что такое бхакти врикша это
Что такое Бхакти-врикша
Бхакти-врикша, дерево преданного служения — это название для маленьких групп людей, еженедельно встречающихся в течение приблизительно двух-трех часов. Эти встречи помогают участникам обсуждать философию сознания Кришны, развивать близкие и дружеские отношения с преданными, и счастливо прогрессировать в сознании Кришны. Группа Бхакти-врикша также учит их тому, как стать компетентными проповедниками. Она базируется на принципах программы нама-хатта, основанной Шрилой Бхактивинодой Тхакуром.
Эта уникальная программа заботится о социальных, психологических, интеллектуальных и эмоциональных потребностях преданного, чтобы он прочно утвердился в своем духовном стремлении обрести бхакти и в своем вечном служении Кришне. Таким образом, это — целостный подход к обучению преданного, закладка устойчивого фундамента его преданного служения, уровень которого будет постоянно расти на протяжении всей его жизни. Так как в сердцах такого обученного преданного укоренились правильное понимание и вера посредством систематического изучения наставлений Шрилы Прабхупады, его прогресс не подвержен воздействию века Кали. Наставления подчеркивают практическое применение этих принципов, что в свою очередь укрепляет, веру в наставления и процесс сознания Кришны.
Бхакти-врикша состоит из «ломки льда» или сат-санги, киртана, джапы, обсуждения некоторой темы сознания Кришны, обсуждения проповеди и прасада.
Членам Бхакти-врикши помогают постепенно продвигаться в сознании Кришны, выдавая им дипломы по мере достижения определенных духовных уровне уровней.
Учебные модули, которые являются готовыми планами уроков, помогут лидеру и помощникам проводить программы неделю за неделей. Эти планам просто следовать, и они очень хорошо помогают в проведении программ.
Спустя несколько месяцев лидер-слуга может начать проводить дополнительные учебные занятия для углубленного изучения книг Шрилы Прабхупады.
Спустя 64 недели, когда группа закончила изучение учебных модулей, обычно она должна быть готова «умножиться» (разделиться). Это означает, что обученные и квалифицированные члены группы сами становятся лидерами. Те, кто еще не готов быть лидером, могут войти в новые группы, чтобы посещать программы новых лидеров. Там они смогут действовать как старшие преданные, помогающие лидерам в проповеди и заботе о членах новой группы, сами при этом духовно продвигаясь. Совершив требуемый прогресс, они могут быть вдохновлены сами вести новые группы Бхакти-врикши.
Настроение и метод Бхакти-врикши
Нет необходимости становиться ученым, чтобы быть способным ответить на все вопросы. Можно всегда обратиться к старшим преданным или к книгам Шрилы Прабхупады, если возникают трудности с ответами на сложные вопросы членов группы. Благодаря такой честности лидера, члены группы узнают о существовании целой иерархии старших преданных, поддерживающих их лидера их. Главное качество лидера Бхакти-врикши — это его искренность в желании духовного продвижения для членов его группы.
Наиболее важно создание очень близких и личностных отношений, поскольку это помогает людям предаваться Кришне через общение с преданными.
Развитие отношения служения и смирения — это важнейшая потребность успешного лидера Бхакти-врикши, который может вдохновить членов своей группы все больше и больше погружаться в сознание Кришны.
Любовь и доверие возникают в том случае, если лидер действует как помощник, а не как контролер или ревизор. Правильное отношение лидера приведет также к тому, что члены группы будут проповедовать и быстро прогрессировать.
Лидеру необходимо обладать искусством слушания, чтобы поощрять и способствовать активному обсуждению, в котором каждый принимает участие и извлекает для себя пользу.
Цель — это духовное продвижение каждого, включая лидера. Так, заботясь о духовном росте других, лидер становится все более бескорыстным и быстро развивается в сознании Кришны. Это дает ему более высокий вкус, и он наслаждается нектаром преданного служения.
Очень важны регулярные встречи с другими лидерами, а так же с координатором программы. Это позволяет каждому учиться на успешных примерах друг друга, вместе разбираться в проблемах и сотрудничать, для достижения полного успеха программы Бхакти-врикши.
