что такое барре в игре на гитаре
Как научиться играть баре на гитаре?
Часть 3
Если вы освоили предыдущие занятия (лёгкую аппликатуру F в I позиции и упражнения для отработки малого баре) или испытываете трудности при игре аккордами баре (не звучат струны, не успеваете переставлять пальцы и т.д.) — тогда эта статья именно для вас. В ней рассматривается несколько простых упражнений (отдельные уроки) для начинающих, которые помогут научиться брать баре на гитаре правильно и чисто (исключая лишние призвуки, во время ударов по струнам).
Упражнение №4: как зажимать все шесть струн указательным пальцем
Итак, начнём с разминки указательного пальца. Потренируемся зажимать все струны на ладу.
Вкратце, суть разминки: вам нужно поставить палец на лад (то есть прижать 6 струн), а затем перемещать его по позициям (по грифу).
Каждый такт (кроме четвёртого — заключительного) повторяется (см. репризы в нотной записи). Играть баре на гитаре нужно перебором: 6 струна, 3, 2 и 1 (в 1 такте – 2 раза).
Прижимайте струны двумя пальцами (указательным и средним). Если получается только указательным — отлично (это только «плюс» к вашим навыкам).
Заниматься можно как под метроном, так и под гитарную минусовку:
Не забывайте, контролировать постановку левой руки:
1. Палец/пальцы должны быть расположены параллельно относительно ладов и слегка согнуты в области второй фаланги. А также прижимать струны преимущественно боковой частью фаланг.
Внешний контур пальца, если правильно ставить баре, немного напоминает символ «)», или полумесяц.
2. Не выворачивайте кисть в левую/правую сторону (распространённая ошибка новичков).
3. Свободные пальцы держите над ладами.
4. Большой палец опирается примерно на середину тыльной стороны грифа (но можно чуть выше — не критично).
5. Указательный и средний пальцы не должны сильно «выпячиваться» над грифом. Правильная постановка: в верхней части (над шестой струной) — примерно половина первой фаланги.
Упражнение №4 (b): отработка минорного аккорда на баре
Достаточно потренировав указательный палец, можно приступать к разбору довольно распространённой в практике аккомпанемента аппликатуре минорного аккорда.
Разберём подробно табы/ноты Упр. №4 (b):
Перебор такой же, как и в предыдущем упражнении, но меняется басовая струна (см. табы!).
Постановку каждой аппликатуры условно можно разбить на три шага.
Для начала рассмотрим 1-2 такты:
Шаг №1
Первая половина 1 такта: Прижмите все струны указательным и средним пальцем на I ладу (как в упр. №4).
Шаг №2
Вторая половина 1 такта: Прижмите мизинцем (4) четвёртую струну на III ладу (через лад от указательного).
Шаг №3
2 такт: прижмите на III ладу пятую струну безымянным пальцем (3). Сыграйте перебор 2 раза: 1 — начните с 4 струны; 2 — c 5 струны
В III и V позициях, соответственно в тактах 2-4 и 4-5, вам нужно сделать то же самое (поставить в три шага аппликатуру минорного аккорда; при этом на каждый шаг сыграть перебор).
(1) прижать все струны на ладу указательным и средним пальцами → (2) зажать 4 струну мизинцем → (3) 5 струну безымянным.
Можно играть под минус:
Упражнение №5: мажорный аккорд на баре в I, III и V позициях
1 т. Зажмите двумя пальцами струны на I ладу. Сыграйте 2 раза перебор: 6, 3, 2, 1.
2 т. Вспомните аппликатуру E (ми мажор) в первой позиции. Такую же самую аппликатуру вы должны поставить от II лада (не убирая баре с первого лада!). Соответственно:
Сыграйте перебор во втором такте: первый раз — с 5 струной; 2 раз — с 4 струной.
3-4т. — (Gm → G) — нужно будет ставить баре таким же образом, но на III ладу.
5-6т. — (Am → A) — а затем на V ладу.
7т. — A (ля мажор в V позиции) — ударьте 1 раз по всем струнам.
