что такое атрибутивное ядро товара
Понятие продукта в маркетинге. Мультиатрибутивная модель товара.
Модели филиппа котлера, втоарая модель ламбена.
У котлера лаконичная модель, которая сотоит из 3 уровней: 39 минута
На данном уровне важно, что маркетолог, исследоватеь, производитель, должен выявить действительные нужды потребители, то есть удовлетворение базовой потребности и возможно перекрыть 1-2 дополнительных потребностей, но частоони ….
Вывлоды или основные постулаты концепции мультиатрибутивной модели:
1. Выбор потребителя направлен не на товар, а на услугу, которую он ожидает от ее использования. Напримре, комп покупают ради той функции кот он обеспечивает. Ламбен указывал что для любой компании, фирмы, важно сформулировать цели, определить свою миссию на рынке обозначив свой рынок через искомую функцию – ядро товара. Это важно с точки зрения: товар с рынка часто исчезает, нап логарифмическая линейка, а потребности остаются в быстрых вычислениях. Поэтому для компании важно понимать какую базовую ядерную потребность он удовлетворяет у потребителя, и не концентриоваться на своем товаре. 50 минута.
2. Разные товары могут удовлетворять одну и ту же потребность. Саму потребность можно удовлетворить множеством спосоов, и производитель должен понимать … если мы говорим о ядерном услуге …. На вашей марке, компании…
3. Каждый товар представляет собой совоупность атрибутов или свойств, которые располагаются на разных уровнях…. Поэтому компания приобретает конкурентные преимущества за счет внедрения доп атрибутов. Компании начиают конкурировать не за счет удовлетворения баз … а за счет доп услуг.
4. Один и тот же товар может удовлетворить различные потребности. На сколько широко производитель должен смотреть на свой рынок и понимать, что создав продукт под определенный сегмт, он может дать потрвную волну использования в другом сгменте немного модифицировв товар, то есть мы должны смотреть на потребительский рынок во всем многообразии, не надо слишком концентрироваться на своем сегменте.
Мультиатрибутивная модель (с большим колвом уровней) ламбена.
Исходный продукт – в данной модели прообраз ядерной услуги, имеет дело с базовой потребностью, кот удовлетворяет производитель. Например потребность в жилье может удовлетворяться азными способами, мы можем реализовать данную потребность на многих рынках, продажа дилья, аренда, а то на какой рынок мы выйдем это уже родоой продукт (ким образом мы будем обеспечивать реализацию данной по…) что, какая потребность
Расширенный продукт, он интересен маркетологам, здесь начинается борьба за потребителей, за сегменты, производитель пытается придать некие особые харки продукта или услуги, речь идет о доп услугах. Мы говорим здесь о гарантиях, послепродажного обслуживания, на этом уровне начинают конкурировать бренды.
Потенциальный продукт – это уровень кот по большей части связан с теми трансформациями кот продукт приобретет через некоторое время. Часто уровен потен продукта служит для маркетологов возможностью предвосхотить потребности потребите, заложить некие уникальные …. Уровень потен продукта часто связан с ниокр, модификациями….
Продукт в маркетинке совокупность свойств и атрибутов.
1 фаза – аза выведения товара на рынок. Фаза ниокр показывается либо как убыки, но чаще всео осталяют кусочек …. Происходит большое колво маркетинговых исследований и тестирований, товар выпускается маленькими партиями и не обеспечивает необходимой величны прибыли. Затраты на производство велики
2 фаза – рост. Происходит интенсивное наращивание объема продаж, своего рода акт признания потребиетлем неких характеристик товара, то есть твоар удовлетворет потребность и делает это хорошо. …
3 фаза – зрелость. На этом этапе сабилизируются объемы продаж, спрос достиг максимальной точки и пик продаж пройден, важно что на данном этапе конкуренты выводят на рынок свои продукты. Кот удовлетворяют ту же потребность, но обладают некими доп атрибутами, чтобы переключить потребителя с использования продукта одной марки на другую потому что она лучшая, спрос начинает падать, в это время конкуренты активно начинают вбить с рынка основного игрока, важно представить свои предложения. Снижаются затраты на стимулирование прмое, создается потребность в организации программ лояльности – приверженности к бренду. Здесь начинаетется реализация программ взаимоотношения, персонализированных.
4 фаза – этап спада. Приверженность сохраняют только потребители консерваторы, кот еще пользуются данным продуктом, но ам продукт не интересен большинству сегментов на рынке, на данном этапе производиетль задумывется о вкладе в модификацию новых продуктов, правильный производитель делает …. На этапе роста, когда уже начинают разработку нового продукта и на фазе зрелости готовить 1.15
1 вид – кривая с повторным циклом. Гребешковая модель: на этапе спада начинаются след волны. Возникновение этих волн связано с возникновением новых характеристик товара или новых возможностей использования. Например продажи нейлона,.ак продукт производители как товарежедневного использования, н кчали производить парашуты.
Более плавные волны связаны с акциями стимулирования сбта и продаж. В принципе все модели жизненного икла….
Рост – новые сегменты, модификации. Сферы использования, новые сегметы.
Понятие товара. Мультиатрибутивная модель товара. Классификация товаров. Особенности маркетинга различных видов товара.
Товар (продукт)– это всё, что может удовлетворить нужду или потребность клиента и предлагается для продажи на рынке.
Товар (продукт)– совокупность свойств, приносящих определенную выгоду.
Товар (продукт)– решение потребительских проблем.
Мультиатрибутивная модель товара
Мультиатрибутивная модель товара – это модель, связывающая в единую систему суждения потребителей относительно различных атрибутов и свойств продукта.
ММТ – рассмотрение любого товара или услуги в виде набора атрибутов (основных и дополнительных функций, качеств, характеристик), а также комплекса данного товара или услуги с другими товарами и/или услугами, которые совместно продаются, предоставляются или требуются для потребления.
