что такое антагонисты и протагонисты
Антагонист: кто это такой, примеры и значение, виды, зачем нужен в истории
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Включая очередной фильм или сериал, зритель в первую очередь хочет следить за историей главного героя. Именно его приключения лежат в основе сюжета, к нему подключается публика и за него переживает.
Но чтобы герой выглядел по-настоящему сильным и интересным, повествованию нужен еще и злодей. Роберт Макки сказал: «Ваш герой хорош настолько, насколько хорош его антагонист».
И это, безусловно, так. Только хороший антагонист, может по-настоящему раскрыть героя. Он стрит козни, расставляет препятствия, которые герою нужно преодолеть. А ведь именно преодоление проблем показывает истинную силу протагониста.
А раз так, то давайте в этом материале подробней поговорим о злодее – антагонисте.
Цели и задачи антагониста
Итак, кто такой антагонист?
Антагонист – это персонаж, который по каким-то своим причинам не хочет, чтобы герой достиг своей цели. И так как мы говорим о драматическом персонаже, то антагонист не может просто сидеть и надеяться, что герой сам сдастся: он обязательно начинает действовать.
Обратите внимание, что антагонист никогда не делает герою зло, просто чтобы сотворить пакость. Такие злодеи есть только в совсем детских мультиках. У антагониста всегда есть собственная цель. Мотивированная и обоснованная. Просто его цель и цель героя несовместимы. Если один дойдет до конца, у второго уже не получится.
Это можно рассмотреть на примере условной романтической комедии. Допустим, у нас есть девушка, в которую влюблен герой-неудачник. Но у нее уже есть жених, который на первый взгляд лучше протагониста. Богаче, умнее, красивее.
Они оба хотят заполучить сердце девушки, но если победит один, второй уже не сможет добиться своей цели.
На этом же примере можно понять, что антагонист далеко не всегда злодей. Более того, в истории, рассказанной с его точки зрения – он герой.
Представим тот же самый сюжет, но уже глазами богатого жениха. Он много работал, добился в жизни успеха, нашел себе девушку, которую полюбил. И вдруг из ниоткуда появляется какой-то неудачник, например, чистильщик бассейнов, который в наглую пытается отбить его невесту. С такой точки зрения – это наш герой настоящий злодей.
Как отличить антагониста от протагониста?
Последняя мысль предыдущего раздела показывает, что на самом деле не всегда просто отличить героя от антагониста.
Хорошо, если моральные акценты заданы изначально: вот этот персонаж хороший, а вот этот плохой. За плохими персонажами интересно наблюдать, но всерьез ассоциировать себя с ними не будет никакой зритель.
А что делать, если у каждого персонажа своя правда. И оба находятся где-то в серой зоне морали: как наши влюбленные в одну девушку парни. Между этими персонажами слишком много общего и слишком небольшая разница.
И героем станет тот, к кому сценарист решит подключить зрителя. Мы считаем героем того персонажа, которому больше эмоционально сопереживаем. А сопереживаем мы тому, кого считаем лучше.
Именно поэтому, у каждого антагониста рано или поздно проявляются серьезные отрицательные черты.
Да, жених из нашего примера, богат, красив и умен, но…
Из всех сценарных теоретиков подробнее всего создание антагониста рассматривает Роберт Макки. В своей книге «История на миллион долларов», он посвятил этим персонажами целый раздел. Если вы хотите изучить этот вопрос всесторонне и во всех подробностях, обязательно ознакомьтесь с этой книгой.
Что-то всегда обязательно вскрывается. Может не в начале сюжета, а где-нибудь во втором акте. Какая-то черта, какой-то недостаток с которым зрители не согласны мириться. И это не случайно, это точный расчет сценариста. Если присмотреться внимательней, то можно увидеть, что в этом же сценарии герой:
Разумеется, в сценарий не нужно вставлять все сразу. Даже одного такого момента может быть достаточно, чтобы однозначно объяснить зрителям, кто здесь герой, а кто «злодей».
