что такое анимация в туризме
Туристская анимация: сущность, цель, задачи, функции
В чем суть туристской анимации?
Туристский терминологический словарь определяет термин «анимация» как комплекс оперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени, организации развлечений и спортивного проведения досуга, а анимационное обслуживание как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов[53, с. 14].
А.С. Кусков в учебном пособии «Гостиничное дело» определяет анимацию как стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной, досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение, под туристской анимацией он понимает разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплекс, отель) или на транспортном средстве (круизный теплоход, поезд, автобус и т. д.), или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т. д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга[34, с. 119].
Анимационный процесс, таким образом, может быть представлен следующим образом :
Рис. 1 Анимационный процесс [ 34, с. 117]
В соответствии с вышеприведенным определением, основными ключевыми понятиями, составляющими сущностную характеристику термина «туристская анимация» и уточняющими ее содержание, являются: сервис, анимация, анимационный сервис, досуг, рекреация. Остановимся на них еще раз.
Досуг в социологическом словаре трактуется как совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом. То есть под досугом понимается средство, с помощью которого происходит вос-становление сил и работоспособности человека. Одним из наиболее активных и интересных видов досуга является туризм.
В связи с этим анимационная деятельность отличается рядом характерных черт: осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп; обусловлена национально-этическими, региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей; отличается глубокой индивидуальностью; носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.
В практике анимационного сервиса можно выделить следующие функции туристской анимации:
* адаптационная функция, позволяющая перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
* компенсационная функция, освобождающая человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
* стабилизирующая функция, создающие положительные эмоции и стимулирующая психическую стабильность;
* оздоровительная функция, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;
* информационная функция, позволяющая получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;
* образовательная функция, позволяющая приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
* совершенствующая функция, приносящая интеллектуальное и физическое усовершенствование;
* рекламная функция, дающая возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, туркомплексе, отеле, турфирме и т. д. [14, с. 8-15; 34, с. 119].
Т.Н. Третьякова делит все функции на три группы: психологические, педагогические и рекламные. В целом базовые функции туристской анимации выглядят следующим образом:
Рис. 2 Основные функции туристской анимации[52, с. 72]
Немаловажной в этой схеме является экономическая функция, которая отсутствует в классификациях других авторов. Ее суть в том, что анимация как туристская услуга преследует цель активного продвижения туристического продукта на рынке туристских услуг, что способствует росту доходности, прибыльности туристского бизнеса за счет повышения качества обслуживания туристов и расширения количества предоставляемых услуг.
Таким образом, в настоящее время анимационный сервис начинает занимать одно из ведущих мест в структуре туристского продукта и туристской деятельности, так как решает ряд функций как по отношению к потребителям, так и по отношению к самому туристскому предприятию.
Разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, разновидностей анимационных программ и мероприятий. Различие толкований понятий «анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с многообразием существующих форм и программ анимационной досуговой деятельности. Это разнообразие сказывается как при формировании туристских маршрутов и в гостиничном бизнесе, так и вообще в организации досуга людей в современной жизни: в странах, городах, городских управах и муниципалитетах, парках, клубах и ассоциациях, организациях и учебных заведениях. Разграничим эти понятия (рисунок 3).
Что касается туристской и гостиничной анимации, то они тесно связаны с рекреационной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах и санаториях, так и специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, в отвлечении их от повседневных забот, в повышении настроения и т. д., иными словами, в восстановлении жизненных сил и энергии [9, с. 53].
При подготовке туристских анимационных программ учитываются многие особенности, позволяющие провести программу наиболее интересно, а именно: национальность туристов; их возраст (детские, молодежные, зрелого возраста, третьего возраста, комбинированная); пол (женская, мужская, совместная); численность (индивидуальная, групповая, массовая); активность участия туристов (активная, пассивная). Кроме того, туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):
Такая анимационная программа представляет собой ценообразующий фактор в турпродукте. Обычно эти программы предназначены для индивидуальных или однородных туристских групп, объединенных одним духовным интересом (профессиональным, хобби). Перечислим основные разновидности таких анимационных программ: культурно познавательные и тематические; фольклорные, литературные, музыкальные, театральные, искусствоведческие, научные, фестивальные, карнавальные, спортивные. Или, например, турпоездки, организованные для любителей игры в казино по казино центрам, расположенным в разных странах.
Также существует несколько иная типология туристской анимации, представленная в таблице 1.