ММТ позволяет увязать две точки зрения на товар: товар как набор материалов и процессов, необходимых для его производства, и товар как набор решений и предлагаемых выгод потребителю.
Любой продукт должен обеспечивать удовлетворение потребностей потребителя. Причем так же как любой предмет может быть использован различными способами для разных целей, так и один и тот же продукт может приносить потребителям разную полезность. Соответственно, и ожидания потребителя от продуктов на первый взгляд однородных могут очень сильно различаться. Поэтому для маркетолога очень важно понимать, какие потребительские свойства продукта являются приоритетными для различных групп потребителей, ведь именно на этом понимании в дальнейшем может быть построена дифференциация и позиционирование. Потребительная ценность продукта для конкретного потребителя определяется набором его существенных неотъемлемых свойств. И каждое свойство продукта имеет свои атрибуты.
Атрибут — это слово, словосочетание (и даже выражение), которое имеет устойчивую однозначную ассоциацию с конкретным свойством (качеством) продукта. Атрибутами могут обладать не только функциональные, но и эмоциональные свойства продуктов. Атрибуты продуктов служат для потребителя своего рода индикаторами – именно через наличие/отсутствие определенных атрибутов потребитель делает вывод о том, какими свойствами обладает продукт или какую полезность он принесет потребителю.
1.Выбор потребителя направлен не на товар, а на услугу (ценность, полезность), которую он ожидает от его использования.
2.Каждый товар представляет собой совокупность атрибутов или свойств (товар-микс). Добавленные услуги могут быть как объективными, так и продуктами восприятия.
3.Один и тот же товар может удовлетворить разные потребности.
4.Разные товары могут удовлетворять одну и ту же потребность.
1. Товар по замыслу (какие нужды и потребности удовлетворяет).
2. Товар в реальном исполнении (уровень качества, функциональные свойства, внешнее оформление, упаковка, ТМ и т.д.)
3. Товар с подкреплением (гарантия, доставка и др.)
ММТ (Благоев и чуть-чуть Ильин):
1.Ядро товара. Основная потребность потребителя, которая должна быть удовлетворена. Основные выгоды, которые делают товар интересным для потребителя.
2.Ожидаемый товар. Минимальный набор ожиданий покупателя от товара. Товарные решения по осязаемым и неосязаемым компонентам товара.
3.Расширенный товар. Предложения продавца сверх того, что ожидает потребитель. Набор решений по элементам маркетинга: цена, распределения, продвижение.
4.Потенциальный товар. Действия по привлечению и удержанию потребителей с учётом возможных изменений товара и его применения. Всё, что потенциально может быть осуществлено с товаром для получения выгод потребителем.
1. Ядерные услуги, обеспечивающие базовую функциональную ценность.
2. Дополнительные услуги:
ü Необходимые (упаковка, доставка).
ü Добавленные (кофейный аромат в офисах продаж).
Функционально искомые выгоды потребителя:
1.Время жизни – возможность для потребителя сэкономить время как самый дорогой невосполнимый ресурс.
2.Стоимость жизни – возможность сэкономить деньги на покупках.
3.Стиль жизни – возможность поддержать определённый стиль жизни.
4.Качество жизни – возможность получить товар заданного качества.
Товарное предложение – набор определённых обещаний с точки зрения стоимости.
Стоимость, назначенная покупателем – разница между ощущаемыми выгодами по сравнению с ожидаемыми выгодами.
Атрибут товара – объективное свойство и качество товара/услуги, воспринимаемое и оцениваемое потребителем.
Факторы создания ценности путём повышения полезности продукта:
1.Эстетика – восприятие продукта органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом.
2.Эмоции – чувства, которые испытывает потребитель, пользуясь продуктом.
3.Самобытность продукта – отражение уникальности продукта, его не подвластности времени и соответствия современности.
4.Качество – производственные процессы, материалы и методы сборки – всё должно отвечать требованиям потребителя.
5.Воздействие – влияние на социальную среду, связанное с системой ценностей потребителя и способствующее возникновению привязанности к марке.
6.Ключевая технология – продукт должен нормально функционировать и оправдывать ожидания покупателей. Он должен быть достаточно надёжен.
7.Эргономика – удобство пользования продуктом, как в физическом, так и в моральном отношении.
Этапы создания ММТ:
1.Определение системы ценностей и набора требующихся атрибутов товара существующим и потенциальным потребителям. Исследование проводится методами анкетного опроса, фокус-групп и наблюдения за конечными потребителями. Для исследования корпоративных потребителей и посредников возможно применения экспертных оценок и метода анализа проблем.
2.Ревизия комплексов существующих товаров фирмы с точки зрения воспринимаемых атрибутов. Оценка атрибута равна произведению важности атрибута и степени его присутствия в товаре.
3.Анализ товаров, предоставляемых основными группами конкурентов. Исследование проводится методами экспертных оценок или оценки потребителями.
4.Соотнесение выделенной «системы ценностей» с точки зрения требований потребителей и покупателей к товару с возможностями и целями фирмы.
5.Разработка ММТ. Проектирование состава и иерархической структуры ММТ. Финансовая оценка возможных вариантов.
6.Анализ полезности товара.
7.Разработка программы реализации и поддержки ММТ. Разработка всех остальных элементов маркетинг-микс, а также планов производства и обеспечения обслуживания потребителей.
8.Выбор концепции и разработка программы позиционирования ММТ.
1) BTC (business to customer) – потребительские товары:
ü товары повседневного спроса (характер покупки: товары стабильного спроса, импульсивного спроса, экстренного спроса);
ü товары особого спроса;
ü товары предварительного выбора (инвестиционные);
ü товары пассивного спроса.
2) BTB (business to business) – промышленные товары:
ü материалы и детали;
ü капитальное имущество;
3) ВТА – для государства (государственные закупки).
Товары повседневного спроса – приобретают часто, без раздумий, без особых усилий на сравнение их между собой.
Товары стабильного спроса – покупают регулярно.