Какими могут быть антагонисты
Антагонисты были в историях всегда. За всю историю литературы, живописи, кинематографа и компьютерных игр было придуманы миллионы разнообразных злодеев, разных уровней и масштабов. Начиная от злых богов Древней Греции и заканчивая хулиганом-одноклассником.
Пытаться подогнать их всех под какую-то классификацию – дело бесполезное. Но некоторые общие черты у части антагонистов выделить все же можно. Понятно, что это будет не полный список, а скорее самые частые из встречающихся видов.
Подлинный злодей
К этой категории можно отнести всех злобных колдунов и тиранов живущих в темных замках на обрыве скалы или вершине горной гряды.
Основная черта всех этих антагонистов – они абсолютное зло. И не скрывают этого.
Имератор Палпатин (Звездные Войны), Доктор Ноу (007 Доктор Ноу), Джокер (Темный Рыцарь), Антон Чигур (Старикам тут не место) – все это примеры подлинных злодеев.
Нужно понимать, что когда мы говорим о настоящем злодее, речь не всегда идет о кровавых боевиках или триллерах. Истинный злодей может быть и комедийным.
Главное, чтобы с первого взгляда на такого персонажа зритель понимал – это плохой человек. Так что грабители-балбесы из «Один дома», Круэлла Девиль из «101 долматинца» и Мистер Бернс из «Симпсонов» такие же подлинные злодеи как и Воландеморт (Гарри Поттер) или Ганс Грубер (Крепкий Орешек).
Популярность этого вида антагонистов лежит в глубинах человеческой психологии. Всем людям иногда хочется полностью отдаться во власть своих пороков и начать творить зло. Выпуская пар. Возвращая давние обиды. Просто развлекаясь.
Если человек не психопат, он никогда не поддастся этому желанию. Но как бы хотелось хотя бы одним глазком посмотреть, каково это?
Тут на помощь и приходят истинные злодеи.
Часто злодеи ассоциируются у зрителей с плоскими и клишированными персонажами. Но на самом деле это не обязательно должно быть так. Оставаясь ярым приверженцем сил зла, такой антагонист вполне может быть многогранным и интересным. Достаточно просто обратить внимание на примеры из этого блока. В большинстве своем – это больше чем просто страшно смеющийся мерзкий старикашка в темном замке.
«Обыкновенный» антагонист
Это как раз богатый жених из нашего примера романтической комедии.
Обыкновенный персонаж, имеющий как свои недостатки, так и видимые плюсы. Он антагонист только в этой истории. В любой другой он мог бы быть героем.
Взять хотя бы персонажа Сергея Безрукова Ираклия из «Иронии судьбы. Продолжение». По сути, в нем нет ничего явно плохого. Он не злодей. И не портит другим жизнь ради развлечения. Просто он не тянет на героя именно в этом повествовании. Именно события этого сюжета раскрывают его негативные черты.
Он просто жертва обстоятельств.
Точно также, например, в фильмах о знакомстве жениха с родителями («Почему он?», «Знакомство с родителями», «Угадай кто?») отец невесты никак не тянет на истинного злодея. Он просто заботливый папа, который пытается уберечь свою дочь.
Характерной особенностью такого антагониста является, то что в конце он чаще всего делает правильный вывод. Понимает, почему был не прав. И смиряется с поражением.
Групповой антагонист
Антагонистом в истории может быть как один персонаж, так и какой-то социум. А может даже общество в целом.
Речь идет о персонажах-бунтарях. Тех, кто идет против системы. Тех, кто отличается от остальных. Внешним видом, поведением, жизненными целями.
Хороший пример, группового антагониста можно найти в фильме Эдварт Руки-Ножницы. Странный, бледный, искусственно созданный Эдварт не может влиться в розовое, штампованное общество пригорода.
И в итоге все жители восстают против него.
Точно также групповым антагонистом выступают жители Вероны в шекспировской трагедии «Ромео и Джульета». Весь город, поделенный на два враждующих клана против их отношений. Общество никогда не примет их любовь.