Преимущества проведения программы Бхакти-врикши:
Что такое бхакти врикша это
С 2007 года они регулярно приезжают в Россию и обучают преданных искусству Бхакти-врикши. В Москве сейчас действует более 60 Бхакти-врикш.
Чайтанья Чандра Чаран Прабху о Бхакти-Врикше (03.10.10, фестиваль Садху-Санга)
Бхакти-врикша – это живое дерево бхакти, способ передачи бхакти кажому. Об этой программе говорил Бхактивинода Тхакур. Очевидно, что нам потребуется время, что бы отнестись к этому серьезнее. Мой опыт говорит, опыт моего Гуру Махараджа, опыт всех старших преданных говорит, что эта программа жизненно необходима. Храмы тоже нужны, но это не юга дхарма. Строить храмы – это не юга дхарма, это не самое важное. Самое важное – воспевать. И вот где воспевать – в храме или на нама-хатте, где ценнее воспевание? Одинаково. Хлеб покупаете в супермаркете или просто у кого-то на рынке – вкус один и тот же, ценность одна и та же. Но как вы донесете воспевание до каждого человека? Вот за это отвечает дерево бхакти. Сейчас люди в храмы не идут. Сейчас мы делаем отдельные программы, вне храма. Это просто обычные залы и мы надеваем светскую одежду. Люди не идут в храмы. Если вы скажете, что есть общество сознания Кришны, что будет лекция по Бхагавад-Гите, «Сражайтесь во имя Кришны», приходите, мы научим вас! Никто сейчас не придет. Сейчас сложились такие стереотипы об обществе, как о тотальной секте, как об очень опасной группе, что это путь отречения, они бросают институты, бросают семьи, все бросают, и куда-то уходят потом. И они в материальной жизни не успешны, не в духовной, ничего. Мы не хотим такой судьбы. Но в Бхакти-врикшу вы приходите, видите, что люди работают, люди занимаются деятельностью, поддерживают семьи, они ответственны, культурны, образованны. Они чисты, у них принципы, при этом они не разрушают их отношения, а укрепляют. И дружба у них лучше. Как все это увидеть? Бхакти-врикша – это как раз тот самый пример. И суть бхакти-врикши как раз в сознании проповеди. Мы готовы делиться ради проповеди, ради расширения дерева бхакти. Для того что бы развивать бхакти-врикшу нужно общение, нужны сектора, особые встречи, фестивали, что бы развивать дух проповеди, это очень могущественная, коллективная программа. Давайте попытаемся изучить ее. Большинство просто находится в иллюзии, что когда-нибудь мы построим храм на всю Россию, мы там все будем жить и умрем в один день. Это просто майа. Мы толком не эффективно заняты в миссии, в движении Шрилы Прабхупады. Не думайте, что проповедь – это сесть на асану, дать лекцию тысяче человек. Это все стереотипы, глупости ума. Есть язык. Значит каждый проповедник. И Рупа Госвами говорит – говорите о Кришне. Мы что-то слышим для того, что бы передавать другим. Если вы проповедуете – ваша группа будет увеличиваться. А потом что? Делиться. А как ее делить? Должны быть подготовленные лидеры, которые готовы взять на себя ответственность. С уважением к любому виду деятельности, нужно развивать Бхакти-врикшу. Для грихастха ашрама это целое движение. Это не просто собрание. Это движение Шрилы Прабхупады. Давайте учиться Бхакти-врикше!
Бхакти-врикша, «дерево любви»
Бхакти-врикша в переводе с санскрита означает «дерево бхакти», «дерево любви», «дерево преданного служения Богу». Цель создания групп бхакти-врикши заключается в подготовке преданных к активной деятельности в качестве лидеров. Фактически каждый должен стать проповедником и открыть свою группу.
Что это такое?
Механизм открытия новых групп также тщательно разработан. Продуманная структура программы позволяет надеяться на успешный результат данного вида сотрудничества.
Таким образом, открывая новые группы, привлекая в них новых людей, мы увидим, как это движение будет разрастаться, словно ветви огромного дерева, распространяя свет сознания Кришны на благо всего человечества.
