что такое ассистивные технологии выберите один ответ
Ассистивные технологии
Ассистивная технология
К ассистивной технологии относят любой товар, оборудование, программное обеспечение или систему, которые используются для увеличения, поддержки или улучшения функциональных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья.
Ассистивная технология (АТ) это товары, оборудование и системы, которые помогают в обучении, работе и повседневной жизни людям с ограниченными возможностями здоровья..
Ассистивная технология может быть:
— низкотехнологичной: коммуникативные таблицы выполненные из картона или войлока.
— высокотехнологичной: компьютеры специального назначения.
— вспомогательными устройствами: протезирование, крепежные системы и поддерживающие устройства.
— компьютерными устройствами: специальные выносные кнопки, клавиатуры и джойстики.
— программным обеспечением: скринридеры и программы коммуникаторы.
— инклюзивными или адаптированными обучающими материалами, а также средствами, используемыми в процессе обучения.
— специальным обучающим программным обеспечением.
— электронными устройствами, инвалидными креслами, ходунками, распорками, образовательным программным обеспечением, подъемниками, ручкодержателями, управлением взглядом и головными мышками, а также многим другим.
Ассистивная технология помогает людям с речевыми, письменными, умственными, моторными, зрительными, слуховыми и другими трудностями. Необходимое ассистивное устройство подбирается в соответствии с состоянием человека.
Как правильно выбрать ассистивную технологию?
Как правило выбор делается совместно со специалистами и консультантами, которые подбирают устройство в соответствии с нозологией. К специалистам, которые могут посоветовать подходящее средство относятся врач, педагог, логопед, реабилитолог, трудотерапевт и другие специалисты, включая производителей ассистивной технологии.
Кто оплачивает ассистивные устройства?
Ответ зависит от устройства, использования и пользователя. Многие средства могут предоставляться бесплатно, либо по сниженной цене.
— Министерство образования закупает специальные образовательные материалы.
— Государственные программы оплачивают некоторые устройства, выписанные лечащим врачом.
— Министерство социальной защиты закупает необходимое оборудование в реабилитационные центры.
— Работодатели могут предоставлять оборудование для своих работников.
Новости
АССИСТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Ассистивные технологии (АТ) — это широкий спектр средств и услуг, предназначенных для поддержания или повышения функциональных возможностей и автономности людей с различными нарушениями. Во всем мире АТ широко используются в практике специалистов, а также в повседневной жизни людей с различными функциональными ограничениями, открывая им больший доступ к общению, мобильности, самостоятельности, то есть к социальному участию. Специальное оборудование, например, кнопки-переключатели, адаптированные под физические возможности человека, помогают управлять бытовыми приборами, включать и выключать игры и музыку, а держатели, крепления и ограничители помогают закрепить домашние приборы, игрушки и приспособления так, чтобы человеку с двигательными нарушениями было удобно ими пользоваться.
Важнейшей частью АТ является альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) — научно обоснованный метод обучения и улучшения качества жизни людей, которые не могут общаться с помощью речи. В работе с детьми и взрослыми с тяжелыми нарушениями речи ассистивные технологии направлены на замену или поддержку речевой деятельности и создание способов, методик и материалов, помогающих им общаться, выражать себя и понимать окружающих.
АДК — это ключ к целому миру. Его нужно только правильно подобрать.
Проект «Мастерская ассистивных технологий» реализуется в «Пространстве общения» при поддержке Фонда Святого Григория и Фонда президентских грантов.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Поиск инновационных психолого-педагогических технологий формирования инклюзивного пространства.
Содержание: Информационно-компьютерные технологии. Ассистивные технологии. Педагогические технологии.
Образовательные и воспитательные процессы все активнее и во все большей мере сдвигаются в пространство современных средств коммуникации, пространство Интернет. Высокий уровень сложности формирования и развития инклюзивного образования принуждает теоретиков и практиков искать инновационные технологии и способы их реализации. Инновационность относится не только к компьютерным, виртуальным, сетевым, материально-техническим, но и к собственно психологическим и педагогическим технологиям. В научной и практической литературе под технологическими инновациями инклюзии прежде всего имеют в виду ассистивные технологии, информационно-компьютерные технологии (ИКТ), а также технологии дополненной, улучшенной реальности. Педагогические инновации подразумевают новые технологии межличностного взаимодействия. Таким образом, к инновационным психолого-педагогическим технологиям формирования инклюзивного образования следует отнести – 1) информационно-компьютерные технологии, 2) ассистирующие технологии, 3) педагогические технологии.
В этой связи рассмотрим инновационную инклюзивную деятельность в психолого-педагогическом аспекте.
