что такое апсайклинг в моде
Что такое апсайклинг и почему мир моды и шитья сходит по нему с ума
Что такое апсайклинг применительно к шитью и моде?
Апсайклинг (от англ. «upcycling», что можно перевести как «более широкое применение») — это повторное использование вещей с приданием им новой функциональности. Апсайклинг отличается от ресайклинга: ресайклинг — это полная переработка: так, например, поступают с ненужными пластиковыми бутылками, делая потом из них другой пластик. Апсайклинг же предполагает творческий подход с частичным сохранением исходной вещи, но её переделкой. В итоге вещь, подвергнутая апсайклингу, получает новую жизнь. С направленностью современного общественного сознания на заботу об экологии и грамотное использование ресурсов апсайклинг стал заметным трендом, и моды это тоже касается.
Применительно к шитью и моде апсайклинг — это переделка одежды, обуви, аксессуаров и создание из них вещей, которые можно использовать и дальше. И в этой интересующей нас сфере эта тенденция сегодня популярна как никогда.
В новом сезоне весна-лето 2021 апсайклинг обещает стать одним из главных трендов. Модели, произведённые с использованием переделанных вещей разной степени винтажности, остатков тканей из прошлых коллекций и так далее, представили Balenciaga и Marni, Miu Miu и Levis & Ganni, J. W. Anderson, Coach — список можно продолжать.
Вместе с миром моды по апсайклингу сходит с ума и мир шитья. Рукодельницы со всего мира перешивают и переделывают старые или ненужные, отжившие своё вещи, чтобы получить из них новые — полезные, модные и актуальные.
Платье из мужского пиджака своими руками
Чем же так хорош апсайклинг и почему он становится всё популярнее?
1. Это даёт возможность сохранить любимые вещи
Расстаться с любимыми вещами порой непросто, даже если они уже стали неактуальными или поизносились. Апсайклинг же даёт возможность продолжить жизнь этих вещей, чтобы они радовали нас и дальше.
Превращаем простую рубашку в необычную: 3 мастер-класса и 20 идей
2. Это творческий и очень интересный процесс
Придумать, как именно можно использовать вещи или вещь, и осуществить такую переделку — процесс, не менее интересный и захватывающий, чем шитьё с нуля. Фактически, любимое хобби, шитьё, с апсайклингом открывается ещё с одной стороны и даёт новые творческие возможности.
Как сделать новое из старого: instagram недели
3. Это может быть не слишком сложно
Конечно, такие переделки могут быть и весьма затейливыми, предполагающими наличие хороших навыков шитья, но нередко — совсем наоборот. Если опыта не очень много, можно попробовать слегка изменить исходную вещь, сохранить, например, сложные узлы, а переделать или добавить только некоторые детали.
Что можно сделать из старого пальто?
4. Это позволяет переосмыслить свой гардероб
Многие рукодельницы, которые уже увлечены апсайклингом, отмечают: стоит начать им заниматься, как остановиться становится сложно! И на собственный гардероб уже начинаешь смотреть по‑новому. Теперь, задумавшись о приобретении или шитье новой вещи, ты сначала исследуешь имеющиеся: нельзя ли что-то переделать? Кроме того, приятно, что одежда, сшитая некогда своими руками, благодаря переделкам продолжает жить и приносить пользу.
Интересные вещи и идеи по переделке одежды: instagram недели
5. Это позволяет экономить
Переделать имеющуюся вещь часто дешевле, чем купить новую или сшить её с нуля. Так что апсайклинг помогает экономить.
Шёлковая переделка: как перешить платье в ночную сорочку
6. Это важно для тех, кто думает об экологии
Если вы против бездумного потребления, вам близка «медленная мода», вы беспокоитесь об экологии и просто не любите выбрасывать вещи, которые ещё могут послужить, идеология апсайклинга наверняка окажется вам близка.
Идея переделки: футболка с цветным рукавом
7. Это модно!
Помимо прочих плюсов, апсайклинг — это модно! И, перекраивая старые джинсы в сумку-шопер, или делая из ненужного жакета новый, соответствующий последним тенденциям, жилет, вы точно можете знать, что вы не просто перешиваете вещи. Вы — в тренде!