Похожие тропы можно найти во «Франкенштейне», «Выпускнике», «Бриолине», «Бунтаре поневоле», «Пролетая над гнездом кукушки». Среди отечественных фильмов можно, например, вспомнить «Дурака» Быкова, советскую экранизацию «Чучело» и кино времен перестройки «Беспредел».
Внутренний антагонист
Внутренний антагонист появляется, когда персонаж сам себе враг. Такой герой сам делает себе хуже. Хотя он это понимает, он не может остановиться.
Внутренний антагонист создает долгоиграющие проблемы герою. Поэтому такой вид злодея внутри персонажа очень любят сценаристы сериалов. Сам с собой человек может бороться несколько сезонов, то побеждая, то проигрывая. И за этим очень интересно смотреть.
Чтобы сделать героя врагом самому себе, его нужно либо наделить сложным внутренним конфликтом, либо дать ему зависимость, с которой он не может справиться.
В качестве человека с внутренним конфликтом, можно привести пример с героем сериала «Друзья» Чендлером Бингом. У этого персонажа сильный внутренний конфликт – он на протяжении всего сериала пытается найти себе девушку, для длительных отношений. Но в итоге сам все рушит, потому что не верит, что в отношениях можно быть счастливым (сказалась детская травма, нанесенная разводом родителей).
В итоге каждый раз, делая шаг в сторону своей мечты, он уже через минуту пугается и отступает назад. Именно поэтому он столько раз порывал и снова начинал встречаться с Дженис. Именно поэтому он устроил скандал и оттолкнул от себя Кейти. И так далее.
Если же говорить о персонаже, который сам себе враг из-за зависимости, то в голову сразу же приходит другой телевизионный герой – Доктор Хаус. Он наркоман, сидящий на сильных обезболивающих. Он понимает, что эти обезболивающие порт его жизнь. Он не раз сталкивается с последствиями своей наркомании. Но его страх перед возможной болью настолько силен, что он готов пожертвовать всем в своей жизни, лишь бы никогда ее не испытывать.
Силы антагонизма
Антагонист не обязательно должен быть персонифицированным персонажем. Это вполне может быть некая сила, обстоятельства мешающие главному герою достичь своей цели. В таком случае правильней будет говорить не об «антагонисте» а именно о «силах антагонизма».
Лучше всего силы антагонизма иллюстрируют фильмы-катастрофы «2012», «Послезавтра», «Экипаж», «Армагеддон» и так далее. В большинстве из них главную опасность для героя – это природа. А у природы, разумеется, нет задачи уничтожить конкретно этого главного героя. Это просто сила, которая разрушает все на своем пути.
Точно также силами антагонизма могут быть и, например, некие обстоятельства, которые герой не может контролировать. Чтобы понять, о чем мы, освежите в памяти замечательный фильм с Георгием Вициным – «Неисправимый лжец». В нем герой попадает в неприятности из-за серии забавных совпадений. В этом никто не виноват. А силой антагонизма в этом случае выступает – случайность.
Протагонист: кто это такой и в чем его отличие от антагониста
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Кто такой протагонист? И в чем его главная задача в сюжете?
Протагонист – это главный герой истории. Персонаж, который двигает историю. У него есть цель, он к ней двигается, не смотря на препятствия и тем самым создавая сюжет.
Изначально считалось, что протагонистом обязательно должен быть положительный герой. А противостоит ему всегда антагонист – отрицательный персонаж. Но очень быстро стало ясно, что это совсем не обязательное условие.
Протагонист может быть и антигероем, и даже злодеем, а антагонист наоборот – хорошим приятным человеком. Например, в «Преступлении и наказании» Достоевского протагонист – это Родион Раскольников. Этот персонаж мало того что убийца, но и как человек в целом не очень. И тем не менее он главный герой романа. А противостоит ему правильный и умный пристав Порфирий Петрович, который, тем не менее, антагонист этого произведения.
Термин протагонист появился еще в древней Греции от слияния греческих слов «первый», «состязаюсь» и «борюсь». Так как этот термин неразрывно связан со сторителлингом, он используется везде, где есть история: в литературе, кино, компьютерных играх.
