что такое бэклайн на сцене
Использование беклайна(backline) для музыкальных выступлений
Опубликовано: 8 Июля 2013
Под понятием Бэклайн или Backline подразумевается полный комплекс звукового и музыкального оборудования, различных технических элементов и звуковой аппаратуры, которые располагают непосредственно на сцене. Без этого оборудования невозможно представить выступление музыканта, артиста или музыкального коллектива.
Это музыкальное оборудование используется для того, чтобы производить с его помощью первичное звуковое извлечение. Также это оборудование необходимо для того, чтобы во время выступления артисты и музыканты могли слушать сами себя. От качества этого звукового оборудования во многом зависит и качество исполнения, сама игра музыкальных коллективов и отдельных артистов.
Беклайн или backline стоит воспринимать, как «систему заднего звука». Говоря проще, беклайн включает в себя всё оборудование, которое необходимо для полноценного выступления артистов. Подобный комплект может включать в себя комбоусилители для гитары или бас-гитары, ударную установку, микрофонные стойки с микрофонами, мониторы, ди-боксы, а также всю коммутацию, которая используется для системы.
Применение беклайна для выступлений и музыкальных мероприятий можно смело отнести к работе со звуком категории самого высокого класса. Сегодня беклайн можно купить в магазинах звукового оборудования или взять в прокат. Качество беклайна во многом зависит от опыта и умения звукорежиссёра или звукооператора. Операторы по работе со звуком должны уметь сделать не только качественный саунд, а также обеспечить качественный звук любому мероприятию, с участием любых артистов, которые используют для исполнения минусовки.
Следует отметить, что использование беклайна, по мнению специалистов, является самой сложной частью работы любой компании, которая занимается продажей и сдачей в аренду звукового оборудования. Далеко не каждый специалист сможет грамотно работать с беклайном. Для того, чтобы составить в действительности качественный комплект для беклайна, можно купить необходимое звуковое оборудование в нашем интернет магазине.
Денис Беляк: О странных райдерах, бэклайне и интересных фирмачах
Денис Беляк из прокатной компании DJ Studio в интервью «Афише ЮГА» рассказал, что такое бэклайн, какие инструменты обычно включаются в техрайдер и почему с «фирмачами» интереснее работать.
Денис, как ты вообще попал в этот бизнес?
– Это все музыканты виноваты! Дело в том, что прокатом звука я занимаюсь довольно давно – года с 98-го. Мне это было интересно, и я поступил техником в прокатную организацию, работал с человеком. А потом так случилось, что в 2005-м я стал совладельцем музыкального клуба «Подвал образцового содержания», и 7 лет его существования клуба работал за пультом со всеми командами, что там выступали. Приобрел много друзей в музыкальной среде и с головой погрузился в это. Меня даже не так звук стал интересовать, как мне хотелось работать именно на сцене, с музыкантами.
Что входит в технические райдеры групп?
– Во-первых, бэклайн – это оборудование, которое необходимо музыкантам на сцене, музыкальные инструменты в первую очередь. То есть это то, что «за линией сцены». Барабаны, перкуссия, гитарные и басовые усилители, клавишные.. вся вот эта красота, которая стоит на сцене и на которой играют музыканты – вот это все и называется бэклайн.
– Еще в технический райдер вписывается PA (portal aсoustiс) – непосредственно звук, который слышат зрители. Упоминается также мониторная система – то, что слышат музыканты на сцене, и так называемый FOH (front of the house) – пультовая часть.
Но в прокате это всегда делится по специализации. Тот, кто занимается прокатом звука, обычно предоставляет и часть пультовой, а иногда еще и сценический мониторинг. Но у нас в городе все это пока не особо разделено, как и в России, в принципе.
Что музыканты никогда не включают в райдер и всегда возят с собой?
– Не так давно музыканты возили с собой практически все инструменты – по крайне мере те, которые «ближе к сердцу». Гитаристы всегда приезжали со своими гитарами. Барабанщики всегда привозили с собой минимум один т.н. рабочий барабан, на котором они играют, свой комплект палочек, очень часто свою педаль, определенной модели, которая подстроена под их ногу, и комплект железа.
– Да, тарелки. Это раньше возили всегда с собой. Потом все это оборудование стало все чаще появляться в райдерах.
Почему так произошло?
– Причин несколько. Главная причина – даже когда барабанщик все это с собой везет, он заказывает так называемый бэкап-комплект на всякий случай. Потому что в перелетах багаж может потеряться, а концерт надо давать. Быстро все это порой сложно найти, поэтому лучше заказать заранее – может быть, даже и не воспользоваться, но подстраховаться.
Второй вариант – музыканты летят очень издалека, есть ряд инструментов, скажем, модели клавишных инструментов, которые не подлежат перевозке. Один человек не может их даже поднять. Если музыканты путешествуют на фурах – это не проблема. А если летят на самолете, то какие-то легкие инструменты они привозят с собой, а тяжелые уже заказывают. И мы предоставляем то, что им тяжело возить.
Может быть это связано с тем, что теперь в таких городах, как наш, есть из чего выбрать? Раньше же наверняка меньше оборудования было под прокат?
Или спрос рождает предложение?
– Возможно и так. Раньше вообще была проблема поставить что-то из бэклайна. А теперь есть компании, которые могут предоставить все это «под ключ».
Сейчас мы обслуживаем коллективы таким образом, что барабанщик может прилетать только со своими палочками. А может и без них. Он укажет нужную модель – и палочки будут.
Неужели ничего святого у музыкантов не осталось?
– Нет, все осталось. Они бы с удовольствием на своем играли, но обстоятельства порой вынуждают. Гитары мы предоставляем реже всего. Что касается перкуссионных дел – опять же, мелкая перкуссия возится с собой в чемоданчике, а крупную перкуссию (конго, тумбадора) возить с собой не очень комфортно.
С какими музыкантами обычно работаете?
– Я работаю со всеми музыкантами, которые приезжают. Но так складывается, что чаще всего это рок или поп-исполнители.
Были ли такие музыканты, которые особо удивили своим райдером?
– Российские исполнители удивить меня ничем не могут. Райдеры часто копируются абзацами друг у друга. Как человек, который читает райдеры каждый день вместо утренней газеты, я запоминаю и прямо вижу это. Но это нормально! Действительно, иногда абзацы пишутся очень удачно, и просто хочется их скопировать и вставить в свой райдер.
Поэтому комплект инструментов, который требуется от принимающей стороны, чаще всего типичный. И редко встречаются какие-то эксклюзивные позиции. Обычно как раз такое музыкант привозит с собой, либо заказывает достойный аналог.
Райдеры же тоже пишутся не для того, чтобы усложнить жизнь заказчику и прокатчику. Есть понимание, что каких-то эксклюзивных инструментов в прокате может и не оказаться.
Совсем другое дело, если приезжают «фирмачи», как мы их называем, команды из-за рубежа. У них нет понимания сложившегося в России рынка бэклайна. У них есть понимание своего рынка. И они порой играют на инструментах, о которых мы тут и не слышали.
– Да, я имею в виду бренды оборудования. Есть общепризнанные бренды в России, а за рубежом играют вообще на других. И тогда начинается процесс переписки. Предлагается альтернатива, изучается вопрос, что это вообще такое, что за позиция. Подбираем аналоги и что-то предлагаем из того, что есть у нас. Всегда, надо отдать должное, мы находим общий язык. Музыканты – довольно гибкий народ. Они это пишут не из-за того, чтобы нам хуже сделать, а просто потому, что привыкли играть вообще на других брендах. Это нормально, я считаю.
Но вот такие райдеры, честно говоря, гораздо интереснее. Иногда и докупить что-то приходится.
Где ты, кстати, покупаешь оборудование?
– Только под заказ. Позиции, о которых мы ведем речь – райдерные, их нельзя просто пойти и купить в магазине. Это, как правило, очень дорогие инструменты, которые люди обычно не покупают. Поэтому любая позиция, которую я приобретаю, заказная.
Причем, процесс этот, как правило, довольно долгий. Например, в августе я заказал большой комплект барабанов DW и получу их, наверное, только к Новому году. По той причине, что их начинают изготавливать только после формирования заказа и после 100% предоплаты. Соответственно, не в тот же день, а в определенной очереди. Поэтому ориентировочный срок любого такого заказа – примерно 4-6 месяцев.
А райдеры за сколько времени до самого мероприятия получаешь?
– Иногда и накануне. Вот, например, сейчас, по пути на встречу, я получил райдер на эти выходные, причем довольно сложный. Поэтому нужно все это иметь, конечно. Если ты этого не имеешь, то все равно не сможешь пойти побежать и купить. Какую-то мелочевку – можно, конечно. На прошлой неделе нужна была подсветка для оркестрового пюпитра, но обязательно проводная, которая работает от сети, а не от батареек. Поэтому я пошел и купил такую.
Но если речь идет о серьезных позициях, то так просто не побежишь и не купишь. Можно взять у коллег, что мы, кстати, периодически и делаем, чтобы не отказываться от заказов. Мы все в контакте и иногда добираем позиции друг у друга. Иногда просто не хватает или конкретной позиции, или по количеству. То есть, есть такая позиция, а их нужно 2 или 3.
Такой случай был, например, когда Маркус Миллер давал концерт….
Шикарный был концерт!
– Да! И вот у него должен был стоять басовый стек, но нюанс был в том, что в гримерке у него тоже должен был стоять басовый стек. Причем, точно такой же, как на сцене. Это было очень важно для него. Поэтому один такой стек коллегам пришлось добирать у нас.
Это же, наверное, весьма дорого – собирать такую базу, чтобы всего хватало.
– Это бизнес, как и любой другой. Никто же не говорит, что все покупается разом. Годами, потихонечку. Есть планы стратегические и инвестиционные. Например, летом мы понимаем, какие нам нужны инвестиции на зиму.
Есть райдеры, которые я получаю не за день до концерта, а за несколько месяцев – это серьезные проекты. Поэтому у меня есть понимание, что мне понадобится в этом сезоне, чего мне не хватает. Это понимание складывается из приходящих райдеров и из того, чего мне не хватало в этом сезоне. Если я по какой-то позиции обращался к коллегам пару раз, то на третий раз я ее уже, наверное, куплю. Обычно так происходит.
Это такой приятный замкнутый круг. Хороший парк оборудования дает хорошие заказы, а хорошие заказы позволяют расширять парк оборудования.
Кто из музыкантов больше всего удивил?
– За последнее время —»Ария», как ни странно. Я никогда эту группу не слушал, она не вызывала никаких эмоций – ни положительных, ни отрицательных. И вот этим летим мне довелось с ними поработать. В тот момент, когда они заиграли на сцене, я испытал что-то схожее с тем, что человек испытывает, когда слушает какую-то зарубежную песню. Он не понимает, о чем песня, потому что языка не знает, но ему она ему безумно нравится. Вот у меня возникло такое же ощущение на концерте группы «Ария».
Энергетика была такая бешеная, что я был правда поражен. А меня редко чем можно удивить в музыкальном плане.
А сам, кстати, играешь на чем-нибудь?
– Я – нет. Все задают мне этот вопрос. Но я не играю, я слушать люблю. Этому надо учиться серьезно, получать сначала базовое музыкальное образование. А я с этим немного опоздал. У меня высшее юридическое есть.
Что такое Бэклайн, технический и бытовой райдер?
Бэклайн (backline) – включает в себя музыкальное оборудование, звуковую аппаратуру и различные технические элементы, находящихся на самой сцене, без которых немыслимо выступление любого артиста, музыканта или группы.
Бэклайном называют конкретное музыкальное оборудование, в него входят – ударная установка, комбоусилители для гитары и бас-гитары, микрофоны и микрофонные стойки, стойки для клавиш и для муз инструментов, ди-боксы, напольные аудио мониторы и сопутствующая коммутация.
Фронтлайном (frontline) принято называть воспроизводящую звук аппаратуру, направленную к зрителям, (колонки, сателлиты, сабвуферы) а так же световое оборудование, панели для управления звуком вне сцены (усилители и микшерный пульт).
Стоимость бэклайна/фротнлайна напрямую зависят от размера площадки, количества гостей, музыкантов на сцене и формата выступления.
Логично, что аппаратура в камерное помещение с 30 гостями будет значительно дешевле, чем на открытую площадку, рассчитанную более чем на 200 чел.
Технический райдер – документ содержащий перечень требований к площадке, т. е. к месту выступления, а так же перечень необходимого оборудования описанного выше (бэклайн, фронтлайн) необходимого для выступления.
Бытовой райдер – содержит в себе информацию, касающуюся быта артистов. В этом документе оговариваются условия нахождения на площадке. Гримерка, проживание, питание, парковка, трансфер, средства личной гигиены.
Технический райдер (бэклайн и фронтлайн), если его изначально нет на площадке, арендуется за отдельную плату у компаний или частных прокатчиков.
Многие группы, в том числе и мы, при необходимости готовы самостоятельно решить эту задачу. В этом случае выступление выходит “под ключ”. Все что вам нужно в этом случае – позаботиться о выполнении несложного бытового райдера.
Так же всегда следует понимать, что зачастую возникают проблемы с выполнением некоторых пунктов райдера, в этом нет ничего страшного, каждый пункт можно обсудить с руководителем коллектива и найти альтернативный вариант.
История
В течение 1960-х годов громкоговорители PA и усилители группы были объединены в линию, которая концептуально сгруппировала PA и инструментальное усиление вместе. Ситуация изменилась в течение 1970-х и 1980-х годов, когда системы громкой связи стали достаточно мощными, чтобы усилить все инструменты группы и вокал. В то время за громкоговорителями громкоговорителей устанавливали задний фонарь, чтобы создать современную звуковую сцену. Современные методы мониторинга, при которых на сцене размещаются мониторы, указывающие на исполнителей, а также концепции переднего и заднего плана, разработанные в ту эпоху.
Бэклайн-оборудование можно арендовать для концертных туров. Многие путешествующие музыканты предпочитают не перевозить собственное оборудование через границы и континенты, опасаясь повреждений или таможенных проблем. В некоторых странах все электронное и электрическое оборудование требует документации и сертификации экспертом-электриком, прежде чем его можно будет ввезти в страну. Другая проблема заключается в том, что некоторые диапазоны могут путешествовать по стране или континенту, где используется другой тип сети переменного тока и электрические вилки другой формы.
Верхние диапазоны могут иметь очень специфические требования к фону, включая список усилителей и инструментов, а также торговые марки и номера моделей. Новая группа в своем первом небольшом клубном туре обычно не имеет переговорных рычагов, чтобы запросить конкретные марки и модели вспомогательного оборудования. Таким образом, запрос «технических спецификаций» новой группы в рамках ее контракта может запрашивать только у менеджеров места проведения общие типы оборудования, в то время как контрактный райдер ведущей гастрольной группы может указать, например, басовый усилитель Ampeg SVT Pro и 8×10 дюймов. Кабинет Ampeg для басиста, голова усилителя Fender Bandmaster и кабинет динамика Fender 4×10 дюймов для электрогитариста.
Как выбрать аппаратуру для группы и Бэклайн
Бэклайн является комплексом различных компонентов музыкального оборудования и звуковой аппаратуры, что располагается непосредственно на сцене, где выступают артисты. Сложно представить себе современный концерт или музыкальный фестиваль без использования профессионального звукового оборудования. Поскольку покупка такой аппаратуры – дело затратное, оптимальный вариант — аренда бэклайна. В нашей компании можно выгодно взять в аренду любое звуковое оборудование и сэкономить средства на покупке.
Качественный звук
Бэклайн – это та аппаратура, которая призвана обеспечивать качественную игру на музыкальных инструментах и вокал. При живом выступлении коллектива очень важно, чтобы была вся необходимая аппаратура, которая обеспечит качественный и чистый звук. Вне зависимости от состава группы, в комплект бэклайна должны входить следующие компоненты:
Такие комплекты аппаратуры предназначаются для выступлений на профессиональном уровне, поэтому они должны быть надежными и устойчивыми к износу.
Особенности выбора
Покупка бэклайна может обойтись достаточно дорого музыкальному коллективу. В особенности, если речь идет об одном выступлении, то приобретение столь дорогостоящего оборудования – нерациональное решение. Оптимальный вариант – взять оборудование напрокат. Сотрудники специализированных компаний, исходя из требований и потребностей заказчика, помогут собрать подходящий комплект. В зависимости от цели и нужд, количества членов музыкальной группы, комплект может отличаться наличием или отсутствием различных компонентов, а также их количеством. Выбирая бэклайн для коллектива, учитывайте потребности группы. Обычно требования исполнителей отражает технический райдер. Бэклайн берут в аренду, когда планируется проведение
В зависимости от конкретной цели может отличаться состав комплекта, это также нужно учитывать при выборе. Также стоит обратить внимание на запланированный бюджет. Совсем не обязательно брать напрокат дорогостоящее оборудование, отличающееся высокой мощностью для проведения небольшого выступления. Обратите внимание на качество и бренд производителя. Лучше арендовать надежное оборудование, которое не подведет в самый ответственный момент.
Рекомендуем заранее продумать вопрос аренды звуковой аппаратуры, чтобы было время проверить звучание инструментов. Отдавайте предпочтение надежным компаниям, которые занимаются арендой профессионального оборудования. Консультанты надежных агентств всегда окажут помощь и содействие в подборке техники, подыщут наиболее удачные решения, учтут Ваши требования и потребности. Настоящие профессиональные компании сами организуют доставку и монтаж оборудования на место выступления.