Информационно-компьютерные технологии позволяют:
Создавать условия для развития безбарьерной образовательной среды. С помощью ИКТ можно разрабатывать и реализовывать такие форматы включения как: вебинары, (веб-лекции, веб-уроки), веб-игры, веб-тестирование и т.д.
Развивать достаточный уровень адаптивности образовательного пространства.
Совершенствовать и корректировать сопровождающую деятельность на основе включения информационно-компьютерных технологий в инклюзивный процесс.
Развивать индивидуальное сопровождение обучающегося с ОВЗ.
Расширять возможность доступа к дополнительному образованию.
Способствовать реализации индивидуальных образовательных потребностей в изменяющихся организационных условиях.
Информационно-компьютерные технологии в инклюзивном образовании решают две базовые задачи – интерактивные и дистанционные.
Решение интерактивных задач позволяет:
Устанавливать, поддерживать и развивать коммуникативные контакты.
Включаться в разнообразные социальные отношения за счет расширения сетевого присутствия участников инклюзивного образования.
Развивать и формировать расширенный диапазон жизненных компетенций.
Формировать учебный и дидактический материал, отвечающий индивидуальной образовательной траектории конкретного обучающегося.
Создавать в учебной группе вариативные и экспериментальные ситуации.
Осуществлять объективную оценку результатов обучения.
Решение дистанционных задач позволяет:
Получать равный доступ к образованию.
Быть включенным в учебный процесс.
Снимать пространственные и временные барьеры в процессе обучения.
Ассистивные технологии и технологии улучшенной реальности позволяют:
Снимать или облегчать физические затруднения, которые имеет обучающийся с ОВЗ, препятствующие получению равного доступа к образованию.
Снимать или облегчать психические затруднения, которые имеет обучающийся с ОВЗ, препятствующие получению равного доступа к образованию.
Снимать или облегчать психофизические затруднения, которые имеет обучающийся с ОВЗ, препятствующие получению равного доступа к образованию.
Преодолевать психологические и психосоматические барьеры;
Опорно-двигательные нарушения и расстройства;
Тактильные и сенсорные нарушения и расстройства;
Эмоционально-аффективные и волевые нарушения и расстройства;
Поведенческие нарушения и расстройства;
Когнитивные и речемыслительные нарушения и расстройства;
Нарушения и расстройства коммуникативной сферы.
Разработка инновационных педагогических технологий инклюзивного образования основывается на следующих принципах:
— Разработка концептуальных проблем инклюзивного образования. Такая разработка имеет весьма широкий круг вопросов и включает в себя философию и теорию образования, собственные проблемы педагогики и психологии, поле междисциплинарных исследований;
— Анализ и применение педагогического опыта. Использование педагогических наработок позволяет конкретизировать условия и ситуации применимости, проанализировать полученные результаты и определить степень их применимости в условиях конкретной образовательной организации.
Разработка инновационных педагогических технологий инклюзивного образования должна учитывать исторический и передовой педагогический опыт, изменения, которые вносят в образовательное пространство информационно-компьютерные и ассистивные технологии, реальные трансформации социально-экономической среды.
Современные педагогические технологии находятся в ситуации, когда необходимо искать инновационные способы сочетания компетентностного и личностно-ориентированного подходов к образованию на фоне бурного развития новых технологий.
В этом смысле педагогические технологии становятся одновременно средой и проводником компьютерных и ассистивных технологий в инклюзивную среду образовательной организации. Поэтому главной задачей педагогических технологий является смысловое преобразование технических новшеств и их включение в обучающий процесс таким образом, чтобы они решали задачу развития инклюзивной среды. Педагогические технологии становятся своего рода плавильным тиглем, в котором возникает принципиально новая, то есть инновационная образовательная инклюзивная среда.
Задачей специалиста психолого-педагогического сопровождения в этом смысле выступает творческое преобразование технических достижений в образовательные смыслы. Такая работа относится ко всему комплексу работ, с которыми специалист сталкивается в зонах своей ответственности.
Во-первых, это касается организационного аспекта его работы. В данном случае специалист должен предусмотреть влияние новых технологий на психологическое состояние обучающегося с ОВЗ. Это означает, что задачи изучения и сопровождения влияний новых технических устройств на психологический климат и педагогические условия специалисту следует рассмотреть по всем пунктам ИУП и СИПР.
Следует указать, что одним из эффективных средств формирования инклюзивной культуры образовательной организации является такая творческая деятельность, в которой в смешанных группах участвуют дети с ОВЗ и без ОВЗ выполняющие одно задание, действие, решающие общую задачу, совместно достигающие цели.
Совместность является определяющим условием развития инновационных педагогических технологий не только в творческой, но и в учебной деятельности. Так, например, педагогический опыт показывает высокую эффективность так называемых творческих лабораторий [1, с.380], в которых специалист сопровождения, ребенок и его родители совместно подготавливают творческую работу. Такой пример может быть распространен и на учебные ситуации в особо трудных вопросах.
Также одним из эффективных способов развития педагогических технологий в инклюзивном образовании является опыт наставничества. Дети с ОВЗ более старшего возраста могут помогать, обучать в мерах своей компетентности и опыта обучающихся с ОВЗ младшего возраста.
В любом случае специалист психолого-педагогического сопровождения должен помнить, что ограничения, который имеет особый ребенок, следует воспринимать как источник особых ресурсов психологического и педагогического развития. Как говорят сторонники нейро-лингвистического программирования, нет отрицательного ответа, любой ответ – это отклик на Ваше поведение, действие, слова. Изменяя, совершенствуя психологические и педагогические установки в работе с обучающимся с ОВЗ, можно добиться готовности нетипичного ребенка к полному включенному сотрудничеству.
Литература, рекомендуемая для обучения:
Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2015. – 528с.
Ассистивные технологии в обучении детей с НОДА
В статье идёт речь о вспомогательных, или ассистивных технологиях, используемых в обучении детей с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата).
Таким образом, включение детей с НОДА в образовательное пространство требует особой организации учебного процесса, в частности речь идет о:
К ассистивным технологиям для детей с НОДА относятся: инвалидные кресла-коляски, протезы, оптические очки, телевизионные субтитры, роботы-помощники и роботы телеприсутствия, лифты-подъемники для колясок, звуковые сигналы светофоров, а также пандусы и направляющие на дорогах, и многое другое. В процессе обучения используются такие средства, как: отслеживание головы, направления глаз, ножные манипуляторы-мыши, устройства перелистывания книг, виртуальные клавиатуры, шлемы для печатания на клавиатуре, специальные клавиатуры с разноцветными большими клавишами и др.
В нашей школе на уроках активно применяются все вышеперечисленные средства. Для каждого ребёнка создаётся индивидуальная программа сопровождения образовательного процесса. Это даёт возможность детям с тяжёлыми сочетанными нарушениями чувствовать себя более успешными и самостоятельными в процессе обучения, а также лучше адаптироваться в социуме.
Использование перечисленных средств в процессе обучения детей с ОВЗ значительно повысит уровень получаемых знаний и облегчит работу по передаче и восприятию необходимой информации. Ассистивные технологии особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они помогают компенсировать функциональные ограничения ребёнка и становятся инструментом, который закладывает основу для развития личности и облегчает процесс получения образования.
Вспомогательные технологии для обучения детей с ОВЗ
Что такое вспомогательные технологии?
К вспомогательным или ассистивным технологиям (от англ. assistive technologies) относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции[1].
Фактически любые инструменты, которые помогают в обучении, называют
вспомогательными технологиями. Инструмент или устройство, которое использует ученик с инвалидностью для выполнения задания, которого он не мог выполнить без этого инструмента/устройства, или позволяющее ему выполнить задание проще, быстрее или лучшим образом можно назвать вспомогательной технологией. Это может быть, как коммерческий продукт, так и что-то сделанное своими руками. Это может быть простая технология, как, к примеру, резиновая насадка для карандаша, или сложная технология, как компьютер.
Технологии в инклюзивном образовании решают две основные задачи:
Кому помогают вспомогательные технологии?
Любому ребенку с инвалидностью (от легкой формы до тяжелой) ВТ могут помочь. Есть технологии, которые помогают читать, писать, запоминать, ходить, сидеть, видеть, слышать, общаться. Каждый ребенок, которому нужна такого рода помощь, может получить пользу от использования вспомогательных технологий.
Чем вспомогательные технологии могут помочь ученикам?
Какие существуют услуги относительно вспомогательных технологий?
Это любые услуги, которые необходимы, чтобы помочь ученику получить или использовать вспомогательные технологии. Эти услуги включают в себя:
Существует несколько категорий вспомогательных технологий. Каждая из этих категорий направлена на развитие функциональных способностей учеников с инвалидностью. Некоторые из них приводятся ниже:
Инструменты, которые помогают в обучении: Электронные и неэлектронные устройства, например, калькулятор, корректор, портативное устройство для электронной обработки текста и компьютерные программы для учащихся, испытывающих сложности в обучении.
Инструменты, которые помогают справляться с ежедневными рутинными действиями: приборы и устройства, которые помогают самостоятельно есть, умываться, готовить еду, одеваться, убираться и следить за гигиеной. К таким инструментам относят, например, чашки с большими ручками, миски с резиновыми подложками, ложки с утяжеленными ручками, крючки для застегивания пуговиц.
Вспомогательные слуховые аппараты и устройства контроля внешних условий: Электронные и неэлектронные средства, например, приборы усиления, системы скрытых субтитров, системы предупреждения, предназначенные для не слышащих учеников или учеников с нарушениями слуха.
Инструменты дополнительной коммуникации: Электронные и неэлектронные устройства и программы, благодаря которым ученики с нарушениями речи имеют средство выражения и восприятия информации.
Компьютерный доступ и обучение: Устройства ввода и вывода, альтернативные устройства доступа, модифицированные или альтернативные клавиатуры, выключатели, специальные программы и другие устройства и программные решения, позволяющие ученику с ограниченными возможностями пользоваться компьютером.
Инструменты контроля внешних условий: Электронные и неэлектронные средства, например, выключатели, приборы контроля внешних условий и остальные инструменты, которые обеспечивают ученику с ограниченными возможностями максимальную независимость в процессе обучения.
Средства перемещения: Электронные и неэлектронные средства, например, инвалидные коляски (с ручным или электрическим приводом), ходунки, скутеры, предназначенные для личного перемещения.
Инструменты, помогающие овладеть начальными трудовыми и профессиональными навыками: Электронные и неэлектронные средства, например, анализ задач в рисунках, адаптированные держатели и часы, помогающие учащимся выполнить поставленные перед ними задачи по овладению начальными трудовыми и профессиональными навыками.
Инструменты для отдыха и развлечения: Электронные и неэлектронные средства, например, адаптированные книги, игрушки с адаптированными выключателями, компьютерные программы для самостоятельного участия в досуговых мероприятиях.
Инструменты, помогающие сохранить сидячее положение или иное положение тела: Адаптированные системы для сохранения сидячего положения или иного положения тела, позволяющие учащимся включаться в учебный процесс.
Сенсорные средства: Утяжеленные одеяла, утяжеленные жилеты, ручные головоломки, массажные подушки для учащихся, которым показана сенсорная диета.
Визуальные средства: Электронные и неэлектронные средства, например, лупы, калькуляторы с голосовым вводом, устройства для набора шрифта Брайля, адаптированные кассетные проигрыватели, ПО для озвучивания написанного на экране текста, устройства для конспектирования шрифтом Брайля – все это позволяет незрячим ученикам или ученикам с нарушениями зрения получать доступ к визуальной информации.
В США потребность учащегося во вспомогательной технологии определяется группой по разработке индивидуальной программы обучения. Как правило, прежде всего рассматривается возможность применения вспомогательной технологией или ее оценка. Как только определяется потребность во вспомогательной технологии, группа по разработке индивидуальной программы обучения описывает необходимую технологию в индивидуальной программе обучения.
При рассмотрении возможности применения вспомогательной технологии в ходе первоначальной и ежегодной оценки ИПО, группа по разработке индивидуальной программы обучения должна придерживаться Контрольного списка для рассмотрения возможности применения ВТ:
Процесс рассмотрения возможности применения вспомогательной технологии включает в себя пробный период использования такой технологии, что позволяет оценить потенциальную эффективность инструмента. Возможность испытать ВТ предлагается в классе или в школе.
В случае необходимости, к примеру, когда группа по разработке ИПО решает, что действующих модификаций и программ недостаточно для реализации потребностей ученика во вспомогательных технологиях в полной мере, проводится оценка потребности во вспомогательной технологии. Оценка также может проводиться по просьбе родителей учащегося.
Самое важное, что необходимо знать педагогу или школе, которые принимают решение использовать вспомогательные технологии в обучении детей с ОВЗ, технологии вторичны, первичны потребности каждого конкретного ребенка, которые те или иные технологии могут помочь удовлетворить.
Большинству людей технологии облегчают жизнь. Людям с инвалидностью вспомогательные технологии дают возможности!
Обзор подготовлен Е.В. Молюковой, менеджером отдела инклюзивного образования Региональной Общественной Организации Инвалидов «Перспектива» (г.Москва)
В рамках Проекта «Вспомогательные технологии в инклюзивном образовании» (2017гг)
Проект финансировался Фондом «Евразия»
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] Карпов А.А. Ассистивные информационные технологии на основе аудиовизуальных речевых ИНТЕРФЕЙСОВ //Труды СПИИРАН. 2013. Вып. 4(27). ISSN 2078-9181 (печ.), ISSN 2078-9599 (онлайн)