что такое апейрон в учении анаксимандра

АПЕЙРОН

Полезное

Смотреть что такое «АПЕЙРОН» в других словарях:

АПЕЙРОН — АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, от ἀ отрицательная частица и πέρας конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско платоновском словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие… … Античная философия

апейрон — протовещество Словарь русских синонимов. апейрон сущ., кол во синонимов: 2 • материя (50) • … Словарь синонимов

АПЕЙРОН — (греч. apeiron бесконечное беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в Физике … Большой Энциклопедический словарь

АПЕЙРОН — (греч. Α отрицательная частица, peiron предел, конец) понятие древнегреческой философии, обозначающее ‘беспредельное’. В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) ‘беспредельное’ исполняло роль значимого космогонического… … История Философии: Энциклопедия

АПЕЙРОН — (греч. а отрицательная частица, peiron предел, конец) понятие древнегреческой философии, обозначающее «беспредельное». В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) «беспредельное» исполняло роль значимого космогонического… … Новейший философский словарь

Апейрон — (греч. ἄπειρον, «бесконечное, беспредельное») понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Апейрон у Анаксимандра является основой мира и существует в… … Википедия

апейрон — (греч. ápeiron бесконечное, беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в «Физике». * * * АПЕЙРОН АПЕЙРОН (греч. apeiron … Энциклопедический словарь

АПЕЙРОН — понятие, введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что … Тематический философский словарь

Апейрон — (греч. áреiron бесконечное) в философии Анаксимандра неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Понятие А. было шагом вперёд в выработке понятия материи по сравнению с отождествлением перво вещества с одним каким либо… … Большая советская энциклопедия

Источник

Апейрон

Согласно Александру Афродизийскому, апейрон — это нечто промежуточное между воздухом, водой, огнём и землёй. Пифагорейцы называли апейроном беспредельное бесформенное начало, которое вместе с противоположным ему «пределом» является основой сущего.

Некоторые историки философии, возводящие происхождение материализма к древнегреческим мыслителям, указывают, что понятие апейрон стало одним из первых выражений для идеи о неопределённой субстанции, в дальнейшем приведшей к возникновению философского понятия материи. При этом выделяются «две линии материализма»: атомистическая, возводимая к Демокриту, согласно которой материя дискретна, состоит из конечных определённых атомов, являющихся пределом делимости вещества, и возводимая к Аристотелю, согласно которой материя есть сплошная неопределённая протяжённость, потенциально делимая до бесконечности. При учёте такого разделения понятие апейрон оказывается, действительно, в некотором смысле предшественником аристотелевского определения материи.

Содержание

Интересные факты

Есть мнение, что понятие «апейрон» было введено не самим Анаксимандром, а Платоном или Аристотелем, пересказывавшими его учение. (Лебедев, 1978)

См. также

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Апейрон» в других словарях:

АПЕЙРОН — (от греч. apeiron беспредельное, безграничное, безмерное) единственное вещественное первоначало и первооснова всего сущего (Анаксимандр). Истолкования: «мигма» смесь (земли, воды, воздуха и огня); «метаксю» нечто среднее (между огнем и воздухом) … Философская энциклопедия

АПЕЙРОН — АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, от ἀ отрицательная частица и πέρας конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско платоновском словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие… … Античная философия

апейрон — протовещество Словарь русских синонимов. апейрон сущ., кол во синонимов: 2 • материя (50) • … Словарь синонимов

АПЕЙРОН — (греч. apeiron бесконечное беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в Физике … Большой Энциклопедический словарь

АПЕЙРОН — (греч. Α отрицательная частица, peiron предел, конец) понятие древнегреческой философии, обозначающее ‘беспредельное’. В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) ‘беспредельное’ исполняло роль значимого космогонического… … История Философии: Энциклопедия

АПЕЙРОН — (греч. а отрицательная частица, peiron предел, конец) понятие древнегреческой философии, обозначающее «беспредельное». В ранних мифологических картинах мира (Веды, школа орфиков и т.д.) «беспредельное» исполняло роль значимого космогонического… … Новейший философский словарь

апейрон — (греч. ápeiron бесконечное, беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев синоним материи. Анализ понятия дан Аристотелем в «Физике». * * * АПЕЙРОН АПЕЙРОН (греч. apeiron … Энциклопедический словарь