Впервые концепцию бхакти-врикши предложил в 1995 году Его Святейшество Шрила Джаяпатака Свами, министр развития вайшнавских общин ИСККОН.
Этапы развития.
С 1996 года программа бхакти-врикши стала воплощаться в жизнь. Наибольшего успеха в этом добились Е. М. Виджай Венугопал Прабху и Матаджи Према Падмини, которым удалось всего за несколько лет создать в Омане общину более чем из 3000 человек. С 2007 года они регулярно приезжают в Россию и обучают лидеров искусству бхакти-врикши.
Чем же группа бхакти-врикши отличается от классической, привычной нам нама-хатты?
По большому счету бхакти-врикша – это модернизированный, более динамичный вариант нама-хатты. В основу развития системы бхакти-врикши положена идея пирамидальной организационной структуры, состоящей из малых групп, заложенная ранее в основу нама-хатты Шрилой Бхактивинодом Тхакуром.
На этой прочной основе были разработаны некоторые дополнения. Так что система бхакти-врикши имеет ряд индивидуальных особенностей.
В отличие от нама-хатты, специально для групп бхакти-врикши разработана программа обучения, в которой четко продумана система подготовки активных, деятельных и энтузиастичных преданных, которые смогут в будущем сами стать лидерами и «посадить семя» новой бхакти-врикши. И не просто посадить и забыть, а еще и бережно ухаживать за нежными, развивающимися ростками, состоящими из начинающих преданных.
Очень радует то, что группы бхакти-врикши отличаются направленностью на личностное общение. Это общение, несомненно, должно проходить под руководством старших преданных и лидера бхакти-врикши, которые непринужденно и ненавязчиво направляют деятельность группы, оказывают необходимую помощь, если таковая потребуется.
Каждый участник ориентируется не только на то, чтобы самому стать квалифицированным вайшнавом, практикующим преданное служение Господу, что само по себе уже является ценным, но еще и на то, чтобы привлекать новых людей к практике бхакти-йоги (любовного, преданного служения Господу).
Бхакти-врикши предназначены, в первую очередь, для поддержки людей, которые познакомились с духовной практикой относительно недавно.
Они только прикоснулись к удивительной философии сознания Кришны, и задача лидера группы – помочь сориентироваться, разобраться в приоритетах. Так, бхакти-врикша должна стать своеобразной опорой и поддержкой на пути духовного развития. Основной принцип – взаимопомощь и поддержка друг друга в служении Господу.
Структура курса.
Совместные встречи и обсуждения священных писаний позволяют постоянно совершенствовать свою духовную практику. В «Падма-пуране» сказано: «Верховного Господа можно познать благодаря обсуждению «Шримад-Бхагаватам», поскольку каждая строка любой шлоки «Бхагаватам» содержит смысл всех Вед» (Уттара-кханда, гл. 63) Невозможно переоценить важность подобных обсуждений, благодаря которым создаются наиболее благоприятные для духовного прогресса условия.
Как правило, структура духовного общения нама-хатты и храма строится по модели «учитель-ученик». То есть наиболее опытный вайшнав дает лекцию, а остальные внимательно его слушают. Это тоже очень важно.
Однако бхакти-врикша предполагает не только внимательное слушание, но еще и обсуждение.
Это новый подход. В отличие от обычных «вопросов-ответов», обсуждение строится в виде дружеской беседы в непринужденной, доброжелательной обстановке. Каждый делится тем, что он узнал нового и как это знание можно применять в повседневной жизни. Такой личностный подход позволяет более глубокому усвоению духовного знания.
Принимая активное участие в происходящем, каждый участник раскрывается, ощущает свою нужность. То есть из объекта, на который воздействуют, человек превращается в субъект, активно участвующий в происходящем. Поскольку услышанный материал подкрепляется вербально, то есть обсуждением, он лучше запоминается. Процент «включения» интеллекта повышается, а непринужденная обстановка располагает к открытости. Все это помогает выявить неточности в понимании и вовремя их подкорректировать.