Минус для проигрывания Упр. №5:
Быстрейшего вам освоения баре на гитаре!
Баррэ на гитаре — FAQ
Решил сегодня дать пару советов гитаристам! И поговорим мы сегодня про Баррэ на гитаре.
Очень давно я хочу написать пост про этот зловредный прием, который так раздражает начинающих гитаристов. Частенько новички просят подобрать аккорды именно без баррэ, либо дать пару дельных советов как развить это умение!
Итак, как же правильно прокачать эту технику, не навредив себе? Об этом мы и поговорим. Вот несколько советов!
1. ОПОРА
Давайте посмотрим на большой палец левой руки. Этот трудяга несет на себе основную ношу приема баррэ. Очень важно с самого начала правильно ставить этот палец – своеобразную опору. На картинке я указал правильную и не правильную опору.
Видим, что большой палец держит гриф чуть ниже его середины, то есть если он будет высоко – ему будет тяжелее.
Так же взгляните на то, как большой палец ориентирован относительно других пальцев. Для этого посмотрите сверху грифа на пальчики.
Он должен быть где-то по центру, а не в стороне!
2. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ
Положение этого пальца не менее важно. Постарайтесь его не задирать слишком высоко. И что еще важно: жмем мы баррэ не центральной внутренней стороной указательного пальца, а чуть боковой — на картинке отмечено белой линией.
Думаю смысл понятен.
3. АППЛИКАТУРЫ
Очень важно как расположены остальные пальцы. Иногда, их перетасовка существенно облегчает баррэ.
Допустим аккорд Gm – 355333. На пятом ладу (струны 4 и 5) должны зажимать мизинец и безымянный палец левой руки. Если эти лады прижимать средним и безымянным, то указательному будет труднее «держать себя в руках».
Есть еще хитрый прием относительно упрощения аппликатур аккордов. В некоторых песнях замена чистых миноров и мажоров на септаккорды не сильно режет слух. И это может нам сыграть на руку. Просто приведу картинки упрощения – и все сразу станет понятно:
Вот! Звучание искажено по минимуму, а жать баррэ намного удобнее и проще.
4. УПРАЖНЕНИЯ
На первых порах, пока ненавистное баррэ не жалеет наши нервы, можно делать упражнения для его развития.
5. СТРУНЫ & ГИТАРА
Этот пункт наверное целесообразнее было первым пустить. Ну да ладно! Если совсем все плохо, пальцы болят, баррэ не поддается, то можно заменить струны на нейлоновые. С ними будет все намного проще! Ну и высота струн тоже должна быть адекватной – как можно ниже. При большом зазоре между грифом и струнами бороться с баррэ будет труднее! Про регулировку струн на гитаре можно здесь почитать:
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ну и в конце данного руководства хотелось бы еще отметить, что заниматься игрой на гитаре желательно каждый день. НО! При появлении неприятных ощущений в руках, в пальцах, при появлении болей – стоит отложить гитару и отдохнуть! Размять пальцы, сходить пообедать, вздремнуть, а уж после продолжить занятия. Такие дела.
Если есть еще вопросы – пишите – разберемся! Всего доброго.
Сменяя аккорды, меняйтесь сами. Джо Пасс
Легкие аккорды баре на гитаре: для начинающих
Занятие для тех, кто уже научился играть первое баррэ F или выучил пару баррэ и желает освоить все основные аккорды баре на гитаре. Далее для акустической гитары и электрогитары – часто используемые в песенном аккомпанементе аппликатуры с баррэ (схемы для начинающих, фото, таблица), как их найти на грифе, построить от любого звука, примеры аккордовых последовательностей из известных песен.
Определение и обозначение
Баррэ – приём аккордовой техники для гитары, когда в аппликатуре пальцем/пальцами прижимаются все струны или часть струн на определённом ладу.
Есть две формы приёма:
Мы будем рассматривать аппликатуры минорных и мажорных аккордов, септаккордов в форме большого баррэ. О малом баррэ подробней в этой статье.