Товары импульсивного спроса – которые покупают без предварительного просмотра (например, шоколадный батончик).
Товары экстренного спроса – в случае внезапного возникновения нужды.
Товары предварительного выбора – дорогостоящие, имеющие значительный срок эксплуатации, покупке предшествует планирование, обдумывание и тщательный вывод (например, машина, квартира и т.д.).
Товары особого спроса – товары, предназначенные для немногочисленной группы пользователей («товары не для всех»).
Товары пассивного спроса – товары, о которых потребитель либо ничего не знает, либо не имеет желания его покупать (например, лотерейный билет).
Капитальное имущество – (транспорт, сооружения, здания, оборудования и т.д.).
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 79 ; Нарушение авторских прав
Описание уровней товара
Предпосылки формирования мультиатрибутивной модели товара
Стратегический маркетинг использует в качестве концептуальной схемы новую экономическую теорию поведения потребителя. Согласно данной теории, товар рассматривается как совокупность, или набор атрибутов. В своем поведении при совершении покупки потребитель мотивирован его стремлением к вознаграждающим переживаниям, к удовлетворению. Основной идеей маркетинга является убеждение, что покупатель ищет не товар, но услуги или решения проблемы, которые может обеспечить товар.
Предпосылки формирования мультиатрибутивного состава товара:
1) выбор потребителя направлен не на товар, но на услугу, которую он ожидает от его использования;
2) разные товары могут удовлетворять одну и ту же потребность;
3) каждый товар представляет собой совокупность атрибутов, или свойств. Добавленные услуги могут быть как объективными, так и продуктами восприятия;
4) один и тот же товар может удовлетворять различные потребности.
Мультиатрибутивная модель товара имеет четыре иерархических уровня (рис. 11), у каждого из которых своя роль в процессе формирования длительных отношений компании с клиентом:
— осязаемый товар есть все, что, как правило, сопутствует родовому товару (сроки поставки, сервис, образ);
— потенциальный товар есть все, что потенциально достижимо для привлечения и удержания клиентуры.
Пример описания уровней товаров представлен в табл. 6.
Уровень товара | Взгляд потребителя | Взгляд маркетолога | Пример, легковой автомобиль |
Ядро товара | Основная потребность потребителя, которая должна быть удовлетворена | Основные выгоды, которые делают товар интересным для потребителя | Мощность двигателя, скоростные характеристики, вместимость багажника, показатели комфорта |
Ожидаемый товар | Минимальный набор ожиданий покупателя от товара | Товарные решения по осязаемым компонентам товара | Марка автомобиля, гарантии, сервисное обслуживание, автомобиль в виде физического объекта |
Расширенный товар | Предложения продавца сверх того, что является для него привычным | Набор дополнительных решений по другим элементам комплекса маркетинга | Установленные сигнализация и аудиосистема, зачет цены старого автомобиля при покупке нового, базовая цена и варианты. |
Потенциальный товар | Все, что потенциально может быть осуществлено с товаром для получения выгод потребителем | Действия по привлечению и удержанию потребителей с учетом возможных изменений товара и его применения | Использование автомобиля для повседневной езды по городу, в качестве такси, для отдыха и др. |
Атрибут товара – это его объективное свойство и качество, воспринимаемое и оцениваемое потребителем. Для того чтобы набор проектируемых свойств и характеристик товара стал набором атрибутов, надо провести процесс трансляции их для восприятия потребителем и потом замерить, насколько свойства и характеристики для него важны и воспринимаются им.
Мультиатрибутивная модель товара
Практическая полезность товара для потребителя определяется набором атрибутов (существенных, неотъемлемых свойств). В рамках маркетинга мультиатрибутивная модель товара является основой для принятия решений по развитию и совершенствованию функциональных я эмоциональных составляющих товара.
По классификации Ф. Котлера товар воспринимается потребителем в трех измерениях (т. е. имеет три группы атрибутов):
• товар по замыслу (ядро товара) – это набор функциональных характеристик товара или основная потребность, которая должна быть удовлетворена (например, посудомоечная машина должна мыть и сушить посуду);
• товар в реальном исполнении – внешний вид, материал, эргономика, эстетические свойства (например, габариты, вес и внешний вид посудомоечной машины);
• товар с расширением – гарантии, сервис, доставка (сервисное обслуживание посудомоечной машины, бесплатная доставка и установка).
В литературе можно встретить и четырехуровневую мультиатрибутивную модель товара. Принцип се действия тот же: структурировать атрибуты таким образом, чтобы помочь маркетологам эффективнее совершенствовать и развивать товар, создавать конкурентное преимущество на рынке. Эта модель выделяет следующие четыре уровни атрибутов товара:
• товар по замыслу (ядро товара) – основная потребность, которая должна быть удовлетворена (например, клиент отеля, заказывая номер, покупает «крышу нал, головой, спокойствие и сои» па определенный период времени – на время отпуска, командировки и т. д.);
• ожидаемый товар – минимальный набор ожиданий покупателя от товара; па этом уровне товары практически не конкурируют, так как все они соответствуют этому минимальному набору требований, по в разных странах такой минимум может быть разным (снимая номер в отеле, потребитель ожидает получить чистую постель, полотенце, мыло; в Турции в этот набор включен кондиционер, тогда как в Румынии, скажем, наличие кондиционера – атрибут только номера «люкс»);
• товар с расширением – предложение сверх того, что ожидает потребитель; на этом уровне производители и продавцы стараются дифференцировать свои товары от товаров конкурентов (в нашем примере с отелем это может быть холодильник в номере, бар, телефон, цветы, цветной телевизор; опасность состоит в том, что конкуренты быстро копируют нововведения, а потребители привыкают к ним и поднимают планку минимального набора атрибутов товара);
• потенциальный товар – все, что потенциально может быть сделано с товаром для лучшего удовлетворения нужд потребителей (в номере отеля, например, кроме телефона еще факс, спутниковое телевидение и т. д.).
Существуют три направления создания маркетингом ценностей для потребителей. Первое – это реагирование на существующие потребности. Второе направление связано с умением определить скрытые потребности. Наконец, третье направление заключается в активном формировании новых ценностей для потребителей, с использованием достижений технического, экономического или социального прогресса.
Классификации товаров:
1. Товары делятся на:
• потребительские товары и услуги (приобретаемые отдельными лицами или домохозяйствами для личного использования);
• товары и услуги производственного назначения (приобретаемые и используемые в производстве других товаров, предназначенных для конечных потребителей).
• длительного пользования (обычно выдерживают многократное использование);
• кратковременного пользования (полностью потребляются за один или несколько циклов);
• услуги (объект продажи в виде действий, выгод или удовлетворения).
3. Потребительские товары делятся на:
• товары повседневного спроса (потребитель покупает их часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их приобретение);
• товары предварительного выбора (потребитель сравнивает их между собой по показателям цены, качества или внешнего оформления);
• товары особого спроса (на их поиск и приобретение потребитель затрачивает значительные усилия);
• товары пассивного спроса (такие, о которых потребитель не знает, а если и знает, то в обычных условиях не думает об их приобретении).
4. Товары промышленного назначения делятся на:
• материалы и детали (сырье, полуфабрикаты и детали);
• капитальное имущество (стационарные сооружения, оборудование);
• вспомогательные материалы и услуги (не присутствующие в готовом изделии, но обеспечивающие процесс производства).
Мультиатрибутивная модель товара
Дополнительные материалы по теме 5
Тема 5. Комплекс маркетинга. Товарная политика
Базовой моделью рассмотрения товара является так называемая мультиатрибутивная модель товара.
Мультиатрибутивная модель товара (ММТ) — рассмотрение любого товара или услуги в виде набора атрибутов (основных и дополнительных функций, качеств, характеристик), а также комплекса данного товара или услуги с другими товарами и/или услугами, которые совместно продаются, предоставляются или требуются для потребления.
Мультиатрибутивная модель товара имеет четыре иерархических уровня, у каждого из которых своя роль в процессе формирования длительных отношений компании с клиентом.
Функционально искомые выгоды потребителя лежат в ряде областей. Рассмотрим их на примере розничной торговли.
Ожидаемый товар— это необходимый набор свойств и качеств товара с точки зрения среднего рыночного предложения на конкретном рынке, в конкретный период времени. На этом уровне нельзя конкурировать; компания, обеспечивая такой уровень своего товара, просто создает возможность для него присутствовать на рынке. Какой-то уровень продаж возможен, но это произойдет по рыночной инерции и не будет стабильным результатом.
Уровень товара | Взгляд потребителя | Взгляд маркетолога |
Ядро товара | Основная потребность потребителя, которая должна быть удовлетворена | Основные выгоды, которые делают товар интересным для потребителя |
Ожидаемый товар | Минимальный набор ожиданий покупателя от товара | Товарные решения по осязаемым и неосязаемым компонентам товара |
Расширенный товар | Предложения продавца сверх того, что ожидает потребитель, или сверх того, что является для него привычным | Набор решений по другим элементам маркетинга- микс : цена, распределение, продвижение |
Потенциальный товар | Все, что потенциально может быть осуществлено с товаром для получения выгод потребителем | Действия по привлечению и/или удержанию потребителей с учетом возможных изменений товара и его применения |
Расширенный товар— это предложение дополнительных свойств товара для привлечения внимания потребителя. Это своего рода крючок, с помощью которого можно получить потребителя в первый раз. Важно при проектировании этого уровня не предлагать слишком много, так как это может быть не востребовано потребителем, может завысить себестоимость и ухудшить финансовое состояние компании по отношению к конкурентам. Проектирование этого уровня товара позволяет создать первоначальные продажи. Совсем другая роль у потенциального уровня товара.Потребителя важно привлечь не один раз, а создать базу для установления с ним длительных отношений. Это уровень обещаний, которые даются потребителю в момент первой покупки, если он и далее будет потребителем товаров и услуг компании. Самые простые формы — продленная гарантия на товар, дисконтные карточки на следующие покупки. Более сложные программы предполагают целые системы обслуживания клиентов. Цель одна — сохранить лояльность клиента к компании и к ее товарам. Если у товара нет этого уровня, это не значит, что клиент не вернется, но вероятность этого не так высока и клиент подвержен влиянию конкурентов, которые хотят привлечь его.
Для того, чтобы набор проектируемых свойств и характеристик товара стал набором атрибутов, надо провести процесс трансляции их до восприятия потребителем и потом замерить, насколько свойства и характеристики важны для потребителя.
Методика анализа и проектирования мулыпиатрибутивноймодели товарного предложения:
Этап 1.Определение системы ценностей и набора требующихся атрибутов товара существующим и потенциальным потребителями.
Исследование проводится методами анкетного опроса, фокус-группы и наблюдения за конечными потребителями. Для исследования корпоративных потребителей и посредников как потребителей возможно также применение экспертных оценок и метода анализа проблем. На этом этапе важно оценить систему ценностей клиентов, сложившуюся под воздействием рыночной среды и конкурентов, а не только товар самой компании. Если характеристики существующих и потенциальных потребителей различаются, следует провести отдельные исследования. В любом случае это будет только оценка на уровне ядра товара и ожидаемого товара, так как потребитель может оценить только то, что он уже знает. Тип исследования — поисковый.
Этап2. Ревизия комплексов существующих товаров фирмы с точки зрения воспринимаемых атрибутов. Ревизия предполагает опенку всех товаров и услуг компании с точки зрения их предложения и реакции на это предложение потребителей. Кроме перечисленных методов, можно использовать оценки торгового персонала. Анализ товаров, предоставляемых основными группами конкурентов.