Посещая бхакти-врикшу, преданные изучают теоретический материал, читают и заучивают наизусть тексты священных писаний, учатся петь киртаны, играть на вайшнавских музыкальных инструментах, проповедовать, а также правильно и внимательно повторять джапу (святые имена Господа) на четках. Получается, что на бхакти-врикшах преданные занимаются совместной практикой преданного служения Господу, а дома – индивидуальной. Каждый может реализовать свои таланты и способности, задействовать их в преданном служении, а также проявить себя в той деятельности, к которой склонен больше всего.
Задача лидера – не только дать духовное знание, но и уделить достаточное внимание всем, кто посещает бхакти-врикшу. Необходимо выявить индивидуальные особенности и склонности каждого преданного, чтобы знать, куда наиболее эффективно направить его усилия. К примеру, если человек стеснительный, нужно помочь ему стать более уверенным в себе, заняв в преданном служении вместе с человеком, у которого уже развито необходимое качество. Если преданный хорошо умеет готовить и любит это дело, не заставляйте его вести киртан. Пусть занимается тем, что свойственно его природе. Лидеру нужно научиться с любовью относиться к каждому. Лидер – это слуга каждого.
Одним из самых любимых видов преданного служения остается, конечно же, совместное приготовление прасада, затем его предложение Божествам и совместное его почитание. Прасад – это освященная пища, предложенная с любовью и преданностью Господу. Такая деятельность очень сближает и поддерживает дух сотрудничества.
Еженедельно посещая группы бхакти-врикши, начинающие преданные получают возможность общения с вайшнавами, получают духовное знание и закрепляют его на практике в благоприятной среде более опытных наставников, что позитивно сказывается на духовном росте.
В группе бхакти-врикши открывается безграничная возможность для проявления шести видов общения между преданными: дарить подарки, принимать подарки, угощать прасадом, принимать прасад, спрашивать о сокровенном и доверять свои мысли.
Перспективы развития.
Еще одним важным аспектом такой организации является то, что каждый желающий может попробовать себя в качестве лидера группы бхакти-врикши. Единственное требование – серьезный настрой в своей духовной практике. В данном случае от ведущего не требуется досконального знания философии или тонкостей духовной культуры и практики. Зато требуется энтузиазм и стремление с большой любовью проповедовать остальным азы сознания Кришны.
Итак, хотелось бы, чтобы бхакти-врикша, начатая с одной маленькой группы, состоящей из 5–10 человек, со временем разрасталась в огромную организованную вайшнавскую общину, имеющую иерархическую структуру, в которой будет множество секторов, округов и маха-округов. Предполагается, что эта община будет проводить регулярные программы и фестивали. Община может иметь даже свою инфраструктуру с собственными магазинами, школой и быть в какой-то мере автономной. Но это – дело будущего.
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что структура бхакти-врикши напоминает структуру организации небольших групп вечных спутников Господа в духовном мире. На Голоке Вриндаване есть восемь главных гопи. У каждой из них – по восемь помощниц. У каждой такой помощницы – свои восемь помощниц. У тех – свои восемь. Что скажете? Не напоминает ли это наши группы? Цель гопи – любовное служение Радхе и Кришне.
А в чем же миссия групп бхакти-врикши? В том, чтобы, сотрудничая друг с другом, каждый научился с любовью и преданностью служить Верховному Господу.
Тогда дерево бхакти будет расти, на нем появятся новые веточки. Но сколько бы много ни было веток, они все без исключения соединяются со стволом, который является их жизненной силой. Поэтому всегда находитесь в обществе преданных, которое дает силу служить Господу, развивает вкус и поддерживает наше сознание Кришны на должном уровне.
Что такое бхакти врикша это
Статья казанских преданных, в которой хорошо описано, что такое бхакти-врикша. Просто, логично и по делу:) Источник: http://www.nocruel.narod.ru/vc_07roh.html
НЕ БРОСАЙТЕ,
ПРЕДАННЫХ ЗА БОРТ!
Бхакта Дравида,
«Вечные ценности», 3 марта 2007
Ученик Бхакти Викаши Свами из города Моршанска Тамбовской области Рохини Кумар прабху пару недель гостил в Казани и учил преданных любви и теплым отношениям. С ним мы побеседовали о бхакти-врикше и нама-хатте.
— В чем заключается ваш опыт в проведении нама-хатт?