АПЕЙРОН — понятие, введенное Анаксимандром для обозначения бесформенного первовещества, из которого состоят все вещи. Бесконечное многообразие вещей и миров возникло путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы. Этот термин обозначает то, что … Тематический философский словарь

Апейрон — (греч. áреiron бесконечное) в философии Анаксимандра неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Понятие А. было шагом вперёд в выработке понятия материи по сравнению с отождествлением перво вещества с одним каким либо… … Большая советская энциклопедия

Источник

Что такое апейрон в учении анаксимандра

что такое апейрон в учении анаксимандра. back. что такое апейрон в учении анаксимандра фото. что такое апейрон в учении анаксимандра-back. картинка что такое апейрон в учении анаксимандра. картинка back. АПЕЙРОН — АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, от ἀ отрицательная частица и πέρας конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско платоновском словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие… … Античная философия что такое апейрон в учении анаксимандра. glass. что такое апейрон в учении анаксимандра фото. что такое апейрон в учении анаксимандра-glass. картинка что такое апейрон в учении анаксимандра. картинка glass. АПЕЙРОН — АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, от ἀ отрицательная частица и πέρας конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско платоновском словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие… … Античная философиячто такое апейрон в учении анаксимандра. content. что такое апейрон в учении анаксимандра фото. что такое апейрон в учении анаксимандра-content. картинка что такое апейрон в учении анаксимандра. картинка content. АПЕЙРОН — АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, от ἀ отрицательная частица и πέρας конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско платоновском словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие… … Античная философия что такое апейрон в учении анаксимандра. glass. что такое апейрон в учении анаксимандра фото. что такое апейрон в учении анаксимандра-glass. картинка что такое апейрон в учении анаксимандра. картинка glass. АПЕЙРОН — АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, от ἀ отрицательная частица и πέρας конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско платоновском словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие… … Античная философиячто такое апейрон в учении анаксимандра. forward. что такое апейрон в учении анаксимандра фото. что такое апейрон в учении анаксимандра-forward. картинка что такое апейрон в учении анаксимандра. картинка forward. АПЕЙРОН — АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, от ἀ отрицательная частица и πέρας конец, предел), термин древнегреческой философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско платоновском словоупотреблении означает также «неопределенное, неоформленное» (отсутствие… … Античная философия

«Беспредельное» [«апейрон»] в философии Анаксимандра

Согласно порядку, принятому в истории философской мысли, об Анаксимандре говорят вслед за Фалесом и уж потом повествуют об Анаксимене. Но если иметь в виду логику идей, то скорее приходиться «расположить» Анаксимена на одной «ступеньке» с Фалесом (ибо «воздух» в теоретико-логическом смысле — всего лишь двойник «воды), тогда как мысль Анаксимандра поднимется на иную ступеньку, к более абстрактному облику первоначала. Принципом всех принципов, началом всех начал этот философ объявляет «апейрон», что по-гречески значит «беспредельное».

До рассмотрения этой важнейшей и очень перспективной идеи греческой философии — несколько слов сказать о самом Анаксимандре. С его жизнью, как и с жизнью Фалеса, связывают по крайней мере одну более или менее точную дату — второй год 58-й Олимпиады, т.е. 547-546 г. до н.э. Считают (свидетельство Диогена Лаэртия), что в то время Анаксимандру было 64 года и что он вскоре скончался (1; 116). А выделяют эту дату потому, что, согласно исторической легенде, то был год, когда появилось написанное Анаксимандром философское прозаическое сочинение. Но хотя в его сочинении о природе предпочтение впервые было оказано прозаическому языку, оно, как свидетельствуют древние, было написано вычурной, высокопарной и торжественной прозой, близкой скорее к эпической поэзии. Это говорит о том, что жанр научно-философского, более или менее строгого, обстоятельного сочинения, рождался в трудных поисках.

Образ философа Анаксимандра, который вырисовывается из исторических свидетельств, в общем и целом укладывается в очерченный ранее тип античного мудреца. Ему, как и Фалесу, приписывают целый ряд важных практических достижений. Например, сохранилось свидетельство, согласно которому Анаксимандр руководил колониальной экспедицией (апойкией) — выселением граждан из Милета в одну из колоний на Черном море; называлась она Аполлонией (свидетельство Элиана — 3; 116). Кстати, выселение в колонию было сугубо практическим, правда в ту эпоху уже привычным, делом; нужно было отобрать людей для выселения, снарядить их всем необходимым и сделать это толково, быстро, оперативно. Вероятно, милетянам Анаксимандр казался человеком, подходящим для такого дела.

