что такое батман в фехтовании

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЕХТОВАНИЯ

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Если вам нужны темы для Вордпресс, то всё, что вам нужно находится на интернет-ресурсе https://wordpresssuite.com/.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЕХТОВАНИЯ

Л
Лезвие — рубящий край сабельного клинка.
Линии фехтовальные — условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи (вверх и вниз) от клинка фехтовальщика.
Ложные нападения и защиты — выполняемые с меньшей длиной, чем это необходимо при нанесении укола (удара) противнику, с большей глубиной — при отражении его нападений.

М
Маневрирование — глубокое перемещение по полю боя.
Маскировка — действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.

Т
Тактика — характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в единоборстве.
Тактическая правота — преимущество, определяемое правилами соревнований для атак и ответов при взаимных уколах (ударах) в фехтовании на рапирах и саблях.
Техника — совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.

У
Удар — прикосновение лезвия (или первой трети обуха со стороны острия) клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.
Удвоенный перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.
Уклонение — перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесение укола (удара) и избежать его получения.
Укол — прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определенной силой, фиксируемое аппаратом-электрофиксатором.

Э
Электрофиксатор — аппарат для судейства боев, фиксирующий уколы и удары в фехтовании на рапирах, шпагах, саблях, преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.

Источник

Самые полезные термины фехтования: что нужно знать об этом виде спорта прежде всего?

что такое батман в фехтовании. . что такое батман в фехтовании фото. что такое батман в фехтовании-. картинка что такое батман в фехтовании. картинка . Доброго времени суток, дорогие друзья!

Точное объяснение терминов и понятий, определение значения и содержания позволит фехтовальщику осмыслить суть занятия.

Ряд ведущих понятий и терминов в фехтовании

Объяснением и изложением тезисов и значений занимались известные иностранные и русские преподаватели фехтования.

Важно! Без знания терминов и определения понятий в этом искусстве невозможно полноценно использовать тематическую литературу и проводить практические занятия.

Стойка

Боевая стойка — исходное положение мастера клинка, указывающее на готовность к наступлению и обороне.

что такое батман в фехтовании. . что такое батман в фехтовании фото. что такое батман в фехтовании-. картинка что такое батман в фехтовании. картинка . Доброго времени суток, дорогие друзья!

Выполняется по команде «К бою готовьсь!»:

Выпад

Движение вперёд из исходной стойки толчком ноги, стоящей сзади и дальнейшей опорой на ногу, выставленную вперёд.

Батман

Удар клинком по клинку соперника с целью вывести его в сторону:

что такое батман в фехтовании. fencing. что такое батман в фехтовании фото. что такое батман в фехтовании-fencing. картинка что такое батман в фехтовании. картинка fencing. Доброго времени суток, дорогие друзья!

Касание клинком

Прикосновение эспадроном, нанесённое сопернику фехтовальщиком по правилам, разделяется на:

Балл в фехтовании

что такое батман в фехтовании. . что такое батман в фехтовании фото. что такое батман в фехтовании-. картинка что такое батман в фехтовании. картинка . Доброго времени суток, дорогие друзья!

При уколе или ударе саблистом электрофиксатор сообщает включением зелёной лампочки. Произведённая по правилам атака засчитывается, и спортсмен зарабатывает балл (очко).

Если касание отмечено вне разрешённой зоны, включается белая лампочка. Загорание обеих лампочки вместе означает два удара, первый из которых недействительный, тогда второй не засчитывается.

У шпажистов нет белых лампочек и разрешаются любые удары, поэтому при одновременном загорании лампочек с двух сторон, каждый спортсмен получает балл.

Мулине

что такое батман в фехтовании. . что такое батман в фехтовании фото. что такое батман в фехтовании-. картинка что такое батман в фехтовании. картинка . Доброго времени суток, дорогие друзья!

Таким образом происходит увеличения мощи углового удара.

Пируэт

Разворот с движением для вывода соперника из равновесия и раскрытия его обороны.

Стремительный обманный выпад, вызывающий у противника реагирование защитой.

Атака

Наступательное движение для укола, выполняется выпрямлением руки с эспадроном и непрерывной угрозой поразить тело противника. Виды:

что такое батман в фехтовании. . что такое батман в фехтовании фото. что такое батман в фехтовании-. картинка что такое батман в фехтовании. картинка . Доброго времени суток, дорогие друзья!

Тренировочный бой

что такое батман в фехтовании. . что такое батман в фехтовании фото. что такое батман в фехтовании-. картинка что такое батман в фехтовании. картинка . Доброго времени суток, дорогие друзья!

Направлен на совершенствование тактических способностей и двигательных навыков, развитие психических и физических качеств, необходимых для успешного действия в фехтовальных боях.

На тренировках акцентируется внимание на отработке техники приёмов и тактики их применения. Занятия направлены на развитие стратегического мышления, быстрого оценивания обстановки.

Как называется укол в фехтовании

Полезное видео

Ознакомьтесь с видео, в котором объясняются основы фехтования и рассказываются различные факты об этом виде спорта.

Современные термины имеют исторические корни разных школ

Многосторонняя и сложная история фехтования наложила отпечаток на понятия и названия. Советская фехтовальная школа пыталась составить русскоязычную терминологию с учётом анализа тактики и техники боя. Но некоторые названия оказались неудачными, устаревшими. Постепенно появлялись новые.

В фехтовальном судействе международным языком является французский, поэтому особое место занимают термины французского происхождения.

Источник

Терминология

Источники:
«Спортивное фехтование. Учебник для вузов физической культуры»
под редакцией Д.А. Тышлера, Москва, Издательство «Физкультура, образование и наука», 1997 г.
«Искусство сценического фехтования»
Д. Тышлер, А. Мовшович, Москва, СпортАкадемПресс, 2004 г.

В первой части приводятся термины, используемые при изучении как спортивного, так и сценического фехтования. Термины, используемые исключительно в сценическом (театральном) фехтовании, изложены во второй части этой страницы. Кроме того, на странице «спортивное фехтование» Вы можете ознакомиться с наиболее важными правилами ведения фехтовального поединка.

Общая терминология фехтования
Термины, относящиеся к сценическому (театральному) фехтованию

дага – вид кинжала, предназначенного для свободной от шпаги руки.

двуручный меч – имеющий длинную рукоять, рассчитанный на хват двумя руками.

доспех – металлическая одежда воина.

древковое оружие – состоящее из длинной палки, шеста и наконечника.

заточка – короткий металлический стержень (кусок арматуры, отвертка и др.) с острым концом.

защитное вооружение – средства для предохранения различных частей тела воина от ударов и уколов, а также щит и другие персонально используемые воином приспособления.

кастет – приспособление, имеющее острые выступы, сжимаемое в ладони для усиления удара кулаком.

кольчуга – защитная одежда на туловище воина, состоящая из малоразмерных переплетенных колец.

крестовина – металлическая деталь, укрепленная перед рукояткой в плоскости клинка и перпендикулярно ему.

обух – утолщенный край сабельного клинка.

палица – дубина из прочных сортов дерева с каменными или металлическими шипами.

панцирь – металлическая защитная одежда на груди воина.

приклад – расширенный конец винтовки (карабина, автомата), противоположный дульной части.

секира – топор, у которого верхняя заточенная часть является продолжением древка.

стилет – разновидность кинжала с узким колющим клинком

сценическое (театральное) фехтование – искусство ведения условного боя на холодном оружии, подчиненного сценическим законам и построенного в соответствии с исторической эпохой. Является также учебной дисциплиной, предназначенной для совершенствования двигательной культуры и физического воспитания актеров.

цевье – средняя часть ложи винтовки (карабина).

шейка приклада – суженная его часть, предназначенная для держания винтовки (карабина, автомата) сильнейшей рукой.

шлем – защитный металлический головной убор воина.

штык – колющий или колюще – рубящий клинок, укрепляемый на дульной части ствола винтовки (карабина, ружья, автомата).

штык-нож – разновидность штыка, с клинком, заточенным с одной из сторон.

штык – кинжал – разновидность штыка, с обоюдоострым клинком.

эспадрон – большой пехотный двуручный меч, применявшийся в Европе в XV – XVI веках, а также название спортивной сабли в XIX и первой половине XX века.

О клубе

Клуб «Ан Гард» был основан в 1997 году при кафедре теории и методики Фехтования и современного пятиборья Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК).

Источник

Словарь фехтования

Словарь фехтования

Атака — инициативное наступательное действие с целью нанесения укола (удара), выполняемое выпрямлением вооруженной руки с непрерывной угрозой поражаемой поверхности противника.

Атака основная — начинающая боевую схватку.

— выполненная на противника, приближающегося с целью перехода в атаку.

Атака ответная — выполненная на противника, отступающего после неудавшейся атаки.

Атака повторная — выполненная на противника, защитившегося без попытки ответа, отступлением или уклонением.

Атаки обоюдные — начинаемые и завершаемые обоими фехтовальщиками одновременно.

— состоящая из батмана (захвата, завязывания) и укола (удара).

— выполняемый перемещением клинка в горизонтальной плоскости.

Батман (захват, отбив) полукруговой — выполняемый перемещением клинка в вертикальной плоскости.

— выполняемый вертикальным и горизонтальным перемещениями клинка с возвратом в первоначальную позицию.

— выполняемый скользящим движением вдоль клинка с последующим обведением острия.

— выполняемый встречным движением клинка к оружию противника.

Боевая стойка — положение фехтовальщика, отражающее его готовность к ведению поединка.

— отдельный эпизод поединка, состоящий из непрерывно следующих действий.

Бой — спортивный поединок на холодном оружии, обусловленный правилами соревнований.

Бой наступательный — с преимущественным применением атак, завоеванием поля боя.

Бой оборонительный — с преимущественным применением средств противодействия атакам (защит и ответов, контратак, нападения с прямой рукой), отступления и уклонения.

— с постоянными глубокими перемещениями по фехтовальной дорожке.

Бой позиционный — с незначительными перемещениями по фехтовальной дорожке.

Бой скоротечный — с борьбой за атаковую инициативу и незначительной подготовкой боевых действий.

Бой выжидательный — с продолжительной подготовкой боевых действий.

Владеть соединением — быть защищенным от нападений прямо.

Вызов — действие, побуждающее противника на применение определенного действия.

Границы поля боя — линии, ограничивающие фехтовальную дорожку (боковые и задние).

Двойной перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в другой сектор, с целью обойти прямую (полукруговую) защиту противника.

Действие — движение фехтовальщика, применяемое для решения тактических задач в отдельной схватке.

Действие подготавливающее — без задачи нанесения или отражения укола (удара).

Действие с выбором — основанное на проявлениях дизъюнктивных сложных реакций, состоящее из двух или нескольких вариантов защиты (нападений).