— 10 лет я провожу нама-хатты в разных городах. Помогаю преданным осуществлять разные планы в этом направлении, но больший акцент я делаю на бхакти-врикшу, так как она более эффективна, она дает больше вкуса от общения. На нама-хатте люди поют и вкушают прасад из года в год. При этом у них отсутствует миссия, нет развития. На бхакти-врикше все не так. Подразумевается, что каждый из ее участников должен привести в группу как минимум одного нового человека и взять о нем заботу. Более того, что касается обсуждения философии, то даже слабоподготовленный, не имеющий глубинного понимания основ сознания Кришны человек может участвовать в нем. Нама-хатта имеет тенденцию к закостенелости, в то время как бхакти-врикша динамично растет.
— Как должна проходить бхакти-врикша?
— Традиционно программа бхакти-врикши состоит из шести этапов. Первый – «ломка льда». Люди приходят на программу со своими эмоциями, проблемами. Нужно раскрепостить и сплотить их, создать атмосферу тепла и доверия. Лидеры должны принимать в этом активное участие. Второй – совместное чтение джапы. Бывают случаи, когда начинающие преданные принимают какие-то принципы, но никак не могут начать повторять святое имя. У них появляется возможность взять четки и повторить круг мантры вместе со всеми. Есть такой опыт, когда люди именно на бакти-врикше начинают свое повторение святого имени. Третий – киртан или бжаджан. На обычной нама-хатте во время киртана и лекции люди могут думать о чем-то своем. Однако здесь, после «ломки льда» и совместного чтения джапы, люди уже настроены правильным образом на волну шраванам и киртанам. Они внимательны. Четвертый – обсуждение, состоящее из трех частей. Мы берем тему, выделяем основные моменты, обсуждаем их и учимся применять на практике. При этом нужно обязательно разобраться, как каждый понимает тему. Пятый – мы отчитываемся о проделанном служении за неделю и берем новые обязательства. Это также отсутствует на нама-хатте. Каждый ставит перед собой посильную задачу: что он будет делать в течение недели. Эти цели не обязательно должны быть глобальными: распространить столько-то книг или провести харинаму. Преданный может пообещать, определенным образом общаться в своей семье, подавая пример вайшнавского поведения, чтобы, скажем, улучшить свои отношения с женой. Шестой – прасад. Не обязательно раздавать много обильного прасада. У всех разные возможности, поэтому еда может быть скромной.
— Как правильно организовать бхакти-врикшу?
— Зачем в ятре должны проводится нама-хатты и бхакти-врикши?
— Шрила Прабхупада в «Нектаре наставлений» пишет, что чистый преданный от остальных отличается тем, что он разными способами проповедует славу святого имени. Поэтому, если мы вообще ничего не делаем – у нас есть только храм и все, то со временем сознание Кришны может угаснуть. К нам приходят люди, у которых есть потенциал и творческий подход. Нужно дать им возможность проповедовать всеми удобными способами. Проповедь в ятре должна развиваться во всех направлениях. Есть люди, которые привязаны к нама-хаттам, которые не могут работать в бхакти-врикше. Тогда путь нама-хатта так и существует, путь они продолжают свое общение. Для кого-то более перспективна бхакти-врикша. Скажем для молодых преданных, которым она поможет проявить себя с разных сторон. Очень важны образовательные программы: бхакти-программ, вайшнавский этикет, бхакти-шастры и т. п. Преданным также должна оказываться психологическая и социальная помощь. Мы же – общество, община. Поэтому мы развиваемся, то есть к нам приходят люди. А раз они приходят, мы должны дать им сознание Кришны.
— Если нама-хатты или бхакти-врикши в ятре не развиваются, как должно действовать руководство ятры?
— Лидер – это слуга, который должен заботиться о прихожанах и жить их жизнью. Его задача не просто учить, а вдохновлять. Поэтому если лидеры видят, что они сами не могут организовать бхакти-врикшу или другие проповеднические программы, тогда они должны просто приглашать проповедников из других городов. К тому же, это полезно в плане обмена опытом…
Введение в модули
Дорогие преданные, материал программы Бхакти-врикши предназначен для того, чтобы систематическим образом облегчить применение принципов Бхакти-врикши. Следовать этому легко и просто. Мы разработали эти учебные модули на основе восьмилетнего опыта успешного проведения программ Бхакти-врикши в Матхурадеше, на Ближнем Востоке.