Она добавляет ко всем видам анимации приставку «оздоровительная», подчеркивая тем самым выполнение анимацией оздоровительной и рекреационной функций. Соответственно, целевыми установками каждого из видов анимации будут являться туризм и туристские соревнования, спортивные состязания и занятия спортом, зрелищные мероприятия, познавательная и экскурсионная деятельность [10, с. 15].
Виды туристской анимации | Формы анимационных занятий |
Туристско-оздоровительная | Поход, слет, туристские соревнования |
Спортивно-оздоровительная | Спортивные соревнования, фитнес, эстафеты, спартакиады |
Зрелищно-оздоровительная | Праздник, конкурс, фестиваль, карнавал, ярмарка, дискотека |
Познавательно-оздоровительная | Экскурсии, лекции, беседы, викторины, состязания знатоков и др. Обучение видам спорта, танцам, ремеслам и т. д. |
Комплексная | Комбинированная экскурсия, поход выходного дня, участие в шоу-программе и др. |
Выбор конкретных форм анимационно-досуговой деятельности, представленных на рисунке 4, зависит от возможностей материально-технической базы отеля, его месторасположения и наличия инфраструктуры, контингента отдыхающих, уровня профессиональной подготовки работников досуговой сферы [9, с. 57].
Наиболее традиционными формами организации досуга являются спортивно-массовая работа, экскурсионная работа, показы кинофильмов, проведение вечеров отдыха.
Переходя к рассмотрению анимационного сервиса как нового направления в организации досуга отдыхающих, необходимо отметить, что анимационно-культурная деятельность наиболее полно представлена на Западе. За рубежом постепенно увеличивается объем свободного времени у населения, а, следовательно, идет процесс качественного увеличения досуговых программ и услуг. Индустрия развлечений начала там развиваться более полувека назад, результатом чего является развитая система организации досуга. Наиболее всего в этом деле преуспели США, Канада, страны Западной Европы (Германия, Франция, Дания, Бельгия, Нидерланды, Финляндия).
Туристский анимационный сервис наиболее развит в курортных зонах, где он способствует повышению аттрактивности туристских путешествий и качества отдыха. В курортных зонах всего мира существует четкое осознание того, что особая роль принадлежит организации досуга отдыхающих: игровым мероприятиям, активным соревнованиям, различным шоу и праздникам и т. д. На Западе основной деятельностью анимационного сектора являются ежедневные программы развлечений, включающие в себя ассортимент бесплатных услуг анимации для взрослых и детей.
Несмотря на то, что анимационная база каждого отеля имеет свои особенности, все услуги анимационного типа можно структурировать следующим образом (таблица 2).
Стандартные | Дополнительные | Эксклюзивные |
Детский городок, игровые автоматы | Прокат велосипедов, роликов, скутеров | Скалодром |
Детская комната | Теннисные корты | Пейнтбол-клуб |
Бассейн, водные шоу и игры | Стрельба из лука и арбалета | Роллердром |
Волейбольная площадка | Баскетбольная площадка | Батут |
Пляж | Парк | Компьютерный клуб |
Дискозона/танцпол | Дайв-центр (снорклинг) | Автодром |
Гримерная и место ди-джея | Пневматический тир | Армрестлинг-клуб |
Спорткомплекс | Клубная песня-гимн | Мини-аквапарк |
У каждого объекта туристского размещения имеется своя ежедневная развлекательная программа, структура которой зависит от количества и контингента отдыхающих, расположения объекта, персонала, графиков питания, экскурсий и др. Анализ опыта стран с успешно развивающейся туристской отраслью показывает, что в индустрии развлечений требуются качественные программы, дорогостоящее и высококачественное оборудование, новые подходы в управлении, высококвалифицированный персонал.
Любой способ проведения досуга хорош только тогда, когда он психологически оправдан. Людям, чья работа требует постоянного напряжения, полезен отдых-разрядка, снимающий усталость и стрессы. Некоторые люди наоборот нуждаются в активизации своих сил. Кроме того, в анимационной деятельности в обязательном порядке следует учитывать и половозрастные особенности контингента отдыхающих. Отсюда необходимость разработки целенаправленных программ, предполагающих задействование культурно-досуговых учреждений, находящихся в данной местности. Чем разнообразнее программа отдыха, тем она интересней. Это особенно актуально при разработке анимационных программ для детей.
Анимационный сервис базируется на нескольких ключевых компонентах. С учетом благоприятных внешних условий формула реализации анимационного проекта выглядит следующим образом (рисунок 5).
Ежедневная программа анимации при объекте размещения может включать в себя:
1) спортивные игры и соревнования для взрослых (аэробика на пляже или в бассейне, волейбол, водное поло, дартс, армрестлинг, настольный теннис, стрельба из лука и пневматического пистолета и др.);
2) детские программы (игры и конкурсы в детском городке и бассейне, вечерние развлекательные программы, тематические праздники);
Итак, разнообразные анимационные программы, сочетающие в себе все виды анимации и которые воплощают в жизнь энергичные и доброжелательные, тактичные и высококвалифицированные творческие работники анимационной команды, способствуют улучшению имиджа учреждения, наделяют его конкурентными преимуществами, и гарантируют возврат клиентов в данный отель, так как клиент вернется именно в понравившееся ему место.
По итогам первой главы отметим, что предпосылками возникновения туристской анимации, в ее современном понимании, являются негативные последствия индустриализации и урбанизации. Анимация в туризме представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с туристами в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие.
Существенным стимулом интенсификации туристского спроса выступает сочетание культурно-досугового и рекреационного туризма и учёт внутренних факторов анимации.
Разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, разновидностей анимационных программ и мероприятий.
Выделяют следующие основные направления и формы организации анимационной деятельности:
Туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):
Анимация в туристской деятельности
1. Сущность и основные функции туристской анимации.
Туристский терминологический словарь определяет термин «анимация» как комплекс по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени, организации развлечений и спортивного проведения досуга.
Анимация является одним из направлений культурно-досуговой деятельности. Оно имеет определенную рекреационную функцию — это повышение удовлетворенности отдыхом, более скорое и полное восстановление моральных и физических сил. Под культурно-досуговой деятельностью понимается специфическая активность людей, проявляемая ими во время досуга.
Социально-культурная анимация служит не только снятию накопившегося психологического и физического напряжения, но и должна способствовать раскрытию способностей человека, его творческого потенциала, обогатить его новыми знаниями и навыками, помочь преодолеть имеющиеся у человека комплексы и включить его в реальное действие. В связи с этим анимационная деятельность отличается рядом характерных черт:
— осуществляется в свободное время;
— отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;
— обусловлена национально-этическими, региональными особенностями и традициями;
— характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;
— отличается глубокой индивидуальностностью;
— носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.
Туристская анимация — это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие, способствующее его рекреации. Туристская анимация основана на личных контактах аниматора (менеджера туристской анимации) и туриста, на человеческой близости, совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туристского комплекса.
Анимация как туристская услуга преследует цель активного продвижения туристического продукта и роста доходности туристического бизнеса за счет повышения качества обслуживания туристов и расширения количества предоставляемых услуг. Кроме этого, положительные эмоции, полученные туристом в ходе анимационных программ, побуждают его к повторному посещению туристского комплекса (отеля, круизного теплохода и т. д.).
Организация такой деятельности связана с формированием и реализацией программ развлечений (анимационных программ), которые смогли бы отвлечь отдыхающего от повседневных жизненных проблем, способствовать его эмоциональной разрядке, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.
При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как пол, возраст, национальность, а также готовность участия туристов в различных действиях.
В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ необходимо выделить следующие функции туристской анимации:
— адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;
— компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
— стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;
— оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека;
— информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;
— образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
— совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;
— рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы страны, региона, туркомплекса, отеля, турфирмы.
Такое разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, а также и большую разновидность анимационных программ и мероприятий.
2. Основные направления анимации в туризме
Основные направления анимационной деятельности, предлагаемые туристам (анимационные программы, театрализованные представления, анимация в тематических парках и др.) отражены в табл. 1.
Анимационные программы событийного туризма, театрализованные представления и организация развлечений в тематических парках часто выступают в качестве основной содержательной части турпакета, являются целью путешествия.
Анимационные программы на протяжении всего периода пребывания туриста в отеле должны обеспечить ему полную удовлетворенность (ощущение исполнения желания, мечты, достижения цели путешествия).
Спортивная анимация в силу огромного разнообразия возможных предложений и большой востребованности может использоваться для самого широкого спектра задач, стоящих перед работниками туристской отрасли — от разработки программы путешествия до выполнения роли своеобразного спасательного средства при неблагоприятных погодных условиях (холодное ветреное море, бесснежная зима на лыжном курорте и т. п.), при задержках транспорта и других неприятностях.
Та б л и ц а 1. Основные направления анимационной деятельности
Анимационные программы | Театрализованные представления | Анимация в тематических парках | Спортивная анимация | Гостиничная анимация |