В аккордовых сетках баре обозначается обычно жирной сплошной линией на ладу. А цифра указывает – на каком именно ладу (в какой позиции). Если цифры нет, значит на первом ладу. Или же отсчёт от верхнего порожка (например, на 3 ладу аппликатура, но изображён гриф с 1-го по 5-ый лад).
Иногда лад, на котором прижимаются все струны, в сетке изображают в виде точек, в отдельности или соединённых линией, скобкой.
Аппликатура для остальных пальцев указывается в стандартном для сетки формате. Например, A (ля мажор) на 5 ладу – схема и фото:
А также используются картинки с пальцами: для баррэ также обозначается палец цифрой – если «1», прижать все струны указательным.
Принцип построения аккордов с баррэ
Приём баррэ позволяет использовать аппликатурные формы открытых аккордов (Am, E, Em, A и др.) в любой позиции (на любом ладу). Баррэ как бы выполняет функцию верхнего порожка: фактически, он смещается в закрытую позицию аккорда с баре.
Форма E
Разберём принцип построения аккордов с баре на примере формы ми мажора – исходная открытая аппликатура и баррэ в позиции.
Наверняка вам хорошо знакомый E – на 1-ом и 2-ом ладу:
Его тоника ми, основной звук, на 6-ой открытой струне.
Давайте построим в этой аппликатурной форме E другой мажорный аккорд – G на баре. То есть «перенесём», «сдвинем» форму E на другой лад, в закрытую позицию.
Строить аккорд будем от тоники (основного звука) на басовой струне, в данном случае на 6-ой.
Итак, в исходной аппликатуре E – тоника ми, на открытой 6-ой струне. Если нам нужен G (соль мажор), соответственно, сначала нужно найти его тонику – звук соль на 6-ой струне.
Тоника соль – на 3-ем ладу. Наша «отправная точка» для построения соль мажор.
Баррэ на 3 ладу – прижимаем все струны указательным пальцем (как верхний порожек в открытой позиции на E). Остальными пальцами – аппликатура E: средний – 3-ая струна, 4-ый лад; мизинец – 4-ая, 5-ый лад; безымянный – 5-ая, 5-ый лад.
Форма E «сдвигается» на 3-ий лад и получается G.
По аналогии можно использовать форму E и для других мажорных аккордов (от любого звука):
Аккорды на баррэ: F – на 1-ом ладу, A – на 5-ом ладу, Bb – на 6 ладу, C# – на 9-ом ладу.
Форма Am
И для закрепления изученного разберём ещё один пример – как строятся минорные аккорды с баре на основе формы открытого Am (на 1-ом и 2-ом ладу).
Допустим, нам нужно взять Cm на баррэ в форме Am:
В открытом ля миноре – тоника ля на 5-ой открытой струне. Находим звук До – тонику Cm. Это 3-ий лад, 5-ая струна. А затем строим от этого звука аккорд в форме Am, но, разумеется, с баррэ.
Получается, что форма Am «перемещается» на 3-ий лад.
Расшифровка аппликатуры Cm:
Попробуйте самостоятельно найти изученные аппликатурные формы E и Am от других звуков (от фа-диез, ми-бемоль, ре-диез и т.д.).
Часто используемые аппликатуры с баррэ
Аккорды на баре в форме E, Em, Am и A – самые легкие, простые. И в аккомпанементе эти аппликатуры используются чаще, чем остальные.
В рамках занятия разберём все аккорды (базовые) на основе этих форм. А именно – аккорды минорные и мажорные, малые мажорные септаккорды, большие мажорные септаккорды, малые минорные септаккорды. Они пригодятся вам в первую очередь при разучивании песен.
Для каждого аккорда две аппликатуры: 1 – с тоникой на 6-ой струне, 2 – с тоникой на 5-ой. Этого минимума вполне хватит, чтобы сыграть множество разных песен на баре.
Рассматриваем аппликатуры от звука До (C), но вы можете использовать их в дальнейшем от любого звука. То есть, применять их как шаблон по вышерассмотренному методу построения аккордов на баррэ.
Если возникнут какие-либо сложности – в помощь универсальные аппликатурные сетки, таблица-шпаргалка (аккорды баре для начинающих от каждого звука) в следующих блоках статьи.
С тоникой на 6-ой струне
Мажорный аккорд (форма E) – уже знакомый вам по примеру построения аккордов с баррэ от тоники.
Малый мажорный септаккорд (форма E7). Почти как мажорный, только убираем из основной аппликатуры мизинец с 4-ой струны.
Большой мажорный септаккорд. Тоже небольшая «перестройка» формы E.
Если от звука До – 8 позиция:
Минорный аккорд (форма Em). Лёгкое баррэ на гитаре: прижимаем в позиции все струны двумя пальцами (как на фото) – указательным и средним.
Малый минорный септаккорд (форма Em7). По аналогии с предыдущим шаблоном, только без мизинца на 4-ой струне.
С тоникой на 5-ой струне
В баррэ-аккордах с тоникой на 5-ой струне не прижимается и не звучит 6-ая струна (басовая – самая толстая).
Мажорный аккорд (форма A). Через лад от линии баррэ – мизинец прижимает 2-ю струну; безымянный – 3-ю, средний – 4-ю.
Эта аппликатура довольно сложная. В особенности непросто разместить три пальца на одном ладу в высоких позициях (ближе к 12-му ладу). Поэтому довольно часто используются упрощённые варианты формы A на баррэ:
Аппликатуры без 6-ой и 1-ой струны: 1 сетка – три струны прижимаются безымянным; 2 – три струны прижимаются мизинцем. 3 сетка – без 6-ой и 5-ой (басовых).
Фото упрощённых аккордов на основе баррэ в форме A:
Малый мажорный септаккорд (форма A7). В отличие от формы A не прижимается 3-я струна.
Большой мажорный септаккорд (форма Amaj7). Также по форме A, но 3-я струна прижимается на соседнем ладу от баррэ.
Минорный аккорд (форма Am). Эта аппликатура также вам уже известна из примеров построения аккордов с баррэ. В отличие от исходной открытой формы постановка пальцев изменяется, так как указательным прижимаем все струны в позиции (баррэ).
Малый минорный септаккорд (форма Am7). Как и форма Am, но не прижимаем мизинцем 3-ю струну.
Универсальные аппликатуры баррэ
Итак, давайте подведём итоги по выученным аппликатурам.
Но представим их не от конкретного звука, а только лишь с обозначением тоники. Таким образом сетки можно будет использовать для построения аккордов на баррэ от любой ноты. Достаточно лишь отыскать нужный основной звук на 6-ой или 5-ой струне и использовать необходимый шаблон мажорного, минорного аккорда или септаккорда.
Аккорды на баре для гитары с тоникой на 6-ой струне:
С тоникой на 5-ой струне:
Примеры аккордовых последовательностей
Чтобы отработать изученные аппликатуры баррэ, поиграйте последовательности из известных песен.
Дельфины – Мумий Тролль (файл Guitar Pro):
Мой друг художник и поэт – К. Никольский (файл Guitar Pro):
Также можно сыграть 12-ти тактовый блюзовый квадрат на баррэ (в файле GP):
И ещё упражнения на обычные баррэ – распространённые последовательности в любом ритме, темпе (произвольно, на ваш музыкальный вкус):
Таблица аккордов
В таблице все вышерассмотренные аппликатуры, построенные от основных ступеней звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). По 10 аппликатур (5 с тоникой на 6-ой струне + 5 с тоникой на 5-ой) для каждого звука. Типы аккордов (мажорные, минорные, септаккорды) распределены по столбцам.
Если вам необходим аккорд от повышенного или пониженного звука, достаточно лишь «сместить» аппликатуру от основной ступени из таблицы, соответственно, на соседний лад вперёд (#) или назад (b).
Например, если баррэ A (ля мажор) на 5-ом ладу, то Ab (ля-бемоль мажор) на 4-ом ладу – на лад вниз по грифу, а A# (ля-диез мажор) на 6-ом ладу – на лад вверх по грифу.