Чтобы дать Вам общее представление об общине Матхурадеша, скажем, что большинство преданных здесь — это иммигранты из Индии и Бангладеша. Они здесь лишь зарабатывают на жизнь, и каждые два года их рабочие места занимают другие люди. Таким образом, это быстро меняющейся слой населения, поскольку почти каждый из них не является постоянным резидентом страны. Много преданных, которые были обучены в рамках этой системы, уехали и начали развивать эту систему в других местах.
Мы также хотим поделиться с Вами тем, что эти учебные модули были использованы во многих других странах мира, принося обильные плоды.
Использование этих учебных модулей в Бангладеш привело к быстрому росту групп Бхакти-врикши и увеличению числа преданных, способных успешно их вести.
В Торонто, Виннипеге, Йоханнесбурге, Северной Вирджинии, США, в нескольких других ближневосточных странах, а также в нескольких городах, таких как Хайдарабад и Бангалор, в Индии, они оказались очень эффективными в плане увеличения энтузиазма и желания прогресса у членов групп в отношении их систематического обучения философии, практике и проповеди принципов сознания Кришны, а так же в очень эффективном и быстром общении с людьми. Мы включили в книгу опыт некоторых из этих проповедников.
Мы будем обсуждать некоторые дополнительные вопросы, касающиеся развития людей, а также обычные трудности и сомнения, с которыми обычно сталкиваются проповедники.
Мы разделим весь курс на 5 учебных модулей согласно уровню прогресса, на котором находится группа. В конце каждого учебного модуля для Вас будут составлены вопросы в форме контрольного списка, которые помогут Вам оценить, на каком уровне находится Ваша группа. Темы для обсуждения в различных учебных модулях были разработаны согласно знаниям, необходимым членам группы для перехода на следующий, более высокий уровень.
Уровни определены в соответствии с обязательствами, которые люди принимают в сознании Кришны. Программа шикши, разработанная министерством развития программы намма-хатты ИСККОН, предписывает различные обязательства для различных уровней шикши. Например, тот, кто регулярно, по крайней мере, один раз в неделю посещает программы ИСККОН и повторяет один круг джапы, будет признан как «Шраддхаван». Подтверждение этому может быть выдано в форме сертификата (диплома) местным руководством ИСККОН. Его можно вручать участникам как на публичном собирании в местном храме ИСККОН, так и во время специальных программ, подобно программам «Вьюха», проводимых для групп Бхакти-врикши. В конце этой книги приведены образцы анкеты для шикши, а также типовое свидетельство уровня шикши.
Мы выделили восемь недель для людей, желающих достичь уровня «Шраддхаван». Следующие восемь недель предназначены для того, чтобы продвинуться до уровня «Кришна Севака» (повторение четырех кругов джапы, принятие Господа Кришны как Верховной Личности Бога, отказ от мясной пищи, совершение регулярного служения и чтение книг Шрилы Прабхупады). Последующие восемь недель предназначены для продвижения на уровень «Кришна Садхака» (повторение восьми кругов джапы, следование четырем регулирующим принципам, предложение бхоги изображениям, установление дома алтаря, и принятие в целом процесса садхана-бхакти). Следующие 12 недель предназначены для продвижения на уровень «Шрила Прабхупада Ашрая», который подразумевает повторение 16 кругов джапы, следование регулирующим принципам, проявление твердой веры в сознание Кришны. Примером такой веры может быть например, посещение или проведение мангала-арати, ежедневное изучение священных писаний, и т.д. И последние 12 недель учебных модулей предназначены для людей, желающих продвинуться до уровня «Гуру Ашрая» (принятие живущего гуру ИСККОН).
В конце каждого учебного модуля мы посвятили последнюю неделю презентации семинара, чтобы мотивировать участников согласиться принять следующий уровень шикши. В тексты модулей включен материал семинара. Эти собрания, построенные на живом диалоге, оказались очень эффективными в плане просвещения и вдохновения членов двигаться к следующему уровню.
Стоит обратить внимание на один важный момент — цель регулярно проводимой еженедельной программы Бхакти-врикши состоит в том, чтобы развить в людях веру в Кришну и дать им основное понимание философии сознания Кришны, чтобы они могли заняться в чистом преданном служении. Акцент поставлен, таким образом, на практическом применении сознания Кришны и развитии бхакти или преданности.
Собрания для обсуждения направлены на понимание цели сознания Кришны и личную занятость в осуществлении этой цели, что требует от членов группы большого участия. Для изучения шастр более систематическим способом, мы советуем членам посещать учебную группу в другой день недели. Мы также описали формат учебной группы. Рекомендуем сделать это вам на шестой месяц после образования группы. Как показывает реальная практика, члены группы исполняются энтузиазма посещать учебные занятия даже до начала четвертого месяца! Воистину, бхакти — это источник гъяны и вайрагьи.
Две параллельные программы, Бхакти-врикша и учебные занятия по изучению шастр, весьма сильно и глубоко укрепляют веру и знание преданных в сознании Кришны. Мы обнаружили, что члены вскоре исполняются энтузиазмом посещать также и еженедельные программы, проводимые в ятре по пятницам (пятница — выходной на Ближнем Востоке). Это способствует развитию их отношений со старшими преданными и интеграции в большую общину преданных ятры. Члены группы очень быстро получают возможность участвовать в различных видах служения, на фестивалях, в самскарах и других программах.
Члены будут также обучаться эффективно проповедовать, чтобы через 64 недели самим стать лидерами группы. Те, кто не смог выполнить минимальные требования для того, чтобы вести группу, то есть не достиг уровня Прабхупада Ашрая, или не готов вести группу сам, может продолжить посещать одну из групп, на которые делится (умножается) изначальная группа. Каждая из этих групп будет возглавляться одним из обученных членов, а остающимся членам группы может быть поручено посещать одну из этих групп и участвовать в их деятельности в качестве старших членов группы, помогая новому лидеру Бхакти-врикши. В случае если эти члены окажутся слишком продвинутыми для того, чтобы снова проходить программу Бхакти-врикши, они могут продолжить посещать только учебные занятия по философии и постепенно могут быть обучены вести группу Бхакти-врикши. Или, если спустя некоторое время после посещения Бхакти-врикши, они почувствуют себя уверенными относительно лидерства в группе, им можно помочь осуществить это желание.
Если Вы будете проходить уроки в том же темпе, как изложено в данном материале, ваша группа быстро расширится в течение года и трех месяцев, и в ней появится достаточно много лидеров.
В Матхурадеше мы обнаружили, что, следуя этим учебным модулям, мы добились того, что темп прогресса членов в различных группах более равномерным. Следуя этим учебным модулям, все группы достигли очень хороших результатах — фактически результаты были еще лучше, чем мы ожидали, начиная программу по этим учебным модулям.
Есть некоторые важные моменты, которые Вы должны иметь в виду и которым следует уделять особое внимание, чтобы улучшить Вашу проповедь и получить от нее положительный результат:
В конце каждого отрывка из духовного наставления есть вопросы, данные для того, чтобы позволить преданным затронуть все важные моменты отрывка.
Ваша роль состоит в том, чтобы помочь им разобрать отрывок, выслушивая и принимая или мягко исправляя их ответы неформальным образом, не применяя общеобразовательный метод. Если Вы сами дадите за них все ответы или прочтете на эту тему лекцию, они не будут задействовать свой ум для понимания. Следовательно, их изучение останется поверхностным. Поэтому, пожалуйста, оставьте все объяснения и дополнительные вопросы, которые Вы хотели бы разобрать с ними, на финальную часть собрания, когда Вы будете подводить итог обсуждению.
Если есть вопрос, на который мы не способны ответить, можно сказать им, что мы вернемся к нему на следующей неделе с готовым ответом. Мы должны быть уверены в том, что узнаем ответ и сообщим им о нем на следующей встрече.
Ваши в служении Шриле Прабхупаде:
Виджая Венугопал дас
Према Падмини д.д.