что такое баранка в метро
Баранка (приток Малого Черемшана)
Водный реестр России | |
---|---|
11010000412112100005145 | |
Код бассейна | 11.01.00.004 |
Код по ГИ | 112100514 |
Том ГИ | 12 (выпуск 1) [1] |
Данные водного реестра
По данным геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов [3] :
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Баранка (приток Малого Черемшана)» в других словарях:
Шия (приток Малого Черемшана) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шия. Шия (овр. Юлдузский) Характеристика Длина 16 км Площадь бассейна 111 км² Бассейн Каспийское море Бассейн рек Малый Черемшан→Большой Черемшан→ … Википедия
Юхмачка — Характеристика Длина 13 км Площадь бассейна 56,5 км² Бассейн Каспийское море Водоток Устье … Википедия
Багана (река) — Багана (Баганка) Характеристика Длина 13 км Площадь бассейна 75,7 км² Бассейн Каспийское море Бассейн рек Большой Черемшан→Волга В … Википедия
Малый Черемшан — У этого термина существуют и другие значения, см. Черемшан (значения). Малый Черемшан Характеристика Длина 213 км Площадь бассейна 3190 км² Водоток Устье & … Википедия
Гарей — Характеристика Длина 18 км Площадь бассейна 156 км² Бассейн Каспийское море Бассейн рек Мараса→Малый Черемшан→Большой Черемшан→Волга … Википедия
Мараса — Характеристика Длина 40 км Площадь бассейна 385 км² Бассейн Каспийское море Бассейн рек Малый Черемшан→Большой Черемшан→Волга … Википедия
Шиятоша — Характеристика Длина 12 км Площадь бассейна 72,2 км² Бассейн Каспийское море Бассейн рек Шия→Малый Черемшан→Большой Черемшан→Волга … Википедия
Малый Черемшан (река) — Малый Черемшан тат. Кече Чирмешән Протекает по территории Татарстану, Ульяновской области Длина 213 км Площадь бассейна … Википедия
«Эдакие хлебные консервы»: как незамысловатое изделие, которым раньше кормили животных, стало любимым лакомством россиян
Максим Зиневич,
шеф-пекарь исторического музея «Калачная» в Коломне, разработчик уникальных рецептур выпечки, эксперт по хлебобулочным изделиям
Баранки — один из самых любимых и узнаваемых видов выпечки в России. Почти невозможно найти человека в нашей стране, который не любил бы уплетать баранки с чаем после сытного ужина. Еще в детстве эти маленькие хрустящие колечки были не только любимым лакомством — мы придумывали из них поделки, надевали на пальцы как украшения и использовали для игр. Я сам нередко представлял себя летчиком, который тянет за баранку, чтобы раскрыть парашют, или сооружал макет Солнечной системы, используя в качестве колец Сатурна хлебобулочное изделие.
Связать свою жизнь с небом или космосом мне, к сожалению, не удалось. Зато удалось связать ее с тем, что будет всегда приносить радость и пользу людям, — с хлебом. В процессе работы я интересовался историей хлебопечения и был удивлен, что баранки (или обваренки) пришли в русское меню гораздо позже, чем калачи и даже ржаной хлеб.
Фото: Яков Филимонов / Фотобанк Лори
Первое появление этих миниатюрных хлебобулочных изделий относят к XIX веку — географически оно связано с западными русскими землями и Польшей. Конкретного места, где появились баранки, по всей видимости, мы никогда не узнаем, однако нельзя не упомянуть о забавном факте: известный историк и знаток русской кулинарии Вильям Похлебкин писал, что в белорусской Сморгони в ХVIII веке ручных медвежат кормили баранками. Стоит ли делать вывод, что баранки изначально были кормом для животных? Или что баранки зародились именно в Сморгони? Это уже неизвестно.
Однако известно, что баранки, помимо Сморгони, распространялись во многих городах Белоруссии, тогда относившейся к Польскому государству. Это связанно с изобилием урожая зерновых в тот период времени, которое открывало умельцам, пекущим хлеб, место для фантазии. Воспользовавшись излишками хлеба, мастера создали изделие, которое не только подходило для перекуса, но и отлично хранилось. Благодаря малому содержанию влаги баранка могла лежать долгое время, не теряя своих вкусовых свойств, — эдакие хлебные консервы!
В те времена баранка пользовалась спросом у простых людей, без нее не обходилась ни одна ярмарка, ни один базар. Хлеб в каждом доме был признаком достатка, поэтому часто именно связка баранок подходила на роль украшения внутреннего убранства из-за своей простоты и долговечности.
Хочется немного рассказать и о рецепте. Готовят классические баранки из обварного теста (заготовки помещают в кипяток), поэтому их еще называют обваренки. Принцип приготовления баранок в дореволюционной России был следующий: из тугого теста делали жгут, большим пальцем зажимали один конец жгута, а другой конец оборачивали вокруг двух-трех пальцев и замыкали на конце. Отсюда и появилось выражение «баранки гну». Само название «баранка» — от глагола «баранить», то есть гнуть, сгибать. Известно, что сперва название изделия употреблялось только в единственном числе и только в мужском роде — «баранок», но со временем правила употребления слова претерпели изменения.
К счастью, уже в советский период появились тестомесильные машины, а вслед за ними и линии по производству баранок. Их изготовление перестало быть тяжелым ручным трудом, а в истории баранки начался новый виток — после Второй мировой войны она получила популярность и за рубежом. Так, известно, что в Финляндии баранка пользовалась популярностью у жителей лесных областей страны. Приобретя такую хорошую репутацию у финнов, баранка обзавелась собственной линией производства и в Стране тысячи озер.
В России по-прежнему чтят историю этого изделия, а в некоторых регионах даже открываются целые музеи, посвященные баранкам. Так, например, в небольшом городе Тутаеве Ярославской области существует уютный Музей баранки, который представляет целую выставку экспонатов, выполненных из хлебных колечек. Каждый из них создан руками местных пекарей и выглядит настолько аппетитно, что порой посетители отламывают кусочек, чтобы забрать домой.
Еще одно интересное место — Музей русского десерта, он расположен ближе к Москве, в Звенигороде. Он посвящен не только обваренкам, но и другим хлебобулочным изделиям. Посетители отмечают особую атмосферу этого места и ассоциируют ее с детством и бабушкиной дачей.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Москвич
Утренний коллапс в метро был вызван очередным прыгуном
Этим утром многие водители, спасаясь от восьмибалльных пробок, вызванных снегопадом, отказались от поездки на машине и спустились в метро. Но пассажиров синей линии ожидал неприятный сюрприз.
Интернет заполнили кадры огромных толп в вагонах и на станциях, особенно на традиционно загруженных «Парке победы», «Щелковской» и «Первомайской». Многие подумали, что дело именно в снегопаде и большом количестве пассажиров. Оказалось же, что на самом деле такой «подарок» москвичам сделал всего один человек.
Выяснилось, что на «Первомайской» под прибывающий поезд бросился 22-летний гражданин Киргизии. К счастью, он выжил, однако находится в тяжелом состоянии. Теперь его ожидает огромный штраф: почти час поезда не ходили в сторону центра, а в обратную — с огромными интервалами.
На самом деле непонятно, зачем люди вообще, чтобы покончить с собой, так часто выбирают метро? А в данном случае еще и в час пик? Чтобы напоследок испортить психику машинисту, да и людям доставить неудобства? (Хотя, наверное, не об этом думаешь в подобный момент.) Ну и про штрафы тоже есть вопросы. Одно дело, когда какой-то «умник» просто решает, например, прогуляться по тоннелю — там понятно, за что с него деньги брать. Но ведь если кто-то решает броситься под поезд, то ему нужна помощь, а не наказание…
UPD: Спасти мужчину не удалось, от полученных травм он скончался.
«Какая радость! Метро строится только в Москве!»: петербуржцев взбесила новость об открытии в столице сразу 10 станций метро
Они изливают свой гнев и злость в соцсетях.
А всего только с 2011-го было запущено 100 станций метро и МЦК. Московская подземка стала в 1,5 раза больше, количество действующих станций выросло до 281.
Сегодня пропаганда по всем каналам рассказывает об открытии участка БКЛ в столице России как о неком успехе. В реальности никого, кроме москвичей, эта новость не волнует. Мало того, эта сугубо внутригородская новость у жителей всей остальной России ничего, кроме раздражения, не вызывает и вызвать не может.
Россия — мировой лидер неравенства. На Земле почти нет других стран с таким разрывом между богатыми и бедными. При этом эти самые «богатые» — это не часть населения, и даже не слой или прослойка. Это буквально группа граждан, которая в полном составе уместится на большом футбольном стадионе. А почти все остальные в стране так или иначе — бедные.
В финансовом состоянии регионов страны — то же самое. Москва тратит совершенно неадекватные деньги. Если ментальный сепаратизм москвичей — тема дискуссионная, то в финансовом смысле столица живет совершенно в другом мире, чем вся остальная страна. И этот перекос так же несправедлив и не имеет никаких объективных причин или исторических предпосылок, как и разрыв между бедными и богатыми россиянами.
Такое положение вещей — следствие самодержавного, имперского по сути устройства государства. Ресурсы высасываются в столицу из тех мест в стране, откуда их еще можно высасывать. Далее власть раздает их регионам. При этом часть высосанного оседает в Москве.
Точно такая же схема работает и в отношении граждан. Государство высасывает из тех, кто создает богатство страны, и раздает всем остальным, по своему усмотрению, отдавая предпочтение военным и силовикам. При этом часть высосанного оседает у раздающих.
В 2018 году на строительство БКЛ планировалось потратить 389 млрд рублей за 4-5 лет. То есть, самое меньшее — около 78 млрд в год. Еще раз: только на один проект и только в метро. Весь бюджет Москвы — примерно 3 трлн руб. в год.
Для сравнения: в сентябре 2021 года правительство Петербурга пообещало ежегодно выделять по 50 млрд руб. на строительство метро в ближайшие три года. До этого было порядка 10 млрд руб. То есть 50 млрд — это еще бабушка надвое сказала, а 10 млрд — это реальность.
Вот и все приоритеты. И новость об открытии БКЛ их только выпячивает. Особенно эта новость взбесила петербуржцев. По вполне понятным причинам в северной столице метрополитен начал отставать от планов строительства в конце 1980-х, и с тех пор это отставание только росло.
Как уже сказано выше, Москва с 2011 года построила 100 станций метро и МЦК. В Петербурге за тот же период было введено 8. Восемь! Население Петербурга лишь в 2,8 раза меньше Москвы, а не в 13.
Вот как отреагировали петербуржцы на новость об открытии стразу 10 станций в столице…
Что такое баранка в метро
По просьбам трудящихся, а также тех, кто не горит большим желанием прочитать всю тему «Вопросы к машинистам и сотрудникам ММ» сделана тема, которая будет продолжаться пополняться Вашими вопросами и ответами знающих людей.
Вопросы:
1) какова максимальная допустимая скорость в ММ?
2) На каком участке она достигается?
3) Какой ПС самый быстрый?
4) Если поставить этот ПС на прямую длинную то до какой скорости он реально сможет разогнаться??
Ответы: 90 км/ч это конструкционная скорость, а МАКСИМАЛЬНО допустимая 80 (больше 80 ехать система АРС не позволит).При превышении скорости 80 км/ч АРС автоматически выдаёт команду на торможение. На линиях, где нет системы АРС (это АПЛ/ФЛ), можно конечно и 90 ехать, и 100, но официально это ЗАПРЕЩЕНО.И то только на составах типа Е, Еж. На Русичах тоже больше 80 не поедешь, там тоже при наборе скорости более 80 км/ч (даже 78 км/ч) также автоматически поступает команда на торможение.
Вопросы:
1) почему интервалы между поездами на ФЛ составляют от 3 до 8 мин даже в час пик?
2) почему поезда в обе стороны стоят на Студенческой, даже если перерыв к моменту подхода поезда уже мин 5 и горит зеленая улица?
Ответы: станция Кунцевская стала конечной и на ней самооборот по станции. Соответственно пока происходит оборот состава никто с ФЛ на Кунцевскую заехать не может (путь-то один). Отсюда и интервал.
На Студенческой стоят именно из-за Выставочной. Впереди идущий с Выставочной едет, вот диспетчер и даёт выдержки сзади идущим
Вопрос: почему, когда человек падает под поезд, движение останавливают и достают труп прям из-под поезда. почему бы не отогнать поезд в туннель, и спокойно убрать тело с путей?
Ответ: Вообще-то человек под составом может ещё живым оказаться, не приходило в голову? А ты можешь тронуться с места, а он там под составом и пытаясь вылезти уже на рельс налёг. вот ты тронулся и перерубил его. Причём мог предотвратить, и тогда уже будут судить! Человеческая жизнь важнее графика.
Вопрос: отключают ли КР ночью в ММ?
Ответ: напряжение снимается, в туннеле куча людей работает.
Вопрос: зачем щетки снизу на эскалаторах? Моё мнение, чтобы люди между движущимся полотном и неподвижной частью чего-нибудь из конечностей не засунули. Это так?
Ответ: Да. Абсолютно правильно!
Вопрос: на самом ли деле зарплата у машинистов на разных линиях разная? Судя по объявлениям в вагоне о работе в метро, на каждой линии свои цифры фигурируют.
Ответ: Да, немного разная. Различается не очень сильно, но все-таки разная.
Вопрос: как часто пользуются оборотом на Нагорной?
Ответ: На перегоне «Нагатинская» — «Нагорная» расположен пошерстный съезд, используемый для оборота составов в случае неисправности на линии и для служебных перевозок в ночное время.
Вопросы: 1) Если состав едет медленно, то на проводах, которые вдоль всего тоннеля с довольно большой частотой лежат пивные бутылки. Это пассажиры такие меткие или путейцы такие весёлые?
2) Есть ли у вагона грузоподъёмность – т.е. есть ли предел массы, больше которого он взять не может? Ну и сколько теоретически человек можно впихнуть в вагон, при этом каждый впихнутый стоял на обеих ногах?))))
3) На какую нагрузку рассчитаны новые турникеты? то есть если на турникет движется тело со скоростью 10 км в час, то какая должна быть масса этого тела, чтобы оно спокойно открыло закрытые створки турникета?
Ответы: 1) Никаких частых пивных бутылок нет, мне из кабины виднее. Бывают только иногда, и путейцы тут не причём, пассажиры из вагонов выкидывают. Плюс из составов иногда выставляют машинисты на ночной расстановке.
2) В час-пик максимальная загрузка около 250 пассажиров
3) А это уже вопрос к физикам. Не умею решать задачи на скорость и массу тела)))
Вопрос: Если машинисту станет плохо во время движения, например, с сердцем что-то или приступ, есть ли системы какие, которые смогут сами остановить поезд на станции? (рассматривается случай, когда помощника не было рядом).
Ответ: Просто при превышении скорости (а оно рано или поздно наступит) состав остановит АЛС-АРС. Ну или на крайний случай, если уж совсем хреново, то при проезде запрещающего сигнала скоба автостопа (красненькая скоба около светофора поднимается, если светофор имеет запрещающее показание) заденет скобу срывного и состав остановится. Ничего держать или нажимать не надо. Никаких кнопок и педалей. Они предназначены совсем для другого.
Педаль нужна, чтобы можно было ехать со скоростью не выше 20 по некодируемым участкам путей (депо и парковые, к примеру) или под запрещающую частоту. Также на большинстве машин ее нужно держать нажатой при следовании с отключенной АРС, есть машины, где ее нужно нажимать при следовании на резервном пуске. Ну и еще в некоторых нештатных ситуациях, в зависимости от типа АЛС-АРС
Вопрос: На перегоне между Царицыно и Кантемировской, поезд, отъезжая со станции сначала еле крадется, а потом сильно разгоняется. Чем объясняется черепашья скорость в начале?
Ответ: Там проблемный участок, может подтопить, поэтому скорость ограничена. Если интересно, то можно более подробно почитать, например, здесь: http://metro.molot.ru/crash_zamoskv.shtml
Вопрос: какая система пожаротушения/оповещения есть в поезде? И как она выглядит?
Ответ: ИГЛА. Выглядит очень просто: обычная коробочка размером чуть больше модема, с дисплеем, который выдаёт разные непонятные надписи и несколько кнопочек на ней ещё есть. И красный индикатор, который по идее должен загореться при пожаре.
Вопрос: а что значит металлический треугольник с буквой «Т», прикрепленный между рельсами на станции? Например, на Пушкинской.
Ответ: это место начало применение экстренного тормоза, если машинист не успел применить служебное торможение.
Вопрос: допустим имеем 2 станции. На перегоне между ними 3 светофора. По какому принципу было распределено расстояние между ними? то есть 1 в 50 метрах от одной станции, следующий еще в скольких-нибудь…
Ответ: расстояние между светофорами должно быть не менее расчетного тормозного пути при полном служебном торможении с максимально разрешенной на этом участке скорости.
Вопрос: переключение светофора происходит, насколько я понимаю, за счет замыкание цепи составом. Что из себя представляет то, что замыкается, и, на каком расстоянии располагается ЭТО)) от самого светофора?
Ответ: ОНО называется изолирующим стыком, находится обычно у светофоров. Может быть вынесено за него или перед ним
Вопрос: что значит прямоугольник между рельсами на станции? на Тверской такой прямоугольник с надписью «177с».
Ответ: этот прямоугольник означает номер то ли рельсовой цепи, то ли изостыков, одно из двух.
Вопрос: иногда в вагоне из-под пола начинает слышаться рёв и пол начинает слегка вибрировать. Через 1-2 станции смолкает.
Ответ: мотор-компрессор. Компрессора периодически включаются, чтобы пополнить запасы сжатого воздуха (при торможении, отпуске тормозов, открытии, закрытии дверей. да и вообще почти все контакторы работают от сжатого воздуха).
Вопрос: 1) стрелка на перегоне Чертановская-Южная «связана» с загорающейся табличкой на Чертановской «Депо». Посему вопрос: стрелка в депо является полуавтоматической? Кто и когда переставляет её и не получится ли так, что какой-то из вагонов не успеет заехать на ветвь и сойдет с рельс.
Ведь как я понимаю, тот же самый заезд в депо Замоскворецкое виден даже со станции: повернул поезд направо и можно стрелку переключать на прямое движение до Каховки. А стрелка в ТЧ-8 находится на перегоне. И камер там нет (наверное). Или же просто когда поезд доезжает на определённого светофора по ветке в депо происходит изменение стрелки? или через доклад машиниста о достижения определённой таблички? Каков алгоритм?
2) Понятно, что при обычном заезде Русичей в ТЧ-8 (в неправильном направлении на перегоне Южная-Чертановская), стрелку переводят в положение «выезда из депо» и поезд себе преспокойно заезжает в депо.
А вот когда обычный номерной выезжает из депо, стрелка переключается от движения по рельсам поезда (как, например, трамвай делает) или же она автоматическим переключается?
Ответ: в метрополитенах применяются железнодорожные устройства автоматики. Стрелочным переводом можно управлять как со станционного пульта, который установлен в помещении поста телеуправления, так и с пульта поездного диспетчера линии (центральный диспетчерский пункт метрополитена). На пультах (или на мониторах компьютеров) отображается положение стрелочных переводов, свободность или занятость путей (пути разделяются на множество отдельных участков, называемых секциями (на станциях) или блок-участками (на перегонах)), а также показания полуавтоматических светофоров.
1 и 2.) Стрелки управляются дежурной по станции или поездным диспетчером. Причём стрелку можно перевести отдельно, с помощью специального рычажка, а можно задать маршрут, тогда при свободности пути, стрелки входящие в него переведутся сами, и одновременно откроются светофоры.
Вопрос: а почему когда русич начинает тормозить (или когда начинает разгоняться) слышно не сильное «пищание»?
Ответ: звук этот, похожий на писк, возникает при работе модуля силового инвертора во время разгона и электрического торможения. Инверторы стоят на поездах с асинхронным приводом, работающих на постоянном токе (в Москве это «Русичи» и «Яузы» 81-720.1/721.1).
Вопрос: если держать двери в поезде, то можно держать только одну дверь, вторая не закроется! Почему?
Ответ: просто одна дверь ведущая, а вторая ведомая. Та, что ведомая, движется от цепи (по типу как на велосипеде) от ведомой, которая, в свою очередь, приводится в движение от прямодействующего пневматического цилиндра.
Вопрос: большие железные двери с таким большим замком-рулем. а рядом заложенные кирпичами ниши. интересно, что такое?
Ответ: речь о гермоворотах и маховике для ручного закрытия.
Вопрос: что такое головка рельса?
Ответ: головка рельса-верхняя часть рельса, по которой ездят колеса, излом серьезная штука, походу дела на таком изломе был сход срельсов на перегоне Владыкино-Отрадное
Вопрос: во сколько отправляются первые и последние поезда от конечных станций?
Ответ: в 1:03 со всех конечных.
Вопрос: что означает знак «С» на выезде со станции?
Ответ: у этого знака машинист обязан подавать оповестительный сигнал (один длинный гудок) при включенном в тоннеле освещении
Вопрос: что за красная балка на путях, как я понял это срывной, объясните, как работает?
Ответ: красная балка. очень похоже на скобу автостопа, она вроде бы красная, работает просто, при красном огне или красный с желтым скоба поднимается вверх и если состав проедет на запрещающий светофор, то срывной клапан заденет за скобу, и поезд затормозит, при желтом, ЖЗ, зеленом скоба опускается. Срывной клапан только на первом вагоне, а на последнем он с другой стороны, на остальных вагонах он, скажем так, «заблокирован» или вовсе снят
Вопрос: зачем на Партизанской и Полежаевской по три пути?
Ответ: еще до войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного стадиона и, чтобы исключить давку на платформах после окончания массовых спортивных мероприятий, на станции построено три пути. Но, по ряду причин, строительство стадиона было заморожено.
На Полежаевской 3 пути из-за того, что когда то планировалось ответвление в строну «Серебряного» бора.
Вопрос: что значит звонок, который иногда раздается на станциях?
Ответ: это значит дежурную по станции к телефону вызывают.
Вопрос: зачем нужны опилки, разве это не мусор?
Ответ: мусор напоминает опилки, потому что это и есть мокрые опилки для сбора пыли
Вопрос: 1) почему машинист после подмены всегда ждёт пока его состав не уйдёт в туннель, т.е. раньше не уходит
2) почему маневровые машинисты не садятся на сиденье, а стоят, когда состав уводят в тупик
Ответ: 1) машинист должен прослушать состав на предмет посторонних звуков (ползуны, утечки воздуха и т.п.)
2) под запрещающее показание светофора машинисту запрещается занимать рабочее место, а помощнику входить в кабину. Ещё проверить, есть ли маневровый машинист в кабине, если это маневры, ну и работу красных хвостовых огней.
Вопрос: какую мощность имеют лампы накаливания, установленные в тоннелях?
Ответ: аварийное освещение от рабочего отличается, прежде всего, назначением и яркостью освещения:
— рабочее освещение включается на период производства работ ночью. При этом светильники по разным сторонам тоннеля запитаны от разных секций шин на подстанции;
— аварийное освещение обеспечивает минимально необходимую приемлемую освещённость тоннеля (например, для вывода пассажиров из сломавшегося поезда). Запитано от аварийной секции шин (может питаться как от I, так и от II секций шин подстанции, при необходимости может быть автоматически переключено на питание от аккумуляторных батарей).
Также от аварийного освещения запитано освещение камер съездов.
Обычно днём в случае крайней необходимости включают только аварийное освещение, ночью и то и другое.
На старых участках лампы накаливания запитаны напряжением 127 В, на вновь строящихся 220 В. Мощность лампочки обычная, 60 Вт, 100 Вт.
Вопрос: для чего на каждой станции вдоль стены (напротив платформы) натянут что-то вроде троса
Ответ: это волновод поездной радиосвязи. Он вообще вдоль всей линии тянется по каждому из путей и на станции и в тоннеле
Вопрос: на станции Тургеневская в сторону Медведково на стене висят какие-то «фонарики». При отправлении поезда они загораются на 15-20 секунд, затем гаснут.
Ответ: фотоэлемент. Контроль удаления поезда. Предназначена для ускорения открытия входного светофора. Разработка старая, поэтому сейчас себя в принципе изжила, и на многих линиях не используется. Используется лишь на ТКЛ, КРЛ и где-то ещё.
Вопрос: что за светофоры продвижения? перед станцией?
Ответ: светофоры продвижения ставят на конечных станциях на первом и втором станционных путях для расстановки составов (если они вмещают более одного состава). Постоянно горят красным, имеют ПС. Звуковая сигнализация используется, когда маршрут вручную задают, а не на автодействии
Вопрос: В Русичах чего-то щёлкает, иногда по очереди щёлкает, предположительно в районе дверей вдоль вагонов.
Ответ: хлопают не кондиционеры, а Система Вентиляции и Отопления Салона (СОВС). С таким хлопком закрываются жалюзи вентиляции, и воздух начинает обогреваться и циркулировать по салону. Вот только управляется это климат-контролем, а не из кабины машиниста. В кабине только включаем тумблер СОВС.