что такое аурат в исламе у мужчин
Что является авратом у мужчин?
У аврата мужчины есть несколько уровней:
1. Аврат по отношению к самому себе. В этом случае человек не имеет права быть полностью голым без причины. Он должен прикрыть хотя бы половые органы.
2. Аврат человека, когда он совершает намаз или находится рядом со своими махрамами. Авратом является участок тела между пупком и коленом: от нижнего края пупка (пупок не входит в аврат) до колена (коленная чашечка не входит в аврат). Если эту область не прикрыть, то намаз не принимается. Но это не значит, что мужчине нужно совершать намаз в шортах. Желательно закрыть тело полностью, кроме лица и кистей рук.
3. Аврат рядом с посторонними женщинами. В этом случае все тело и волосы мужчины являются авратом. Без объективной причины мужчина не имеет права показывать какую-либо часть своего тела, поэтому, выходя на улицу или находясь дома в присутствии не махрамов, необходимо носить рубашки с длинными рукавами, брюки и головной убор, а не футболки и шорты.
4. Аврат наедине с супругой. В этом случае нет аврата, можно полностью обнажаться.
По материалам видео «Аурат мужчины. Детальный разбор вопроса».
ИНФОГРАФИКА
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Аврат: кто грешнее, смотрящий или показывающий?
Предписания религии предусматривают гармоничное существование человека в обществе. Если все люди будут исполнять эти предписания, в обществе не будет нарушения прав, и никто из его членов не будет чувствовать себя униженным.
Одним из предписаний Всевышнего, которое сохраняет общество от многих смут, является веление не смотреть на чужой аврат, а также закрывать свой аврат от чужих глаз. Соблюдение этих правил относительно аврата мужчин и женщин особенно актуально в жаркое время года.
Что такое аврат?
Аврат – это те части тела человека, которые он должен скрывать от других. К аврату относятся все части тела, обнажение которых, как правило, вызывает стыд у нормального человека. Поэтому Всевышний Аллах повелевает нам скрывать свой аврат от посторонних глаз, а также потуплять взор, чтобы не видеть аврат других людей.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ۚ ذَٰلِكَ أَزْكَىٰ لَهُمْ ۗ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا
(смысл): «Скажи, о Пророк, верующим мужчинам, пусть они опускают свои взоры (пусть не смотрят на чужих женщин, которые им не махрамы, ибо это сеет страсть в сердцах, а страсть часто приводит к печали), и пусть берегут свои половые органы (от прелюбодеяния и от оголения); это – чище для их сердец. Поистине, Аллах сведущ в том, что они делают, и ничего для Него не остаётся скрытым!
И скажи, о Пророк, верующим женщинам, пусть они опускают свои взоры (от того, на что им не дозволено смотреть) и берегут свои половые органы [от прелюбодеяния и аврат от оголения], и пусть не показывают (посторонним мужчинам) свою красоту, кроме того, что видно (лицо и кисти рук)». («Сафват ат-тафасир», сура Ан-Нур: 31)
Аврат мужчины и женщины меняется в зависимости от того, кто может его видеть. В основном различают пять уровня аврата:
1. аврат человека по отношению к самому себе;
2. аврат человека, когда он совершает намаз;
3. аврат рядом со своими махрамами;
3. аврат рядом с посторонними женщинами (мужчинами);
4. аврат наедине с супругой (супругом).
Если более подробно остановиться на этом вопросе, можно сюда добавить ещё несколько уровней. Однако тема нашей статьи касается только аврата рядом с посторонними мужчинами (женщинами), следовательно, у нас нет необходимости в таком подробном разъяснении.
Повеление отвернуть свои взоры от аврата других и не оголять свой было предписано верующим ещё в ту эпоху, когда люди не обнажали откровенно своё тело, если не считать некоторых исключений. Иначе говоря, по сравнению с современными реалиями люди того времени одевались более чем скромно. Что же касается сегодняшней одежды, то большинство людей, за исключением верующих, абсолютно не заботятся об этом. Они полностью потеряли чувство стыда и чести. То, что раньше считалось мерзостью, для них стало нормой жизни и даже гордостью.
Так как эта проблема распространена повсеместно и приняла массовый характер даже среди верующих, которые соблюдают религиозные предписания и сохраняют общечеловеческие ценности, очень трудно в совершенстве соблюдать предписания, связанные с укрытием аврата.
Когда что-то происходит повсеместно и вдобавок к этому идёт массовая пропаганда против укрытия аврата и других религиозных ценностей, человеческая бдительность снижается.
Дело доходит до того, что даже соблюдающие мусульмане со временем привыкают к этому явлению и перестают обращать внимание на аврат посторонних людей, говоря, что испытывают к ним абсолютное равнодушие. Вследствие такого, мягко говоря, небрежного отношения к этой проблеме возникает смута, ибо обнажённый аврат представителя противоположного пола возбуждает страсти.
Однако запрет на оголение аврата предписан Всевышним не только с целью предотвращения низменных желаний, которые зачастую приводят к греху. Укрытие аврата является показателем воспитанности и высокого статуса человека, которого Всевышний Аллах создал в прекраснейшем облике и гармоничных пропорциях, прямоходящего, со слаженно работающими органами.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ
(смысл): «Ведь Мы сотворили человека в прекраснейшей форме, с самыми красивыми и совершенными качествами – гармоничный вид, прямохождение, пропорции между частями тела – и дали ему знания и разум, ум и здравый смысл, речь и воспитание». («Сафват ат-тафасир», сура Ат-Тин: 4)
Искренний верующий никогда не искусится запретным, даже если все вокруг будут грешить, считая это допустимым. Даже если все вокруг будут ходить обнажёнными, у него есть выбор: потупить свой взор и не смотреть на запретное.
Что касается нашего вопроса, кто грешнее: смотрящий или показывающий, то он чаще всего возникает у тех, кто старается переложить ответственность за свой грех на других. Человек задаёт этот вопрос, намекая, что он не виноват, раз грешат другие. Он думает: «Разве я виноват, пускай не смотрят!» или «В чём моя вина, если они ходят перед моими глазами?»
На эти и подобные вопросы можно ответить хадисом, который указывает на тяжесть греха и тех, и других. От Аль-Хасана аль-Басри (да будет доволен им Аллах) передаётся:
بَلَغَنِي أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: لَعَنَ اللهُ النَّاظِرَ والْمَنْظُورَ إِلَيْهِ
«До меня дошла весть от сахабов, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах проклял смотрящего, который смотрит преднамеренно и добровольно, а также того, на кого смотрят, без уважительной причины и принуждения»». (Байхаки, «Шуаб аль-иман», 7399)
Иначе говоря, пока люди будут смотреть на запретное и не отводить взор, показывая своё несогласие, будут те, кто показывает запретное, и этот грех станет восприниматься как норма и распространится повсеместно.
Из этого мы понимаем, что смута относительно аврата берёт своё начало в бесстыжих глазах. Потому что, пока будут те, кто не стыдится смотреть на запретное, будут те, кто не постыдится и показывать. Но это никак не облегчает грех и не снимает ответственности с тех, кто показывает.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Аурат
Аура́т, авра́т – определенная часть тела, которая должна быть прикрыта в присутствии чужих людей (тех, с которыми потенциально разрешено вступать в брак), при совершении намаза и при чтении Корана в оригинале (на арабском языке).
Аурат у мужчин — от пупка до колен включительно.
Аурат у женщин — все тело, кроме лица, кистей рук и стоп ног. Ученые-ханафиты не относят к женскому аурату стопы, однако из-за существования других позиций по данному вопросу, чтобы быть полностью уверенной в прикрытии собственного аурата, лучше при выполнении молитвы-намаза надевать носки. Перед близкими родственниками-мужчинами (махрамами) могут быть открыты руки, волосы, шея, голень и уши. Друг перед другом для женщин допустим такой же аурат, как у мужчин (от пупка и до колен включительно).
Запрещено смотреть на аурат других, как мужчин, так и женщин.
Аурат может быть открыт перед супругой (супругом) и некоторыми близкими родственниками. Нет необходимости соблюдать аурат при совершении малого омовения.
Если аурат во время совершения молитвы-намаза случайно оголился, молящийся должен сразу прикрыть оголившуюся часть тела. Если это произошло по вине верующего (например, выбрана одежда, которая задирается при совершении поклонов и оголяет поясницу) и / или повторилось в одном намазе несколько раз, то молитва становится недействительной и ее необходимо совершить повторно.
Обнажение аурата при лечении или по иной необходимости
Женщине лучше проходить лечение/проходить медкомиссию у врачей-женщин, а мужчине – у врачей-мужчин, но если такой возможности нет, то допустимо обращаться к врачам противоположного пола и обнажать перед ними аурат в случае медицинской необходимости. Также в целях лечения женщина может дотрагиваться до постороннего мужчины, а мужчина – до посторонней женщины.
Детский аурат
Аурат детей отличается от аурата совершеннолетних:
– у маленьких детей до 4 лет аурата нет
– c 4 лет до возраста совершеннолетия (полового созревания) необходимо прикрывать половые органы.
Совершеннолетие в исламе наступает не в 18 лет, а с половым созреванием, которое зависит от физического развития человека. Мальчики достигают совершеннолетия в возрасте 12-15 лет, а девочки – в 9-15 лет. Если у человека еще не появились признаки совершеннолетия до 15-ти лунных лет (примерно 14,5 лет по солнечному календарю), то он считается мукалляфом с этого возраста и обязан полностью покрывать аурат.
Аврат мужчины в шафиитском мазхабе
В настоящее время многие обсуждают аврат женщины. И не секрет, что в шафиитском мазхабе авратом женщины при посторонних людях является все её тело. Да, есть учёные, которые дозволяли обнажать лицо и руки, но это не указывает на обязательность обнажения их.
Мусульманка должна стараться, насколько возможно, сохранять себя от взора посторонних мужчин. Мужчина, вне зависимости от вероисповедания, не будет равнодушен к тому, чтоб его мать, сестру, жену рассматривали посторонние.
О причине того, что в последнее время женщины потеряли стыд и открывают свой аврат, пишет имам аль-Газали в своей книге «Ихья»: «Женщина не теряет стыд, пока мужчина не потеряет реакцию на потерю стыда».
Говоря о запрете обнажения тела женщинам, мужчины забыли, что им также запретно показывать свои части тела. В данном материале мы, с соизволения Аллаха, приведем наиболее авторитетное мнение шафиитского мазхаба относительно аврата мужчин.
Передается от Умм Саламы, что она была с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Маймуной. Она сказала: «Пока мы были с ним, подошел ибн Умм Мактум. Это произошло уже после того, как нам было приказано соблюдать внешнее покрывало (хиджаб). Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Покройтесь перед ним». Я спросила: «О, Посланник Аллаха, разве он не слепой и может видеть и узнать нас?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разве вы слепые и не видите его?»
В книге «Нихаяту Зайн» написано: «Аврат мужчины делится на три части:
1. Область тела между пупком и коленями – это аврат в намазе, даже если намаз совершается в одиночестве, также перед мужчинами и женщинами из числа махрамов.
2. Половые органы– это его аврат в уединении.
3. Все тело и волосы, даже обрезки ногтей – это аврат перед посторонними женщинами, это означает, что не дозволено женщинам смотреть ни на что из тела постороннего мужчины. Если мужчина узнает, что женщины будут смотреть на его аврат, то он обязан закрыть его. Мы не говорим, что лицо мужчины для женщин является авратом подобно лицу женщины для мужчин. Нет, лицо мужчины по отношении к женщине такое же, как лицо амрада по отношению к мужчине: если взгляд вызывает у женщины страсть, то запрещается смотреть на него, а если нет фитны, то нет необходимости его закрывать, так как на протяжении всего времени мужчины открывали лица, а женщины закрывали. Если бы лицо мужчины было таким же авратом, как и у женщины, то им повелели бы закрывать его или же запретили выходить на улицу без нужды в этом».
На три вышеперечисленные части аврат делит не только этот имам, но и другие учёные шафиитского мазхаба, как, например: имамы Байджури, Буджайрами и учёный из Дагестана Мухаммад Тахир аль-Карахи.
В книге «Фатху аль-Аллам» написано: «Если мужчина знает, что посторонняя женщина будет смотреть на него, то ему нельзя это допускать. Ему обязательно следует закрыть от её взора всё тело, включая лицо и кисти рук. Так сказали имамы Зияди, Рамли, как об этом написано в книге «Буджайрами аля аль-Хатиб»».
Имам Курди привёл с книги «Тухфат аль-Мухтадж»: «Если женщина через окно смотрит на мужчин, и не перестаёт это делать даже после запрета своего мужа, то он обязан закрыть окно; (если он знает, что она умышленно смотрит на него)».
Подобное этому мы можем прочесть в «Нихаят аль-Мухтадж» от имама Ибн Абдус-Саляма.
Имам Рафии, да смилуется над ним Аллах, посчитал достоверным мнение о дозволенности женского взора на всё тело мужчины, кроме области тела между пупком и коленями, если нет вероятности попадания в фитну (полового влечения) и взгляда со страстью. Потому что все тело, за исключением участка между пупком и коленями, не является для неё авратом.
Но его опроверг имам Рамли, да смилуется над ним Аллах, следующими словами: «В хадисе не говорится, что она смотрела на их лица и тела, но имеется в виду: она смотрела на их игру. И из этого не вытекает, что она умышленно смотрела на их тела, и если её взор попал бы на них ненамеренно, то она бы отвела его сразу, или, возможно, это было до ниспослания аята о хиджабе».
Если женщина побоится впасть в фитну или же посмотрит со страстью, то это уже запретно.
В книге «Фикху Манхаджи» написано: «Авратом мужчины в намазе является то, что находится между пупком и коленями, и он обязан прикрывать эту часть тела в намазе.
Всевышний Аллах говорит:
وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ
Смысл: «Скажи (О, Пророк!) верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и, оберегая своё целомудрие» (сура «ан-Нур», аят 31).
Из всего выше сказанного становится понятным, что мужчине запрещено обнажать своё тело перед посторонними женщинами. Да, есть мнения учёных, которые говорят, что авратом мужчины перед посторонними женщинами является область тела между пупком и коленями. Но эти слова не указывают на то, что мужчина должен обнажать своё тело. В наше время мы видим, как молодые ребята, даже имеющие определённые шариатские знания, носят футболки или рубашки с короткими рукавами, рубашки в обтяжку, бриджи почти до колен. Наше время – это время фитны, в котором мы должны сохранять себя и своих близких. Мы не должны уподобляться не мусульманам, которые теряют чувство стыда. Закрывайтесь сами и закрывайте своих жён!
Муса Багилов
Передали Абу Дауд (№4112) и ат-Тирмизи (№2778), ат-Тирмизи сказал: хадис «хасан, сахих».
Мухаммад ан-Навави аль-Джави, «Нихаяту Зайн», 48 стр.
Махрамы – это близкие родственники, между которыми брачная связь недопустима и чье прикосновение не портит омовения.
Аурат
Аурат / аврат (араб. عورة — слабое незащищенное место, половые органы) — часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми. Для мужчины и для женщины аурат отличается, также при определенных обстоятельствах мужчины и женщины могут показывать свой аурат.
Для женщины
Аурат женщины можно подразделить на следующие виды:
Во время намаза
Во время молитвы у женщины должны быть закрыты все части тела, за исключением:
Аурат молящейся должен быть закрыт вне зависимости совершает или она молитву коллективно или в одиночестве, при свете или в темноте.
Единогласны ученные в том что:
Разногласие ученых:
Кисти рук и нижняя часть ступни ног в молитве, можно открывать их или нет, примыкают ли они к лицу как аврат в молитве и смотр, или аврат смотра только, или не то и не другое.
В одиночестве
Согласно ханафитскому мазхабу, необходимо (ваджиб), а по другому мнению, желательно закрывать область от пупка до колен, даже находясь в уединении, но все же стоит заметить, что прикрывавшие своей наготы в уединении является предпочтительным, но не обязательным.
Исключения составляют случаи, когда женщина обнажает аурат по необходимости, например, чтобы принять душ, сходить в туалет или переодеться.
Перед мужем
Супругам дозволено смотреть на любые части тела друг друга, то есть перед мужем для жены не существует аурата. Дозволено супругам также принимать совместно душ, исходя из нижеприведенного хадиса мусульманские ученые сообщают, что мужу и жене можно смотреть на половые органы друг друга:
Ложные и слабые хадисы об аурате жены перед мужем
Данные хадисы нельзя распространять, также как и придерживаться их в своей практике, противореча сунне Пророка ﷺ.
Перед посторонними мужчинами
Часть мусульманских ученых, считает что женщине надо закрывать полностью свое тело, включая кисти рук и лицо от посторонних мужчин, но если есть фитна, то женщине желательно или обязательно закрываться полностью. Также необходимо учитывать обычаи и традиции общества, в котором проживает мусульманка, если в определенной местности или регионе женщины покрываются полностью, одевая никаб, либо паранджу, то мусульманке также необходимо покрыться полностью, чтобы не выделяться среди людей. Если же в обществе принято носить только хиджаб, то мусульманка должна смотреть на свои обстоятельства и стараться не выделяться своей одеждой, привлекая внимание посторонних мужчин, но также не переходя границы запретного в нормах мусульманской женской одежды (закрыв основной аурат, кроме кистей рук и овала лица, не одевая обтягивающую фигуру или прозрачную, либо привлекающую внимание одежду).
Перед махрамами-мужчинами
Исходя из этого 31 аята суры Ан-Нур, ученые единогласны в том, что женщина не обязана скрывать от махрамов те места, которые обычно показываются в домашних условиях. Однако их мнения разошлись при определении этих мест:
Перед махрамами-мужчинами не мусульманами
Мусульманка может открывать свой аурат перед своим отцом, братом, дядей и другими махрамами не мусульманами по тем же условиям, что и с махрамами мусульманами.
Однако ей запрещено открывать свой аурат перед махрамами не мусульманами, если:
Перед мусульманками
Авратом женщины перед мусульманкой является часть тела между коленом и пупком. Женщине разрешается смотреть на остальные части тела при отсутствии опасности искушения. По мнению имама Абу Ханифы, аврат женщин между собой подобен аврату женщины при махраме и женщинам запрещается смотреть на живот и спину друг друга.
Перед женщиной не мусульманкой
Исходя из нижеприведенных доводов, можно сделать вывод, что мусульманке без необходимости не следует открывать свой аурат перед женщиной-немусульманкой, который находится от груди до колен и разрешено не скрывать те части тела, которые обычно не скрывают женщины в домашних условиях перед мусульманками или махрамами-мужчинами (голову, волосы, шею, руки, плечи, ноги до колен).
Согласно мазхабу Абу Ханифы, достоверному мнению Шафиитов, некоторых ученых Маликитов и в одном из преданий от имама Ахамада авратом мусульманки перед немусульманкой считается все тело, кроме тех частей, которые выявляются обычно при работе и в домашних условиях. При этом они ссылаются на аят: «…и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей…или своих женщин» (Коран 24:31) Свои женщины в этом аяте распространяется только на мусульманок, так как в обратном случае было бы сказано просто женщины.
Имам Куртуби приводит, что это мнение большинства предшественников, и это мнение Ибн Аббаса, Муджахида и Ибн Джарира. Приводится что Умар ибн аль-Хаттаб написал Абу Убейде: «До меня дошло, что женщины ахлу зимма заходят в общие бани с мусульманками. Запрети им это делать. Поистине такой женщине не дозволяется видеть наготу мусульманки».
Этот запрет еще объясняется тем, что неверующая может описать красоту и тело мусульманки своему мужу или кому то другому, что делать недопустимо и запрещено мусульманкам.
Некоторые Маликиты и некоторые Шафииты считают за аврат в этом вопросе все тело женщины кроме лица и кистей рук.
Перед несовершеннолетними детьми
Если ребёнок достиг возраста, позволяющего различать женские красоты, то по мнению ханбалитов и некоторых шафиитов, он приравнивается к махраму и ему разрешается смотреть на то, что разрешено махраму.
Аурат мужчины
В аврат мужчины входит область тела от колен до пупка — эта часть тела должна быть закрыта от других мужчин.
Аурат в Коране
«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят.
Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете» (сура Ан-Нур (Свет), 30-31 аяты).
«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура Аль-Ахзаб | Союзники, 59 аят).