Действие с переключением — основанное на проявлениях дифференцировочных реакций, выполняемое непрерывно в ходе схватки после другого начавшегося действия.

— действие, выполнение которого спортсмен заранее предполагал.

Действие экспромтное — выполняемое при неожиданно возникающем поводе.

Действие преднамеренно-экспромтное — с преднамеренной начальной фазой и экспромтным завершением.

Действие первого намерения — без передачи противнику тактической и временной правоты в ходе схватки.

Действие последующих намерений — с передачей противнику тактической правоты или преимущества во времени и последующим их завоеванием в ходе непрерывной схватки.

Действительный укол (удар) — отчетливо нанесенный в поражаемую поверхность.

Дистанция — расстояние между фехтовальщиками в поединке.

Дистанция ближняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), действуя только вооруженной рукой.

Дистанция средняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом) с выпадом.

— расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), сделав предварительно шаг вперед и выпад («стрелу»).

Дистанция сверхдальняя — расстояние между фехтовальщиками, превышающее длину атаки со скачком и выпадом («стрелой»).

Доктрина фехтовальщика — понятие, отражающее подход спортсмена к решению конкретных задач схватки, боя, соревнования.

Завязывание — разновидность захвата с перемещением клинка противника в различных плоскостях.

Закрытие назад (вперед) — возвращение в боевую стойку после выпада, шага (скачка) и выпада.

Защита конкретная — применяемая с целью отражения нападения противника в определенный сектор.

Комбинация приемов (действий) двухступенчатая (трехступенчатая) — состоящая из двух (трех) непрерывно выполняемых в одной схватке действий или приемов нападения и маневрирования.

Контратака — нападение на противника с целью опередить начатую им атаку или избежать укола оппозицией, уклонением.

— нападение с целью опередить атаку противника на подготовку.

Лезвие — рубящий край сабельного клинка.

Линии фехтовальные — условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи (вверх и вниз) от клинка фехтовальщика.

Ложные нападения и защиты — выполняемые с меньшей длиной, чем это необходимо при нанесении укола (удара) противнику, с большей глубиной — при отражении его нападений.

Маневрирование — глубокое перемещение по полю боя.

— действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.

Намерение — тактическая задача боевого действия.

Нападение — попытка нанести укол (удар) вне зависимости от тактической правоты или разницы во времени между действиями фехтовальщиков.

Нападения встречные — выполненные с целью противодействия атакующему (наносящему ответ) противнику, при взаимных попытках нанесения укола (удара).

— нанесенный в непоражаемую поверхность фехтовальщика.

Непоражаемая поверхность — части тела фехтовальщика, нападения в которые не засчитываются.

Обух — утолщенный край сабельного клинка.

— рапиры, шпаги, сабли, состоящие из клинка, гарды, рукоятки.

Отбив — отражение клинка противника, приближающегося к поражаемой поверхности.

Отбив отведением — выполняемый из соединения силовым противопоставлением своего клинка оружию противника.

Отбив подстановкой — выполняемый выдвижением сильной части клинка в определенный сектор.

Отбив уступающий — выполняемый противопоставлением сильной части своего клинка оружию противника путем его перемещения из верхнего соединения в нижнее или из нижнего в верхнее.

Ответ — нападение, выполняемое непосредственно после защиты.

— нападение, выполняемое с обведением клинка, гарды или вооруженной руки противника.

Перенос — нападение, выполняемое с обведением острия клинка противника.

Поле боя — площадка, предназначенная для ведения поединка фехтовальщиков.

— части тела фехтовальщика, нападения в которые засчитываются в соревнованиях.

Правый (левый) бок — часть туловища фехтовальщика, поражаемая в боях на саблях.

Прием — специализированное положение и движение фехтовальщика, отличающееся характерной двигательной структурой, взятое вне тактической ситуации.

— шаги, скрестные шаги, скачки, бег, закрытия после выпада.

Приемы нападения — выпад, «стрела», шаг (скачок) и выпад.

— положение, в котором вооруженная рука спортсмена выпрямлена, а острие клинка угрожает поражаемой поверхности.

Разведка — действие, применяемое с целью получения информации о противнике.

Ремиз — нападение после столкновения с защитой противника с целью опережения ответа.

Сектор — часть поражаемой поверхности фехтовальщика, ограниченная вертикальной и горизонтальной линиями, пересекающимися в центре гарды. сектор может быть верхним или нижним, внутренним или наружным.

— перемещение фехтовальщика без скрещивания ног с использованием безопорной фазы.

Скрестный шаг — перемещение фехтовальщика со скрещиванием ног.

Средства фехтования — действия, используемые фехтовальщиками в бою, а также технические приемы и боевые действия, применяемые в процессе тренировки.

— резкое соприкосновение фехтовальщиков какими-либо частями тела по вине одного или обоих спортсменов.

— состоящая из одного действия (двух, трех, многих действий) спортсмена, а также противодействия противника.

— характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в единоборстве.

Тактическая правота — преимущество, определяемое правилами соревнований для атак и ответов при взаимных уколах (ударах) в фехтовании на рапирах и саблях.

— совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.

Удар — прикосновение лезвия (или первой трети обуха со стороны острия) клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.

Удвоенный перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.

Уклонение — перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесение укола (удара) и избежать его получения.

Укол — прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определенной силой, фиксируемое аппаратом-электрофиксатором.

— вид спорта, представляющий собой единоборство на холодном спортивном оружии.