Анаксимандру, как и Фалесу, приписывают целый ряд инженерно-практических изобретений. Например, считают, что он построил универсальные солнечные часы, так называемый гномон. По ним греки определяли равноденствие, солнцестояние, времена года, время суток.

Анаксимандр, как полагают доксографы, прославился также некоторыми географическими сочинениями. Свидетельство Агафемера: „Анаксимандр Милетский, ученик Фалеса, первым дерзнул начертить ойкумену на карте; после него Гекатей Милетский, человек много путешествовавший, внес в нее уточнения, так что она сделалась предметом восхищения» (6; 117). Аналогично свидетельство Страбона (Там же). Анаксимандру приписывают и такое очень интересное по тем временам новшество: считается, что он одним из первых, если не первый, на медной доске попытался изобразить Землю. Как именно он нарисовал нашу планету — неизвестно, но важен факт: возникла мысль на рисунке-схеме «представить» то, что увидеть непосредственно нельзя — Землю как целое. То были образ и схема, очень близкие общемировоззренческому «охвату» мира философской мыслью.

Анаксимандр, как и Фалес, подвизался в астрономии: высказывал догадки о форме Земли и других светил. Для астрономических взглядов Анаксимандра как античного философа и ученого характерно, что он отваживается назвать целый ряд цифр, относящихся к светилам, к сравнительным величинам Земли, звезд, других планет. По свидетельству Симпликия, излагавшего мнения философов, Анаксимандр утверждал, например, что «Солнце равно Земле, а круг, из которого оно имеет отдушину и которым несомо по кругу, в двадцать семь раз больше Земли» (21; 125). Проверить или обстоятельно доказать утверждение Анаксимандра в те времена было совершенно невозможно. Почему он называл именно цифру «27», неизвестно, хотя вероятно, какие-то наблюдения за светилами или математические расчеты в подтверждение своего мнения Анаксимандр приводил. Цифры, как мы знаем сегодня, названы им абсолютно неточные — даже порядок цифр не соответствует действительности. Но, тем не менее, историки науки и философии связывают именно с этой попыткой Анаксимандра первые шаги количественной астрономии. Ибо ценна сама попытка установить количественные соотношения для пока недоступного человеку космоса. Лунное кольцо Анаксимандр тоже отважился количественно соотнести с кольцом Земли. (22; 125). С точки зрения сегодняшней астрономии это опять-таки не более чем фантазия. Относительно самой Земли Анаксимандр строит подобные же догадки. Согласно некоторым свидетельствам (Псевдо-Плутарх), Анаксимандр уподоблял форму Земли барабану каменной колонны (10; 118. 25; 125).

В математике Анаксимандру приписывается создание общего очерка геометрии, т.е. подытоживание геометрических знаний древних. Впрочем, содержание геометрических идей Анаксимандра осталось неизвестным.

Если последующие века скорее развенчали, чем подтвердили славу Анаксимандра как астронома, то сделанный им шаг на пути преобразования идеи первоначала до наших дней сохранил значение величайшего и перспективного интеллектуального изобретения. Вот свидетельство Симпликия: „Из полагающих одно движущееся и бесконечное [начало] Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемник и ученик Фалеса, началом и элементом сущих [вещей] полагал бесконечное (апейрон), первым введя это имя начала. Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы» (9; 117).

Что же такое апейрон, это приписываемое Анаксимандру понятие, введенное им, как считается, в первом прозаическом сочинении о природе? Апейрон в понимании Анаксимандра — начало материальное, но вместе с тем неопределенное. Идея эта — результат развертывания внутренней логики мысли о первоначале: раз есть различные стихии и раз кто-то последовательно возводит каждую из основных в ранг первоначала, то, с одной стороны, стихии как бы уравниваются, а с другой — одна из них неоправданно предпочитается. Почему, например, берется вода, а не воздух? Так рассуждал — вопреки Фалесу — Анаксимен. Почему воздух, а не огонь? Так — уже вопреки им обоим — думал Гераклит. Почему огонь, а не земля? И не придать ли роль первоначала не одной какой-то стихии, а всем им вместе? Так потом будет рассуждать Эмпедокл. Но ведь не обязательно последовательно проходить эти логически возможные стадии. Если сопоставить все варианты (в пользу воды, воздуха, огня), каждый из которых опирается на какие-то достаточно веские аргументы, все же окажется, что ни у одного из них нет абсолютной убедительности перед другим. Не напрашивается ли отсюда вывод, что на роль первоначала нельзя выдвигать ни отдельную стихию, ни все их вместе? Однако и после поистине героического «прорыва» мысли к апейрону на целые века еще будет сохранять власть над умами древних философов исходная логика, апеллирующая к определенному, качественному, хотя «в-себе» уже абстрактному первоначалу.