Если вам нужен аккорд H, Hm или H7, следует смотреть аппликатуры B, Bm или B7 в строке «Си». Так как H и B это разные буквенные обозначения одного и того же звука – си.
Над сетками названия аккордов по буквенно-цифровой системе. Под каждой сеткой буквами обозначены звуки аккорда (для каждой струны).
Используйте таблицу на начальном этапе изучения аппликатур. Сначала постарайтесь самостоятельно найти аккорд по тонике на басовой струне. А затем сверяйтесь с таблицей. Также «шпаргалка» поможет и тем, кто ещё плохо знает расположение звуков на грифе, затрудняется использовать аппликатуры от определённой тоники.
На этом занятии мы разобрали только основные, распространённые формы баррэ. И конечно, это только первые шаги в освоении этого базового приёма. Для дальнейшего изучения баррэ вам также будет полезно ознакомиться с аппликатурной системой CAGED.
Как брать баррэ на гитаре
Рано или поздно, каждый начинающий гитарист сталкивается с проблемой взятия баррэ. Предположим, вы уже научились играть парочку любимых песен на простых аккордах. Но при разборе новой композиции обнаружили странный аккорд, требующий одновременного зажатия всех шести струн при помощи указательного пальца. Это и есть барре.
Этот прием вызывает много затруднений у начинающих музыкантов и некоторые даже бросают игру на гитаре, не справившись с коварным аккордом. На самом деле, все не так сложно, как кажется. Просто нужно запастись терпением и знать несколько хитростей.
Что же такое баррэ и зачем оно нужно?
Как уже говорилось выше, баррэ – это одновременное зажатие нескольких струн, от трех до шести. Зажатие трех-пяти струн указательным пальцем называется малым баррэ, а всех шести – большим. Сыграть малое баррэ гораздо проще, чем большое. Но беда в том, что в большинстве излюбленных гитаристами песен обычно используется последнее.
Этот прием актуален не только для первого лада (аккорд F или Fm). Он берется на всех ладах, позволяя музыканту делать композицию более живой и разнообразной. Беря баррэ, вы как бы смещаете верхний порожек, изменяя звучание привычных аккордов Am, Em, E и т.д.
Освоив баррэ, вы сможете сыграть любимую песню в другой тональности и подобрать оптимальное звучание, сочетающееся с вашим голосом.
Также, научившись этому приему, ваша самооценка заметно вырастет! Вы почувствуете, что если смогли сделать это, то сможете преодолеть и другие трудности, встречающиеся на пути гитариста.
Несколько важных советов, позволяющих научиться приему баррэ
Внимание! При взятии барре руки должны находиться в таком же положении, как и при обычной игре. Левая рука должна быть расслаблена. Большой палец при этом опирается на заднюю часть грифа, находясь ориентировочно по центру аккорда.
Если хочется как можно скорее увидеть результаты тренировок, можно прибегнуть к небольшой хитрости. Поскольку во время зажатия аккорда с баррэ некоторые струны зажимаются другими пальцами, не пытайтесь идеально зажать все струны указательным. Сконцентрируйтесь только на тех, которые непосредственно от него зависят (обычно это 1, 5 или 6 струны).
Отдельно хотелось бы отметить, чего при обучении делать не нужно:
Никаких специальных упражнений для пальцев (например, как при растяжке) нет. Старайтесь сразу же применять баррэ на практике. Найдите песню, в которой используется этот прием и тренируйтесь на ней. Так вы не только научите свой указательный палец хорошо зажимать струны, но также сможете быстро переходить с других аккордов на аккорды с баррэ, что не менее важно.
Даже если в начале звук будет получаться не таким чистым, как хотелось бы, помните, что со временем мышцы привыкнут. И вы сами не заметите, как овладеете этим сложным приемом.
Помните! Если у вас есть полноценный указательный палец на левой руке (у правшей), вы сможете научиться играть аккорды с баррэ на гитаре. Длина и размер в данном случае особо не играют роли. Поэтому с одинаковым успехом все получится как у взрослого мужчины, так и у хрупкой девушки или подростка.