Напоследок — ещё несколько наших материалов, посвящённых переделке вещей, с инструкциями или для вдохновения:
Перешить нельзя выбросить: 10 человек, которые вдохнули новую жизнь в старые вещи
8 необычных способов перешить мужскую рубашку
Интересные переделки одежды — вторая жизнь вещей: instagram недели
Что можно сделать из старой шубы? 12 ярких и практичных идей
Идея переделки: джинсы со смещёнными задними карманами
Сумка в технике апсайклинг из старых джинсов и остатков тканей
Что сделать из старых джинсов: 19 отличных идей
Метод Эллочки-людоедочки, или Как перешить мужскую рубашку в женскую
Что такое апсайклинг и у каких марок искать новые вещи из старых тканей
Перешивом винтажной одежды и использованием забытого на складах текстиля уже занимаются крупные модные бренды, но некоторые молодые марки строят на этом весь свой бизнес. Знакомимся с экологичной инициативой поближе
Вторая совместная коллекция Ganni x Levi’s с денимом из конопляного волокна, которая не так давно поступила в продажу в России — тоже пример экологичного модного запуска. Однако куда интереснее их первая работа: в 2019-м году бренды создали коллекцию из винтажных джинсов Levi’s 501, которую нельзя было купить. Только арендовать на срок до трех недель. Услуга была доступна в Великобритании и США и была успешной среди покупательниц, что и привело к следующему сотрудничеству марок. Апсайклинг-коллекция для аренды Ganni X Levi’s Апсайклингом занимаются и небольшие марки, специализирующиеся только на этом подходе. Один из самых узнаваемых брендов — французский 1/OFF: он уже сотрудничает с английскими универмагами Selfridges и Harvey Nichols, а также с миланским концепт-стором 10 Corso Como. Его основательница Рене ван Вейнгаарден на наш вопрос о том, с чего начались ее эксперименты с люксовым винтажем, вспомнила, что первым продуктом был тренч, полученный из сшитых вместе юбки и короткой куртки. «Вообще, идея создать бренд возникла после того, как я осознала, что есть еще много хороших вещей из высококачественных тканей, которые немного устарели. Сначала мы меняли их по частям, а позже стали использовать новые дизайнерские решения для соединения схожих винтажных айтемов», — рассказывает Рене.
Главные объекты для творчества для Рене и ее команды — сотрудников и нанятых на аутсорсе портных — это вещи Burberry, Yves Saint Laurent, Chanel, Ralph Lauren. У производств даже есть своя специализация. Например, за перешив твидовых жакетов отвечают «две талантливые дамы». «У нас очень маленькая команда, поэтому мы работаем 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, чтобы заставить бизнес функционировать», — признается Рене и подчеркивает, что за полтора года существования 1/OFF они добились внушительных успехов. И уже вызвали интерес не только покупателей и универмагов, но и люксовых брендов, с одним из которых готовят коллаборацию, о чем сообщили нам по большому секрету.
Переместимся в Англию: там бренд Art of Football переосмысляет футбольную эстетику и объединяет спортивных болельщиков по всему миру. В последние несколько лет марка сконцентрировалась на апсайклинге мерча, и недавний их дроп смог заинтересовать глянцевые издания. В нем серые базовые свитшоты были дополнены 110-ю шарфами футбольных болельщиков с названиями знаменитых и не очень команд.
Старые вещи на новый лад: что такое апсайклинг и как он помогает в создании неординарного дизайна
Что такое апсайклинг
Концепция вторичного использования вещей и slow fashion — не просто одна из главных тенденций последних лет, это та норма, к которой, по мнению экспертов, должна стремиться индустрия. «Проблемы экологии и перепроизводства уже затронули все сферы жизни, и мода не исключение. Эпоха fast fashion с еженедельным обновлением гардероба уходит в прошлое, уступая место осознанному потреблению и производству», — говорит Алина Долинина, основательница Have A Rest.
Апсайклинг — создание из старых вещей новых — один из основных принципов экологически устойчивого подхода. Апсайкл-бренды используют для своих коллекций нераспроданные или бракованные вещи, обрезки ткани, одежду из секонд-хендов и многое другое, творчески перерабатывая старую вещь в новую. Например, из стоковых запчастей, которые обычно утилизируют, можно собрать комплектующие для нового чемодана, как сделал бренд smart-чемоданов Have A Rest в коллаборации с дизайнером KSENIASCHNAIDER.
Как бренды вредят экологии
Производство одежды (особенно в масс-маркет-сегменте) наносит серьезный ущерб окружающей среде — на модную индустрию приходится пятая часть всего объема загрязнения пресной воды на Земле. Прибавьте к этому пугающую статистику: только в 2020 году Burberry уничтожили вещи из прошлых коллекций на 36,5 млн долларов, а H&M ежегодно сжигали 12 тонн нераспроданных товаров. Пандемия привела к тому, что после работы над коллекциями весна-лето 2020 у модных Домов осталось огромное количество неиспользованного и нераспроданного материала: речь о 140–160 миллиардах евро, что минимум вдвое больше обычного.
Все это говорит о необходимости пересмотреть подход к производству и потреблению, и апсайклинг — один из доступных уже сегодня способов решения проблемы перепроизводства. Кроме того, с приходом осознанного потребления покупателям становится важно не только качество вещей, но и ценности, которые транслирует бренд, а устойчивому развитию и сокращению экологического следа отводится ключевое значение.
Дедсток как источник вдохновения
К счастью, уже сейчас существует масса способов работы с дедстоком — нераспроданными остатками коллекций. Вещи могут перешиваться в новые — это апсайклинг. Также вещи могут проходить ресайклинг — перерабатываться в сырье. Один из самых известных примеров — пряжа Econyl из старых рыбацких сетей, пластика и отходов производства. Еще один способ дать вторую жизнь старым вещам — это даунсайклинг. Его применяют для материалов, которые невозможно переработать полностью: вещи измельчаются и используется как набивка для одежды, мебели и игрушек.
«Апсайклинг и ресайклинг — наша история. Мы в Have A Rest давно хотели сделать eco-friendly линейку и в коллаборации с KSENIASCHNAIDER создали чемоданы, корпус которых изготовлен из переработанного пластика. На аксессуар в размере S ушло 60 ПЭТ-бутылок, а в размере L — 130. Также мы использовали стоковые детали и запчасти, которые обычно утилизируют», — рассказывает Алина Долинина.
Идея «круговой» моды, вторичного использования и переосмысления вещей привлекает не только молодых дизайнеров. Постепенно практику апсайклинга перенимают крупнейшие бренды класса люкс, которые в недалеком прошлом попросту выкидывали или сжигали нереализованные товары. Достаточно вспомнить пальто Balenciaga из «шнуркового меха», лоскутную верхнюю одежду Marni из кусочков старых тканей или линейку Upcycled by Miu Miu из винтажной одежды 30-80-х годов, чтобы увидеть уверенное движение индустрии в сторону экологичного подхода.
А чего только стоит выход ASAP Rocky на последнем Met Gala! Рэпер появился на красной дорожке в разноцветном лоскутном одеяле, найденном дизайнером ERL в секонд-хенде, а пользовательница Инстаграма узнала в вещи одеяло своей прапрабабушки.
Преимущества апсайклинга
Очевидное преимущество апсайклина — сокращение экологического следа и sustainable-подход. Однако помимо этого апсайклинг — это еще и про эксклюзивность и выдающийся дизайн.
«Использовав в линейке eco-friendly чемоданов Holo Trip стоковые детали и переработанные материалы, мы получили по-настоящему особенный продукт. Корпус не только создан из переработанных ПЭТ-бутылок, но и имеет голографический эффект: чемодан меняет свой цвет в зависимости от угла, под которым на него смотришь. А стоковые детали и запчасти стали ярким акцентом. Обычно их утилизируют, ведь они не подходят для идеальной модели. Мы решили использовать эту неидеальность и в качестве бонуса получили невероятно крутой дизайн! А коллекция еще и стала самой популярной и продаваемой среди наших покупателей, путешественников из разных стран мира», — поделилась Алина Долинина.
Иногда с помощью апсайклинга дизайнеры создают настоящие арт-объекты, а иногда стараются сделать практичные и удобные вещи, которые займут место в повседневном гардеробе. В любом случае ценна уникальность и история, которая стоит за одеждой и аксессуарами, обретшими «вторую жизнь» благодаря старым вещам, трансформировавшимся в новую форму.
Текст: Екатерина Кухтина
Уроки кройки и шитья: что такое upcycling и кто строит бизнес на вторичном производстве одежды
Как стать адептом апсайклинга
У каждой практики осознанного потребления есть свои особенности, плюсы и минусы. Но кое-что их объединяет (и это не только желание сделать мир лучше) — ни у одной из них нет приличного перевода на русский язык. Взять хотя бы чудовищное слово «састейнабилити», аналогов для которого в великом и могучем так и не нашлось. Казалось бы, повезло ресайклингу, который можно назвать «переработкой». Но здесь в дело вмешиваются еще два понятия — апсайклинг (upcycling) и даунсайклинг (downcycling), которые в общем-то тоже про переработку. Но разница между ними есть. В процессе даунсайклинга (или даунциклинга) утилизируют отходы, превращая их во вторичное сырье более низкого качества (например, ветошь), переработать которое повторно уже нельзя. Если первоначальный материал не теряет в качестве, то это как раз апсайклинг. А в случае, когда сырье меняется до неузнаваемости, корректнее всего говорить именно о ресайклинге. То есть если вашу футболку сделали из пластиковых бутылок, то это ресайклинг, если вы, поносив ее, отправили вещицу на тряпки, то это даунсайклинг. Ну а если вы обрезали старые джинсы, превратив их в шорты, то поздравляем: вы — адепт апсайклинга.
Апсайклинг в России долгое время воспринимали с осторожностью, как и в целом вторичное потребление. Сам термин upcycling появился относительно недавно — примерно в середине 1990-х. А активно вошел в употребление в 2002 году после выхода книги Уильяма Макдонаха и Майкла Браунгарта «Cradle to Cradle: Remaking the Way We Make Things» — авторы как раз предлагали продлевать жизненные циклы вещей. Но назвать новым само явление язык не повернется, так или иначе люди прибегали к практике апсайклинга на протяжении всей истории. Инструкции, как подарить новую жизнь старым вещам, или, как сказали бы мы сегодня, лайфхаки, можно было встретить и 40 лет назад. Например, издания вроде «Энциклопедии для девочек» предлагали перешивать износившиеся платья по три–четыре раза. В советские времена такие практические советы были, разумеется связаны не с осознанностью, а с банальным товарным дефицитом. Отчасти поэтому апсайклинг в России долгое время воспринимали с осторожностью, как и в целом вторичное потребление. «Б/у», «секонд», «с чужого плеча» — долгое время бытовало мнение, что апсайклинг, да и винтаж — удел тех, кто не может позволить себе новую одежду.
К счастью, ситуация постепенно меняется. Уже 10 лет назад в России появилась платформа Second Friend Store. Ее основательница Анна Любан отмечает: «Рост вторичного рынка одежды наблюдался всегда, но очень медленный — примерно 3–5% в год. Сильный скачок произошел в 2016–2017 годах, когда на российском рынке стали появляться новые маркетплейсы для перепродажи одежды, обуви и аксессуаров. За последние пару лет рынок сильно вырос и оценивается примерно в 100 миллиардов рублей в год. И дальше он будет только расти».
Согласно исследованиям РБК, прогнозируемый рост российского ресейла рынка сейчас составляет от 15 до 30% в год. К ресейлу постепенно подтягивается и апсайклинг — в апреле Second Friend Store выпустили коллекцию с дизайнером Тиграном Аветисяном. Ни одна вещь в коллекции под названием Last Season не была создана с нуля — Тигран взял за основу одежду, которая уже была на сайте, и нанес на нее принты. Коллаборацию представили в поп-ап корнере в «Цветном», но позже ее можно будет приобрести и на сайте. При этом спрос в Москве и Санкт-Петербурге все равно будет выше всего — по данным основателей бренд, аудитория SFS за пределами столиц составляет всего 15%. «В регионах до сих пор царят стереотипы о том, что носить вещи, бывшие в употреблении, — это значит признать свою финансовую несостоятельность», — говорит Анна.
Мы должны помнить о том, что базовый принцип sustainability — достойная оплата труда.
Отчасти поэтому апсайклинг в России пока не пошел в массы. Зато это направление активно развивают небольшие локальные марки. Причем они работают в разных сегментах — от самых демократичных до категории upper-middle. На «Авито», например, можно найти магазинчик Manicure Vampire — ребята увлекаются пэчворком и смело сочетают несочетаемое — например, три вида клетки на одной юбке. По похожему принципу работают москвичи Dog Rose — они сшивают разные части от старых рубашек, лонгсливов, платьев и даже курток — а в итоге получают не монстра Франкенштейна, а очень стильные вещи (солдаут в инстаграме марки случается регулярно).
Бизнес на переделке
Но дальше всех пошли, кажется, подруги Ольга Немушкова и Ксения Ярема. В 2019 году им в голову пришла идея запустить собственную апсайкл-марку. За основу всех дизайнов было решено взять классический пиджак — один из самых сложных по конструкции предметов гардероба. Бред получил название Pijmak — от шутливо исковерканного «пижмака». Девушки находят архивные пиджаки и жакеты, полностью деконструируют их и превращают в новые творения. Стоимость одной вещи Pijmak колеблется в районе 30 тысяч рублей, но клиентов марки это вполне устраивает. «Люди считывают, что это сложные деконструированные вещи, а за брендом стоит целый мир. К тому же мы фактически сами растим эту аудиторию — два года назад апсайклинг не пользовался такой популярностью. Мы убедились, что производить качественный апсайклинг гораздо сложнее, чем отшивать с нуля. Так что мы считаем, что наши изделия продаются по справедливым ценам, если не по низким. Мы же еще должны помнить о том, что базовый принцип sustainability — достойная оплата труда. Для нас это ключевое, и оплата работы портных составляет существенную часть себестоимости», — рассказывают основательницы бренда.
Наша цель — построить экономику замкнутого цикла в России. Для этого отходы должны снова поступать в оборот.
Все больше в сторону повторного использования вещей смотрят и крупные мировые бренды. Только прошлой осенью апсайкл-коллекции выпустили Balenciaga и Miu Miu. К ним присоединился даже меховой бренд Yves Salomon. Его основатель Ив Саломон говорит: «Как бренд мы решили взять на себя инициативу по защите планеты, сократив производство и запустив коллекцию YS Army Pieces. YS Army Pieces — это не только повторно используемые и переработанные меха, но и задействование уникальной винтажной военной формы французской армии». Неудивительно, что французские компании (включая конгломерат LVMH) ищут все новые способы заняться апсайлингом — недавно Франция приняла закон, запрещающий захоронение и сжигание нераспроданных коллекций.
В России ситуация пока не столь радужная. По данным Российского экологического оператора, захоронению подвергаются более 90 % коммунальных отходов, 5 % среди них — как раз текстиль. Однако гендиректор компании, созданной в рамках государственной экологической политики, Денис Буцаев настроен оптимистично. «Наша цель — построить экономику замкнутого цикла в России. Для этого отходы должны снова поступать в оборот, а не на захоронение. К 2030 году объем ТКО, которые идут на полигоны, должен снизиться на 50%. Конечно, для этого нужна инфраструктура по сбору, переработке и утилизации отходов по всей стране — от контейнеров для раздельного сбора до крупных экотехнопарков», — рассказал Forbes Life Буцаев.
При этом масштабировать до государственного уровня только апсайклинг довольно затруднительно — поэтому в рамках целой страны работать могут только все три экологические инициативы — ресайклинг, апсайклинг и даунсайклинг.