Анаксимандр сделал дерзкий шаг к понятию неопределенно-бескачественного материального. По своему содержательному философскому смыслу апейрон как раз и являлся таковым. Вот почему неопределенность как характеристика первоначала была крупным шагом вперед философской мысли по сравнению с выдвижением на первый план какого-то одного, определенного материального начала. Апейрон — еще не понятие материи, но ближайшая перед ним остановка философствования. Поэтому Аристотель, оценивая мыслительные попытки Анаксимандра и Эмпедокла, как бы приближает их к своему времени и говорит: „. они, пожалуй, толковали о материи» (9; 117).

Апейрон означает «беспредельное», «безграничное». Само это прилагательное соотносится с существительным περας, или «предел», «граница», и частицей α, которая означает отрицание (тут — отрицание границы). Итак, греческое слово «апейрон» образуется так же, как и новое понятие о первоначале: посредством отрицания качественных и всяких иных границ. Вряд ли осознавая истоки и следствия своего выдающегося интеллектуального изобретения, Анаксимандр по существу показал: первоначало — не некоторая особая материальная реальность, а специфическая мысль о материальном мире; и потому каждая следующая логически необходимая стадия в раздумьях о первоначале образуется философской мыслью из философской же мысли. Исходный шаг — абстрагирование материального как общего, но остаточное привязывание его к определенному, качественному уступает место отрицанию. Слово «апейрон» — было ли оно заимствовано Анаксимандром из бытового словаря древних греков или создано им самим — как нельзя лучше передает генезис философского понятия беспредельного.

В этом понятии как бы заключена попытка ответа еще на один вопрос, который также должен^ был возникнуть со времени Фалеса. Ведь первоначало должно было объяснить рождение и гибель всего, что есть, было и будет в мире. Значит, должно быть нечто, из чего все возникает и во что все разрешается. Иными словами, первопричина, первооснова и рождения, и гибели, и жизни, и смерти, и возникновения, и уничтожения сама должна быть постоянна, неуничтожимо, т.е. бесконечна во времени. Античная философия четко представляет различие между двумя состояниями. Одно отмечено рождением и смертью. То, что есть, когда-то возникло и когда-то погибнет — оно преходяще. Преходящи каждый человек, каждая вещь. Преходящи состояния, которые мы наблюдаем. Преходящее многообразно. Значит, есть множественное, и оно же — преходящее. Первоначалом, по логике этого рассуждения, не может стать то, что само является преходящим — ибо тогда оно не было бы первоначалом для другого преходящего.

В отличие от тел, состояний, людей, отдельных миров, первоначало не погибает, как погибают те или иные вещи и миры. Так рождается и становится одной из самых важных для философии идея бесконечности, как бы составленная и из идеи беспредельности (отсутствия пространственных границ) и из идеи вечного, непреходящего (отсутствия временных границ).

Источник

Милетская школа. Взгляды философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена

Философы милетской школы стали одними из первых создателей в Древней Греции математических, астрономических, физических и биологических понятий и догадок, а также сконструировали первые научные приборы, описали модель небесной сферы.

К Милетской философской школе относят трех философов: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, которые жили в Милете и оставили после себя труды, вошедшие в структуру философского знания.

Фалес

Из своих представлений о мире Фалес сделал вывод, что вода является первоначалом всего. У Фалеса вода являлась разумной и божественной. Философ отмечал, что вода необходима как живым организмам, так и неживой природе, под влиянием воды тела меняют размеры.

Анаксимандр

Анаксимандр был учеником Фалеса и выдающимся мыслителем своего времени. Он отличался своими математическими и географическими знаниями, продолжил самостоятельно начатую Фалесом космологическую теорию. Анаксимандр считается греческим прозаиком и первым философским писателем.

В отличие от философов, которые выбирали качественно определенное первоначало (Фалес – воду, Анаксимен – воздух), Анаксимандр выбрал неопределенно-бескачественное материальное начало. Он считал, что, если есть различные стихии и каждую из них кто-то производит в ранг первоначала, то, с одной стороны, эти стихии находятся в равном положении, а с другой – каждая из стихий, которая предлагается в качестве первоначала, неоправданно предпочитается другой.

Из апейрона Анаксимандр выделял основные противоположности, взаимодействие между которыми образуют вещи и миры — это холодное и тёплое, затем влажное и сухое. Так из сухого и холодного образуется земля, из влажного и холодного – вода, из влажного и горячего – воздух, из сухого и горячего – огонь.

Анаксимандр помещает космос в математизированное пространство, которое определяется геометрическими отношениями.

По представлениям философа, Земля находилась в жидком состоянии, после частичного высыхании на ее поверхности появились живые существа. Люди первоначально зародились в воде и были покрыты чешуей, как рыбы, затем они вышли на сушу.

Анаксимен

Анаксимен был убежден, что существует неограниченная во времени и пространстве материя. Все вещи созданы из одной первоосновы. Этой первоосновой Анаксимен считал воздух.

Для Анаксимена Земля располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил. Анаксимен считал, что Земля не одна во Вселенной, т.е. предполагал наличие других планет. По мнению Анаксимена, все небесные тела плоские как лист и имеют под собой опору в виде лежащего под ними воздуха. Благодаря плоской форме «Земля не рассекает находящейся под ней воздух, а запирает его, а он, лишённый пространства, достаточного для перемещения, остаётся неподвижен».

Источник

Что такое апейрон в учении анаксимандра

Anaximander and the Origins of Greek Cosmology.

К несчастью, то, что Аристотель и Теофраст говорили нам о to a ] peiron Анаксимандра, слишком скудно, и так зависит от их собственных концептуальных схем, что обзор свидетельств поднимает больше вопросов, чем мог бы решить. Существует однако, один хороший источник информации, не принадлежащий доксографической традиции –это значение слова a ] peirov в ранней греческой литературе.

rar указывает на точку, с которой движение вперед приведет к концу. Таким образом, pera > w (как peraio > w ) постоянно используется для обозначения прохождения водного пространства на другую сторону; наречие pe > ran точно отсылает к тому, что лежит «поперек (от края до края)»:

nai>ousi pe>rhn aJlo ]>Hlidov a]nta. ( B 626)

Буквальное значение – «что не может быть пересечено из конца в конец» – легко переходит в другое – «безмерное, огромное». Такой переход значений является полным во многих гомеровских пассажах, которые повествуют о «неисчислимом выкупе» ( ajperei > si j a ] poina ), о «бесчисленных козах» ( i 118: ai

gev ajpeire > siai ), о «неизмеримой толпе» плакальщиков ( W 776: dh

mov ajpei > rwn ) и даже о «бесконечном сне» Одиссея ( h 286: u [ pnon ajpei > rona ). Во всех таких гиперболизациях присутствует идея великой длины, массы или количества.

…Оно само, по всей видимости, есть начало [всего] другого, все объемлет и всем управляет, как говорят те, которые не признают, кроме бесконечного, других причин, например, разума или любви. И оно божественно, ибо бессмертно и неразрушимо, как говорит Анаксимандр и большинство физиологов. (8. Arist .1. )

Наше обсуждение фрагмента Анаксимандра и ранняя концепция природы как ko > smov должна пояснить, что подразумевается под таким универсальным управлением вещами. Мы видели, что в добавление к сущему и жизненному источнику, из которого возникает субстанция мира и внешний предел, который окружает и определяет границы тел в космосе, to a ] peiron есть также постоянная, сходная с божественной сила, которая обуславливает ритмичную циклическую жизнь этого мира. Таким образом, это не только идея хорошо отрегулированного космоса, которым Греция обязана Анаксимандру, но также и тот, кто его регулирует, Космический Бог. Эти две идеи идут вместе. Поскольку концепция натурального мира как единого целого характеризуется через порядок и равновесие, в результате возникает единственная в своем роде идея монотеизма, известная классической античности. Бог греческих философов не идентичен миру; но его Десять заповедей есть Закон Природы и его откровение прочитывается в вечно-движущихся циклах солнца, луны, планет и звездной сферы.

[1] Фразой ejp j ajpei > rona gai

[2] Pei > rata земли: Q 200 = 301, d 563; земли или моря: Q 478.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *