что такое белый уголь для рисования
Всё про угольный карандаш: что это такое и для чего он нужен
Что такое угольный карандаш и зачем он нужен? Всё про угольный карандаш для рисования: чем он отличается от обычного и для чего используется в живописи, читайте подробно в моей новой статье.
Недавно я запустила новый онлайн-курс по рисованию портретов карандашом. Было очень много желающих попасть именно на такой курс, ведь карандаш – самый простой материал, который точно уже есть у вас дома.
Помимо обычного карандаша я также добавила в курс уроки по другим графическим материалам: сангине, сепии, и, конечно же, угольному карандашу! Ведь это – один из самых древних материалов для рисования, с помощью которого можно создавать очень выразительные рисунки и портреты!
Давайте вместе разбираться, что это такое – угольный карандаш, и как им можно работать.
Что такое угольный карандаш для рисования
Угольный карандаш для рисования – это прессованный уголь, образованный от обжига веток некоторых пород дерева. Ветки деревьев обжигают при больших температурах в специальных емкостях, но их структура не меняется.
В зависимости от состава, определяется и твердость грифеля, чем он мягче, тем цвет карандаша более черный. Кстати, при обжиге веток всегда учитывается время, так как чрезмерный обжиг может привести их к рассыпанию.
Зачем был нужен и для чего использовался такой карандаш художниками прошлого? Живописцы времен Ренессанса делали такими карандашами наброски и эскизы будущих картин. Постепенно, художники все чаще и чаще стали использовать угольный карандаш как самостоятельное средство для рисования.
И в самом деле, он очень легок в использовании, такой карандаш легко растушевывать и удалять с поверхности бумаги. Легко удалить угольный карандаш с помощью ластика-клячки, который не оставляет следов.
Работать таким карандашом лучше на плотной, шероховатой бумаге, так как карандаш имеет свойство осыпаться. Вообще, при использовании такого карандаша, вам открывается масса возможностей, и в первую очередь, возможность изучать передачу светотени.
Из жанров лучше всего в угольном карандаше будут выполнены, конечно же, портрет, а также, пейзажи, особенно городские, и натюрморты.
Маркировка угольных карандашей
Как и графитовый карандаш, угольный карандаш имеет свои уровни маркировки по твердости и мягкости.
H – это твердый
3H – это самый твердый
B – это мягкий
3B – это самый мягкий
Все эти обозначения вы сможете увидеть на деревянной части карандаша, обычно, их наносят на самый низ карандаша.
B, или, Bold, означает жирность или, в нашем случае – мягкость. А H – твердость, от слова Hard – то есть жесткий, твердый.
Чтобы сделать набросок, выбирайте твердые угольные карандаши, а для штриховки – более мягкие, а для темной штриховки лучше взять самый мягкий угольный карандаш.
А теперь давайте рассмотрим, чем отличается угольный карандаш от обычного. Кроме самого очевидного – состава, угольный карандаш и графитный имеют разные свойства и ими можно создавать разные эффекты, что несомненно, прекрасно для творчества.
Простому карандашу очень хорошо удаются мелкие детали, четкие линии и вообще детальная штриховка и прорисовка. Работая угольным карандашом, очень сложно достичь того же самого. И наоборот, добиться мягких плавных линий и растушевки очень легко при помощи именно угольных карандашей.
Работать угольным карандашом будет сложнее, но овладев нужными техниками, довольно интересно.
Заключение
В переводе с немецкого, угольный карандаш в живописи называется рашкуль, но как его не назови, такой карандаш станет вам верным помощником и откроет новые горизонты в вашем творчестве.
Графические работы всегда выглядят стильно и интересно, поэтому, рекомендую вам обратить внимание на такой материал, как угольный карандаш.
Очень доступный по цене, хороший по качеству, он поможет вам добиться небывалых высот в графической живописи.
Рисование углём
Достоверно не известно, кто и когда первым взял в руки уголь из потухшего костра и начал рисовать. Наверное, это случилось еще в самом начале зарождения человечества. Несмотря на его многовековую историю, уголь не потерял своей популярности и по сей день.
Уголь очень прост в изготовлении. Пучок ивовых, березовых или ореховых веточек обмазывали глиной и клали на горящий уголь. Так готовили угольки самой разной формы – круглые, граненные. Делали их разной длины и толщины, ведь и рисунки были и большие и маленькие.
На сегодняшний день, конечно же, нет нужды изготавливать уголь самостоятельно. Можно купить уже готовый уголь для рисования.
Виды углей для рисования
Рисовальный уголь бывает двух видов: обычный древесный уголь и прессованный. Прессованный чернее и жирнее, чем древесный. Изготавливают его из угольного порошка (при этом используя наиболее черные сорта), с применением растительного клея в качестве связующего вещества. Прессованный уголь продают в виде палочек, они бывают трех номеров твердости.
Прессованный уголь, как и древесный, требует закрепления. Хотя держится на бумаге немного лучше.
Бумага для рисования углём
При работе с углем нужно использовать шероховатую бумагу, с идеально гладкой поверхности он осыпается. Можно использовать бумагу для пастели или специальную для угля. Интересный живописный эффект можно получить, используя бумагу для акварели – яичную скорлупу, холст, лен. Можно использовать и плотную чертежную, предварительно потерев ее мелким наждаком или жесткой резинкой. Интересные работы также можно сделать используя тонированную бумагу, для создания бликов на ней можно использовать белый мел или пастель.
Для работы бумагу закрепляют на планшете, предварительно смочив ее водой. После высыхания бумага равномерно натянется, и на ней удобно будет работать.
Способы рисования углём
При работе углем используют два способа.
Второй способ заключается в большом применении тона, широком прокладывании теней и фона. Для этого уголь кладут плашмя на бумагу, что дает возможность легко прокрывать большие поверхности. Или же, прорисовав рисунок довольно детально, растирают его ребром ладони. Затем рисуют снова, высветляя наиболее освещенные места.
Шишкин И.И. У ручья.
При рисовании углем применяют различные растушки, изготавливая их из замши, бумаги, тонкой кожи. Растушки – это тугие валики с заостренными кончиками, что дает возможность высветлять очень маленькие поверхности. В качестве растушки можно применять и жесткую резинку с заостренным концом. Если нужно растушевать достаточно большую поверхность, можно применять ватные диски. Полезный эффект дает применение формопласта: мягкой массы, которая позволяет уменьшить тональность рисунка.
Сочетание линии и тона дает возможность передавать округлые и плавные формы. Такой способ художники нередко применяют для изображения женской фигуры.
Как научиться рисовать углём
Начинать учиться работать углем лучше с небольших зарисовок, набросков. В качестве модели лучше всего использовать достаточно крупные и несложные объекты, с малым количеством мелких деталей. Бумагу лучше использовать достаточно большого формата (например, А3). Первоначальный рисунок следует сделать простым карандашом. А для выполнения более сложных работ сначала делается эскиз, который затем переносится на бумагу.
Пара слов о сохранении готовой картины
Уголь легко осыпается, поэтому после окончания работы его необходимо закреплять. Кстати, первое фиксирование угля придумали в XV веке в Италии. Для работы использовали бумагу, на которую заранее наносили слой клея. После окончания работы рисунок подвергали действию горячих паров.
Сейчас это делается намного проще. Для фиксации используют специальный лак-фиксатив. Можно также использовать обычный лак для волос.
Профессиональный художники используют фиксатив, сделанный своими руками: снятое молоко, наполовину разведенное водой. Такой фиксатив почти не влияет на цвет картины, и хорошо закрепляет уголь.
Готовую работу аккуратно и равномерно покрывают фиксативом при помощи аэрозоля. Делать эту процедуру нужно осторожно, несколько этапов. Расстояние до работы должно быть не менее метра, необходимо следить за тем, чтобы не образовывались капли. Обычно после обработки фиксативом картина становится темнее.
Работы, нарисованные углем, лучше всего сохраняются под стеклом. Поэтому законченную работу оформляют в раму.
Презентабельный вид рисункам углем помогает создать удачно подобранная рама с безбликовым стеклом и, конечно, паспарту.
Советы начинающему художнику. Рисование углем
Рисование углем популярно не случайно. Углем выполняют рисунки-штудии и наброски, эскизы и подготовительные рисунки «под живопись». Нередко в этой технике художники создают станковые произведения самостоятельного значения. Углем очень легко работать, так как он хорошо «ложится» на бумагу или холст, не требуя от художника большого физического напряжения: малейший нажим уже оставляет на бумаге видимый след. Это свойство угля позволяет рисовальщику быстро работать даже тогда, когда приходится покрывать на бумаге большие поверхности (что совсем нелегко, если мы говорим про наброски карандашом).
Уголь как соединяет в себе преимущества нескольких материалов. Остро заточенным углем можно провести очень тонкую «карандашную» линию, и в то же время уголек, положенный на ребро, дает широкий живописный «мазок». Уголь позволяет штриховать, закрывая большие плоскости ровным тоном, или писать свободными мазками. По богатству тонов уголь едва ли не превосходит все другие живописные материалы и во всех градациях тоновой шкалы — от воздушного серого до глубочайшего черного — отличается красотой и бархатистостью цвета. Достоинством угля является также и то, что он дает возможность внести поправки в рисунок, перекомпоновать целиком или переделать его. Уголь очень легко смахивается с бумаги или грунта, почти не оставляя следов. Большим практическим удобством для художника является также и то, что для работы углем годится почти любая бумага.
Недостатков у угля немного. Главным из них является то, что уголь легко смазывается. Чтобы рисунок не был утрачен, надо его закрепить — зафиксировать. Последнее является, в частности, серьезной помехой в использовании угля при работе на природе — рисунок необходимо зафиксировать и высушить сразу же на месте, иначе его едва ли удастся донести до дома.
Среди рисовальных материалов уголь — наиболее живописный. Им можно передать отношения различных цветов, их прозрачность и плотность, воздушную перспективу, светотень. Начинать рисунок можно так же, как и живопись, с размещения на листе больших тоновых масс, «постепенно уточняя и детально разрабатывая форму с тем, чтобы линия и контур появились только к концу работы. При этом, пользуясь тем, что уголь легко удаляется с поверхности бумаги, художник может начинать работу, нанося большие силуэты, без всякого предварительного оконтуривания. Однако особенно увлекаться таким методом не следует. Начинающим рисование углем в начале работы главное внимание обращать на более жесткое и конструктивное построение рисунка.
Подготовительные рисунки для живописи также не следует вести чисто живописным путем. Лучше в этом случае выполнить карандашом или твердым углем более жесткий рисунок, построенный не на пятне, а на штрихе и контуре. Важно это потому, что, разработав в угольном рисунке ряд чисто живописных задач, художник обрекает себя — при работе красками непосредственно на холсте — на повторение уже найденных решений. Этим он отнимает у себя ту радость открывания, ту непосредственность, которые составляют значительную часть прелести работы над художественным произведением.
Наброски углем можно, так же как и рисунки, делать и линиями разной толщины, и широким мазком, и пятном, и соединением пятна с линией. Очень полезно выполнять быстрые наброски, основанные на силуэтном пятне, сделанном растушеванным углем, и затем уже по этому пятну уточнять детали линией. Такие наброски полезны для воспитания у начинающего художника понимания силуэта в рисунке и умения передавать движение.
Рисование углем — растушевка и растирание
Растушевать уголь, размазать по поверхности штрих или несколько штрихов, превращая его в пятно необходимой интенсивности, практически можно чем угодно — уголь достаточно легко размазывается. Но существуют для этой цели и специальные растушевки. Они бывают в продаже, их легко сделать и самому. Для этого плотно свертывают трубочкой полоску бумаги. Один или оба конца этой бумажной трубки сводят на конус, подобно заточенному карандашу.
Обычно художники пользуются растушевками только при выполнении маленьких рисунков, когда необходимо достигнуть особо тонких тональных градаций. Чаще всего растушевывают уголь кистью, ватным тампоном, тряпочкой или просто пальцами.
Смахивают уголь тряпкой — именно смахивают, а не стирают, потому что при стирании он полностью не удаляется, а втирается в поверхность бумаги, создавая определенный тон. Если после смахивания угля на поверхности бумаги остаются следы — их стирают карандашной резинкой.
Стирать жирно положенный уголь, не смахнув его предварительно тряпкой, не следует: резинка сразу замусоливается, и оставляемые ею пятна убрать очень трудно. К концу работы бумага обычно целиком в какой-то степени затонирована углем. Самые светлые места можно протереть резинкой, тогда они станут чуть светлее общего тона рисунка.
Рисование углем — фиксирование рисунка
Рисунки, выполненные углем, необходимо фиксировать — закреплять. Для этого разбрызгивают по поверхности бумаги закрепляющую жидкость. Она бывает в продаже редко, и обычно художники не пользуются покупными фиксативами, а приготовляют их сами. Самый практичный фиксатив— снятое молоко, слегка разжиженное водой. Оно оставляет поверхность угля матовой, почти не влияет на его цвет и закрепляет уголь достаточно прочно. Можно пользоваться также сахарной водой, но этот фиксатив боится сырости. Можно использовать для фиксирования раствор канифоли в денатурате.
Раствор фиксатива наносят пульверизатором. Для этого рисунки кладут на пол и брызгают из пульверизатора, тщательно следя за тем, чтобы на рисунки равномерно оседала самая мелкая «роса», не образуя лужиц и крупных брызг. Весь уголь должен пропитаться фиксативом. После просыхания проверьте прочность закрепления, потерев сухим пальцем несущественное место рисунка, густо покрытое углем. Если уголь плохо закрепился, повторите пульверизацию.
РИСУНОК под живопись.
Если рисунок под живопись не делается краской, то, как правило, — углем. Он легко ложится на холст, как и на бумагу, и так же легко смахивается с него. Углем можно делать рисунок под масляную живопись и под темперу.
какой-нибудь одной из красок. После просыхания растворителя лишний уголь смахивают, потому что, если его оставить, он будет сильно загрязнять нижние слои краски.
Можно, разумеется, и зафиксировать рисунок, но это менее желательно, так как слабый фиксатив может не закрепить уголь, а крепкий создаст нежелательную прослойку между грунтом и краской. Некоторые живописцы, сами грунтующие холсты, предпочитают после закрепления рисунка нанести на холст еще один слон жидкого грунта во избежание загрязнения красок.
БУМАГА, УГОЛЬ.
Бумага для работы углем годится всякая, кроме гладкой. Рыхлые сорта бумаги даже предпочтительней — уголь хорошо в них впитывается и лучше закрепляется. Плотную и не очень шероховатую чертежную бумагу можно подготовить под уголь, протерев перед работой всю ее поверхность резинкой.
Уголь продается готовый, но его легко можно научиться приготовлять самому.
Уголь — материал, не меняющий цвета, в этом смысле — материал вечный. Однако так как даже зафиксированный уголь сравнительно легко стирается и размазывается, хранить его лучше всего в папке, перекладывая рисунки гладкой бумагой или калькой, чтобы как можно меньше один лист терся о другой.
Поиск по навигационному виду
Навигация
Уголь для рисования: его виды и чем они отличаются?
Уголь (родств. agnis — огонь) — материал для рисования в виде тонких палочек, полученных в процессе обжига веточек разных пород деревьев ( ива, орех, мирта – в Греции, слива, липа, береза и розмарин — в Италии) очищенных от коры и обожженных специальным способом при высоких температурах в герметически закрытых контейнерах.
Все это процесс карбонизации, или коксования древесины, при котором структура каждой ветки или палочки материалов остается неизменной; они становятся пригодными инструментами для рисования.
В ранних описаниях подразумевалось, что уголь использовался как средство создания рисованного изображения для фресок или живописи на досках. В наше время, несмотря на то, что уголь по-прежнему рассматривается в качестве материала для рисунка перед процессом живописи, он по праву является самостоятельным, независимым и очень выразительным средством.
Уголь используется в графике. Рисунки углем обладают бархатистым тоном. Уголь хорошо передает фактуру, обладает большими живописными возможностями в плане передачи света и тени, можно получить множество градаций тона, что позволяет получить реалистичное изображение. Им можно нарисовать и натюрморт, и пейзаж, и портрет. Уголь позволяет сочетать линию и тональные эффекты в едином художественном решении.
И все же, в чем различие?
Рисовальный уголь
— выпускается в разнообразных формах и изготавливается из древесины нескольких видов. Мелкая фактура древесины идеально подходит для производства угольных карандашей. Прутья диаметром в пределах от 4 мм до 10 мм обычно используются в изготовлении стержней для работы над рисунком в размер этюдника, в то время как художнику-декоратору предлагается уголь крупнее.
Прессованный уголь
— это ненастоящий уголь, так как материал изготавливается из пигмента ламповой сажи, смешанного со связующим, и затем прессуется в палочки прямоугольной или цилиндрической формы. Он выпускается также в виде карандашей. По сравнению с ивовым углем прессованный уголь — очень плотный и тяжелый; он образует мощную, «бархатистую» линию глубокого черного тона. Он не пригоден для выполнения предварительного рисунка в масляной живописи, поскольку плохо удаляется с поверхности и вызывает потемнение красок подмалевка. Но прессованный уголь не имеет себе равных как самостоятельный художественный материал — он образует неповторимую черную линию и превосходные мягкие, темные тона. Как и в случае с ивовым углем, им можно манипулировать на бумаге с помощью пальцев или растушки.
А так же есть масляный уголь.
Для его изготовления уголь пропитывают высыхающим маслом, таким, как льняное. Процесс впитывания масла углем занимает некоторое время, но при этом масло никогда не абсорбируется полностью.
Масляный уголь создает чистую, глубокую линию, не вызывает значительного крошения или расслоения его структуры, а также осадка угольной пыли на рисунке, как это свойственно обычному углю.
И еще немного интересного:
Сангину делают в виде палочек на основе каолина и оксида железа. Сангина по структуре схожа с углем, но отличается красно-коричневым цветом. Благодаря цвету материал и получил свое название: sanguis означает кровь в переводе с латыни.
2 вида угля, который можно использовать для рисования
Какой уголь лучше использовать для рисования? Рассказываю о всех видах угля для рисования, которые можно использовать начинающему художнику в живописи и о том, как правильно его выбрать.
Уголь – это один из самых древних художественных материалов, который известен человеку. Первые рисунки углем были сделаны еще первобытным человеком, и не отличались какой-то особой техникой или палитрой красок. Зато очень ярко иллюстрировали то время и тот быт, который строили наши предки.
В последствии углем работали почти все великие художники, от Микеланджело до Серова, Дега и Врубеля. Кто-то из живописцев создавал углем лишь наброски и эскизы, а кто-то и полноценные картины.
Вне всякого сомнения, уголь – это очень важный материал в творчестве любого художника. В моей онлайн-школе стартует курс по рисованию портретов карандашом. В том числе, на курсе мы изучаем и основные техники работы углем.
В этой статье я постаралась максимально подробно и ясно донести до вас всю необходимую информацию про этот материал, его виды и тонкости работы с углем. Читайте, изучайте и создавайте свои работы с помощью этого материала!
Что такое уголь для рисования
Художественный уголь для рисования – это специальный материал, полученный при помощи обжига ветвей разных пород деревьев, при чем обожженных специальных методом при очень высокой температуре и в специальном месте. Поэтому, если вы захотите создать дома художественный уголь, у вас, скорее всего, такой не получится.
До появления графитных карандашей, именно углем художники создавали наброски и первые эскизы фресок и картин на деревянных дощечках. Но даже с появлением карандаша, уголь никуда не ушел, а наоборот, закрепил свое особое место в живописи.
Несмотря на изобретение карандашей и красок, популярность художественного угля росла. Это объяснялось тем, что рисунки углем было очень легко исправить, что, несомненно, было очень важно при обучении подрастающего поколения художников.
Чтобы убрать лишнее, достаточно было пройтись тканью или ластиком, чтобы стереть угольный набросок. Также при работе с углем, стали использовать метод растушевки, что позволяло одним материалом, создавать работы с множеством оттенков, теней и полутонов. Это, конечно же, давало богатый простор для фантазии и возможность создавать красивые, реалистичные, графические работы.
Художественный уголь, как и карандаш, имеет мягкую и твердую текстуры. По цвету же, палитра угля идет от светло серых оттенков, до густых и насыщенных черных.
Давайте теперь рассмотрим основные виды угля и какой для чего лучше предназначен.
Виды художественного угля
Есть уголь натуральный, тот который древесный, о нем мы поговорим ниже, а есть уголь прессованный. Каждый из этих видов углей имеет свои особенности, и какой уголь и когда нужно использовать я расскажу сейчас поподробнее.
Прессованный уголь
Прессованный художественный уголь – это в отличие от древесного угля, более жирный и черный материал. Его получают благодаря соединению пигментов сажи, или, угольной крошки, и связующего вещества – клея. Все это потом прессуют, отсюда и название, в небольшие палочки, а иногда и карандаши, которые по своим свойствам имеют разную твердость.
Сам по себе, прессованный вид угля имеет высокую плотность, за счет чего им можно создавать фактурные насыщенные линии, глубоких черных оттенков.
Из-за своих свойств, прессованный уголь не особо годится для работы на первоначальном этапе создания картины или рисунка. Иными словами, его лучше не использовать в подмалевке или набросках, так как из-за своей плотной текстуры его сложно будет удалить или исправить какие-то моменты.
Зато для самостоятельных работ, выполненных только чисто углем, этот вид материала подходит как нельзя лучше. Глубокий, яркий и насыщенный черный цвет, поможет вам создать неповторимую графическую работу, которая будет радовать вас долгие годы.
Древесный (натуральный) уголь
Этот вид угля изготавливается из древесины разных пород деревьев. Обычно в производстве используют ивовые прутья – они идеально подходят как для брусков, так и для карандашей. Древесный уголь также производят путем обжига в герметичном пространстве при довольно высоких температурах. Только обжигают уже не крошку, а цельную ветку. Затем, из них создают либо карандаши, которыми удобно прорисовывать мелкие детали, либо, оставляют в виде угольных палочек, которые идеально подходят для растушёвки.
По текстуре этот вид угля достаточно легкий, поэтому по бумаге будет идти хорошо, создавая плавные переходы света и тени.
Как правильно выбрать уголь для рисования
Теперь давайте поговорим о том, как выбрать уголь для создания художественных работ.
Все мои ученики знают уже это самое основное правило, которым нужно руководствоваться при выборе материалов. Даже, если быть точной, их существует несколько:
Придерживаясь этих простых правил, вы всегда сможете подобрать нужные вам материалы, без особого ущерба для кошелька.
Что же касается художественного угля для рисования, то раньше художники его сами изготавливали, теперь же, благодаря огромному ассортименту в магазинах, можно легко купить готовый уголь.
Конечно, чтобы научиться правильно подбирать уголь, нужно попробовать порисовать разными вида и даже марками. Кстати, среди основных марок вы наверняка увидите уже знакомые вам по другим художественным материалам, марки.
Уголь фирмы «Koh-i-Noor» бывает, как натуральным (древесным), так и прессованным. Легко ложится на бумагу и не требует от художника слишком сильного нажатия для получения интенсивных и насыщенных оттенков.
Чуть дешевле, но не менее качественный – художественный уголь марки «Гамма». Этот уголь идеально подходит для студентов и новичков, из-за своей демократической стоимости и хороших свойствах.
Если же вы уже дошли до определенного уровня в рисовании углем, попробуйте уголь марки «Faber Castlle» – он очень хорошо растушевывается и стирается с бумаги без особых усилий.
Не забывайте о моем первом правиле – всегда выбирать материалы, учитывая, что вы будете с ними делать. Так, например, если в вашей работе будет очень много мелких деталей, прорисовка и штриховка, то лучше отказаться от брусочков в пользу карандашей. Кроме того, их удобней точить, и они не будут крошиться и оставлять грязные пятна на белой бумаге. Ну а для заполнения больших пространств, конечно же, лучше взять мягкий брусочек угля, который вы также сможете потом легко растушевывать.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое уголь в рисовании, как его можно использовать и главное, правильно выбирать. Вам нужно:
Кстати, иногда меня спрашивают, как называется уголь для рисования? Вообще, он так и называется – художественный уголь и, бывает двух видов: натуральный, или, древесный, и прессованный.
Иногда происходит путаница, и новички считают, что уголь – это тоже самое, что и соус в рисовании. Хотя, это довольно разные материалы, имеющие некоторые сходства. Но об этом мы поговорим уже в другой статье и на моем онлайн-курсе «Портрет карандашом».
Если вам понравилась статья, смело ставьте 5 звезд!