Фехтовальный темп — продолжительность выполнения одного простого действия.

Части клинка — условное деление клинка на слабую (ближнюю к острию оружия), среднюю и сильную (ближнюю к гарде) части.

— специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности двигательных восприятий.

Чувство времени — специализированное свойство фехтовальщика в оценке микроинтервалов времени.

— специализированное свойство фехтовальщика6 основанное на точности оценки расстояния до противника.

— специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности тактильных восприятий.

Шаг — перемещение фехтовальщика по полю боя, исключающее безопорную фазу и скрещивание ног.

— прием нападения, состоящий из непрерывно выполняемых шага (скачка) и выпада.

— аппарат для судейства боев, фиксирующий уколы и удары в фехтовании на рапирах, шпагах, саблях, преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.

Источник

Глава 5 ВЕРШИНА БОЕВОГО ФЕХТОВАНИЯ

Сравнивая спортивный и сценический бой, можно придти к выводу, что второй по своим фехтовальным законам и используемым приемам несколько ближе к боевому. Актеры, участвовавшие в фехтовальных поединках на сцене, ближе знакомы с реальным весом боевого оружия; спортсмены же, привыкшие к легкости своих клинков, как правило, теряются, взяв в руки боевую шпагу, саблю или меч. Буквально через несколько минут их мышцы не выдерживают нагрузки.

В свое время Мольер дал довольно точное определение фехтованию:

«Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию».

Цезарь в своих мемуарах оставил несколько сообщений о таких схватках:

«Наши по данному сигналу атаковали врага с таким пылом и с своей стороны враги так внезапно и быстро бросились вперед, что ни те, ни другие не успели пустить друг в друга копий. Отбросив их, обнажили мечи, и начался рукопашный бой. Но германцы, по своему обыкновению, быстро выстроились фалангой и приняли направление на римские мечи. Из наших солдат оказалось немало таких, которые бросались на фалангу, руками оттягивали щиты и наносили сверху раны врагам». (15, т. 1).

«В том легионе было два очень храбрых центуриона, которым немного оставалось до повышения в первый ранг: Т. Пулион и Л. Ворен. Между ними был постоянный спор о том, кто из них заслуживает предпочтения, и из года в год они боролись за повышение с величайшим соревнованием…

Описывая поединки, средневековые авторы часто идут на явный вымысел, преувеличивая мастерство героя и приписывая ему подвиги, маловероятные в реальном бою. Например, Лев Диакон сообщает:

«Вард Склир, заметив этого человека (военачальника руссов — В. Т.), подъехал к нему и разрубил его надвое по самый пояс, так что ни шлем, ни броня не защитили скифа от неизбежной гибели» (JOJ).

Или повествование о том, что Евпатий Коловрат рассек Хоставрула «на-полы до седла». В скандинавских сагах часто встречаются моменты, когда противника разрубают от плеча до бока — наискось, но при этом убитый воин никогда не одет в броню. Описываются удары, рассекающие шлем и голову, но не более, а тут — до седла! Хоставрул, являясь командиров «тумена», вряд ли стал бы вступать в бой без надежных доспехов. А удары, «распарывающие» всю броню от головы и до седла не могли наносить даже японские самураи с их великолепно закаленными и отточенными мечами.

— верхнюю — от руки к боевому наконечнику;

— среднюю — часть древка, находящуюся между рук;

Особенно хорошо такие моменты показаны в атласе Таллхоффера, изданном в 1467 г. в Германии — одной из первых книг, передающих возможные перепетии поединков и способы, применимые для достижения победы. Рассматривая рисунки из этого издания, можно убедиться, что боевое фехтование это не только тонкое искусство, иногда оно похоже на грубую драку, где важен лишь конечный результат. Каким способом боец добьется победы — зависело от его выучки и фантазии. На первый взгляд неискушенному человеку они могут показаться грубыми и примитивными. Такое фехтование, действительно, мало похоже на искусство, но реалии настоящего боя полностью оправдывают эти приемы.

29. ФЕХТОВАНИЕ НА ШПАГАХ И САБЛЯХ

С конца XV в. в вооружение западной Европы прочно входит шпага. Именно с этого времени о фехтовании стали говорить как о роде искусства, имеющем свою философию. В этот период в Европе стала издаваться всевозможная литература — плохая и хорошая. Вот некоторые из этих изданий:

1. 1474 г. Жак Понс и Петр Торрес издали руководство по фехтованию.

2. 1509 г. Петр Манчио издал подобную же книгу.

3. 1513 г. Антонио Манзолини издал книгу о фехтовании, название которой неизвестно.

4. 1517 г. Ахилло Мороццо, ученик Антонио Гвидо-де-Лукко, в Венеции издал книгу «Искусство оружия», признанную лучшим сочинением XVI в. на эту тему. Позже его сын Ахилл Мороццо переиздал сочинение отца с иллюстрациями. Это издание было исправлено и дополнено и также называлось «Искусство оружия». Книга издавалась в Венеции Антонио Пинарчентив1568 г.

6. 1553 г. Марк Антонио Пагано «Дисциплина оружия», Издана в Неаполе.

7. 1570 г. Иохим Майер (Название неизвестно).

8. 1570 г. Жак Гросси из Кореджио в Венеции издал сочинение о фехтовании, а спустя три года уроженец Прованса Сан-Дидье напечатал то же сочинение с придачей к нему гравюр. Эта книга была посвящена Карлу IX и называлась «Трактат об единой шпаге».

9. 1572 г. Жан-дель-Агокие, «Искусство фехтования». Венеция.

10. 1578 г. Анже Визани издал сочинение, где впервые была описана история фехтования. Автор относит его зарождение к библейским временам. Вторая книга этого же автора вышла в 1588 г. в Болонье.

11. 1601 г. Марк Доччислини из Флоренции опубликовал сочинение, посвященное герцогу Иоанну Медичи.

12. 1606 г. Николло Гиганти из Венеции (название книги неизвестно).

13. 1609 г. Тарквадо д’Алесандри «Рыцарь в полном смысле».

14. 1610 г. Кавалькабо (название книги неизвестно).

15. 1610 г. Рудольф Капоферро де Кальи издал в Сиенне книгу под названием «Большое писание об искусстве и применении фехтования». В этой работе было уделено внимание и истории фехтования.

16. 1612 г. Суторс (название книги неизвестно).

17. 1619 г. Жан Батист Гаяни «Искусство шпаги». Ливорно.

18. 1624 г. Сальватор Фабри, ученик Мороццо, издал книгу в Падуе (название неизвестно).

19. 1628 г. Энтони Везани «Фехтование пикой». Парма.

20. 1630 г. Гейслер (название книги неизвестно).

21. 1633 г. Ренне Бернар (название книги неизвестно).

22. 1653 г. Шарль Безнар (название книги неизвестно).

23. 1660 г. Александр Сенезис напечатал «Настоящее употребление шпаги», посвященное Карлу Фердинанду.

24. 1670 г. Ж. де ля Туш (название книги неизвестно).

25. 1676 г. Ле Перш де Кудрей (название книги неизвестно).

26. 1680 г. Франциск деля Моника, «Неаполитанское фехтование». Париж.

27. 1686 г. Де Лянкур «Учитель фехтования или фехтовальные упражнения». Париж.

28. 1696 г. Бонди де Мудзо, «Маэстро Клинок».

29. 1758 г. Александр де Марко «Рассуждения о фехтовании». Неаполь.

30. 1763 г. Д’Анжело «Учение о фехтовании». Лондон.

31. 1766 г. Данет «Искусство оружия».

32. 1781 г. Гвидо Антонио дель Мангано «Философские рассуждения о фехтовании». Павия.

33. 1795 г. Б. Фишер «Искусство фехтовать во всем его пространстве». Санкт-Петербург.

34. 1798 г. Михаил Макелли «Сочинение о фехтовании». Флоренция.

35. 1800 г. Павел Бартелли «Сочинение о фехтовании». Болонья, и т. д.

К сожалению, большинство упомянутых книг недоступны русскому читателю. В Ленинской библиотеке в Москве есть два издания на русском языке: Б. Фишера и Вальвиля (издана в 1817 г.) Непереведенные же книги интересны своими гравюрами.

Популярность фехтования была столь высока, а, следовательно, потребность в квалифицированных учителях фехтования для армии и частных лиц столь велика, что многочисленные преподаватели фехтования и даже профессиональные убийцы и дуэлянты объединялись в корпорации со своими законами и иерархией, например, «Братство Святого Марка», «Фехтовальное братство» или «Браво» — каста дуэлянтов и наемных убийц в Испании.

Часто эти люди, странствующие по всей Европе и Азии совмещали в себе способности преподавателей с хладнокровной жестокостью убийц и не против были заработать на заказной дуэли. Мастеров клинка называли «свободным поединщиками» и беспрепятственно позволяли им пересекать любые границы. Официальные власти их не трогали, так как искусство фехтовальщиков нужно было всем.

К концу XVII в. во Франции постепенно отказались от применения даги или кинжала и в поединках стали использовать только шпагу. Облегчение ее клинка привело к тому, что французы отказались и от рубящих ударов, используя только уколы. Но при этом иногда для увода клинка противника в сторону допускались действия свободной рукой.

Такая манера фехтования хорошо показана в книге Бальтазара Фишера «Искусство фехтовать, во всем его пространстве». Чрезвычайно интересны наставления этого мастера к ученикам:

«Не жди никогда; но напротив того противься всегда его отбоям; чтобы твое зрение не было никогда более устремлено на одну часть нежели на другую, дабы противник никогда не мог отгадать твое намерение; но лучше иметь вид твердый и надежный, и думай прежде о том, что делать хочешь. Я бы желал даже, чтобы вид твой казался заблудшимся во всех твоих намерениях, дабы не дать предузнать твоего предприятия».

То есть Фишер придает большое значение психологическому аспекту поединка, ибо считает, что даже мимолетно брошенный взгляд может подсказать направление последующего удара противнику.

В своей книге Фишер приводит различные термины, объяснить которые можно следующим образом:

1. Ангард — позиция, удобная для боя.

2. Встать в меру — то есть продвинуться к противнику, чтобы достать его клинок концом своего клинка.

3. Выйти из меры — из такой позиции отступить назад.

5. Кварт правый (или наружный) — тоже, но с правой стороны.

7. Секунд — при соединении рапир правыми сторонами, фехтующие колют один другого из-под руки, держа кисть ногтями вниз.

8. Октав — в том же положении рапир или шпаг колют под руку, не выворачивая кисть.

13. Ангаже — клинок переносится на другую сторону клинка противника, при этом сильной частью собственного клинка касаются слабой части его клинка.

15. Аттаке — быстрым движением рапиры заставить противника закрыться. 16. Купе — скольжение по клинку

17. Купе-отсечь — перенести скольжением свой клинок на другую сторону клинка противника через острие.