Протагонист, антагонист или антигерой? Кто есть кто?
Из-за похожести этих терминов начинающие сценаристы часто их путают. Поэтому давайте еще раз подробнее разберем каждый из них и поймем наконец, кто есть кто.
Как мы уже сказали выше, протагонист – это главный герой фильма, сериала, книги или компьютерной игры.
Антагонист – это тот, кто мешает протагонисту достичь своей цели. Условно говоря «злодей» этой истории. Подробнее про антагониста мы рассказывали в одноименном материале.
А антигерой – это персонаж, который пытается добиться своей цели, часто положительной и доброй, используя не совсем законные и моральные методы. Например, Бетмен – это антигерой. Его цель благородна – очистить город от бандитов. Но вот методы… Бетман запугивает и избивает преступников. Это одновременно и незаконно, и плохо с моральной точки зрения. Другой персонаж комиксов Каратель пошел еще дальше – он просто убивает бандитов. Но по той же причине. Он тоже антигерой.
Также антигероями могут быть грязные полицейские, мошенники, аферисты, грабители и так далее.
Антигерой может быть как протагонистом, так и антагонистом в сюжете. Кроме того он может быть вообще второстепенным персонажем.
Остап Бендер (Арчил Гомиашвили «12 стульев), Флетчер Рид (Джим Керри «Лжец Лжец»), капитан Джек Воробей (Джонни Депп, «Пираты Карибского моря») – протагонисты антигерои. Кейбл (Джош Бролин «Дедпул 2») – антагонист антигерой. Дедушка Стен (Алекс Хирш «Гравитти Фолз») – второстепенный антигерой.
Как создать протагониста
Основная задача протагониста – двигать сюжет от начала к финалу. А потому главный герой обязательно должен быть персонажем действия.
Большинство протагонистов активные сами по себе. У них есть четкая, важная для них цель и они изо всех сил стремятся ее достичь. Но даже если герой сам по себе пассивен, чтобы сюжет состоялся, что-то должно заставлять его действовать.
Это может быть другой герой, как это, например, сделано в комедии «Холоп». Главному герою Грише ничего не надо. Но ему приходится действовать благодаря давлению другого персонажа — психолога Левы. Такую же ситуацию можно наблюдать в фильме «Где находится Нофелет?», где робкого героя Владимира Меньшова все время принуждает к действию персонаж Александра Панкратова-Черного.
Также можно вынудить действовать пассивного героя, через возникающие помимо его воли обстоятельства. Например, в фильме «Большой Лебовский» протагонист Чувак – очень пассивный персонаж. Но с ним постоянно происходят какие-то приключения, на которые он вынужден реагировать. Похожую схему можно увидеть в советском фильме «Неисправимый лгун» с Георгием Вициным. Там тоже весь сюжет построен на случайных совпадениях, в которые герой попадает помимо своей воли.
Очень часто начинающие сценаристы, стремясь осознать, что такое протагонист, спрашивают: какие бывают виды или типы протагонистов. На самом деле, вся история кинематографа показывает, что главными героями могут выступать совершенно разные персонажи. Их конечно можно классифицировать по каким-либо признакам, (например, протагонисты мужчины, протагонисты женщины, и протагонисты не люди), но это никак не поможет написать сценарий. А потому наш совет не пытаться делить такое широкое понятие на какие-либо категории.
Всегда ли протагонист – главный герой?
Последнее время современные теоретики предпринимают попытки разделить понятия «протагонист» и «главный герой». Это связанно с появлением все более сложных историй. Так в проектах «Мстители» и «Игра престолов» невозможно понять кто протагонист. А в том же «Холопе» задачи протагониста разделены между персонажами Гриши и Левы. С одной стороны зрители следят за сюжетной аркой Гриши, так что вроде он протагонист. С другой, сюжет двигает Лева.
Чтобы не возникало такой путаницы, сценарные теоретики и пытаются разработать два разных определения для героя и протагониста. Но пока общего понимания в этом вопросе нет.
Что такое ложный протагонист?
Ложный (или фальшивый) протагонист – это драматический прием, при котором зрителям сначала заявляют одного персонажа как главного героя, но потом переключают внимание на другого.
Впервые этот прием широкой общественности представил Альфред Хичкок в своем культовом фильме «Психо». Первые сорок пять минут ленты зрители думают, что главной героиней ленты будет героиня Джанет Ли — Мэрион Крэйн. Но дальше, этот персонаж вдруг умирает, а фокус смещается на героя Энтони Перкинса – Нормана Бейтса.
С тех пор такой фокус с обманом зрителя прочно вошел в обиход киноделов.
Например, в начале мультфильма «Семейка Крудс» кажется, что протагонистом истории будет девочка по имени Гип, которая идет против воли отца Груга. Но потом становится понятно, что именно Груг главный герой.
Основная ловушка этого приема в том, что ложный герой может показаться зрителям интересней чем настоящий. И тогда они потеряют интерес к истории.
Ложные герои также встречаются и в литературе и в компьютерных играх. Например, в фантастическом цикле Джеймса Кори «Экспансия» (так же известному как «Пространство») первая глава в книге зачастую ведется от имени персонажа, который в дальнейшем становится второстепенным героем. А из компьютерных игр можно вспомнить «Metal Gear Solid 2», в которой главный герой предыдущих игр серии Солид Снейк задержался всего не несколько уровней, а главным героем внезапно оказался другой оперативник – Райден.
Каким должен быть характер протагониста?
Такой вопрос часто задают начинающие сценаристы.
На самом деле, протагониста может быть любой характер. Главное, чтобы он помогал автору рассказывать придуманную им историю. Список черт присущих герою можно продолжать бесконечно. Они бывают смелые, трусливые, хитрые, туповатые, добрые, эгоистичные, ворчливые, доброжелательные, любвеобильные и тд.
Единственное ограничение: старайтесь не наделять героя качествами, которые сделают приключения героя слишком легким. Если у протагониста будет навык позволяющий без проблем справиться с любой проблемой, это, скорее всего, создаст проблему с поддержанием интереса у зрителя к такой истории.
Персонажей, у которых есть все необходимые навыки для решения проблем по щелчку, называют «Мери Сью». В некоторых случаях такие герои могут быть даже в хороших фильмах. Например, Люк Скайуокер в «ЗВ. Новая Надежда» — Мэри Сью. Но это скорее исключение из правил. И если вы только начинаете свой творческий путь, лучше держаться от таких протагонистов подальше.
Как выстроить отношения протагониста с другими персонажами?
В хорошем сюжете, каждый персонаж имеет свое предназначение. Нельзя добавить какого-нибудь второстепенного и героя просто так. Подробнее о том, какие роли могут выполнять те или иные персонажи мы уже писали в одном из предыдущих материалов.
Если же говорить о взаимосвязи второстепенных персонажей и главного героя, то тут есть два аспекта на которые нужно обратить внимание.
Первой аспект: как второстепенные герои относятся к цели протагониста. По этому критерию их можно четко разделить на тех, которые:
Даже если, кажется что какой-то персонаж ничего не делает, скорее всего это не так.
Например, лучший друг героя, может не участвовать напрямую в битве главного героя за сердце возлюбленной. Но если он просто с ним говорит, ободряет его, может, подсказывает новые планы завоевания – этого уже достаточно. Ясно, что он помогает протагонисту достичь желаемого.
А если этот же персонаж, после очередной неудачи, начинает говорить что-то вроде: «Ну и забей на нее. Свет клином на этой крале не сошелся», то этим он потворствует желанию героя сдаться. То есть мешает герою дойти до цели.
Другой аспект взаимодействия протагониста и второстепенных персонажей напрямую связан с так называемым «принципом лампы». Это старый сценарный прием, при котором характер протагониста «высвечивается» через других персонажей.
Представим, что герой находится в темной комнате. Зритель его не видит. Но вокруг героя стоят второстепенные персонажи, с маленькими ручными фонариками. Каждый из них может подсветить только часть протагониста, но все вместе они делают героя полностью видимым.
Создавая дополнительного персонажа, сценарист обязательно должен думать, а какую новую черту характера или особенность поведения высветит этот герой у протагониста.
Топ 10 лучших протагонистов в истории кино по версии AFI
В 2003 году Американский институт киноискусства (AFI) опубликовал список из 100 лучших героев и злодеев, появившихся в кино за XX век (по 50 на категорию). Представил этот список Арнольд Шварцнеггер, чей персонаж терминатор Т800 вошел сразу и в топ героев, и в топ злодеев.
Целиком этот список мы приводить не будем (его легко можно найти в Интернете), но первую десятку озвучим.
Часть этих героев известна и в России, а с другая относится к классике Голливуда. Если вы всерьез намерены связать свою жизнь со сценаристикой, будет совсем не лишним ознакомиться с этими фильмами.
Кто такой антагонист? Кто такой протагонист? Почему они всегда враждуют
Антагонист по ходу сюжета может перестать быть «противником» героя. А протагонист по воле автора способен превратиться в антагониста. Например, Аникан Скайуокер из «Звездных войн» в первых эпизодах выступает главным героем, а в последующих становится главным злодеем космической саги.
Какие бывают антагонисты?
Кадр из фильма-катастрофы «Послезавтра» (2004)
Тайлер Дерден в исполнении Брэда Питта в фильме «Бойцовский клуб» (1999)
Если в произведении действует антигерой, то его антагонист может быть положительным персонажем.
Кто такой ложный протагонист?
Случается, что автор сознательно обманывает читателя или зрителя, пользуясь их привычкой выделять какого-то героя в качестве протагониста. К примеру, так сделано в фильме «Психо» Альфреда Хичкока: сценарист вводит в сюжет ложного протагониста, заставляя думать, что это и есть центральный персонаж.
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕР! Если вы еще не смотрели «Психо», лучше закончите чтение здесь.
Что такое антагонисты и протагонисты
Антагонист и протагонист
Антагонист – это основной противник протагониста. Он оказывает противодействие главному герою, мешая ему достичь цели. Конфликт антагониста с протагонистом – основная движущая сила в книге.
Сюжет литературного произведения предусматривает наличие целой системы персонажей (главного героя, второстепенных, вне сценических, эпизодических персонажей). Для её образования нужны как минимум два героя. Их эквивалентом может служить «раздвоение» персонажа. (к примеру, в миниатюре Д. Хармса из цикла «Случаи»: на примере Семена Семеновича без очков и в очках).
Кто такой антагонист и какая его роль в произведении
В роли антагониста может выступать целая группа персонажей (к примеру, противостоящая главному герою банда) или отдельный персонаж. Им может быть и обезличенная сила, с которой ведёт сражение герой (техногенная катастрофа, стихийное бедствие, общество в целом).
Говоря простыми словами, антагонист – отрицательный персонаж, протагонист – положительный. Но так происходит далеко не всегда. Порой противник главного героя вовсе не всегда является отрицательным персонажем. Он может преследовать благородные цели или попросту заблуждаться.
Приведём несколько примеров антагониста как противника главного героя:
• Долохов в произведении «Война и мир» – противник Пьера Безухова;
• силы природы в «Мцыри» Лермонтова – противодействие основному персонажу.
Кто такой протагонист и какая его роль в произведении
Протагонист – доминантная фигура (главный герой), человек с активной жизненной позицией. У такого персонажа должны иметься хотя бы незначительные шансы на исполнение желания. В противном случае протагонисты не вызывали бы такого интереса у читателя. Антагонист (их антипод) тоже не обязательно внушает исключительно отрицательные эмоции. К примеру, в романтической комедии в этом качестве выступают объекты любви главной героини. Основной соперник положительного персонажа должен быть «объёмной», сильной личностью. Ведь если протагонист будет заведомо превосходить антагониста по уму, ловкости и другим качествам, конфликт произведения окажется слишком слабым. Читатель сразу же поймёт, что победу в противоборстве одержит именно протагонист.