что такое бч5 на подводной лодке
Многие судомоделисты или просто те люди, кто интересуется военно-морской тематикой, наверняка знают о существовании эскадренных миноносцев типа «Инженер-механик Зверев». Построенные (кто бы мог подумать!) в Германии, десять кораблей этого типа четверть века несли службу сначала в составе русского императорского, а затем Красного Балтийского флота, участвовали в Первой мировой и Гражданской войнах. С технической точки зрения эсминцы «Инженер-механик Зверев» ничем особенным не отличались – обычные 400-тонные посудины с экипажем 70 человек, вооруженные торпедами и 75 мм орудиями. Рабочие лошадки флота. Но что за человек был инженер-механик Зверев, чьим именем нарекли целую серию кораблей?
Сто лет назад должность судового механика была совсем не в почете – в жаркой тьме котельных и машинных отделений трудились исключительно лица «недворянских кровей». Даже несмотря на присвоенние механикам офицерских званий* и хорошего образования, полученного в стенах военно-инженерных училищ, им долгое время не позволялось носить кортик с парадной униформой. Строевики, штурманы и артиллеристы с некоторым презрением относились к своим коллегам – ведь еще совсем недавно самым сложным корабельным механизмом был брашпиль для якорной цепи.
*впрочем, звания механиков царского флота также отличались от офицерских и звучали совсем не по военному: младший инженер-механик, старший инженер-механик, флагманский инженер-механик, главный инспектор механической части.
К началу ХХ века, с появлением паровых машин и электрических приводов, механики стали незаменимы – теперь от исправности механической части зависел исход морского боя, а в итоге, сохранность корабля и жизнь всего экипажа. Одним из ярких случаев, который заставил командование флота пересмотреть свое отношение к корабельным механикам, стал подвиг Василия Васильевича Зверева.
В ночь на 14 марта 1904 года японский флот предпринял попытку диверсии на внутреннем рейде крепости Порт-Артур. Четыре парохода-заградителя под прикрытием шести эсминцев должны были в самоубийственной атаке прорваться на внутренний рейд и затопиться, заблокировав вход в базу.
Крадущегося в темноте противника обнаружил патрульный миноносец «Сильный» под командованием лейтенанта Криницкого – русские моряки без колебаний бросились в атаку, превратив головной из японских кораблей в пылающий факел. В тот же момент японцы обнаружили «Сильный», чей силуэт ярко высветило пламя пожара на японском пароходе.
На следующий день весь Порт-Артур вышел хоронить Василия Зверева, история о подвиге моряка получила отклик за рубежом, французские газеты назвали инженера-механика Зверева гордостью России.
Работа корабельных механиков была опасна и трудна. Трюмная команда под управлением инженеров-механиков до последнего боролась за живучесть корабля – часто не оставалось времени, чтобы выбраться на верхнюю палубу и занять место в шлюпках. Перевернувшийся во время Цусимского сражения броненосец «Ослябя» унес в своём чреве на дно 200 человек машинной команды.
Страшно представить, что испытали эти люди в последние минуты своей жизни – при опрокидывании корабля машинное отделение превратилось в адкую давилку, наполненную воплями ужаса. В кромешной тьме на кочегаров и машинистов обрушился град незакрепленных предметов, а продолжавшие вращатся механизмы затягивали и рвали моряков на куски. И в этот момент в машинные отделения хлынула вода…
Офицеры остались до конца со своими подчиненными – среди спасшихся членов команды «Осляби» не было ни одного инженера-механика. Вот имена тех, кто до конца оставался на своих постах: старший судовой механик полковник Н.А. Тиханов, пом. судового механика поручик Г.Г. Даниленко, младший инженер-механик поручик Л.А. Быков, трюмный механик поручик П.Ф.Успенский, младшие инженер-механики прапорщики С.А. Майструк и В.И. Медведчук, машинные кондукторы Евдоким Курбашнев и Иван Кобылов.
Служба стала еще опаснее и ответственнее с появлением на кораблях ядерных силовых установок – сколько раз рискуя своей жизнью турбинисты, механики, специалисты КИП ликвидировали серьезные аварии и ЧП. 3 июля 1961 года произошла разгерметизация реактора на АПЛ К-19. Добровольцы из экипажа лодки смонтировали из подручных средств трубопровод для аварийного охлаждения реактора. Уже через несколько минут, проведенных рядом с пышащим жаром реактором, у людей распухало лицо и шла пена из рта, но они продолжали работать сварочным аппаратом. Аварию удалось ликвидировать ценой жизни 8 подводников, в том числе командира дивизиона движения Ю.Н. Повстьева.
**Корабельный устав Военно-морских сил РККА от 1932 года устанавливал следующий порядок организации экипажей кораблей:
БЧ-1 – штурманская,
БЧ-2 – артиллерийская (ракетная),
БЧ-3 – минно-торпедная,
БЧ-4 – связь,
БЧ-5 – электромеханическая.
685 Первые БЧ-5 Маслопупы 09 03 1972
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)
Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».
Глава 685. Калининград. Дивизион-экипаж БПК «Свирепый». Первые. БЧ-5. Маслопупы. 09.03.1972.
Несомненно, эти слова возникли из-за того, что матросы котельной и машинной команды пароходов и броненосцев, паровых эсминцев и дизельных подводных лодок непосредственно контактировали с маслом, с углём, с водой, краской, с пылью и грязью – неизбежными спутниками любой работы с машинами и механизмами. В жарких машинных отделениях пароходов и теплоходов также неизбежно матросы вынуждены были работать в свободных одеждах или без оной, то есть с голым торсом. Вот почему, несомненно, руки, спины и животы матросов были в масле, в нефти, в саже, в грязи и пыли.
Кстати, на гражданских судах среднего и малого тоннажа к категории «офицер» относятся только два человека на должностях – Капитан судна и Механик (с большой буквы)…
Как все пассажиры, например, междугороднего или туристического автобуса, пассажирского самолёта или поезда благоговейно относятся к водителю, лётчикам и машинистам, так и все боевые моряки на корабле с уважением и добротой относятся к «маслопупам» и их командиру «деду-стармеху» или «Механику» (с большой буквы). В свою очередь потные и запачканные маслом «маслопупы» снисходительно называют всех остальных моряков в экипаже корабля – «пассажирами»…
К моему стыду я редко виделся с этим замечательным человеком, мало говорил с ним, мало общался, почти его не помню, и не потому, что я чем-то был недоволен в общении с Валерием Николаевичем, а потому, что он постоянно был «в машине», как он называл своё «хозяйство» БЧ-5.
Валерий Николаевич Силкин чем-то очень общим был похож на моего отца, Суворова Сергея Ивановича, который всю жизнь работал токарем высочайшего класса, механиком на заводах и шахтах, учителем труда и машиноведения в Суворовской средней школе №2, был мастером на все руки.
Более того, мне стыдно за то, что я как-то по молодости обходил вниманием и заботой этого порой очень усталого человека, а он наоборот, всегда поддерживал и пестовал меня, защищал во всех разборках и говорил на партийных собраниях: «Не трогайте Суворова, он молодец, он исправится и сделает всё лучше, чем кто-либо другой».
Валерий Николаевич Силкин так любил смотреть и слушать, как мы готовимся или играем в военно-морской КВН, он так заразительно смеялся и хохотал, что мы, организаторы и создатели этой игры, неизменно приглашали его на генеральную репетицию, считая нашего «деда-стармеха» нашим «святым покровителем»…
Помогали капитан-лейтенанту В.Н. Силкину и все наши командиры и офицеры – командир корабля, капитан 3 ранга Е.П. Назаров, замполит – капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, старпом – капитан-лейтенант Н.В. протопопов, командиры боевых частей, практически все мичманы, а также все мы – старшины и матросы, независимо от причастности или непричастности к БЧ-5.
Этот огромный и сложный объем ежедневной хозяйственно-производственной работы командир БЧ-5, капитан-лейтенант В.Н. Силкин просто вынужден был делить и распределять между командирами боевых частей и своими подчинёнными, работать в единой связке со старпомом, дежурными офицерами и мичманами по кораблю, с вахтенными офицерами, со всем экипажем. Вот почему, если командир корабля был «отцом», то командир БЧ-5 – дедом…
В самый разгар разработки и изучения должностных инструкций и боевых книжек для всех и для каждого из экипажа БПК «Свирепый» мне довелось лично отпечатывать должностную инструкцию командира БЧ-5 и я один раз слушал, как Валерий Николаевич с охами и тяжкими вздохами читал при мне свои обязанности:
Силкин тряс в воздухе инструкцией, а я, тоже вусмерть уставший и отупевший от круглосуточной авральной работы на механической пишущей машинке, молча протягивал ему журнал, чтобы он расписался в получении своей секретной должностной инструкции.
Командир электромеханической БЧ-5 БПК «Свирепый», капитан-лейтенант Валерий Николаевич Силкин только к одному на корабле относился с величайшим почтением и любовью, это к самому кораблю и его «машине», как он называл ГЭУ и всё энергохозяйства корабля, он был в восхищении от мощи и высочайшего технического уровня своей «машины», в которой видел и исправлял множество недочётов, нарушений, неудобств.
Вот почему, несмотря на множество испытаний, конфликтов и стрессов, я проникся к БПК «Свирепый», стал его частью, стал сам кораблём, почувствовал его силу и мощь в своих руках, когда вёл его в бурном или тихом море и как-то само собой потом, после ДМБ, на гражданке, в Севастополе, в рабочем общежитии, в институте, в цеху и в комсомольской организации получил прозвище «Свирепый»…
командир трюмно-котельной группы (ТКГ) БЧ-5, лейтенант Самарин Юрий Евгеньевич, период службы 1972-1974
командир электротехнической группы (ЭТГ) БЧ-5, лейтенант Федосов Николай Степанович, 1972-1975
командир турбомоторной группы (ТМГ) БЧ-5, лейтенант Гусев Сергей Николаевич, 1972-1977
старшина турбомоторной команды БЧ-5, мичман Удалов Леоид Васильевич, 08.1972-04.1975
техник электротехнической группы БЧ-5, мичман Таркачёв Николай Нилович, 03.1972-01.1977
старшина электротехнической команды БЧ-5, мичман Шишлин Василий Фёдорович, 09.1972-12.1974
старшина трюмно-котельной команды БЧ-5, мичман Салов Леонид Васильевич, 08.1972-01.1974
осенние «годки» 1973 года:
Брюховецкий Константин Васильевич, командир отделения электриков, период службы 12.11.1970-11.1973
Вахний Виктор Иванович, старший электромеханик, период службы 17.11.70-11.1973
Горловский Микалин Владимирович, старший телемеханик, период службы 20.11.1970-11.1973
Егоров Николай Петрович, старший электромеханик, период службы 12.11.1970-11.1973
Жигалкин Борис Борисович, старший электрик, период службы 19.11.1970-11.1973
Пономарёв Евгений Николаевич, электромеханик, период службы 16.11.1970-11.1973
Стельмах Александр Васильевич, электрик сильного тока, 15.11.1970-11.1973
Схабо Мадин Юсуфович, старший дозиметрист, период службы 19.11.1970-11.1973
Фёдоров Виктор Петрович, командир отделения мотористов, период службы 12.11.1970-11.1973
весенние «молодые» 1974 года:
Бороденко Виктор Васильевич, старший электрик, период службы 21.05.1971-14.05.1974
Дамиров Алдын Мамед-оглы, машинист трюмный, период службы 12.05.1971-10.05.1974
Дорошевич Александр Викторович, командир отделения электриков, период службы 20.05.1971-14.05.1974
Ершов Анатолий Николаевич, командир отделения химиков, период службы 11.05.1971-06.05.1974
Закиров Шокиржан Юлдашевич, старший электрик, период службы 14.05.1971-10.05.1974
Кожан Сергей Адамович, старший электромеханик, период службы 14.05.1971-08.05.1974
Кузнецов Виталий Матвеевич, моторист, период службы 20.05.1971-27.05.1974
Лучковский Александр Васильевич, командир отделения машинистов котельных, период службы 20.05.1971-14.05.1974
Таваров Бай Махмод, старший теплоэлектрик, период службы 19.05.1971-05.1974
Ткач Александр Алексеевич, машинист-газотурбинист, период службы 06.05.1971-15.02.1974
Фомин Александр Александрович, страший моторист, период службы 07.05.1971-20.05.1974
Чуйков Борис Иванович, старший электромеханик, период службы 16.05.1971-20.05.1974
Щербаков Николай Петрович, командир отделения газотурбинистов, период службы 06.05.1971-06.05.1974
осенние «молодые» 1974 года
Бирюков Михаил Васильевич, электромеханик, период службы 12.11.1971-10.05.1974
Бондаренко Александр Михайлович, моторист, период службы 05.11.1971-16.03.1974
Головенко Владимир Иванович, старший трюмный, период службы 12.11.1971-28.03.1974
Джураев Батиржан Киргизович, командир отделения машинистов трюмных, период службы 12.11.1971-01.11.1974
Козлов Валерий Владимирович электрик, период службы 04.11.1971-01.11.1974
Коновалов Юрий Александрович, электрик сильного тока, период службы 15.11.1971-16.03.1974
Кузовлев Александр Сергеевич, старший машинист трюмный, период службы 05.11.1971-12.11.1974
Микерин Александр Никитич, старший машинист котельный, период службы 09.11.1971-01.11.1974
Пугачёв Александр Иванович, старший электромеханик, период службы 10.11.1971-01.11.1974
Рейнвальд Лаймонис Робертович, старший электромеханик, период службы 04.11.1971-01.11.1974
Фомин Александр Андреевич, электромеханик, период службы 11.11.1971-11.1974
Чикунов Валентин Владимирович, электромеханик, период службы 14.11.1971-11.07.1974
Саард Айн Александрович, командир отделения электромехаников, период службы 05.11.1971-01.11.1974
Садыков Виктор Салихович, старший мастер-сварщик, период службы 17.11.1971-12.11.1974.
На долю этих молодых людей пришлась самая трудная пора достройки и приёмки БПК «Свирепый». Ежедневно рабочие команды БЧ-6 уходили на Калининградский ПССЗ «Янтарь», на достроечную причальную стенку, у которой стоял наш корабль и ежедневно с утра до вечера участвовали в строительно-монтажных, и пуско-наладочных работах на корабле.
Я не стал переубеждать «годков» БЧ-5 в том, что я «молодой рулевой и ни хрена не смыслю в машинах», наоборот, я всячески сначала «тыкался-путался», «мешался под ногами», смешил всех своим непрофессионализмом. В конце концов, я был отпущен на волю из-за «профнепригодности». Таким образом, я получил полную свободу, но сумел выполнить свою самую желанную работу и функцию – быть смотрящим за техникой безопасностью и за правильностью (качеством) выполнения строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
Матрос подводной лодки анонимно рассказал о том, что такое поцелуй кувалды, зачем закусывать вино воблой и почему некоторым подводникам приходится годами драить туалет.
С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде, на них все трюмы, насосы и двигатели. После учебки идёт распределение на базы. Сейчас подлодки базируются либо на Севере, в Западной Лице, Гаджиево, Видяево, либо на Камчатке, город Вилючинск. Ещё одна база есть на Дальнем Востоке — её в народе называют Большой Камень или Техас. В Балтийском и Чёрном море атомных подводных лодок нет — только дизельные, то есть не боевые. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.
Когда подводная лодка выходит первый раз в море, все моряки должны пройти обряд посвящения. У меня был минимальный: в плафон из каюты налили забортной воды, которую надо выпить. Вкус у неё жутко вяжущий и горький. Неоднократно были случаи, когда людей сразу тошнило. Тогда же вручили свидетельство, нарисованное от руки, что я теперь подводник. Ну а на некоторых лодках к этому обряду добавляется «поцелуй кувалды»: её подвешивают к потолку и, когда судно качает, матрос должен изловчиться и её поцеловать. Смысл последнего обряда от меня ускользает, но спорить здесь не принято, и это первое правило, которое выучиваешь, входя на борт.
Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск (а они положены после каждой автономки), заступает другой. Сначала идёт отработка задач: например, погрузиться и выйти на связь с другой подлодкой, глубоководное погружение на максимальную глубину, учебные стрельбы, в том числе по надводным кораблям, если все упражнения штабом приняты — то лодка уходит на боевую службу. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90.
Можно посчитать, что мы ежедневно возили с собой 800 Хиросим. Было ли мне страшно? Не знаю, нас учили, что боятся те, по кому мы можем выстрелить. А так я не задумывался о смерти, вы же каждый день не ходите и не думаете о пресловутом кирпиче, который может упасть на голову? Вот и я старался не думать.
Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников, например, или соревнований. Из развлечений на лодке — турниры по шахматам и домино. Пробовали устраивать что-то спортивное вроде поднимания гири, отжимания от пола, но нам запретили из-за воздуха. Он в подлодке искусственный, с повышенным содержанием двуокиси углерода СО2, и физические нагрузки плохо влияли на сердце.
Ещё нам кино показывают. Когда не было всех этих планшетов и DVD-плееров, в общей комнате стоял плёночный кинопроектор. Крутили в основном что-то патриотическое или комедии. Вся эротика, конечно, была запрещена, но матросы выкручивались: нарезали самые откровенные моменты фильмов, где девушка раздевается, например, склеивали их в один и пускали по кругу.
Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят — восемь часов проводишь на вахте. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи — в общем, не отвлечёшься на посидеть и подумать о жизни. Каждый день примерно в 15:00 всех поднимают на «малую приборку». Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то — гальюн (уборная для матросов в носовой части корабля. — Прим. ред.). Причём самое обидное — закреплённые за тобой участки не меняются всю службу, поэтому если уж начал драить туалет — драишь его до конца.
Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Правда, по правилам лодка обязана всплывать раз в сутки, чтобы провести сеанс радиосвязи. Если подо льдами — то ищут полынью. Выйти подышать, конечно, нельзя, хотя случаи бывали.
За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её. Но, надо заметить, подводников кормят очень хорошо. На завтрак обычно творог, мёд, варенье (иногда из лепестков розы или грецких орехов). На обед или ужин обязательно красная икра и балык из осетровых рыб. Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке почему-то осталась.
Экипаж состоит из офицеров, мичманов и матросов. Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству, ну и требуют к себе соответствующего обращения. А вообще субординация как в армии: начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев.
Устав — это библия, наше всё, считай. Правда, иногда до смешного доходит. Например, согласно ст. 33 Строевого устава российских военных сил, движение бегом начинается только по команде «бегом марш». И вот один раз замкомдива в море пошёл в гальюн, а там замок висит. Он в центральный пришёл и старпому приказывает: «Старпом, гальюн откройте». Старпом сидит спиной — не реагирует. Замкомдива не выдержал: «Старпом, принесите ключ бегом». А он продолжает сидеть как сидел. «Бегом, я Вам говорю! Вы что, не слышите меня? Бегом! Бл. Чего Вы ждёте?» Старпом закрыл устав, который он читал, кажется, всё свободное время, и говорит: «Я жду, товарищ капитан первого ранга, команду „марш“».
Командиры разные бывают, но все должны вызывать трепет. Священный. Ослушаться или перечить ему — получить выговор в личное дело как минимум. Самый колоритный начальник, который мне попадался, — капитан первого ранга Гапоненко. Было это в первый год службы. Только в Мотовский залив вышли, Гапоненко пропал из виду с флагманским киповцем (должность на лодке, слесарь КИПиА — Контрольно-измерительная аппаратура и автоматика) в своей каюте.
Дней пять пили не просыхая, на шестой день Гапоненко вдруг поднимается в центральный в куртке-канадке и валенках: «Давайте, говорит, всплывайте, покурим». Покурили. Он спустился вниз, осмотрелся: «Чем это вы тут занимаетесь, а?» Говорим, учебные маневры отрабатываем, вот надо скооперироваться с соседней лодкой, 685-й бортовой. Он вдруг сам пролез за пульт, взял микрофон и вышел в эфир. «685-й бортовой, я 681-й бортовой, прошу исполнить „слово“ (а слово на морском языке означает застопорить ход, остановиться)».
Повисла смущённая тишина. Тут радист, полумёртвый от страха, бледнеет ещё сильнее и шепчет: «Товарищ капитан первого ранга, прошу прощения, я ошибся, нам нужен 683-й бортовой, а 685-й бортовой — это самолёт». Гапоненко пульт разбил, выдохнул: «Ну вы и мудаки тут все», — ушёл обратно в каюту и до всплытия больше не появлялся.
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!