18. Ассо — битва, схватка.

20. Вольт — защита от наносимого удара движением.

21. Кроазе — выбивание шпаги противника вскользь, мгновенным ударом по ее слабой части.

О способах обезоруживания противника Фишер сообщает:

«Вышибка производится сильным ударением снаружи по клинку противника, когда он держит руку вытянуто и туго. Чтобы вышибить у него рапиру из руки надобно сколько можно тело отворотить и держать назад, руку иметь свободную, конец шпаги немного повыше обыкновенного и вне меры, чтобы не иметь опасности от прямого времянного удара.

О ВЫШИВКЕ ПОСЛЕ ОТБОЯ

Сей способ вышибать есть лучший потому что он менее подвергает опасности; чтобы cue сделать, отбивши просто или контрквартом примечай, если противник встает к обороне вытянувшись, то перенеси ударяя проворно и сильно по его рапире и коли квартом сверх рапиры.

О ЛЕГИРОВАНИИ ИЛИ ВЫШИБКЕ КРОЛЗЕ

Легировать шпагу, значит пристать к оной, обротя кисть ногтями вниз; ударь крепко острием своей шпаги по шпаге противника и обведи крепкую часть своей шпаги около слабой части шпаги противника, дабы оную вырвать. Cue средство обезоружить есть лучшее и единое, которое должно употреблять ежели противник не встает, ибо оно нимало не подвергает; и в случае неудачи, по крайней мере выгодно оно тем, что хотя и не вышибает, то довольно его откроет, чтобы можно было уколоть».

После окончания подготовительного учебного курса мастер предлагает ученикам приступить к «ассо»:

«Ассо есть представление сражения со шпагами, в коем употребляешь на противника все удары и все отбои, коим научился, стараясь один другого обманывать финтами, дабы тронуть или отбить удары».

Вальвиль в работе «Рассуждение о искусстве владеть шпагой» предлагает вернуться к старой итальянской школе, где использовались как рубящие, так и колющие удары:

В этих рассуждениях был свой резон, так как автор предлагал приемы для боевых действий; в таких условиях было целесообразно уметь не только колоть, но и рубить.

Но в целом направление развития шпажного поединка в дальнейшем не изменялось, и трансформацию этого вида схватки можно увидеть в современном спортивном фехтовании на шпагах или рапирах.

Бленджини дает несколько советов по работе шпагой:

2. Необходимо заставлять учеников работать на линиях высоких и низких.

3. Не надо забывать, что нападение и отражение только тогда бывают хороши, когда соединяют в себе: обладание шпагой; взгляд, соображение, быстроту и точность.

4. Шпагой надо колоть, а не рубить.

5. Следить за шпагой противника во всех его движениях.

7. Не атаковать на расстоянии, недосягаемом от противника.

9. Использовать двойные атаки.

10. Атаковать очень быстро».

С XIV века, когда началась открытая экспансия турок в Восточную Европу, все большей и большей популярностью у европейцев этого региона стала пользоваться сабля. Она быстро нашла свое место в арсеналах Европы и занимала доминирующее положение на протяжении XV–XVII вв. в военном деле Сербии, Албании, Хорватии, Молдавии, Украины, России, Венгрии, Польши.

Существовало два способа удержания клинка при совершении парадов. Так называемые «длинные» или «венгерские» защиты и «короткие» или «обыкновенные».

В сабельном поединке различают шесть основных способов парирования ударов. Нумерация их в различных источниках дается по-разному, но самой распространенной была следующая:

2. То же самое, но защищая правую ногу или бедро.

3. Защита правого плеча, бока и руки. Клинок держат острием вверх (по венгерской методе острие клинка всегда направлено вниз),

4. То же самое, но защищая левую сторону корпуса.

6. Парад колющего удара с уводом клинка противника вправо или влево (чуть вверх или чуть вниз), держа саблю или острием вверх, или вниз. При этом дополнительно совершая движение корпусом в сторону, противоположную отбитой сабле противника.

Существует еще седьмой, малораспространенный в пешем бою парад, когда защищают спину, выставляя клинок за правое или левое плечо, держа его острием вниз и при этом совершая тем же плечом движение в сторону, противоположную ставящемуся параду.

Удары наносятся по той же схеме, в основном рубящие и в меньшей степени колющие.

Для сабельного и шпажного боя старых школ были характерны так называемые «внутренние» удары, идущие снизу в сторону подбородка и горла. Отразить их было чрезвычайно сложно и часто, чтобы избежать поражения, приходилось спасаться уходом: например, прыжком назад или в сторону.

Дуэльных правил имелось множество. Кроме устоявшихся, традиционных, часто совершенно спонтанно в момент поединка сочинялись новые. Дуэли могли продолжаться «до первой крови» или «до смертельного исхода», но, как правило, они ограничивались собственно боем на клинках, без использования элементов борьбы. Хотя вполне вероятно, что иногда дуэли происходили и без всяких правил.

В конце XIX в. вышел в свет ряд книг, посвященных этой теме:

1. 1863 г. Маркиони и Цезарь Энрикетти «Правила дуэли и задача секундантов». Флоренция.

2. 1863 г. Жак Николетти «О гражданской и военной дуэлиио поводах к ее уничтожению». Флоренция.

3. 1867 г. Антонио Тульябуэ «Дуэль». Милан.

4. 1868 г. Ц. А. Бленджини «О дуэли и о главных условиях, необходимых для соблюдения и об обязанностях секундантов и свидетелей». Падуя.

5. 1869 г. Павел Фамбри «О дуэли». Венеция.

Очень интересно описана дуэль на саблях в романе венгерского писателя Кальмана Миксата «Черный город», написанного в конце XIX в. Хотя произведение художественное, но автор, несомненно, разбирался во всех тонкостях фехтования:

«…Первым делом нужно решить, — начал Миклош Блом, — будем ли мы драться по саксонским правилам или по венгерским?

… — Мне совершенно безразлично. Уступаю право выбора своему противнику.

— Пусть будет по саксонским правилам, — с легким поклоном отвечал Дердь Гергей.

Саксонские правила поединка были наиболее благоразумными и, хотя во многом походили на современные, не знали тех излишних формальностей, которыми страдают нынешние дуэльные кодексы. Противники выходили и дрались до первой или до последней крови. Доктора с собой не брали, протокола не писали. Словом, на тогдашних дуэлях лились не чернила, а кровь.

…Миклош Блом отломил от старого дуплистого дерева длинный прямой прут.

… Прутом он смерил рост Фабрициуса, как вызванного на дуэль, отрезал от прута лишнее и с помощью своей мерки нарисовал на земле два одинаковых круга один подле другого.

Противники встали каждый в свой круг и начали бой, приняв к сведению, что первый из них, кто выйдет в азарте наступления или под натиском противника за черту круга будет считаться побежденным.

…Однако и у саксонского способа дуэли были свои недостатки: явное преимущество фехтовальщика с длинными руками, разрешение наносить любые, даже противоречащие правилам удары, за исключением колющих, — одним словом, «руби, не щади». Финты, обманные удары и прочие уловки не только допускались, но даже рекомендовались.

…Гергей же, обучавшийся сабельной рубке у отца, дрался на венгерский манер, поворачивая руку только в запястье.

В XVIII и XIX вв. сабля по-прежнему оставалась на вооружении в кавалерии. В пехоте использовались ее укороченные варианты: полусабли и тесаки, техника боя на которых практически ничем не отличалась от сабельной. Тяжелая и средняя кавалерия — кирасиры и драгуны — были вооружены палашами, манера боя на них имела некоторые отличия от боя на саблях. Разница обусловливалась большим весом палаша, что исключало активное применение кистевых ударов, а его прямой и более длинный клинок был удобен для нанесения уколов.

Результат фехтования на коне зависел не только от умения владеть клинком, но и от умения управлять лошадью.

При фехтовании верхом надо было постоянно помнить о том, что во время схватки опасности подвергается не только всадник, но и его конь. Поэтому всадников обучали блокировать удары, направленные на животное, в основном, в область головы и шеи.

Кавалерист Нолан дает следующие рекомендации:

«Главное внимание следует обратить на голову, заднюю сторону шеи, на руки и ноги. Азиатцы, которые хорошо понимают эту необходимость, с особенным старанием закрывают эти части, а потому имеют полное преимущество перед теми из своих противников, которые пренебрегают подобными предосторожностями.

Иррегулярные турки носят чалму, которая лучше предохраняет голову всадника, нежели медные и стальные каски. Колени их защищены глубокими седлами, а ноги — широкими железными стременами. Рукава их одежды подбивались волосом, и дурные клинки европейских сабель едва ли могли испортить их одежду, сделанную из чистого шелка, или из шелка пополам с бумагою. Одежда русских и австрийских солдат далеко не представляла собою такого сопротивления турецким саблям или легким и коротким ятаганам.

…Обыкновенная привычка сейков направлять удары в затылок принесла так много вреда в сражении 2 ноября, что наши офицеры принуждены были изыскивать особенные средства для предосторожности. Некоторые из них обматывали кругом кивера холстину с целью образовать трудно проницаемые складки, и это действительно служило некоторой защитой.

…Для защиты рук необходимо употреблять такие рукавицы и нарукавники, которые не препятствовали бы свободно и ловко владеть эфесом сабли — например, вроде тех, какие обыкновенно употребляют все индийские наездники. Они выделывают их из мелких блях или стальных колец и надевают на руку вплоть до самого локтя. Это имеет ту важную выгоду, что руки, будучи подняты кверху, могут отражать удары, направленные в голову и в туловище. Рукавицы не тяжелы, а руки остаются совершенно свободными, вследствие чего получается возможность хорошо и ловко владеть своим оружием» (86).

«Эфес должен быть плоский (овальный — В. Т.); иначе его нельзя твердо сжимать, а вследствие вращения в руке сабля может иногда совсем не производить удара» (86).

Нолан часто сетует на плохое качество европейских клинков, их закалку и заточку. В сражении под Гейльсбергом (1807 г.) в схватке между прусскими уланами и драгунами с французскими кирасирами, прусский офицер — капитан Гебгард получил двадцать ударов и остался жив. Бой он вел обломком пики и при этом умудрился выбить из седел нескольких кирасир; а один из французских офицеров в этом же бою получил 52 ранения и также остался жив.

Противопоставляя европейцам азиатских всадников, Нолан хвалит их находчивость и сноровку:

«В сражении при Чиллианвиллахе (в Индии — В. Т.), один сейкский кавалерист вызывал на поединок англичан и прежде, нежели сам успел свалиться от выстрела, выбил из седла трех драгун. Один из них, вооруженный пикою, потерял древко и большой палец руки, которые были разрублены одним и тем же ударом.

…Один сейк, во время отступления нашей кавалерии от Чиллианвиллаха кинулся на нашу конную артиллерию, изрубил двух фейерверкеров и приближался уже к третьему, но этот последний, видя, какое употребление делают его товарищи из своих сабель, вложил свою в ножны, прехладнокровно вытащил плеть и ею так хватил лошадь своего противника, что тем спас свою жизнь» (86).

«Во время моего пребывания в Индии, произошло столкновение между иррегулярными кавалеристами Низама и шайкой инсургентов (повстанцев — В. Т.). Эти последние хотя и превосходили числом своего противника, но были разбиты и понесли большие потери. После сражения, я обратил особенное внимание на донесение хирурга об убитых и раненых, из которых большая часть сильно пострадала от сабельных ударов. При этом замечено следующее: руки были отняты от самого плеча и голова разрублена на две части, руки были отрублены несколько выше кисти и по-видимому, одним ударом, в тот момент, когда они, вероятно, были подняты для защиты головы.

Ноги были совершенно разрублены выше колена и т. д.

Изумление мое было велико. Неужели это были великаны, которые так искусно отсекали члены? Или, быть может, таких результатов достигли они вследствие хорошей закалки своих клинков и способа их употребления.

…Представьте же теперь мое удивление. Большая часть их клинков были такие же как и клинки наших драгун; только они несколько переделали и по своему оправили их. Металлические эфесы весьма удобны для держания в руке и не так круглы, как эфесы наших сабель, у которых клинки, вследствие этого часто не вращаются по желанию. Их сабли отточенные до остроты бритвы, вкладываются в деревянные ножны, которые с помощью одного только короткого ремня подвешиваются к портупее. С передней стороны этой последней, пришита пуговица, на которую надевается узкий ремешок, но так как другой конец этого ремешка прикрепляется к сабельному эфесу, то он поддерживает саблю и препятствует ей выпадать из ножен.

Низамские кавалеристы свои сабли обнажают только перед атакой.

…Испросил его (низамского всадника — В.Т.), каким образом они наносят свои удары в тех случаях, когда намереваются отсечь какой-нибудь член.

— Мы сильно ударяем, — отвечает он.

— Это, конечно, — сказал я, — но как научшись вы владеть саблей?

— Мы никогда не учились, — заметил он.

— Какая бы рука ни была, но хороший клинок всегда должен хорошо рубить» (86).

В данном случае всадник явно преувеличивает, потому что дилетант, имея любой прекрасно закаленный клинок, пусть даже из дамасской стали, не сумеет выстоять против хорошо обученного соперника. Фехтование, как и любой вид профессиональной деятельности, требует постоянных систематических тренировок, в противном случае результаты будут далеки от ожидаемых. Разумеется, в истории бывали и такие коллизии, когда неумелый боец побеждал опытного рубаку, но где нет исключений, там нет и правил.

30. БОЙ ШТЫКОМ И ПРИКЛАДОМ

Штыковой бой — это разновидность фехтования, в технике которой очень многое заимствовано из техники поединка на длиннодревковом оружии. Утверждение, что русский штыковой бой был лучшим в Европе, хоть и набило всем оскомину, тем не менее, справедливо, и это признавали в любой армии вплоть до Второй Мировой войны. Традиции этого боя заложил А.В. Суворов, который понимал, что только всерьез овладев навыками штыковой схватки, русские солдаты смогут победить турок в рукопашной. Действию штыками солдат обучали как в строю, так и индивидуально. Французы, сами немало времени уделявшие рукопашному бою, и те признавали первенство в штыковой схватке за русскими. Достаточно убедительно это показывает случай, произошедший в сражении под Кремсом (1805 г.):

«Апшеронского мушкетерского полка гренадерского батальона, роты капитана Морозова гренадер Музен-Кац, находясь в стрелках в виноградном саду, отрезан был от своих товарищей. Французский офицер с четырьмя рядовыми нападают на него. «Сдайся» кричат ему со всех сторон. Но храбрый гренадер не хочет понимать их требования, надеясь управиться со всеми пятью. Первым выстрелом убивает офицера. Четыре солдата с бешенством на него бросаются. Начинается рукопашный бой. Музен-Кац колет штыком и бьет прикладом. Все четверо супротивника его один за другим валятся бездыханными к его ногам» (115).

Как ни странно, но, несмотря на пристрастие в русской армии к штыковому бою, никаких серьезных теоретических пособий по этому вопросу не издавалось до 1861 г. (либо они до нас не дошли), когда вышла в свет книга «Правила для употребления штыка в бою». Изданные ранее «Наставления господам пехотным офицерам» (выпущенное перед Бородинской битвой) и «Правила для обучения войск гимнастике» (в 1859 г.) касались штыкового боя лишь косвенно или частично.

Фехтование на штыках А. Люгарр разделил на десять основных ударов и защит; используя при этом «общефехтовальную» французскую терминологию:

4. Самый сложный и освоить его можно только практически. Дословно для пояснения этого удара Люгарр приводит следующий текст:

10. Наносится сбоку штыком в бедро или в голень. Парад совершается теми же способами, что и при ударе N 9.

1. Сильное нажатие в сторону.

4. Полукруговое движение.

В книге Люгарра рассматриваются варианты схватки, когда один сражается против нескольких врагов. Некоторые из них мы приведем:

3. Двое нападающих атакуют в ряд. Обороняющийся «брошеным» ударом поражает одного, со вторым расправляется по обстоятельствам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *