что такое аукцион и тендер
Что такое тендеры и аукционы? Различия, основанные на целях и предметах торгов, форме и порядке проведения
При организации закупок в рамках контрактной системы по 44-ФЗ и закупок отдельными юрлицами по 223-ФЗ заказчики часто сталкиваются с такими терминами, как «тендер» и «аукцион».
Понятие тендера и аукциона
Действующее законодательство не содержит понятия «тендер», хотя оно широко употребляется на практике. С учетом контекста, где используется понятие тендера, под ним можно понять любую конкурентную процедуру, которая проводится государственными заказчиками и частными организациями.
Также под тендером понимается конкурентная процедура. Победителем в закупке становится лицо, которое соответствовало всем требованиям заказчика и смогло предложить наилучшие условия исполнения обязательств. Данное понятие очень близко по значению термину «конкурс» по 44-ФЗ. Понятие тендера применяют и по отношению к неконкурсным процедурам: таким, как запросы цен, предложений и котировок.
Понятие аукциона содержится в Гражданском кодексе и 44-ФЗ. На основании положений Гражданского кодекса под аукционом понимается форма торгов по реализации имущества, в котором побеждает лицо, предложившее наибольшую цену. Применительно к контрактной системе в аукционе выигрывает лицо, которое смогло предложить наименьшую цену.
Основные различия между тендером и аукционом
Общей чертой тендера и аукциона является то, что они выступают формой конкурентного или рыночного состязания между участниками за право подписать договор с заказчиком. Победитель закупки определяется по результатам сбора комплекта документов, которые поступают от потенциальных участников с учетом требований закупочной документации. Форма проведения закупки выбирается заказчиком с учетом принципа наибольшей эффективности.
Но при закупках через тендер и аукцион фигурируют разные предметы закупок. При тендерах стандартно закупается сложный предмет (например, технологически сложные товары или работы либо эксклюзивная и инновационная продукция). Его сложно оценить в рублевом эквиваленте, в штуках или в весовых параметрах. Например, через тендер могут закупаться работы по созданию крупного промышленного объекта. Очевидно, что такие работы может выполнить только компания с уникальным опытом и крупными мощностями, поэтому выбор подрядчика с опорой только на ценовые параметры в этом случае не представляется возможным.
Отличительной особенностью аукциона является то, что его предмет поддается четкому количественному измерению и денежной оценке. При этом цена в рамках аукциона является единственным критерием, который позволяет выбрать победителя.
Форма и порядок проведения торгов
При проведении торгов через тендер каждая заявка оценивается одновременно по нескольким критериям. Например:
Каждому критерию придается определенный удельный вес в зависимости от специфики закупки. В ходе заседания комиссии по закупкам она суммирует оценки участников по всем критериям и определяет победителя.
Обычно проведение тендера предполагает разработку масштабной тендерной документации, в которой регламентируются требования к участникам и перечень предоставляемых документов. От участника запрашивают внушительный комплект сведений, включая свидетельства СРО, бухгалтерские и финансовые документы, справки об отсутствии задолженности и пр.
Аукционы проводятся на специализированных электронных площадках. Для участия в аукционе не нужно внушительного комплекта документов: обычно достаточно предоставить согласие исполнить конкретную работу или оказать услугу, а также сведения по предмету закупки.
Сущность аукциона состоит в том, что участники, допущенные до торгов, делают свои предложения по цене в размере «шага аукциона» (обычно 0,5% от цены контракта). Если в течение 10 минут не поступит нового предложения, то торги завершаются и определяется победитель.
Таким образом, понятие аукциона официально используется в практике государственных закупок и регламентируется законодательно. Понятие тендера законодательно не регулируется. Но данный термин обычно употребляется в значении, близком к закупкам через конкурс.
Что такое тендер и аукцион, как проводятся и какие основные различия между этими видами торгов?
В деловой практике часто можно встретить понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги». Может показаться, что все они являются синонимами и имеют одинаковое значение, но это не так. Смысл всех мероприятий, которые скрываются под этими понятиями, отличается.
Общее между ними только то, что участники всех торгов являются между собой конкурентами, которые борются за право заключить договор с заказчиком. Предварительно во всех случаях потенциальные исполнители готовят необходимую для участия документацию в соответствии с установленными правилами.
Регулирование со стороны законодательства
Способы определения исполнителей и порядок проведения торгов регулируется Законом от 18.07.2011 №223-ФЗ, ГК РФ и Законом от 05.04.2013 №44-ФЗ. Все государственные тендеры, где в роли заказчика выступает госучреждение или органы власти, подпадают под нормы Закона №44-ФЗ, где прописана единая схема проведения госзакупок.
Если тендер проводят государственные корпорации и компании, автономные учреждения, в уставном капитале которых имеется более 50% участия государства, то такие закупки проводятся на основании Закона №223-ФЗ. В данном случае заказчик вправе самостоятельно разработать порядок проведения таких торгов и выбора исполнителя.
Коммерческие тендеры, которые могут организовывать любые частные организации, не регулируются законодательством. Организаторы вправе самостоятельно устанавливать правила торгов, главное, чтобы не нарушались нормы ГК РФ и Закона №135-ФЗ.
Основные понятия
Первое отличие между тендером и аукционом становится очевидным, если разобрать их сущность. В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует, его заменяют термины «конкурс» и «торги».
Тендеры, как правило, организовываются, если заказчик нуждается в каком-то сложном товаре или нестандартной услуге. При выборе победителя учитываются следующие критерии:
Решение о выборе лучшего предложения принимается коллегиально, что позволяет избежать воздействия человеческого фактора. Все сведения, которые предоставляют участники конкурса, не подлежат огласке, в чем и заключается основное отличие от аукциона.
Главные различия
Кроме разницы в самих понятиях аукциона и тендера, между этими видами торгов имеются и другие очевидные отличия.
Цель проведения
Самое первое отличие между тендером и аукционом заключается в цели проведения этих торгов. Так, заказчик организовывает аукцион в тех случаях, когда он хочет что-либо (товар, работу, услугу) купить по самой выгодной цене. Он не вправе отказать победителю, чья цена оказалась наилучшей (наименьшей).
Предмет торгов
Для тендера же предметом торгов являются товары, работы или услуги, которые выбранный в результате конкурса победитель будет предоставлять заказчику. Это могут быть различные строительные и реконструкционные работы, услуги по поставке груза и прочее.
Форма и порядок
Немаловажным существенным отличием между этими торгами являются форма и сам порядок их проведения. Если организовывается тендер, то все проходит в несколько следующих этапов:
В этом случае все зависит от заказчика, он сам устанавливает критерии, по которым будет производиться отбор и находит самое выгодное для себя предложение среди имеющихся.
В случае с аукционом весь процесс происходит быстрее:
Проведение аукциона занимает гораздо меньше времени, чем тендера, так как решение принимается по факту и не требуется детальное рассмотрение предложений участников.
Аукционы могут проводиться в следующих формах:
Если при открытых и закрытых тендерах правила одинаковые, только к последним допускается узкий круг участников, то в закрытых аукционах таких ограничений нет.
Чем отличается тендер от аукциона
Проведение торгов позволяет предприятиям, выступающим в качестве заказчика, получить самые выгодные условия будущей сделки. Существует несколько типов подобных мероприятий. В данной статье мы предлагаем рассмотреть, чем отличается тендер от аукциона и определиться, какой из типов торгов более рентабелен для частных предпринимателей.
Торги дают возможность заказчику заключить договор на максимально выгодных для него условиях
Что такое тендерные торги
Термин «тендер» следует трактовать как «предложение». Суть данного мероприятия довольно проста. Заказчик, выступающий в качестве организатора конкурса, подготавливает заказ на приобретение продукции или оказание услуг, формулирует условия соглашения и объявляет о необходимых документах от претендентов. Компании, желающие получить заказ должны в установленные сроки подать соответствующую заявку и подготовить свое предложение.
Победителем подобного конкурса становится тот претендент, что предложит наиболее выгодные условия, соответствующие всем требованием организатора.
Довольно часто рассматриваемое понятие используется в отношении различных конкурсных мероприятий и аукционов. Также следует отметить, что довольно часто тендером именуется процедура запроса предложений или котировок. На территории РФ проводятся два типа торгов: закрытые и открытые. Сама процедура может осуществляться в несколько этапов и иметь конкурсную или аукционную основу. Важно обратить внимание на то, что подобные мероприятия, связанные с государственными заказами, проводятся только одним этапом.
Согласно действующему Федеральному Закону, существуют методы закупок, что не относятся к торгам. Одним из таких методов является запрос ценовых котировок. Использовать подобный метод разрешается только в том случае, когда общая сумма заказа не превышает 500 000 рублей. Так в данном законе имеются особые условия, связанные закупкой продукции у единого поставщика.
Выдержки из закона
В две тысячи пятом году было выпущено постановление, связанное с размещением заказов на поставку товарно-материальных ценностей и выполнение услуг для государственных учреждений. Согласно данному закону организации, выступающие в качестве заказчиков и исполнителей, должны соблюдать ряд определенных требований. Помимо этого, появился строгий регламент, регулирующий процедуру проведения торгов на просторах интернета.
Важно сделать акцент на том, что слово «тендер» отсутствует в Федеральном Законе. Это можно объяснить тем, что данный термин позаимствован из английского языка и не раскрывает свое истинное значение. Именно поэтому, это слово заменяется словосочетанием «открытый конкурс». Помимо этого, Федеральным Законом дается определение таким процедурам, как запрос котировок, электронный аукцион и биржевые торги.
Во время проведения тендерного мероприятия заказчик выдвигает четкие требования к конкурсантам
В две тысячи седьмом году, рассматриваемый Закон был изменен. Новое законодательство принесло реформы в процесс подачи заказов от государственных организаций, а также был увеличен список требований к процедуре закупки у единого поставщика. Изменения коснулись и временных промежутков, требующихся для выполнения обязательств каждой из сторон.
На сегодняшний день на территории РФ, проводятся два типа мероприятий, связанных с государственными заказами:
Каждый из этих методов торгов подразделяется на открытую и закрытую форму мероприятия.
Ключевым отличием аукциона от конкурса является то, что подобные мероприятия могут проводиться на различных интернет площадках.
Разновидности конкурсов
Аукцион и тендер в чем разница? Для того чтобы разобраться в разнице этих методов проведения торгов, следует рассмотреть конкретные примеры. Необходимо сделать небольшое отступление, обратив внимание на тот факт, что тендер будет рассматриваться именно в качестве конкурса. Подобные мероприятия имеют подразделение на две категории, закрытые и открытые мероприятия. Последний метод конкурентной борьбы является самым распространенным. Стать претендентом может любая компания, специализирующаяся в определенной области предпринимательской деятельности.
Важно обратить внимание на то, что информация о проведении открытого конкурса распространяется через средства массовой информации, специализированные издания и интернет ресурсы. Также следует упомянуть, что подготовка к этому мероприятию требует довольно продолжительного отрезка времени. Предприятию, выступающему в качестве организатора, требуется подготовить требования к претендентам, рассмотреть все поданные заявки и определить победителя.
Само мероприятие может проводиться как самим заказчиком, так и третьим лицом, имеющим должные полномочия. Конкурсная документация должна содержать в себе сведения о предмете заказа, критериях на которых будет основываться выбор победителя, а также информацию о самом конкурсе. Претенденты, желающие получить заказ должны правильно заполнить заявление и подать его в установленные сроки. В том случае, когда подается единичная заявка, конкурс объявляется несостоявшимся.
Одним из важных этапов этого мероприятия является публичная процедура вскрытия предложений претендентов. Во время этого этапа предаются огласке названия компаний, принявших участие в конкурсной борьбе и их предложения. В задачу специально созданной комиссии входит рассмотрение всех заявок и выбор победителя. По окончании этого этапа, с организацией, победившей в конкурсе, начинаются переговоры о заключении сделки. В том случае, когда достигнуть соглашения не удается, организаторы конкурса переключают свое внимание на претендента, занявшего второе место.
Цена – это главный критерий выбора аукциона, соответственно, победителем становится участник, который предложил наилучшую цену
Закрытый конкурс имеет те же правила, что и открытая форма данного мероприятия. Единственным различием, является процедура выбора претендентов. В случае с открытым конкурсом, подать заявку имеет право любая организация, специализирующаяся в конкретном направлении. Информация о проведении закрытых конкурсов редко предается широкой огласке. В большинстве случаев, компании, выступающие в качестве организаторов подобного мероприятия, высылают претендентам личные приглашения. Таким образом, в этом типе торгов принимает участие ограниченный круг лиц. Следует обратить внимание на то, что информация о победителе конкурса также не предается огласке.
Проведение подобных мероприятий целесообразно в следующих ситуациях:
Помимо этого, необходимость проведения закрытых торгов можно объяснить тем, что расходы на открытое мероприятие могут превышать стоимость самого заказа.
Виды аукционов
Открытая форма аукциона предоставляет возможность государственным предприятиям провести торговое мероприятие при помощи интернета. Договор на выполнение государственного заказа, подразумевающий поставку товарно-материальных ценностей или предоставление услуг, именуется лотом. Победитель этого мероприятия определяется на основе стоимости предложения. Как правило, в качестве победителя выступают те организации, что предлагают самую низкую стоимость исполнения заказа.
Информация о проведении подобных торгов распространяется при помощи печатных изданий, средств массовой информации или сайта заказчика. Важно обратить внимание на то, что данная информация должна быть представлена за три недели до окончания срока подачи заявки об участии в торгах. В некоторых случаях, допускается сокращение этого срока до одной недели.
Существует два вида шага ставок на подобных торгах: непрерывные и дискретные. Следует упомянуть, что открытые аукционы состоят из нескольких этапов. На каждом из этапов, претенденты имеют право подать новую ставку. В том случае, когда к концу этапа новые ставки отсутствуют, торги считаются завершенными. Для того чтобы подтвердить серьезность своих намерений, каждый из претендентов должен внести невозвратный финансовый взнос.
Закрытые аукционы – отдельные мероприятия, которые следует рассмотреть более подробно. Важным отличием этого типа торгов от закрытых конкурсов является отсутствие ограничений, связанных с кругом претендентов. В данном случае, претенденты не знают о предложениях других участников торгов, так как заявки и предложения подаются в запечатанном конверте. При проведении открытых торгов этого типа, информация о каждой из заявок известна остальным претендентам.
Тендер предполагает получение максимально выгодных условий контракта
Важно упомянуть, что подобные мероприятия не получают широкой огласки. Правила проведения, сопутствующая документация и другие сведения не публикуются в средствах массовой информации. Приглашения претендентам, рассылаются самим заказчиком за три недели до конца срока подачи заявок об участии в торгах. Следует обратить внимание на то, что подобные приглашения должны иметь письменную форму.
Помимо этого, имеются определенные требования к претендентам. Они должны удовлетворять все требования текущего законодательства, а также иметь доступ к информации, являющейся частью государственной тайны. Помимо этого, каждый из претендентов должен иметь возможность исполнить те обязательства, что являются предметом торгов.
Данный вид мероприятий используется в целях снижения риска договоренности между претендентами. Но следует понимать, что снижение круга претендентов может отразиться на эффективности всех торгов.
Электронная форма аукционов – проводится на специализированных интернет площадках, получивших аккредитацию от Министерства экономического развития Российской Федерации. Правила проведения подобных мероприятий регламентированы девяносто четвертой статьей Федерального Закона. Согласно установленным правилам, все сведения касаемо проведения торгов и другие данные должны быть опубликованы на самой электронной площадке.
Важно сделать акцент на том, что государственные учреждения и муниципальные органы обязаны проводить открытые торги, имеющие электронную форму. Благодаря подобному условию, информация о претендентах на лот не разглашается до завершения мероприятия. Подобные меры позволяют снизить возможность сговора участников или организаторов торгов. Помимо этого, данные условия увеличивают уровень конкуренции между претендентами.
На сегодняшний день, аккредитация Минэкономразвития РФ имеется у следующих интернет ресурсов:
Различия аукциона и конкурсных торгов
Главное отличие аукциона от тендера заключается в цели проведения торгов. Организаторы аукционов желают реализовать имеющуюся продукцию как можно дороже. Если в качестве организатора выступает компания-заказчик, цель данного мероприятия — получить наиболее выгодную цену. Организация конкурсных торгов подразумевает желание получить наиболее выгодное предложение, связанное с выполнением условий конкурса. Важно обратить внимание на то, что имеются отличия, связанные с предметом торгов. Аукционы проводятся с целью реализации недвижимого или движимого имущества, а тендеры, в целях реализации продукции или услуг.
Тендер имеет надежную защиту от денежных махинаций, которые можно ожидать от участников, так как характер проведения процесса строгий
Также имеются различия в самом процессе и результате данных видов мероприятий. Для участия в аукционе претенденты должны пройти процедуру регистрации и сделать свою ставку. После оплаты ставки, имущество передается победителю аукциона. Для того чтобы стать участником конкурса, претенденту необходимо собрать пакет необходимых документов, после чего передать свою заявку организаторам тендера. Далее специальной комиссией определяется самое выгодное из предложений.
Различия между аукционом и конкурсом:
Основные отличия тендера от аукциона
Правила электронных торгов по реализации продукции и услуг строго упорядочены и регламентируются несколькими законами федерального уровня. Закупки для нужд государства и муниципалитетов проводятся по 44 ФЗ, для частных компаний — по 223 ФЗ. И в том, и в другом случае нередко приходится столкнуться понятиями тендер и аукцион. Разбираем основные свойства и отличия тендеров и аукционов.
Особенности тендеров
В законодательно понятие тендера не обозначено, но на практике употребляется часто. Тендером можно назвать любую конкурентную процедуру, проводимая госзаказчиками или организациями частной формы.
Наиболее близкое понятие из 44 ФЗ — конкурс. Но определение тендера является более широким, поскольку может включать в себя и внеконкурсные мероприятия, например, запросы котировок, цен и предложений.
Победу в тендерной закупке одерживает претендент, соответствующий запросам заказчика и предложивший ему оптимальные условия по выполнению обязательств по следующим критериям:
Конкретный перечень тендерной документации определяется тендерным комитетом.
Все участники подают предложения в виде, доступном только членам тендерной комиссии. Это значит, что другие участники тендера не могут увидеть и оценить предложения конкурентов. Такой подход позволяет избежать случаев ценового демпинга.
Особенности аукционов
Определение аукциона можно найти в тексте 44 ФЗ и Гражданского кодекса. Аукцион в контрактной системе представляет собой форму торгов, победителем в которых становится поставщик или подрядчик, предложивший самую низкую цену на продукцию или работы (услуги).
До проведения отбора заказчик указывает желаемые сроки поставки, максимальную начальную сумму контракта, устанавливает дату и время его начала на ЭТП — цифровой виртуальной площадке, где проводятся торги.
Помимо электронных аукционов существуют открытые конкурсы, проводимые в присутствии заказчика, и участников или их представителей.
Отличие тендера от аукциона
Аукцион — открытая системы торгов, предметом которых обычно является имущество — движимое или недвижимое. Участники процесса могут видеть, какие предложения есть со стороны конкурентов. Это означает, что у продавцов и поставщиков услуг есть возможность при необходимости снизить цену, чтобы получить желаемый контракт. Этот прием называется демпингом — когда услуги или товары предлагаются по искусственно заниженным ценам для того, чтобы обезоружить конкурентов и стать победителем.
В тендерной закупке чаще всего реализуются услуги или продукция. Участники не могут видеть предложения конкурентов, а значит, борьба за победу в данной форме торгов является более честной и конкурентной.
Различия существуют также в процессе проведения закупки и конечном результате торгов.
Формат события
Тендер может длиться довольно долго, поскольку предложения претендентов рассматриваются и анализируются вплоть до мельчайших деталей. Для аукциона характерны сжатые сроки проведения.
Задача торгов
Цель аукциона получение организатором товаров или материальных ценностей по наименьшей цене. Тендерные торги нужны чтобы приобрести на выгодных условиях товары или услуги.
Итоги торгов
В аукционе победителем признают претендента, предложившего минимальную цену услуг или товара. В тендере может победить участник, который сможет предложить организатору самые привлекательные условия выполнения контракта.
Где искать тендеры и аукционы
По предписаниям 44 ФЗ, тендеры для государственных нужд должны публиковаться на общедоступном веб-портале www.zakupki.gov.ru, где располагается ЕИС — Единая информационная система. Кроме того, заказчики имеют право дублировать информацию о закупках на собственных корпоративных сайтах.
Что касается коммерческих торгов, число площадок, где выкладывается информация о закупках для нужд коммерческих организаций превышает 6 000. Для поиска таких аукционов и тендеров ручной поиск не подходит., обычно применяются спецпрограммы или агрегаторы.
Есть несколько методик, при помощи которых можно вести поиск подходящих тендеров и аукционов.
Самостоятельный поиск вручную в системе ЕИС
Поисковая строка доступна на главной странице веб-портала. Искать можно по кодам ОКПД или ключевым словам. Способ удобен небольшим компаниям, которые участвуют в торгах нерегулярно и обслуживают в основном нужды корпоративных или государственных заказчиков.
Наем отдельного сотрудника, который будет заниматься подбором закупок
Скорее всего, такому человеку потребуется дополнительно обучиться, прежде чем приступать к работе. На сотрудника нужно будет оформить доступ к соответствующим поисковым сервисам.
Использование поисковых сервисов на платной и бесплатной основе
Позволяет не ограничиваться несколькими площадками — пользователь получает доступ к информации, опубликованной на сотнях торговых площадок. Наиболее удобным и выгодным считается вариант поиска, предлагаемый потенциальным участников тендеров различными условно-бесплатными сервисами, которые позволяют оценить функционал безвозмездно, а затем при желании оплатить нужный вариант подписки.
Вы можете получать еженедельную подборку тендеров на почту, которые подходят для вашего бизнеса. Нужно только ввести ИНН, указать регион, где вы готовы работать и ключевые слова по тематике. Перейдите по ссылке, чтобы попробовать. Сервис полностью бесплатный