще обилие текстиля — многослойные шторы с кистями, салфетки, скатерти, много вышивки. В этом житейском и, надо думать, довольно уютном гламуре не было места высоким порывам и неоднозначному искусству. Бюргерские интерьеры украшали полотнами художников, соответствующих вкусам и эстетическим потребностям «простодушного господина Майера».
Это были небольшие холсты с довольно узким набором сюжетов. Часто изображали картинки из крестьянского быта, сентиментальные романтичные сцены, пасторальные пейзажи, в чести была сказочная тематика. Нередко заказывали и вешали на стену портреты членов семейства — буржуа, возможно, пытались подражать высокой аристократии. Живопись в стиле бидермейер, помимо небольших размеров полотна и камерности сюжетов, отличалась вниманием к деталям и мягким колоритом. Если можно так выразиться, она была идеалистичной и «задушевной».
Типичные представители этого художественного направления — австриец Мориц фон Швиндт, Ф. Вальдмюллер, Г. Керстинг, Людвиг Рихтер и другие. Стиль пришелся и к русскому двору — усадьбы, а позднее и стены провинциальных музеев живописи украшали полотна И. Макарова, С. Зарянко и других мастеров. Стиль оказал сильное влияние на творчество В. Тропинина и А. Венецианова.