Формат оценки товара
Элементы товарного предложения | Оценка важности от 1 до 4 | Оценка присутствия от 1 до 10 | Общая оценка = Важность • Оценка присутствия |
Итоговая оценка |
Этап 3.Соотнесение выделенной «системы ценностей» с точки зрения требований потребителей и покупателей к товару с возможностями и целями фирмы.
На основании разработанного стратегического плана компании происходит анализ ММТ существующего портфеля и портфелей конкурентов с точки зрения потенциала и целей компании.
Этап 4. Разработка мультиатрибутивной модели товара.
Проектирование состава и иерархической структуры ММТ. Финансовая оценка возможных вариантов.
Этап 5.Анализ полезности товара.
Разработанные варианты ММТ могут быть оценены с точки зрения полезности. Оценка может быть произведена экспертно или методами интервьюирования потребителей, особенно если это корпоративные потребители или посредники.
Этап 6. Разработка программы реализации и поддержки мультиатрибутивной модели товара. Разработка всех остальных элементов маркетинга-микс, а также планов производства и обеспечения обслуживания потребителей должны проходить исходя из параметров разработанной ММТ.
Этап 7. Выбор программы позиционирования мультиатрибутивной модели товара. Позиционирование разрабатывается по принятой методике для товара/марки компании.
2. АВС- и XYZ анализ в управлении товарным ассортиментом
ABC-анализ — один из вариантов математико-статистических методов анализа, используемый для исследования частоты определенных экономических явлений и фактов. С помощью этого метода осуществляется классификация или распределение существующей совокупности соответственно избранным критериям на три группы, а именно А, В и С. Эта классификация показывает одновременно ранг и позволяет выделить основные пункты, особенно важные для целенаправленных мероприятий управления. Как правило, используют два критерия. Они могут быть разными- с одной стороны, количество позиций, конкурентов, поставщиков и др.; с другой — товарооборот, стоимость запасов, объем потребления, затраты, доход.
Применение ABC-анализ базируется на предвидении того, что незначительная часть ассортимента товара составляет значительную часть товарооборота. При проведении указанного анализа реализованные фирмой за год (или другой период) товары распределяют в порядке уменьшения их стоимости и рассчитывают удельный вес реализации каждой ассортиментной позиции. При этом класс А может составлять около 20% общего количества ассортиментных позиций, на которые приходится 80% товарооборота. Класс В — это почти 30%, обеспечивающих почти 10% объема реализованного товара. Остальные единицы наименований с низким товарооборотом формируют класс С. Он составляет не менее 10% оборота и 50% от совокупности анализируемых позиций. Графическая интерпретация ABC-анализа представлена на рисунке. Следует отметить, что указанный порядок классификации не является догмой. В зависимости от ситуации можно выходить из других критериев (например, для класса А они могут быть такими — 8/80, 15/80, 10/70).
Для проведения ABC-анализа можно рекомендовать следующую методику. Товарооборот оптового предприятия разделяют на общее количество ассортиментных позиций реализованного товара, в результате чего получают показатель среднего товарооборота на одну позицию. После этого ранжированные товарные позиции, сумма товарооборота которых в шесть раз превышает средний показатель, относят к группе А, менее шести и более двух раз — к группе В, а менее двух — к группе С.
Для использования этой методики на практике ее можно представить в виде последовательности действий.
Первый шаг:Определить объекты анализа
Клиент, Поставщик, Товарная группа/подгруппа, Номенклатурная единица, и т.п.
Второй шаг: Определить параметр, по которому будет проводиться анализ объекта
Средний товарный запас, руб.; Объем продаж, руб.; Доход, руб.; Количество единиц продаж, шт.; Количество заказов, шт. и т.п.
Третий шаг:Сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра.
Четвертый шаг: Определение групп А, В и С.
Для определения принадлежности выбранного объекта к группе необходимо:
— Рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов
— Рассчитать эту долю с накопительным итогом.
— Присвоить значения групп выбранным объектам.
Группа А – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет первые 50 % от общей суммы параметров.
Группа В – следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет от 50 % до 80 % от общей суммы параметров.
Группа С – оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80 % до 100 % от общей суммы параметров.
Необходимо помнить, что непродуманное сокращение товаров группы С (20% дохода компании) приведет к тому, что через некоторое время оставшиеся товары распределятся по тому же закону, но общий результат деятельности для компании может снизиться на 50%.
Второй метод получил название XYZ-анализа. Его сущность состоит в структуризации потребления товаров по фактору стабильности потребления и возможности его предвидения. При этом потребление средств из группы X имеет почти стабильный характер, непостоянство случайное (до 20% ежемесячно), недельная предсказуемость потребления определенного товара составляет свыше 95%. Группа Y характеризуется определенными тенденциями потребления (например, сезонностью) или нестабильностями (непостоянство потребления колеблется между 20 и 50% ежемесячно), недельная предсказуемость потребления — не менее 70%. Потребность в группе Z является стохастической, непостоянство потребления достигает более 50% ежемесячно, недельная предсказуемость — менее 70%.
Основная идея XYZ анализа состоит в группировании объектов анализа по мере однородности анализируемых параметров (по коэффициенту вариации).Формула для расчета коэффициента вариации:
хi — значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период,
x— среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа,
Пошаговый XYZ-анализ выглядит следующим образом:
Первый шаг: Определить объекты анализа
Клиент, Поставщик, Товарная группа/подгруппа, Номенклатурная единица, и т.п.
Второй шаг: Определить параметр, по которому будет проводиться анализ объекта
Средний товарный запас, руб.; Объем продаж, руб.; Доход, руб.; Количество единиц продаж, шт.; Количество заказов, шт., и т.п.
Третий шаг: Определить период и количество периодов, по которым будет проводиться анализ.
Неделя, Декада, Месяц, Квартал/Сезон, Полугодие, Год
Четвертый шаг: Определить коэффициент вариации для каждого объекта анализа.
Пятый шаг: Отсортировать объекты анализа по возрастанию значения коэффициента вариации.
Шестой шаг: Определение групп X, Y и Z.
Группа X – объекты, коэффициент вариации значение по которым не превышает 10%.
Группа Z – объекты, коэффициент вариации по которым превышает 25%.
После проведения ABC и XYZ- анализа желательно совместить полученные результаты и построить совмещенную матрицу. В результате совмещения получают 9 групп объектов анализа. По двум критериям степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ). Это незаменимый инструмент для повышения эффективности системы товародвижения компании.
Матричное изображение интегрированного АВС и XYZ-анализа представлено в таблице. Исходя из ее данных, важнейшими для закупки являются составные ячеек с параметрами АХ, АY, АZ, ВХ, ВY и СХ, поскольку годовую или на другой период потребность большинства из них можно со статистической достоверностью предусмотреть. При этом поле АZ включено в порядке исключения, благодаря высокой стоимости, хотя и характеризуется стохастическим потреблением (таб. 7).
Матричная проекция интегрированного АBC и XYZ-анализа товарооборота
AX (высокая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) | AY (высокая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) | AZ (высокая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастичного потребления) |
BX (средняя потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) | BY (средняя потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) | BZ (средняя потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления) |
CX (низкая потребительская стоимость, высокая степень надежности прогноза вследствие стабильности потребления) | CY (низкая потребительская стоимость, средняя степень надежности прогноза вследствие нестабильности потребления) | CZ (низкая потребительская стоимость, низкая степень надежности прогноза вследствие стохастического потребления) |
3. Инновации на рынке потребительских товаров: примеры неподражания( для темы 5,6,7,8)
Маркетинг XXI века — это поиск и реализация оригинальных идей. Инновации дают неоспоримое преимущество перед конкурентами, поэтому все больше компаний включается в гонку создания новых продуктов, новых рынков, новых способов продвижения. Но традиционные технологии тут не годятся — необходимо отказаться от стереотипов.
Компаниям, стремящимся добиться процветания, постоянно приходится выпускать новые товары и придумывать способы их продвижения. В былые годы корпорация Sony могла разработать революционную новинку и три года пожинать плоды, теперь этот период сократился до полугода. Конкуренты быстро перенимают идеи, и чтобы быть на шаг впереди, требуется непрерывно придумывать новинки.
Именно этого ждут от компаний и потребители. Они становятся менее лояльными, «изменяют» старым брэндам и все охотнее пробуют новые. Правда, выживают далеко не все инновационные идеи. На потребительских рынках неудачными оказываются 80% новых товаров, в сфере в2в — около 40%. Возможно, одна из причин в том, что большая часть новшеств разрабатывается традиционно. В продукт вносят лишь незначительные изменения, связанные с запахом, размером, дизайном упаковки, содержанием сахара и т. п.
Но есть более перспективный, хотя и более рискованный путь создания новинок. Известный исследователь феномена творчества Эдвард де Бон в свое время предложил термин «латеральное мышление» — в противоположность «вертикальному», и логическому. Конечно, латеральный маркетинг ни в коей мере не заменяет вертикального, а лишь дополняет его. Используя нестандартный подход к проблеме, компания, возможно, получит ответ на целый ряд вопросов: «Какие потребности сможет удовлетворить мой товар, если его изменить?»; «Кого из не потребляющих мой товар удастся заинтересовать, если внести изменения?»; «Какими свойствами стоит дополнить мой товар, чтобы сделать его иным». Разработка идей с помощью технологий латерального маркетинга нередко приводит к появлению новых товарных категорий и рынков и позволяет получать больше прибыли.
Технология латерального маркетинга в нахождении связи между двумя разными понятиями. Допустим, можно взять цветок и сфокусироваться на одном из его качеств-— «цветок вянет». А затем осуществить латеральный сдвиг данного качества, то есть выдвинуть некую провокационную идею — «цветы не вянут». Образовалось несоответствие, логический разрыв, и теперь его нужно ликвидировать. В каких ситуациях цветок никогда не вянет? Если он сделан из ткани или пластика. Решение найдено: искусственные цветы.
Такой же подход можно использовать для элементов комплекса маркетинга (product, price, place, promotion]. Сначала компания должна выбрать фокус и определить, что именно она хочет изменить в своем продукте. Обычно выбор падает на один из трех уровней: на уровень рынка, товара или на остальную часть маркетингового комплекса (цена и промоушн).
Латеральный маркетинг на уровне товара предполагает изменить что-то в продукте или услуге и найти, как этим можно воспользоваться. Существуют несколько способов придумывать такие нестандартные варианты. Скажем, замена материала нижней части ковра (обычно ее делают из пластика или веревки) на тот же самый материал, из которого изготовлена лицевая часть, привела к новой концепции двусторонних ковров. Или инверсия: вместо «пицца, которая доставляется на дом» — «пицца, которая не доставляется на дом». Так возникла идея замороженной пиццы. В Испании появление данного продукта сократило бизнес по доставке пиццы на 30%. А странная на первый взгляд идея «лотереи без розыгрыша» привела к созданию специального защитного слоя, который можно стереть и узнать результат немедленно.
Множество новых товаров создано по принципу объединения. Например, уже упомянутый Kinder Surprise (к шоколаду добавлена возможность играть), интернет-кафе (добавление к кафетерию доступа в мировую сеть). В сети магазинов LeFutur большинство товаров предназначено для выполнения двух, трех и более операций: маникюрный набор со встроенной сушкой для ногтей, автоматический держатель для ремней и т. п.
Различия между вертикальным и латеральным маркетингом
Вертикальный маркетинг | Латеральный маркетинг |
Более подходит для недавно созданных рынков, находящихся на ранней стадии развития | Более подходит для зрелых рынков с нулевым потенциалом развития |
Применим на развивающихся рынках в частности, для их укрупнения за счет новых товарных разновидностей и превращения потенциальных потребителей в реальные | Применим для создания рынков или категорий с нуля, для слияния разных типов деятельности, для охвата целевых потребителей, ранее никогда не охватываемых существующим товаров, для нахождения новых форм использования |
Используется при менее рискованной философии бизнеса | Используется при более рискованной философии бизнеса |
Используется при ограниченных ресурсах | Используется при доступности ресурсов или когда компания готова к инвестициям |
Применяется, когда достаточно поддерживать рост объемов операций на безопасном, даже низком уровне, то есть когда компании необходимы гарантии | Применяется, когда компания стремится достигнуть быстрых темпов роста объемов операций |
Применяется для защиты рынков путем их фрагментации с помощью множества брэндов и, как следствие, снижения их привлекательности для новых конкурентов | Применяется для атаки на рынок с помощью новых однородных товаров из области, не являющейся сферой непосредственной конкуренции |
При вертикальном маркетинге инновации берут начало в миссии компании и сохраняют бизнес-фокусирование | Латеральный маркетинг предопределяет миссию компании в целях выявления других рынков |
Наиболее практичный прием — латеральный маркетинг на уровне рынка. В этом случае компания не меняет свой товар, а просто ищет для пего новые ситуации, время и место потребления, и тем самым расширяет возможности его применения. Предположим, сделав магазин ночным, можно привлечь людей, поздно возвращающихся домой и желающих спокойно сделать покупки. GPS-технология вначале была разработана для кораблей, но поместив GPS в автомобиль, удалось создать новый сервис по поиску украденных машин.
Латеральный маркетинг на уровне комплекса маркетинга предполагает отход от существующих способов представлять товар или услугу потребителю. В отличие от первых двух уровней, этот вариант скорее тактический, он ничего не меняет в продукте, но дает результаты немедленно. Обычно речь идет о новых формах ценообразования, распространения и коммуникации.
Конечно, латеральная идея не всегда приводит к успеху. Компания Danone несколько лет назад заключила в России договор о продаже своей продукции через сеть аптек ICN. Однако эксперимент продолжался недолго. Дело в том, что россияне обычно ходят в аптеку за лекарствами, а молочные продукты им привычнее покупать в магазине, но этому массового спроса не оказалось. В пресс-службе Danone отметили: проект имел скорее имиджевый характер, и в результате компания получила ценный опыт. Джек Траут упоминает компанию R.J.Reynol потратившую целое состояние на создание бездымных сигарет. Они, наверное, могли бы понравиться некурящим, но ведь некурящие люди вообще не покупают никаких табачных изделий.
При выводе на рынок замороженного теста компания «Талосто» решила отказаться от стандартных ходов — размещать рекламу в сериалах и проводить дегустации в магазинах. Вместо того чтобы предлагать товар хозяйкам, пошли в школы. Огромное количество школьниц учат готовить на уроках труда, поэтому агентство через Министерство образования договорилось со школами и провело серию уроков по работе с замороженным тестом. Промоутеры, кстати, были из кулинарного техникума. А потом среди детей объявили конкурс — испечь что-нибудь из теста и прислать фотографию. Главный призом служил мобильный телефон. Ученики стимулировали родителей к покупке, и в результате компания добилась значительного увеличения продаж.
Вот еще один пример из опыта IQ Marketing. Когда пиво Heineken стали разливать в России, владельцы баров и ресторанов опасались ухудшения качества продукта. Требовалось убедить их в обратном. Традиционный путь — давать рекламу в журналах ресторанной тематики — представлялся неэффективным. Компания нашла другой ход. Во многих организациях специалисту, принимающему решение о закупках, ежедневно присылали маленькое мусорное ведро, в котором лежал мятые листы бумаги. Сначала там было написано: «Женщины для увеличения груди должны есть больше капусты». Во второй раз: «Если подержать лягушку в руках, появятся бородавки». На третий день менеджеры прочитали фразу: «Если западное пиво начинают разливать в России, его качество ухудшается». А в придачу — упаковка Heineken. После этого звонили сейлз-менеджеры, в итоге удалось заключить много новых контрактов на поставку пива. Компания тоже придумала оригинальный ход. Вместо того чтобы разыгрывать среди покупателей призы, она фактически превратила свой товар в моментальную лотерею: в банки с растворимым кофе вкладывались купюры достоинством от 10 до 1000 рублей. Деньги после специальной обработки упаковывали в герметичные пакетики. Продажи поднялись на 20%.
Усиление конкуренции подталкивает производителей продуктов питания к инновациям. По всему миру лет десять назад началось изготовление обогащенных продуктов, недавно бум докатился и до России. Сегодня одна из самых развивающихся категорий молочного рынка — молочно-соковые миксы, хотя еще несколько лет назад даже у поминание подобных продуктов вызвало бы недоумение. Так, компания «Вимм-Билль-Данн» запустила линию молочных изделий с брэндом Neo. Сначала был «Мажитэль» (фруктовый сок с молоком), сейчас активно развивается семейство фруктовых соков с питьевым йогуртом (joy-fit).
Современный рынок питьевой продукции предоставляет огромный выбор напитков, способный удовлетворить даже самый изысканный вкус. Так, сиэтлская корпорация Jones Soda предложила всем жаждущим попробовать содовую со вкусом рыбы тако и лосося. А поскольку спрос на эту продукцию превзошел все ожидания, компания решила продолжить эксперименты с потребителями и выставила на дегустацию новую праздничную коллекцию.
Конечно, сложно представить, что человеческий желудок может спокойно воспринять подобные напитки, однако директор Jones Soda Петер ван Штолк уверяет, что их коллекции раскупаются очень быстро: «Это выше моего понимания, почему люди берут эту гадость. Лично я не смог бы выпить и одной бутылки». Тем не менее быстрое исчезновение с прилавков прошлой коллекции со вкусами вареной брокколи, початковой кукурузы и брюссельской капусты говорит само за себя.
Кстати, именно производство таких праздничных коллекций, первая из которых была запущена еще в 2003 году, прославило фирму Jones Soda. И это при том что компания уже давно занимается производством гораздо более приятной на вкус содовой с экзотическими вкусами ягод фуфу и зеленого яблока.
На вопрос, какой вкус он считает самым противным, Ван Штолк ответил: «Сначала нам не очень понравился вкус рыбы тако, и мы попытались заменить его на вкус жареного цыпленка. Но последний оказался еще отвратительнее».
4. Мирный путь к революционной инновации[4]
Любой маркетолог скажет, что никто не предложит вам столько новых идей, как потребители, а стало быть, именно к ним — и к тем, кто уже покупают ваши продукты, и к тем, кого вам еще предстоит завоевать, — надо почаще обращаться за советом. Но, к сожалению, потребителям не хватает воображения, они не могут представить себе такие инновации, которые отвечали бы их желаниям и нуждам. Участники фокус-групп, как правило, из множества новинок предпочитают слегка преображенные варианты уже существующих продуктов. Попав на рынок, такие товары обычно залеживаются на прилавках: такому новому предпочитают уже хорошо известное старое.
Как же разработчикам инноваций создать новый продукт, который выгодно отличался бы от существующих, заинтересовал бы потребителей и одновременно не вынуждал бы завоевывать новые рынки? Многие компании добились впечатляющих результатов, взяв на вооружение метод последовательного изобретательства. Он основан на полном пересмотре принципов традиционного мозгового штурма: ставка делается не на творческую раскрепощенность и вседозволенность, а на упорядоченный процесс генерирования ярких, оригинальных идей. И если в большинстве компаний разработка нового продукта начинается с изучения неудовлетворенных потребностей покупателей, то новый метод предлагает отталкиваться от существующего продукта.
Прежде всего вы анализируете вещь — и ее составные части, и ее свойства: цвет, предполагаемый срок службы и т.д. Кроме того, вы принимаете во внимание среду ее «обитания», особенности людей, которые будут ею пользоваться. Затем, следуя одной или нескольким основным инновационным моделям (всего их пять), вы «тасуете» эти элементы, пока не получаете нечто новое.
И не страшно, если в результате на свет появится нечто столь экстравагантное, что не под силу даже самому раскованному мозговому штурму. Функции продукта определяются его формой — вот самая главная установка нашего метода. То есть сначала вы видите новый вариант вживую и только потом оцениваете, будет ли он иметь успех на рынке и стоит ли браться за его производство.
Метод основан на пяти инновационных моделях, или принципах. Более того, благодаря ему можно предсказать появление новых продуктов еще то того, как рынок проявит первые признаки зарождения новых потребностей. Поэтому эта система помогает не только классифицировать, но и генерировать новые идеи.
Вычитание. Когда инженеры разрабатывают новинку, они часто невольно наделяют новыми чертами уже существующие продукты. Это абсолютно логичный принцип, но в результате новый продукт часто мало чем отличается от старого, и люди не хотят ради него отказываться от своих привычек.
Если вы действуете способом вычитания, вы делаете все с точностью до наоборот. Вместо того чтобы совершенствовать продукт, добавляя ему новые детали и свойства, вы их отнимаете — и прежде всего те, которые кажутся вам самыми нужными или даже совершенно необходимыми.
Скажем, принцип вычитания навел инженеров Philips Consumer Electronics на мысль убрать с DVD-плеера почти все кнопки настроек и управления. Конечно, это было радикальное решение, но тестирование показало: управлять основными функциями можно и одной-единственной кнопкой. Для остальных операций достаточно графического интерфейса, а чтобы получить к нему доступ, пользователю нужно нажать лишь одну кнопку на пульте дистанционного управления. Внешняя простота и миниатюрность обещали потребителям легкость управления, и этим плеер Philips Slimline выгодно отличался от всех остальных.
Умножение. Второй способ предполагает, что вы не убираете лишнее, а разбираете вещь на части и делаете одну или несколько их копий. Но затем вы довольно сильно изменяете компоненты.
Классический пример — бритва Gillette с двумя лезвиями. Просто снабдить бритву дополнительным лезвием и, стало быть, еще одной бреющей поверхностью, не значит применить принцип умножения. А вот добавить еще одно лезвие, но укрепить его, чуть изменив угол, чтобы оно приподнимало волоски, а другое начисто их сбривало бы, — это да.
Деление. Разбирая готовый продукт на составные части, можно вдруг в новом свете увидеть то, что прежде было единым целым, и соединить элементы по-другому, каким-нибудь неожиданным образом. Разделить продукт можно по-разному, скажем физически или функционально (на части, выполняющие разные функции).
Множество новых товаров появилось благодаря функциональному делению. Место прежних аудиосистем hi-fi с динамиком и проигрывателем в одном корпусе заняли модульные динамики, тюнеры, CD- и кассетные плееры, и теперь пользователи могут настраивать звуковые системы, как им нравится.
Объединение задач. Еще один распространенный способ создать значимую инновацию — придумать новую задачу для отдельной части предмета или найти ей применение в новой среде. И тогда одна деталь будет выполнять сразу две задачи.
Пример объединения задач — обогреватель ветрового стекла автомобиля. Автомобилестроители приспособили его для того, чтобы он усиливал радиосигнал. Таким образом они избавились от отдельной радиоантенны, отнюдь не украшавшей машину.
Изменение взаимозависимости свойств. Свойства вещи и свойства ее среды обитания зависят друг от друга — на этом и основан этот метод с труднопроизносимым названием. А почему бы не изменить или устранить уже существующую взаимозависимость или создать новую — ту, какой прежде не было?
Возьмем обыкновенные очки. Между цветом линз и внешним освещением зависимости нет. Но вы хотите ее создать — и тогда вы придумываете линзы, которые темнели бы на ярком солнечном свете. Если у потребителя будет возможность носить такие очки, он не станет покупать отдельно еще и солнцезащитные.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет